Маяк. Москва 28.06.2013 - О развитии и планах на будущее, летних фестивалях и выставках в Музее Москвы
Персоны
По старинному преданию, Москва стоит на семи холмах. А где эти холмы, и существовали ли они когда-нибудь? Как развивался город на протяжении своей истории? Исследовать настоящее и заглянуть в будущее столицы можно, посетив Музей Москвы. О развитии и планах на будущее, летних фестивалях и выставках говорим с генеральным директором музейного объединения "Музей Москвы" Алиной Николаевной Сапрыкиной. Ведущая - Екатерина Высоковская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - генеральный директор музейного комплекса «Музей Москвы» Алина Сапрыкина. Я вас поздравляю с назначением, хотя месяц прошел.
САПРЫКИНА: Спасибо большое. Да, ровно месяц.
ВЕДУЩИЙ: Я прочла, в одном интервью вы сказали, что этот музей когда-то должен стать визитной карточкой Москвы. Амбициозная задача.
САПРЫКИНА: Будем очень стараться. Ведь у каждого крупного города есть такой музей, у столиц в Европе, в Америке. Все эти музеи очень разные. Но музей города - это обычно очень показательная история для любого города, для любой столицы. То есть это и музей истории, и современный центр, и коммуникационный центр. И мы, проанализировав, как это по-разному устроено и происходит в мире, тоже сейчас разрабатываем концепцию создания в Москве вот такого Музея Москвы, очень современного и популярного места.
ВЕДУЩИЙ: Может быть, об этом музее пока было не очень много известно. Нельзя сказать, что это такая раскрученная площадка. Поэтому вам во многом, наверное, придется начинать если не с нуля, музею 116 лет, то с какой-то дороги к посетителям, зрителям.
САПРЫКИНА: Не очень раскрученная площадка, наверное, это была в последнее время. А на самом деле это - один из старейших музеев Москвы, один из великолепнейших музеев. Он возник в 1896 году. Инициатором создания музея была Московская городская дума. После удивительного события, после Всероссийской художественно-промышленной ярмарки в Нижнем Новгороде, куда Москва повезла свою выставку, выставку достижений Москвы во всех направлениях.
ВЕДУЩИЙ: Интересно, что они везли?
САПРЫКИНА: Это была и живопись, это было и градостроение, это была и гравюра, это были и памятники самые различные, это были и проекты городские, то есть урбанистика в современном смысле слова. И, собственно говоря, выставка была настолько интересной, что после привоза этой экспозиции обратно в Москву было решение о создании на базе этой экспозиции вот такого музея. И музей всегда очень четко реагировал на то, что происходит в городе. То есть он был сначала Музеем московского городского хозяйства, потом Музеем коммунального хозяйства, потом он назывался Музеем реконструкции и развития города. Потом он стал Музеем истории Москвы. И сейчас это просто Музей Москвы. Таким образом, в самом названии мы всегда чувствуем, как музей города реагирует на то, что происходит в городе.
ВЕДУЩИЙ: Но вот какой-то хозяйственный акцент присутствовал все время.
САПРЫКИНА: Изначально, наверное.
ВЕДУЩИЙ: Какое-то прикладное значение было.
САПРЫКИНА: Сейчас нет. Если говорить о фондах музея, которые на самом деле после той великолепной выставки стали довольно быстро развиваться и пополняться, то фонды насчитывают около миллиона единиц хранения. Это очень много. Это и живопись, это и графика, очень много археологии. Ведь всё, что в Москве находится, все клады, все части сооружений и прочее, вся археология, всё это переходит в отдел Музея Москвы.
ВЕДУЩИЙ: У нас есть Музей археологии.
САПРЫКИНА: Это он и есть.
ВЕДУЩИЙ: Это ваш филиал?
САПРЫКИНА: Это наш, скажем так, отдел в рамках музейного объединения. То есть Музей Москвы - не комплекс, это объединение, в котором основная площадка - это Музей Москвы, который сейчас находится в Провиантских складах, это наша основная площадка. И вот именно здесь мы хотим создавать такой показательный музей города.
ВЕДУЩИЙ: А интересно, вот из тех идей, которые были у устроителей выставки в Нижнем Новгороде, может быть, что-то было не реализовано, но можно посмотреть и что-то даже доделать?
САПРЫКИНА: Вы знаете, мы планируем в следующем году или, может быть, через два года, если подготовимся к этому более основательно, когда будет юбилей создания музея, сделать такую выставку - выставку о той выставке, о других крупных выставках российских, как дореволюционных, так и советского периода. И посмотреть, насколько они вообще разные, как они показывают время по-разному. Но если говорить о наших фондах, там действительно и графика, и фотография, фонд редкой книги, на базе которого мы хотели бы, оцифровав его, открыть собственную библиотеку со свободным доступом. Уже только это могло бы быть удивительным событием для Москвы.
ВЕДУЩИЙ: Это частные коллекции - редкие книги?
САПРЫКИНА: Пополнения приходят в музей как за счет приобретения произведений, так и за счет дарения, и большое значение имеет то, что сами москвичи на протяжении долгого периода времени дарили свои произведения, свои коллекции музею: купцы - живопись, например, какие-то известные люди - предметы быта. Сейчас там и фотографии, и одежда. И это богатейшее наследие, которое очень интересно изучать, не до конца даже оно осмыслено еще самим музеем. То есть это богатейшая база о жизни, о живой жизни Москвы не только по картам, не только по картинам, не только по известным каким-то источникам, но по источникам более редким и уникальным.
ВЕДУЩИЙ: Между прочим, даже традиционные московские квартиры уже отчасти становятся музейными экспонатами. Они как-то уходят из нашей жизни, вот те квартиры, к которым мы привыкли в 1970-1980-е годы, с этим уютом, гжелью, хохломой, шторками.
САПРЫКИНА: Их можно восстанавливать в формате выставки, абсолютная правда, это интересно. Давно витает в воздухе музей коммунальной квартиры, то есть на базе какой-либо коммунальной квартиры. Вот такие проекты как отделы мог бы курировать наш музей, параллельно тому, что мы создаем площадку, конечно же, для показательных каких-то проектов. Прежде всего, конечно же, для развертывания темы истории Москвы. И это должна быть со временем какая-то более-менее постоянная экспозиция, хотя мы думаем о том, чтобы, может быть, пойти по пути, есть такая практика в международном музейном опыте, по пути временных выставок. Тогда есть возможность популяризации собственных фондов, то есть постоянно что-то выставлять, меняя тему…
ВЕДУЩИЙ: Наверное, форма подачи уже должна быть более современная. Музей становится более интерактивным, если мы посмотрим на названные вами образцы других столиц.
САПРЫКИНА: Совершенно верно. Важно понимать, что главное, важно понимать содержание и не уходить в сторону шоу, в сторону развлечения. Это задача глобальная для всех музеев, то есть привлечение как молодых кураторов, дизайнеров, архитекторов, которые бы обеспечивали подачу, но не уводили посетителя…
ВЕДУЩИЙ: Ну, чтобы подача не заменяла содержание.
САПРЫКИНА: Абсолютно верно, да. Но при этом чтобы работало содержание.
ВЕДУЩИЙ: Конечно. Все-таки в этом, наверное, и интерес, когда мы говорим о каких-то новых музеях, чтобы уже прививалась и новая музейная культура, чтобы и это содержание было оформлено по-другому, и какой-то другой контакт возникал с посетителем.
САПРЫКИНА: Безусловно.
ВЕДУЩИЙ: Ведь если вспомнить наш давний опыт, у нас всегда всё было огорожено ленточками и ни к чему нельзя было подойти. И я помню в школьные годы свое потрясение буквально, когда, оказавшись на практике в соцстране, мы пошли в музей, и нам сказали: подойдите, вот видите, стоит органола, можете поиграть на ней, кто умеет, пожалуйста. И там ходили с ключами, открывали каждую комнату. Вот такие формы, наверное, сейчас еще больше развиваются.
САПРЫКИНА: Конечно же. Для практики наших старых музеев это что-то, может быть, новое. В Европе такой подход был, по-другому устроена работа с аудиторией, со зрителем: возможности интерактива, обращения непосредственно к музею по любым вопросам. Более открытая, живая атмосфера в Европе в большей степени, чем у нас. Но это обусловлено, скажем так, более глобальными ситуациями - и социокультурной, и политической, вообще историей.
ВЕДУЩИЙ: У нас сейчас есть предмет москвоведение в школах. Так что это, может быть, даже и подспудно.
САПРЫКИНА: Здесь очень важен сам посыл, важна установка на зрителя со стороны музея, если мы говорим о том, как мы это делаем.
ВЕДУЩИЙ: Какая у вас?
САПРЫКИНА: Важно развернуться лицом к посетителю и пытаться говорить с ним на одном языке, то есть не поучительно рассказывая ему, а пытаясь его вовлечь, заинтересовать и ответить на его вопросы так, чтобы ему было интересно, заинтересовать его. Вот это очень важная задача в работе именно музейных…
ВЕДУЩИЙ: И увлечь городом, кстати.
САПРЫКИНА: Конечно. Потому что эта тема, она сейчас актуальна, и она висит в воздухе как-то. Я могу ощутить это даже немного как тренд какой-то. Вдруг есть ощущение, что нельзя начинать с сегодняшнего дня обсуждать какие-то темы, что в принципе всё уже было, что в принципе можно учитывать богатый культурный багаж и разные пласты. И тогда диапазон как бы наших движений, мыслей, проектов, он будет намного шире, он будет намного ярче. Мы себя обедняем, если мы смотрим только сегодняшним взглядом.
ВЕДУЩИЙ: Да, если мы не перекидываем этот мостик в наше прошлое. Даже мы с вами начинаем разговаривать, мы все равно вспоминаем и опираемся на наше детство, на нашу юность, на те годы, которые мы уже прожили, и нет никакого резона отказываться от этого.
САПРЫКИНА: И в случае города вообще нужно говорить о том, что город - это, прежде всего, горожане в разное время. И вот здесь стратегия наша на открытость, на обращение к прошлому и на какую-то преемственность, выявление такой нити, что ли, исторической. И вокруг этого поступки сегодняшнего дня, какие-то новые проекты, та же самая урбанистика, тот же самый дизайн и общественное пространство и всё, что угодно.
ВЕДУЩИЙ: Если мы соберемся к вам буквально в эти выходные, что мы увидим в музее?
САПРЫКИНА: Что нового у нас произошло? В Музее Москвы открылась летняя площадка - наш двор. Мы облагородили двор, поставили там кадки с деревьями, скамеечки, экран, амфитеатр, сцену для выступлений, шатры для мастер-классов и прочих событий, таким образом оживив эту площадку довольно большую, потому что двор Провиантских складов, он такой масштабный, не каждый музей может похвастаться такой площадкой открытой. Оживив эту площадку, мы уже получили дополнительное пространство для собственных проектов, активности. И именно летом, вот сейчас мы это с удовольствием и делаем, приглашаем всех. Недавно мы завершили свой фестиваль «Счастливый 13-й». И это был праздник, это был фестиваль, который посвящен 1913 году.
ВЕДУЩИЙ: Я вот подумала, вы выбрали его, наверное, потому, что раньше было принято все сравнивать с 1913 годом. Вроде такой последний предвоенный год, благополучный. Помните, все уроки по истории у нас были: по сравнению с 1913 годом…
САПРЫКИНА: Так и есть. Поэтому мы и выбрали 100 лет назад.
ВЕДУЩИЙ: Теперь я поняла, что мы опять в 1913 году.
САПРЫКИНА: 100 лет назад. И мы попытались восстановить вот ту атмосферу, и это был фестиваль-реконструкция того времени - московского городского праздника 1913 года. Вот когда я говорю, что музейщики, они должны интересным языком рассказывать, пытаясь как-то вовлекать своих посетителей, гостей в события, то это можно делать совершенно различными способами. И один из них - тот, который мы практиковали на этом фестивале. Мы пригласили как известных искусствоведов, музейщиков, краеведов, тот же Архнадзор у нас участвовал, какие-то художники современные, мы пригласили также очень авангардных дизайнеров молодых и экспериментаторов и попытались их всех объединить этой темой. Что мы делали? Мы учили искусству каллиграфии, мы делали ярмарку старых вещей каких-то, мы делали проект архитектурный, мы восстанавливали улицу Москвы 1913 года, сложив ее из каких-то памятников, которые остались еще и очень как бы интересны.
ВЕДУЩИЙ: А как выяснилось в процессе подготовки, много у нас осталось памятников?
САПРЫКИНА: Много, но не все в хорошем состоянии. И здесь нам помог как раз Архнадзор, были наши партнеры по этой части проекта. Также у нас были уличные спектакли, ретроцирк. Современные художники уже по старым чертежам изготовили трициклы. Это что-то среднее между велосипедом и автомобилем, на которых дамы могли в длинных платьях кататься, трехколесные.
ВЕДУЩИЙ: Сами костюмы, наверное, очаровательные совершенно того времени?
САПРЫКИНА: И фотографирование в костюмах, разумеется.
ВЕДУЩИЙ: И в шляпах.
САПРЫКИНА: И люди катались у нас во дворе на этих трициклах. Мы изготавливали даже ролики старые, такие деревянные, с кожаными ремнями. В общем, мы взяли всё, что было в 1913 году: и кино, и музыку, и уроки танго. Это было тогда моднейшим, популярнейшим занятием. И таким образом, с помощью абсолютно конкретного материала, но, конечно же, осмысленного уже как-то с современной точки зрения, нам, кажется, удалось восстановить кусочек той Москвы и действительно ту атмосферу и немного сравнить ее с сегодняшним днем.
ВЕДУЩИЙ: Все-таки все музеи разные. Я хотела спросить, на какую аудиторию вы рассчитываете? Вот вы ожидаете, что к вам будут приходить самостоятельные молодые люди, которые интересуются историей Москвы, или к вам будут приходить школьники, которые в этот момент проходят предмет москвоведение, за дополнительной информацией, или к вам будут приходить молодые бабушки со своими только что появившимися внуками и внучками, которые будут рассказывать: а вот это было вот так, вот так, вот так… Кого вы ждете?
САПРЫКИНА: Да, да и да. Мы ждем всех. Мы хотим стать музеем для всей Москвы: для детей, для бабушек, для горожан, для горожан каких-то особенных, как москвоведы, краеведы, для туристов, для международных туристов. Для этого в принципе можно идти по пути создания такого современного многофункционального комплекса, в котором была бы часть про историю Москвы, часть о Москве современной, какие-то актуальные проекты, лучшие выставки, которые можно видеть в Москве сейчас, что-то, связанное не только с историей. То есть, мне кажется, музей города, он должен выйти за рамки исторического музея и стать как бы комплексным музеем, то есть музеем нескольких направлений. И третьим направлением могу выбрать - Москва будущего, то есть это и урбанистика, и коммуникации, и медиа, и визуальное искусство, что-то новое, что рождается сейчас.
ВЕДУЩИЙ: Новые технологии. Раз уж музей зарождался как коммунальный музей, то сейчас в этой сфере делается действительно довольно много. Я так понимаю, что ваш музей будет сочетать разные виды искусства, потому что уже сейчас появился Центр документального кино, да?
САПРЫКИНА: Да, совершенно верно. Но в принципе эта практика есть в мире, когда в музеях и музеях городов часть занимают кинотеатры, или библиотеки, или образовательные центры. Вот как раз в музеях комплексного типа. Да, у нас открывался кинотеатр документального кино. Это наш проект совместный с Центром документального кино. Это первый кинотеатр подобный в России. И это случилось совершенно недавно, 6 июня, но уже все о нем знают.
ВЕДУЩИЙ: И он имеет регулярный репертуар, этот кинотеатр?
САПРЫКИНА: Да, конечно. Этот кинотеатр работает каждый день. И там сейчас идет программа ММКФ. Собственно говоря, и во дворе, о котором я говорю, у нас тоже идет часть этой программы. И сегодня, пользуясь случаем, я просто хочу пригласить всех в 23 часа, у нас вход во двор всегда свободный, на все наши вот эти прекрасные мастер-классы, мероприятия, лекции, выставки. И сегодня у нас показ короткометражек, то есть у нас специальная программа в рамках ММКФ во дворе Музея Москвы в 23 часа. И мы будем показывать несколько картин. Это фильмы из разных стран: из США, Израиля, Германии, Южной Кореи.
ВЕДУЩИЙ: Это всё связано с городской тематикой?
САПРЫКИНА: Нет. Это связано больше с человеческой тематикой. Но в принципе все темы, наверное, можно рассмотреть через город.
ВЕДУЩИЙ: То есть сегодня в 23 часа особое мероприятие как раз во дворе Провиантских складов, во дворе вашего музея.
САПРЫКИНА: Это фильмы с субтитрами. Это фильмы о разных людях из разных городов. И мне кажется, что город и музей города, он на самом ведь может транслировать, изучать, показывать самые разные темы, потому что это то, что всех нас объединяет.
ВЕДУЩИЙ: Безусловно. Наша жизнь.
САПРЫКИНА: Поэтому мы музей жизни, наверное, и хотим создать.
ВЕДУЩИЙ: Да. Музей горожан. Потому что Москва и москвичи - это уже слитное как бы название. И теперь вот - город и горожане. В кинотеатре документального кино показывают только современное кино, или там будет документальное кино, которое выпускалось раньше, ретроспективы мастеров будут показываться? Вот на что ориентироваться?
САПРЫКИНА: Не только современное документальное кино. Это будет кино, которое было раньше. Это и фестивальные фильмы, и самые последние картины.
ВЕДУЩИЙ: И не только российские.
САПРЫКИНА: И не только российские, безусловно. Всю программу можно видеть на сайте Центра документального кино. У нас есть также часть показов и во дворе, как я уже сказала, и при центре планируется создание медиатеки. Вот туда как раз мы приглашаем и будем ждать самых юных посетителей - и школьников, и подростков, и студентов. Потому что это в принципе для них база, база информации, которой они могут воспользоваться визуально. Это и кино, и видеоарт, и всё, что можно будет собрать и выложить в свободный доступ, это всё можно будет найти в нашей медиатеке. Если говорить о старом, например, следующее наше событие, которое мы делаем совместно с Центром документального кино, - 5 июля во дворе Музея Москвы показ фильма «Разгром немецких войск под Москвой». Уникальный документ, снятый еще в 1942 году. И это был первый советский фильм, получивший «Оскар» в номинации «Лучшее документальное кино» как раз. И это лауреат Сталинской премии, разумеется, тоже. То есть исторический широкий очень охват.
ВЕДУЩИЙ: Вот что, наверное, очень важно понять: музей, который общается и обращается к горожанам, наверное, может быть ими же и поддержан. У меня вопрос в связи с этим, опять же связанный с мировой практикой, когда существуют определенные фонды и люди, которые именно желают помочь музею своего города, и даже не в качестве спонсора и не ради какой-то рекламы, а потому, что горожане, и потому, что хотят в этом участвовать.
САПРЫКИНА: Очень хотелось бы прийти к тому, чтобы люди чувствовали гордость и особые какие-то ощущения, чувство сопричастности музею. Для этого, конечно, музею нужно стать очень особенным местом, местом и комфортным, и интересным, и объединяющим многих людей. И, конечно же, если горожане присоединятся к процессу создания такого музея, этот музей будет только лучше и популярнее тоже.
ВЕДУЩИЙ: Вы сейчас вырабатываете концепцию. Вы проводите какие-то консультации, вы с кем-то совещаетесь, каких экспертов вы собираете вокруг себя?
САПРЫКИНА: Пока у нас есть год, может быть, полтора времени, когда проходят исследования. Ведь у нас сейчас исследования Провиантских складов, которые по большому счету после вывода из них гаражей Генштаба серьезно не были исследованы. И как памятник архитектуры уникальнейший, величайший, они требуют, конечно же, прежде всего подхода особого. И в этом подходе важно, первое, профессиональные исследования с целью реставрации, сохранения и возврата к их историческому виду, и уже потом приспособление. Так вот, пока идут эти исследования и будет идти реставрация, у нас как раз есть время как бы для эксперимента собственного, каким же быть музею города. Это не только закрытые «круглые столы» могут быть и какие-то дискуссии экспертов, хотя, безусловно, мы их всех приглашаем, и они у нас проходят. Да. Это как бы практика, благо она в Москве популярна, и сейчас считается хорошим тоном проводить такие общественные дискуссии на тему. Но мы еще имеем уникальную возможность говорить на тему собственного моделирования, у нас свои же площадки. Быть или не быть у нас образовательному центру и каким ему быть, что делать с детьми, как горожан принимать, развлекать или не развлекать, где вот эта грань между шоу, каким-нибудь фестивалем? Концерты. Могут ли они быть, нужен ли нам концертный зал, или только нам нужен какой-нибудь урбанистический коммуникационный портал? Мы можем экспериментировать, в рамках проекта пока. Это удивительное состояние. И сейчас мы сконцентрированы именно на том, чтобы придумать эти проекты, спродюсировать их, вовлечь в них максимальное множество людей. И, таким образом, совместно как бы и разработать эту концепцию лучшего будущего Музея Москвы для всей Москвы. Ну, вот так.
ВЕДУЩИЙ: Но все-таки, конечно, не отрываясь от городской проблематики, которая на самом деле очень интересна. Тут еще очень важно и изменить еще немножко настрой самих москвичей и отказаться от этого, годами отточенного брюзжания, потому что ведь москвичи очень многие сами портят себе жизнь, потому что они постоянно обращают внимание на какие-то выбоины, какие-то ямы, которых, может быть, не так много, потому что вот вся улица хороша, и где-то дна яма, и вот вокруг нее будет вот это брюзжание.
САПРЫКИНА: Очень меняется ситуация в последнее время. Горожане становятся более активными. Конечно же, молодые, динамичные люди, которые больше верят в свои силы по определенным причинам, может быть, потому что у них не было каких-то ломок стереотипов, просто они еще молодые и полны сил, они верят, и они берутся за какие-то дела. Возникают и какие-то объединения, и общественные движения, и порталы. И городские активисты, которые меняют город, да, они реально входят с желанием улучшить ситуацию.
ВЕДУЩИЙ: Я не случайно вас спросила, на кого вы рассчитываете, потому что люди уже преклонного возраста не так легко адаптируются к новшествам. А на самом деле, если каким-то образом увлечь людей и отвлечь от этой повседневной, может быть, не такой ухоженной жизни, как им бы хотелось, и обратить их внимание на какую-то красоту, которая связана с городом, то и их жизнь стала бы лучше в силу того, что настроение меняется и сама жизнь. Поэтому очень важно, наверное, когда говоришь о городе, тем более о музее, находить такие какие-то моменты наслаждения окружающей средой.
САПРЫКИНА: Конечно. И еще очень важна атмосфера. То есть вот это ощущение площадки, места, оно ведь очень конкретное. То есть мы хотим быть комфортными прежде всего, комфортными и для бабушек, и для рассерженных горожан, потому что на самом деле вот это чувство как бы спокойствия, комфорта, доброжелательности, оно ведь уже снимает массу проблем. После него можно конструктивно что-то обсуждать, но после. Если его нет, нет платформы, нет почвы. Поэтому это такая тонкая материя, но для музея она очень важна. Именно создание атмосферы, пространства, места, а в нем уже концепция, она может как бы развиваться, модифицироваться, это нормально. Там могут спорить несколько концепций. Этот проект должен жить и двигаться.
ВЕДУЩИЙ: Но сейчас у вас работает ваша постоянная экспозиция, помимо определенных мероприятий?
САПРЫКИНА: В музее нет постоянной экспозиции как таковой. Музей переехал в Провиантские склады, закончил своей переезд в 2011 году, когда гаражи Генштаба были уже выведены. Какое-то время даже эти пространства пустовали как заброшенные. Пока он приспосабливался каким-то образом к этому пространству, не имея глобально утвержденной концепции, это были какие-то малые дела, в том числе и хорошие выставочные проекты, но в ситуации, когда всё пространство еще не создано под большой музей или наоборот. Поэтому, что касается постоянной экспозиции, она была перевезена из того музея на новые площади, когда он был еще Музей истории Москвы, и это "Москва средневековая" сейчас, эту выставку можно посмотреть. По ней школьники изучают историю Москвы. Она очень важна. Мы будем ее оптимизировать, развивать, по-другому как-то подавать, выбирать другой материал. Постоянная экспозиция Музея Москвы, безусловно, должна со временем появиться, но сейчас же основной путь - это у нас временные выставки, и очень активная деятельность в этом плане. Если говорить о 1913-м, в рамках этой темы большой мы также сейчас приглашаем на выставку, "Московский тучерез" она называется. Эта выставка посвящена одном дому, первому московскому небоскребу, дому Нирнзее, его жителям, его истории.
ВЕДУЩИЙ: Тоже в Провиантских складах?
САПРЫКИНА: Тоже в Провиантских. Также у нас идет уникальная выставка «Мода в зеркале истории. XIX-XX вв.». Этот проект наш совместный с коллекционером Александром Васильевым. Это один из грандиознейших проектов мирового уровня, я считаю, потому что он показывает уникальную одежду, моду, тенденции, детали какие-то всего того, что связано с женской модой.
ВЕДУЩИЙ: Это вот то, что сейчас, в эти летние дни можно застать в Музее Москвы, в Провиантских складах. А вообще за ежедневной программой и за теми отдельными мероприятиями, которые там намечаются, можно следить по сайту. Спасибо вам большое.