Маяк. Москва 07.06.2013 - Что необходимо сделать, чтобы по Москве стало удобнее передвигаться на велосипеде?
Персоны
Москва продолжает бороться за звание города, комфортного для велосипедистов. К новому летнему сезону власти столицы организовали велопарковки, заработала и расширяется сеть проката велосипедов, появляются новые велосипедные маршруты. А с 15 июня в пригородных электропоездах жители Москвы и Подмосковья смогут бесплатно провозить велосипеды. Увеличилось ли количество желающих передвигаться на велосипеде по столице? Как оценили новые маршруты и возможности опытные велосипедисты? Что ещё необходимо сделать, чтобы по Москве стало удобнее передвигаться на велосипеде? Об этом с руководителем велодвижения "Русвелос", вице-президентом Федерации велоспорта Москвы, организатором Всероссийской международной акции "Велосветлячки" Петром Алексеевичем Дворянкиным побеседовала ведущая Екатерина Высоковская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - вице-президент Федерации велосипедного спорта Москвы Петр Дворянкин. Мы будем говорить о велосипедной лихорадке, об этом клондайке здорового образа жизни, о том, как горожане, москвичи неожиданно если не изобрели, то избрали для себя велосипед. Петр, вы сами приехали к нам на велосипеде, естественно?
ДВОРЯНКИН: Обычно я приезжаю на велосипеде. Но для того, чтобы приехать на велосипеде, есть несколько, скажем так, либо условий, либо требований. Прежде всего, конечно, велосипедная парковка. Насколько я знаю, тут ее, к сожалению, нету.
ВЕДУЩИЙ: Ну, можно к чему-то привязать, к заборчику?
ДВОРЯНКИН: К заборчику не очень хочется привязывать свой велосипед. На самом деле причина в другом: я везу два велосипеда, а на одном велосипеде буксировать другой велосипед нельзя. Поэтому я приехал на машине.
ВЕДУЩИЙ: А почему? Вдруг кого встретите, предложите велосипед?
ДВОРЯНКИН: Нет. Собственно, у нас недавно проходила велоакция «Велосипед лучше сигарет», всероссийская акция, она проходила в нескольких городах. И сейчас еще у нас некие приятные последствия этой акции, поэтому у меня там машина полная…
ВЕДУЩИЙ: Велосипедов?
ДВОРЯНКИН: Велосипедов и различных каких-то листовок, которые мы еще не раздали…
ВЕДУЩИЙ: То есть вы объясняете, почему вы не на велосипеде?
ДВОРЯНКИН: Да, да.
ВЕДУЩИЙ: Вы объясняете это своими производственными, скажем так, вопросами.
ДВОРЯНКИН: Да, конечно, когда я не нагружен какими-то лишними предметами, лишними вещами, я с удовольствием передвигаюсь на велосипеде. Более того, у меня велосипед складной, я его без проблем складываю и еще пользуюсь подземным транспортом, общественным транспортом. Очень удобно.
ВЕДУЩИЙ: Можно проходить безболезненно?
ДВОРЯНКИН: Со складным велосипедом - безболезненно. В принципе и с обычным велосипедом, если у тебя есть велочехол, ты снимаешь переднее колесо, всё это кладешь в велочехол, велочехол на плечо и, как с грузом, проходишь в метро.
ВЕДУЩИЙ: На самом деле вы затронули очень важную, на мой взгляд, проблему. Вы сказали: вот у меня такие условия, мне сегодня неудобно на велосипеде. А ведь многие могли бы избрать этот вид транспорта для того, чтобы добираться на работу.
ДВОРЯНКИН: На самом деле, допустим, вы ежедневно к девяти - к десяти ездите на работу, в шесть вы с работы возвращаетесь домой. То есть у вас стандартный маршрут, и какие-то грузы вам не надо возить. Конечно, велосипед - это очень удобно. Но, правда, надо понимать, что, если у вас работа не так далеко от дома и вы там, например, еще можете через парки проехать, это всячески приветствуется; если у вас работа находится на другом конце Москвы, то, наверное, проехав 40 километров на велосипеде, вы будете не совсем в той кондиции, в которой надо на работу приходить.
ВЕДУЩИЙ: То есть это будет уже самостоятельное занятие на весь день. Я в этой связи хотела уточнить, разумные расстояния, если говорить все-таки о деловой поездке на велосипеде по городу, это какие?
ДВОРЯНКИН: Обычно это 15-20 километров.
ВЕДУЩИЙ: Это сколько минут?
ДВОРЯНКИН: Это где-то 40 минут, час, в зависимости от рельефа, по которому ты едешь, в зависимости от погодных условий.
ВЕДУЩИЙ: Еще, добравшись на работу, нужно же все-таки потом целый день соответствовать. Есть же определенный дресс-код. Поэтому мне интересно, если едешь по улице, там загазованность, в общем, не совсем экологически чистая обстановка…
ДВОРЯНКИН: Дело в том, что, когда вы выходите из дома, вы оказываетесь на этой загазованной улице. И когда мне говорят: как можно в Москве ездить на велосипеде, когда тут дышать нечем? - но как-то мы живем и дышим. Соответственно, конечно, всячески развивая велотранспорт, а не велоспорт все-таки (будучи вице-президентом Федерации велоспорта Москвы, я также руководитель велосипедного движения «Русвелос», и больше-то как раз мы уделяем внимания развитию велотранспорта и именно такой вот неспортивной составляющей), возвращаясь к логистике, велосипед уникален тем, что велосипедист может максимально комфортно под себя выбирать маршруты проезда на велосипеде, сочетая их с проездом по паркам, вдоль набережных, по тихим улочкам. И одно из преимуществ велосипедиста заключается в том, что он в любой момент может спешиться, превратиться в пешехода и соответственно воспользоваться всеми преимуществами пешехода, будь то тот же самый общественный транспорт, будь то какой-то пешеходный переход, по которому вы не можете ехать на машине.
ВЕДУЩИЙ: Вы так деликатно обходите вопрос стороной. Вот вы говорите: бросаем курить и садимся на велосипед. Мне интересно, если в загазованном месте ты еще и крутишь педали, у тебя же повышенное потребление окружающего воздуха, ты интенсивно вдыхаешь и выдыхаешь, это не соизмеримо с сигаретой?
ДВОРЯНКИН: Но мы не призываем крутить педали на МКАД, на третьем кольце, на больших магистралях. Мы призываем крутить педали на соседних тихих улочках, где уровень загазованности гораздо меньше, где экологичность гораздо больше, где ты сочетаешь свой трансфер - перемещение из пункта А в пункт Б, из дома на работу, из дома в гости - со здоровым образом жизни. Потому что, откровенно говоря, особенно у автомобилистов в какой-то момент стало модным: выходишь из подъезда дома, садишься сразу в машину. Приезжаешь на машине на работу, выходишь из машины и заходишь на работу. И потом еще заезжаешь в магазин. Кто-то еще в фитнес-центр заезжает, не все. На самом деле появляется целый перечень болезней, которые, по сути, из-за малой подвижности…
ВЕДУЩИЙ: Гиподинамия.
ДВОРЯНКИН: Да, из-за отсутствия необходимой ежедневной нагрузки. И тут как раз велосипед помогает. Но при этом, пропагандируя это, мы все-таки, конечно, призываем не забывать про здравый смысл.
ВЕДУЩИЙ: Вот. Я почему у вас и спрашиваю, и немножко даже заостряю эти вопросы, потому что я знаю наши привычки. То мы про велосипед вообще забыли и считали, что это атавизм уже, мы все сели радостно в машины, с каким-то необыкновенным энтузиазмом. А сейчас все бросят машины, сядут на велосипеды, и будет уже какой-то шаг назад. Поэтому умеренность и аккуратность, скажем так, во всем.
ДВОРЯНКИН: Ну, я не могу сказать, что те европейские страны, которые поменяли машины на велосипеды, шагнули назад. Они шагнули еще, просто очередной шаг вперед произошел.
