Маяк. Москва 21.06.2013 - О выставках и ближайших планах, о проведении концертов и фестивалей в Московском Кремле
Персоны
На территории Московского Кремля расположен уникальный музейный комплекс, включающий в себя музеи-соборы: Успенский, Архангельский, Благовещенский; церковь Ризоположения, Патриаршие палаты XVII века с церковью двенадцати Апостолов, ансамбль колокольни Ивана Великого и Государственную Оружейную палату. Разнообразие экспозиций поражает и привлекает многочисленных российских и зарубежных туристов. О выставках и ближайших планах, о проведении концертов и фестивалей рассказывает заместитель генерального директора государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" Ольга Владимировна Дмитриева. Ведущий - Екатерина Высоковская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - заместитель генерального директора государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" Ольга Дмитриева. Я с удивлением абсолютно обнаружила, что музей Кремля, не сам Кремль, а музей, это древнейшее учреждение. Оно возникло 10 марта 1806 года, именно как музей. И история, как я понимаю, музея не прерывалась?
ДМИТРИЕВА: Да, это верно. Он был основан как первый публичный музей не только в Москве, но в России. Кстати, специально была построена Оружейная палата как музейное здание, в которое предполагалось пускать публику. И с тех пор действительно наша деятельность не прерывалась, и мы гордимся этой традицией.
ВЕДУЩИЙ: Он задумывался как музей вот такой державности, государственности российской, чтобы, раз Оружейная палата, демонстрировать силу?
ДМИТРИЕВА: Безусловно. В основе коллекции музея лежит собственно великокняжеская царская казна и сокровищница государей российских. И соответственно идея была сделать доступной для публики вот эту часть царской сокровищницы, которая, конечно же, имеет публичное значение, и уже тогда это понимали. И до сих пор, конечно, это державный музей, безусловно, потому что он хранит регалии, царские регалии, регалии императорской власти, он хранит орденские инсигнии, он хранит много из того, что считается реликвиями русской церкви. Собственно, в широком смысле все, что мы храним, это реликвии, потому что это великолепные произведения искусства, которые воплощают и гении нашей нации, и творческие ее гении, и воплощают память нашего народа. И вот это такая причудливая комбинация. Музей ведь соседствует с действующим центром власти. И эта преемственность в какой-то степени осуществляется благодаря тому, что, придя туда, посетители прикасаются к прошлому, они видят историю государственности, они видят все самое лучшее. Это национальное достояние наше.
ВЕДУЩИЙ: Эталон качества по многим параметрам.
ДМИТРИЕВА: Безусловно.
ВЕДУЩИЙ: И действительно, вот я уже сказала в самом начале, что это такая красота, к которой невозможно привыкнуть. Вот каждый раз, когда ты либо идешь по Красной площади, либо идешь внутри, гуляешь по Кремлю, либо даже проезжаешь по набережной или смотришь со стороны, все равно дух захватывает. Вот если ты можешь вырваться из такой суеты повседневности и обратить внимание, что это действительно ансамбль необыкновенной совершенно красоты.
ДМИТРИЕВА: Это уникальный ансамбль. Он - шедевр, безусловно ренессансной архитектуры. И Соборная площадь неимоверно красива, конечно же. Поэтому я считаю, что, конечно же, каждый житель России должен задуматься над тем, чтобы хотя бы раз в жизни побывать в Кремле и обязательно привести туда своих детей, своих внуков. И вот это момент, который мне очень хочется заострить сегодня. Даже если вы однажды там побывали, даже если в детстве вас туда привела бабушка или мама, или школьный учитель, это не означает, что вы видели все в Кремле, и больше туда вам приходить не следует.
ВЕДУЩИЙ: Конечно. Меняется кругозор и меняется уже способ понимания того, что там выставлено. Расширяются границы нашего знания. И то, что, может быть, даже в своей молодости или даже в детстве мы воспринимали вот именно как реликвии, как нечто отстраненное и далекое исторически, сейчас, по мере того, как мы прикасаемся к истории, открываем для себя какие-то новые страницы. Для нас это уже более, скажем так, говорящие все знаки и реликвии.
ДМИТРИЕВА: Да, конечно. Это связано не только с нашим взрослением и постижением истории, это связано еще и с тем, что меняются интерпретации общие и меняются экспозиции. У нас огромная выставочная деятельность. И еще что я хотела подчеркнуть. Дело в том, что мы ведь историко-художественный музей. И соответственно у нас очень активная выставочная деятельность. Я думаю, для тех, кто следит за культурной жизнью столицы нашей, в последнее десятилетие, два десятилетия, полтора быть может, совершенно очевидно стало, что Кремль - одна из очень важных точек на карте культурной жизни.
ВЕДУЩИЙ: Это, безусловно, так. Я могу сказать как горожанин, который интересуется тем, что происходит, интересуется теми выставками, которые у нас в Москве организуются. Мне показалось даже интересным, что они не совсем тривиальны и банальны, те выставки, которые проходят в Кремле. Вот, например, была выставка, связанная с историей кружева, была выставка, связанная с историей Мальтийского ордена, очень много выставок, завязанных на зарубежные музеи. И я хотела у вас спросить, как рождаются эти идеи? Все-таки мы, таким образом, вписываемся уже в какую-то международную выставочную жизнь?
ДМИТРИЕВА: Да. У нас очень активная международная выставочная жизнь. В ней есть своя логика. Прежде всего, мы все-таки хотим радовать нашу публику и предлагать ей как раз новые знания, новые повороты тем, интерпретаций. И поэтому у нас в год бывает приблизительно четыре, три крупных выставочных проекта, которые мы делаем, либо из своих собственных фондов, либо в сотрудничестве с нашими зарубежными коллегами. Это лучшие музеи мира, такие как Лувр или Метрополитен, или Музей Виктории и Альберта. И прежде всего мы, конечно, пытаемся действовать таким образом, чтобы темы выставки перекликались с нашими основными коллекциями. Основные наши коллекции все-таки связаны с экспонатами, относящимися к 15 веку, чуть реже, это более древние вещи. Но это эпоха от 15 в основном по 19 век, хотя и 20 у нас представлен тоже очень неплохо и интересно. И мы пытаемся исследовать через эти выставки закономерности развития культуры в это время, извивы стилей, закономерности в развитии придворной культуры. И у нас были логические линии, в которые мы встраивали, например, выставки, приглашенные из Франции, Италии, из Англии, когда мы пытались посмотреть на культуру двора вот этой эпохи, эпохи Ренессанса, и далее, 16 - 18 век. У нас были прекрасные выставки из Лувра, которые показывали нам французский двор этой поры. У нас были выставки из Австрии, которые показывали нам двор Габсбургов. Совсем недавно у нас закончилась выставка, которая называлась «Золотой век Тюдоров и Стюартов». Ей предшествовал рассказ о дворе Медичи, Великих герцогов Тосканских. То есть вот это одна линия, которую мы выдерживаем.
ВЕДУЩИЙ: Которую можно условно назвать повседневная жизнь…
ДМИТРИЕВА: Да, повседневная жизнь европейских дворов, если хотите. Но есть и иная линия. Дело в том, что как художественный музей, конечно, мы обладаем совершенно потрясающей коллекцией произведений ювелирного искусства. И в этом смысле нас интересует тема ювелирного искусства иных эпох, иных народов. И она может быть представлена очень разной. Это был и Дом Буччелатти, знаменитые ювелиры итальянские, это был и Дом Картье, это были исторические выставки, связанные, например, с ювелирным искусством великих монголов. Фантастическая по красоте выставка. И впереди у нас в следующем году будет уникальный, мне кажется, проект, который будет связан как раз с искусством Индии, опять же ювелирным. Индия - это легендарный источник драгоценных камней. И выставка весной будет посвящена замечательным уникальным шедевральным произведениям ювелирного искусства из собраний индийских низамов. И это в основном коллекции, которые формировались в 19 веке, в 20 веке, потом влияли на европейское ювелирное искусство. И в общем, мы, конечно, предвкушаем восторг публики и приглашаем ее насладиться этим.
ВЕДУЩИЙ: Это будет весна 2014 года?
ДМИТРИЕВА: Да.
ВЕДУЩИЙ: А вы сами уже видели эти экспонаты, которые званы в Москву?
ДМИТРИЕВА: Коллеги наши, которые занимаются отбором этой выставки, показывали нам то, что они отобрали. И должна сказать, что это очень захватывающие дух вещи, и ничего подобного, пожалуй, я не видела в своей жизни.
ВЕДУЩИЙ: А вообще получается, что выставки такого рода очень долго готовятся?
ДМИТРИЕВА: Как минимум года три, иногда и дольше. Это касается замысла, рождения концепции, переговорного процесса, отбора вещей, договоров, страховок. Очень много людей вовлечено в подготовку таких проектов. Это очень сложное дело. Это особый бизнес. Это связано с транспортировкой, системой безопасности. Все это огромный айсберг за вот той вершиной, которую мы видим как публика и наслаждаемся ею.
ВЕДУЩИЙ: Поэтому нужно сказать нашим слушателям, чтобы они обязательно ходили на такие выставки, не пропускали. Во-первых, это потрясающая возможность узнать то, что сокрыто в других музеях и увидеть это непосредственно в Москве. А во-вторых, просто оценить тот огромный труд, который вложен в такие выставки. А сейчас нужно сказать, что музейное дело продвигается, и очень интересно все это организуется. Это уже не просто какая-то выставка, это уже какой-то рассказ, это уже определенная подача. Вот я хотела и об этом тоже у вас спросить, потому что это уже какое-то произведение цельное?
ДМИТРИЕВА: Да. И мы стараемся это делать сейчас очень комплексно, потому что, мало того, что мы никогда уже не выставляем просто какие-то шедевры, просто красивые вещи сами по себе. За этим всегда, как правило, стоит концепция, желание показать какие-то общие тенденции, в культуре быть может. И комплексность подачи наших выставок заключается в том, что мы, как правило, выставку стараемся обрамить большой активностью вокруг. Это может быть серия концертов музыкальных, приуроченных к теме этой выставки.
ВЕДУЩИЙ: Тоже в Кремле?
ДМИТРИЕВА: Да, да. Мы можем об этом поговорить особо. Это может быть специальный лекционный цикл. Мы сейчас делаем очень много культурно-образовательных программ в связи с нашими выставочными проектами. И они рассчитаны и на взрослых, и на детей. И, например, если вас заинтересовала тема, вы можете прийти снова и побывать там со своим ребенком. Вам расскажут что-то специально, в расчете на юного посетителя. А затем вам предложат принять участие в интерактивных программах, в творческих занятиях.
ВЕДУЩИЙ: Можно я уточню, поскольку это действительно интересно. Эти концерты, они не носят регулярный характер, это приурочено к определенному событию, где они проходят?
ДМИТРИЕВА: Они проходят у нас, либо в Оружейной палате, хотя она не концертный зал, разумеется, но у нас есть площадка в Оружейной палате, где у нас идут концерты достаточно регулярно, там очень неплохая акустика. И у нас среди гостей, которые выступают, звезды первой величины. Недавно у нас пела Хибла Герзмава. У нас также вторая наша музыкальная площадка - это Мироваренная палата Патриаршего дворца, где многие годы у нас проходили концерты в рамках традиционного фестиваля, назывался он «Кремль музыкальный». И организатором этого фестиваля был известнейший прекрасный наш пианист Николай Петров. К сожалению, он ушел от нас, но фестиваль продолжается. У него сейчас новый арт-директор Дмитрий Коган. И в этом году он состоялся. Я надеюсь, что он будет продолжаться. Билеты можно купить в кассах. Вообще, чтобы узнать вот об этой активности, надо заглядывать на сайт нашего музея. И в разделе «Концерты» можно увидеть всю программу на ближайшую перспективу, как фестивали, которые у нас традиционные, они приурочены либо к пасхальному периоду, либо рождественские. У нас есть традиционные концерты, связанные с Татьяниным днем, мы приглашаем в этот день студентов. И все это отражено на нашем сайте.
ВЕДУЩИЙ: Важно понять, что это доступно и что туда можно попасть, и это интересно, чтобы выделить на это время.
ДМИТРИЕВА: Да. Билет стоит всего-навсего 450 рублей. Поэтому любой человек, который прочел на сайте что есть интересный концерт… Или это программа. У нас был фестиваль французской музыки, приуроченный к выставке «Поль Паре - король моды». Был недавно фестиваль, в апреле, швейцарской музыки «Окно в Швейцарию». Впереди фестиваль ирландской музыки.
ВЕДУЩИЙ: Мы поговорим о том, что сейчас непосредственно происходит в музее «Московский Кремль», какие сейчас там развернуты выставки?
ДМИТРИЕВА: Сейчас очень интересный период. У нас выставки самого разного рода. И тот, кто пришел в Кремль и решил там провести несколько часов, может увидеть сразу несколько интереснейших выставок. Первая из них развернута в Одностолпной палате Патриаршего дворца и посвящена, собственно, творцу нынешнего Кремля. Эта выставка посвящена Ивану Третьему и его эпохе. Иван Третий - это великий князь, который первым назвал себя государем Всея Руси, собиратель русских земель. Фигура немножко менее известная, чем Иван Четвертый, хотя он заслуживает, конечно, огромной признательности, потому что именно он - создатель современного государства с Москвой во главе этого государства. И именно он призвал итальянских архитекторов, которые начали создавать Кремль в том облике, в котором мы его сейчас видим, как ренессансную итальянскую крепость. Это они начали строить нынешний восхитительный Успенский собор и собор Архангельский впоследствии, Благовещенский. Так что это чрезвычайно важные страницы истории. А мне бы хотелось бы сказать, что выставка очень сильна эстетически. Там потрясающие по красоте вещи, которые относятся к эпохе 15 века. И среди них есть уникальные с точки зрения истории. Например, киликийский крест, которые и Иван Третий и Иван Грозный брали в свои походы на Казань. Но эстетически - это совершенно потрясающей красоты вещи, украшенные плакетками из кости резной, неимоверно тонкой работы, или корсунский крест хрустальный, привезенный, возможно, Софьей Палеолог в Россию. Великолепные иконы, великолепные мемориальные вещи. И я думаю, что и любителям истории, и просто тем, кого интересует русская культура и русское искусство, там будет очень интересно.
ВЕДУЩИЙ: Как долго продлится эта выставка?
ДМИТРИЕВА: Эта выставка стоит уже достаточно давно. И закончится она 14 июля. Поэтому спешите посмотреть, пока она еще работает.
ВЕДУЩИЙ: И привести с собой детей.
ДМИТРИЕВА: Обязательно. Школьников, по возможности, потому что они проходят эту тему. Но вы знаете, учебники, за этим стоит 2-3 строки сухие, а увидеть воочию и вообразить, что создано этим государем, вот как раз Кремль здесь очень поможет.
ВЕДУЩИЙ: А мне, кстати, интересно, вот с какого возраста к вам дети приходят вообще в музей?
ДМИТРИЕВА: К нам привозят и в колясках, мамы приносят их грудничками с собой. У нас нет возрастных ограничений. У нас есть экскурсии для 4-5-летних детишек. А уж с того момента, как они приходят в первый класс, они все время у нас живут.
ВЕДУЩИЙ: Именно экскурсии для 4-5-летних?
ДМИТРИЕВА: Да, есть и такие занятия.
ВЕДУЩИЙ: Это надо записываться заранее?
ДМИТРИЕВА: Есть студия «Светлица», куда они могут приходить с родителями и записываться на специальные программы для самых маленьких.
ВЕДУЩИЙ: А вот мы прикоснулись к очень важной теме. Это то, что касается детей. И я так понимаю, что это не единственная программа. Может быть, вы скажете, для детей разных возрастов что предусмотрено?
ДМИТРИЕВА: Вот смотрите. Если мы как раз возьмем за пример вот эту выставку с Иваном Третьим, у нас есть для них программа для самых маленьких, она называется «Мы строим Кремль». Это когда маленькие ребятки приходят к нам в детский центр с родителями и, погуляв по Кремлю, они затем из бумаги строят башни Кремля.
ВЕДУЩИЙ: Очень амбициозная программа.
ДМИТРИЕВА: Очень амбициозная программа. Для учащихся средней школы у нас программа «Иван Третий - государь-строитель». Им читают лекцию, их водят по Кремлю, а потом говорят о знаках власти, регалиях. И есть тоже возможность заняться творческим заданием, создать шапку Мономаха свою, пройти как бы через церемониал коронации. И есть программа для взрослых в связи с этой выставкой. Она называется «Эпоха Ивана Третьего». Это уже для тех, у кого есть более зрелый, глубокий интерес к истории. И так у нас практически с каждой выставкой. Поэтому опять же, если вы заглянете на сайт и увидите анонс новой выставки, посмотрите, что там из специальных программ.
ВЕДУЩИЙ: А летом мы можем ожидать какие-то новые выставки?
ДМИТРИЕВА: Летом у нас уже сейчас стоит вторая очень интересная выставка, я тоже ее очень рекомендую. Она развернута в Успенской звоннице. Она называется «Искусство сохранять искусство». Редчайший случай, когда посетители могут увидеть, как осуществляется реставрация в Московском Кремле. У нас в этом году юбилей - 50 лет отделу реставрации, где работают абсолютно уникальные специалисты, которые способны создавать хрупкие древние вещи, поднимать их из каких-то смятых слитков, разворачивать с помощью лазерных устройств, сохраняя все эти ткани. И вот 50 лет успешной реставрации мы демонстрируем с помощью видеофильмов, которые показывают, как выглядят сейчас современные технологии реставрации. Сами реставраторы рассказывают об этом. И это правда очень увлекательно, и опять же очень хороший повод прийти с детьми со своими и погрузиться во все это.
ВЕДУЩИЙ: Может быть, кто-то выберет это своей профессией?
ДМИТРИЕВА: Для кого-то это может стать профессией, да.
ВЕДУЩИЙ: Потому что такой заразительный рассказ часто приводит к тому, что человек, вот где-то так у него закрадывается мысль, а потом он выбирает, выбирает это ремесло.
ДМИТРИЕВА: Да, безусловно.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, пожалуйста, а вообще коллекции вашего музея пополняются, или уже то время так отдалено, что пополнить нечем?
ДМИТРИЕВА: Нет, пополняются, безусловно. И у нас есть возможность закупать вещи, которые возникают на арт-рынке. И вот кстати сказать, это позволяет мне перейти еще к одной замечательной, маленькой, но чрезвычайно важной выставке, которая сейчас развернута в фойе Оружейной палаты. Если кто-то пойдет в Оружейную палату, обратите внимание. У нас проходит сейчас выставка, посвященная византийским древностям в Московском Кремле. Мы впервые показываем их вместе. И к этой выставке у нас приурочен огромный каталог, который впервые фокусирует внимание на византийской коллекции нашей. И как раз там выставлено одно из последних наших приобретений - дивный серебряный ковш византийский, который куплен музеем, благодаря помощи наших спонсоров и постоянной работе наших специалистов, кураторов, которые такие вещи отслеживают и привлекают внимание музея к необходимости приобрести.
ВЕДУЩИЙ: Вы, кстати, говорили о ювелирном искусстве. Но, может быть, у многих смешение. Вот Алмазный фонд располагается тоже в Кремле. Но как выясняется, он не входит в комплекс музеев Московского Кремля?
ДМИТРИЕВА: Да. Это не часть музеев Кремля. Алмазный фонд - это временная выставка, которая, в общем-то, находится под патронатом Министерства финансов. Это даже не музей, строго говоря. Конечно, это выставка. Но это отдельная институция.
ВЕДУЩИЙ: А почему Министерство финансов?
ДМИТРИЕВА: Потому что, если вы помните, после революции, в 1917 году у нас конфисковывались ценности.
ВЕДУЩИЙ: Это то, что называется «бриллианты для диктатуры пролетариата»?
ДМИТРИЕВА: Да, да. Они были конфискованы, и управлял ими знаменитый Гохран, который переплавлял, продавал, использовал всячески на нужды революции. И с тех пор значительная часть коронных драгоценностей по-прежнему находится в распоряжении Гохрана, а ныне это Минфин.
ВЕДУЩИЙ: И, тем не менее, коллекции современного ювелирного искусства пополняются у вас?
ДМИТРИЕВА: Да, да.
ВЕДУЩИЙ: Вы этим интересуетесь, потому что это тоже как бы развивающаяся история, и не такое прикладное ювелирное искусство, которое стало отчасти ширпотребом, а, может быть, какое-то высокое, но российское?
ДМИТРИЕВА: У нас есть коллекции современного ювелирного искусства. Недавно у нас была мини-выставка алмазов России с помощью друга нашего музея компании «Алроса». Они демонстрировали как раз то, что подарили нам. Это современный дизайн, очень интересный, очень высокого класса современные работы. И мы пополняемся и таким образом.
ВЕДУЩИЙ: За счет современных тоже образцов?
ДМИТРИЕВА: Безусловно.
ВЕДУЩИЙ: Наверное, имеет смысл более подробно сказать о билетах, потому что я знаю, что очень у многих осталась вот эта какая-то элитность посещения Московского Кремля. И что очень трудно туда попасть. И вот переступить через это совершенно невозможно. Вот в Оружейную палату можно прийти, купить билеты и тут же попасть. Скажите, как это все организовано?
ДМИТРИЕВА: Вы знаете, здесь есть разница, она зависит от сезонов. И к сожалению, вот сейчас начинается высокий сезон, я бы как раз не стала обнадеживать наших гостей. Сейчас очень много туристов. По традиции летом у нас доминируют туристы, приезжающие из других регионов, а также зарубежные туристы. И если обычно у нас соотношение 80% наши соотечественники, а 20 - иноземцы, то здесь - наоборот. В эти месяцы как раз происходит наоборот. И я не могу сказать, что чрезвычайно легко пройти в Оружейную палату, потому что это очереди, безусловно, как в любой, пользующийся огромным спросом музей. Любой иностранный турист, который приезжает в Россию, конечно, не может не зайти в Кремль.
ВЕДУЩИЙ: Это, наверное, целенаправленные экскурсии?
ДМИТРИЕВА: Конечно. Но это тоже связано с проходом. И здесь еще очень важный момент. Нужно отдавать себе в нем отчет. Оружейная палата - памятник архитектуры. Это здание 19 века. И когда через него проходят миллионы посетителей, а в год мы принимаем 1 миллион 700 и до двух миллионов посетителей, он тоже требует защиты. Поэтому у нас есть сеансы для посещения Оружейной палаты. Между сеансами мы делаем перерывы технические, чтобы убрать, проветрить, вообще просто дать зданию отдохнуть. И мы не можем бесконечно увеличивать поток проходящих через Оружейную палату посетителей. Поэтому у меня просто совет москвичам. Если вы живете здесь или в Московской области, пожалуй, удобней будет отложить визит на период осенний или зимний.
ВЕДУЩИЙ: Это касается Оружейной палаты?
ДМИТРИЕВА: Да. Это будет просто комфортней, комфортней значительно для вас. Но что касается покупки билетов, здесь нет никакой проблемы. У нас есть кассы в Александровском саду. И просто подходя к Кремлю, вы можете купить на определенный сеанс билеты и прийти в Оружейную палату.
ВЕДУЩИЙ: А интернет-бронирование еще не освоено?
ДМИТРИЕВА: У нас есть тоже технические возможности для этого. Осенью мы запускаем новый обновленный сайт, где будет возможность забронировать билет заранее, получить, как в Аэрофлоте, что-то вроде ваучера или электронной квитанции и, придя, взять билет и пройти.
ВЕДУЩИЙ: Это уже дает возможность избежать очереди. Но мы все-таки говорим об Оружейной палате. Это не относится к посещению всего комплекса музея-заповедника «Московский Кремль»?
ДМИТРИЕВА: Весь остальной комплекс, да, он легче достижим. Очень разные билеты. Все зависит от ваших намерений и времени, которым вы располагаете. Вы можете купить, например, единый билет на территорию Собора, выставки, которые стоят как раз в наших экспозициях. И тогда вы решаете сами. Он стоит 350 рублей, это полная цена такого билета для взрослого, который не имеет никаких льгот. И соответственно вы можете гулять по территории, заходить во все три собора, в Церковь ризоположения, в выставочные залы наши.
ВЕДУЩИЙ: А какие есть возможности экскурсионного обслуживания, если не группа, а какой-то индивидуальный поход?
ДМИТРИЕВА: Вы знаете, начиная с пяти человек, которые хотят, например, послушать экскурсию, прямо там, где продают билеты, могут накапливаться группы. Администратор формирует группы. И уже пять человек составляют группу, которая может заказать экскурсию просто без особой подготовки.
ВЕДУЩИЙ: Разрозненная группа людей фактически.
ДМИТРИЕВА: Но в принципе, конечно же, лучше заранее это сделать. У нас есть экскурсбюро. На сайте нашем есть все телефоны, все его реквизиты, и можно заказать экскурсию заранее.
ВЕДУЩИЙ: А что касается аудиогидов или вот теперь какие-то современные истории, когда подходишь, а там код и там что-то тебе начинают рассказывать?
ДМИТРИЕВА: Аудиогиды у нас есть. Если вы пришли сами по себе. Вы не хотите слушать никакую экскурсию, но хотите получить больше информации, к вашим услугам аудиогид, который вы берете в фойе Оружейной палаты или там, где вы входите, с другого памятника начинается ваша экскурсия. И соответственно есть еще тачскрин из дополнительной информации. Вы можете ее получать, благодаря аудиоэкскурсии. Что касается каких-то особых, что сейчас называется «дополненная реальность», когда вы приходите с особым устройством, и оно вам показывает какие-то чудесные видения, это у нас в планах. Но все-таки мы достаточно по-хорошему консервативный музей. И такого рода вторжение в экспозицию требует очень взвешенного подхода.
ВЕДУЩИЙ: Да. Я обратила внимание, вот по собственному опыту, посещаю вас, что у вас такое эстетическое освоение новшеств. То есть это такое качественное освоение, когда это новшество не какая-то диковинка, а то, что действительно может быть полезно?
ДМИТРИЕВА: Наш музей - обладатель действительно шедевров искусства. И мы хотим, чтобы наш посетитель смотрел на этот предмет искусства, а не в свой айфон. Эти замечательные технологии, мы, конечно, ими владеем, мы любим их, но они применимы скорее в тех музеях, где не так много подлинных вещей или шедевров, и там мультимедийные экспозиции превалируют. У нас мы хотим, чтобы человек видел произведение искусства в первую очередь, а не его же в виртуальном изображении на экране.
ВЕДУЩИЙ: Чтобы разгрузить поток иностранных туристов, участвуете ли вы в выставках за рубежом, вот такие обменные экспозиции, которые к нам приезжают, ответные наши шаги и, может быть, сейчас что-то интересное?
ДМИТРИЕВА: Безусловно. В настоящий момент у нас целый ряд таких проектов. Но вот, наверное, самый яркий пример - это выставка, которая сейчас происходит в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Она знаковая потому, что это пример очень хорошего сотрудничества. Осенью мы сами здесь экспонировали выставку, которая называлась «Золотой век английского двора». И это был наш проект. Мы отбирали экспонаты, связанные с искусством английского двора 16-17 века в Лондоне. Но коллегам так понравился этот список, отбор. Они решили продолжить этот диалог. И этот же набор вещей выставить на своей территории. Но поскольку уже начался 2013 год, это год юбилея Романовых, они решили сделать акцент на англо-русских отношениях, попросили дать им что-то из Кремля. И мы дали на эту выставку около 20 образцов уникальных изделий английских златокузнецов. Это дипломатические дары английских монархов российским монархам. И эта выставка сейчас имеет колоссальный успех в Лондоне не в последнюю очередь потому, что Англия не обладает этими шедеврами. К сожалению, там после революции английской они в основном были переплавлены и погибли. И царская сокровищница оказалась вот таким ноевым ковчегом, где уцелели произведения английского искусства конца 16 - начала 17 века. И сейчас там стоят очереди, и выставка пользуется огромным успехом, потому что в данном случае Кремль открывает для англичан шедевры собственного искусства.
ВЕДУЩИЙ: Кстати, те, кто, может быть, сейчас, лето - время путешествий, будет находиться в Лондоне, тоже имеет возможность посмотреть наши экспонаты вот в таком интересном обрамлении. Я еще хотела спросить. Есть такая церемония, как развод караулов?
ДМИТРИЕВА: Да. Она случается тоже, билет можно вполне купить в кассах. Он стоит 350 рублей.
ВЕДУЩИЙ: И она регулярно по каким-то дням происходит?
ДМИТРИЕВА: Да. Обычно график их тоже есть на сайте музея. Хотя караулы, конечно, находятся в ведении коменданта Кремля, но мы здесь партнеры, и мы регулярно помещаем информацию о том, когда такие церемонии будут и можно купить билет в кассе.
ВЕДУЩИЙ: Ну, что ж, спасибо вам за этот подробный рассказ. Я желаю успехов вашему музею к нашему всеобщему удовольствию и призываю слушателей обязательно пойти и повести своих детей. Наверное, самое большое удовольствие и увидеть эту первую реакцию на такие замечательные сокровища, которыми мы располагаем.
ДМИТРИЕВА: Если есть еще минутка, я бы хотела еще сказать вот о чем. У нас есть такие формы работы, которые могут быть интересны детям, школьникам, студентам самого разного возраста. У нас есть детский центр, и в нем работает секция «Светлица» для самых маленьких, где мы проводим с ними творческие занятия. Они там великолепно создают свои шедевры вместе с папами и мамами, и неизвестно, кто получает большее удовольствие. У нас есть Клуб любителей древности для тех, кого интересует история, нумизматика, археология, музейные профессии и так далее. У нас есть лекторий, где каждый год читаются около 20 циклов лекций очень интересных. У нас есть всевозможные конкурсы. Все это можно узнать на сайте. И я просто призываю вас заходить к нам почаще и узнавать, что у нас новенького.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам.