Маяк. Москва 06.06.2013 - Как можно сократить расходы на электроэнергию? Как не остаться в должниках?
Персоны
Этим летом нас ждёт ряд изменений при оплате энергоснабжения. С 1 июня 2013 года отменяется обязанность потребителя ежемесячно передавать показания электросчетчика, а с 1 июля начинают действовать новые тарифы на электроэнергию для населения Москвы и Московской области. Рост не превысит 12 процентов. Как можно сократить расходы на электроэнергию? Как не остаться в должниках из-за того, что счет за электроэнергию приходит ежемесячно? На эти и другие вопросы отвечает заместитель директора по работе с клиентами компании "Мосэнергосбыт" Александр Константинович Дидоборщ. Ведущая - Екатерина Высоковская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - заместитель директора ОАО «Мосэнергосбыт» по работе с клиентами Александр Дидоборщ. Я припомню, что лет 15 назад всех начали постепенно приучать платить налоги, и такая стимулирующая реклама стала уже крылатой фразой современности. Но самым эффективным способом повышения собираемости налогов стало все-таки упрощение процедуры. И сейчас, если посмотреть на то, как осуществляются платежи, очень много модернизации. Я сегодня шла, самая свежая новость - это новые парковки, и вот уже тебе дают буклетик, где описано, как это делать с помощью СМС, еще какие-то есть возможности. Но они для многих москвичей новые. И в этой связи я подумала, вы ведь тоже с клиентами работаете. Возникает новая культура осуществления платежей. Мы осваиваем какие-то новые средства, которыми ранее не пользовались. Они становятся доступными и будничными. И вы в своей работе с клиентами учитываете эту новую культуру?
ДИДОБОРЩ: Да, конечно. Самым эффективным способом общения с нами все-таки становится Интернет. И полтора миллиона наших клиентов, цифра уже практически такая, выбрали именно этот способ общения с нашей компанией. То есть и передать показания счетчиков, и оплатить, и посмотреть информацию о своих расходах, и заказать какие-то услуги, в том числе и замену счетчиков, - всё это можно сделать через сеть Интернет. Как через стационарный компьютер дома или на работе, так и с помощью мобильных устройств на платформе «Андроид», либо через айфоны, айподы. Это всё очень удобно для более молодого, продвинутого населения, также и для более пожилых жителей мы делаем удобным наш сервис контактного центра. И об этих категориях граждан могут позаботиться их дети и внуки.
ВЕДУЩИЙ: Я не случайно, кстати, начала разговор именно о культуре платежей, потому что постепенно и люди преклонного возраста тоже подключаются к этим новым системам. Достаточно посмотреть, как это всё организовано в банке, где можно уже оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Так что каким-то образом это всё подтягивается. Единственное, такой вопрос у меня к вам. С 1 июня, то есть с начала нынешнего месяца, отменяется обязанность, обязанность именно, потребителя ежемесячно передавать показания электросчетчика. Эта обязанность действовала с 1 сентября. И что это вносит в нашу жизнь, какую перемену?
ДИДОБОРЩ: Эта обязанность действительно отменяется с 1 июня. И теперь не надо передавать показания, необязательно передавать показания электросчетчика каждый месяц. Но, однако, следует заметить, что компания «Мосэнергосбыт» будет все равно каждый месяц выставлять счета.
ВЕДУЩИЙ: То есть нам все равно квитанции будут приходить?
ДИДОБОРЩ: Будут присылаться квитанции, и по этим квитанциям необходимо оплачивать. Но квитанции формируются исходя из чего? Либо из показаний, то есть когда клиент передает показания, а если показания не передаются, то исходя из нормативов потребления. То есть для получения более точной квитанции придется передать показания.
ВЕДУЩИЙ: Я еще имею к вам вопросы, связанные с квитанциями, но у нас есть звонки слушателей. И им приоритет.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. У меня к вам как к руководителю такой вопрос. У нас находится ваше подразделение на Волгоградском проспекте, точный адрес я не знаю. Короче говоря, с 2010 года я перешла на многотарифный счетчик «Меркурий». Оплатила, заключила договор. В феврале этого года приходит ко мне представитель, снимает этот счетчик, который был оплачен, и устанавливает однотарифный. Говорит, мы всем меняем в обязательном порядке, и мы вам потом перепрограммируем на трехтарифный. Это произошло 28 февраля. Три с половиной месяца назад. Я уже ездила на прием к руководству в ваше подразделение - бесполезно. Я ездила месяц назад. Больше месяца прошло, толку никакого. То есть просто чистый обман, абсолютно, вот я вам говорю, чистый обман.
ДИДОБОРЩ: Я попрошу записать ваш адрес и контактный телефон. Мы на юго-востоке, востоке сейчас проводим замену счетчиков. Замена связана с установкой автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии. И эта система позволит жителям этих округов, именно тех районов, которые попали в программу замены, больше не заботиться о передаче показаний электросчетчиков.
ВЕДУЩИЙ: Речь идет о том, что тариф поменялся, а тот счетчик был поставлен за деньги клиента.
ДИДОБОРЩ: Тот тариф, который клиент выбрал, он будет восстановлен. Это не подлежит сомнению. То, что не выдержаны сроки по жалобе клиента, с этим мы разберемся, конечно же, исправим ситуацию.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, пожалуйста, а эти новые счетчики с автоматической передачей данных, они бесплатно устанавливаются?
ДИДОБОРЩ: Да. Это происходит бесплатно.
ВЕДУЩИЙ: Это инициатива города?
ДИДОБОРЩ: Да.
ВЕДУЩИЙ: А в другие районы, уж к слову скажите, когда придет?
ДИДОБОРЩ: В некоторых районах уже установлены такие системы, это у нас Строгино, Митино. Сейчас вот мы занимаемся заменой счетчиков на юго-востоке и востоке. Следующие сейчас трудно назвать, когда будут модифицированы районы. Это все-таки довольно-таки дорогостоящая модернизация.
ВЕДУЩИЙ: А финал, когда планируется подвести итог?
ДИДОБОРЩ: Этим летом мы планируем закончить, уже в промышленную эксплуатацию войти по этим районам и оповестить жителей, что теперь передавать показания нет необходимости, будут приходить счета, формироваться именно уже по показаниям счетчика.
ВЕДУЩИЙ: Это понятно. А вот жители других округов?
ДИДОБОРЩ: Это трудно сейчас сказать, потому как этот проект у нас только, можно сказать, начался. И он довольно-таки дорогостоящий, и трудно запланировать бюджет пока на весь город.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Марина Борисовна. У меня такой вопрос. Ваше подразделение, Энергосбыт, очень далеко расположено от нашего дома. Мы - в Свиблово, они - на Айвовой. Во-первых, далеко, а в основном ходят старички. Приходишь, народу очень много, не достоишься. И вот я как-то дозвонилась, попросила, нельзя ли повесить ящики, чтобы люди могли опускать свои показания счетчиков в эти ящики, как это сделал Водоканал на холодную и горячую воду? И второй вопрос. Меня очень интересует. Я плачу по счетчику сама. Показания оплачиваю. Но как у меня получается вдруг недоплата?
ВЕДУЩИЙ: Замечательный вопрос. У меня тоже он возникал. И мы про это поговорим отдельно и очень подробно.
ДИДОБОРЩ: Я постараюсь на оба вопроса ответить. По показаниям: во все районы Москвы, конечно, повесить к каждому дому ящик - это довольно-таки сложно, и очень трудозатратно обрабатывать такие показания. И самое главное, что такие показания, заполненные от руки, они очень трудно обрабатываются, там слишком много ошибок. Поэтому для тех, кому недоступен Интернет, мы предлагаем пользоваться контактным центром. Туда можно звонить круглосуточно.
ВЕДУЩИЙ: Круглосуточно?
ДИДОБОРЩ: Круглосуточно. Только с людьми не обязательно разговаривать, а передавать показания в режиме автоматическом, то есть следуя подсказкам автоответчика, и передавать показания действительно круглосуточно, с понедельника по воскресенье, хоть в три часа ночи, не обязательно ждать очереди.
ВЕДУЩИЙ: Но обязательно в тот интервал временной, который у вас отведен для передачи этих данных?
ДИДОБОРЩ: Да. Мы расширили наш интервал для передачи данных. Это интервал с 15-го по 26-е число. Но само собой, легче установить для себя как правило удобный интервал, то есть все люди пытаются именно с 26-го по 26-е, а 15-го у нас намного меньше очередь…
ВЕДУЩИЙ: То есть можно с 15-го по 15-е?
ДИДОБОРЩ: Да, с 15-го по 15-е. То есть установить для себя привычный интервал, в который передавать, как вам удобно. Кто-то это приравнивает к получению своей зарплаты или к появлению дома, но это как удобно. Главное, установить интервал.
ВЕДУЩИЙ: С первым вопросом мы справились. А второй очень интересный вопрос, как формируются вот эти квитанции, как формируется эта задолженность? У меня тоже возникал такой вопрос. Потому что следишь за счетчиком, всё исправно платишь. Приходит корректирующее извещение, и там сумма, которую невозможно никак угадать. Я не всегда понимаю, как складывается приходящая сумма, потому что я, например, исправно плачу, по идее, у меня вообще не должно быть задолженности. Но, допустим, пришел ваш работник и снимает показания счетчика на десять дней позже того момента, когда я сняла и уже оплатила. И возникает тут какая-то сумма задолженности. Вы каким образом это считаете? Вы считаете по потребленным ваттам, умноженным на тариф, или есть какие-то иные расчеты? Потому что, честно говоря, такие задолженности обескураживают своей непонятностью.
ДИДОБОРЩ: Ну, самый простой совет - это внимательно читать от начала и до конца наши квитанции. Там не просто рекламная информация или информация пустая о каком-то законодательстве, там именно информация, которая помогает понять, из чего же сделан расчет, из чего он состоит. То есть, как я сказал в начале программы, передавать показания нет теперь обязательства законодательного, но для того, чтобы получить счет правильный, это просто необходимо. Потому что если вы не передали показания, но оплатили самостоятельно, по своему расчету, то мы обязаны вам выставить квитанцию и посчитаем ее по нормативу потребления. И здесь на какие-то киловатты мы можем с вами разойтись.
ВЕДУЩИЙ: Вот это существенный вопрос. Давайте, что называется, подчеркнем. То есть вы считаете по среднемесячному нормативу, а не по фактически потребленной электроэнергии?
ДИДОБОРЩ: Если не передали показания, то действительно мы считаем по нормативу потребления.
ВЕДУЩИЙ: Теперь, что происходит с задолженностью? Я продолжаю сама считать потребленные ватты, опять плачу всё правильно, и она исчезает, эта задолженность, да?
ДИДОБОРЩ: Потом, если вы так и продолжаете самостоятельно платить, скорее всего, норматив с вашими расчетами будет расходиться, но не сильно много. И в последующем при передаче вами показаний либо когда придет наш контролер - а теперь мы ходим опять раз в полгода к каждому счетчику, - то есть либо вы передадите показания, либо контролер снимет показания, и мы зафиксируемся и, скорее всего, сойдемся с вами в расчетах, потому что вы же оплачивали по счетчику, и мы тоже узнаем, какие показания у вас на счетчике.
ВЕДУЩИЙ: То есть самое главное, чтобы мы оплачивали по счетчику?
ДИДОБОРЩ: Да.
ВЕДУЩИЙ: И тогда задолженности не будет? То есть, если вы выставляли счета, исходя из среднедушевого потребления, или как вы это называете, а мы оплачивали по счетчику, то правда будет на нашей стороне?
ДИДОБОРЩ: Да, конечно. Как только вы передадите показания, по этим показаниям будет сделан перерасчет, и мы сойдемся. И второе. При возникновении какой-то задолженности в текущем вашем счете надо обратить внимание на колонку «Поступившие платежи». Мы обязательно показываем последний поступивший платеж. И если его там нет, то, скорее всего, расчетный документ, по которому мы вам предлагаем заплатить, был сформирован в тот момент, когда ваш платеж еще не поступил на наш счет. Это тоже очень часто причина недопонимания. То есть этот платеж обязательно придет, у нас не пришедших платежей практически не существует.
ВЕДУЩИЙ: Надо дождаться следующего?
ДИДОБОРЩ: В следующем счете он обязательно будет учтен.
ВЕДУЩИЙ: Теперь скажите, пожалуйста. Вот меняется тариф. Насколько известно, с 1 июля могут поменяться тарифы в Москве, где-то на 10-12 процентов они могут увеличиться. У вас есть более точные данные?
ДИДОБОРЩ: Да, конечно. Как раз рост тарифов составит не более 12 процентов для людей, у которых однотарифный счетчик, для газовых плит этот тариф составит 4,5 рубля, для электроплит 3 рубля 15 копеек.
ВЕДУЩИЙ: Сейчас время отпусков. И многие на дачах, в отъезде и так далее. Летом меняется этот тариф. Если за всё лето люди будут оплачивать, то как здесь посчитать, что было потреблено в июне, что в июле и так далее?
ДИДОБОРЩ: Для точности расчетов, я обращусь ко всем жителям, желательно передать показания до 26 июня за текущий месяц. Это намного улучшит расчеты и качество счетов и снимет большинство вопросов. А для тех, кто на лето уезжает, покидает свою квартиру и выключает все электроприборы, конечно же, я посоветую прийти в наш клиентский офис и оставить такое заявление о том, что я уезжаю. Его можно заполнить либо по бланку в отделении, либо в свободной форме, чтобы не дожидаться ничего, либо написать письмо, чтобы никуда не ходить, и в свободной форме изложить, что вы уезжаете с такого-то по такое-то число, и оставить показания на дату отъезда.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, а можно оплачивать электроэнергию вперед, что называется?
ДИДОБОРЩ: Да, конечно. Такая форма платежа тоже нами приветствуется.
ВЕДУЩИЙ: А как это реально рассчитывается? Условную сумму можно просто заплатить, допустим 1 тысячу рублей?
ДИДОБОРЩ: Да.
ВЕДУЩИЙ: И вы потом каким образом ее перерасчитываете?
ДИДОБОРЩ: Расчет будет происходить так же, как и обычно. Эти деньги будут лежать на вашем лицевом счету, а расчет будет происходить так же. То есть вы передаете показания ежемесячно. Показания будут умножаться на действующий тариф с применением вашей льготы либо каких-то других условий, и затраты будут вычитаться из этой суммы. И на сколько месяцев уже хватит, настолько и хватит этой тысячи рублей.
ВЕДУЩИЙ: А как можно сэкономить при оплате электроэнергии?
ДИДОБОРЩ: Сэкономить при оплате электроэнергии можно двумя способами: либо правильно учитывать, поставить «умный» учет, это трехтарифные счетчики мы рекомендуем. Благодаря такому приспособлению можно сэкономить в среднем около 25 процентов денежных средств, которые раньше тратились. Допустим, вы тратили 1 тысячу рублей в месяц, а при таком счетчике вы можете тратить уже около 750 рублей. И второй способ - это сократить потребление или сделать его тоже более умным. У нас есть много советов, как экономить электроэнергию. Так, холодильник, который стоит у электроплиты или газовой плиты, на которой вы готовите еду, будет потреблять больше электроэнергии. Или пылесос, в котором уже забит пылесборник, потребляет порядка 40 процентов больше, чем чистый.
ВЕДУЩИЙ: Ну, это понятные вещи по опыту. А есть ли какие-то новые технологии, которые позволяют нам по-иному относиться к электроэнергии, что бы вы посоветовали? Допустим, трехтарифный счетчик, он с какого момента начинает показывать свою эффективность? Если семья тратит, использует 100-200 киловатт в месяц электроэнергии, то установка трехтарифного счетчика может быть экономически нецелесообразна.
ДИДОБОРЩ: Ну, 200 киловатт в месяц - это уже, при электроплите, будет порядка 600 рублей. 25 процентов от 600 рублей - это уже тоже приличная сумма. При том что установка трехтарифного счетчика для наших клиентов, у которых старые счетчики…
ВЕДУЩИЙ: Сколько стоит?
ДИДОБОРЩ: Для тех, у кого счетчики еще не вышли за межповерочный интервал… Поверочный интервал - эти слова уже знакомы людям, у которых есть водосчетчики, они их поверяют. Электросчетчики не так выгодно поверять, их выгоднее менять. Для тех, у кого вышел срок поверки, эта стоимость 3 тысячи 200 рублей. Для тех, у кого не вышел срок, то есть без акции, - 3 тысячи 700 рублей. В среднем для такой семьи стать выгодным такой электросчетчик может менее чем за три года.
ВЕДУЩИЙ: Но в нашей жизни так быстро всё меняется на самом деле. Вот мы еще несколько лет назад и не подозревали о трехтарифном счетчике электроэнергии. Потому что мы так долго жили при одном тарифе, что мы не знали, что может быть такая вариативность. Вот сейчас есть ли что-то на подходе, более перспективное, потому что эта сфера очень быстро модернизируется? Тем более сейчас обновление идет очень динамично. И как бы вы советовали, сейчас сменить счетчик или подождать, может быть, более инновационных методов?
ДИДОБОРЩ: Экономить я советую сразу же, начиная с сегодняшнего дня, потому что завтра вы можете уже пойти покупать себе новую стиральную машину. И, купив более дешевую, на 500 рублей дешевле, но с другим классом энергопотребления, вы можете потратить на электроэнергию больше денег, чем сэкономили сегодня. То есть планирование - это то, что я рекомендую. И плюс советую все-таки смотреть на свое текущее потребление. Даже не модернизировав свою квартиру, вы сможете понять, как сэкономить на электроэнергии, обратившись в наш Центр по энергосбережению. 21 июня мы проводим бесплатный семинар для жителей Москвы, и на него можно записаться, позвонив по телефону: 8-499-132-86-79. В нашем Центре энергосбережения наши специалисты покажут вам, что значит экономия электроэнергии и сколько электроэнергии тратит не закрытая крышкой кастрюля.
ВЕДУЩИЙ: Это если не газовая плита?
ДИДОБОРЩ: Если это электроплита, то это существенная трата электричества.
ВЕДУЩИЙ: А вот еще есть «умный свет», который без выключателя, сам зажигается.
ДИДОБОРЩ: Системы «умный дом», мы сейчас разрабатываем такие системы и скоро предложим их для наших жителей. Но на сегодняшний день такие системы, траты на их установку пока еще слишком высоки по сравнению с экономией, которую они принесут.
ВЕДУЩИЙ: Продолжим разговор об оплате электроэнергии. Есть же еще такая форма оплаты, когда даешь поручение банку, и деньги снимаются с твоего счета ежемесячно.
ДИДОБОРЩ: Да, можно сделать эту систему действительно автоматической. Для этого можно прийти в банк, но это услуга банка по списанию ваших личных средств с вашего счета, это вы даете поручение. Второй способ - это можно сделать в нашем «Личном кабинете» клиента, привязав свою банковскую карточку и установив ежемесячный платеж по нами рекомендованной сумме, мы ее рассчитываем, исходя из вашего персонального потребления, либо поставив сумму, которая вам удобна. Допустим, каждый месяц с вашей карточки будет списываться 500 рублей.
ВЕДУЩИЙ: Но если мы говорим о людях преклонного возраста, то, как бы ни пытались они приобщиться к новым методам, все-таки иногда бывает тяжеловато. Вот что бы вы посоветовали в таком случае?
ДИДОБОРЩ: Действительно, как вы уже и сказали, тогда легче всего сделать автоматический платеж в банке. Большинство людей преклонного возраста имеют как раз свои сберегательные книжки, и путем длительного платежного поручения можно списывать со своей сберкнижки.
ВЕДУЩИЙ: При этом посылая вам точные данные, да?
ДИДОБОРЩ: При этом, конечно, лучше всего передавать показания, да. При передаче показаний будет точный расчет. И, ориентируясь на свое потребление, необходимо просто будет скорректировать, возможно, платежное поручение для банка.
ВЕДУЩИЙ: Допустим, пожилой человек дает поручение, у него списывают со сберкнижки ежемесячно одну и ту же сумму, но он же потребляет разное количество киловатт в месяц, не бывает же полного совпадения. Значит, он должен все равно вести учет своего счетчика, чтобы эта задолженность не возникала?
ДИДОБОРЩ: Да, конечно, и раз в полгода мы придем, посмотрим. Если человек не ходил, не снимал показания, то мы придем, снимем показания и сделаем перерасчет по текущему состоянию.
ВЕДУЩИЙ: Вот в этом случае как раз перерасчет наиболее необходим, когда есть вот такое поручение?
ДИДОБОРЩ: И еще раз повторим, что с 1 июля будет изменение тарифа и что до 26 июня, для того чтобы расчет был более точный по старому тарифу, еще действующему, необходимо передать показания.
ВЕДУЩИЙ: Еще же можно это делать через ваш сайт. Но бывают такие ситуации в доме, когда соседи по этажу хворают, не могут сами этим заниматься, а дети где-то далеко, и кто-то возьмется, что называется, помочь оформлять платежи. Вот для тех людей, которые помогают другим, вы что посоветуете, как делать это более эффективно?
ДИДОБОРЩ: Действительно, могут дети таких пожилых наших клиентов либо социальные работники, которые зачастую работают с инвалидами, с людьми преклонного возраста, они могут пользоваться «Личным кабинетом» клиента не только своим, но и привязать к нему «Личный кабинет» своего подопечного.
ВЕДУЩИЙ: То есть открываешь все равно себе «Личный кабинет»?
ДИДОБОРЩ: Открываешь «Личный кабинет» себе либо тому человеку и привязываешь просто несколько лицевых счетов к одному «Личному кабинету». Эта услуга называется у нас «Мультиклиент». И можете передавать за себя, за своих родных, близких.
ВЕДУЩИЙ: То есть из своего «Личного кабинета» ты обслуживаешь несколько счетов?
ДИДОБОРЩ: Да. Вы переключаетесь между двумя, тремя, четырьмя лицевыми счетами. В том числе можете подключить свою дачу, если вы оплачиваете там электроэнергию, можете вторую квартиру, квартиру своих родителей и, просто переключаясь, передавать показания этих счетчиков и оплачивать электроэнергию без комиссии на нашем сайте.
ВЕДУЩИЙ: Это очень удобно на самом деле. Особенно летом, когда уезжаешь, то можно действительно не накапливать задолженность. Я спрошу вас в завершение нашей программы про штрафные санкции.
ДИДОБОРЩ: Штрафные санкции мы пока не предусматриваем. Каждый, кто хочет оплатить электроэнергию, может ее оплатить в любое ему удобное время. Но если все-таки наш неплательщик довел до того, что он не оплачивает уже годами, само собой, ему стоит ждать, во-первых, претензии от нас. Во-вторых, мы предупредим его, что мы можем приостановить подачу электроэнергии, и приостановим, если он не оплатит. И, конечно же, при передаче дела в суд будут уже работать штрафные санкции. Мы будем требовать пеню через суд.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам.