Маяк. Москва 24.04.2013 - Где дешевле мелкий ремонт в Москве? Как развита в столице служба бытовых услуг?
Персоны
Сломался зонт? Нужны новые набойки на обувь? Порой, чтобы решить подобные бытовые мелочи, уходит немало времени и нервов. То качество оказанных услуг оставляет желать лучшего, то салон бытовых услуг днем с огнем не сыщешь. Где дешевле мелкий ремонт в Москве? Как развита в столице служба бытовых услуг? На вопросы отвечает заместитель руководителя Департамента торговли и услуг Москвы Александр Алексеевич Иванов. Ведущая - Ирина Козловская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - заместитель руководителя департамента торговли и услуг Москвы Александр Иванов. Что такое бытовые услуги, мы все прекрасно понимаем. Давайте для начала разберемся, кто нам их оказывает? И больше кого - индивидуальных предпринимателей или сетевых предприятий?
ИВАНОВ: На самом деле не все до конца, по моему опыту, понимают, что такое бытовые услуги. Я бы все-таки прежде, чем мы ответим на второй вопрос, хотел бы сказать, что из себя представляют на сегодняшний день бытовые услуги в Москве, их спектр.
ВЕДУЩИЙ: Давайте просветим население.
ИВАНОВ: Потому что отсюда проистекает, везде ли могут быть индивидуальные предприниматели? У нас очень часто бытовые услуги действительно ассоциируются с индивидуальными предпринимателями, но посмотрите спектр.
ВЕДУЩИЙ: Я знаю, что баня, нет. Там, конечно, индивидуальный вряд ли.
ИВАНОВ: Комплексные предприятия по типу мультисервиса - это ателье по ремонту и пошиву одежды, мастерские по ремонту обуви, мастерские по ремонту бытовой техники и радиоэлектроники, предприятия, оказывающие услуги химической чистки и стирки, бани, сауны, парикмахерские, мастерские по металлоремонту, клиринговые компании, оказывающие услуги населению. Если мы посмотрим на спектр этих услуг, то действительно есть место и значительное место для индивидуальных предпринимателей. Но в этом секторе работает большое количество не сетевых предприятий, а просто предприятий, самых разных форм собственности. И говорить о каком-то приоритете той или иной формы сегодня, на мой взгляд, не совсем корректно. На этом рынке присутствуют все: общества самые разные, с разным уровнем ответственности, и индивидуальные предприниматели, совсем маленькое-маленькое количество предприятий, которые имеют отношение самое непосредственное к городу Москве. У нас всего осталось только 9 акционерных обществ, которые непосредственно наши. Это две фабрики-химчистки, одна фабрика-прачечная, четыре бани и один ломбард. А все остальное - это частный рынок. И этот частный рынок на сегодняшний день весьма и весьма большой. И сегодня в Москве самые разные бытовые услуги оказывает порядка 11 700 предприятий сферы бытовых услуг, в которых работает почти 82 тысячи людей, сотрудников, работников, тех, кто занимается ремонтом.
ВЕДУЩИЙ: Хорошо. С цифрами мы вроде как разобрались.
ИВАНОВ: Вот такой объем.
ВЕДУЩИЙ: Объем хороший. Но если столько много предприятий, соответственно должен быть очень хороший диапазон цен. Насколько я знаю, люди говорят, что иногда цены кусаются и в основном это для среднего класса. А люди, которые пенсионеры, инвалиды, они говорят, что хорошо бы чуть подешевле. В какие предприятия государственные либо частные можно обратиться, чтобы там был достойный уровень услуг, но при этом было дешево?
ИВАНОВ: Ну, государственных, их на сегодняшний день нет.
ВЕДУЩИЙ: Вообще?
ИВАНОВ: Ну, вот у нас остались 9 акционерных обществ. Москва точно также ищет профессиональных операторов, профессиональных инвесторов, которые возьмут с точки зрения приватизации. Они сейчас выставлены на приватизационные действия, и они будут осуществлять профессиональную деятельность. Ну, это не новость, что государство - не самый правильный порой оператор. Все-таки бизнес, осуществляя бизнес-процессы, он лучше оперирует различными вопросами. При этом надо четко понимать, что сегменты разные. Я понимаю вашу озабоченность, но на сегодня наиболее активным ростом обладает именно сегмент среднего эконом-класса. Сегмент элитных парикмахерских, он в Москве уже достаточно насыщен на самом деле. И то количество платежеспособного населения, которое готово платить те весьма и весьма немаленькие деньги, это достаточно узкий сегмент. Например, если мы берем ту же парикмахерскую, то такое понятие, как салон-парикмахерская, это такой очень насыщенный объект, который оказывает одновременно более 25 видов услуг. Таких салонов, скажем так, не так много.
ВЕДУЩИЙ: Александр Алексеевич, вот у нас салон-парикмахерская. Мы знаем, что там могут быть совершенно запредельные, зашкаливающие цены. Но были времена, возможно, они и сейчас сохранились, когда, например, брали себе учеников какого-то профессионального училища, которые учились, и они стригли очень дешево, либо какие-то дни были специальные для пенсионеров, для инвалидов. На дверях парикмахерской или салона даже вывешивали объявления: уважаемые пенсионеры, уважаемые ветераны Великой Отечественной, в такие-то дни вы можете постричься у нас с 30-процентной скидкой.
ИВАНОВ: На самом деле это существует. Просто, может быть, люди не обращают внимание в силу каких-то причин. На сегодняшний день в Москве есть такое понятие как аккредитация социальных предприятий бытового обслуживания. И эти предприятия, их достаточно много, они предоставляют скидки малообеспеченным гражданам в размере от 15-20% от цен, установленных прейскурантом. Вот в сфере парикмахерского искусства или парикмахерской работы на сегодняшний день аккредитовано 796 предприятий. Я люблю цифры. 796 предприятий сегодня в городе Москве от прейскуранта для социальных категорий населения оказывают скидки. Причем это фактически половина всех парикмахерских, которые есть на территории города Москвы. Многими предприятиями, даже неаккредитованными, оказывается скидка по социальной карте москвича за счет собственных средств предпринимателей. Сегодня сегмент эконом-класса они рассматривают, он для них важен. И многие предоставляют скидку 5-10% просто по социальной карте москвича. И в большинстве парикмахерских и даже, я знаю, в части салонов класса люкс предоставляется стрижка волос простая, которая на 20-25% ниже, чем модельная стрижка. Мы занимались этим вопросом, изучали. То есть вопрос предоставления различных льгот существует. И говорить о том, что ничего не происходит, нельзя, на мой взгляд.
ВЕДУЩИЙ: Я и пригласила вас сюда на диалог, чтобы выяснить, что вообще происходит и просветить наших радиослушателей, что можно дешево постричься, дешево отремонтировать обувь, сдать в химчистку вещи и так далее.
ИВАНОВ: На сайте департамента торговли и услуг у нас есть информация о предприятиях, которые имеют социальную аккредитацию. Я понимаю, что тот, кто имеет доступ к интернету… Есть же внуки, есть дети, в конце концов, которые могут посмотреть, где в округе есть такое предприятие, которое имеет социальную аккредитацию.
ВЕДУЩИЙ: Александр Алексеевич, вы говорили про инвестиции в этот вид бизнеса. Но вот мне кажется, что не очень хорошо идут туда инвесторы, потому что, на мой взгляд, там все-таки низкая рентабельность, издержки непропорционально высокие. И поэтому эта ниша до сих пор не заполнена, или я ошибаюсь?
ИВАНОВ: Вы знаете, это тоже такой немножко миф. Конечно, это непростой бизнес. Это сложный бизнес. И для строительства этого бизнеса нужно очень четко понимать, куда он движется, как он движется, как строятся внутренние процессы. Мы говорим там о банях, не об элитных банях, но просто как пример. Вот группа инвесторов отремонтировала Варшавские бани.
ВЕДУЩИЙ: Да, в прошлом году.
ИВАНОВ: Да. И замечательный объект с русскими и с другими вариантами. Точно так же - Москворецкие. То есть люди будут заниматься этим бизнесом, люди будут его развивать, просто как пример, у нас на 2013 год запланировано открытие 270-280 объектов самых разных, самых разноплановых. Мы надеемся, что откроются в этом году. И порядка 90-100 объектов проведут модернизацию предприятий. Это немало. Я говорю об объектах как бы о живых. Вы понимаете, всегда кто-то открывает больше, кто-то, к сожалению, закрывается. Это бизнес. Бывают вопросы, что люди не выживают. Но вот мы ожидаем прирост порядка 270 предприятий. На наш взгляд, это немаленькая цифра. И мы сегодня ориентируемся на развитие именно сегмента доступного москвичам. На сегодняшний день мы с коллегами из департамента имущества рассматриваем вопрос, каким образом, изучив обеспеченность, изучив нехватку тех или иных бытовых услуг, чтобы в тех местах, в тех микрорайонах, где живут люди в жилых комплексах, те помещения, которые на сегодняшний день принадлежат городу, и город их предполагает сдавать или продавать, чтобы они уходили не с функционалом «свободное назначение». На рынке существует такое понятие - выставляется помещение "свободного назначения". Понятно, что тому, кто ремонтирует обувь, очень сложно конкурировать с банком по ценовой своей возможности. И поэтому сегодня мы рассматриваем, и это как бы уже реализуется на самом деле - на рынок выставляются помещения с конкретно обозначенным назначением. То есть там торговля, общественное питание, бытовое обслуживание. Там, где написано «бытовое обслуживание», туда уже не может прийти банк, скажем так. И это важно, это вот некая технология управления городом с помощью своего собственного имущества, насыщения и создания комфортной среды для жителей Москвы.
ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Очень все симпатично выглядит. Вот, например, у меня есть, не у меня, у города, есть помещения, которые, обозначим - для бытовых услуг. Но это помещение, в него столько нужно вложить денег, что предприниматель подумает вообще: нужно мне это помещение или я подожду, или возьму подороже, но хоть будет место поприличнее и район попрестижней.
ИВАНОВ: Место поприличней, район попрестижней. Вы там жить собираетесь или вы там зарабатывать собираетесь?
ВЕДУЩИЙ: Я? Я собираюсь там чинить.
ИВАНОВ: Чинить. Знаете, сегодня тенденция движения не людей к услугам, а услуг к людям, это касается самых разных сегментов, это касается общественного питания, это касается бытовых услуг, она как бы явно выражена. Сегодня у бизнеса есть, а мы с ним общаемся постоянно, такой общественный экспертный совет, куда входят представители самых-самых разных групп. И сегодня у бизнеса, еще раз говорю, явно выраженное желание приблизиться к потребителю, то есть как-то стать рядом и оказывать адекватную услугу. Бизнес понимает, что в химчистку-прачечную за полчаса на машине не поедешь, все равно она нужна рядом.
ВЕДУЩИЙ: По поводу цен мы выяснили, по поводу заполненности рынка мы тоже выяснили. По поводу аренды, что город предоставляет неплохие условия, опять-таки хорошо. Но можно открыть салон, можно разработать бизнес-стратегию, но без хороших специалистов вы прогорите. Что у нас в Москве делается для подготовки кадров, то есть как у нас развито базовое обучение специалистов сферы услуг?
ИВАНОВ: Сложно. Вопрос, я бы так сказал, абсолютно правильный и абсолютно непростой. Вчера на итоговой коллегии комплекса экономического развития Москвы Сергей Семенович Собянин, наш мэр на абсолютно такой же вопрос представителей профессионального сообщества сказал, что для того, чтобы эта подготовка стала осуществляться по современным подходам, принципам, чтобы дети, которые учатся в этих учебных заведениях, не становились прослойкой между ВУЗом, школой и улицей, сегодня город Москва прорабатывает возможность передачи этих учебных заведений, даже с теми бюджетным финансированием, которое существует у города, передачи опять же профессиональным операторам, профессиональным ассоциациям, насколько я понял, профессиональным объединениям или же отдельным большим предприятиям, которые готовы взять на себя вот этот процесс подготовки кадров. Чтобы эти кадры соответствовали тому, что нужно рынку, а не тому, что зачастую, к сожалению, выпускают наши учебные заведения. То есть, есть реально такая вилка, есть реально такая ступенька. Она не новая. Если помните, в советские времена тоже говорили: забудьте все, чему вас учили, все по-новому. Сейчас та же самая история. Но действительно бизнес, в отличие от советских времен, когда оборудование стояло и в ПТУ или в техникуме, и на производстве более-менее похожее, то сейчас порой в бизнесе стоит такое оборудование на предприятиях. Когда приходит бывший выпускник колледжа и смотрит на это оборудование - он не плохой, он хороший - он просто его никогда не видел. И сегодня задача подготовки кадров состоит в том, чтобы бизнес, и вот эта образовательная среда как бы сошлись, сплелись, и вместе бы в каком-то смысле занимались этим делом. Потому что примеров выше крыши, примеров много. Ну, самая продвинутая с точки зрения ремесел - это Германия. И вот, например, в Германии в колледжах, где готовят персонал для разных сфер услуг, учащиеся основное внимание уделяют практике. Они значительное время находятся вместе с мастерами на производстве. То есть у них не очень большая теоретическая часть, а они много делают руками, то есть они реально учатся работать. Мы, к сожалению, встречаемся с тем, что у нас порой выходят в определенном смысле теоретики в том, что вот этот трудовой навык, вот вы показали ему, рассказали, но навыка этого трудового - резать, пилить, строгать, прибивать не дали.
ВЕДУЩИЙ: Но если вы упомянули Германию, то в Германии, насколько я знаю, сфера бытовых услуг делится как бы на два таких больших пула, раздела. То есть там есть предприятия, которые обеспечены господдержкой. Даже если они прогорают, государство им доплачивает, чтобы они держались наплаву. И для них финансовая прибыль не стоит на месте. Главное - оказывать услуги. Вторая группа - там уже извлечение прибыли конкретно является их приоритетом. Это точно, это я знаю.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Вопрос к вашему гостю. Во-первых, это Жулебинский бульвар, дом 1, юго-восток. У нас много лет в доме была в пристроечке прекрасная мастерская по ремонту обуви. И теперь куда-то она уехала. Сюда шла половина Жулебино. Это первый вопрос. И второй вопрос. Это прямо крик души. У нас лет пять тому назад закрывалась ярмарка выходного дня, которая была около нашего дома, прямо рядом с нашим домом. Мы все были так довольны, любили ее, потом ее закрыли. Теперь в марте вдруг мне Гришин, новый директора ярмарки, значит, в марте действительно ярмарка была несколько раз у нашего дома, Жулебинский, дом 1. Вторая ярмарка - это где-то в другом конце, в Люберцах. А мы, старики, мы ходили на эту ярмарку.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Мы вопрос записали. Конечно, ярмарка выходного дня - это не совсем по бытовым услугам. Но так как Александр Алексеевич представитель департамента торговли, я думаю, что он вопрос донесет.
ИВАНОВ: Я и донесу, и хочу сказать, что на сегодняшний день поставлена задача, и мы ее достаточно успешно реализуем, чтобы все районы города Москвы имели ярмарки выходного дня, порядка 125 ярмарок во всех районах должно быть. И я коллегам, которые занимаются непосредственно этим вопросом, конкретно ваш адрес донесу, и где сейчас находится ярмарка, мы посмотрим. И вопрос по ремонту обуви. Вопрос абсолютно правомочный. Но, вы знаете, сложный вопрос с ремонтом обуви последнее время возник. Произошло вот что. У нас происходит трансформация нашей жизни, в том числе бытовых услуг. И, к сожалению, это действительно так, не все бытовые услуги, особенно вот ремонт обуви, выдерживают условия существования в сегодняшнем мире. Если брать ремонт обуви, то проводилось специальное исследование, и вы знаете, изменился, трансформировался вот этот бизнес, появилось очень много ремонта непригодной обуви. Молодежь не ремонтирует кеды, кроссовки, появились угги, их изредка ремонтируют. То есть появилось много обуви, которая разовая, то есть ее поносили, выбросили. Первая позиция. Вторая позиция. На самом деле сегмент обуви, значительная часть этого сегмента реально перешла в класс ближе к эконому или в эконом-класс. Есть много обуви, которая в принципе потенциально является ремонтопригодной, но порой как бы проще купить новое, нежели ремонтировать старое. Я просто приведу один пример, который, может быть, не обуви касается, но очень яркий. Это тоже касается бытовых услуг. Изготовление ключей. Недавно мне бизнесмен рассказывал, что он принял на работу сотрудника, которому была поставлена задача вот этот вопрос решить. А сотрудник посчитал и сказал, что нам для всего офиса нужно купить просто-напросто личину, потому что новая личина с пятью ключами, которые к ней прилагаются, это дешевле, чем мы будем делать пять новых ключей из заготовок. Вот вам пример экономики, которая сегодня меняет отношение людей к сфере бытовых услуг.
ВЕДУЩИЙ: Тогда еще один вопрос запишите, это с форума. На улице Нагатинская, около метро «Коломенская» закрывается старинный магазин «Ремонт одежды и обуви». Хозяйка говорит, что подняли аренду, а на ее месте открыват «Хинкальную». Это так, к сведению. Скажите, а насколько хорошо обстоят дела с кредитами для тех, кто решил вступить в этот рынок бытовых услуг, его легко получить, и как часто им пользуются?
ИВАНОВ: На сегодняшний день кредиты у нас не для рынка бытовых услуг, для малого и среднего бизнеса. В Москве существует система, есть департамент у нас специальный, который занимается у нас вопросами малого и среднего бизнеса. И у них есть, как минимум, три программы, которые я знаю. Очень интересная есть программа для малого бизнеса с получением финансирования под лизинг оборудования, потому что сегодня многие вопросы в сфере бытовых услуг, они не ручные, а оборудовано-насыщенные. Оборудование недешевое. И вот под эту задачу можно получить определенные деньги. Можно получить кредиты на открытие бизнеса, есть такая форма. И есть еще возможность получения компенсации ставки рефинансирования при получении тех или иных денег. Для этого нужно на сайте департамента науки и промышленности заполнить специальную форму заявки, есть список тех документов, которые необходимо приложить. Подается комиссионно, с привлечением общественности. Сегодня все вопросы решаются с привлечением профессионального сообщества и общественных организаций. И достаточно приличные суммы, я знаю по прошлому году, по лизингу через этот департамент проходили. Поэтому, к сожалению, может быть зачастую нашим бизнесменам или нашим людям, которые хотели бы заняться бизнесом, не хватает знаний или там компетенции для того, чтобы сформировать какие-то доказательные документы. Но как раз наши коллеги из департамента науки и прорабатывают систему образования для будущих предпринимателей, для потенциальных предпринимателей. Точно так же на сайте описано, где, когда, какие курсы проходят, где как можно понять, изучить экономику.
ВЕДУЩИЙ: Александр Алексеевич, к вам часто в департамент поступают жалобы на плохое обслуживание в тех или иных предприятиях?
ИВАНОВ: Не могу сказать, что часто, но действительно такие жалобы поступают.
ВЕДУЩИЙ: Жалуются на плохое качество, на цены, на хамское поведение?
ИВАНОВ: Как правило, это все-таки на уровень, на качество оказанных услуг. А здесь все, так сказать, и небрежное поведение персонала, и не до конца там отремонтированные или вообще неотремонтированные…
ВЕДУЩИЙ: А город может как-то повлиять на этих собственников?
ИВАНОВ: Честно говоря, сложно. Но мы никогда ни одно обращение не оставляем без ответа, мы стремимся найти разные пути влияния на эту ситуацию, потому что человек живет не в безвоздушном пространстве. И мы силами и префектуры, и управы мы обязательно встречаемся с той организацией, на которую кто-то пожаловался, выясняем, разбираем эту ситуацию, мы слушаем обе стороны, потому что с другой стороны точно также бывают самые разные вопросы. И никто не отменял термин «экстремизм потребителя», он тоже существует, это общепринятый термин. Поэтому мы стремимся вопросы снять. Да, надо понимать, наши люди не привыкли, но в соответствии с действующим законодательством, если вы не находите понимания у предпринимателя и есть понимание, что действительно оказаны не должного образа услуги, ну там экспертные организации, то в данном случае суд - это тоже общепринятая практика.
ВЕДУЩИЙ: Если по округам нам составить такой своеобразный график, какой из округов Москвы меньше охвачен какими-нибудь бытовыми услугами, где нужно их насаждать все больше и лучше, и качественнее?
ИВАНОВ: У нас самый насыщенный Центральный округ, но как это не парадоксально, даже в Центральном округе, я назвал по ярмаркам выходного дня 153 района, которые должны быть охвачены, точно также есть районы, вот если в целом округ достаточно насыщен, то даже в Центральном округе есть отдельные районы, где ощущается в том или ином виде…
ВЕДУЩИЙ: Скудно.
ИВАНОВ: Не то что скудно, но есть определенная нехватка. Поэтому сказать, что хуже всех какой-то округ, даже для примера не буду один называть. По-разному, реально по-разному. Причем и округа-то разные: где-то жителей больше, где-то жителей меньше. Тут сказать, что у кого-то - совсем плохо? Нет, у нас примерно все более-менее одинаковые. Центральный округ однозначно превалирует над всеми, и понятно, что сейчас мы с нашим замечательным новым округом все вопросы тоже отрабатываем.
ВЕДУЩИЙ: Александр Алексеевич, спасибо большое, что приняли участие в нашей программе.