Маяк. Москва 22.05.2013 – О подготовке к ЕГЭ

22 мая 2013, 16:00

Персоны

Рособрнадзор опубликовал проект расписания проведения ЕГЭ в 2013 году: основной период сдачи единого госэкзамена пройдет с 27 мая по 19 июня. Дополнительные дни – с 8 по 15 июля. В процедурной стороне новшества. Экзамены впервые пойдут под видеозапись, выпускников текущего года отделят от остальных, продолжительность ЕГЭ по русскому увеличится на полчаса, а предметы по выбору при желании можно будет поменять.

О подготовке к ЕГЭ рассказывают: директор подготовительных курсов МАИ Олег Иванович Суров, заместитель директора центра довузовского образования РУДН "Уникум" Дмитрий Валерьевич Мамченков и директор подготовительных курсов факультета вычислительной техники и математики МГУ Михаил Валентинович Федотов. Ведущий – Елена Щедрунова.

ВЕДУЩИЙ: Гость программы – директор подготовительных курсов МАИ Олег Суров, заместитель директора центра довузовского образования РУДН «Уникум» Дмитрий Мамченков и директор подготовительных курсов факультета вычислительной техники и математики МГУ Михаил Федотов. Первый вопрос, поскольку только 15% опрошенных полагают, что в школе им дают достаточно знаний, чтобы они успешно сдали Единый государственный экзамен, по вашим ощущениям и по вашему знакомству со школьниками, которые приходят на эти курсы, чего в школе не додают в смысле подготовки к Единому государственному экзамену?

СУРОВ: Не додают многого. Главное, что, как мне кажется, сейчас не хватает в школе, это практической части подготовки к ЕГЭ, это понимание основных закономерностей – я сейчас говорю о физике и математике – то есть глубины понимания предмета для того, чтобы эти знания могли быть использованы, если задача вдруг задана в не совсем привычном виде. Решается определенный набор задач. Вот есть такого рода задачи, мы их будем решать. И вот эти задачи мы будем людей учить решать. На самом деле речь идет не об обучении, допустим, физики, речь идет о другом. О том, чтобы уметь решить такой класс таким образом заданных задач.

ВЕДУЩИЙ: То есть некая стандартизация действий ученика, да? Натаскивание на определенные действия в определенных условиях?

СУРОВ: Я не понимаю слова натаскивание.

ВЕДУЩИЙ: Ну, извините, я его использую, это слово. Обучение.

СУРОВ: Я бы сказал, очень узкая алгоритмизация. И как только задача сформулирована иначе или используются разные дистракторы, то тогда сразу же возникает проблема. Если, допустим, при задаче студенту, школьнику необразованному возникает вопрос, что, допустим, по одной из оси координат ничего не задано, а в решении задачи это нужно самому найти, определить и дальше провести вычисления, сразу становится провал.

ВЕДУЩИЙ: Человек в ступоре и не понимает, что делать дальше?

СУРОВ: Он привык, что по осям координат все должно быть задано. Я, кстати, считаю, что это, может быть, и не столько вина школы, сколько беда, поскольку сейчас в школах, если это школа непрофильная, где-то за два или один час в неделю…

ВЕДУЩИЙ: Мы сейчас говорим про математику или про физику?

СУРОВ: Я сейчас говорю в большей степени о физике, ибо это, с моей точки зрения, страшная проблема, подготовка детей по физике. Мы их получаем в качестве студентов и хватаемся за голову.

ВЕДУЩИЙ: Теперь Дмитрий Мамченков?

МАМЧЕНКОВ: Да. Честно говоря, когда вы говорите о 15%, которые готовятся самостоятельно…

ВЕДУЩИЙ: Нет. Они просто говорят о том, что в школах хватает знаний школьных для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ.

МАМЧЕНКОВ: Дело в том, что мы в РУДН сами проводим анкетирование абитуриентов, ребят, которые приходят поступать. И, конечно, практически все готовятся дополнительно. Никто практически не рассчитывает на школьную подготовку, кто реально уже поступает. И конечно, школа, я бы даже сказал более жестко, она к ЕГЭ практически не готовит. Школа не нацелена на подготовку к ЕГЭ. Школа по своему значению – это общее образование. И соответственно, да, общий уровень, который задается и который ставится перед школой, да, она дает. Но для того, чтобы подготовиться к ЕГЭ – подготовиться, чтобы поступить в достойный университет…

ВЕДУЩИЙ: Нет. Ну, на самом деле подготовиться, чтобы сдать ЕГЭ на определенное количество баллов, которые будут проходными для того или иного ВУЗа, вот это задача.

МАМЧЕНКОВ: Да, конечно. То здесь, конечно, школьное образование, оно недостаточное. И, конечно, я думаю, необходима дополнительная подготовка. Я думаю, это ни для кого не секрет. И я лично не знаю ни одного человека, который бы после школьной подготовки запросто прошел в ВУЗ.

ВЕДУЩИЙ: Теперь Михаил Федотов.

ФЕДОТОВ: Ну, я не соглашусь с Дмитрием, что школа не готовит к ЕГЭ. К сожалению, в последнее время школа только этим и занимается, как вы правильно сказали, именно натаскивает на ЕГЭ. Если вы были на учительском фестивале или на каких-нибудь выставках , то везде лежат 18 по части В книжечек и 6 по части С. И в школе что делают? Натаскивают на решение конкретно вот этих 20 с небольших задач.

ВЕДУЩИЙ: Вариантов имеется в виду.

ФЕДОТОВ: Причем демо-вариантов. Беда именно в том, что выкладывают демо-варианты и на них натаскивают, а думать не учат. То есть в 11 классе вообще в школе, мы с ребятами беседовали, вообще не учат нас ничему, решаем задачи. Решаем вот эти задачи, которые выложены.

ВЕДУЩИЙ: Собственно, Олег Иванович про это именно и говорил.

ФЕДОТОВ: Правильно. Вот я с Олегом Ивановичем согласен, а с Дмитрием не согласен.

ВЕДУЩИЙ: Так может быть, он – гуманитарий, а вы у нас все-таки представители точных наук.

ФЕДОТОВ: То же самое русский. У нас ведь русский на нашем факультете ВМК – математика, физика, информатика, русский язык, литература. Мы по всем предметам, которые нам нужны для поступления, со всеми детьми занимаемся. И вот уровень детей по всем предметам, к сожалению, в школе говорит о том, что их натаскивают на конкретные варианты, не учат думать. Вот самая большая проблема, вот я как преподаватель первого курса, приходят к нам студенты на первый курс – математический анализ, это база. Так вот не могут думать совершенно. Считать, да. Вот их научили там по каким-то формулам посчитать. Как только нужно подумать, перейти с одного утверждения на другое, или по аналогии для немножечко другой задачи что-то сделать, все, сразу выпадают в осадок. Думать их не учат. Вот проблема школы в чем сейчас.

ВЕДУЩИЙ: Но тогда это не совсем проблема школы, это проблема того, как проверяются результаты школьного образования. Ведь очень сложно в формализованном виде составить задание, которое позволит распознать, насколько человека научили думать или не научили. Это невозможно определить.

ФЕДОТОВ: Нет, вы в сторону проблему уводите. Проблема-то в том, что не надо делать формализованные задачи, который бы, как говорится, полностью весь спектр нам знаний проверили.

ВЕДУЩИЙ: Нет, я не про это говорю. Я говорю про то, что если результат ЕГЭ является проверкой не только знаний ученика, но и уровнем преподавания школы, и учителей ругают, когда у них плохо сдают Единый государственный экзамен, то учителю и школе ничего не остается, как детей натаскивать и предлагать им формализованное решение и хождение по этой самой тропинке. С другой стороны, я понимаю тех, кто предложил это решение. Если мы отвлечемся от доступности высшего образования для людей, которые живут не в крупных городах, вот мы уйдем немножко от этой социальной темы. Но еще раз повторю, очень сложно подобать формальные критерии, которые позволяют оценить навык человека мыслить, очень сложно.

ФЕДОТОВ: Только на устных экзаменах это мы могли сделать, проверить, как думают.

ВЕДУЩИЙ: Вот. Я про это и говорю. Но это невозможно все увести на устные экзамены, в том числе, потому, что преподаватели, которые принимают этот устный экзамен, тоже руководствуются неким собственным опытом и своим взглядом на ту или иную проблему. И проверить, кто тут лучше мыслит, ученик или тот, кто принимает у него экзамены, иногда тоже бывает проблемой.

СУРОВ: Я закончил физфак МГУ и даже принимал участие во вступительных экзаменах как в Московский университет, потом перешел работать в МАИ, и принимал экзамены точно также. Несмотря на всю ту критику, которую я сказал, я являюсь сторонником Единого государственного экзамена. Отчасти это может связано с тем, что я сам из маленькой сибирской деревни поступил в МГУ с первой попытки. Я понимаю, сколько это стоило денег моим родителям, съездить туда. Но я даже в свое время написал небольшую заметку, что, безусловно, я с вами согласен, что толковый и вдумчивый доброжелательный экзаменатор выяснит гораздо лучше уровень, потенциал абитуриента. Скажите мне, пожалуйста, где мы найдем миллион добрых, вдумчивых толковых квалифицированных экзаменаторов? Я говорю, принимал участие, и более того, я 8 лет был ответственным секретарем приемной комиссии Московского авиационного института. Я вам хочу сказать, что такого рода экзаменаторов не так много. Если вы мне попробуете возразить, я все равно с вами не соглашусь.

ВЕДУЩИЙ: Сейчас Михаил Александрович вам попробует возразить.

ФЕДОТОВ: Возражать я не собираюсь по этому вопросу. Просто мы ушли в сторону от того вопроса, который обсуждали. А вопрос-то как стоял.

ВЕДУЩИЙ: Вопрос стоял, чего не хватает в школе для того, чтобы самостоятельно подготовиться к ЕГЭ? Вот про это мы говорили.

ФЕДОТОВ: Вот вы затронули вопрос, что учителя вынуждены, как правильно вы говорите, натаскивать, потому что их труд оценивается результатами сдачи их школьников. И поэтому получается замкнутый круг. Сначала демо-варианты, на которые должны натаскиваться ученики. И на них же учителя ориентируются. А вот времени на то, чтобы подумать, ни сами учителя, с которыми мы очень много общаемся. И мы проводим, например, у себя летние школы для учителей, на которые там две-три сотни приезжают, это только на наш факультет. А факультетов у нас много, мы проводим 20 с лишним школ в университете, все учителя жалуются на то, что им некогда с ребятами учиться. Они вынуждены натаскивать. Вот проблема в чем. Я за ЕГЭ. Если вы вспомните, какие раньше были экзамены, что там было, производные, интегралы и лагорифмы с показательной функцией и все, больше ничего не было. Сейчас их по всему курсу. Замечательно. Но так зачем демо-вариант опубликовать, и на него потом натаскивать?

МАМЧЕНКОВ: Я продолжаю отстаивать свою точку зрения, что школа к ЕГЭ в нужном аспекте не готова. То есть ребята, которые приходят к нам на подготовительные курсы, я прекрасно вижу, что они имеют совершенно смутное представление о том, что такое ЕГЭ. И фактически мы с ними начинаем по всем предметам готовиться с нуля. Мы никогда не рассчитываем на их знания, которые они получили в школе.

ВЕДУЩИЙ: Получается, что подготовка к ЕГЭ – это одно, а реальные знания по тому или иному предмету – это другое? Вот вы, собственно, про это сейчас говорите?

МАМЧЕНКОВ: Конечно. Как они в школе к этому готовятся, результата я не вижу. То есть реально на наших курсах РУДН мы начинаем все с нуля. Подготовку к ЕГЭ мы начинаем фактически заново.

ВЕДУЩИЙ: Не подготовку. Вы их все-таки обучаете каким-то знаниям, которые им не дали в школе по предмету, или вы их обучаете технологии прохождения ЕГЭ?

МАМЧЕНКОВ: Конечно, мы уже ориентируемся на технологию прохождения ЕГЭ, на решение тех вопросов, с которыми они встретятся на ЕГЭ. Потому что если мы их будем учить просто предмету, будем учить их мыслить, будем развивать их личности, они ЕГЭ не сдадут.

ВЕДУЩИЙ: Вот замечательно. Если вы будете личностями, вы будете мыслить, но не будете владеть технологией прохождения ЕГЭ, то не видать вам высокого балла и не видать вам поступления в престижный ВУЗ, который вы, может быть, для себя выбрали.

ВЕДУЩИЙ: Все-таки давайте про технологию сдачи Единого государственного экзамена. Никуда мы от этого не уйдем. Потому что я тут относительно недавно с удивлением узнала, что есть специальные курсы по подготовке сдачи английского языка вот по этим стандартам, которые установили США или Великобритания. Человек может знать прекрасно язык, но эти тесты не сдать. При этом он идет на специальные курсы, где он может, не так блестяще зная язык, набравшись вот этого навыка, как нужно отвечать и вообще что из себя представляют эти тесты, он совершенно спокойно получает этот сертификат. Насколько я понимаю из нашего разговора, мы примерно про это же самое говорим в смысле нашего российского Единого государственного экзамена.

МАМЧЕНКОВ: Конечно, да. Вы совершенно верно говорите. Если даже, грубо говоря, мы проведем такой мысленный эксперимент. Возьмем двух детей, у которых изначально одинаковый уровень, допустим, 10 класс. С одним ребенком мы будем заниматься по программе развития личности, развития мышления. Он будет, может быть, гений. Он будет заниматься научным творчеством, проектной деятельностью и так далее. У второго ребенка мы будем делать акцент на подготовку к ЕГЭ. Я уверен, что в большинстве случаев второй ребенок сдаст ЕГЭ на высокий балл, и соответственно на бюджетное место в ВУЗ поступит именно он. Не тот, который развивался, может быть, он станет лучшим ученым в дальнейшем, если он поступит в ВУЗ, будет лучше учиться в университете.

ВЕДУЩИЙ: Он станет лучшим специалистом.

МАМЧЕНКОВ: Да. Но поступит на бюджет именно тот, кто готовился к ЕГЭ.

ВЕДУЩИЙ: Вот Олег Иванович, по вашему опыту, поскольку вы говорите, что вы за Единый государственный экзамен, и я на самом деле тоже за Единый государственный экзамен, потому что действительно люди, живущие в дальних регионах, они не могут себе позволить приехать, не сдать и вернуться. Вот по нынешним временам это невозможно. Это всегда было тяжело, сейчас это в принципе невозможно. И в этом смысле Единый государственный экзамен для этих выпускников действительно пропуск в другую жизнь. Но вот то, о чем нам говорит Дмитрий Валерьевич. Может, его просто натаскали, он сдал, потом приехал, да может и нужно ему учиться в этом ВУЗ-то по-хорошему?

СУРОВ: Я не согласен с моим коллегой, потому что, что касается тестов по физике, каждый вопрос в тесте, это, вообще говоря, микрозадача. То есть ты должен понять что происходит, каким законом это описывается, это все должно быть в голове. Ты должен уметь применить этот закон для данного вопроса, уметь провести вычисления, и свой ответ сопоставить с тем, который тебе предлагается. Это задача. Если тебя не научили думать, а именно знать законы, уметь их применять, то есть увязать твое теоретическое знание закона с умением воплотить его в решение задачи, не сдашь никогда хорошо тест по физике, даже если тебя будут просто натаскивать на эти тесты. Без мозгов тест по физике не сдашь.

ВЕДУЩИЙ: Нам просто Дмитрий Валерьевич чуть попозже расскажет технологию сдачи Единого государственного экзамена, так как вы готовите, именно как технологию сдачи.

ФЕДОТОВ: Я понял, в чем у нас проблема, почему мы так все время: не согласен, не согласен. Потому что Дмитрий занимается с гуманитариями, и там действительно, наверное, всю литературу изучить невозможно, всех классиков. А если известно, по каким направлениям готовиться, то надо по ним и готовиться.

ВЕДУЩИЙ: А он же не про это. Он точно не про это.

ФЕДОТОВ: А вот если по математике и по физике, то невозможно, не зная всей математики, идти на экзамен. Если ты не знаешь тригонометрию, что ты там будешь делать?

СУРОВ: Идти можно, сдать не сдашь.

ВЕДУЩИЙ: Я же привела вам в качестве примера курсы английского языка. В английском языке, еще раз повторяю, вы можете блестяще знать язык, и вы можете не сдать экзамен на сертификат.

ФЕДОТОВ: Я – математик. И математику некогда до того, как ЕГЭ появилось, не сдавал ЕГЭ. И когда принесли мне первый вариант ЕГЭ, когда его только начали внедрять, и говорят, ты человек опытный, вот тебе для оценки. Я за 40 минут этот вариант решил, все правильно.

ВЕДУЩИЙ: На 100 баллов я надеюсь.

ФЕДОТОВ: На 100 баллов. Все задачи, всё было верно решено. Поэтому, если есть мозги, если человек умеет думать, и у него есть знания…

ВЕДУЩИЙ: А особенно, если ему не 17 лет, и он не заканчивает школу.

ФЕДОТОВ: У нас ребята толковые есть, которые прекрасно решают эти варианты.

ВЕДУЩИЙ: Давайте мы все-таки про технологию сдачи ЕГЭ. Поскольку нас слушают родители, у них не у всех гениальные дети. И они хотят понимать, где подстелить соломку. Все-таки, в чем изюминка этого Единого государственного экзамена, изюминка в кавычках, конечно?

МАМЧЕНКОВ: Здесь, мне кажется, все просто. Поскольку ЕГЭ – это наиболее формализованный экзамен, с которым мы сталкиваемся, подготовка к нему должна быть точно также максимально систематизирована и формализована. То есть должна быть выстроена очень четкая система, по которой будут вести вашего ребенка. Конечно, это нужно делать, начиная с 10-го класса. Это тоже не секрет, что большинство ребят, которые хорошо сдают ЕГЭ, они начинают усиленную подготовку по тем предметам, которые нужны, именно с 10 класса. И у нас в центре «Уникум» РУДН как раз мы выстроили такую систему, которая позволяет взять ребенка. Есть четкая программа, есть учебники, по которым мы занимаемся, и соответственно на протяжении двух лет или одного года мы по этой программе четко следуем. Поэтому даже если он не гений, может быть, он до этого не показывал каких-то особых способностей, но если он по этой программе проходит, он все выполняет…

ВЕДУЩИЙ: Все-таки, что за ключик по ЕГЭ, в чем заключается этот ключик?

МАМЧЕНКОВ: Это очень четкая программа, и ее следование, выполнение всех, всех заданий.

ВЕДУЩИЙ: Ну, что-то конкретное можно, что за программа? Например, вы можете сказать про математику или про физику?

МАМЧЕНКОВ: Я могу сказать про обществознание.

ВЕДУЩИЙ: Давайте про обществознание.

МАМЧЕНКОВ: Обществознание сдать очень просто. Нужно выполнить две вещи. Нужно выучить все основные определения, которые нужны для курса по экономике, по философии, по праву и так далее.

ВЕДУЩИЙ: То есть определения, которыми оперируют просто эти науки?

МАМЧЕНКОВ: Определения, которые именно в тесте, которые есть в тесте, и их отработать на практике.

ВЕДУЩИЙ: Правильно ли я понимаю, что в тесте всегда определенный набор этих самых определений, или он меняется?

МАМЧЕНКОВ: Он достаточно стабилен. А мы как раз сделали свой учебник, в котором мы как раз вот эти определения все туда включили. Я ребятам на первом занятии показываю свой учебник. Вот, ребята, тоненькая книжечка, которую вы должны знать наизусть. А вот, ребята, толстенькая книжечка, которую вы должны прорешать. И соответственно, если человек эти определения знает, если он прорешал части А, В и С на практике, для него не составит проблем сдать ЕГЭ на очень высокий балл.

ВЕДУЩИЙ: Я поняла, в чем проблема. Вот основные понятия в физике в тоненькую книжечку не сведешь, я боюсь.

СУРОВ: Нет, можно свести в тоненькую книжечку. Толку никакого от этой тоненькой книжечки.

ВЕДУЩИЙ: Нет, подождите, вы это выучите наизусть, тоненькую книжечку, то, что сказал Дмитрий Валерьевич, а потом есть еще толстенькая, к которой вы будете эти знания применять.

СУРОВ: Мы с коллегами в свое время написали задачник. Он называется «3800 задач по физике». Это вот такой талмуд толщины. Попробуйте прорешать все 3800 задач, если вы их прорешаете, я уверен, вы ЕГЭ сдадите на 98 баллов. Почему на 98 баллов, а не на 100? Потому что человек, даже самый одаренный и умный в экзаменационном стрессе всегда может выбрать и ткнуть не туда, куда бы он ткнул, находясь совершенно в спокойном состоянии. Стресс вносит свои коррективы. Но чем, наверное, мы, физики, отличаемся от гуманитариев, только тем, что задач, которые могут предложить тебе в части С, это творческая часть билета, имя им легион. На какую натаскивать? Либо ты учишь механике, и дальше он в рамках механики будет решать задачу. Ты учишь его молекулярной физике, и он дальше будет решать задачу: то ли цикл, то ли найти работу, то ли это будет влажность. Это все он должен понимать и уметь, знать законы, знать область их применения, и как ими пользоваться.

ВЕДУЩИЙ: Я же и говорю, что с тоненькой книжечкой по физике не очень хорошо получается.

СУРОВ: Не проходит номер, да.

ВЕДУЩИЙ: Михаил Валентинович, как с тоненькой книжечкой по математике?

ФЕДОТОВ: Да легко. У нас там все можно на четыре листочка написать.

ВЕДУЩИЙ: Таблица умножения, все правила из этого, арифметики, и все.

ФЕДОТОВ: Да. А вот если ты не умеешь решать задачи, то так и не научишься, пока не прорешаешь много-много задач, сам не прорешаешь. И не просто вот те задачи, которые 24 задачки и все, а по всему курсу. Вот у нас, если уж на то пошло, Дмитрий говорит, у них там такие книжечки, Олег говорит, что у нас вот такие книжечки, у нас тоже много разных есть книжечек. Мы за 50 лет собрали задачи, которые были в МГУ на всех факультетах по математике, по физике на вступительных экзаменах, вот по ним учим. И когда к нам приходят родители говорят: а вы готовите к ЕГЭ? Нет, мы учим математике. Если человек умеет решать задачи по математике, ему какая разница, ЕГЭ сдавать или олимпиаду какую-то писать, или дополнительные вступительные испытания, которые у нас есть в МГК. В отличие от других ВУЗов, никакой разницы, он умеет решать задачи, он умеет думать. Вот этому мы стараемся как раз и научить.

ВЕДУЩИЙ: Слушайте, а, может быть, действительно проблема в том, что, с одной стороны, гуманитарии, и для них вопрос формализации знаний довольно актуален, потому что эти знания, они не очень формализованные? А физика и математика – это более формализованные знания. Вы не можете решить задачу, если вы не знаете определенных формул и правил, также, если вы не знаете законов физики и не знаете математику, кстати, вы тоже не сможете решить задачу по физике.

ФЕДОТОВ: Даже зная формулу, можно не решить, если думать не умеешь. Потому что надо уметь делать переходы логические, вот этому, к сожалению, в школе не учат.

ВЕДУЩИЙ: Безусловно, нужна гибкость мозгов. В школе тебя могут упорно учить, у тебя ничего не получится, все-таки у всех разный склад ума на самом деле. Но при этом при всем, может быть, действительно проблема в этом?

СУРОВ: У меня есть 10-летний опыт преподавания базового класса в одной из московских школ, в школе № 610, сейчас она сменила нумерацию. На родительском собрании я говорил родителям. Миллиарды людей счастливо прожили без физики, даже ее не зная. Но проблема состоит в чем, чему учит физика. Физика учит мыслить. Есть задача, нужно выбрать главное и отбросить второстепенное. Мы не учитываем сопротивление воздуха, когда учим ребенка о движении тела в поле тяжести земли?

ВЕДУЩИЙ: Считать все это?

СУРОВ: Мы должны научить его выделять главное от второстепенного, понять закономерность, что это, какой закон ее определяет, применить этот закон. Ребята, если вы этому научитесь, вы даже будете, извините, шофером или банкиром, это в мозгах останется.

ВЕДУЩИЙ: Я просто вспомнила из памяти собственного образования школьного, что наша учительница физики главный упор делала на зазубривание законов физики. При этом люди могли в принципе даже не понимать набор тех слов, которые они произносили, но они имели по физике пятерку. И в этом смысле это проблема тоже образования не сегодняшнего. Вы говорите, что нужно не только знать, но нужно мозги прежде всего включить. Но есть учителя, которые давно еще, в давние советские времена, шли по абсолютно формальному критерию – заучил набор слов, сказал на экзамене, и тебя же никто не проверит, понимаешь, что ты сказал, если ты задачу, конечно, не решаешь, не понимаешь, ты получаешь свою замечательную и идешь дальше.

СУРОВ: Я считаю, я действительно в этом убежден, что наши рывки в свое время в космической отрасли, в ядерной физике, они были обусловлены не случайным стечением обстоятельств. Покойный завкафедрой физики МАИ Николаев, царство ему небесное, исследовал подготовку в технических ВУЗах 1920-1930-хх годов. Вот там курс общей физики составлял примерно 800 часов. Вот эти ребятишки, которые учили физику в таких количествах, в 1940-1950-ее годы сделали то, что они сделали.

ВЕДУЩИЙ: Главное, что учителя у них были правильные. Дмитрий Валерьевич, а как у вас формализуют подготовку к ЕГЭ как раз по естественным наукам? Вы же видите, какие у вас противники. Они говорят, что нужно мыслить. И если ты правильно мыслишь, и у тебя есть знания и умение применять их на практике, да не нужно тебе никаких формализованных вещей.

МАМЧЕНКОВ: Вопрос формализации, наверное, правильный в связи с ЕГЭ. Действительно, здесь вот такое противопоставление естественных и гуманитарных наук, оно еще в большей степени проявляется. Потому что естественные науки, они изначально наиболее формализованы по сравнению с социально-гуманитарными науками. У них изначально большая присутствует роль математики, роль точного знания, что называется. И поэтому, когда возникает формализация, ЕГЭ – это формализация, как мы с вами знаем, соответственно формализация для гуманитарных наук представляет гораздо большую проблему. И именно поэтому человек, который хорошо, может быть, знает предмет гуманитарный, но не знает вот эти аспекты формализации, он ЕГЭ сдаст хуже. Именно поэтому в гуманитарных науках на этом нужно делать акцент. Надо готовить по очень четкой системе, именно готовить к ЕГЭ. Но это касается естественных наук, точно также мы стремимся именно выработать саму методологию оценки, именно делать акцент на те задания в тех разделах курса, которые входят именно в ЕГЭ. Здесь просто спор именно, мне кажется, мы не договорились, о каком уровне ребят мы еще говорим. Потому что одно дело, когда мы хороших ребят вытягиваем на максимальный уровень или когда мы…

ВЕДУЩИЙ: Не хороших, имеется в виду хорошо подготовленных?

МАМЧЕНКОВ: Талантливых ребят вытягиваем на максимальный уровень, или мы средних ребят подтягиваем у лучшему уровню. Вот когда мы говорим о серединке, вот для них очень важна вот эта четкость и формализованность. Если мы говорим о ребятах, которые уже обладают очень хорошей базой, которые способны к творчеству, то, конечно, для них нужно делать акцент на чем-то еще.

ВЕДУЩИЙ: Теперь по поводу формализации. Ведь когда только начали вводить ЕГЭ, началась паника, сказали, что дети стали хуже экзамены сдавать и вообще все неправильно. Я подумала только об одном. Что в западных странах, где давно уже, не во всех, но во многих странах, где сдают экзамены выпускные именно в таком формализованном виде, там бакалавры во Франции, это Соединенные Штаты, когда они тесты именно пишут. Но они с первого класса именно так подтверждают свои знания. Для них этот набор заданий, он совершенно привычен. Наши дети, которые первыми сдавали ЕГЭ, они совершенно не приучены к такой системе оценки их знаний. Они привычны к тому, что они приходят к преподавателю, смотрят ему в глаза, и преподаватель смотрит им в глаза. Иногда такой симпатичный преподаватель и симпатичный ученик, что и знаний-то особо хороших не нужно. А тут какая-то бездушная бумажка, написанная вообще неизвестно кем. И неизвестно, кем потом будет проверяться, может быть, у нас еще проблема и в этом тоже? Это тоже навык своего рода натаскивания. Может быть, когда с первого класса ребенок привыкает, что он свои знания подтверждает с помощью обезличенной и бездушной бумажки, ему уже при выпуске из школы проще сдать Единый государственный экзамен. Михаил Валентинович?

ФЕДОТОВ: На самом деле я вспоминаю, когда я в школе учился, мы почему-то все время писали контрольные работы. Устно ни разу не отвечали. Только были экзамены устные у нас.

ВЕДУЩИЙ: Выпускные, они в том числе и устные.

ФЕДОТОВ: Половина была устных, половина письменных. Сочинение – письменное, математика была письменная. Устная была литература, по-моему. Проблем встречи с бумажкой, не видя глаза хорошего красивого преподавателя, не было никогда. Поэтому я думаю, что это надуманно. Другой вопрос, что вы перечисляли некоторые страны, где тесты являются базовыми, все-таки тест – это определенная система мышления. Вот загорелась красная кнопочка, нажал на зеленую. Правильно?

ВЕДУЩИЙ: Да.

ФЕДОТОВ: То есть учат людей не тому.

ВЕДУЩИЙ: Вырабатывают рефлекс.

ФЕДОТОВ: У нас же всегда наша система образования готовила людей думающих, которые умели создавать что-то новое, а не только нажимать на кнопки. Вот этим-то наша страна всегда и отличалась, и за счет этого мы сделали рывок в советское время и вышли на передовые позиции в науке. И до сих пор пока еще там, как говорится, не совсем спустились далеко, за счет тех людей, которые…

ВЕДУЩИЙ: Ну, если посмотреть на тех людей, кто получает нобелевские премии, то как-то мы точно не страна науки. Я знаю, вы мне сейчас расскажете про корпоративные все вещи.

ФЕДОТОВ: Вопрос нобелевских премий – это политический вопрос.

ВЕДУЩИЙ: Про лоббирование своих ученых.

ФЕДОТОВ: Однозначно совершенно. Так же, как мы сейчас будем обсуждать вопрос рейтингов ВУЗов.

ВЕДУЩИЙ: Абсолютно, конечно.

ФЕДОТОВ: Рейтинги направлены на определенные совершенно ВУЗы.

ВЕДУЩИЙ: Могу сказать только одно, по поводу ВУЗов и соглашаться, не соглашаться, я тоже считаю, что рейтинговые агентства, в том числе экономические, вообще вещь такая лукавая достаточно. Но если бы выпускники этих ВУЗов, которые занимают верхние строчки в рейтингах, потом в своей практической работе не показывали блестящих результатов, рейтинги давно бы все рухнули. Вот в чем проблема. Эти рейтинги подтверждаются потом практикой. Но не важно. Бог с ними, с этими рейтингами и с Западом. Мы про себя. Олег Иванович, вот то, о чем говорил Михаил Валентинович, что у нас была другая задача, у нас всегда было другое образование, мы учили мыслить людей, и поэтому у нас развивалась наука. Но не все должны заниматься наукой.

СУРОВ: Я всегда с некоторой улыбкой воспринимаю это вот – раньше нас учили думать, а сейчас думать перестали учить. Я вспоминаю свою деревенскую школу. Преподавали хорошие учителя, как мне кажется, но в классе думало три человека из 25.

ФЕДОТОВ: А сейчас никого.

ВЕДУЩИЙ: Нет, не соглашусь.

СУРОВ: Они генетически были думающими, они так устроены.

ФЕДОТОВ: А куда же они сейчас пропали?

СУРОВ: Они и сейчас не пропали, они и сейчас есть. Как пример, знаменитый пример с крысами. Десять крыс посади, один будет начальник, другие будут крысы в подчинении. Возьми десять начальников, посади в клетку, и снова будет один начальник и десять подчиненных. Вот здесь вопрос другой. Всегда в школе есть дифференциация тех, кто легко усваивает курс школьный, тех, кто добивается хорошей оценки большим трудом, и есть те, которых вытягивают на тройку, чтобы не портить статистику. Ничего не изменилось с тех пор. Изменилось немножко другое. Я вот здесь, может быть, не совсем правильно скажу, но мое мнение, образование перестало быть основополагающим социальным лифтом. Вот в наше время образование было лифтом. Вот закончил МГУ хорошо, ты в определенном смысле поднимаешься в этом социальном лифте. Что сейчас дает окончание ВУЗа? Оно не дает то, чего давало тогда. Изменилась мотивация.

ВЕДУЩИЙ: Не столько мотивация, сколько девальвировалось высшее образование.

СУРОВ: Мотивация его получения. Возьмите сейчас, сколько, у меня на потоке… Недавно я читаю лекцию, заходит человек, говорит: можно я сделаю объявление? В ДК МАИ мы открываем курсы по подготовке английского. Он, с моей точки зрения, на великолепном английском языке сделал это приглашение, чтобы они пришли. Вы знаете, по лицам было видно, что они поняли. Но физики не знают абсолютно. Мотивация какая? Открылась страна, язык нужно знать, потому что можно съездить в Турцию, в Египет, еще куда-то. Язык нужен, а физика не нужна. И здесь я хочу сказать то, что я хочу сказать. Физику нужно делать третьим обязательным предметом. Оборонные отрасли без физики просто загнутся.

ВЕДУЩИЙ: Кто-нибудь из вас может мне объяснить такой термин, как эксперт ЕГЭ? Поскольку резюме когда пишут или рекламное объявление дают, там иногда пишут «эксперт ЕГЭ». Раскройте нашим слушателям суть этого термина, чтобы народ понимал, лапшу на уши вешают или под этим действительно есть некий смысл?

ФЕДОТОВ: Эксперт ЕГЭ – это тот, кто проверяет работы просто-напросто и все. И ничего в этом такого крутого нет. Кого пригласили, тот и проверяет. Это учителя, которых пригласили, это преподаватели ВУЗов, которых пригласили и которые согласились при этом еще потратить свое время.

ВЕДУЩИЙ: То есть не вестись на эту приманку?

СУРОВ: Которых обучили критериям проверки.

ФЕДОТОВ: Да. Часть В или там часть С, один проверяет только первую задачу.

ВЕДУЩИЙ: Очень коротко. Основные моменты, которые вы должны держать в голове, если вы решили помочь вашему ребенку успешно сдать Единый государственный экзамен? Вот сформулируйте. Дмитрий Мамченков.

МАМЧЕНКОВ: Еще раз хочу подчеркнуть, что подготовку к ЕГЭ нужно начинать, как минимум, с 10 класса. То есть обращаюсь к ребятам, девятиклассникам, и к родителям, которые, наверное, нас сейчас слушают, что уже сейчас вы должны определиться с теми тремя или четырьмя предметами, которые вы будете сдавать по ЕГЭ, и соответственно на них именно делать усилия, на них делать акцент. Естественно, нужно четко выстроить свою систему подготовки. И если вы планируете это делать самостоятельно, возможно, каким-то образом, либо найти те курсы, которые вам помогут, где уже такая система для вас выстроена.

ФЕДОТОВ: Дмитрий сказал с 10-го, можно сказать с 9-го, можно сказать с первого класса, и вообще надо выбирать школу хорошую. Найдете хорошую школу, в хорошей школе подготовитесь, не нужны будут репетиторы, подготовительные курсы и так далее.

СУРОВ: Разделяю точку зрения коллег. Добавлю только то, что мы сейчас занимаемся тем, что создаем цикл дистанционного обучения, который включает в себя видеоучителя, методический материал, тест для самостоятельной проверки и домашнее задание. Любой провинциал, москвич может зайти и учиться. Ребята, хочешь учиться, мы создадим все условия.

ВЕДУЩИЙ: Я благодарю наших гостей.

Маяк. Москва. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация