Картинка

Маяк. Москва 26.04.2013 - Как изменится расписание в летний период? Кто имеет право на бесплатный проезд?

26 апреля 2013, 16:00

Персоны

Центральная пригородная пассажирская компания - крупнейший перевозчик среди пригородных пассажирских компаний России. Ежедневно ее услугами пользуются около 1,6 миллиона человек. Как изменится расписание в летний период? Кто имеет право на бесплатный проезд, и можно ли приобрести билет на пригородный поезд предварительно? На вопросы отвечает советник генерального директора ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" Елена Николаевна Ерохова. Ведущая - Екатерина Высоковская

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - советник генерального директора акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" Елена Ерохова. Мы будем говорить о привычных электричках, о том, остаются ли они по-прежнему привычными со всеми сопутствующими неудобствами или уже забрезжил свет модернизации в виде новых комфортабельных вагонов, удобных систем продажи билетов и сокращения времени в пути. Я говорю о привычных электричках зеленых. А сколько им уже лет?

 

ЕРОХОВА: Вот это вопрос. Очень много.

 

ВЕДУЩИЙ: Вот сколько мы себя помним, столько они такие, да?

 

ЕРОХОВА: Это, в общем, конечно, исторические. Я думаю, в представлении всех наших граждан это и есть пригородная электричка, это та самая зеленая, древняя, древняя.

 

ВЕДУЩИЙ: Здесь есть и хорошие черты, потому что это традиция, но есть и, конечно, некоторые неудобства. И иногда, я так мягко скажу, когда едешь в электричке, то ты понимаешь, что это не роскошь все-таки, а средство передвижения. Конечно, современная жизнь требует повышения комфортности. И я хотела у вас спросить, что делается для этого?

 

ЕРОХОВА: Конечно, компания занимается именно улучшением качества пригородного обслуживания, комфортности поездов. И нужно сказать, что без этого мы не видим своего будущего. Вот это представление о качестве пригородных услуг - это и есть то самое, что обеспечит нам пассажиров, их лояльность, их приход на наш вид транспорта, и, в общем, наш конкурентный успех среди всех прочих перевозчиков.

 

ВЕДУЩИЙ: Все-таки пассажиры приходят к вам еще и потому, что деваться некуда.

 

ЕРОХОВА: Вы знаете, деваться некуда тогда, когда случается природный катаклизм. Например, вот эта зима, когда было очень много снежных дней, и мы видим феноменальный прирост пассажиров, в том числе связанный именно с климатическими событиями, с большим количеством снегопадов. У нас в феврале был прирост 20%. Это очень много.

 

ВЕДУЩИЙ: Но и пробки делают свое дело?

 

ЕРОХОВА: Безусловно. Конечно, вообще первая причина, по которой многие пассажиры выбирают пригородное железнодорожное сообщение, это возможность избежать автомобильных пробок. Учитывая то, что маятниковое движение трудовой миграции у нас составляет примерно 40% всего пассажиропотока, а пассажиропоток в сутки превышает полтора миллиона человек, конечно, пробки - это наше большое подспорье.

 

ВЕДУЩИЙ: Клиенты у вас есть. Но на самом деле не все так плохо. Уже есть проблески вот этой модернизации, про которую мы говорим, потому что, наверное, очень обидно будет думать, что все это только нацелено на будущее и ничего не делается для настоящего. Вот уже появляются скоростные экспрессы, причем очень разные. Они трех видов. И я думаю, что за ними все-таки будет основное слово?

 

ЕРОХОВА: Да, уже, в общем, сейчас основной массовый поток пассажиров, безусловно, пользуется вот этими зелеными электричками, так называемыми шеститысячными поездами. Но при этом около 10% в 2012 году пассажиров было перевезено именно на поездах скоростных, которые предлагают повышенный уровень качества. Они у нас сейчас существуют в трех вариантах. Первый - это тоже достаточно полюбившиеся пассажирам «Спутники». Это поезда, которые соединяют головные вокзалы Москвы с городами-спутниками Москвы: Мытищи, Пушкино, Болшево и так далее. Это поезда, которые обеспечивают тактовое движение и доставляют пассажиров в город с максимальной скоростью. Из Мытищ поезд идет 18 минут, если мне память не изменяет.

 

ВЕДУЩИЙ: Да. Я даже себе записала. Вот эти экспрессы, которые соединяют с городами-спутниками, они идут в Раменское из Москвы, в Железнодорожный, в Пушкино и Болшево.

 

ЕРОХОВА: Да, совершенно верно, и Мытищи.

 

ВЕДУЩИЙ: И вот такие приводятся цифры. Дорога до Мытищ занимает 18 минут, до Люберец 23 минуты с Казанского вокзала.

 

ЕРОХОВА: Да. Совершенно верно. Это уже другое качество услуги. Но если мы пойдем с вами дальше, то у нас с вами будут города Подмосковья - Можайск, Звенигород, это областные экспрессы. Это тоже скоростные поезда повышенного качества. А чем они от «Спутников» отличаются?

 

ВЕДУЩИЙ: А чем они от «Спутников» отличаются?

 

ЕРОХОВА: Они отличаются от «Спутников» прежде всего тем, что идут на более далекое расстояние, потому что, если у нас «Спутники» - это расстояние около 20-30 километров, областные экспрессы - в среднем расстояние уже около 180 километров.

 

ВЕДУЩИЙ: А по комфортности и потому, что они идут без остановок,  в принципе - то же самое?

 

ЕРОХОВА: Они идут с минимальным количеством остановок. Там у нас с вами, конечно, требования к комфортности несколько другие, потому что пассажирам нужно ехать достаточно долго.

 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Я хотела задать вопрос вашему гостю. Я по вопросу электрички. Наша электричка, которая необходима очень многим, до самого Талдома от Савелова останавливается до Дмитрова у каждого населенного пункта. И таким способом движение получается 2,5 часа - 2,40 до Талдома. Когда на Дмитров едут электрички каждые полчаса - 40 минут с теми же самыми остановками, полупустые электрички едут. Нельзя ли вот эту талдомскую электричку, чтобы она минимально делала остановки на крупных - Лобня, Яхрома, чтобы сократить время пути до Талдома?

 

ЕРОХОВА: Спасибо большое за вопрос. На самом деле - это, конечно, важнейшая и актуальнейшая тема для пригородного сообщения, формирование расписания и формирование остановочных пунктов. Здесь нужно сказать, что Центральная пригородная пассажирская компания не совсем свободна в выборе возможных вариантов. Безусловно, мы пытаемся сформировать маршруты, учитывая максимальные требования и удобства для пассажиров. Но график движения поездов, расписание, в том числе остановочные пункты, - все это сфера ответственности компании РЖД, которая является владельцем инфраструктуры и, в том числе, управляет движением.

 

ВЕДУЩИЙ: Например, вы советуете, вот нам надо до Мытищ пустить «Спутник», а вот теперь нам надо до Талдома пустить «Спутник», или это вообще невозможно?

 

ЕРОХОВА: Мы, безусловно, обращаемся в компанию с предложениями. На часть из них РЖД всегда идет нам навстречу, если это возможно технически и технологически, не мешает иным видам движения. Компания старается реализовать. Но, к сожалению, это не всегда возможно, не всегда в наших силах.

 

ВЕДУЩИЙ: Но вот звонок был прочувствованный, ощущается, что это проблема.

 

ЕРОХОВА: Да. Я думаю, что если есть возможность каким-то образом оставить свои координаты, то мы проработаем этот вопрос и подробнее ответим тогда слушателю лично.

 

ВЕДУЩИЙ: Нам осталось еще перечислить те «Спутники» или те экспрессы, которые соединяют Московскую область с другими регионами.

 

ЕРОХОВА: Да. У нас есть еще один самый наш любимый и самый комфортный, и удобный для пассажиров вид скоростного, даже практически пригородного сообщения, это межобластной экспресс, соединяющий Москву со столичными городами соседних субъектов Российской Федерации: Москва - Калуга, Москва - Рязань. Конечно, это поезда наивысшего качества. Это поезда новенькие, с иголочки. Это поезда, отличающиеся от всех прочих поездов тем, что на них продаются места. То есть вы едете так же, как в поезде дальнего следования, вы покупаете билет с местом.

 

ВЕДУЩИЙ: С нашей иголочки или это вы закупаете за рубежом?

 

ЕРОХОВА: Пока с нашей, но я вас уверяю, это лучшее, что есть у нас.

 

ВЕДУЩИЙ: Но я-то ратую за нашу промышленность. Во всяком случае обновление подвижного состава и закупка, которая у нас запланирована в этом году, это наши поезда, российские. Вот появилась даже такая информация, что, возможны у нас дабл-декеры,  такие вот двухэтажные вагоны. Причем, скажу вам сразу, что информация о том, что на дальних перевозках такие вагоны прогнозируются, тоже есть. И она обретает какие-то уже даже конкретные черты. Например, говорится о том, что это будет Тверской вагоностроительный завод совместно с французской компанией, и что первым пилотным маршрутом станет Москва - Адлер. Что вы скажете по этому поводу?

 

ЕРОХОВА: Ну, Москва - Адлер - это все-таки дальнее сообщение.

 

ВЕДУЩИЙ: Хотя и к морю.

 

ЕРОХОВА: Прекрасное направление. Туда только двухэтажным вагоном и ездить. А что касается пригородного сообщения, здесь немножко сложнее, потому что специфика пригородного сообщения заключается в том, что вам нужно быстро выпустить людей из вагона и быстро обеспечить посадку пассажиров. Здесь сложно сделать это, используя двухэтажный вагон. Например, наши слушатели в курсе того, что компания «Аэроэкспресс» заявляла о приобретении двухэтажных вагонов. Здесь интермодальное сообщение с аэропортами. Все спокойно сели в городе, все спокойно вышли в аэропорту. Это оправдано. В части пригородных пассажирских перевозок, таких очень-очень быстрых, суетливых я бы даже сказала в какой-то степени, пока таких планов у компании все-таки нет.

 

ВЕДУЩИЙ: Психологически, конечно, людям, которые едут 20 минут, очень трудно подняться на второй этаж и спуститься, потому что ты не успеешь к своей очереди.

 

ЕРОХОВА: Да, совершенно верно.

 

ВЕДУЩИЙ: Но если эта дорога занимает 2-2,5 часа, тогда возможно?

 

ЕРОХОВА: Ну, 2-2,5 часа можно воспользоваться прекрасным поездом с предоставлением места.

 

ВЕДУЩИЙ: У вас хватает этих поездов, да?

 

ЕРОХОВА: Да. На данный момент достаточно, то есть нет потребности в двухэтажном подвижном составе?

 

ВЕДУЩИЙ: Мы немножечко с вами заговорили про пассажиропоток, и что вы не особо можете повлиять на расписание. И все-таки, ведь очень много людей приезжают в Москву на работу из Подмосковья. Это такая жизненная артерия, которая нас соединяет. И как все-таки учитывается этот пассажиропоток, насколько он мобилен и способен реагировать на то, где больше нужда сейчас в перевозках, есть ли вообще какой-то регистратор, который отслеживает?

 

ЕРОХОВА: Вы знаете, компания постоянно проводит мониторинг пассажиропотока. Это такой вообще каждодневный труд. Мы ежегодно обновляем свою статистику, мы, кроме того, что она у нас есть в виде учетных данных, мы проводим просто исследования маркетинговые на всех направлениях, на которых ездят наши поезда. Вы знаете, например, интересный факт. 23 станции, всего 23 станции Московского транспортного узла формируют 70% пассажиропотока.

 

ВЕДУЩИЙ: А всего станций более полутора тысяч?

 

ЕРОХОВА: На московском узле - более 500, а в целом на полигоне действия компании - да, более полутора тысяч. Поэтому, безусловно, конечно, мы знаем вот эти концентраторы, мы максимум усилия прилагаем к тому, чтобы обеспечить удобства людей именно на этих направлениях. Вы знаете, есть такой экспериментальный полигон в нашей компании - казанское направление. Все свои идеи по улучшению качества обслуживания, по введению каких-то новинок мы, так сложилось, обкатываем на казанском направлении. И не в последнюю очередь, благодаря славной станции Выхино, которая является просто каким-то пиком. Ну, это нечто, это нечто!

 

ВЕДУЩИЙ: Как говорят, лидер продаж.

 

ЕРОХОВА: Да, совершенно верно.

 

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Вы обкатываете на этих станциях такие новшества, как продажа билетов через автоматы, турникеты и так далее?

 

ЕРОХОВА: Да, да, безусловно, конечно. Сейчас вообще компания устанавливает турникеты, уже установлены они по всем основным станциям, более 80 станций.

 

ВЕДУЩИЙ: Но они не на всех?

 

ЕРОХОВА: Нет, они пока не на всех.

 

ВЕДУЩИЙ: А вы планируете на всех или это нерентабельно?

 

ЕРОХОВА: Нет, это экономически нецелесообразно. Есть определенный уровень пассажиропотока через станцию в час, который каким-то образом позволяет нам окупить эти вложения, потому что это отнюдь недешево.

 

ВЕДУЩИЙ: Давайте про билеты поговорим. Во-первых, сильно отличается стоимость билетов «Спутника» или экспресса от обычной электрички?

 

ЕРОХОВА: Ситуация следующая. За стоимость проезда в пригородных поездах у нас в стране отвечают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

ВЕДУЩИЙ: И что они решают?

 

ЕРОХОВА: Это означает, что правительство Москвы своим постановлением устанавливает стоимость проезда пассажиров в пригородной электричке, в зеленой. В настоящий момент она по всей территории Москвы в одном направлении без пересадки, не зависимо от расстояния, составляет 26 рублей. На территории Московской области - 16,5 рублей за 10 километров. Это решение правительства. Мы имеем право возить пассажиров по иной стоимости только в нескольких случаях: либо мы предоставляем скидку в рамках абонементного билета, либо же нам предоставлено право в скоростных поездах, поскольку все-таки это другой уровень качества, нам предоставлено право увеличить тариф, но не более, чем в два раза.

 

ВЕДУЩИЙ: Понятно. И там уже не действуют проездные билеты?

 

ЕРОХОВА: Нет. В скоростных поездах?

 

ВЕДУЩИЙ: Там только разовые?

 

ЕРОХОВА: Разовые.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, пожалуйста, проверка билетов на дорогах - это сейчас особый разговор, потому что ликвидированы штрафы за безбилетный проезд. Но всегда есть такая возможность быть добросовестным «зайцем» в том плане, что если стоит электричка и ты бежишь к ней, и тебе нужно на нее успеть, ты не успеваешь приобрести билет и понимаешь, что потом тебе ждать электричку минут 40, и ты в нее вбегаешь, но ты очень хочешь заплатить. И ходят по электричке, как я понимаю сейчас, такая компенсационная мера, что нельзя взимать штрафы, но зато можно продавать билеты в электричках. Они с какой-то наценкой продаются?

 

ЕРОХОВА: Нет, нет, это ни в коем случае не наценка.

 

ВЕДУЩИЙ: Но немножко дороже получается.

 

ЕРОХОВА: На самом деле ситуация выглядит следующим образом. Штраф, он предусмотрен, просто совершенно нет никакой возможности этот штраф с пассажа взыскать. Поэтому компания, учитывая, в том числе, что не на всех платформах, не на всех остановочных пунктах имеются кассовые окна или печатающие автоматы, и где-то пассажир может просто не иметь возможности купить билет, компания, те контролеры, которые проверяют билеты в поезде, в том числе являются кассирами, и продают вам этот билет. Но в силу того, что это все-таки безбилетный проезд, компания оказывает ему дополнительную услугу по продаже билета, и вот это и есть своего рода компенсация компании дополнительная, сбор с пассажира.

 

ВЕДУЩИЙ: Но он единый, этот сбор?

 

ЕРОХОВА: Он единый и совершенно недраматический размер.

 

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Но вот сейчас еще больше упрощается система билетов, и мы постепенно к ней в Москве будем к ней привыкать. Это всевозможные электронные варианты билетов, в том числе кошельки электронные, куда ты кладешь определенную сумму, а дальше ты ее тратишь, пока она у тебя не заканчивается. Будете ли вы на пригородных электричках тоже к этой системе приобщаться, московской?

 

ЕРОХОВА: Да, будем. Мы совместно с департаментом транспорта Москвы активно работаем над этим вопросом. По планам до конца 2013 года пригородные перевозки компании должны быть присоединены к этому электронному кошельку. Сейчас прорабатывается техническая сторона вопроса и финансовая сторона вопроса, потому что, конечно, это несколько разные виды транспорта и несколько разный принцип расчета стоимости проезда. Все-таки в городском транспорте - просто факт разовой поездки, а у нас получается еще и тариф дальности. Поэтому здесь работа ведется и будет завершена в срок.

 

ВЕДУЩИЙ: Но факт, что вы тоже собираетесь к этому присоединиться?

 

ЕРОХОВА: Да.

 

ВЕДУЩИЙ: Когда мы говорим про электрички, обычные наши зеленые, про которые мы уже сказали, что они привычные для нас, все-таки вопрос санитарных норм, он как-то сам собой подсказывается жизнью, и не хочешь, а вспомнишь про этот вопрос. Поэтому я его вам и задам. Но, может быть, даже не согласно нормативам, а согласно практике. Что я имею в виду? Вот сколько раз в день, допустим, при таком огромном пассажиропотоке убирается вагон электрички? Есть ли там постоянные уборщики?  Как решается вопрос с кондиционированием, что очень актуально для летних месяцев?

 

ЕРОХОВА: Здесь следующая ситуация.  Конечно, у нас есть всевозможные нормативные акты, которые регулируют это. Это и санитарные правила, это и правила перевозки пассажиров, в которых все достаточно подробно описано, какие физические параметры должны быть обеспечены в поезде. На практике это выливается в то, что то финансирование, которое сейчас выделяется на содержание подвижного состава, не всегда бывает достаточным для того, чтобы обеспечить 100-процентное качественное и комфортное состояние подвижного состава для пассажиров.

 

ВЕДУЩИЙ: На аутсорсинг не переводят еще?

 

ЕРОХОВА: Да. Как раз вот на том нашем любимом экспериментальном казанском направлении компания с августа прошлого года реализует такой экспериментальный проект. Больше 80 единиц подвижного состава мы самостоятельно дополнительно убираем, содержим. И нужно сказать, что это очень понравилось пассажирам. Если раньше у нас было 23-25 жалоб пассажиров в сутки на состояние поездов, то сейчас их количество сократилось до максимум 5-8 замечаний, и даже поступают благодарности.

 

ВЕДУЩИЙ: На самом деле это одна из главных проблем передвижения на электричке. Вот это, и я бы добавила еще торговлю. Не знаю, как с  ней поступать. Она многим кажется приятной и полезной, и многие говорят, что они вот так по ходу движения что-то приобретают. Но с другой стороны, мне кажется, торговля - отдельно, а вот проезд на электричке отдельно.

 

ЕРОХОВА: Есть такая проблема. К сожалению, с ней достаточно сложно справиться. В общем-то запрета торговать в электричке нет. И мы пытаемся как-то решать.

 

ВЕДУЩИЙ: Да, это сложный на самом деле вопрос, учитывая еще и привычку пассажиров к этому, и даже какое-то одобрение с их стороны. Но все это входит в систему безопасности, как мне кажется. Вот в этой связи тоже вопрос. У вас сотрудничество только с органами МВД или у вас есть собственная система безопасности на электричках?

 

ЕРОХОВА: Смотрите, какая здесь ситуация. Вот вы сказали, собственная система безопасности на электричках. Да, мы перевозчик, мы отвечаем за безопасность пассажиров внутри поезда. Как только нога пассажира вступила на платформу, ответственность за его безопасность передается другой стороне - владельцу инфраструктуры.

 

ВЕДУЩИЙ: А вот в поезде?

 

ЕРОХОВА: В поезде, безусловно, это наша компетенция. И здесь у нас работают как привлеченные охранные предприятия, здесь у нас идет активное сотрудничество с транспортной полицией в том числе, и здесь у нас есть опять же определенные - пока это эксперимент, возможно, он будет распространен на весь полигон - привлечения сотрудников МВД. И нужно сказать, конечно, патрулирование поездов сотрудниками МВД многократно повышает чувство уверенности пассажиров в том, что с ними все будет в порядке.

 

ВЕДУЩИЙ: Да, безусловно. А в каждой электричке есть бригада безопасности?

 

ЕРОХОВА: В каждой электричке сейчас есть бригада разъездного билетного кассира и охранников. Но полномочия вот этой охраны, они в какой-то степени охраняют кассира от пассажиров и, в том числе, конечно, присматривают за порядком в поезде. Но полномочий привлечь к какой-то ответственности пассажира у таких охранников немного.

 

ВЕДУЩИЙ: Все-таки, когда возникают нештатные ситуации, то всегда люди думают, что вот раньше не предугадали и не подготовились, всегда неожиданны эти ситуации. Ну вот в метро мы уже знаем, что там есть переговорные. А вот что в электричках?

 

ЕРОХОВА: В электричках в первую очередь система мониторинга ситуации в вагоне.

 

ВЕДУЩИЙ: Мониторинг - это что, камеры?

 

ЕРОХОВА: Да, совершенно верно.

 

ВЕДУЩИЙ: Сейчас есть камеры?

 

ЕРОХОВА: Сейчас есть, да. Во всяком случае, компания работает очень-очень активно в этом направлении.

 

ВЕДУЩИЙ: Поскольку мы с вами затрагиваем как нынешнюю жизнь, так и перспективное направление, то, естественно, не могу не спросить вас о дружбе с интернетом. Может быть, даже не о том, есть ли wi-fi, потому что его пока что нет. И если мы говорим об обычных электричках, то там и развернуться ему негде.

 

ЕРОХОВА: Да. Если сказать по правде, нет ощущения, что он должен там появиться в обычных наших шеститысячных поездах, потому что затраты на это оборудование достаточно серьезные.

 

ВЕДУЩИЙ: Все-таки это уже скорее в экспрессах?

 

ЕРОХОВА: Да, и в межобластных поездах.

 

ВЕДУЩИЙ: Но с другой стороны, вот расписание в интернете, может быть, даже какое-то интерактивное табло с указанием отмененных рейсов или наоборот дополнительных рейсов, вот это вроде бы как-то…

 

ЕРОХОВА: Вы знаете, у нас сейчас идет активная стадия формирования своего собственного сайта компании, на котором будет все, я вас уверяю, в том числе расписание, в том числе самая оперативная информация об изменении  движения поездов. Очень много идей на самом деле. И нам нашего собственного представления и наших собственных предположений может порой даже не хватить. Вот если бы нам пассажиры, слушатели присылали на тот  действующий сайт, который у нас сейчас есть, свои какие-то предложения о том, чем его наполнить, чтобы он был максимально удобен для пассажиров. Мы обязательно воспользовались бы их идеями. Но среди таких, обсуждаемых у нас сейчас, например, возможность продажи через интернет абонементов. Разовый билетик мы не продадим, а вот абонемент - попытаемся продумать этот вариант.

 

ВЕДУЩИЙ: Но в любом случае стало более комфортно после того, как появились вот такие турникеты, появились автоматы по продаже билетов.

 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Очень хотелось бы узнать, когда сократится расстояние, вот когда выходим с электричек, то приходится прыгать на платформу. А сейчас и с тележками, и с клюшками. Не то, что начинается этот сезон, вообще в любое время очень большое расстояние.

 

ЕРОХОВА: Это расстояние между дверью состава и платформой. Ситуация такая. Сейчас компания ведет работы, в том числе по переобустройству отдельных платформ, по их удлинению, расширению, оборудованию современными, необходимыми для пассажиров объектами. По ряду объектов будет при переобустройстве платформ пересматриваться определенные изменения. Но здесь не всегда это возможно, потому что здесь - просто технические строительные нормы железнодорожной инфраструктуры.

 

ВЕДУЩИЙ: Но вот такие пожелания у пассажиров. Вот вы говорите опрометчиво: пишите. Вот вам напишут, а не все возможно.

 

ЕРОХОВА: Пусть пишут. Это очень для нас важно, интересно, обратный отклик от пассажиров.

 

ВЕДУЩИЙ: Не все возможно реализовать. Но, естественно, сейчас все динамично развивается, и новые технологии приходят, никуда от них не деться. И я вижу, что вы внимательно относитесь к этому и пытаетесь, что возможно, внедрить. Я благодарю нашего гостя сегодняшнего.

Маяк. Москва. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация