Картинка

Маяк. Москва 15.07.2013 - Программа коворкингов в столице: кому это нужно, и какова стоимость рабочего места в свободном офисном пространстве?

15 июля 2013, 16:00

Персоны

В Москве сейчас около 20 коворкингов: вместо того, чтобы работать дома, фрилансеры снимают общее помещение, общаются и работают вместе, делятся идеями. В коворкинг-центрах есть вся необходимая для труда и отдыха мебель, компьютеры, подключенные к высокоскоростному интернету, под рукой оргтехника, в кухне стоит кулер с водой и кофемашина.

 

Насколько приживется программа коворкингов в столице? Кому это нужно? Какова стоимость рабочего места в свободном офисном пространстве? На вопросы отвечает руководитель проекта по развитию сети коворкингов агентства "Малый бизнес Москвы" Департамента науки и промышленной политики Александр Колодезный. Ведущий - Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - руководитель проекта по развитию сети коворкингов агентства "Малый бизнес Москвы" Департамента науки и промышленной политики Александр Колодезный. И мы будем говорить о новом виде аренды офисных мест в столице. Итак, коворкинг. Я небольшую справочку дам. Итак, программисту Бреду Ньюбергу в 2005 году пришла такая идея объединить людей, фрилансеров, предоставить им свободные помещения, какие-то дополнительные льготы, чтобы они чувствовали себя удобно, но не быть привязанным к офису. И постепенно эта идея завоевывала лучшие умы во всем мире, в конце концов, добралась до Москвы и была первая волна. Но она была не совсем удачная. Александр, давайте мы сейчас попробуем объяснить, почему решили вернуться к этой идее, и потом уже давайте посмотрим, что за люди работают в таких замечательных местах.

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Здорово, мне очень понравилось, как вы начали. Мне кажется, можно было сказать, что миллион лет назад, когда земля остановилась и начала остывать, зародилась новая жизнь.

 

ВЕДУЩИЙ: Это была бы еще большая интрига.

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Что я могу сказать. Почему опять вернулись к этой идее? Потому что сейчас она действительно начинает быть востребованной. Если раньше, мне кажется, такие коворкинги сразу просто забивались как стандартный офис и все, потому что, на мой взгляд, те коворкинги, о которых я знаю, у них не было идеологии этой, идеологии старта. Идеологии, когда компания, какая-то новая идея приходит, развивается и дальше уже уходит в свое какое-то плавание, в свою жизнь.

 

ВЕДУЩИЙ: По-моему, это стандартный сценарий вообще для всех организаций или не так?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Для организаций да, но не для офисных пространств. То есть в основном офисное пространство, оно хочет захватить какую-то компанию, посадить ее у себя на максимально долгий срок и жить за счет аренды. Когда мы говорим о рынке коворкингов государственных, например, мы все-таки ориентируемся на то, что правительство Москвы хочет создать приятный климат для малого и среднего бизнеса, когда не нужно думать о том, что вот у меня есть идея, для этого мне нужно собрать команду и куда-то ее посадить. И там начинаются вопросы, а какое место мне арендовать, какой-то подвал на 20 метров, и мы там вдесятером будем сидеть. Это будет ужасно неуютно, но, тем не менее, где-то же мы должны собираться. Или снять офис класса "А". Там за какие-то минимальные деньги, но на стадии старт-ап, чтобы посмотреть идею, насколько она работоспособна, насколько ее можно развивать дальше. И уже там по истечении какого-то времени, когда идея подтверждается, искать более комфортные условия. Вот именно пройти этот промежуток старта.

