Маяк. Москва 17.06.2013 - Какие жилищные вопросы можно решить без личного обращения
Персоны
Столичные власти вовсю рекламируют интернет-порталы, куда москвичи могут отправить свои вопросы и замечания. В частности, расширяет спектр услуг и Департамент жилищной политики. Например, через портал можно подать заявление на приватизацию, получить сведения о зарегистрированных правах на жилое имущество.
О том, какие жилищные вопросы можно решить без личного обращения, рассказывает заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Алексей Сергеевич Сукнов. Ведущая - Елена Щедрунова.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Алексей Сукнов. Начнем с того, какие услуги можно получить в электронном виде, потому что, когда читаешь вашу должность, у меня, например, возникает первый вопрос о передаче данных каких-то счетчиков в электронном виде, оплате платежек, документов в электронном виде. Но я так понимаю, что не совсем об этом будем говорить?
СУКНОВ: Немного не об этом, совершенно верно. Во-первых, хотел бы начать с того, что перевод услуг в электронную форму - это одно из направлений административной реформы, которая в городе проходит. На сегодняшний день те услуги департамента, которые можно получить в электронном виде, насчитывают пять единиц. Это приватизация гражданами жилых помещений, предоставление информации и документов о зарегистрированных правах до 31января 1998 года, внесение изменений в учетные дела для жителей города Москвы, перевод жилого и нежилого помещения, в нежилое и обратно, и предоставление информации об очередности граждан, состоящих на жилищном учете. Все эти пять услуг возможно получить, но для этого необходимо одно условие. Необходимо зарегистрироваться на интернет-портале «Государственные услуги города Москвы». Но можно зайти и на сайт Департамента жилищной политики, который тоже недавно обновился - новый дизайн, новая информация, там тоже есть ссылка на этот портал, и заполнить интерактивную форму запроса. При этом необходимо располагать собственно паспортными данными и номером обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). На электронную почту, которую вы указали в запросе, придет пароль. С этим паролем вы опять заходите на портал, регистрируетесь в «Личном кабинете» и, собственно, после этого вы имеете возможность пользоваться всеми услугами, не только департамента, но и всех структур городских, которые, собственно, их предоставляют в электронной форме.
ВЕДУЩИЙ: А если вы зарегистрировались на федеральном портале госуслуг, это как бы автоматически распространяется на порталы городские или это два параллельных процесса? Например, вы зарегистрировались на портале госуслуг, и вы можете посмотреть свое личное дело, я не знаю, там в Пенсионном фонде. Вот ваш доступ в Пенсионный фонд России, он ровно тот же, что к порталам Москвы, или это все-таки два разных доступа должны быть?
СУКНОВ: Два разных доступа.
ВЕДУЩИЙ: Это все-таки два раз
ных. Это параллельные пути, да? Если вы на федеральном портале зарегистрировались, это не значит, что вы можете зайти на московский портал. Здесь отдельная история.
СУКНОВ: На федеральном портале предоставляются услуги федеральных организаций, а это московские организации.
ВЕДУЩИЙ: Давайте тогда начнем с очереди на жилье. Это тема такая горяченькая. И люди хотят понимать, вот в этом смысле - что можно получить в электронном виде, какую информацию?
СУКНОВ: Это на самом деле самая первая услуга, которую мы внедрили в электронной форме. Она самая простая. Это просто номер очереди сквозной, на которой человек на сегодняшний день состоит. Просто направляем запрос, получаем цифру и отслеживаем, как она движется.
ВЕДУЩИЙ: А как это можно отследить, как она движется? Может ли человек, ну, цифру-то он получил, но он должен понимать, что происходит с людьми, которые стоят впереди него в этой очереди. Может быть, там есть какая-то информация, сколько уже квартир получено и так далее, и тому подобное. Или просто он тупо смотрит, сегодня я был 1200, а вот через год я стал 1100?
СУКНОВ: Примерно так. Но для того, чтобы понимать, как очередь движется, регулярно на своем интернет-сайте департамента мы эту информацию публикуем, то есть там понятно, кто как обеспечивается. То есть примерно можно предложить сроки, по которым произойдет обеспечение.
ВЕДУЩИЙ: А встать на очередь на жилье вот тоже так, через электронный вид возможно?
СУКНОВ: Мы работаем над этим. Я скажу, что мы хотим как можно большее количество наших услуг охватить и перевести тоже в электронную форму, потому что это очень удобно, удобно для нас, удобно для жителей Москвы. И, конечно, не ограничимся теми пятью, о которых я уже сказала. Безусловно, постановка на очередь, она тоже будет в скором времени, так сказать, возможна в электронном виде.
ВЕДУЩИЙ: Только, может быть, это более сложная вещь? Там же есть какие-то социальные нормы, которые нужно проверять?
СУКНОВ: Это, безусловно, сложная услуга, сложная с точки зрения правовой экспертизы, с точки зрения документации, которую и заявители предоставляют, и мы сами собираем. Но в любом случае нас это не останавливает. Приватизация тоже очень сложная услуга и, тем не менее, мы ее внедрили, она с успехом работает.
ВЕДУЩИЙ: Что нужно сделать, потому что кто-то ускоряет как раз процесс приватизации, потому что в очередной раз продлили сроки приватизации, но в какой-то момент все-таки этот процесс закончится, и поэтому кто-то все-таки решился свою квартиру, свое жилье приватизировать. Все привыкли идти в одно окно. Тем более было сказано: ой, как хорошо, пришли в одно окно, все сдали, дальше получать. Теперь вы говорите: нет, ребята, есть еще более простой путь, это можно сделать в электронном виде. Расскажите, что можно сделать в электронном виде, если, например, когда ты идешь в одно окно, ты должен реальные документы предоставлять, а в электронном виде как это сделать?
СУКНОВ: По сути, в электронном виде человек опять-таки заполняет форму, которую мы разработали. Это паспортные данные свои, всех совместно проживающих, туда все это вводится. При желании он может прикрепить отсканированные документы. На самом деле это не сильно принципиально, потому что, получив информацию для обработки, мы уже начинаем с ней работать, с этой информацией, которую человек обозначил в своем запросе на предоставление услуг. То есть идет проверка, по тем данным, которые он указал. И постольку поскольку у нас эта услуга заканчивается физическим подписанием документа, естественно, пока мы с использованием существующих цифровых технологий это сделать не можем, то есть человеку надо подписать документы. Мы приглашаем человека с семьей на подписание договора. Естественно, все документы, которые он указал, он приносит. Здесь, собственно, прямая выгода, что лишний раз нас посещать не нужно. Мы пригласили, подписали, все.
ВЕДУЩИЙ: То есть человек приходит не два раза в то самое окно, а один раз. Но в данном случае скан документов… Но ведь там же еще нужно заявление, если ты приватизируешь только на себя, а отказ родственников. Не все знают, в какой форме это оформляется, или есть такие образцы на сайте?
СУКНОВ: Образцы, безусловно, есть.
ВЕДУЩИЙ: То есть там перечень документов и, в том числе, образцы тех заявлений, которые должны быть, да?
СУКНОВ: Да, безусловно.
ВЕДУЩИЙ: А насколько широко люди этим пользуются?
СУКНОВ: На сегодняшний день я могу сказать, у нас больше тысячи заявлений на приватизацию поступило в электронном виде. То есть это востребованная достаточно услуга, несмотря на то, что она достаточно молодая. То есть с февраля месяца собственно этого года она заработала в полном объеме. Почему в полном? На первом этапе, так сказать, тестовом, мы эту услугу сделали только одиноко проживающих, потому что семья - это несколько более сложный путь с точки зрения заполнения, информационной обработки и вообще интеграции наших форм в электронную систему. Но с февраля эти формы были доработаны, и теперь практически не осталось ограничений, которые бы могли не позволить человеку подать заявление о приватизации в электронной форме.
ВЕДУЩИЙ: Но приходит он подписывать все эти документы к тому же самому одному окну или в каком-то другом виде это все происходит?
СУКНОВ: Нет. Он приходит в приемную департамента. Потому что одно окно - это понятие такое широкое.
ВЕДУЩИЙ: Но имеется многофункциональный центр, собственно, мы про них говорим.
СУКНОВ: Ну, право подписи договора передачи сотруднику департамента. Поэтому мы приглашаем в свою приемную. Тот сотрудник, который имеет право подписи, их принимает.
ВЕДУЩИЙ: У него уже готовые документы.
СУКНОВ: Да. Готовые документы. Лишняя проверка того, что представлено, с тем, что мы уже обработали. Но это на самом деле небольшое количество. Потом он приходит в определенные часы, когда приглашают, приглашаем человека. Он может еще отслеживать на портале движение своего заявления. То есть он, зайдя, может увидеть, готовы документы к подписанию или в процессе обработки.
ВЕДУЩИЙ: Все-таки я не совсем поняла. Он документы реальные приносит в момент подписания или он их до того приносит тоже в департамент?
СУКНОВ: Нет, в момент подписания.
ВЕДУЩИЙ: А когда вы говорите о том, что мы назначаем ему время, это время согласовывается с человеком, или департамент назначил, и кровь из носа, все должны собраться и прийти на это подписание?
СУКНОВ: Конечно, не на конкретное время вызываем.
ВЕДУЩИЙ: То есть согласовываете с людьми, когда они могут подойти и все это сделать?
СУКНОВ: Да, безусловно. Тем более, что как бы с портала люди приходят, говорят об этом, никаких проблем, нам проще как бы это обрабатывать, с ними работать.
ВЕДУЩИЙ: Сколько времени занимает оформление прав на недвижимость, в данном случае мы говорим про приватизацию конкретно, то есть это жилая недвижимость, если это делать через одно окно, и сколько времени это занимает, если это делать через сайт?
СУКНОВ: Сроки, они, собственно, сопоставимые. Естественно, с точки зрения технологии обработки нашему специалисту проще работать с документами, нежели, если человек приходит лично. Но опять-таки, но сама технология, то есть люди пришли, принесли, показали, пока мы отксерили, пока мы их просмотрели, то есть это определенное время, конечно, займет. А так мы работаем с теми документами и с теми сведениями, которые сами получили.
ВЕДУЩИЙ: А если люди могут сведения заполнить, а отсканировать им негде, вы не работаете с подобными заявлениями?
СУКНОВ: Нет, мы работаем, безусловно, но это право гражданина прикрепить скан документов.
ВЕДУЩИЙ: Но могут не обязательно? То есть вы просто проверяете те данные, которые человек заявил, и как бы подготавливаете те моменты, которые должны возникнуть в момент собственно оформления самой процедуры приватизации?
СУКНОВ: Да. В рамках процедуры межведомственного взаимодействия мы направляем те запросы, которые нам нужны, чтобы оказать услугу гражданину, получаем ответы. Поэтому, кроме паспортных данных, по сути, там ничего не нужно.
ВЕДУЩИЙ: Формально ничего не нужно. Но если вы сделаете сканирование документов, меньше времени потеряете, когда придете это все подписывать. И выгода в том, что вы приходите один раз, а не два. Ну, и не в многофункциональный центр, а все-таки в департамент. Алексей Сергеевич, по поводу возможности получить в электронном виде информацию о ваших льготах что ли, так давайте это назовем, это более понятно?
СУКНОВ: Скорее не информация о льготах, а информация о зарегистрированных правах.
ВЕДУЩИЙ: Ну, я так это назвала как льготы. Понимаете, права, но народ называет это льготы. Хорошо, на что мы имеем право?
СУКНОВ: Я напомню, что департамент до 31 января 1998 года осуществлял государственную регистрацию прав недвижимого имущества и сделок с ними в личной сфере. После этой даты функции переданы Москомрегистрации, в настоящее время это Росреестр, то есть федеральная структура. Соответственно есть на сегодняшний день как бы две базы данных. Одна - федеральная, это так называемый Единый федеральный реестр прав недвижимого имущества и сделок с ним, который идет в федеральную организацию Росреестр. И есть наш реестр дел по зарегистрированным правам до 31 января 1998 года. Здесь и физические лица, и юридические лица. Все, что регистрировал департамент, сохранилось и это есть. Услуга эта очень востребованная даже с точки зрения, если кто-то собрался или купить, или продать квартиру и проверяет юридическую чистоту сделки, то можно обратиться к нам и получить всю информацию, которую мы можем дать.
ВЕДУЩИЙ: Но это получается информация только до 1998 года.
СУКНОВ: Совершенно верно. Но, допустим, вот такая ситуация. Вы обратились в Росреестр с запросом. И в Росреестре информации нет. Это не значит, что квартира как бы ничья. Можно обратиться к нам, окажется, что собственник-таки квартиры есть, просто он не оформил свое ранее возникшее право, как это называется, в органах государственной регистрации.
ВЕДУЩИЙ: Правильно ли я понимаю, что когда все это передавалось в Росреестр, просто эта база данных не была туда передана?
СУКНОВ: Нет, база данных, сведения….
ВЕДУЩИЙ: Как странно. Это должно было быть передано туда. И там должен быть полный реестр. А получается, что там какими-то лакунами это, да?
СУКНОВ: Нет. Есть два держателя. Они дают сведения о зарегистрированных правах с того момента, как начали этим заниматься, то есть после 31 января 1998 года. Мы выдаем - до, так как регистрировали мы, Департамент жилья.
ВЕДУЩИЙ: Я так понимаю, что у вас все данные не только о праве собственности, но и о том, сколько людей имеют право собственности на это помещение?
СУКНОВ: Да, конечно. Есть информация по субъекту, по объекту, о переходе.
ВЕДУЩИЙ: Там дети малолетние, иждивенцы, вот эта информация вся есть, в этом реестре?
СУКНОВ: Информация о собственниках либо о правообладателях. То есть те права, которые подлежали регистрации на тот момент, они, естественно, отражаются.
ВЕДУЩИЙ: Что такое правообладатели? Что такое собственник и правообладатель? Что такое собственник - это понятно, это человек, который имеет в собственности это жилое помещение. А правообладатель что такое?
СУКНОВ: Есть, допустим, право хозведения и оперативного управления. Это несколько другое.
ВЕДУЩИЙ: То есть это про юридические лица речь идет?
СУКНОВ: Про юридические лица, совершенно верно.
ВЕДУЩИЙ: Вот вы говорите, что эта информация востребована? Востребована кем? Тем, кто не может получить информацию в Росреестре, вот все-таки про те лакуны, про которые я говорила?
СУКНОВ: Для проверки, например, чистоты сделки юридической с жилым помещением запрашивают информацию из двух источников. Только из двух источников, располагая этими данными, можно сделать вывод, что действительно с квартирой все хорошо в юридическом плане.
ВЕДУЩИЙ: То есть люди по идее должны держать это все в голове? Но правда, если ваш дом построен после 1998 года, вам это все равно, вам Росреестр, этого достаточно.
СУКНОВ: Мы говорили про приватизацию. А давайте теперь про оформление в собственность недвижимости нежилой. Это тоже делается в электронном виде?
ВЕДУЩИЙ: Это перевод жилого помещения в нежилое и обратно. Этот момент. Второй момент, это когда человек арендовал это у города, а теперь переводит все это в собственность. Давайте просто разделим эти две вещи. Значит, сначала перевод жилого помещения в нежилое. Обычно это бывает на первых этажах, когда люди свое жилье перепрофилируют. Во-первых, насколько это распространено, и как это делается?
СУКНОВ: Я могу сказать, что за год где-то примерно порядка 500 обращений таких поступает в департамент. Безусловно, не все удовлетворяются. Но вот количество обращений такое. То есть основания для отказа, они тоже все в Жилищном кодексе изложены, ничего нового мы тут не придумали.
ВЕДУЩИЙ: Но напомните просто людям. Мало ли, может сейчас кто-то слушает и думает, а вот я же вот смогу, в наследство кто-то получил квартирку на первом этаже, сейчас я из нее что-нибудь сделаю. Напомните те ситуации, когда ничего с ней нельзя сделать, она как была жилая, так и останется.
СУКНОВ: Во-первых, нельзя перевести квартиру в нежилой фонд, под магазин, под офис и так далее, если в квартире кто-то зарегистрирован, то есть эта квартира используется под проживание. Квартира не должна быть обременена правами третьих лиц. Второе. Квартира должна все-таки не располагаться в доме, который признан аварийным и подлежащим сносу. В общем, как бы основные вот эти два момента. Третье, технические как бы тоже в Жилищном кодексе описаны. Если мы сейчас говорим о возможности в электронном виде это сделать, то мы сейчас здесь говорим именно о подаче заявки на такую услугу. Почему? Потому что, как правило, в составе тех документов, которые подаются, есть проект переустройства, то есть квартира не просто переводится в иной статус, в нежилой фонд, то есть она под что-то перестраивается.
ВЕДУЩИЙ: То есть уже сразу заявляется, что это будет вот это, вот это, и будет вот в таком виде?
СУКНОВ: Да. Естественно, в состав входит вот этот сложный технический проект. И, к сожалению, его на сегодняшний день достаточно тяжело прикрепить в электронном виде. Так что сканирование, там достаточно объемный комплект документов. Мы на сегодняшний день принимаем заявления, только принимаем заявления. Приглашаем человека с комплектом документов к себе и соответственно после этого начинается уже сама процедура перевода.
ВЕДУЩИЙ: А на стадии подачи заявления, точнее сразу после подачи заявления можно, делается ли первоначальная экспертиза, на основании которой человеку можно сразу сказать, что нет, извините, товарищ, ваш номер не проходит? Потому что, если там кто-то зарегистрирован, это же заранее видно, ровно также, как и состояние дома, это видно заранее. Вы не просто регистрируете и назначаете человеку проходить, а все-таки какую-то предварительную работу с этим проводите?
СУКНОВ: Да, безусловно. Мы сразу запрашиваем выписку из ЕГРП о зарегистрированных. Собственник к нам обратился или не собственник узнаем. Во-вторых, мы запрашиваем лишний документ, кто там проживает - не проживает. И, естественно, на стадии, когда заявитель обратился уже с техпроектом, дошел до нас, мы можем ему сказать, что услуга такая предоставлена быть не может.
ВЕДУЩИЙ: Но тогда зачем его приглашать, может быть, ему сразу сказать, извините, товарищ, ну, вот не получится? Обратная ситуация, нежилое помещение переводится в жилое. Во-первых, тоже насколько это распространено, и какие нежилые помещения переводят в жилые или точнее пытаются перевести?
СУКНОВ: На самом деле таких случаев не так много, обратный процесс.
ВЕДУЩИЙ: Просто интересно, а что это может быть?
СУКНОВ: Да в принципе как бы любое помещение. Во-первых, это помещение должно располагаться в жилом доме. Нельзя перевести в нежилом здании, взяли там, на первом этаже даже, пусть это будет первый этаж, взять и сделать себе квартиру, как бы этого не хотелось. Потому что Жилищный кодекс нам здесь прямо запрещает. Как правило, здесь речь идет в основном о старых домах. Когда-то давно люди стали использовать помещение в качестве жилого, не зная, что оно там числится в нежилом фонде. Такое тоже есть?
ВЕДУЩИЙ: Такие бывают случаи? Потому что ведь помещением можно было пользоваться, если у тебя есть на него ордер?
СУКНОВ: Есть ведомственные ордера так называемые, когда выдавались предприятиями. А предприятия собственно не заботились о проверке, к какому фонду относится помещение.
ВЕДУЩИЙ: Типа дворницких что-нибудь?
СУКНОВ: Да. Потому что в принципе по всем параметрам они подходят под использование, то есть там есть и кухня, и туалет. Но для того, чтобы узаконить свои права, людям приходится идти вот на эту процедуру.
ВЕДУЩИЙ: А люди узнают о том, что они проживали всю свою жизнь фактически в нежилом помещении только тогда, когда подают документы на приватизацию?
СУКНОВ: Бывает и так.
ВЕДУЩИЙ: И тогда после этого им говорят: извините, но у вас нежилой фонд, и они начинают процедуру перевода из нежилого фонда в жилой?
СУКНОВ: То есть мы сами начинаем скорее эту процедуру, потому что фонд наш все-таки, мы - собственники, и поэтому нам тут приходится самим заниматься.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, а вот такая вещь, как перепланировка квартиры, это тоже у вас и через вот эти электронные услуги?
СУКНОВ: Нет, это в Мосжилинспекции.
ВЕДУЩИЙ: И вы никак в этом смысле с ними не контактируете, или все-таки при приватизации квартир вы это дело как-то контролируете?
СУКНОВ: На самом деле переустройство или перепланировка, даже когда она есть, даже если она не узаконена в установленном порядке, это не всегда препятствие для приватизации, скажем так, потому что единственное основание для отказа в таком случае, если это новое помещение, вновь образованная квартира, она выходит за границы старой. Если она в рамках тех границ, которые были, то в принципе здесь препятствий не будет. Единственное, люди должны понимать, что у них будет в свидетельстве о право написано, что произведена перепланировка, неузаконная на законных основаниях.
ВЕДУЩИЙ: И при этом даже никаких штрафов не будет, или все-таки вы сигнализируете в Мосжилинспекцию - сходите проверьте, у вас нет такой межведомственной?
СУКНОВ: Связи у нас есть, безусловно, межведомственные, но не до такой степени, потому что мы прекрасно понимаем, что когда не всегда люди виноваты в том, что случилось, потому что опять-таки достаточное количество старых домов, где помещения перепланировались и переустраивались на протяжении нескольких лет, десятков лет. И найти виновников вот этих переустройств и перепланировок достаточно проблематично на сегодняшний день. Поэтому мы и сами как бы занимаемся приведением в соответствие и документации, и тех границ с помощью и БТИ, и так далее. И, естественно, граждане сами обращаются в Мосжилинспекцию после приватизации, чтобы узаконить то, что есть.
ВЕДУЩИЙ: Кому еще интересны эти ваши услуги в электронном виде, может быть, люди, которые получают или оформляют наследство? Кстати, вот человек, который пишет завещание, он как-то может заинтересоваться вашим департаментом или нет, или ему все равно, пишет и пишет?
СУКНОВ: Теоретически у такого человека есть право завещать все.
ВЕДУЩИЙ: Это точно. Как говорят, можно завещать хоть Кремль, пожалуйста, кто тебе запретит.
СУКНОВ: Все принадлежащее. Поэтому как бы здесь не совсем много у него головной боли, скажем так. А вот у наследников, наверное, да. Но здесь как бы проще, потому что мы, если говорить о том же предоставлении информации, мы по нотариальному запросу все предоставляем.
ВЕДУЩИЙ: То есть только через нотариуса, человек сам не может получить этот запрос, сделать этот запрос?
СУКНОВ: Может и сам. Мы получаем и от нотариусов письменные обращения, то есть нам все равно, кто пришел с этим обращением?
ВЕДУЩИЙ: А в электронном виде вы принимаете подобные обращения?
СУКНОВ: Ну, нотариусу, наверное, это….
ВЕДУЩИЙ: Я так понимаю, что все упирается в электронную подпись?
СУКНОВ: Да, в электронную подпись, совершенно верно. Но я знаю, что сейчас на уровне города ведутся переговоры с Союзом нотариата. И я думаю, что они тоже как бы войдут в сеть электронных услуг. И тогда у нас будет вообще замечательный электронный взаимообмен.
ВЕДУЩИЙ: И тогда все эти запросы можно будет делать через нотариуса, если это касается наследства, и проверять, принадлежит это человеку или не принадлежит то, что он завещал.
СУКНОВ: Понимаете, здесь мы говорим больше о функциях департамента. Когда к нам человек пришел с вопросом, что дайте что-то, чем вы располагаете, это все-таки госуслуга. А когда мы должны выдать это органу власти или тому же нотариусу, то это все-таки функция. И здесь, наверное, речь идет уже не о портале госуслуг, а о межведомственном взаимодействии с использованием несколько других механизмов, которые тоже в городе существуют.
ВЕДУЩИЙ: Ну уж коли вы употребляете слова «госфункция» и «госуслуга», распространено мнение, что за услуги нужно платить. Мы сегодня говорили про все те услуги, которые вы оказываете в электронном виде. А что с оплатой? Может быть, есть какая-то экономия, если ты это делаешь через портал, а не через одно окно?
СУКНОВ: Здесь я вынужден всех "разочаровать", потому что как бы вы не обращались, в электронном виде или в письменном, мы не берем плату за свои услуги.
ВЕДУЩИЙ: То есть это в любом случае бесплатно. И если вас кто-то начнет разводить и требовать какую-то плату и так далее, и тому подобное, то говорите этим людям: вы свободны, на самом деле это все бесплатно. Это государственная услуга, которая предоставляется за счет наших налогов.
СУКНОВ: За счет ваших налогов, совершенно верно.
ВЕДУЩИЙ: А после появления вот этого портала, этого самого одного окна, вот эти скандалы, которые раньше возникали в очередях, когда люди пытались оформлять приватизацию и так далее, и тому подобное, эти истории все исчезли?
СУКНОВ: Ну, они исчезли на следующий день после того, как объявили о продлении приватизации.
ВЕДУЩИЙ: И все эти истории тут же исчезли? Я так понимаю, что не все приватизировали. Если опять объявят срок, что приватизация до такого срока, думаете опять возникнут, или сейчас уже настолько все упрощено, что этим спекулянтам не на чем будет поживиться?
СУКНОВ: Понимаете, здесь сколько механизмов не делай, все равно найдутся люди, которые все равно оставят на потом. Поэтому не исключено, что в последние месяцы в 2015 году у нас будет ажиотаж. Я думаю, что он в меньшей степени, потому что сейчас действительно уже все механизмы, которые можно, наверное, придумать, они задействованы.
ВЕДУЩИЙ: Ну, только что в квартиру к вам не приходят и не говорят: не хотите ли вот оформить, да? Я благодарю нашего гостя.