ВЕДУЩИЙ: Это надо в ногу. Вы же все правильно говорите, надо в ногу тогда идти. Нужно, что было больше парков, тихих улиц, где есть возможность велосипедистам ехать.
ДВОРЯНКИН: Да.
ВЕДУЩИЙ: Мы сейчас говорим о нашей конкретной Москве. И потому мы предостерегаем: друзья, не надо бежать впереди велосипеда и ехать по сильно загазованной улице. Во-первых, это и небезопасно.
ДВОРЯНКИН: Ну, понимаете, я тут не могу сказать, что это небезопасно, поэтому не надо садиться на велосипед. На велосипед надо садиться, но при этом надо знать Правила дорожного движения, потому что, как раз садясь на велосипед, вы превращаетесь…
ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Вы упомянули сами МКАД и третье кольцо…
ДВОРЯНКИН: А туда вообще-то запрещено выезжать на велосипеде.
ВЕДУЩИЙ: Вот!
ДВОРЯНКИН: Я как раз говорю о том, что надо знать Правила дорожного движения. Ну, многие велосипедисты, они и автомобилисты, Правила дорожного движения они знают. Но есть, естественно, велосипедисты, которые не сдавали на права, они в обязательном порядке должны знать Правила дорожного движения, потому что, садясь на велосипед, они берут на себя всю ответственность за соблюдение Правил дорожного движения.
ВЕДУЩИЙ: Как участники дорожного движения.
ДВОРЯНКИН: Как участники дорожного движения, да. То есть они там, помимо знаков светофора, должны понимать знаки уличной разметки и так далее.
ВЕДУЩИЙ: А скажите, кстати, основополагающие принципы движения по обыкновенной магистрали? Мы не берем третье кольцо, но менее запруженные улицы, где очень много и общественного транспорта, и автомобилей.
ДВОРЯНКИН: Велосипедист, он должен ехать в крайней правой полосе, максимально прижимаясь, не отдаляясь от края правой полосы больше чем на метр.
ВЕДУЩИЙ: А если там парковка?
ДВОРЯНКИН: Соответственно, если там стоят машины, он как бы их объезжает. Он должен все обычные ПДД соблюдать. Дело в том еще, что есть один нюанс. Нюанс в том, что касательно велотранспорта, про который мы говорим, законодательство Российской Федерации, даже Советского Союза, оно последний раз изменялось в 70-х годах прошлого века. И есть ряд моментов, которые необходимо исправлять. У нас нет регламентации велосипедной дорожки. У нас нет такого понятия, как велопешеходная зона, которая очень активно интегрирована в транспортную велоинфраструктуру на Западе. И у нас на самом деле, вот интересный такой момент, касательно темы, к которой мы сейчас подойдем, автоматизированной системы велопроката…
ВЕДУЩИЙ: Подождите, это отдельно и подробно обсудим.
ДВОРЯНКИН: Потом, хорошо. То есть у нас, скажем так, мы отстали в этом направлении, но вот те шаги, которые, мы уже видим, в этом году начинает правительство предпринимать, они радуют, потому что в том году, откровенно говоря, не было диалога между общественниками, экспертами и властью. То есть власть сама делала, и, в принципе, сейчас мы видим большие недочеты того, что было сделано. Хотя, еще раз, мы очень рады тому, что что-то делается.
ВЕДУЩИЙ: Ну, не что-то, а довольно много сейчас делается для велосипедистов. Если посмотреть, вот, допустим, отремонтировали Бульварное кольцо, и там спокойно могут ездить велосипедисты…
ДВОРЯНКИН: Пока не могут.
ВЕДУЩИЙ: Рассказывайте.
ДВОРЯНКИН: У нас Бульварное кольцо - это пешеходная зона, такая же, как тротуар. Вот вы спрашивали по поводу ПДД для велосипедистов. Велосипедист, он имеет право ездить по тротуару, по пешеходной зоне, только если ему меньше 14 лет. Если взрослый едет по тротуару, который, конечно, более безопасен, то он нарушает Правила дорожного движения, и ему можно смело выписывать штраф.
ВЕДУЩИЙ: А если он едет по бульвару?
ДВОРЯНКИН: Бульвар - это такая же пешеходная зона на данный момент. И соответственно 1 июня при личной встрече с Сергеем Семеновичем Собяниным и господином Ликсутовым (руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры – Прим. ред.) мы передали письмо с инициативой организации велосипедных дорожек или совмещенных велопешеходных зон на Бульварном кольце, бульварах, которые на Бульварном кольце, ну и, в принципе, на других бульварах, потому что там достаточно пространства для того, чтобы оно было поделено между пешеходами и велосипедистами. Более того, уже исторически сложилось, что там много велосипедистов. По сути, надо структурировать движение людей, которые на велосипедах, и пешеходов.
ВЕДУЩИЙ: То есть получается так, что в крайнем правом ряду по дороге можно ехать, а по тому месту, где ходят пешеходы, нельзя?
ДВОРЯНКИН: По тротуару нельзя.
ВЕДУЩИЙ: Нельзя, если там нет специального обозначения, что это велодорожка.
ДВОРЯНКИН: Если там нету велосипедной дорожки или если там нету знака совмещенной велопешеходной зоны.
ВЕДУЩИЙ: А если в парках, то там, значит, уже стоят такие знаки?
ДВОРЯНКИН: В парках - да. В парках обычно уже стоят.
ВЕДУЩИЙ: А как же получается, что сейчас при начале бульвара размещаются эти замечательные велопрокаты?
ДВОРЯНКИН: Вот это как раз самый интересный вопрос, который мы можем либо сейчас, либо попозже затронуть.
ВЕДУЩИЙ: Мы обязательно затронем. Но все-таки, одним словом?
ДВОРЯНКИН: Одним словом - это просто немножко непродуманный шаг.
ВЕДУЩИЙ: Хорошо, будем ждать подробностей. Кстати, когда едешь на велосипеде, по-моему, по телефону разговаривать неудобно.
ДВОРЯНКИН: Более того, по Правилам дорожного движения вы должны править велосипедом обеими руками. Вы можете оторвать руку только для обозначения, что либо там яма, либо вы поворачиваете направо, либо налево, либо останавливаетесь. Во всех остальных случаях нельзя. В общем, конечно, не рекомендуется оставлять велосипед без ручного управления.
ВЕДУЩИЙ: А вот мне интересно, как автомобилисты относятся к велосипедистам? Потому что есть такое высокомерие у тех, кто за рулем, они даже пешеходов-то особо не жалуют: что это вы там пешком передвигаетесь, у нас же уже культура автомобильная. А велосипедиста, человека, у которого не хватает денег на машину, так получается?
ДВОРЯНКИН: Ничего подобного. Наверняка есть еще широкие слои населения, кто так думает, но их количество, слава богу, сокращается. Я могу привести пример. В общем это всё, конечно, уже уходит в плоскость велокультуры, про которую я обещал вам рассказать. Могу привести пример. Раньше, по-моему, было очень странно, если ты останавливаешься перед пешеходным переходом и кого-то пропускаешь. Раньше нельзя было подумать, что ты кого-то пропустишь вперед, сидя в автомобиле. Подрезать, быстрее проехать - это был такой стиль жизни, это было модно. А сейчас у нас что модно? Сейчас у нас, если ты вдруг не пропустил пешехода, на тебя другие автомобилисты начинают орать, что куда ты смотришь, ты его чуть не задавил.
ВЕДУЩИЙ: Но штраф еще ввели.
ДВОРЯНКИН: На самом деле сейчас не штрафуют. То есть, когда ввели этот штраф, он действовал, но сейчас не штрафуют. Сейчас это уже именно стала работать культурологическая составляющая, вот. И что касается развития велотранспорта, культурологическая составляющая, велокультура - это тоже очень важный момент. Если хотите, я вам в двух словах, даже не в двух словах, а в двух абзацах расскажу, что такое велокультура.
Велокультура - это очень большой комплекс различных компонентов. Один из компонентов – это массовая акция. Например, как у нас была массовая акция «Велосипед лучше сигарет», такая тематическая акция, где велотранспорт, велоспорт позиционировался как эффективный метод борьбы с вредными привычками, в том числе с курением. Соответственно, когда мы проводим массовые акции, мы всячески пытаемся их разнообразить. Например, у нас там был врач, который мерил объем легких, спирометрию. Мы эту акцию планируем повторить еще раз где-то месяца через два. Так как она приурочена к закону о запрете курения в общественных местах, а закон будет жить, развиваться, продолжаться, она будет актуальной. Не могу не упомянуть акцию, которая будет буквально послезавтра. Это исторический велопробег в парке Сокольники, где будет как раз показана история развития велосипеда за последние два века, за 150 лет. И, конечно, нам как Федерации велоспорта Москвы очень приятна подобная акция, потому что в этом году у нас круглая историческая дата - нам 130 лет. Это что касается массовых мероприятий. Также должна быть определенная образовательная программа, потому что, когда мы говорим о создании нового вида транспорта, необходимо уделить достаточное внимание образовательным программам.
ВЕДУЩИЙ: Необходима грамотность.
ДВОРЯНКИН: Необходима грамотность, да. Причем для того, чтобы сесть за руль автомобиля, вы должны получить права. А для того, чтобы сесть за руль велосипеда, вы просто должны стать счастливым обладателем велосипеда или даже взять его напрокат, например, у «Банка Москвы». Но когда вы взяли велосипед, вы сели на него, вы превратились в полноценного участника транспортного движения. И вы взяли на себя обязанность по соблюдению Правил дорожного движения. И когда люди, превращаясь в велосипедистов, едут и грубо нарушают эти правила, либо не зная их, либо считая, что на велосипеде они такие очень мобильные и никому ничего, это на самом деле большой риск.
ВЕДУЩИЙ: Когда вы говорите о культуре, тут, мне кажется, несколько составляющих. Каким-то образом это действительно воспитывает терпимость друг к другу.
ДВОРЯНКИН: Взаимоуважение.
ВЕДУЩИЙ: Если автомобилисты пешеходов, вы говорите, уже приучились уважать, что приятно мне слышать от вас, ведь вы за рулем, то, может быть, они также начнут… Потому что есть еще такое соревнование на дорогах: ух, я сейчас поднажму! Может быть, взаимоотношения будут выстраиваться согласно Правилам дорожного движения, а не согласно тому, какой у тебя номер машины, и, поскольку у тебя такой номер, ты у светофора не останавливаешься. Но вернемся к парковкам и велопрокату. Вы сказали, что это пока еще непродуманная акция. Меж тем они есть в начале бульваров, они есть уже у каких-то общественных зданий, по-моему, у театров даже организуются такие парковки. И уже можно брать велосипеды напрокат. Я совершенно не сомневаюсь, что велосипедисты - кристально честные люди, они берут этот велосипед и возвращают его. Но при этом, я думаю, они все-таки в своих рядах могут иметь кого-то, кто решит этот велосипед не возвращать.
ДВОРЯНКИН: Вы сейчас, по сути, в рамках одной темы несколько тезисов разных затронули. То, что у театров, у метро - это велопарковки. Велопарковки - это одна история.
ВЕДУЩИЙ: И велопрокаты, кстати, тоже.
ДВОРЯНКИН: Велопрокаты, они в основном сейчас все-таки на бульварах, вот то, что я видел.
ВЕДУЩИЙ: А возле консерватории?
ДВОРЯНКИН: Возле консерватории с удовольствием поеду посмотрю. Соответственно велопарковки, они необходимы. В принципе это самый простой был шаг для правительства Москвы. И несмотря на то, что это самый простой шаг, там даже с ним был допущен, к сожалению, ряд ошибок. Ну, допустим, форма, цвет – о’кей, другой цвет не согласовала бы Москомархитектура, как мне господин Ликсутов объяснил. Но вот конкретно их размещение, то есть ряд парковок размещен так, что либо ты не можешь правильно поставить велосипед посередине, либо они поставлены так - вот, например, в 100 метрах от вашей студии находится велопарковка, у метро «Новокузнецкая», - что, когда ты велосипед ставишь, он перегораживает. Слава богу, процент таких велопарковок невысок, но на самом деле и не маленький.
ВЕДУЩИЙ: Но вы по ходу имеете возможность, как я понимаю, корректировать, потому что вы все время ссылаетесь на свои переговоры с Департаментом транспорта.
ДВОРЯНКИН: Да. Мы были очень приятно удивлены, когда нам сказали, что, ребята, как вы скажете, так и будет. Ну, посмотрим, конечно, потому что слова и дело… Что касается велопроката. Велопрокат - это очень смелый шаг, очень решительный. Но, с моей точки зрения, он немножко преждевременный, потому что как раз у нас еще нету той развитости велокультуры. То есть, когда человек видит велосипед, вот он стоит и вроде можно его взять, ну, он там нашел болгарку и подошел отпилил…
ВЕДУЩИЙ: Мне показалось, что это такой тест на наше отношение.
ДВОРЯНКИН: Да, да. Но смысл в том, что этот велосипед не нужен, он удобен только по ровной поверхности…
ВЕДУЩИЙ: А вы освоили эту систему? Там нужно в одном месте брать, в другом месте можно его оставить, да?
ДВОРЯНКИН: Можно брать его в одном месте, оставлять в другом месте или оставлять в том же месте, это без разницы. Я такую систему осваивал еще в Европе. Московскую я еще не успел освоить, потому что у нас сейчас будет еще один велопробег, который я подготовлю. С радостью это сделаю, потому что действительно очень хочется протестировать. Но мне кажется, что тот велопрокат, который нам был предложен, поставлен, как бы не был под нас адаптирован. И, в общем-то, количество краж и количество поломок 10%, это довольно высокий процент, как мне кажется.
ВЕДУЩИЙ: А на что рассчитывали, что цвет будет таким сдерживающим фактором?
ДВОРЯНКИН: Сдерживающим фактором для чего?
ВЕДУЩИЙ: Для того чтобы эти велосипеды возвращали, потому что ведь идея-то такая?
ДВОРЯНКИН: Во-первых, там залог. Вот насколько я понимаю, для того чтобы взять велосипед (не с болгаркой, а нормальным, цивилизованным способом), вы должны зарегистрировать свою кредитную карточку, дебетовую карточку в системе «Велобайк», и, собственно, там у вас замораживается определенный депозит, причем немаленький - 15 тысяч рублей. Откровенно говоря, этот велосипед не стоит 15 тысяч рублей. Ну ладно…
ВЕДУЩИЙ: То есть это завязано на банк, это завязано на вашу кредитную историю, это завязано на вашу репутацию?
ДВОРЯНКИН: Конечно. То есть, если вы велосипед не сдадите, с вас эти деньги вычтут. С другой стороны, я когда смотрел тарифы, очень приятный тариф типа на сезон, на год: можно заплатить 950 рублей, и в любое время суток, видимо, до глубокой осени... Не очень понятно, что они, кстати, зимой будут с этими велопрокатами делать.
ВЕДУЩИЙ: Они могут их элементарно убрать и всё.
ДВОРЯНКИН: Посмотрим, да. Можешь в любое время велосипедом пользоваться. Это очень приятно. У нас буквально на днях был пожар в метро. И вот мы говорили, ну и я, естественно, чуть что, сразу всё к велосипедам свожу, так я сказал: вот если бы там было несколько автоматизированных систем велопроката, то наверняка бы народ не голосовал и не ловил машины…
ВЕДУЩИЙ: В нашу жизнь сначала что-то приходит, все с опаской начинают изучать, а потом так к этому привыкают и думают: боже, а как же мы без этого жили?
ДВОРЯНКИН: Мы к этому привыкнем. Но просто, знаете, ложка хороша к обеду и хороша, когда эта ложка соответствует…
ВЕДУЩИЙ: Вы вспомните, как Интернет не у каждого был дома, а в кафе это вообще была какая-то редкость. А Wi-Fi, да еще бесплатный, в общественных местах! Мы быстро к этому приходим. Поэтому вот эти велопрокаты, сейчас мы обращаем на них внимание, потому что для многих, кстати, это еще и умение обращаться с карточками, регистрироваться на сайте, быть законопослушным, возвращать, это тоже прививает определенную культуру существования в обществе.
ДВОРЯНКИН: Ну, культуру можно по-разному прививать. Это, в принципе, как один из способов, но не самый дешевый, поверьте мне.
ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Ваше движение все-таки от этого становится более защищенным, потому что привлекается массовое внимание к этому?
ДВОРЯНКИН: Конечно. Чем больше внимания со стороны общества, со стороны власти, со стороны журналистов, тем быстрее развивается та тема, которой ты занимаешься. И когда, я скажу как есть, три года назад, когда люди спрашивали, что я делаю, они не понимали, что я делаю, и не понимали, зачем это надо, и вопросы у журналистов были соответствующие…
ВЕДУЩИЙ: А вы для себя как отвечаете на этот вопрос, зачем это надо?
ДВОРЯНКИН: Зачем это сейчас надо?
ВЕДУЩИЙ: Да.
ДВОРЯНКИН: Но сейчас это уже не вопрос. Сейчас это уже очевидный тренд. Вы знаете, я задавал себе вопрос: зачем, для чего, почему я? В общем-то велосипедизация Москвы, России, она - неизбежный процесс. Но она может идти по разным направлениям. И учитывая то, что мы как бы эксперты в этой области, мы считаем, что как раз наше участие, оно поможет этому процессу идти по наиболее оптимальному пути и с совершением меньшего количества ошибок.
ВЕДУЩИЙ: Нет, вы мне скажите, пожалуйста, в чем вы видите для себя задачу, в чем ваша цель, зачем нужно пересаживать людей на велосипеды?
ДВОРЯНКИН: Ну, цель в том, что… Вот вам нравится стоять в пробках на работу, после работы, иногда - вместо работы, когда пробка такая, что не проедешь? Естественно, велосипед это не панацея от всех бед, но это тот элемент транспортной инфраструктуры, в том числе мегаполиса, который помогает оптимизировать логистику.
ВЕДУЩИЙ: Подождите, если вы говорите о пробках и если вы противопоставляете велосипед автомобилю, то, значит, для того чтобы передвигаться на велосипеде по городу, а вы уже сказали, что не везде можно, там, где пешеходы ходят, нельзя, значит…
ДВОРЯНКИН: Для этого велодорожки нужны.
ВЕДУЩИЙ: Да, для этого нужны велодорожки, и должна быть карта маршрутов этих велодорожек такая, чтобы можно было не просто из пункта А выехать, покататься минут пятнадцать и понять, что дальше ехать некуда…
ДВОРЯНКИН: Безусловно. Карта - это очень важная составляющая для любой транспортной логистики. И у нас есть плотное взаимодействие с картографическим сервисом 2ГИС. Мы уже как бы присмотрелись, притерлись друг к другу, и в ближайшее время, я чуть опережая события скажу, что мы обозначим свои грандиозные планы по созданию велокарт в городах по всей России. Как это будет выглядеть? Соответственно на них будут нанесены элементы существующей велоинфраструктуры: велопарковки, велодорожки, ремонтные станции, магазины, где продаются эти запчасти, а также так называемые любительские маршруты, то есть где нет официальных знаков, но там широкий тротуар, тихая улица, хорошая зеленая зона. Соответственно это будет постепенно аккумулироваться и через функционал 2ГИС будет доступным для каждого пользователя.
ВЕДУЩИЙ: В Москве была такая идея набережные благоустроить для велосипедного движения. Как она продвигается?
ДВОРЯНКИН: Ну, вот она постепенно продвигается. Велосипедная дорожка, которая идет от парка Победы до парка Горького, по которой мы как раз ехали, ее заметная часть идет по набережным. Это Воробьевское шоссе, Воробьевская набережная, Андреевская набережная, Парк культуры. Потом по Садовому кольцу пересекаешь Москву-реку и опять-таки по набережным едешь до Лужников.
ВЕДУЩИЙ: И там просто уже обустроенная велодорожка?
ДВОРЯНКИН: Там уже, да, они как раз сделали красиво, там велодорожка, там дорожка для пешеходов, там стоят скамеечки, растут недавно посаженные деревья, прямо всё красивое.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, пожалуйста, а по тротуарам имеют право ездить велосипедисты?
ДВОРЯНКИН: Вот я говорил, что по Правилам дорожного движения не имеют. И в этом смысле как раз важен формат совмещенных велопешеходных зон. Допустим, по каким-то причинам не хотят разделять велодорожку и пешеходную дорожку, есть такой формат, как велопешеходная зона, то есть зона, где могут передвигаться и велосипедисты и пешеходы. Соответственно велосипедист там должен быть предельно аккуратен.
ВЕДУЩИЙ: То есть без дорожки, а просто на одной общей территории?
ДВОРЯНКИН: Без дорожки, да, на одной общей территории. Это европейская практика. И Россия ратифицировала соответствующую конвенцию в 2011 году, где в том числе есть такое положение, есть такой знак.
ВЕДУЩИЙ: Вы планируете, где могут появиться такие совместные тротуары: в центре города или, наоборот, в районах, которые мы называем спальными? И вообще, насколько в отдалении от центра велосипедное движение, вот такое передвижение на велосипеде между домом и магазином развито?
ДВОРЯНКИН: Вы знаете, на самом деле велосипедное движение, оно развито как в центре, так и на периферии. В общем-то, велосипед - такой транспорт, у которого выраженный локальный характер: не через весь город ехать на велосипеде, а скорее в какой-нибудь магазин, в ближайший парк, в кинотеатр, в конце концов. И тут я не могу не обозначить очень важный параллельный вектор развития, по которому мы сейчас уже начинаем идти. Это именно развитие велоинфраструктуры не сверху вниз, по вертикали, где чиновники сидят, смотрят на карту: ну, давайте, например, здесь, - хотя часто даже на местность не выезжают смотреть, - а именно аккумуляция мнения самих жителей района. И вот был удачный пример - общественное обсуждение в Гагаринском районе, когда жителям было предложено прийти и сказать: мы здесь хотим такую инфраструктуру, мы здесь такую хотим инфраструктуру. Мы приняли участие в этом. Мы этот опыт проанализировали и увидели его успешность. И планируем такие же обсуждения для оптимизации принятия решений проводить в префектуре Западного округа. Мы уже предварительно озвучили свои намерения. И нас с интересом, со вниманием слушают, и у нас постепенно начинается диалог с префектурой Западного округа в этом направлении.
ВЕДУЩИЙ: То есть вы считаете, что в отдалении от центра скорее привьется эта привычка на короткие расстояния передвигаться?
ДВОРЯНКИН: Я не вижу смысла разделять центр и периферию, потому что как по центру можно совершать и нужно совершать локальные поездки, так и по периферии. Понятно, что у периферии своя специфика, у центра своя специфика. Но в конце концов как в центре есть бульвары, так и на периферии есть зеленые зоны.
ВЕДУЩИЙ: Но в центре бульвары, несколько пешеходных зон. По пешеходным зонам, естественно, велосипедистам нельзя.
ДВОРЯНКИН: Ну да, возможно, какие-то из этих пешеходных зон есть смысл сделать велопешеходными зонами, про которые я говорил. Но мы, вот просто хочу обозначить четко нашу позицию, мы не навязываем кому-то чего-то. Даже в том письме, которое я Сергею Семеновичу Собянину передал, у нас там написано, что мы предлагаем всем вместе рассмотреть возможность организации велосипедных дорожек на этом пространстве. Вот мы с вами начали с велокультуры. Не могу не коснуться темы образования для детей, потому что если мы начнем обучать велокультуре подрастающее поколение, то мы уже получим соответственно профессиональных велосипедистов, и мы в этом направлении двигаемся с детским порталом Твиди.ру, который выступает удачной информационной площадкой для нашего экспертного мнения.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам, Петр. Я надеюсь, в следующий раз вы к нам приедете на велосипеде.
ДВОРЯНКИН: С удовольствием. Надеюсь, у вас будет соответствующая велопарковка.