Маяк. Москва 05.06.2013 - О новых видах социальных услуг для москвичей
Персоны
8 июня будет отмечаться профессиональный праздник - День социального работника. Поддержка качества жизни инвалидов, одиноких людей в преклонном возрасте, помощь сиротам, юным мамам и многодетным семьям - решение этих проблем москвичей находится в ведении cистемы социальной защиты населения города. В ней работает 50455 штатных сотрудников. Как работают и развиваются центры социального обслуживания столицы? Что означает программа "Лучшая половина жизни"? О новых видах социальных услуг для москвичей рассказывает первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения Москвы Ольга Евгеньевна Грачёва. Ведущая - Елена Щедрунова.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения г. Москвы Ольга Грачева. Мы специально пригласили вас на этой неделе, потому что в субботу, 8 июня, День социального работника, и поговорить мы хотим об этом нелегком труде. Каждый, кто ухаживал за человеком либо престарелым, либо больным, понимает, что труд этот очень нелегкий. А когда ухаживаешь за чужими людьми, тем более. И возникает вопрос, в Москве сколько людей будет отмечать этот день?
ГРАЧЕВА: Система социальной защиты сегодня насчитывает 41,5 тысячи сотрудников социальных служб. Социальный работник - это собирательное понятие. Это не только те люди, которые осуществляют социальное обслуживание на дому и работают непосредственно в центрах социального обслуживания, но сюда мы относим вообще всех людей, которые работают в системе социальной защиты населения. Это и воспитатели, которые работают с детьми, имеющими ограничения физических возможностей, это и психологи, это и медицинские работники, это врачи и средний медицинский персонал. Также сюда входят у нас и люди, которые работают в управлениях социальной защиты населения. А там у нас специалисты различных направлений: это экономисты, юристы, работники смежных профессий. Собственно говоря, система социальной защиты сегодня одна из самых мощных. И должна сказать, что последнее решение о передаче в систему социальной защиты целого ряда учреждений, которые ранее находились в ведении системы образования, также укрепило нас. И у нас появились не только социальные работники, но и педагогические работники. Поэтому День социального работника отмечают буквально все, кто работает в системе социальной защиты населения.
ВЕДУЩИЙ: Вы уже сказали, что у вас расширилась сфера вашей деятельности и сфера тех учреждений, которые подчиняются Департаменту социальной защиты. Если можно, основные направления?
ГРАЧЕВА: Прежде всего, это учреждения социального обслуживания. Они делятся на две большие группы. Это учреждения с круглосуточным пребыванием, так называемые стационарные учреждения социального обслуживания - сюда входят у нас наши пансионаты для ветеранов и психоневрологические интернаты…
ВЕДУЩИЙ: Это всё находится на территории Москвы?
ГРАЧЕВА: Да, это всё находится на территории Москвы. Сюда также входят у нас и социально-реабилитационные центры для ветеранов. Также к числу стационарных учреждений с круглосуточным пребыванием относятся у нас учреждения под названиями социальный приют и социально-реабилитационный центр. И большая группа учреждений с круглосуточным пребыванием - это детские дома, которые мы получили от системы образования.
Практически вся остальная сеть наших учреждений - это нестационарные учреждения. Они рассчитаны на прибытие человека для получения соответствующих социальных или реабилитационных услуг. Здесь у нас есть и реабилитационные центры, здесь есть учреждения для бездомных граждан. Здесь также у нас есть учреждения, которые осуществляют бесплатную психологическую поддержку населения, это ГУ «Московская служба психологической помощи» и ее отделения в административных округах. Это также и кризисные центры для женщин. Большое количество у нас учреждений, выполняющих конкретные функции, то есть определенные направления работы. В данном случае это и учреждения, которые осуществляют централизованное начисление социальных выплат, у нас такой есть центр. Есть у нас также свой Центр информационных технологий, есть ресурсный центр для инвалидов, то есть это учреждение, которое занимается обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации. Я бы сказала, что сегодня система социальной защиты - это многопрофильная отрасль, нельзя сказать, что там работают однородные социальные работники, это отрасль многоликая. Поэтому все мы будем 8-го числа отмечать День социального работника.
ВЕДУЩИЙ: Конкретно поговорим сегодня о центрах социального обслуживания. Что это такое, где они расположены, кто туда может обратиться и так далее, и тому подобное.
ГРАЧЕВА: Центры социального обслуживания появились в нашей стране на заре экономических реформ, это были 1990-е годы. В тот момент у нас еще не было соответствующего федерального законодательства, а тем более регионального законодательства, которое бы регулировало данную область. В 1995 году у нас появился закон «Об основах социального обслуживания».
ВЕДУЩИЙ: У нас в стране?
ГРАЧЕВА: В стране, конечно. Появился федеральный закон, который установил правила осуществления социального обслуживания как в стационарных, так и в нестационарных учреждениях и определил именно вопросы уже профессиональной компетенции, то есть установил, что есть социальные работники, каков состав гарантированного перечня социальных услуг. И, кроме того, были определены правила оплаты социального обслуживания и была установлена компетенция субъектов Российской Федерации и их права в сфере социального обслуживания. Это был 1995 год.
С момента принятия этого закона уже прошло достаточное количество лет, поменялось многое в системе социального обслуживания. В частности, в 2005 году по известному закону о монетизации льгот вся ответственность за социальное обслуживание возложена на субъекты Российской Федерации. И вся сеть учреждений социального обслуживания, она финансируется из бюджетов субъектов Российской Федерации. Поэтому когда мы говорим о приеме человека на социальное обслуживание, то мы уточняем его статус, является ли он жителем данного субъекта, то есть компетенция разграничена. Но у нас, поскольку федеральный закон предоставил право субъектам самим принимать нормативные акты, у нас в 2008 году был принят свой закон города о социальном обслуживании, который уточнил некоторые моменты, установил расширенный гарантированный перечень социальных услуг, уточнил некоторые вещи, которые связаны с функционированием учреждений. То есть у нас в обязательном порядке в каждом учреждении социального обслуживания должен быть создан попечительский совет, что обеспечивает открытость данных учреждений.
ВЕДУЩИЙ: А кто входит в эти попечительские советы?
ГРАЧЕВА: В попечительские советы, как правило, входят люди из числа родственников проживающих. То есть это связано с тем, что будет обеспечена большая возможность контроля и высказывания каких-то пожеланий по развитию учреждения, по дифференциации услуг в тех или иных учреждениях. Ну и, естественно, есть независимые эксперты. Кроме того, сейчас вопросы, связанные с открытостью учреждений социального обслуживания, они поставлены на более качественный уровень. Недавно принято постановление правительства Российской Федерации, которое установило порядок независимой оценки деятельности учреждений. То есть теперь просто будет выстраиваться рейтинг всех учреждений по различным показателям. И сейчас на федеральном уровне Минздравсоцразвития разрабатывает систему этого рейтинга. Потому что, конечно, учреждения социального обслуживания не должны быть закрыты, то есть должна быть как бы система входа в эти учреждения и волонтеров, что, например, в частности, важно для таких учреждений, которые работают с детьми. Вообще в Москве у нас стало хорошей традицией в День старшего поколения, который отмечается 1 октября, проводить День открытых дверей. В этот день двери всех наших учреждений открыты, будь это пансионат для ветеранов, центр социального обслуживания, готовятся специальные программы. И любой житель города Москвы, может быть, ему в настоящий момент от Центра социального обслуживания ничего и не надо, но он может прийти и поинтересоваться, что из себя это учреждение представляет или там пансионат для ветеранов. Вообще в обществе достаточно большое количество стереотипов по отношению к учреждениям социального обслуживания. Многие средства массовой информации специально преподносят, что это какие-то темные, какие-то ущербные помещения. На самом деле совершенно не так. Мы боремся за то и стараемся сделать так, чтобы пребывание пожилых людей в наших учреждениях было в домашней обстановке. В некоторых случаях, если человек хочет, мы разрешаем ему из дома взять какую-то вещь, предмет какой-то.
ВЕДУЩИЙ: Вы сейчас говорите про пансионаты, видимо?
ГРАЧЕВА: Да. Сейчас я говорю про пансионаты. А что касается центров социального обслуживания, то эти учреждения сами по себе предназначены для того, чтобы максимально создать такие условия, чтобы гражданин, пользуясь услугами социальных служб, как можно дольше мог находиться в привычной для него обстановке.
ВЕДУЩИЙ: Ответим на вопрос слушателя. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Галина Ивановна. Мне бы хотелось задать вопрос вашей гостье. Во-первых, с наступающим праздником профессиональным, здоровья, успехов и терпения в вашем труде, и еще хотелось бы уточнить. Вот со всеми этими новшествами у меня за два месяца сменился пятый соцработник. Это ЦСО «Нагатинский затон». Бегут, бегут люди, которые по много лет отработали. Приходят, два раза навестят и говорят: я ухожу в отпуск. В отпуск уходят и после этого не возвращаются, увольняются. Вот у меня уже пятый соцработник, вчера пришел один раз, познакомились. И то она говорит: ухожу тоже в отпуск. Значит, это будет увольнение. 18 человек прикрепляют к одному соцработнику - о каком качестве обслуживания можно говорить? Это первый вопрос. Второй вопрос. На какие пенсии пенсионеров рассчитаны вот эти платные услуги? Нищенские пенсии по московским меркам, и помыть окно - 200 рублей, помыть пол - там столько-то. Что же это за защита населения?
ГРАЧЕВА: Да, действительно, некоторый кадровый дефицит у нас имеется. Но хотя я бы не сказала, что обстановка катастрофическая. Наша система обеспечена, укомплектована кадрами на 86%. Это даже выше, чем в системе здравоохранения. Безусловно, текучесть кадров среди социальных работников имеется. Не секрет, что частично эта текучесть вызвана тем, что мы повышаем требования к качеству обслуживания, в частности, и привлекаем социальных работников к проведению соответствующих мониторингов уровня жизни населения. Вот сейчас мы проводим мониторинг уровня жизни инвалидов 1-й группы и лиц, имеющих третью степень ограничения способности к жизнедеятельности. Поэтому, естественно, не всем это нравится. А, конечно, в вашем случае, если вы оставите свой телефон, я уточню, почему у вас так часто меняются социальные работники. Хочу отметить, что в соответствии с Указом президента Российской Федерации система социальной защиты сейчас работает над программой повышения оплаты труда работников социальных служб. И у нас есть определенные программы, каким образом будет повышаться заработная плата социального работника до средней заработной платы в регионе. Если сегодня у нас социальный работник получает порядка 30 тысяч рублей, то в самое ближайшее время, это 2016 год, его заработная плата уже будет в соответствии со средней заработной платой в регионе. Сейчас у нас средняя зарплата в регионе порядка 50 тысяч рублей. Поэтому я думаю, что в самое ближайшее время профессия социального работника выйдет в число наиболее престижных.
ВЕДУЩИЙ: Наверное, не престижных, а привлекательных скорее.
ГРАЧЕВА: Привлекательных для, в частности, молодого поколения. У нас же в системе социального обслуживания есть не только социальные работники, но и как бы старшие над социальными работниками, это специалисты по социальной работе, то есть те люди, которые уже занимаются рассмотрением каких-то конфликтных ситуаций. Кроме того, все социальные работники, обслуживающие определенную территорию, имеют заведующего отделением. То есть это значит, что социальный работник не предоставлен сам себе, имеется целая система контроля. Может быть, кому-то не нравится эта система контроля, поэтому отчасти текучесть этим и вызвана.
Что касается платных услуг, второй вопрос. Ну, я бы не сказала, что помыть пол, или убрать кухню, или один час посидеть с социальным работником (это 197 рублей стоит) - это очень дорого. Если мы обратимся к соответствующим тарифам в коммерческом секторе, то они будут минимум в пять раз выше, чем то, что мы сегодня предлагаем для оказания платных услуг. Более того, платные услуги, они, как правило, ориентированы не на тех людей, которые нуждаются в бесплатном социальном обслуживании, а ориентированы на людей, которым бесплатное обслуживание не полагается по закону. Если же вы хотите, чтобы вам мыли окна, или мыли хрустальную люстру, или мыли посуду в вашем серванте, то, наверное, это не может быть стандартными функциями социального работника, это некая дополнительная работа, которая должна оплачиваться.
ВЕДУЩИЙ: Ольга Евгеньевна, тогда давайте скажем, кто может обращаться за социальной помощью и что входит в обязанности социального работника, который приходит на дом к человеку?
ГРАЧЕВА: У нас есть определенный гарантированный перечень социальных услуг. В обязанности социального работника входит, во-первых, обслуживание тех людей, которые не могут самостоятельно осуществлять покупки в магазине, осуществлять приобретение лекарств. Причем это не разово - вот, допустим, сегодня я не могу, а завтра я могу, - это люди, которые систематически не выходят из дома и нуждаются постоянно в посторонней помощи. Оплачивать коммунальные платежи, обеспечивать взаимодействие клиента с его участковым врачом или медицинской сестрой.
ВЕДУЩИЙ: То есть вызывать врачей, смотреть, чтобы человеку приходили делали какие-то процедуры на дому.
ГРАЧЕВА: Естественно. Кроме того, на социального работника возлагается обязанность взаимодействия с другими учреждениями социальной защиты населения. Например, если человеку нужно что-то в управлении социальной защиты, условно говоря, что-то человеку непонятно в начисленных ему социальных выплатах, тогда социальный работник должен пойти в управление социальной защиты и всё выяснить. Кроме того, если у человека есть какой-то вопрос юридического характера, то тот же социальный работник - это тот проводник, который обеспечит этому человеку грамотную юридическую консультацию.
ВЕДУЩИЙ: Ну, это фактически можно назвать секретарь-помощник. Так это в обычном мире называется.
ГРАЧЕВА: Я хочу сказать, что секретарь-помощник - это в части содействия. Но все-таки основная часть - это доставка человеку продуктов питания.
ВЕДУЩИЙ: А готовка, например, еды?
ГРАЧЕВА: Нет.
ВЕДУЩИЙ: Уже не входит в эти функции?
ГРАЧЕВА: Если у человека есть какая-то уже приготовленная еда, то можно попросить разогреть (бесплатно), поставить чайник. Но сейчас одно из направлений модернизации социальной службы - это высвободить время социального работника от, скажем так, несвойственных функций, когда он должен куда-то идти, что-то там приобретать. Поэтому у нас предполагается проведение такого эксперимента, когда заказ продуктов питания будут делать сторонние люди, не социальные работники. А социальный работник - это тот человек, который нужен для общения с клиентом. Сотрудница должна все-таки поговорить, спросить, какие изменения в состоянии здоровья. То есть это не просто зашла, поставила сумку и ушла, а это все-таки индивидуальная работа с человеком. Иногда это и необходимость сопровождения, условно говоря, этого пожилого человека на какое-то мероприятие, потому что мы в центрах социального обслуживания значительное количество различных праздников проводим и так далее. Это тоже обязанность социального работника сопроводить своего клиента. Когда выборы у нас происходят, если человек не хочет, чтобы ему принесли урну домой, мы также сопровождаем людей на избирательный участок. Это всё социальный работник.
ВЕДУЩИЙ: Еще раз уточняю. Социальные работники приходят к людям, которые не выходят из дома?
ГРАЧЕВА: Абсолютно так.
ВЕДУЩИЙ: То есть к людям, которые не покидают свою квартиру в силу физической невозможности это сделать.
ГРАЧЕВА: Абсолютно так, да. Но я хотела сказать, что это не означает, что человек, нуждающийся в разовых каких-то услугах из того перечня, который я называла, лишен возможности получить социальную помощь. Для этого у нас есть 41 мобильная социальная служба. Человек, который систематически не нуждается в социальном работнике, но иногда ему нужно что-то сделать, он может позвонить в эту мобильную социальную службу, к нему придет социальный работник. То есть, например, человек всегда ходит сам себе за продуктами, но вдруг он заболел, и в течение недели он болеет, и ему в течение недели будут доставляться эти продукты.
ВЕДУЩИЙ: Или, не дай бог, руку сломали или ногу.
ГРАЧЕВА: Для этого мы и создали вот эту мобильную социальную службу, чтобы люди могли воспользоваться какими-то разовыми социальными услугами, но тоже бесплатно.
ВЕДУЩИЙ: Не все могут знать про эту мобильную социальную службу. Есть какой-то общий телефон, который можно легко запомнить?
ГРАЧЕВА: Да. У нас есть круглосуточный телефон Департамента социальной защиты: 8-495-623-10-59. Там сидят люди, которые в любой момент назовут телефон любого подразделения или любой службы, которая существует в системе социальной защиты населения.
ВЕДУЩИЙ: И более того, может быть, даже проконсультируют.
ГРАЧЕВА: Да, абсолютно точно. И, кроме того, мы стараемся все-таки, когда есть социальные работники, чтобы у каждого, кто находится на постоянном обслуживании, была специальная памятка, куда нужно звонить в экстренном случае и так далее, то есть чтобы человек был снабжен этим минимумом информации, благодаря чему он сможет проинформировать о своих нуждах.
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Анна Николаевна. Я вот что хочу сказать. Я довольна, не хочу жаловаться, не люблю я жаловаться. Только вы немножечко как-то должны обучать тех, которые нас обслуживают. Они такие серые, я вам честно говорю, я вам передать даже не могу. Им бы хоть чуть-чуть психолог рассказал, как вести себя, чтобы они что-то знали, какие-то навыки имели.
ГРАЧЕВА: Спасибо вам. Это созвучно тем задачам, которые мы сейчас решаем. И вот, в частности, ваш звонок, он совершенно подтверждает связь с первым звонком, потому что, как только мы начинаем какие-то мероприятия, которые направлены на повышение профессионального уровня, привлекаем к тестированию, заставляем реферат какой-то написать или пройти курсы повышения квалификации, у нас люди есть, которые не приемлют новизны. Поэтому большое вам спасибо за звонок, мы будем продолжать в том же духе.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, а кто имеет право на пансионат? Скажем так, кто получает направление в пансионат, и сколько они там времени проводят?
ГРАЧЕВА: Люди, которые задумываются о переходе на проживание в учреждение с круглосуточным стационарным обслуживанием, социальным обслуживанием, это уже люди, которые, как правило, полностью не могут сами себя обслуживать. То есть в данном случае им нужен круглосуточный постоянный посторонний уход. В данном случае им нужна либо служба милосердия, имеется в виду сиделка, когда человек не может передвигаться уже без помощи, либо он нуждается в постоянном контроле за состоянием здоровья со стороны медицинских работников. Но в пансионаты для ветеранов мы берем людей, которые не имеют родственников, которые по закону обязаны оказывать им помощь, и это люди, являющиеся инвалидами или имеющие уже пенсионный возраст.
ВЕДУЩИЙ: Нужны какие-то заключения врача, например, для этого?
ГРАЧЕВА: Да, нужно заполнение специальной медицинской карты. И самое главное, заключение врачей о том, что человек нуждается в пребывании в условиях круглосуточного социально-медицинского обслуживания. Конечно, если это человек с какими-то психическими расстройствами, то для этого нужно заключение уже трех специалистов в сфере психиатрии. Такие учреждения специализированные, и поэтому там дополнительные нужны заключения.
ВЕДУЩИЙ: Человек должен заключать какой-то договор с этим пансионатом? ГРАЧЕВА: Абсолютно точно, нужно.
ВЕДУЩИЙ: Он должен сдавать квартиру властям, что происходит с его собственностью?
ГРАЧЕВА: Значит, здесь у нас нет никаких условий, чтобы человек к нам шел с квартирой или без квартиры. Единственное, мы не берем в пансионат тех людей, у которых имеется квартира с пожизненной рентой. Если человек уже кому-то отдал свою квартиру с условием пожизненной ренты и оказания каких-то услуг, сопровождения этого человека до его выбытия, так сказать, в иной мир, таких людей, конечно, мы не имеем права брать. То есть можем взять, если человек, с которым он заключил договор пожизненной ренты, будет оплачивать за него пребывание в этом стационарном учреждении. Но вообще, конечно, мы берем тех, кто одинок, кто имеет соответствующие медицинские показания. Обязательно у нас человек заключает договор. Форма этого договора установлена постановлением правительства Москвы. Здесь у нас установлено, что человек должен вносить в счет стоимости пребывания в пансионате 75% своей пенсии, 25% остается на руках у человека. Исключения установлены для ветеранов Великой Отечественной войны и участников войны. Они платят 100% прожиточного минимума, установленного постановлением правительства Москвы, это на сегодняшний день около 7 тысяч рублей. У ветеранов войны, у них пенсия гораздо больше, поэтому на руках у них остается гораздо большая сумма. Кроме того, это льготная категория, поэтому для них есть как бы дополнительные условия.
В наших стационарных учреждениях есть так называемые отделения пятидневного пребывания. Но это, как правило, для детей-инвалидов, то есть когда мама пять дней работает. На субботу-воскресенье эти дети забираются родителями, и в понедельник они снова возвращаются в это учреждение пятидневного пребывания. Здесь, когда принимался городской закон о социальном обслуживании, была установлена льгота, что с тех, кто на пятидневном пребывании, не взимается плата, потому что это - особая категория. И даже если эти дети уходят на два дня домой, все равно для них нужно и питание, и какие-то развлечения, и, может быть, образовательные какие-то услуги родителям организовывать. Поэтому у них особые условия оплаты. И хотела бы сказать, что у нас есть постановление правительства, которое регламентирует детально все вопросы предоставления самого социального обслуживания. С этими документами можно свободно ознакомиться.
ВЕДУЩИЙ: Что касается отделений дневного пребывания, что они собой представляют, кто туда может обратиться?
ГРАЧЕВА: Это наиболее, скажем, на сегодня интересная для людей, которые ведут активный образ жизни, форма социального обслуживания. На дневное отделение может прийти любой человек. Потому что дневное отделение - это отделение, которое организует досуг людей пожилого возраста. Это и библиотека, и какие-то праздничные мероприятия, и экскурсионная программа, и так далее. Но у нас есть еще специальные группы в отделении дневного пребывания, которые дают возможность в течение месяца, помимо всяких развлекательных мероприятий, получать горячее питание в Центре социального обслуживания.
ВЕДУЩИЙ: Это раз в год, если я не ошибаюсь?
ГРАЧЕВА: Да, это не чаще одного раза в год, но, как правило, этим пользуются уже люди, которые имеют недостаточно высокий уровень дохода, может быть, они живут в семье, но в каких-то ситуациях этот доход уменьшается.
ВЕДУЩИЙ: Очень многие одинокие, кстати, пользуются, которые могут себя обслуживать, но тем не менее, поскольку пенсии не очень высокие, они тоже стараются этим пользоваться.
ГРАЧЕВА: Да, раз в год хотят этим воспользоваться. А в принципе в отделение дневного пребывания может прийти любой пожилой человек и воспользоваться, скажем так, развлекательной программой, тем, что ему хочется.
ВЕДУЩИЙ: Следующий звонок. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Мария Юрьевна. Я хотела бы попросить вас посодействовать…
ВЕДУЩИЙ: Мария Юрьевна, оставьте свои координаты редактору, и наша гостья с вами свяжется. Я так понимаю, какая-то конкретная абсолютно просьба. Ольга Евгеньевна просто с вами свяжется.
ГРАЧЕВА: Нет вопросов, пожалуйста, к вашим услугам.
ВЕДУЩИЙ: А мы на этом заканчиваем. Я поздравляю всех социальных работников с профессиональным праздником, который будет в субботу.
ГРАЧЕВА: Спасибо большое.