 

ВЕДУЩИЙ: Но все равно нужны какие-то деньги, начальный капитал, или такие вы льготные цены по аренде предлагаете, что вот сиди, твори, фантазируй?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Если честно, сейчас самая идеальная льготная цена - это бесплатно. Все это связано с тем, что рынок коворкингов формируется и, безусловно, мы хотим, чтобы максимальное количество предпринимателей попробовали на себе, что это такое. Не сразу, как часто бывает, задирают стоимость и приходят только какие-то суперизбранные, понимают, что это такое и развивают дальше. Причем самое главное, не только предпринимателям дать попробовать этот рынок, но еще и, возможно, каким-то компаниям, девелоперам, которые строят офисные помещения. Тоже война на этот рынок, тоже начинать заниматься коворкингами и развивать эту сеть. И в дальнейшем правительство Москвы планирует передать эти коворкинги в оперативное управление каким-то другим компаниям, когда мы поймем, что рынок уже сформировался,  насытился и спокойно развивается дальше.

 

ВЕДУЩИЙ: Давайте мы все-таки объясним, чем привлекателен коворкинг, и для кого это? Вы сказали, предпринимателям. Но в то же время  вы сказали, что какая-то есть идея. Очень часто у молодежи такие идеи возникают, а не у состоявшегося уже бизнесмена. То есть, кто ваша аудитория?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Наша аудитория - это начинающие предприниматели.

 

ВЕДУЩИЙ: Понятно. Хорошо, возраст - какой ориентировочно? Можно какой-то такой усредненный типаж составить?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Сейчас я могу просто заявить, что у нас в коворкинге сидит где-то, наверное, возрастная категория от 25 до 35 лет. Наверное, где-то так. Но при этом мы открыты для хороших проектов. Мне кажется, что просто возраст, он не влияет на зрелость идей, которая появилась у кого-то. Мы знаем кучу историй, когда 14-летние подростки без проблем делали миллионы на каких-то своих идеях,  то есть, если такие будут, мы всегда им рады.

 

ВЕДУЩИЙ: Александр, как вы обустраиваете пространство, чтобы человек почувствовал себя комфортно?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Непосредственно если мы говорим про коворкинг ВАО, который на Средней Первомайской, дом 3 находится, то там у нас есть все, что необходимо для офисной жизни: это МФО, там сканер, принтер копирует, переговорные комнаты, флип-чарты, плазменные панели для презентации каких-то… Даже одно из немаловажных - это своя кухня, потому что мы знаем, что многие предприниматели, они не любят даже бизнес-ланч, хотя инфраструктура рядом позволяет существовать нормально, но многие носят свои какие-то рационы, морковки, капусту и все остальное. И мы даем такую возможность. Плюс есть детская комната. То есть мы не согласны с политикой того, что молодые мамы не должны заниматься бизнесом. Поэтому была введена такая опция. Поэтому дети там с 3-5 лет уже могут находиться в этой комнате и давать своим родителям возможность вести бизнес. Конечно же, там столы, комфортабельные кресла, ячейки для хранения своих вещей, все, что нужно для бизнеса.

 

ВЕДУЩИЙ: Сколько сейчас коворкингов в столице?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Сейчас где-то порядка 16 коворкингов. Это с учетом двух государственных - в Нагатино и коворкинг ВАО.

 

ВЕДУЩИЙ: Насколько большая там площадь, и все ли они уже так заполнены хорошо, либо есть еще пустые пространства?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Я скажу так, что все коворкинги, наверное, заполнены процентов на 80-100, я это так назову, потому что 80 - это постоянная аудитория, которая приходит и арендует свои площади на месяц, или команда, которая прогнозирует.

 

ВЕДУЩИЙ: Арендуют. Вы же сказали, что это бесплатно?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: У нас бесплатно, я просто говорю про всех.

 

ВЕДУЩИЙ: Давайте тогда скажем, в нескольких - это бесплатно, а в остальных аренда такая-то? А то мы сейчас введем людей в заблуждение, что все бесплатно.

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Я понял. Бесплатно только у нас. Потому что это действительно очень льготное предложение и направление на развитие рынка. В других местах - это действительно аренда на месяц. И вот эти 20%, которые остаются, это фрилансеры, которые приходят на один день, может быть, на неделю. То есть очень часто мы можем видеть пакеты: день, неделя, месяц. И, честно говоря, когда мы на конференциях общаемся между руководителями коворкингов, мы понимаем, что все-таки два популярных коворкинга - это день и месяц. То есть либо человек приходит на какую-то встречу, либо он уже работает на постоянной основе.

 

ВЕДУЩИЙ: Я прочитала, что когда открывался коворкинг в Нагатино, там одна заявленная цель была - обязательно развивать новый бизнес в реальном секторе экономики. Открылся в Нагатино, по-моему, год назад?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Да.

 

ВЕДУЩИЙ: Вот можно сейчас уже какой-то промежуточный итог - вот что нового появилось за этот год в этом коворкинге, реальные плоды вот этого создания замечательного центра?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Не знаю, насколько я могу говорить от лица Нагатино, я там бывал несколько раз и, безусловно, там уже сформировавшиеся проекты, которые принесут очень много хорошего интересного и полезного.

 

ВЕДУЩИЙ: Вы можете какой-то пример привести конкретный?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Наверное…

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, может быть, тогда не Нагатино, а другой?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Пример какой-то компании, которая родилась непосредственно…

 

ВЕДУЩИЙ: Да, которая родилась, идеи, хорошо продвинулась и действительно окупила все те дивиденды, которые были обещаны? Вот этот коворкинг, основное преимущество. Вы перечисляли, это неплохо, но выхват-то какой-то произошел уже из-за этого, или эта идея слишком молода?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Мне кажется, что просто слишком маленький промежуток времени. Есть какие-то, так скажем, показатели, которые говорят о том, что все это дело развивается в правильном направлении, и проекты, которые появляются, они идут к своему светлому будущему. Но все-таки хочется, чтобы проект не только обладал хорошей идеей и хорошим стартом, но еще и смог удержаться на рынке, чтобы мы смогли уже предъявить действительно хорошие результаты, что эта компания пришла к нам тогда-то, развивалась таким-то образом и вот такого-то результата достигла. Причем, я считаю, что, наверное, правильно говорить о компаниях, которые уже выпали из гнезда, так скажем, которые пришли к нам, развивались на нашей площадке и дальше пошли уже в какой-то свой офис.

 

ВЕДУЩИЙ: И стали уже солидными, уже снимают помещение по рыночным ценам и так далее?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Да. Просто сейчас говорить о том, что у нас есть очень хорошие проекты, очень перспективные, я не считаю, что это правильно.

 

ВЕДУЩИЙ: Вы знаете, достаточно много скепсиса в развитии этого коворкинга. Я читала одно мнение, что коворкинг не может быть самостоятельным бизнесом. Он должен быть обязательно частью какой-то организации, даже университета, даже, например, частью мэрии. А вот как отдельный вид, он не может существовать. Как вы считаете?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Ну, опровержением является та же самая «Рабочая станция», там прекрасно себя чувствуют и не являются частью чего-то очень большого.

 

ВЕДУЩИЙ: Давайте мы поподробней о «Рабочей станции»? А то было вкинуто в эфир название, а что такое рабочая станция, никто не знает. Мы об этом пока еще не говорили.

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Я считаю, что, опять же выскажу свою позицию, что когда нас на рынке мало, то мы являемся все союзниками, потому что мы развиваем этот рынок. Поэтому там на каких-то наших конференциях или еще где-то я стараюсь говорить всегда, что, друзья, мы не будем как бы соревноваться и конкурировать, а будем именно вместе развивать этот рынок. И вот одним из флагманов рынка, помимо нас, является «Рабочая станция». Это коворкинг, который находится в Нескучном саду. И они, наверное, одни из первых частных коворкингов, которые хорошо заявили о себе и у которых сейчас там 100-процентная заполненность, то есть там 80-100, то, о чем я говорил. Я не вижу у них каких-то проблем в будущем. То есть я знаю, что у них есть планы по развитию, так же как и у нас.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, а в чем разница, например, между коворкингами, которые частные, и которые организовывает непосредственно правительство Москвы?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Разница для предпринимателя, наверное, в бонусах, потому что все-таки государственные коворкинги, они дешевле, чем рынок. И вот если мы говорим коворкинг ВАО и вот все последующие, которые будут открываться на территории подразделений агентства «Малый бизнес Москвы», то это еще бесплатная и консультационная поддержка: юридические консультации, образовательные программы, финансовая поддержка и много других продуктов, которые предлагает «Малый бизнес Москвы». То есть, мне кажется, что это самый главный плюс.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, все-таки люди приходят в эти объединения, потому что есть возможность пообщаться с единомышленниками, это бесплатно. Почему, например, многих не привлекает идея сидеть дома и работать на удаленном расстоянии, потому что сейчас работать не конкретно в офисе, сидеть на рабочем месте, а у себя дома - технологии позволяют. Вот чем еще привлекает такой вид деятельности?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Ну, технологии, конечно, может и позволяют, а вот внутреннее состояние, оно очень часто противоречит этому. Ну, банально начнем с того, что многие из резидентов, которых мы  опрашивали подобным образом, то есть говорили им, почему у нас, почему не дома, они  говорили, что дома мама, бабушка, жена, дети, все, кто угодно, которые не дают возможности нормально поработать. Немножко рискуя, мы задавали дальше вопрос, а почему не в кафе где-то? В кафе - это постоянные официанты, которые подходят и говорят: вы будете еще что-то заказывать или нет?

 

ВЕДУЩИЙ: А интернет-кафе?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Ну, все-таки интернет-кафе, там очень разная целевая аудитория, и люди туда приходят зачастую не работать, а заниматься всем, чем угодно, кроме этого. Поэтому это на самом деле логичный переход от, ну вот фрилансеры,  они сначала сидели в ресторанах, их там донимали официанты, потом появились антикафе. И вроде как официантов уже нет, но при этом есть другие социальные группы, которые приходят, просто общаются, шумят либо играют в какие-то игры, я часто видел  в  таких заведениях. И дальше вот этот коворкинг, именно среда, в которую люди действительно приходят работать. И она даже энергетически очень насыщенная. Я когда сам там нахожусь, испытываю такие приятные эмоции, потому что все заняты каким-то своим делом. Плюс, есть такое понятие как нетворкинг, это много разных компаний, они там занимаются разным видом деятельности, но где-то могут пересекаться и делиться опытом друг с другом, из разряда, одна компания ищет поставщика, а оказывается он сидит рядом, через кресло от тебя. И это тоже очень сильно помогает. Банально за чашечкой кофе можно найти нового партнера или там клиента, может случиться все, что угодно.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, а есть какие-то общие мероприятия, которые объединяют и идут всем на благо, вот проводятся в этих центрах?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Да, безусловно. Там проводится фактически три вида мероприятий. Первое - это, так скажем, спикеры-партнеры «Малого бизнеса Москвы» -это компании, которые на бесплатной основе приходят и, так скажем, несут светлое в массы, рассказывают обо всем, что может способствовать развитию бизнеса.

 

ВЕДУЩИЙ: Конкретно этому? Либо вообще?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Вообще.

 

ВЕДУЩИЙ: Дают какие-то начальные сведения?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Зачастую не только начальные, то есть там могут проходить какие-то коучинги, тот же самый тайм-менеджмент, который очень сильно помогает компаниям сформировать свой девиз и двигаться дальше. Существуют мероприятия от контрольных органов - это пожарная безопасность, налоговая инспекция, которые говорят, что, друзья, вот пройдет два года, вы попадете, возможно, в лист проверки, и для того, чтобы у вас все было хорошо, вам нужно соблюдать такие-то, такие-то нормы. Фактически такой аудит на вынос. Причем мы сейчас договариваемся, чтобы была возможность действительно проводить аудит таких компаний на выездной основе и чтобы им не выписывались какие-то санкции финансовые, а чтобы это было в формате предприятия, что, друзья, исправьте, и тогда не будет у вас ни штрафов, ничего. И третий вид мероприятий - это общение с властью. Вот буквально недавно в коворкинг ВАО приезжали Шаронов, Комиссаров, Молчанов, и они отвечали на вопросы предпринимателей, что их интересует, волнует. Это все протоколируется и дальше все вопросы разбираются.

 

ВЕДУЩИЙ: А что более важно для коворкинга, для его развития дальнейшего, индивидуализм или все-таки коллективизм?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Я, наверное, отвечу. Это - этапы. Сначала, когда предприниматель, он там индивидуально сидит и занимается какой-то своей идеей. Потом, более чем уверен, что наступает стадия, когда либо он будет тратить время или, так скажем, вариться в себе и потеряет его, либо он будет вариться в этом нетворкинге и брать опыт от других предпринимателей. И третья стадия - это уже опять индивидуализм, когда он уже выходит из этой среды дальше куда-то в свой проект уже полностью сформированным, упакованным.

 

ВЕДУЩИЙ: Когда я читала о создании коворкингов в Америке, там тоже сначала все голосовали обеими руками за эту идею. А потом сказала, что со временем идея себя несколько изжила в том, что они стали превращаться в обычные скучные офисы. То есть вот здесь идея угасла. Может быть, бизнес-проекты они и дальше пекут как пирожки, но вот сам этот дух творчества, вот эта, как сказали, атмосфера, она как-то подугасла?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Я думаю, что здесь есть два аспекта. Первый, что движет теми, кто этот коворкинг реализует? Если мы говорим про частный коворкинг, то, конечно, любому человеку будет интересно его забить, чтобы он стандартно получал  арендную ставку от предпринимателей.

 

ВЕДУЩИЙ: И опять все сводится к тому же, к обычной аренде?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: А если мы говорим про государственные коворкинги, для нас интересно, чтобы мы создавали новые бизнесы. И поэтому мы как бы так и анонсируем, что, друзья, вы к нам пришли со своей идеей, развивайте ее, мы вам помогаем за счет нашего территориального подразделения. И в момент, когда вы уже набрали какой-то вес, мы, конечно, еще никому не говорили «до свидания», но я предполагаю, что мы для них, возможно, для них введем какой-то сервис, который поможет им выйти в дальнейшее плавание.

 

ВЕДУЩИЙ: Александр, скажите, а нельзя здесь провести параллель с технопарками? Потому что такая идея тоже была очень популярной, говорили об этом, привлекали бизнес, но как таковая она, в общем-то, до конца не выстрелила по полной. Вы не боитесь, что судьба такая же постигнет и эту идею, хотя она неплоха?

 

КОЛОДЕЗНЫЙ: Точно скажу, нет. Но смотрите, опять же, в чем прелесть коворкингов. Мы буквально, когда в начале года обсуждали это, одним из основных плюсов нашли то, что, во-первых, идет децентрализация бизнеса, что мы уводим из центра, когда все из спальных районов съезжались в центр и как в курятнике сидели, а все-таки его разводим по округам. И это можно назвать офис на дом, то есть когда ты знаешь, что ты в этом округе, и тебе добраться 15 минут до офиса. Это первое. Второе. Масштабированность бизнеса, когда мы вдвоем с кем-то решили реализовать идею, пришли и поняли, что нам нужен еще один человек, без проблем пригласили, потому что рядом с нами свободное место. А если у нас уже есть какой-то офис, какая-то комната, то мы ограничены этой комнатой. Здесь такого не будет. Плюс, так как это будет сеть коворкингов, их будет где-то, наверное, от 12, я так скажу, то будет единая карта, когда человек сможет перемещаться между коворкингами. Это из разряда, что мне нужно сегодня поработать на юге где-нибудь, а я на севере работаю, я без проблем переезжаю с этой картой и несколько дней могу провести там. То есть здесь очень большая вариативность.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, что ж, я желаю вам успеха.

Маяк. Москва. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация