Маяк. Москва 29.04.2013 - Об изменениях в стратегии развития столицы
Персоны
Строительство новых станций метро, развитие улично-дорожной сети, реконструкция промышленных зон, стабилизация застройки и реновация исторического центра, повышение качества городской среды… Все это - приоритетные направления развития Москвы и Московской агломерации.
И насколько качественно и в срок будут выполнены эти задачи, во многом зависит от политики, которую проводит один из старейших институтов ГУП "НИиПИ Генплана Москвы". Об изменениях в стратегии развития столицы рассказывет и.о. директора института Карима Робертовна Нигматулина. Ведущая - Елена Щедрунова.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - исполняющую обязанности директора НИиПИ Генплана Москвы Кариму Нигматулину. Поговорим об изменениях в стратегии развития столицы. Карима, каков у вас опыт работы для того, чтобы понять, насколько вы будете легко управлять таким сложным организмом, как НИиПИ Генплана Москвы?
НИГМАТУЛИНА: Предыдущая моя работа тоже была руководителем. Я руководила довольно крупной группой, хотя в другой сфере. Но это тоже было связано с экономическими вопросами, хотя в сфере здравоохранения. Я свою предыдущую группу, кстати, собирала полностью с нуля. Поэтому есть такой опыт набора команды полностью с нуля. А здесь уже коллектив сформирован, и с ним просто необходимо вплотную работать.
ВЕДУЩИЙ: То есть вы скорее экономист, а не архитектор? Потому что здесь же нужны архитекторы, градостроители, вы - скорее экономит.
НИГМАТУЛИНА: Я получила свою докторскую в США по прикладной математике и по экономике. Я могу отметить, что для вопросов градостроительства вообще необходимо не только архитектурное направление, а вообще такое градостроительное и даже математическое мышление. А вопрос урбанистики - это вообще ближе к экономике. Поэтому я опираюсь на свою команду, на сильных специалистов в сфере архитектуры. И совместно мы совмещаем такую хорошую команду.
ВЕДУЩИЙ: Правильно ли я понимаю, что теперь можно ждать, например, разработки каких-то моделей развития Москвы просто на компьютере, какие-то просчитанные вещи? Вот этим вы будете заниматься?
НИГМАТУЛИНА: Да. Мы разрабатываем различные компьютерные модели, хотя это не единственная задача для нашего института. Но компьютерное моделирование позволяет нам разрабатывать различные прогнозы того, как может развиваться Москва. Такие методики уже используются за рубежом. Наш институт исторически использует транспортные модели, то есть модели, которые нам позволяют определиться, если построить ту или иную магистраль то, что будет, как будет выглядеть транспортная ситуация. Сейчас мы расширяем это направление и включаем еще туда разные модели землепользования и экономические прогнозы, которые рассматривают при развитии транспорта, как будет развиваться территория.
ВЕДУЩИЙ: Кстати, транспортное развитие Москвы - это самая больная тема для города. Для всех крупных городов это больная тема. Но такое ощущение, что для Москвы это особенно больная тема, потому как машины все покупать стали, а город совершенно не был приспособлен вообще для такого количества машин. Я тут перед разговором с вами вспоминала тот же самый славный город Париж, где тоже, конечно, пробки бывают, безусловно. Но там основные магистрали, они - широченные, они все - многополосные. И было это построено в 19 веке вовсе не для средств того транспорта, который есть сейчас. Но ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге никаких задач подобных не ставилось никогда. И для наших городов скорее вот такие широкие многополосные магистрали - это скорее исключение. Вот как вы видите решение этой проблемы?
НИГМАТУЛИНА: Вы затронули сразу очень много важных тематик. Уровень автомобилизации в городе Москве продолжает расти. И что еще очень важно, что уровень автомобилизации в Московской области продолжает расти. И сейчас темпы автомобилизации в Московской области превышают темпы в Москве. И многие из людей, которые проживают в Московской области, все равно приезжают в Москву на работу. И очень часто они приезжают именно на личных автомобилях. Но в любом случае в Москве ситуация довольно уникальная. У нас уже где-то 80% нашего населения используют общественный транспорт. Только за счет этого у нас получается удержать нашу ситуацию в городе Москве. Но с точки зрения развития улично-дорожной сети - это для нас необходимо, хотя многие люди оспаривают этот вопрос. Буквально сегодня к нам в институт приезжала японская делегация. И когда мы им рассказали про наше приоритетное развитие - железные дороги, метрополитен, общественный транспорт, легкорельсовый транспорт, они сказали: а как же дороги? Это просто необходимо для такого города как Москва. У Москвы неплохие заложены некоторые были планы еще исторические. Все-таки у нас магистрали довольно широкие есть. Но сейчас необходимо их объединить в одну-единую систему.
ВЕДУЩИЙ: Я прошу прощения, но это все-таки магистрали, которые за пределами центра города. Основные пробки, если что-то встает в районе Кремля, после этого встает все до Садового кольца, и дальше распространяется просто как вирус.
НИГМАТУЛИНА: Да. У нас есть МКАД. И это еще как-то можно назвать такой скоростной дорогой. Но других таких бессветофорных дорог в Москве очень мало, хотя есть третье транспортное кольцо. Сейчас есть разработанный план по реконструкции Ленинского проспекта. Тоже запланировано, чтобы было бессветофорное движение, чтобы были такие артерии, которые имеют довольно большую пропускную способность. И вообще логика - какая должна быть? В городе необходимо иметь как большие магистрали бессветофорные, так и дороги, которые контролируются и имеют дорожно-уличное движение более управляемое. Это как кровеносная система у человека. У нас есть крупные артерии, которые приносят кровь куда-то, и есть маленькие капилляры. И то, и то другое необходимо для Москвы, для ее стабильного развития.
ВЕДУЩИЙ: Уж коли у вас были японцы, которые спрашивали вас про дороги, я думаю, что вам сразу дали совет, что стройте многоярусные дороги. Но у меня такое ощущение, что в Москве дорога с многоярусными дорогами не пройдет по той простой причине, что у нас дороги находятся вблизи жилых домов, большинство дорог, и получается, что эти дороги будут на уровне 4-5 этажей. То есть люди будут просто жить на дороге на самой.
НИГМАТУЛИНА: В Японии очень интересная система, они используют многоярусные дороги. И объясню вкратце, почему. Потому что расширение дороги более пяти полос не всегда бывает эффективным. Поскольку люди перестраиваются из полосы в полосу, и поэтому дополнительная полоса, как-то съедается - ее эффективность за счет того, что люди просто перестраиваются. Поэтому в Японии подход такой. Лучше дорога на дорогу, и вот такие две магистрали друг на дружке, пусть они будут каждая по три полосы. В Москве такой подход не только не работает из-за того, что это под окна жителям, потому что в Японии это тоже под окнами у жителей, они просто к этому привыкли.
ВЕДУЩИЙ: Они просто дисциплинированные.
НИГМАТУЛИНА: Да. Но у нас еще и исторический вид Москвы сильно поменяется. А все-таки вид Москвы - это такая уникальная вещь, которую необходимо сохранить. Кстати, при разработке различных наших планов, например, реконструкция Ленинского проекта, у нас в начале проекта было запланировано больше эстакад. И именно из-за того, что мы хотели сохранить как облик Ленинского проспекта, так и выслушали мнение жителей, мы именно поменяли наш проект, и теперь у нас больше туннелей, нежели эстакад. Эстакады остались только в тех местах, где просто физически это невозможно из-за того, что там проходит линия метро, или это получается очень-очень дорого.
ВЕДУЩИЙ: Вы уже упомянули о том, что вы выслушали также мнение жителей Ленинского проспекта. Именно реконструкция Ленинского проспекта вызывает до сих пор огромные волнения, причем не только тех, кто лежит вдоль Ленинского проспекта, но и в прилегающих микрорайона, на вот тех самых артериях более мелких. Но я так понимаю, что ситуация не успокаивается, более того, она накаляется. Но вот вы выходите к людям, с ними разговариваете или все-таки выходят представители муниципалитета, представители управ. И вот как происходит общение с жителями?
НИГМАТУЛИНА: Специалисты нашего института, они практически всегда присутствуют на публичных слушаниях, если мы являемся разработчиками того или иного проекта. У нас очень сильные специалисты, которые работают довольно давно. И поэтому их присутствие - это самое подходящее. Я лично приезжаю на некоторые публичные слушания, но все-таки именно специалисты, наш главный инженер, он имеет колоссальный опыт и понимает все технические нюансы лучше, чем кто-либо еще, и он часто отвечает на вопросы жителей. Мы хотим диалог с жителями улучшить и усилить. Внутри нашего института - это одна из моих личных таких задач для нашего института. Мы будем разрабатывать приемные дни, куда жители смогут прийти и задать свои вопросы. Потому что из своей личной практики могу сказать, что далеко не все понимают видение дальнейшего развития Москвы. И даже все вопросы в публичном доступе где-то есть, а люди до конца не знают, что будет. И поэтому мы считаем необходимым информировать жителей. Это поможет успокоить ситуацию в городе.
ВЕДУЩИЙ: Но у вас в этом смысле должен быть самый продвинутый сайт, чтобы там можно было увидеть в какой-то степени даже картинки, даже 3Dможет быть.
НИГМАТУЛИНА: Принимается. Ваше замечание очень справедливое. У нас, признаюсь, сайт генплана на сегодняшний день немножечко отстает. Мы как раз в процессе того, что хотим создать новый сайт, который будет более информативный. Могу сказать жителям, что если кого-то интересует, какие планы по строительству метро, дорог, железной дороги - на сайте стройкомплекса вывешены целый ряд карт, которые прогнозируют и прописывают планы, которые именно подкреплены финансированием у московского правительства. Эти карты создавал наш институт специально, чтобы информировать жителей.
ВЕДУЩИЙ: Карима, но ведь не все умеют читать карты.
НИГМАТУЛИНА: Вопрос сложный, да. Но мы надеемся, что мы сможем разработать не только такие карты, которые можно открыть и посмотреть, а более интерактивный сайт, куда можно будет щелкнуть и посмотреть, что за название дорог, как она прикрепляется именно к какой-то схеме, посмотреть, какие сроки реализации. Потому что очень часто жители говорят: когда это будет, когда это закончится, какой из этого будет результат, какой эффект.
ВЕДУЩИЙ: Я все-таки хочу модельки увидеть. Вот то, что показывают в фильмах про архитекторов, архитекторы же все делают в моделях. Это именно абсолютно полный проект, что его можно даже пощупать, просто все в уменьшенном виде. И сейчас программы компьютерные помогают эти все штуки делать совершенно спокойно, конструировать, да? И вот это было бы здорово, когда ты нажимаешь на кнопочку, выбираешь нужное тебе место, и где идет стройка, ты сейчас видишь разрытый котлован, и людей, которые там бегают и мешают тебе пройти, а тебе показывают, что будет в итоге. Может эта картинка так тебя впечатлит, что ты скажешь: вот пусть бегают, потом так красиво будет.
НИГМАТУЛИНА: Мы занимаемся разработкой проектов планировок, и там, конечно, очень детальное проектирование, это не прорабатывается на нашей стадии. Но при разработке проекта планировки мы все равно делаем эскизные и даже 3Dмодели, чтобы посмотреть, какой объем. Даже физически посмотреть, какая будет высота у здания, это дает нам понимание, как это вписывается в этот ландшафт.
ВЕДУЩИЙ: То есть как меняется или не меняется перспектива, например?
НИГМАТУЛИНА: Вот-вот. И мы это очень часто используем и хотим улучшить наш сайт, чтобы и это можно было бы, хотя бы в интернете посмотреть. Про модельки могу сказать еще такой нюанс. По моделькам у нас есть интересные, которые показывают движение автомобилей по реконструируемым магистралям. То есть это такие симуляторы, которые симулируют каждую машину, которые ездят. У каждой машины есть даже свое поведение, которое запрограммировано по статистическим данным. И мы можем посмотреть, какие будут узкие места, чтобы их расшить и чтобы движение нормализовалось. И по Ленинскому, это просто такой пример, который у всех на слуху, есть даже видеоролик, который показывает, какое будет движение на каждой из развязок.
ВЕДУЩИЙ: Теперь по поводу магистралей, которые должны быть связаны между собой. Я просто вас вернула в центр. А давайте выйдем за рамки центра.
НИГМАТУЛИНА: Связанные магистрали - это необходимо, и необходимо, чтобы это была одна единая система. Если магистраль приводит в какую-то одну точку, и потом она никак не увязывается с другой, то вот - приехали называется. И создавать такую систему довольно тяжело, потому что у нас город сформирован, это живая ткань, везде дома. И получаются иногда неоднозначно простые проекты. Но мы максимально пытаемся минимизировать ущерб для жителей, когда разрабатываем эту целую систему. Эта система, она также рассматривается и учитывает тот факт, что у нас присоединенная новая территория. И очень важно, чтобы эта новая территория имела хорошую инфраструктуру, как транспортную, так и социальную тоже, поскольку проект присоединенной Новой Москвы вызывает много вопросов. Но главная задача, чтобы именно там Москва развивалась тоже правильно, потому что на территориях области не всегда идет сбалансированное развитие. И мы хотим гарантировать, что хотя бы на этой территории развитие было сбалансированное.
ВЕДУЩИЙ: Если я не ошибаюсь, то вы должны сейчас работать очень плотно именно с подмосковным правительством, чтобы вот те магистрали, которые выходят за пределы Москвы, они там не заканчивались тем самым тупиком, о котором вы только что сказали. То есть вы сейчас довольно плотно работаете с коллегами из Подмосковья?
НИГМАТУЛИНА: Да. У нас существует коллегия между Москвой и Московской областью. Она регулярно встречается и обсуждает вопросы стыковки именно таких инфраструктурных проектов. Лично мое мнение такое, что необходимо это направление усиливать, и перспектива на будущее есть.
ВЕДУЩИЙ: Карима, вы же в целом видите развитие Москвы. Вот ваше личное ощущение как, естественно, жителя Москвы и при этом специалиста - у вас немножко другой взгляд, чем у обычного человека - в чем, по-вашему, должна быть изюминка Москвы?
НИГМАТУЛИНА: Изюминка Москвы - это все-все вместе взятое. Ни один город не бывает односторонним, особенно такие мегаполисы крупные, как Москва. У Москвы архитектурный вид, и именно как Москва выглядит и воспринимается визуально, просто уникальный. У Москвы есть еще такая уникальность как столица Российской Федерации. Это тоже создает ее уникальность, тоже концентрация ее и финансового, бизнесного и правительственного сектора в одном центре - это тоже своего рода уникальность города Москвы. И, конечно, москвичи, которые здесь проживают, те люди, которые здесь живут, они тоже неординарные люди. Вообще уникальность любого города очень тяжело описать. Наверное, это что-то такое в воздухе то, что витает. Поэтому с точки зрения такого описания довольно тяжело это сказать.
ВЕДУЩИЙ: А я с точки зрения развития города.
НИГМАТУЛИНА: С точки зрения развития города и для его дальнейшего процветания необходимо два фактора совместить. Необходимо совместить комфортность, потому что сейчас Москва город не самый комфортный. И это некомфортность города может отрицательно повлиять на дальнейшее экономическое развитие. Если город некомфортный, то он будет отталкивать людей. Если здесь такие пробки, то это будет отталкивать и бизнес. И это может впоследствии повлиять на экономическую составляющую, это может отрицательно сказаться на бюджете. А если будет отрицательно сказываться на бюджете, то после этого все наши социальные блага, которые есть, строительство школ, детских садиков, поликлиник, вся наша социальная политика, которая направлена для улучшения качества жизни, даже пенсионерам дополнительная доплата, то это тоже все пострадает. Поэтому необходимо улучшить качество жизни, это и транспортная составляющая, конечно же, в первом числе, улучшить экологическую составляющую. Когда спрашивают москвичей, что им не нравится в Москве, это транспорт и экология. Вот два конкретных пункта, которые всегда озвучиваются. Поэтому это необходимо улучшить. Но и необходимо улучшать социальную инфраструктуру, социальную обеспеченность объектами социальной инфраструктуры. А после этого должна развиваться экономика. Именно направление присоединенных новых территорий должно помочь и развитию экономики. Мы рассматриваем размещение там нескольких различных кластеров, которые смогут подтолкнуть развитие инновационных технологий, может быть, даже какого-то производства, которое не всегда актуально развивать на территории исторической Москвы. Логистическое направление тоже является актуальным для развития на этой территории, которое должно улучшить экономическую составляющую.
ВЕДУЩИЙ: Я на самом деле с удовольствием бы там увидела какие-то огромные студенческие городки, колледжи. И, может быть, мы доживем до того времени, когда крупные российские ВУЗы, довольно известные, которые вроде как планируется частично вывести на территорию Новой Москвы, может быть, там возникнет какой-нибудь новый университет? Они просто как-то поступятся, я не знаю, своими личными именами и будут называться как колледжи, а в целом это будет называться, я не знаю, Новомосковский университет и войдет в рейтинг лучших. И там будут нормальные полноценные, как на Западе, кампусы. Такой вариант возможен?
НИГМАТУЛИНА: Да, вполне возможен. Мы рассматриваем размещение образовательного кластера на территории вблизи поселка Коммунарка, там есть территория, которая буквально находится на Калужском шоссе, и на этой территории мы рассматриваем размещение именно образовательного такого кластера. И вообще такая интересная история, что когда рассматривали размещение МГУ на Воробьевых горах, в этот момент рассматривался еще вариант новой точки для МВТУ. И в тот момент руководитель МГУ сказал, что давайте мы переместимся, а МВТУ все-таки казалось как-то далеко, не хочется. И мой отец мне рассказывал, как он долго добирался до этих Воробьевых гор. Он рассказывал, что он чуть ли не 9 часов провел, добираясь туда и обратно. А сейчас это центр города. И с этой точки зрения, я надеюсь, что новая территория по-своему станет такой же, что транспортная доступность там будет подобающая, и что люди смогут легко туда добираться и обратно возвращаться в центр Москвы при необходимости.
ВЕДУЩИЙ: Новое здание университета стало доступно после того, как быстренько построили метро туда. Мои родители были на субботниках, когда это метро строилось. Поэтому они это тоже помнят и говорят: и вот тогда стало туда вполне удобно добираться. Хотя автобус от Ленинских гор (тогда Ленинские, сейчас Воробьевы горы) до центра Москвы, до Красной площади ходил просто исправно как часы, можно было от Красной площади доехать до здания МГУ.
НИГМАТУЛИНА: Мы как раз рассматриваем размещение метрополитена на присоединенной территории. И размещение остановки у Коммунарки рассматривается даже до 2020 года. Поэтому такие планы есть. Мы очень хорошо понимаем, что метрополитен, это то, что дает жизнь этой территории.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. У меня такой вопрос. Я сразу оговорюсь, что я не против жилищного строительства. Меня звать Анатолий Михайлович, я - житель района Ховрино. У нас бывшую воинскую часть перезастраивают. Я за то, чтобы строились жилые дома, чтобы люди получали квартиры. Просто на сайте Москвы нет ничего, что там строится. Это Министерство обороны строит, или это Москва строит, сколько там будет домов? Почему нет в генеральном плане этого участка? Левобережная, 4а.
НИГМАТУЛИНА: Я могу сразу сказать, что, к сожалению, я так по адресу все не помню. Москва очень большая и объектов очень много. Но такой нюанс проговорю. Генеральный план, который был утвержден в 2010 году, он сейчас потихонечку идет под корректировку, поэтому некоторые нюансы в нем меняются. Многие решения сейчас принимаются на градостроительной земельной комиссии. Поэтому если есть какие-то исключения или отклонения от генерального плана, то эти решения принимаются там. Я бы предложила обратиться именно в префектуру или управу по различным вопросам такого характера. Если не получается получить информацию сразу, то можно обращаться письменно даже в наш институт. Я постараюсь вам помочь. Но префектура и управа должны быть тем местом, которое должно первое ответить на ваши вопросы.
ВЕДУЩИЙ: Вот то, о чем сказал наш слушатель, что там была воинская часть, а сейчас там началось строительство. Может быть, вы вообще что-то знаете про территории, принадлежавшие Министерству обороны в Москве, что с ними будет, какие-то концептуальные вещи?
НИГМАТУЛИНА: Если посмотреть общо, таких планов четких пока нет, хотя это необходимо рассмотреть, и при разработке и корректировке генерального плана это будет все учитываться. Это как раз один из таких сложных вопросов. Поскольку это территория не московского правительства, и стыковка, размещение тех объектов, которые планирует другая структура, это не всегда очень просто. Но это будет учитываться при разработке генерального плана.
ВЕДУЩИЙ: То есть правильно ли я понимаю, что тот генеральный план, по которому мы вроде бы как живем, он на самом деле не является догмой, а всего-навсего руководство к действию?
НИГМАТУЛИНА: Генеральный план - все-таки это закон. И надеюсь, на сегодняшний момент он действует во всех моментах, когда нет другого решения. То есть это своего рода база, а потом идут некоторые изменения и корректировки. Но пока он действует.
ВЕДУЩИЙ: А как-то жители того или иного района, они могут повлиять на какие-то изменения в генеральном плане? Пока ничего не началось, и вдруг они узнают, что вот тут вот по генеральному плану должно появиться то-то и то-то, и им это категорически не нравится. Они куда должны обращаться в этом случае?
НИГМАТУЛИНА: Когда разрабатывался Генеральный план и когда он утверждался, проходили публичные слушания, которые необходимы по законодательству. Поэтому многие вопросы обсуждались тогда. Но я жителей хорошо понимаю, что это было тогда, это было три года тому назад, и не все помнят детали, не все беспокоились этим вопросом на тот момент. Поэтому обращения в префектуру и в управу - это первое направление, которое необходимо. Потому что это люди именно местные, которые очень хорошо понимают каждый нюанс этой территории. С точки зрения более стратегического обращения, если у жителей есть видение, как город можно было бы развивать, целые магистрали развивать или не развивать, то в этом случае необходимо обращаться в Москомархитектуры. Но хотелось бы отметить еще такой факт, что при корректировке генерального плана следующего мы рассматриваем такой вариант, чтобы привлечь жителей и их мнение на более ранних этапах, поскольку публичные слушания, они уже проводятся, когда сформирована большая часть этого генерального плана, и идеология уже есть. А многим жителям хотелось бы поучаствовать на более ранней стадии. И поэтому мы будем собирать, если наш институт будет разработчиком генерального плана, то наш институт будет собирать различные «круглые столы», общение с различными инициативными группами, которые могут представить те или иные интересы жителей. Также мы будем организовывать различные столы и для профессионалов смежных профессий. Мы считаем просто необходимым привлекать экономистов, экологов и так далее.
ВЕДУЩИЙ: Вот вы говорили о том, что главная проблема для жителей Москвы - это транспорт и экология. Вот этот проект, который сейчас стартует, это возрождение зеленых насаждений и кусочков бульваров, например, на Садовом кольце. Ваш институт имеет к этому какое-то отношение, или это такая инициатива снизу?
НИГМАТУЛИНА: Это инициатива не от нашего института. Но могу сказать, что в нашем институте недавно была проработана, буквально в процессе последних этапов, работа, которую мы заказывали у Ян Гейла. Это довольно известный архитектор с мировым именем, который работал в различных крупных городах. И он провел работу, провел аналитику по тому, как может развиваться и как можно благоустроить Москву. То есть это увеличить количество зеленых насаждений, это расширить наши тротуары, чтобы люди могли спокойно передвигаться.
ВЕДУЩИЙ: Их сокращают сейчас, а вы говорите расширить. Что, будет обратный процесс?
НИГМАТУЛИНА: Иметь нормальные тротуары очень важно для города, потому что именно там жизнь и кипит. А сейчас, если посмотреть, по некоторым нашим улицам люди просто бегут из одной точки в другую. А если посмотреть на зарубежные аналоги, то очень часто люди там просто находятся, они заходят в магазинчики, в кафешки. У нас это недоразвито. И это, кстати, положительно повлияет на экономику, потому что если люди просто гуляют, заходят в эти магазины, они окупаются. Это тоже очень хорошо. И это необходимо развивать. Это немножечко забылось за последнее врем. Но развитие первых этажей совместно с расширением тротуаров, с благоустройством территории, для нас, мы считаем, будет очень важным, и это будет, я очень надеюсь, учитываться в расширенном генеральном плане. Кстати, могу проговорить. У нас в генеральных планах по законодательству прописано, что это градостроительные планы развития города. Это конкретные схемы, которые необходимы и очень четко понятны для профессионалов-градостроителей, но с точки зрения ощущения, что это будет за городская ткань, для жителей не всегда понятно. Поэтому у нас идет сейчас расширение термина - от генерального плана к мастер-планированию. И мастер-планирование, мы считаем, должно учитывать вот такие вопросы благоустройства, должно учитывать такие факторы, как экономика, как социология. И за счет этого мы хотим именно учесть вот этот вопрос благоустройства - как сделать нашу территорию города более комфортной для людей.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Александр. А когда вы планируете вообще снести последнюю пятиэтажку, в каком году? Они вообще исчезнут у нас из города?
НИГМАТУЛИНА: Если все пятиэтажки, это вопрос очень тяжелый. У нас есть пятиэтажки, которые сносимой серии. И если я правильно помню, то последняя пятиэтажка сносимой серии, по-моему, в конце 2015 года должно быть все завершено. Но существует еще ряд пятиэтажек, которые несносимой серии, которые в нормальном более-менее состоянии. По некоторым из этих пятиэтажек ведется ремонт за счет московского правительства, существует государственная программа «Жилище», которая именно все это учитывает. Это Департамент градостроительной политики города Москвы.
ВЕДУЩИЙ: Но, тем не менее, помните, были планы увеличить этажность этих домов? Такое ощущение, что если сделали, то в качестве какого-то пилотного проекта, после чего от этой идеи решили отказаться?
НИГМАТУЛИНА: Все-таки, если смотреть на пятиэтажки, наверное, повышать их высотность не всегда был бы и правильно, поскольку это с точки зрения и технической безопасности нужно много нюансов пересматривать, рассматривать, и экономически, может быть, даже снос и заново строительство было бы более окупаемо. Поэтому я детали этого проекта сама не знаю, но предполагаю, что здесь экономическая составляющая довольно обширная. И не во всех местах нужно строить более высокие строения. Транспортная доступность не везде хорошая, и такого рода достройка может негативно повлиять…
ВЕДУЩИЙ: На территории Новой Москвы, там будет малоэтажное строительство или многоэтажное строительство? Я, например, очень люблю Лондон именно за то, что там всегда видно небо. Там в Сити, да, нужно голову задирать. А в принципе во всех жилых районах, там всегда везде видно небо, и видно земли, есть даже куски горизонта. В Москве это большая проблема.
НИГМАТУЛИНА: Мы обязательно рассматриваем, чтобы были высотные ограничения на новой территории. Время от времени архитектурно имеет смысл иметь такие знаковые объекты, которые выделяются. Например, МГУ - это высотное здание, с одной стороны, но ощущению пространства оно не мешает. На новой территории ограничения по высотности просто необходимы. И вообще эта территория должна развиваться по более европейским принципам, нежели по нашим типичным исторически сформированным московским. Поэтому мы рассматриваем формирование таких небольших кварталов. У нас кварталы в Москве колоссально большие. Пройтись от одного угла до другого - это нужно очень много времени потратить. Мы здесь рассматриваем, чтобы кварталы были более похожи на европейские стандарты, чтобы высотность тоже была похожа на европейскую, чтобы и улицы были по такому же принципу. Есть такая программа, за рубежом используется, как полноценные улицы. То есть улицы, которые имеют нормальный тротуар, имеют небольшое количество зелени, это тоже необходимо - деревья, газоны.
ВЕДУЩИЙ: На тротуаре имеется в виду деревья?
НИГМАТУЛИНА: Да. Это необходимо человеку, чтобы более-менее себя чувствовать комфортно. Даже небольшое количество деревьев между машинами и человеком создает ощущение комфортности и немножко больше безопасности. Рассматриваем как бы там разместить побольше велодорожек, если это комфортная чистая территория, чтобы люди могли добираться на велотранспорте, пространство для автомобилистов и также пространство для легкорельсового транспорта, который может идти по центру улицы и который может связать эту территорию хорошим общественным транспортом. Развитие общественного транспорта там будет очень-очень важно. Не везде получится дотянуть метро. Просто это экономически будет очень дорого. Но система легкорельсового транспорта или скоростной автобус должны помочь в этом случае.
ВЕДУЩИЙ: То, о чем вы сказали, то же здание МГУ - это архитектурная доминанта района. В принципе в Москве архитектурных доминант… не знаю, Кремль уже не является архитектурной доминантой, к сожалению, потому что его просто не видно со всех точек. Да, есть какие-то точки, с которых открывается вид на Кремль, и ты понимаешь, что более красивого архитектурного сооружения в мире, наверное… ну, по пальцам пересчитать. Особенно в мае, в июне, то есть в летнюю пору, в смысле сочетания самой архитектуры и цветов, красок и так далее. Но, тем не менее, во многих крупных городах создаются специальные архитектурные доминанты. У нас, я так понимаю, такой доминантой, наверное, - я не знаю, было это в головах у людей, которые принимали решение, или нет - должна была стать Москва-Сити. Так вот эта архитектурная доминанта вообще вызывает у всех раздражение. Но тем не менее, есть ли в планах, уж если мы говорим о планах развития Москвы, такое понятие, как архитектурная доминанта того или иного места? И если есть, будут ли приглашаться известные архитекторы мировые, чтобы мы получали произведения архитектурного искусства?
НИГМАТУЛИНА: Обсудим сначала Москва-Сити, а потом вернемся к вопросу доминант и как мы можем их именно на подобающем уровне разрабатывать. Вопрос Москва-Сити довольно сложный. Разрабатывались территориальные схемы на территории большого Сити, и при разработке этих планов рассматривалось размещение довольно большого количества транспортной инфраструктуры. Сейчас эти планы стали неактуальны. Просто многие вещи не реализовались, и сейчас это поменять очень тяжело. Могу сказать, какие конкретно транспортные мероприятия планируются в любом случае, которые будут очень важны для развития Москва-Сити и для того, чтобы эта ситуация не стала очень проблематичной для Москвы. Это северный дублер Кутузовского проспекта. Многие жители говорят: зачем этот северный дублер? Но если посмотреть на ту нагрузку, которая предполагается при полном пуске Москва-Сити, этот северный дублер будет просто ключевым.
ВЕДУЩИЙ: Он платный или бесплатный - этот дублер?
НИГМАТУЛИНА: Это всё в разработке, сейчас рассматривается план реализации дублера за счет внебюджетного финансирования, и в этом случае будет рассматриваться, какая финансовая модель. Вот сейчас работа буквально эта ведется, поэтому это неизвестно.
ВЕДУЩИЙ: То есть это вопрос пока открытый?
НИГМАТУЛИНА: Да, вопрос пока открытый. Но сделать это такой довольно скоростной магистралью, от территории, от Москва-Сити, чтобы можно было добраться за границы МКАД, это просто необходимо. Там же будет увязка с развязкой Одинцово и тоже выход на платную дорогу, чтобы люди могли быстро передвигаться. И с точки зрения Москва-Сити мы сейчас нашим институтом рассматриваем, какие дополнительные транспортные мероприятия могли бы помочь эту ситуацию разрешить. Размещение парковочных мест тоже там необходимо, кто ездит там по набережной, знает, что люди просто машины оставляют, где попало. И это необходимо исправить.
По поводу таких доминант. Я верю, что необходимо разрабатывать различные архитектурно-градостроительные конкурсы на такие ключевые проекты. Это просто необходимо, эта практика используется за рубежом довольно часто. На такие проекты, как, например, Зарядье, хотя это не доминанта, но это территория просто ключевая для города, это историческая территория. И таких территорий в мире - раз, два и обчелся, потому что это прямо в центре, три минуты пешком от Кремля, на Москве-реке, такая прекраснейшая территория. И сейчас наш институт является организатором ландшафтно-архитектурного конкурса на концепцию Зарядья. Там будет размещаться парк, но что за идея этого парка, как это вписать в ландшафтный анализ? Там именно от улицы Варварка до Москвы-реки 16-метровый спуск, и это уже непросто всё спроектировать.
ВЕДУЩИЙ: Но это каскадный парк. Красиво, классно…
НИГМАТУЛИНА: Как вариант, да. И там же еще под землей есть очень-очень интересные исторические объекты - как это можно использовать? У нас задача, чтобы это был парк не просто который летом функционирует, но и зимой тоже в наших климатических условиях. Поэтому мы все эти вводные поместили в описание этого конкурса, тоже дали некоторые ограничения с точки зрения транспорта, потому что это тоже центральная часть города. Кстати, хочу отметить, что, мы считаем, к этой территории необходимо больше добираться пешком, нежели чем на машинах. Многие люди говорили: давайте поместим там большое количество подземных парковок. Но это тоже нехорошо, потому что это означает, что туда люди будут приезжать, чтобы только паркануться. А нам необходимо, чтобы эта территория была именно парковой, для прогулки, для людей. Поэтому количество парковочных мест там небольшое. Но вот сама эта концепция - буквально сейчас конкурс идет у нас в процессе, и где-то к осени этого года у нас эта концепция должна появиться. Поэтому, я думаю, будет интересная информация.
ВЕДУЩИЙ: А итоги конкурса когда будут?
НИГМАТУЛИНА: Вот как раз в конце этого года.
ВЕДУЩИЙ: По поводу того, что должны приходить пешком в Зарядье. Вообще весь центр, такое ощущение, собираются сделать пешеходным. Я двумя руками «за». Вопрос: где машины оставлять?
НИГМАТУЛИНА: Парковочные места должны находиться вокруг. Перехватывающие парковки - эта практика должна именно и на уровне центра находиться, и перехватывающие парковки даже до МКАД.
ВЕДУЩИЙ: Это понятно. Но на уровне центра назовите хотя бы пару адресов, где будут эти перехватывающие парковки?
НИГМАТУЛИНА: Конкретные адреса сейчас назвать не смогу, но даже в центре, например на Новом Арбате, рассматривается размещение дополнительных парковочных мест. Это не всегда очень простые участки, иногда это механизированная парковка подземная. Поэтому всегда будем находить такое уникальное решение.
ВЕДУЩИЙ: Я благодарю нашу гостью. Будем ждать итогов конкурса.