Маяк. Москва 15.05.2013 - 18 мая станет самым "музейным" днем года в Москве
Персоны
18 мая станет самым "музейным" днем года: с 10 до 18 часов в Москве отпразднуют День культурного наследия, в рамках которого доступ в учреждения культуры станет бесплатным. Затем - до полуночи - в столице пройдет общегородская акция "Ночь в музее". Посетителей ждут перформансы, концерты, уличные кинопоказы и специальные автобусные маршруты. Общей темой для всех программ "Ночи в музее" станет тема "открытия". Подробности узнаем у начальника отдела музейно-выставочной деятельности Департамента культуры Москвы Антона Валентиновича Горянова. Ведущая - Ирина Козловская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - начальник отдела музейно-выставочной деятельности Департамента культуры Москвы Антон Горянов. Антон Валентинович пришел сюда специально, чтобы рассказать нам о предстоящей «Ночи в музее». Если вспомнить историю, 1997 год, господин Боберг, Берлин – первая акция. И эта идея настолько прижилась, что, по-моему, сейчас 42 страны участвуют в этой акции.
ГОРЯНОВ: Да, это одна из крупнейших международных акций межмузейных. И как ни странно, началась она в Берлине, а сейчас основным процессом международным руководит Министерство культуры Франции.
ВЕДУЩИЙ: А почему – «как ни странно, в Берлине»? То есть Берлин всегда был аутсайдером в искусстве?
ГОРЯНОВ: Нет, нет. Как ни странно, французы перехватили пальму первенства, я бы так сказал. На самом деле немцы пошли по пути коммерциализации акции. Она начиналась как «Длинная ночь музеев», для того чтобы привлечь посетителей. И это совпало с переходом немецких музеев на внебюджетное финансирование. Они стали искать новые пути зарабатывания денег. Таким образом, вся Германия сейчас каждую неделю празднует «Ночь музеев» в разных городах. То есть можно построить маршрут по Германии и, из города в город переезжая, посещать разные музеи в «Ночь музеев». Но она там платная.
ВЕДУЩИЙ: Интересно. А у нас решили, чтобы она была бесплатная, но два раза в году.
ГОРЯНОВ: Нет, «Ночь в музее» у нас проходит один раз в год.
ВЕДУЩИЙ: Как эту ночь только не называют: где-то длинная (долгая), где-то - белая. Но я так понимаю, что каждый год должна быть одна общая тема для всех музеев, они под нее подстраивают свои экспозиции, либо каждый музей идет со своей программой, со своими представлениями, перформансами и так далее?
ГОРЯНОВ: Общая тема, которая объединяет «Ночь», - это привлечение молодежи, привлечение новых посетителей. И, в общем, ее можно назвать «Откройте для себя музеи заново». То есть открывать музей интересно в какой-то необычной атмосфере, обстановке. Сама по себе эта обстановка привлекает в музей новых посетителей - это главная задача акции. Она в Москве проходит уже в седьмой раз и, мне кажется, очень успешно, именно потому, что многие посетители приходят в музей впервые. Так вот случается. «Впервые» - вообще такой сложный термин. Наверное, все когда-нибудь были в музее, в первом классе приводили родители за ручку. Мы для себя определили критерий: можно сказать, что человек впервые в музее, если он больше пяти лет не был в музее. То есть для человека пять лет - такой достаточно длительный период жизненный. За это время многое меняется. Человек может для себя открыть заново, став взрослее.
ВЕДУЩИЙ: Мне кажется, сейчас Москва с точки зрения всяких экспозиций, новых музеев очень интересна. Постоянно какие-то выставки, неплохая реклама идет. Неужели люди идут в музей ночью, привлеченные… чем? Это пиар, это необычность обстановки, это бесплатность - хотя билеты стоят всего 100-200 рублей, и я не думаю, что отсутствие платы - такой уж большой плюс, чтобы люди молодые, как вы сказали, пошли в музей. Манок какой в этой акции?
ГОРЯНОВ: Более точный ответ на этот вопрос мы дадим после проведения акции в этом году, так как впервые решили провести социологический опрос. Мы привлекли волонтеров, студентов, которые нам помогут провести опрос. И по результатам этого опроса мы узнаем точно «в граммах», сколько людей пользуются какой мотивацией. На самом деле три или четыре года назад, когда впервые акция «Ночь в музее» стала вот такой массовой, когда полмиллиона москвичей пришли ночью в музеи, мы опрашивали, но не массово, а так вот экспертно, что называется, людей: что их привело? Многие назвали две основные причины: бесплатно – несомненно, для многих москвичей это очень важный показатель, а второй показатель - удобно после работы пойти в музей. После этого мы, Департамент культуры, сделали еще две такие известные акции, которые набирают популярность и с 2012 года работают. Это каждое третье воскресенье просто бесплатный вход во все московские музеи, которые находятся в ведении Департамента культуры. И вторая акция, которая чуть менее популярна, - и нам очень жаль, на самом деле хотелось бы о ней чуть больше сказать, - это «Вечер в музее». Каждый четверг все музеи Москвы работают до 21 часа.
Здесь очень важно рассказать историю этой акции. Она началась с федерального музея, с Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Ирина Александровна Антонова была категорическим противником «Ночи в музее». Она первые несколько лет не принимала участия в акции. Связано это было с тем, что, как правило, в это время проходят очень дорогие приемные выставки, в контрактах по которым прописаны очень жесткие условия безопасности, сохранности, влажности. А поскольку музей Пушкина строился 100 лет назад и там нет стационарной системы температурно-влажностного режима, она мобильная, то большой поток посетителей в ночное время резко изменяет температурно-влажностные характеристики помещения. И живопись, особенно древняя, может повредиться. Но последние два года музей Пушкина участвует в акции «Ночь музеев», ограничивая, конечно, посещаемость, строго следя за температурно-влажностным режимом. Но тем не менее «Вечер в музее» впервые в Москве ввел именно Музей имени Пушкина. Каждый четверг они работали до девяти вечера, и там стояли очереди.
ВЕДУЩИЙ: Но очереди стояли, естественно, и в «Ночь в музее». По-моему, именно с музеем Пушкина был связан такой небольшой скандал, когда объявленное время работы экспозиции было до 24 часов, а экспозицию закрыли в 21 час, и, конечно, люди были очень возмущены.
ГОРЯНОВ: Да, да. Опять-таки в оправдание музея я могу сказать, что главная задача музея - сохранить, не показать, как ни странно, а именно сохранить. Потому что, если мы разрушим культурное наследие, следующим поколениям нечего будет делать в музее.
ВЕДУЩИЙ: Это естественно.
ГОРЯНОВ: Поэтому, конечно же, директор музея имеет право принять решение, с точки зрения безопасности ограничить доступ. И это был такой скандал, он был неожидан для посетителей, которые не очень внимательно смотрели программу. В программе, опубликованной и на сайте Департамента культуры, мы всегда пишем четко время работы музея.
ВЕДУЩИЙ: Антон Валентинович, очереди, естественно, будут. И чтобы народ не скучал в очередях, очень многие музеи, а пожалуй и все стопроцентно, решили подготовить какую-то развлекательную программу. Вы в курсе, что там будут предлагать?
ГОРЯНОВ: Это наша инициатива… Ну, собственно говоря, музеи уже набрались собственного опыта и на собственных шишках учатся. И здесь надо сказать, что учатся хорошо. Первоначально, когда мы только начинали акцию, музеи неправильно планировали мероприятия. Они старались сделать как можно насыщенней и интересней программу внутри музея, а это создавало толпу. Вы представляете, когда ты осматриваешь музей и вдруг в каком-то зале играет инструментальный ансамбль, все останавливаются, создается пробка, пройти невозможно. В результате собственного опыта и изучения опыта других музеев пришли к выводу, что надо развлекать толпу на улице, то есть пока люди стоят в очереди. А она, к сожалению, неминуема, потому что проходимость наших музеев не очень высокая.
ВЕДУЩИЙ: А время проходимости как-то закладывается? То есть идет поток и идет, либо говорят: товарищи, там очень много людей ждет, поторопитесь?
ГОРЯНОВ: Мы для этого привлекаем уже несколько лет подряд, и в этом году больше всего у нас будет, волонтеров. Несомненно, это смотрители музеев, штатные сотрудники, охранники музеев, они регулируют поток и просят людей не задерживаться - так называемый режим променада. То есть когда очередь увеличивается, значительно увеличивается, то мы стараемся людей немного поторопить. Конечно, каждый имеет право задерживаться столько, сколько он хочет, но… Вот моя позиция какая, почему я говорю: открой для себя музей? Если спросить среднестатистического обывателя московского: вы были в музее и в каком музее? - то наверняка 90% назовет Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, может быть, кто-то вспомнит, что Кремль - это у нас тоже музей, а не орган власти.
ВЕДУЩИЙ: Возможно, еще Дарвиновский, у кого есть дети?
ГОРЯНОВ: Да, да, есть такие пиковые музеи, в которых, что бы мы ни делали, создается очередь. Очередь в Дарвиновский музей в прошлом году была километр. Если вы хотите постоять два часа в очереди и на час попасть в музей, приглашаю всех в Дарвиновский музей, обязательно постоите в очереди. Но для того, чтобы очередь немного развлекать, там как раз и делаются мероприятия на бульваре, во дворе музея. И мы стараемся, так скажем, смягчить эту проблему. Но тем не менее мне хочется сказать, что в Москве есть очень много хороших и не таких известных, не таких популярных музеев. И для того, чтобы организовать передвижение между музеями, мы делаем уже не первый год автобусные маршруты. В этом году будет 60 автобусов на линиях. И мы убедились, что автобусы в центре Москвы - очень неповоротливые и трудно двигаются, попадают часто в пробки, поэтому весь центр Москвы внутри Садового кольца - это пешеходная зона, то есть можно от музея к музею пройти пешком, настолько много у нас музеев. А в акции принимают участие в этом году почти 250 музеев.
ВЕДУЩИЙ: Мы всё говорили, говорили, а дату так и не назвали, подразумевая, что народ в курсе.
ГОРЯНОВ: Дата знакома всем, кто любит музеи, культуру, это 18 мая. Впервые в этом году дата проведения Международного дня музеев совпала с проведением «Ночи в музее». Поэтому я обращаю ваше внимание, что все московские музеи будут работать с 10 часов утра (или по своему графику) до 18 часов вечера в режиме бесплатного посещения, с бесплатными экскурсиями в рамках традиционных, ставших уже популярными - 14-й год мы проводим - Дней исторического и культурного наследия Москвы, в рамках Международного дня музеев. А с 18 часов вечера и до 12 часов ночи продолжают свою работу в рамках «Ночи в музее». Это две разные программы, которые ориентированы немного на разную публику, но и та и другая очень интересные. Они опубликованы на сайте Департамента культуры, смотрите, внимательно выбирайте маршруты и путешествуйте по музеям целый день и всю ночь.
ВЕДУЩИЙ: Но будет музей, который продолжит работу после 12 часов ночи, может быть, единственный…
ГОРЯНОВ: Нет, не единственный.
ВЕДУЩИЙ: И кто это такие отчаянные?
ГОРЯНОВ: Несколько. Давайте начнем с государственного музея. У нас в этом году, вы хорошо знаете, что Центральный выставочный зал «Манеж» стал музейной площадкой. Если раньше он был выставочной площадкой, которая сдавалась в аренду под разные мероприятия, в том числе и культурные выставки, но их было очень немного, то сейчас ЦВЗ «Манеж» - это крупнейшая выставочная площадка Москвы и России, центральный выставочный зал с большой буквы. И как раз программа ЦВЗ «Манеж» начинается в шесть вечера, а кончается далеко за полночь. Вечером проходит концерт австрийский, афтепати, такой музыкальный подарок всем москвичам. А, например, второй крупный центр, он уже не государственный, «Гараж», который впервые участвует в этом году в «Ночи в музее» на новом месте, в Парке культуры Горького. И сам Парк культуры Горького, как и другие крупные парки культуры, тоже работает ночью, проводя параллельную программу «Ночь в парке». Наш расчет на то, что москвичи не нагуляются ночью в музеях, а захотят продолжить гуляния на природе, пользуясь тем, что поют соловьи, и вообще ночью становится прохладно, все пойдут в парки. Так вот парк будет работать до утра, он вообще круглосуточно работает. Но там до 3 часов ночи будет своя программа в Парке культуры.
ВЕДУЩИЙ: По поводу возраста. Мы с вами уже сказали в первой части программы, что впервые волонтеры получат такой усредненный портрет посетителей и выяснят, по какой причине люди пришли. Но вы же наверняка в предыдущие годы ходили в музеи, смотрели. Что все-таки за народ ходит на это мероприятие? С детьми, пожилые, либо все-таки средний возраст, 40-50 лет?
ГОРЯНОВ: Я могу, не обижая никого, сказать, что ходит интеллигенция. «Ночь в музее» - это праздник для интеллигенции в отличие от Нового года, в отличие от Дня города. Все-таки москвичи, приезжие, гости столицы, которые специально выбираются в Москву посетить музей, - это люди, которые с огоньком в глазах стоят в очереди и готовы любые невзгоды переждать, лишь бы попасть в музей в этой приятной атмосфере. «Ночь в музее» отличается тем, что люди со счастливым сердцем идут в музей, они ожидают праздника, и они его получают, они готовы к этому празднику, и мы его предоставляем. Такой праздник радостный, весенний праздник, период цветения, период, когда наконец кончилась долгая зима, наступило лето, всем хочется раздеться, хочется пройтись по вечерней Москве, когда машин уже практически нет, - тут очень много эмоциональных составляющих, и они далеко не все находятся внутри музеев. И фактически чем отличается «Ночь в музее» от Дня музеев? Да в первую очередь тем, что ночной праздник, он выходит за рамки музеев, он выходит навстречу горожанам. У нас очень много в этом году площадок городских, во всех пешеходных зонах: в Столешниковом переулке, на Кузнецком мосту. Даже, например, в городе Троицке, который теперь тоже Москва, проходят мероприятия на улице, на центральной площади будет сделана фотовыставка. То есть как бы музей выходит на улицу.
ВЕДУЩИЙ: То есть наукоград не отстает?
ГОРЯНОВ: Нет.
ВЕДУЩИЙ: Антон Валентинович, хотела бы зачитать несколько сообщений с форума, но это, естественно, за прошлый год. Первый момент: «Глупая, на мой взгляд, затея - периодически проводимая акция «Ночь в музее». Нарушается привычный распорядок дня, надо тащиться невесть куда, таких, как вы, сотни, даже тысячи, и всё ради одного - сэкономить 100-200 рублей. Нет, я не расточительный человек, но в наше время в Москве 100 рублей - это маловато. Если мне захочется в музей, я пойду туда днем, выспавшимся, с интересом, а не потому, что бесплатно. И главное, я буду созерцать экспонаты, а не толпы людей, пришедших по зову халявы». Это первое. Давайте вы как-то свое отношение к этому выскажете, а потом вторая реплика.
ГОРЯНОВ: Мы говорили с вами о мотивации. Конечно, никто не заставляет ночью идти в музей. Мы считаем, что мы просто делаем праздник и делаем его для того, чтобы люди, которые не привыкли ходить в музей, открыли для себя приятное место в Москве как бы впервые. И часто к этой акции присоединяются люди достаточно случайно: позвали друзья. Вот одна из важных мотиваций посещения музея - позвали друзья, пошел за компанию. Нам очень хочется, чтобы эти люди, которые попали в музей за компанию, привыкли и приучились ходить в музей уже по зову сердца и готовы были ходить не в толпе, ходить действительно выспавшись, днем, когда экспонаты можно лучше рассмотреть и получить больше удовольствия.
ВЕДУЩИЙ: Есть повод прогулять работу. И еще: «Во время акции «Ночь в музее» 19 мая 2012 года мы с сыном сначала отправились в Музей советских игровых автоматов. К сожалению, там всё было рассчитано просто на сбор денег. Почему они числятся как участники акции, непонятно. На самом деле это банальное кафе с игровыми автоматами. В буклете было заявлено, что время начала акции у них - 18 часов, а в результате при входе нам сказали, что бесплатное посещение у них начинается только с 20.00, а пока всё только за деньги: 300 рублей за 15 жетонов».
ГОРЯНОВ: Это не государственный, частный музей. Ребята со студенческой скамьи увлеклись темой реставрации, ремонта старых советских игровых автоматов. Я там был два года назад. Они четко соответствовали обещаниям, то есть при входе всем посетителям в «Ночь в музее» давали несколько жетонов бесплатно. Если тебе не хватило, тебе понравилось, ты уже дополнительные жетоны мог купить. Думаю, что в этом году они исправятся и хулиганить не будут. Но поймите, что это частный музей, который существует полностью за счет продажи билетов.
ВЕДУЩИЙ: Антон Валентинович, какие еще музеи, скажем так, не особо раскрученные, не очень известные москвичам, вы могли бы назвать и привлечь к ним внимание, потому что там тоже интересные экспозиции, интересные экскурсоводы и какая-то очень привлекательная программа?
ГОРЯНОВ: Как ни странно, очень интересный музей - Музей обороны Москвы. Он расположен очень неудобно, практически у кольцевой дороги. Это проспект Вернадского, Олимпийская деревня. До него добираться достаточно тяжело, но там прекрасная экспозиция, очень хорошо сделанная, хорошими художниками, с хорошим настроем. К сожалению, туда доезжает не очень много людей. В прошлую ночь музей принял около тысячи человек всего. Для такого музея это совсем немного. Поэтому призываю поехать в такой музей.
Можно открыть для себя музеи-усадьбы, они все связаны автобусными маршрутами. Так случилось, что в Москве усадьбы, кроме Останкино, которая на северо-востоке и сейчас закрыта на реставрацию, все остальные музеи-заповедники, музеи-усадьбы расположены достаточно близко друг от друга. Царицыно и Коломенское, дальше через Москву-реку Люблино, Кузьминки, Кусково, Лефортово и Измайлово - они все связаны одним автобусным маршрутом. Можно, просто не тратя лишнее время и деньги на перемещение от усадьбы к усадьбе, выбрать себе этот маршрут, изучить график движения автобуса, остановки и проехать по этим маршрутам. Кстати, Музей обороны Москвы мы тоже связали с центром Москвы, с Музеем-панорамой Бородинской, с Поклонной горой, с Дарвиновским музеем еще одним автобусным маршрутом, который называется «Музеи юго-запада Москвы». И третий автобусный маршрут будет ездить по Садовому кольцу. Но еще одно очень важное нововведение акции этого года - это то, что у нас появились такие спонсоры транспортные - новое московское такси, «Мостакси» называется. И они совершенно бесплатно, вы не поверите, будут возить из музея в музей тоже по определенным маршрутам, практически как маршрутное такси. То есть основные точки они будут связывать, 200 машин будет задействовано в акции «Ночь в музее».
ВЕДУЩИЙ: То есть они будут дежурить около музеев, по определенному маршруту ехать, а если человек увидел и рукой махнул, они будут, как маршрутки, останавливаться, либо четко по остановкам?
ГОРЯНОВ: Нет, они не будут как маршрутки, будут ездить от музея до музея, у которых будут организованы временные остановки. Еще одна инициатива, которая как горячий пирожок, буквально вчера-сегодня удалось согласовать, - это велосипедные парковки. Мы около 20 музеев ставим временные велосипедные парковки. И все, кто хочет перемещаться по центру Москвы на велосипедах, могут рассчитывать, места расстановки этих велопарковок будут размещены на сайте «Ночь в музее».
ВЕДУЩИЙ: Потом их уберут или все-таки оставят?
ГОРЯНОВ: Вы видели, что в Москве, конечно, стало очень много велопарковок стационарных.
ВЕДУЩИЙ: Не много, но появляются, я бы так сказала.
ГОРЯНОВ: Но около музеев они будут установлены на одну ночь. Если эти места окажутся удобными, то мы рассмотрим, наверное, такую идею. Наша инициатива была, чтобы, конечно, их установить постоянно.
ВЕДУЩИЙ: Ну да, потому что, конечно, это очень логично и потом пригодится.
ГОРЯНОВ: И еще одно важное новшество этого года, оно в прошлом году было в качестве эксперимента, но удачного эксперимента, мы в этом году его продолжаем. Это новшество называется «Виза в музей». На сайте «Ночь в музее» можно заранее зарегистрироваться и получить практически электронный билет в некоторые музеи. Десять музеев участвует в этой акции. С этим электронным билетом, со штрихкодом, можно прийти и без очереди попасть в музей.
ВЕДУЩИЙ: Попытаться. А вдруг не пропустят?
ГОРЯНОВ: Пропустят.
ВЕДУЩИЙ: Хотя, конечно, вы сказали, что интеллигенты собираются.
ГОРЯНОВ: Пропустят. Около этих музеев будут специально организованы две очереди: одна очередь живая, а другие люди через стойку регистрации будут иметь возможность пройти. Для того чтобы никому не были обидно, мы определили квоту. Мы знаем посещаемость музеев за прошлый год, вот 10% в этих музеях пройдет без очереди, не больше 10%. Мы надеемся, что какой-то отрицательной реакции со стороны людей, которые отстояли в очереди, не будет. Но мы об этом все-таки говорим достаточно широко, поэтому пользуйтесь, пока есть еще места. Число таких виз в музеи ограничено. Кстати, название «Виза» не случайно, потому что VISAявляется генеральным партнером.
ВЕДУЩИЙ: Антон Валентинович, некоторые музеи пошли нетрадиционным путем. Я прочитала на сайте одного из них, что будут пропускать вне очереди людей, которые пришли в пижаме. Вот такой то ли перформанс, то ли, я не знаю, может быть, они решили таким образом привлечь внимание к своей экспозиции.
ГОРЯНОВ: Надо сказать, что «Ночь в музее» из года в год становится все более привлекательна для свободных художников. Если вы помните, в прошлом году была акция художников, которые по Бульварному кольцу прошли с маршем. Но это была скорее политическая акция, которая под прикрытием «Ночи в музее», так скажем, превратилась в акцию актуального искусства. В этом году нечто аналогичное, музейный поход уже организует сам Департамент культуры. Он, конечно, имеет совсем другой смысл, звучание. То есть это десять крупнейших музеев, которые находятся в центре Москвы, в основном музеи современного искусства, начиная с арт-галереи на Солянке, пройдут маршрутом, передаривая друг другу, то есть перенося из музея в музей, «ценные» экспонаты (копии ценных экспонатов) как символ, некое дарение. И это будет прямо как карнавал, то есть там будут музыканты с ними шествовать, сами музейщики, все, кто к ним хочет присоединиться, - такой межмузейный круговорот. Он кончится в районе Парка Горького.
ВЕДУЩИЙ: Любопытно. Очень хорошо, что эта «Ночь в музее» такая долговечная и уже не ассоциируется у нас с фильмом «Ночь музеев».
ГОРЯНОВ: Фильм уже все забыли, а наш музей вечен, да.
ВЕДУЩИЙ: Да. Как вы считаете, эта идея со временем не выдохнется, удастся ли все время находить что-то новое, привлекать людей, или же это просто станет такой доброй, хорошей традицией со временем?
ГОРЯНОВ: Я убежден, что сохранится, разумеется, и каждый раз мы будем находить новые и новые идеи, нет предела фантазии, нет предела совершенству. И здесь надо сказать, что, наоборот, акция «Ночь в музее» позволила расшевелить музеи, которые были слишком консервативны. Есть у нас такие, которые, так скажем, спят в одном ботинке. И эти музеи изначально через силу приходилось заставлять участвовать в акции «Ночь в музее» - я говорю про свои подведомственные музеи, но и, собственно говоря, далеко не все частные музеи участвовали. Практически Москва сейчас вышла на первое место в Европе по количеству музеев-участников акции «Ночь в музее». Париж и Берлин, известные европейские столицы музейные, у них количество участников «Ночи в музее» семьдесят, ну девяносто…
ВЕДУЩИЙ: А Питер?
ГОРЯНОВ: В Питере тоже семьдесят в прошлом году было. Не знаю, сколько они в этом году привлекут. А у нас двести пятьдесят. Есть повод гордиться. Действительно, мы смогли создать такую атмосферу… То есть фактически у нас государственных музеев в Москве наших, московских, шестьдесят, плюс федеральных с филиалами шестьдесят – всего сто двадцать, всё остальное - это негосударственные: частные, ведомственные, заводские и так далее музеи. Просто какие-то частные коллекции, галереи, выставочные залы. Все хотят участвовать в нашей акции.
ВЕДУЩИЙ: Вы кому-то отказали?
ГОРЯНОВ: Нет. Мы никому не отказываем, мы просто говорим наши условия, что, если хочешь участвовать в акции «Ночь в музее», надо следовать нашим правилам: бесплатный вход. Если хочешь проводить какие-то мероприятия за деньги, мы не можем это запрещать, мы понимаем, что бесплатная акция, особенно если какие-то звездные имена участвуют, вызовет просто ажиотаж, и продажа билетов является неким просто ограничителем на таких мероприятиях. Но эти платные мероприятия могут проходить только в неких закрытых пространствах, не мешая осмотру постоянной экспозиции или выставок, которые должны быть бесплатными.
ВЕДУЩИЙ: Антон Валентинович, спасибо вам большое. Я приглашаю всех радиослушателей обязательно куда-нибудь сходить, присоединиться к какой-нибудь компании или самим выбраться.