Маяк. Москва 20.05.2013 - Об итогах пилотного проекта развития московских школ
Персоны
Два года назад в Москве запустили пилотный проект по развитию общего образования. На новые принципы финансирования перешли 125 учреждений. И уже в первый год проекта 17 из 125 его участников впервые вошли в топ-300 городского рейтинга средних школ. Большинство из них раньше даже мечтать о таком не могло. Что дала новая схема ученикам и учителям? Об итогах пилотного проекта развития московских школ рассказывают начальник Управления организации обучения и воспитания в общем образовании Департамента образования г.Москвы Марина Владимировна Смирницкая и директор школы номер 498 Тамара Васильевна Гордзейко. Ведущий - Екатерина Высоковская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - начальник Управления организации обучения и воспитания в системе образования Департамента образования Москвы Марина Смирницкая и директор школы №498 Тамара Гордзейко. Мы будем обсуждать пилотный проект развития московских школ. Если точнее, то - развития общего образования. Я первым делом залезла на сайт Департамента образования. Залезла и посмотрела, что же там про этот пилотный проект написано. Я обнаружила, что там заданы четкие нормативные рамки. Там есть постановления, решения, протоколы, разъяснения, методические рекомендации, даже есть техническое сопровождение, контакт-центр с многоканальным телефоном для справок. И это сразу настраивает на какой-то современный лад, это созвучно тому, как мы вообще привыкли уже сейчас получать информацию и с ней оперировать. Вот я хотела у вас спросить, получается, что заданы рамки, а дальше школы сами могут уже внутри эти рамок на свое усмотрение жить. Или какие-то, может быть, у вас другие разъяснения этого проекта?
СМИРНИЦКАЯ: Дело в том, что два года уже пилотному проекту по развитию общего образования в городе Москве. И надо сказать, что за эти два года действительно в системе произошли достаточно серьезные изменения. Надо сказать, что изначально пилотный проект касался вопросов финансирования скорее всего, и очень часто его переводили как бы в русло экономики. Но вместе с тем, мы на сегодняшний день можем совершенно четко констатировать, что из проекта, касающегося нормативно-бюджетного финансирования, этот проект все больше и больше перерастает в проект, который решает педагогические задачи, задачи и вопросы взаимоотношений внутри трудовых коллективов, взаимоотношений учителей и учеников и взаимоотношений школ и московских чиновников системы Департамента образования. Неизменным остается лишь одно. Как постановление 86 правительства Москвы установило нормативное финансирование и норматив на одного ребенка в образовательных учреждениях, он, собственно, и не меняется. Он является отправной точкой, очень важной для каждого из руководителей образовательных учреждений. Вместе с тем, мы можем говорить о том, что за два года колоссально вырос уровень экономической самостоятельности наших образовательных учреждений.
ВЕДУЩИЙ: Марина Владимировна, давайте сломаем этот стереотип, что у нас финансы. Мы уже сказали, проект задумывался как финансовая регуляция, но вышел за рамки этого. Давайте спросим, как, в школе это ощущается или нет? И я адресую свой вопрос Тамаре Васильевне Гордзейко, это директор школы №498.
ГОРДЗЕЙКО: Все равно все изменения, которые происходят сегодня в школе, они все равно связаны с финансированием. Безусловно, вот та задача, которая поставлена перед образовательными учреждениями по повышению качества образования, она зависит от финансирования. И на сегодняшний день надо сказать, что школа №498 успешно продвигается в этом направлении, именно в повышении качества через экономические механизмы.
ВЕДУЩИЙ: То есть у вас действительно стало более понятно, как вести хозяйственную деятельность, потому что она тоже необходима, без нее ничего не происходит в нашей жизни? То есть вот эти вопросы как-то проработаны или нет?
ГОРДЗЕЙКО: На сегодняшний день уже более-менее понятно, конечно же.
ВЕДУЩИЙ: Это сильно отличается от того, что было, это трудно было осваивать?
ГОРДЗЕЙКО: Это кардинально отличается от того, что было. Раньше учителя получали заработную плату, исходя из разрядов, соответствующих единой тарифной сетке. На сегодняшний день заработная плата складывается из двух составляющих - из базовой и стимулирующей выплат. А стимулирующие выплаты, они очень значительные. И они зависят от результата, который показывают дети, работая с данным конкретным учителем.
ВЕДУЩИЙ: А потребовало ли это поменять методику подачи предметов?
ГОРДЗЕЙКО: Поменялось все. Самое главное - поменялась психология учителя. Раньше мы говорили о том, что ребенок должен знать, уметь, что он вообще должен делать. На сегодняшний день мы говорим о том, что учитель должен, как должен работать, что он должен делать, какие уроки, какие технологии для того, чтобы ребенок показал соответствующие результаты.
ВЕДУЩИЙ: Мне кажется, мы возвращаемся к той системе, которая была в советское время и давала очень неплохие результаты. Насколько я помню, спрос всегда был в учителе. А уже учителя в свою очередь, что называется, учили школьников и тоже поднимали… это была не совсем палочная дисциплина, это была очень продуманная методика, как поднимали учеников, как формировались классы. Но не мне вам это рассказывать, наверное.
ГОРДЗЕЙКО: Но про палочную дисциплину я, конечно, не могу сказать. Сегодня совершенно другие отношения складываются и между и учеником, между учителем и родителем. И наша задача донести и до родителей, и до детей вот те цели, которые ставит сегодня школа перед собой в рамках реализации пилотного проекта. Это - результат.
ВЕДУЩИЙ: Марина Владимировна, а какие цели, почему вообще потребовался этот пилотный проект?
СМИРНИЦКАЯ: Давайте я еще в добавление того, что сказала Тамара Васильевна и как бы немного полемизируя с вами по поводу советской школы. Когда мы с вами учились в советской школе, мы совершенно четко воспринимали личность учителя как учителя. На сегодняшний день, простите меня за эту грубость, это не просто говорящая голова, это человек, который помогает ребенку, в том числе, и самостоятельно овладевать знаниями, искать информацию. Потому что сегодня уровень информатизации общества и уровень информационной подготовленности самих детей настолько высок, что сегодня мы должны научить ребенка самостоятельно добывать информацию из того мощного потока, из того огромного объема, который сегодня есть. И как вы понимаете, это в корне меняет функцию учителя. Его миссию, я бы так сказала.
ВЕДУЩИЙ: То есть уже не зубрежка, условно говоря.
СМИРНИЦКАЯ: Да. Поэтому вот в этом смысле, я думаю, что есть принципиальное отличие советской школы от ныне существующей. Но это абсолютно понятно и привычно. Потому что мы сегодня с вами живем в глобальном мире. Мы живем в том мировом сообществе, где вообще в целом меняются подходы. И здесь нельзя сказать о том, что в данном случае мы проповедуем российское ноу-хау. Мы в данном случае вливаемся в общий поток всей школьной системы, которая сложилась в мире. И это хорошо, это правильно. Я так считаю.
ВЕДУЩИЙ: У нас просто было небольшое провисание в 1990-е годы с образованием. У нас получилось, что доминировала такая точка зрения, что если вам, родителям это не надо, это не во всех школах, не дай бог, я при учителе говорю, но вы же сами знаете, что такое было.
ГОРДЗЕЙКО: Такое было.
ВЕДУЩИЙ: Если вам это не надо, то, что же я буду, что называется, наизнанку себя выворачивать. Вот для нас, кто прошел школу в свое время, это была странная позиция, потому что я помню, как учителя выкладывались и выворачивали себя наизнанку. Другое дело, что они ставили те задачи, которые тогда надо было ставить, но они их добивались. Правильно?
СМИРНИЦКАЯ: Совершенно точно.
ВЕДУЩИЙ: Сейчас мы пытаемся, что называется, уже перестроить на сверхзадачу школу, да? И тут у меня тогда вот какой вопрос по финансированию. Понятно, что никогда не бывает достаточно. Но есть ли то, на что еще необходимо было бы добавить и вот как-то ориентироваться в этом современном мире, может быть, какие-то новые методики? Компьютеры, наверное, везде есть?
ГОРДЗЕЙКО: Везде есть.
СМИРНИЦКАЯ: Во-первых, с точки зрения добавления финансирования. Давайте, может быть, немного на эту тему порассуждаем, раз мы начали говорить про финансирование. На сегодняшний день есть одна принципиальная важная вещь, что все московские дети находятся в одинаковых стартовые условиях. Следовательно, им должен быть обеспечен абсолютно одинаковый уровень образования и определенный одинаковый перечень образовательных услуг, вне зависимости от того, в какой школе он обучается: либо это общеобразовательная школа, гимназия, лицей. Мы должны совершенно четко иметь в виду, что все жители города Москвы находятся в равных условиях. Поэтому пилотный проект прежде всего предоставил возможности для каждого образовательного учреждения дать ровно тот перечень образовательных услуг, который требует от него сегодняшняя московская семья.
ВЕДУЩИЙ: А что значит образовательные услуги? Это что, предметы?
СМИРНИЦКАЯ: Образовательные услуги - это реализации стандарта общего образования, это профильное обучение на старшей ступени, это дополнительное образование, которое сегодня действительно стремится дать каждая школа. И мы сейчас с вами обсуждаем перечень тех образовательных услуг, которые предоставляются за счет бюджетного финансирования.
ВЕДУЩИЙ: Ну, профильное - это просто предметы или это уже как профнавыки?
ГОРДЗЕЙКО: На старшей ступени - это профильные предметы, которые ребенок выбирает, развивает ту область знаний, которая ему интересна, которой он хочет в дальнейшем по окончании школы тоже заниматься.
СМИРНИЦКАЯ: Это ориентирует его на получение в будущем профессии.
ВЕДУЩИЙ: То есть, если человек решил для себя, что он будет математиком, то он может сократить количество часов по литературе в школе и больше заниматься математикой?
ГОРДЗЕЙКО: Ну, там не за счет сокращения. Часы, они сохраняются, но меняется учебно-методический комплект учебников, дополнительные часы по математике.
ВЕДУЩИЙ: Более интенсивная программа.
ГОРДЗЕЙКО: Да, более насыщенная программа.
СМИРНИЦКАЯ: Ну, мне собственно к тому, что сказала Тамара Васильевна про профильное образование, добавить нечего. Понятно, что на сегодняшний день существует понятие федерального учебного плана. Если нашим радиослушателям такое понятие интересно, то оно есть. Это то незыблемое количество часов, которое предоставляется по каждому предмету. Вместе с тем, как совершенно правильно сказала Тамара Васильевна, каждый ребенок имеет право на углубленное изучение отдельных дисциплин, тех, которые в дальнейшем ему пригодятся. Но при этом мы с вами должны иметь в виду, что ведь не обязательно каждый ребенок должен зациклиться и поставить себе задачу после окончания школы поступить в высшее учебное заведение. На сегодняшний день московское общество и Москва, в целом московская экономика нуждается в квалифицированных рабочих руках. И кто сказал, что профильное обучение не должно быть нацелено на то, чтобы ребенок получал углубленную подготовку по отдельным предметам и в дальнейшем не поступил в наши учреждения системы профессионального образования, в колледжи, которое даст возможность ему потом стать очень классным специалистом в сфере производства?
ВЕДУЩИЙ: Я хотела уточнить, это действительно итоги, или проект продолжает быть в развитии?
СМИРНИЦКАЯ: Проект, безусловно, продолжает быть в развитии. И мы на сегодняшний день говорим о том, что задача наша, если мы берем экономические аспекты, чтобы норматив был распространен на все образовательные учреждения. Но здесь же есть еще и так называемые социально-экономические аспекты и педагогические аспекты. И на сегодняшний день мы можем наблюдать, что пилотный проект действительно привнес в систему московского образования достаточно серьезные изменения. И я вот, например, для себя одним из важнейших промежуточных результатов - потому что я уверена, что эта часть будет еще развиваться - вижу в расширении общественной составляющей. Потому что, вот смотрите, каждое вложение денег, которое куда-то происходит, оно должно быть отслеживаемо, контролируемо. Вот для нас очень важно, что в системе пилотного проекта действует общественный контроль.
ВЕДУЩИЙ: Со стороны кого?
СМИРНИЦКАЯ: Сейчас расскажу. Первое. Если мы четко знаем совершенно, что у нас действуют определенные финансовые нормативы на одного ученика, и мы знаем, сколько детей обучается в школе, каждый из нас с вами может просчитать, какова же субсидия школы, то есть просчитать бюджет школы на сегодняшний день, это абсолютно прозрачно. Далее, если мы говорим о том, что каждое образовательное учреждение ставит перед собой очень важную задачу, и это уровень столичной ответственности каждой школы, это результаты ребенка, повышение качества образования, то в этом смысле мы совершенно четко знаем, что нам ни в коем случае не дадут уменьшить качественную составляющую наши родители, которые входят в состав управляющих советов, которые имеют право принимать решение на уровне образовательного учреждения. И речь ведь идет не только о том, что они формируют заработную плату учителя. Наши управляющие советы регулируют все процессы, которые происходят в образовательном учреждении. Далее. Если мы говорим в целом о том, что происходит в системе образования города, то ни случайно ведь два года назад создали наблюдательный совет по развитию пилотного проекта. Этот наблюдательный совет возглавляет уполномоченный по правам ребенка Евгений Абрамович Бунимович. И я уверена в том, что Евгений Абрамович никоим образом не даст обидеть хотя бы одного ребенка. И наконец, это председатель Комитета Московской городской думы по образованию Виктор Михайлович Кругляков. Вот, возглавляя наблюдательный совет, они, таким образом, периодически смотрят, как, что происходит в системе московского образования, и как она меняется. Вот сегодня наблюдательный совет рассматривает ситуацию по каждому округу города Москвы, что изменилось в системе образования.
ВЕДУЩИЙ: А насколько придирчив их взгляд, к чему они придираются?
СМИРНИЦКАЯ: Вы знаете, очень придирчив, потому что в наблюдательный совет не входят московские чиновники. В наблюдательный совет входят представители родителей, родительской общественности, средств массовой информации, как я уже сказала, уполномоченный по правам ребенка, и они очень придирчиво относятся…
ГОРДЗЕЙКО: Разных общественных организаций.
ВЕДУЩИЙ: К чему они придираются, скажите?
СМИРНИЦКАЯ: К тому, не ухудшилось ли положение ребенка в каждой школе. Если раньше система московского образования оценивала средние результаты ребенка, то что называется "средняя температура по больнице", скажем, средний балл ЕГЭ, средние результаты олимпиады, то сегодня мы уже не оцениваем так московскую систему, и во главу угла ставится образовательный результат каждого московского ребенка, каждой московской семьи. На мой взгляд, это очень важно.
ГОРДЗЕЙКО: Я хочу дополнить Марину Владимировну. То, что сегодня каждый ребенок в любой школе имеет, если не в бумажном, то в электронном виде обязательно, портфолио, в котором отражены все его результаты. Это очень важно, поскольку мы можем наблюдать за ростом этого ребенка относительно самого себя. И для нас это самое важное. Хотя очень важны результаты ЕГЭ, участие в олимпиадном движении, но рост каждого ребенка относительно себя, какие-то положительные изменения в успеваемости, в каких-то других достижениях, в проектной деятельности, в системе дополнительного образования, для нас это очень важно, и это нас радует, над этим мы работаем.
ВЕДУЩИЙ: А вот класс как формируется сейчас? Была такая система: определенное число лидеров, потом совсем отстающие, и вот как бы середина, которая не дает распасться всему классу.
СМИРНИЦКАЯ: Вы имеете в виду формирование классов на уровне первого?
ВЕДУЩИЙ: Почему на уровне первого?
СМИРНИЦКАЯ: Вообще в целом?
ВЕДУЩИЙ: Классы же идут потом дальше, и они тоже каким-то образом трансформируются. Кто-то приходит, кто-то уходит, разве такого не бывает? Сама система какая?
ГОРДЗЕЙКО: Во всяком случае она не регулируется искусственно, она регулируется естественно. И все равно дети развиваются в своей среде.
ВЕДУЩИЙ: Дети развиваются разными темпами, раз мы говорим про каждого ребенка. Вы же говорите, что важно не среднее?
СМИРНИЦКАЯ: Правильно, совершенно верно. И эти индивидуальные темпы развития каждого ребенка - это задача учителя. Их надо увидеть и соответственно в каком-то смысле подстроиться под темп развития ребенка, и при этом дать ему возможность продвинуться и посмотреть свой результат на уровне предыдущего результата, то есть мы должны увидеть движение ребенка к результату. Мы не должны совершенно четко говорить: ах, ты плохой, ты не можешь достичь какого-то показателя. Нет. Нам важно оценить его движение к этому результату. Вот это очень важная вещь.
ГОРДЗЕЙКО: Нет. То, что дети развиваются в этой среде, но умы не сравниваем: вот у тебя результат вот такой, а вот у Пети он значительно лучше. Мы не сравниваем детей друг с другом. Мы сравниваем каждого ребенка с самим собой. Вот здесь развитие идет. И мы показываем общую картину, общий результат в классе. И в разных школах, наверное, результаты разные. Но вот мне интересно по своему образовательному учреждению. И в среднем по школе 41% учащихся в нашем образовательном учреждении, мне это очень приятно говорить, учатся на 4 и 5. Это хороший результат.
ВЕДУЩИЙ: А вот с началом этого пилотного проекта и по мере его реализации, вы чувствуете, что легче стало достигать хороших результатов или…?
ГОРДЗЕЙКО: Нет. Все равно это большой очень труд и учителя, и детей, и родителей в том числе. Только учитель, понятное дело, что результат не может зависеть только от работы одного учителя. Здесь, безусловно, и сам ребенок должен понимать, и семья. Вот участие и семьи в достижении успеха ребенка - это очень важно.
ВЕДУЩИЙ: Мы начали наш разговор с того, что школа переходит на современные рельсы - и финансирования, и организации, как я понимаю, учебного процесса. СМИРНИЦКАЯ: И материально-технического обеспечения, потому что я могу сказать, что за последние два года, с точки зрения материально-технического обеспечения школы, вообще произошел глобальный сдвиг. И я считаю, что вот как раз с началом пилотного проекта, когда в школы начали активно поставлять, в том числе, и компьютерную технику, а ведь она в то время, в 2011 году была в значительной степени морально устаревшей. И это беспрецедентные усилия московского правительства, когда гигантские средства были вброшены в систему московского образования, именно на развитие материально-технического обеспечения учебного процесса. Потому что если мы сегодня формируем понятие современного школьника, современного учителя, то мы не можем говорить о современном уровне со старым учебным оборудованием. Поэтому вот это очень важная вещь. Но с другой стороны, это опять же налагает на школу достаточно серьезные обязанности, и опять же формирует уровень столичной ответственности учителя, ребенка, родителя за качество достигаемого результата.
ВЕДУЩИЙ: Поскольку такая современная инфраструктура рождается в школе, я хотела спросить приходят ли молодые учителя?
ГОРДЗЕЙКО: Сегодня, я очень тоже рада этому, много молодых творческих креативных учителей приходят в школу. Я очень рада этому. И самое важное, что приходят и молодые мужчины. Вот в нашей школе 30% мужчин, из них 6 человек - это молодые люди, до 26 лет. Это такие творческие, талантливые.
ВЕДУЩИЙ: Какие предметы, скажите?
ГОРДЗЕЙКО: Математика, русский язык, иностранный язык, музыка, ОБЖ, - вот такие предметы.
СМИРНИЦКАЯ: Как могут не прийти мужчины, добытчики в семье сегодня работать в школу, если уровень средней заработной платы московского учительства сегодня не просто достойный, но это такой уровень заработной платы, который позволяет содержать семью. Вот по результатам 2012 года средняя заработная плата московского учителя составила 57600 рублей, а по результатам первого квартала она уже 64 тысячи. И это серьезные, и это хорошие деньги. И если мы будем говорить о заработной плате в школе, то не всякая бизнес-структура может предложить сегодня такой уровень заработной платы. И я думаю, что это, конечно, привлекает и мужчин, и молодежь в школу, и это здорово.
ВЕДУЩИЙ: А старшее поколение справляется с новыми требованиями? Как это происходит?
ГОРДЗЕЙКО: Вы знаете, по-разному. Многие стараются. Но, конечно, той хватки, которая есть у молодых учителей, конечно, нет. Но все равно вот этот опыт, и это старание, они тоже дают хорошие результаты.
ВЕДУЩИЙ: Но даже есть возможность, наверное, в какой-то степени лучше понять учеников. Потому что когда преподается предмет из года в год, учителя уже знают все тонкости преподаваемого материала, а когда что-то новое, то тут, наверное, просто даже уже и собственный, человеческий интерес просыпается, и уже какие-то вещи ты начинаешь осваивать, новизна есть какая-то?
СМИРНИЦКАЯ: Конечно. Когда такое большое количество компьютерной техники сегодня поставлено в школы, как же может возрастной учитель не понять, что это объективная реальность и необходимо осваивать те новейшие информационные технологии, которые приходят в школу. Да и вообще, давайте мы все-таки будем с вами говорить о том, что не может учитель не идти в ногу с ребенком. Он не может быть его ровесником, но рядом-то с ним он может идти.
ВЕДУЩИЙ: Безусловно.
СМИРНИЦКАЯ: И это не зависит от возраста учителя, любого возраста учителя. Это очень важно. И я думаю, что любой разумный учитель, понимающий это, сегодня востребован нашей школой.
ВЕДУЩИЙ: Да, потому что старая школа, наверное, вы меня поддержите, все-таки это очень хорошее понимание психологии, это уже большой опыт, это уже не один класс, который провожаешь и снова потом встречаешь. И уже то, что видит учитель своим, скажем так, наметанным взглядом, это даже не всегда сравнимо с тем, владеет ли он компьютером или нет. Это очень специфическая, на мой взгляд, все-таки профессия, правда же?
ГОРДЗЕЙКО: Вы знаете, вот творческие учителя возрастные, я вот заметила по своему образовательному учреждению, они стараются контактировать с молодыми учителями. Какие-то совместные проекты, друг друга как бы дополняя и обучаясь друг у друга. Вот они общаются вот таким образом. Те учителя, которые хотят работать, они будут вот таким образом и с молодыми, и стремиться к освоению новой техники, и новых знаний, и новых технологий. Но кто не хочет перестраиваться, они просто вынуждены сами уходить.
ВЕДУЩИЙ: Сейчас такое время, наверное, что перестраиваться все равно всем придется, потому что сегодня это компьютеры, уже опять-таки сегодня - это планшеты. А вот что будет завтра, мы все начнем это осваивать.
СМИРНИЦКАЯ: Сегодня в школах внедряется система электронных учебников. Сегодня в 60 образовательных учреждениях города начата апробация электронных образовательных ресурсов. Это вообще принципиально другой подход. Понимаете, все настолько быстро и стремительно меняется, что учитель не может не идти в ногу со временем в данном случае. А потом, давайте порассуждаем. Ведь уровень профессиональной компетентности, уровень профессионализма каждого учителя заставляет его быть лучшим учителем. И это то, что рождает здоровую хорошую конкурентоспособность и конкуренцию между учителями одного предмета, между учителя разных предметов в школе. И понятно, что это тоже такой своеобразный двигатель.
ВЕДУЩИЙ: Я так понимаю, что пилотный проект, он же будет тоже развиваться. Вот как я и говорю, появляются новые технологии. Это уже не будет возможность сделать так, как было раньше, вот 20 лет одно и то же.
СМИРНИЦКАЯ: Конечно.
ВЕДУЩИЙ: Вы же сами начали с того, что сказали, что задача современной школы не столько дать знания, сколько научить эти знания искать, получать, вот то, что теперь нужно, потому что уже сейчас удержать, естественно, не возможно.
СМИРНИЦКАЯ: Потому что учитель сегодня неединственный источник информации. Вот в чем дело. Он неединственный источник информации. Есть масса других источников, из которых ребенок может получить полноценные знания.
ГОРДЗЕЙКО: Новейшую информацию получить.
ВЕДУЩИЙ: Мне кажется, что учитель вообще никогда не был именно источником информации. Он все-таки был все равно в определенной мере таким проводником в жизнь. И ту информацию, которую он давал, это же все-таки тоже был не набор, в идеале, не набор знаний, а все-таки это экзамены, какая-то такая психологическая история, как осваивать эти знания, как отвечать, как общаться, это комплексная все-таки работа. Правильно я понимаю или у вас какая-то другая точка зрения?
СМИРНИЦКАЯ: Нет. По поводу комплексного подхода вы абсолютно правы, действительно учитель и тогда, и сегодня, а сегодня, может быть, в большей степени, это человек, который должен обладать разными знаниями. Кстати, я вам хочу сказать, что особенностью пилотного проекта, про который мы сегодня говорим, стало то, что у учителей повысилась мотивация к постоянному повышению квалификации. И это от города потребовало введения иных, новых программ повышения квалификации, магистерских программ на сегодняшний день. Магистерские программы предполагают проведение очень серьезных исследований и написание очень серьезных работ. И вот это очень важно, что одним из результатов и как бы сопровождающих вещей пилотного проекта стала необходимость для учителя повышения своей квалификации.
ВЕДУЩИЙ: Тамара Васильевна, а что вы добавите, вот прямо взгляд из школы, скажем так?
ГОРДЗЕЙКО: Я хочу сказать, что действительно все-таки и носителем такой информации новейшей был учитель, хотя и раньше, в конце 1980-годов ставилась задача о том, что учитель не должен быть носителем абсолютной суммы знания, а он должен вооружать средствами обучения ребенка. Это и раньше было. Сегодня эта проблема очень остро стоит. И действительно сегодня, наверное, быстрее даже дети овладевают новой информацией и доносят ее на уроках, применяя ее на уроках. Я хочу сказать о том, что действительно учитель должен работать над собой и постоянно находиться в этом поиске и в обучении, потому что его аттестация зависит от результатов детей. И это тоже находится все в электронном доступе. Сегодня не приходит никто на уроки и не смотрит, какой урок, хороший, плохой.
ВЕДУЩИЙ: Кстати, нет открытых уроков?
ГОРДЗЕЙКО: Открытые уроки мы проводим внутри своего коллектива. У нас есть Фестиваль так называемый открытых уроков в округе. Мы ходим друг к другу на уроки, смотрим новые технологии по разным предметам. Но все равно аттестация учителя, она проводится сегодня дистанционно.
ВЕДУЩИЙ: По объективным показателям.
ГОРДЗЕЙКО: По объективным абсолютно показателям через систему Московского регистра качества образования.
СМИРНИЦКАЯ: Понятие открытого урока на сегодняшний день еще очень важно и в том смысле, что вообще-то у нас родители могут достаточно свободно прийти на уроки. Это система открытых уроков.
ГОРДЗЕЙКО: Мы проводим недели открытых уроков для родителей.
ВЕДУЩИЙ: Я так чувствую, что еще через какое-то время будет трансляция из класса.
ГОРДЗЕЙКО: Безусловно, мы проводим дистанционное обучение. У нас есть дети, которые нуждаются в дистанционном обучении, поскольку они по медицинским показателям находятся дома, через скайп, и наше оборудование, оно позволяет это делать. И любой ребенок, находясь дома, болея, может подключиться и быть в курсе всего урока.
СМИРНИЦКАЯ: Мало того. Я вам могу сказать, что на сегодняшний день каждый учитель-предметник имеет свое информационное пространство. И в этом информационном пространстве он выкладывает свои педагогические наработки. С ними могут ознакомиться не только учителя, но и ребята.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам большое, очень интересно. Я надеюсь, мы еще встретимся и обсудим. Но, по крайней мере, я думаю, уже интересно и детям учиться, и тем родителям, у кого должны пойти дети в школу. Уже тоже это становится интересно и как бы любопытство уже просыпается по отношению к современной школе.