Маяк. Москва 13.05.2013 - Новой Москве скоро год. Что изменилось за это время на присоединённых территориях?
Персоны
Новой Москве скоро год. Что изменилось за это время на присоединённых территориях? На вопросы отвечает руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Фёдорович Жидкин. Ведущая - Елена Щедрунова.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин. Года еще не прошло с присоединения к Москве новых территорий, по-моему, с 1 июля, если я ничего не путаю?
ЖИДКИН: Да, с 1 июля прошлого года.
ВЕДУЩИЙ: Десять месяцев, тоже срок приличный. За девять месяцев человек формируется и рождается. Посмотрим, что происходит с новыми территориями. Итак, что сейчас есть? Для начала, решены ли все административные вопросы, то есть те структуры, которые раньше принадлежали Подмосковью, теперь все перешли под юрисдикцию Москвы? Я имею в виду здравоохранение, милицию, МЧС и так далее, и тому подобное. Вот эти все ли вопросы решены?
ЖИДКИН: Да, полностью. Все управленческие функции на территории сегодня находятся у Москвы. И поэтому всё, что связано с социальными объектами, милиция и другие направления, всё сегодня у Москвы. Всё, что касается вопросов градостроительства, эту работу выполняет строительный комплекс Москвы. Мы координируем взаимодействие в большей части. Госстройнадзор выполняет функции контроля за строительством. Экспертиза московская экспертирует проекты, независимо от того, бюджетные стройки или внебюджетные объекты. То же самое касается всех остальных департаментов, выполняющих свои функции на новой территории.
ВЕДУЩИЙ: То есть передача административная завершена окончательно. Теперь все вопросы, которые возникают у жителей новой территории, новой Москвы, они все, естественно, адресуются московскому правительству?
ЖИДКИН: Московскому правительству, непосредственно на территории - префектуре. Понятно, что поселения остались. Города такие, как Троицк, Щербинка, у них больше полномочий. А у поселений бывших трех районов, Подольского, Ленинского и Нарофоминского, также остались какие-то полномочия, но при этом вся координация ведется сегодня префектурой.
ВЕДУЩИЙ: То есть фактически они стали своего рода муниципальными властями, районными властями, как это в Москве?
ЖИДКИН: Районными властями, да, так оно и есть.
ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Что произошло с точки зрения уже не административной, а, скажем так, прикладной, что изменилось для жителей Москвы: дороги, коммуникации, строительство?
ЖИДКИН: Большая работа была проведена в прошлом году по благоустройству территории. Вы наверняка знаете, что по лесу много работы было выполнено. Очистили весь лес рядом с дорогами…
ВЕДУЩИЙ: Что значит очистили? Очистили - в смысле вырубили или почистили?
ЖИДКИН: Вычистили от мусора, вычистили от высохших кустарников, от повала лесного. Это всё было сделано вдоль основных магистралей и вдоль дорог, которые расположены на новой территории. Этим занимался коммунальный комплекс Москвы и префектура. Выполнен большой объем ремонта дорог. И не только ремонта, но и отсыпаны дороги по грунту, там, где дороги грунтовые, асфальтовой крошкой. Эта работа продолжается и сейчас. Я был 8-го числа на территории, мы свернули с Калужского шоссе в сторону деревни Яковлевское, там буквально на днях положен новый асфальт. То есть работа уже сейчас начата, в продолжение к работе прошлогодней, по ремонту дорог, по новой отсыпке дорог там, где они грунтовые.
ВЕДУЩИЙ: А кто определяет, что эту дорогу мы асфальтируем, а вот эту дорогу не асфальтируем? Это просьба жителей, это решение властей, которые понимают, что здесь это делать нужно? Может быть, кому-то грунтовая дорога гораздо милей, чем асфальтовая.
ЖИДКИН: Вы знаете, здесь комплексный подход к ремонту дорог, к выполнению всех уже работ по новой отсыпке. Чаще всего принимаются во внимание обращения граждан - это в принципе основной критерий для принятия решения. Всё, что касается ремонта дорог, эту работу выполняет коммунальный комплекс совместно с префектурой. По поводу нового строительства дорог. Мы совместно с Институтом Генплана, с Москомархитектурой, с префектурой провели анализ всех дорог второй категории, поперечных связей между Калужским и Киевским шоссе, Боровским и Киевским шоссе, определили первоочередные дороги, где сегодня максимальная интенсивность движения, где самые большие пробки. И в текущем году мы начинаем уже новое строительство этих дорог.
ВЕДУЩИЙ: То есть они будут расширяться?
ЖИДКИН: Они будут расширяться. Если говорит о дороге от поселка Газопровод, от Коммунарки до Южного Бутова, там сегодня две полосы, мы планируем сделать четыре полосы. Причем эта дорога будет удлинена, и она дойдет до Южного Бутова. Работа продолжится в течение двух лет.
ВЕДУЩИЙ: А что так долго?
ЖИДКИН: Потому что там пять километров, во-первых, во-вторых, мы должны изъять часть земельных участков под строительство дороги. И в некоторых местах она пройдет по существующим объектам, но это объекты промышленного назначения.
ВЕДУЩИЙ: То есть жилая зона не затрагивается?
ЖИДКИН: Нет, жилая зона не затрагивается. Ни один дачный дом, ни один жилой дом не будет затронут, земельные участки необременённые. Ну и там есть пара объектов промышленного назначения, где придется согласовать с собственниками этих территорий правильное прохождение дороги. То же самое можно говорить о дороге между деревнями Румянцево и Мамыри - там, где находится «Славянский мир», там, где находится «Лотос-сити», построили недавно крупный комплекс, - то же самое: две полосы. Эта дорога всегда почти стоит, ее необходимо расширять. И в этом году мы начнем также строить и закончим ее на будущий год.
ВЕДУЩИЙ: Вы говорите, что дороги эти будут расширяться. На время ремонта они будут закрываться, или процесс будет идти параллельно?
ЖИДКИН: Нет, ни в коем случае мы их закрывать не будем.
ВЕДУЩИЙ: Всё остается в том виде, в каком есть, и просто с боков будут добавляться две полосы?
ЖИДКИН: Да. Две полосы всегда будут оставаться. Либо с боков будут добавляться новые, либо с одной стороны плюсом две полосы появятся. Но независимо от реконструкции дороги, от расширения в ту или иную сторону, мы две полосы сохраним как минимум.
ВЕДУЩИЙ: То есть она будет рабочей всегда?
ЖИДКИН: Да. И пропускная способность этих дорог не уменьшится на период реконструкции.
ВЕДУЩИЙ: Когда вы говорите, сейчас две полосы, а будет четыре, имеется в виду две полосы в одну сторону или всего?
ЖИДКИН: Сегодня по одной в каждую сторону, всего две.
ВЕДУЩИЙ: Будет по две в каждую сторону?
ЖИДКИН: Будет по две в каждую сторону.
ВЕДУЩИЙ: А не мало ли? Вообще как считали, может быть, на перспективу нужно будет еще? Потому что уж лучше тогда помучиться один раз, что называется.
ЖИДКИН: К сожалению, дороги, о которых я говорю сегодня, они позволяют только расширить их на две полосы плюсом.
ВЕДУЩИЙ: Это опять из-за земельных участков?
ЖИДКИН: Нет, из-за строений. В самой Коммунарке там расположены жилые дома многоэтажные. И мы можем расширить только на две полосы плюсом. Но понятно, что появятся еще карманы заездные. В некоторых местах, где это позволяет, появятся дублеры рядом с дорогами. То есть максимальный объем расширения, две полосы, который возможен с учетом дублеров, съездов правильных плюс карманов, это мы всё будем делать. Но кроме этих двух дорог мы проектируем еще немалое количество объектов дорожной инфраструктуры, дорог второй категории, которые также будут соединять между собой Калужское и Киевское шоссе, Киевское и Боровское шоссе. Это просто первые объекты, о которых я говорю.
ВЕДУЩИЙ: Я понимаю, вы рассказали о самых острых местах, в которых нужно решать эту проблему.
ЖИДКИН: Да.
ВЕДУЩИЙ: Когда вы говорите, что будут еще строиться дороги, есть ли уже Генплан развития территории, чтобы застройщики понимали, где им строить, люди понимали, где имеет смысл покупать квартиры, где не имеет смысла. Это уже есть?
ЖИДКИН: Генплан всей Москвы с учетом старых территорий и новых территорий появится через полтора года, откорректированный Генеральный план.
ВЕДУЩИЙ: А как же вы дороги строите?
ЖИДКИН: Мы сейчас разрабатываем территориальные схемы новой территории. Две схемы. Одна схема - Новомосковского округа, вторая - Троицкого округа, двух округов. В составе схем предусмотрен транспортный каркас, который кратно увеличивает протяженность и площадь дорог. Дороги, которые сейчас запланированы к реконструкции, они уже предусмотрены. Поэтому мы действуем в рамках разработанной транспортной схемы. Но она появится в июне, ее можно будет уже обсуждать.
ВЕДУЩИЙ: А какие-то новые дороги будут обсуждаться?
ЖИДКИН: Да, конечно.
ВЕДУЩИЙ: Тоже в этой транспортной схеме они будут предусмотрены?
ЖИДКИН: В этой транспортной схеме, да, дополнительные дороги. Мы говорим о реконструкции дорог, но там будет несколько новых и поперечных дорог, и продольных, которые вдоль Калужского шоссе пойдут, плюс реконструкция самого Калужского шоссе. Где-то новое полотно будет совмещено с сегодняшним Калужским шоссе, а в отдельных местах, где, к сожалению, нельзя пройти по населенному пункту, не позволяет существующая ширина улицы, нам придется обходить, как, например, сельское поселение Сосенское.
ВЕДУЩИЙ: То есть там будет объезд сделан?
ЖИДКИН: Там будет объезд вокруг населенного пункта. Я там был 8-го числа, мы смотрели эту дорогу. Там километра полтора-два протяженность населенного пункта, и понятно, что пройти через него нельзя, поэтому будет строиться в обход Сосенского.
ВЕДУЩИЙ: То есть этот населенный пункт просто теперь будет около Калужского шоссе, а не на Калужском шоссе?
ЖИДКИН: Да, он будет около Калужского шоссе. И старое Калужское шоссе останется внутри населенного пункта как улично-дорожная сеть, а уже магистраль бессветофорная пройдет рядом с населенным пунктом.
ВЕДУЩИЙ: Когда строятся дороги, нужно учитывать, к чему эти дороги будут вести. Одно дело, когда они ведут в жилые районы, другое дело, когда они ведут в промышленные районы. Понятно уже на новой территории, где будет жилая зона, где будет промышленная зона, где, может быть, будут большие складские терминалы?
ЖИДКИН: В большей части да. И в территориальных схемах будет определено зонирование, размещение объектов жилого назначения, нежилого, в том числе логистического центра. Мы предлагаем разместить его в районе сельского поселения Киевское. Там сейчас находится один из самых крупных в Европе центров логистических, на РЖД, станция Бекасово. Вот там мы предлагаем построить логистический центр. Но если говорить о размещении мест приложения труда, то, по нашему мнению, они должны быть расположены в составе жилых микрорайонов. Понятно, объекты с ограничением, их желательно размещать отдельно, где есть охранная зона и так далее. А что касается офисных зданий и других невредных производств и административных зданий, их желательно размещать на территории микрорайонов, чтобы была шаговая доступность. Не все, безусловно, жители этого микрорайона будут работать на этой территории, но при этом размещение в каждом микрорайоне каких-то отдельных мест приложения труда, разных видов, позволит сбалансировать равномерно транспортное перемещение. В старой Москве мест приложения больше в центре Москвы, рабочих мест, и все утром едут в центр, там более миллиона автомобилей перемещается или человек. А когда они будут распределены в тех же микрорайонах, но равномерно, то в этом случае соответственно и транспортная нагрузка будет примерно одинаковая на всю транспортную сеть. Вот такая идеология размещения рабочих мест.
ВЕДУЩИЙ: Теперь о дачниках. Когда присоединили новые территории к Москве, одни, наверное, радовались, надеясь на улучшение дорожной инфраструктуры, другие беспокоились, что под эту дорожную инфраструктуру их дачки-то посносят. А кто-то вообще боялся, что начнут активно застраивать высотными домами территорию и от дачного участка, который был в чистом поле рядом с лесом, останется кусочек, окруженный высотными домами. Что происходит с дачными участками и садовыми товариществами… У нас есть звонок. Тогда сейчас на вопрос ответим, а потом продолжим.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Оксана. Я читала, что в ближайшее время планируется начать реконструкцию Калужского шоссе. И в связи с этим меня интересует судьба деревни Чириково, как раз присоединенной к Москве, и дачные участки рядом с этой деревней, будут ли они сноситься?
ВЕДУЩИЙ: Мы частично уже говорили про это, но вот конкретный адрес называют.
ЖИДКИН: Сегодня я по Чириково точно не скажу. Пока мы проходим, не касаясь этой деревни. Но у нас в ближайшее время будет обсуждение проекта планировки реконструкции Калужского шоссе, где будет уже более точно известно трассировка на протяженности от МКАД до бетонного кольца. Поэтому думаю, что через месяц уже появится трассировка Калужского шоссе, и чуть позже это будет рассматриваться жителями на публичных слушаниях.
ВЕДУЩИЙ: То есть готовьтесь и будьте активны.
ЖИДКИН: Все жители увидят, где эта дорога пройдет. Поэтому вы сможете принять в этом самое непосредственно участие. Что касается Чириково, то пока не могу сказать. Еще раз хочу повторить, что мы выбираем тот коридор для дороги, который является наименее…
ВЕДУЩИЙ: Наименее затратным по большому счету.
ЖИДКИН: Наименее затратным, с одной стороны, хотя местами он может быть и более затратным…
ВЕДУЩИЙ: Вы имеете в виду, если обводить?
ЖИДКИН: Если обводить, да. Обойти населенный пункт или снести - затраты могут быть и выше при обходе.
ВЕДУЩИЙ: То есть приоритет в том, чтобы не сносить?
ЖИДКИН: Да, максимальное количество не сносить.
ВЕДУЩИЙ: Но тем не менее, вполне возможно, что-то будет сноситься?
ЖИДКИН: На отдельных участках есть места, где пройти невозможно без сноса и без компенсации. Но это исключительные случаи.
ВЕДУЩИЙ: А что предлагается людям, которые под это дело попадают?
ЖИДКИН: Предлагается как минимум рыночная цена, компенсация затрат и на землю, и на строение, но именно по рыночной цене.
ВЕДУЩИЙ: Вы прекрасно понимаете, что, даже если рыночная цена, вы выплатите людям эти деньги, а они за эти деньги не смогут купить равноценный участок, скажем так, где бы они хотели. Может быть, на таком же расстоянии от Москвы, может быть, чуть в стороне, но там цены могут отличаться в разы. И что делать людям? Их лишают того, во что они вложили и деньги, и жизнь, и теперь им говорят: пожалуйста, возьмите деньги, идите ищите себе в другом месте что-то, начинайте всё с нуля.
ЖИДКИН: Варианты подбора участков, они будут также предлагаться.
ВЕДУЩИЙ: То есть все-таки людям будут предлагать не только деньги… Но опять участок, там нужно всё строить.
ЖИДКИН: Мы же говорим о рыночной цене.
ВЕДУЩИЙ: Рыночная цена не компенсирует труд, который ты сам вложил во всё это. Вот как-то не знаю… Следующий звонок.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Надежда Владимировна. У нас тысячи садовых участков в районе Воскресенского совхоза были: от завода Орджоникидзе, заводов «Шарикоподшипник», «Красный пролетарий» и так далее. Сейчас нам перекрыло дорогу от Воскресенска до Бутова садовое товарищество «Язово». Я не знаю, правильно это или неправильно, или объездную дорогу должны сделать. Но у нас нет выезда на Бутово. И мы должны им платить по 500 рублей в месяц за каждую машину. А если мне надо проехать два раза только в месяц? У нас там целый бунт происходит.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо за ваш сигнал, потому что это очень интересная история. У нас, оказывается, теперь есть частные дороги?
ЖИДКИН: Я думаю, что перекрыли не сейчас, а еще ранее, когда строили этот дачный поселок. Что касается частного проезда, да по 500 рублей за машину, я адрес запомнил, мы обязательно разберемся. И если будут какие-то координаты, телефон либо адрес, мы обязательно ответим.
ВЕДУЩИЙ: Я прошу нашу радиослушательницу оставить свои координаты и, может быть, фамилию, имя, отчество, чтобы уточнить какие-то детали, потому что история очень интересная.
ЖИДКИН: Для меня это новое, что кто-то построил дорогу и собирает сегодня в частном порядке 500 рублей за проезд.
ВЕДУЩИЙ: Я так понимаю, что они не построили дорогу - у них садовый участок, видимо, на дороге, они взяли ее закрыли и, можно сказать, приватизировали. Ушлые люди.
ЖИДКИН: Причем там не участок, видимо, а целый поселок они построили и перекрыли всё.
ВЕДУЩИЙ: Да, и перекрыли эту дорогу. Интересная история. Какие детали выясняются… Возвращаясь к дачным участкам, мы выяснили, что какие-то участки попадут под сокращение, что называется.
ЖИДКИН: Могут попасть.
ВЕДУЩИЙ: Но вы собираетесь по минимуму всё это делать. Что касается жилищного строительства массового вблизи дачных и садовых товариществ, это намечается?
ЖИДКИН: Там, где сейчас малоэтажная застройка - дачные и садовые товарищества, мы все-таки планируем в территориальной схеме предусматривать такой щадящий режим, чтобы на этих территориях была малоэтажная застройка. Если говорить о многоэтажном жилищном строительстве, то максимальная этажность, предлагаемая нами сегодня в территориальной схеме, не более 10 этажей. А вы знаете, что в Московском строились микрорайоны по 17-25 этажей, в Пыхтино «Солнцево-парк» - 17-25 этажей. Да, некоторые из них, уже начатые строительством, будут завершены. Но не везде в полном объеме. В целом концепция такова, что на территориях ближе к Москве - 9-10 этажей, чуть дальше, во втором поясе - средняя этажность, 4-5-6 этажей. И соответственно уже в глубине территории новой Москвы, ближе к Калужской области, за бетонным кольцом и до бетонного кольца мы в схеме предлагать применять…
ВЕДУЩИЙ: Таунхаусы фактически будут.
ЖИДКИН: Не обязательно только таунхаусы. Это могут быть и ЖС, и многоквартирные жилые дома, но только трехэтажные, двух-, трехэтажные. Поэтому, на мой взгляд, данный подход, он улучшает ситуацию градостроительную на новой территории.
ВЕДУЩИЙ: Насколько охотно девелоперы туда идут, те, кто занимается именно строительством жилья?
ЖИДКИН: Вы знаете, ведь девелоперы, которые сегодня идут или уже есть, они фактически привязаны как собственники земельных участков. Большая часть земли на новой территории - в чьей-то собственности. Либо это федеральная земля, федеральных ГУПов - это отдаленные поселения Роговское, Кленовское, Киевское, Вороновское. А земельные участки ближе к Москве - «Масштаб» (А101), компания RDI и другие крупные девелоперы уже эту землю купили раньше.
ВЕДУЩИЙ: И поэтому они просто вынуждены выполнять те правила, которые сейчас определены фактически, вопреки своим планам, если они у них были другие?
ЖИДКИН: Ну, планы могли бы быть и совсем какие-то фантастические у них. Мы считаем, что наши планы, они работают в первую очередь на будущего жителя новой Москвы, вот это самое главное, чтобы было не очень высотное жилье, чтобы были объекты социального назначения, чтобы были рабочие места, транспортная инфраструктура и так далее.
ВЕДУЩИЙ: А в смысле коммуникаций, которые должна власть создавать? Или поскольку земля уже в частной собственности, то власти можно не заморачиваться строительством коммуникаций? Я сейчас не про дороги, а именно про инженерные коммуникации.
ЖИДКИН: Инженерные коммуникации, они же разного уровня ответственности. Есть инженерные коммуникации, которые строят монополии. Это Федеральная сетевая компания, Московская электросетевая компания и так далее. Уже подключение непосредственно к их головным сетям объектов и крупных микрорайонов - это, безусловно, работа инвесторов (в этой части есть нормативная документация, законы федеральные, постановление правительства федерального), они обязаны платить за присоединение к сетям. А вот кто построит основные, головные объекты, питающие центры, высоковольтные линии электропередачи…
ВЕДУЩИЙ: Но эта работа идет? Я про это именно спрашиваю, насколько активно идет эта работа по созданию инженерных коммуникаций?
ЖИДКИН: Если говорить об объектах, которые будут сдаваться в текущем году, а мы планируем построить 1 миллион 700 тысяч квадратных метров, из них 1 миллион 100 тысяч – жилье, и около 600 тысяч кв. м объектов нежилого назначения, то да, эти работы ведутся, у нас действует постоянная рабочая группа опять же с МОЭСК, с Департаментом технической политики города Москвы, с Мосводоканалом, с Департаментом жилищно-коммунального комплекса. Все эти объекты будут обеспечены инженерными коммуникациями. При этом мы работаем на перспективу, как на дальнюю перспективу в рамках реализации Генерального плана, который будет разработан в 2014 году, так и на ближайшую перспективу, на ближайшие 2-3 года.
ВЕДУЩИЙ: Насколько охотно народ покупает квартиры на этой новой территории? Что-то известно про цены, как они меняются, цены на жилье?
ЖИДКИН: Ну, цены в основном выросли сразу после присоединения. В отдельных микрорайонах они и сейчас продолжают расти незначительно, но основной скачок цен был в момент присоединения. И динамика реализации квартир, жилья, она осталась примерно на том же уровне, как и была до этого. Если бы цены остались на прежнем уровне, то, безусловно, квартиры продавались бы быстрее гораздо.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я Татьяна Яковлевна. Нас, членов садоводческого товарищества, очень волнует вопрос о том, что Дума уже в третьем чтении приняла закон об изъятии земель на вновь присоединенных к Москве территориях, в том числе и в садоводческих товариществах и на дачах. Вот объясните, пожалуйста, мы волнуемся очень. Наш Подольский район, Рязановский сельсовет это раньше был, сейчас не знаю адрес новой, близ деревни Ерино. Вот что с нами будет, там несколько участков?
ВЕДУЩИЙ: Речь, видимо, идет об ускоренном изъятии земельных участков. Действительно, был такой законопроект. Сейчас опять сошлетесь на Генплан, я думаю.
ЖИДКИН: Нет. Я вначале прокомментирую вопрос в части изъятия земельных участков, в том числе и дачных участков, или дачных поселков. На самом деле данный закон был принят для утверждения порядка изъятия земельных участков с целью размещения там объектов федерального значения и значения уровня субъекта - города Москвы. Речь идет в первую очередь о дорогах, об инженерных коммуникациях, о социальных объектах и прочих. Но в основном это дороги, инженерия и социальные объекты. Самоцели изымать земельные участки, дачные участки или дачные территории нет никакой. Нам нужны коридоры или полосы отвода для строительства дорог и инженерии. Поэтому в Ерино вряд ли по массиву дачному пройдет какая-то дорога или инженерный объект. Еще раз повторяю, мы в территориальной схеме сегодня подбираем не обремененные – строениями, дачами и так далее - земельные участки. В исключительных случаях, там, где идет целая полоса дачных поселений крупных и невозможно будет пройти с дорогой, мы подыщем наиболее узкое место, где можно было бы пройти с дорогой, и соответственно количество сносов будет минимальное. Но это опять же в исключительных случаях. Но самоцели по этому закону изымать дачные участки или дачные территории нет никакой.
ВЕДУЩИЙ: Если вы живете далеко от основных магистралей, можете не волноваться.
ЖИДКИН: Можете не переживать.
ВЕДУЩИЙ: Вот тем, кто в глуши, тем повезло гораздо больше, чем тем, кто находится рядом с магистралями.
ЖИДКИН: Да, но у тех, кто живет в глуши, там тоже дороги появятся. Но там сегодня гораздо больше свободной территории, гораздо больше полей, которые не застроены ни дачными участками, ни населенными пунктами.
ВЕДУЩИЙ: Я благодарю нашего гостя.