Маяк. Москва 22.07.2013 - О первых результатах нововведений на транспорте
Персоны
С 1 июля вступил в действие закон, по которому такси должно быть только жёлтого цвета. Если же говорить об общественном транспорте, то среди последних изменений: карточка "Тройка", платные парковки в центре, новые тарифные меню, ликвидация турникетов. О первых результатах нововведений на транспорте рассказывает первый заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Евгений Фёдорович Михайлов. Ведущий - Екатерина Высоковская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - первый заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Евгений Михайлов. Мы будем подводить первые, очень предварительные итоги нововведений на московском транспорте. И итоги, причем, промежуточные, потому что нововведения продолжаются, и наш городской транспорт московский становится более притягательным, привлекательным и главное дисциплинирующим. Я вижу перед вами такие красивые выкладки разноцветные. Это подсчеты эффективности работы?
МИХАЙЛОВ: Это итоги исследований, которые мы сейчас на регулярной основе раз в две недели проводим с Фондом общественного мнения. Они для нас делают именно итоги ввода тарифного меню, то есть последствия, как люди сами оценивают эффективность данного тарифного меню. И несколько очень важных показателей, которые есть. Если, например, в марте у нас 70% людей считало, что меню неудобно или они про это меню ничего сказать не могут насчет удобства…
ВЕДУЩИЙ: Скорее всего, просто не знают и ничего не могут сказать и на всякий случай говорят, что неудобно.
МИХАЙЛОВ: Да. То сейчас таких осталось меньше, чем одна треть. То есть, если брать от всех жителей Москвы, которые пользуются общественным транспортом или которые не пользуются, то есть практически сейчас 60% людей считают, что меню стало удобным.
ВЕДУЩИЙ: А вы каждые две недели мониторите?
МИХАЙЛОВ: Да.
ВЕДУЩИЙ: То есть такая тонкая настройка?
МИХАЙЛОВ: Ну, смотрим, как детально, мы разговариваем, то есть люди начинают пользоваться, люди привыкают к новому меню. И, конечно, смотрим сейчас детально, как люди реагируют на те нововведения, которые мы вводим.
ВЕДУЩИЙ: Я вот сказала, что московский транспорт, помимо привлекательности, становится более дисциплинирующим, и сказала я это не просто так. Потому что мне показалось, что теперь главный лозунг: «Купи билет заранее»?
МИХАЙЛОВ: Ну, это правда. У нас так сложилось, что билетная система не была по отношению к людям дружественной. И действительно часто была проблема заранее купить где-то билет. Сейчас есть масса новаций, которые позволяют поездку на общественном транспорте вообще сделать более удобной. Это, во-первых. Пример, яркая новация то, что билет, который был только билетом на метро, теперь стал единым и им можно пользоваться и в метро, и на общественном транспорте. Все покупают билеты на метро, но человек, выходя на поверхность, идя к остановке автобуса, трамвая, автобуса, уже больше не беспокоиться, у него есть билет, который стоит от 20 до 30 рублей, в зависимости от тарифа.
ВЕДУЩИЙ: Давайте поднимем результаты опроса на следующую неделю и расскажем. Вот этот одноразовый билет, ты платишь те же 28 рублей, да?
МИХАЙЛОВ: Нет, сейчас одноразовые билеты, если мы говорим про метро, они доступны в автоматах, на одну-две поездки, 30 либо 60 рублей. И количество людей, которые пользуются разовыми билетами, покупают, неуклонного сокращается, потому что люди попробовали, неудобно.
ВЕДУЩИЙ: Вот по нему можно потом еще раз поехать, именно по этому - 30-рублевому?
МИХАЙЛОВ: 60-рублей, например. Вы один раз проехали на метро и один раз проехали на общественном транспорте совершенно спокойно. Но если вы делаете одну поездку, вы можете купить билет 90 минут, который действует неограниченное время в общественном транспорте в течение 90 минут. Главное, войти. Между входом в последнее транспортное средство и первым должно пройти 90 минут.
ВЕДУЩИЙ: И сколько он стоит?
МИХАЙЛОВ: Одноразовая поездка стоит 50 рублей. Но если мы говорим про 60-поездочный билет такой, то есть стоит он 1800 рублей. То есть 30 рублей одна такая длинная поездка. В зависимости, если вы двумя видами транспорта пользуетесь, то у вас 15 рублей поездка, если тремя, то 10 рублей за одну поездку. Это в принципе более, чем доступно.
ВЕДУЩИЙ: Но вообще сейчас такой тренд, как говорят, чтобы покупать на большее количество поездок, поскольку срок действия этих билетов увеличен?
МИХАЙЛОВ: Да, теперь это 90 дней, это три месяца. Все билеты, начиная от четырех поездок и выше, у них срок действия 90 дней. За три месяца в принципе даже люди, которые очень редко пользуются общественным транспортом, 4-5, там 11 раз так или иначе общественным транспортом пользуются. И есть карта «Тройка», транспортная карта, где вы сами пополняете ту сумму, которая вам необходима, и он действует не менее пяти лет с момента последнего пополнения.
ВЕДУЩИЙ: Пять лет?
МИХАЙЛОВ: Пять лет. То есть деньги не сгорают, не пропадают, и в любой момент, как бы редко вы не пользовались, вы всегда можете войти и воспользоваться картой «Тройка».
ВЕДУЩИЙ: Да. Это необычайно удобно. Ты просто прикладываешь билет к валидатору, будь ты в метро или в наземном городском транспорте, и проходишь.
МИХАЙЛОВ: Да. И очень важная составляющая, это очереди. То есть они практически ушли за это время. Если у нас опять же в марте жители считали, что они много времени тратят в очередях и на посадку в общественный транспорт на улице, это значит, что реально были большие пробки, сейчас это 8-9% людей, которые считают, что они все еще тратят много времени на посадку. То есть это очевидно, что люди сами перестали воспринимать это как проблему № 1. И, собственно говоря, это значит, что вход в метро за счет вот таких решений, за счет автоматов, за счет «Тройки», за счет длинных билетов, которые позволяют людям покупать на 60 поездок за счет того, что по билетам, которыми пользуются в метро, можно войти в общественный транспорт, таких уже половина людей, которые платят за себя в общественном транспорте, ездят по билетам метрополитена.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, пожалуйста, а если я покупаю билет у водителя в общественном транспорте, я по нему потом в метро могу войти?
МИХАЙЛОВ: Смотря, какой билет покупаете. Там есть билеты, которые продаются только на общественный транспорт и есть билеты 90 минут. Дело в том, что продажа билета водителем - это вообще несвойственная ему функция. Он не кассир, он все-таки должен следить за движением и не тратить время на продажу билета. Поэтому мы планомерно исключаем билеты из меню, которое может быть у водителя, потому что он должен заниматься дорогой, должен заниматься безопасностью и должен обеспечивать соблюдение расписания.
ВЕДУЩИЙ: Насколько я понимаю, если вы выводите вот эту часть продавцов вполне оправданно, как вы это говорите, нужно увеличить число наземных пунктов продажи билетов?
МИХАЙЛОВ: Нужно увеличить количество возможности купить билет, это правда. И действительно, это же растет. Я еще раз повторю. Раньше нужно было купить всегда отдельный билет на общественный транспорт наземный.
ВЕДУЩИЙ: Теперь он - универсальный?
МИХАЙЛОВ: Теперь он единый, да. Вы покупаете его в метро и совершенно спокойно пользуетесь. Уже половина людей, которые платят за себя сами, это люди, которые ездят по билету метрополитеновскому бывшему, который сейчас является единым. Активно растет количество людей, которые пользуются картой «Тройка».
ВЕДУЩИЙ: Еще раз можно я спрошу. Вот если я в автомате купила билет в метро в метрополитене, я могу, не входя в метро, просто пойти и сесть на автобус?
МИХАЙЛОВ: Конечно, любой билет, который вы покупаете в городе Москве, независимо от того, где вы его покупаете, его можно использовать в наземном городском пассажирском транспорте.
ВЕДУЩИЙ: Замечательно. А вот о пунктах продажи. Этих киосков не так-то много. И встретиться с ними не всегда есть шанс, когда необходимо купить билет?
МИХАЙЛОВ: Но опять же, если раньше была система только продаж Мосгортранса, то сейчас еще добавилась вся сеть метрополитена. Мы смотрим сейчас, как правильно расставить киоски, чтобы максимальное количество людей могло подойти. Но все-таки мы считаем, если человек регулярно пользуется общественным транспортом, каждый раз подходить, каждый раз покупать или искать место, где можно купить билет именно на одну поездку, это неправильно. Все-таки мы создаем такие условия, и финансовые, и временные, чтобы человеку было выгодней гораздо покупать длинный билет, и им пользоваться.
ВЕДУЩИЙ: Но иногда, вот если «Тройка», ее же нужно пополнять. Но вот пока что, я знаю, что нужно идти в окошко метрополитена. Может, подскажете еще куда-то?
МИХАЙЛОВ: Нет, вы «Тройку» совершенно спокойно можете пополнить в любом автомате в метрополитене. И в ближайшее время у нас будет также в киосках Мосгортранса автоматизированных, и в ближайшее время у нас уже появится в этом году возможность пополнения на сайте, через SMS, мобильного телефона, с банковской карты. Это все уже будет реализовано в этом году.
ВЕДУЩИЙ: А вот не будет такого терминала, куда ты вставляешь эту карту и немножко переводишь на нее?
МИХАЙЛОВ: Такие ситуации уже есть, например, сеть «Эликснет», «Киви», вот эти моментальные пополнения с ридерами. Там есть два варианта. Это с ридерами моментальное пополнение. Это, когда вы вставляете карту, вносите туда какое-то количество денег, и деньги сразу попадают на счет вашей карты. И отложенные, то есть когда вы сделали операцию, потом вам надо дойти до метро. В каждом терминале есть огромный желтый такой шкаф, условно говоря, такой ящик, нужно к нему подойти, приложить карту «Тройка», и все деньги попадут к вам на счет на карту «Тройка» сразу, фактически в ту же секунду.
ВЕДУЩИЙ: Она видоизменяться не будет? Вы говорите, она пять лет действует. И вот она в том виде, в каком она есть, так и будет?
МИХАЙЛОВ: Она, возможно, будет претерпевать какие-то изменения с точки зрения, скажем так, дизайна. Например, к каким-то памятным датам, к каким-то еще историям. Это хорошая история, потому что, если делать, например, ограниченные серии, то это станет таким предметом охоты за коллекционерами. Но в целом, дизайн карты утвержден, и мы пока не видим необходимости его изменять?
ВЕДУЩИЙ: Безбилетников становится на городском транспорте меньше, «зайцев»?
МИХАЙЛОВ: Вы знаете, их не становится больше, точно совершенно. Мы видим, что у нас количество людей, которые платят за себя, серьезно растет. Особенно видим это во втором квартале, с момента ввода нового тарифного меню. У нас, если в целом, порядка, наверное, 6% прирост пассажиров. И если говорить про плату, например, в наземном городском пассажирском транспорте в июле вообще 15-процентный рост к июлю прошлого года. Это фантастический рост.
ВЕДУЩИЙ: А когда вы говорите, платят за себя, вы имеете в виду те льготные категории, которые имеют право бесплатно ездить, да?
МИХАЙЛОВ: Конечно. У нас же порядка 38%, наверное, если мне память не изменяет, это полностью льготные пассажиры в метрополитене и 50% - в наземном городском пассажирском транспорте. Это люди, которые имеют либо федеральную, либо городскую льготу и не платят за себя ни копейки, у них полностью бесплатный проезд на общественном транспорте.
ВЕДУЩИЙ: И они составляли большинство в последние годы, кто пользовался наземным городским транспортом?
МИХАЙЛОВ: 37%, если мне не изменяет память, в метрополитене, и 50% в Мосгортрансе в этом году. В прошлом году, да, было больше. Вообще в Мосгортрансе было пару лет назад 60% всех людей, которые ездят на автобусе, это люди, которые имеют социальные льготы. А сейчас вот уже 50 х 50, то есть количество тех, кто платит за себя в автобусе, в трамвае, в троллейбусе, увеличилось в июле (к июлю прошлого года) на 15%. Это очень серьезная значимая величина. В июне это было порядка 12%. Это говорит о том, что, с одной стороны, больше людей пользуются общественным транспортом и, наверное, меньше «зайцев».
ВЕДУЩИЙ: А вы собираетесь что-то делать с турникетами или будете их оставлять, потому что с моей точки зрения, это очень дисциплинирующий фактор? Ты зашел, заплатил и ни о чем не думаешь. Но есть некий дискомфорт от этого, когда дождь, когда ты с зонтом, когда ты с сумками, есть вот такой момент прохождения не очень удобный.
МИХАЙЛОВ: Это да. И, в общем-то, достаточно большие временные затраты именно на посадку и высадку. И очень важно, чтобы общественный транспорт ходил быстро. И в этом плане задача, чтобы люди входили и выходили быстро.
ВЕДУЩИЙ: Но чтобы платили все-таки?
МИХАЙЛОВ: Чтобы платили, конечно. У нас сейчас в 17 маршруте трамвая проходит эксперимент, там нет турникета, там валидаторы стоят возле каждой двери. Там люди могут войти в каждую дверь и провалидировать билет там, где они вошли. Мы там же проверяем другую систему контроля за безбилетным проездом, также параллельно тестируем вместе с этой историей. И вот комплекс этих вопросов, удобный билет, нет турникета, плюс контролеры, нам пока показывают, что люди платят так же, как они платят и на маршрутах с турникетом. При этом очень серьезно увеличили скорость движения трамвая. Мы сократили интервалы движения. То есть люди меньше стоят на остановках, люди быстрее доезжают от своей остановки, ну, куда им надо, до метро, либо наоборот от метро до дома. Это очень важный показатель, который нам позволяет пока что говорить об успешности проекта. Но опять же действительно все будет зависеть в первую очередь от сознательности граждан, потому что если мы столкнемся с массовым неплатежом и окажется, что турникет - единственный способ, чтобы заставить людей платить, то, конечно, это плохая история. Я не хочу в нее верить.
ВЕДУЩИЙ: На сознательность надейся, но сам не плошай.
МИХАЙЛОВ: Поэтому одновременно тестируем другую систему контроля. Там и контролеры, и вместе иногда с сотрудниками полиции, потому что иногда люди агрессивно реагируют на контролеров. Но надеемся на то, что мы увидим и что время пришло, и в этом случае через месяц он закончится у нас, будем подводить итоги. Если все окажется позитивно, предварительные итоги пока нам позволяют на это надеяться, то тогда будем принимать решение о распространении уже на других маршрутах.
ВЕДУЩИЙ: Но вы видели машины, причем такие очень солидных марок, которые стоят в местах платной парковки с замаскированными номерами. Причем маскируются эти номера совсем неэстетичными вещами, типа тряпочек, каких-то буклетиков и так далее. Это люди, которые имеют возможность ездить на таких машинах, но экономят на оплате парковки. Так что же вы хотите от оплаты билета?
МИХАЙЛОВ: Это вообще разные истории. Люди, которые кичатся дорогой иномаркой и при этом не хотят платить, это какая-то некая духовная нищета, если хотите. В этом плане люди, которые пользуются общественным транспортом, осознанно за него платят, постоянно, это совершенно другие люди. Все-таки это люди, которые никогда не получали легких денег, никогда не занимались какими-то непонятными операциями. И те люди, которые зарабатывают деньги честным трудом, пусть даже на хорошую, на дорогую, на серьезную машину, это люди, которые приезжают… Очень много моих друзей позвонило, знакомых, говорят: как здорово, мы теперь как в любом европейском городе, приезжаем, спокойно ставим машину, всегда есть место, платим, и мы довольны, мы считаем, что это правильно, это очень нужное дело, которое в Москве нужно было сделать давно. А те, кто вот так себя ведут, это духовно нищие люди, и бог им судья. Я думаю, что наша система контроля, то, что мы сейчас будем вводить систему эвакуации таких автомобилей, очень быстро научит и этих людей тоже подчиняться общепринятым правилам.
ВЕДУЩИЙ: Я и говорю, что то, что происходит сейчас на московском городском транспорте и вообще в транспортной инфраструктуре, это дисциплинирует и воспитывает еще вот систему честного платежа. Она, кстати, всегда хорошо работает, когда она удобно организована.
МИХАЙЛОВ: Вот задача билетного меню была это все-таки сделать максимально удобным для абсолютного большинства людей. Опять же есть понятные истории, что любая система билетная не может быть удобной для всех без исключения. Она должна быть удобной и приемлемой для подавляющего большинства пользователей транспортной системы. И опросы, и популярность «Тройки», у нас почти 400 тысяч карт куплены, которые порядка 300 тысяч валидаций каждый день делают. Это значит активные пользователи, которые регулярно, время от времени, но они пользуются метрополитеном. Это говорит о том, что мы создали удобную систему и продолжаем ее развивать, чтобы вот эта степень удобства была все больше и больше.
ВЕДУЩИЙ: А можно, вот если у меня, допустим, есть эта «Тройка», и я еду не одна, а с ребенком или я еду со знакомым, я могу заплатить за себя и за друга?
МИХАЙЛОВ: Российское законодательство говорит, что не можете. У вас должен быть групповой билет. Оно говорит о том, что у каждого пассажира должен быть при посадке в автобусе свой билет, либо в троллейбус, либо в трамвай.
ВЕДУЩИЙ: Но там же ведь неограниченное число поездок, и там же лежат деньги?
МИХАЙЛОВ: Все равно. В первую очередь - это билет, это транспортный документ. Мы сейчас думаем над тем и обратились в Минтранс Российской Федерации, чтобы мы получили правовой статус группового билета, чтобы можно было брать билет на двоих, на троих, на четверых людей, оплачивать либо иметь какие-то транспортные карты, чтобы можно было по одному документу ехать втроем, вчетвером. Но это отдельная зона транспортного регулирования. К сожалению, тут мы исполняем только то, что диктуют федеральные правила и федеральный закон.
ВЕДУЩИЙ: Это очень интересный нюанс. Это нужно всем иметь в виду, что если у тебя есть вот эта «Тройка», то ты можешь заплатить только за себя.
МИХАЙЛОВ: Да, действительно об этом раньше никак… И даже вспомните советские годы, сколько бы человек не входило, столько талончиков мы и пробивали, то есть у каждого человека был всегда свой талончик.
ВЕДУЩИЙ: Да, безусловно. Мы там еще цифры считали, чтобы был счастливый билетик.
МИХАЙЛОВ: Это правда, я помню тоже. Но, тем не менее, ситуация очень понятна сейчас. Каждый человек должен иметь свой билет. Это законодательство Российской Федерации. В этом плане Москва как субъект обязана исполнять данное законодательство.
ВЕДУЩИЙ: Вы знаете, иногда вот ты прикладываешь и кажется, что он не срабатывает, прикладываешь еще раз, и что, он два раза с тебя будет снимать сумму?
МИХАЙЛОВ: Это сразу видно. Все валидаторы, там есть табло. И всегда, когда вы снимаете любую сумму, прикладывается, на табло тут же высвечивается, что происходит с вашим билетом: либо снижается количество поездок, либо говорит количество оставшихся поездок, либо количество денег на счете, либо срок действия, если у вас месячный, фактически срочный билет, сколько вам еще есть возможность этим пользоваться. Вы всегда это видите с точки зрения, как вы используете.
ВЕДУЩИЙ: И в автобусе тоже?
МИХАЙЛОВ: Везде, и в автобусе, и в метрополитене.
ВЕДУЩИЙ: Значит, надо обращать на это внимание?
МИХАЙЛОВ: Конечно, да.
ВЕДУЩИЙ: Выделенные полосы. Мы про это должны еще сказать.
МИХАЙЛОВ: Давайте.
ВЕДУЩИЙ: Ведь это же тоже как-то поспособствовало тому, чтобы городской транспорт общественный двинулся?
МИХАЙЛОВ: Да. За последний год, если брать последнюю статистику, если брать не только полуэкспрессные, а все маршруты, которые больше четырех остановок подряд идут по выделенным полосам, то пассажиропоток в этих автобусах в целом за год увеличился практически на 25%. Это говорит о том, что для огромного количества людей эти, фактически они выбрали именно эти маршруты, стали пользоваться именно общественным транспортом, который ходит по выделенным полосам, то есть это реально ускорило их движение и реально привело их к тому, что они стали пользоваться вот этими автобусами. И это новые пассажиры, потому что раньше не пользовались. Это реально новый пассажир, который раньше использовал либо другую транспортную схему, либо использовал личный транспорт.
ВЕДУЩИЙ: А вот споры сначала велись, когда появились эти выделенные полосы, споры велись, получается - не получается, эффективно - не эффективно. Вы сейчас очень хороший критерий назвали, более четырех остановок должен ехать. А что еще вот опыт показал?
МИХАЙЛОВ: Это мы считали только те автобусы и те маршруты, которые идут только в статистике. Мы не брали те маршруты, которые просто выезжают, а выделенную полосу, проходят, из квартала, из подъездных дорог, проходят одну-две остановки и уезжают обратно, мы их даже не считали. То есть мы говорим только про те, кто какое-то определенное, не меньше четырех остановок проезжает по выделенным полосам. По поводу споров, безусловно, например, если говорить про радио, то основные звонящие - это автомобилисты. Они просто едут в машине и слушают радио. Надо понимать, что в час «пик» только 10% от всех, кто едет на работу, на улицах - это автомобилисты, а 90% - это те, кто пользуются общественным транспортом. И, собственно говоря, если слушать не только специализированную аудиторию, а слушать всех людей, то получается, что перевес идет, конечно, в сторону, гораздо больше людей говорит, что да, это здорово, что появились выделенные полосы, потому что мы не ездим на машинах, мы ездим только на общественном транспорте, нам реально стало быстрее и лучше. Автомобилисты говорят, что нам стало хуже. Хотя интересно, если брать суточную пропускную способность любой магистрали, где мы вводили выделенные полосы, она не изменилась, потому что в тот же час «пик» как бы машины не стояли, это заблуждение, потому что они так или иначе стоят, независимо от того, есть полоса либо нет. В час «пик», к сожалению, у нас улично-дорожная сеть перегружена на 42%.
ВЕДУЩИЙ: Кстати, дорогие автомобилисты, если вы пересядете на общественный транспорт, то вы же и создадите условия для того, чтобы поток двигался быстрее, потому что вы освободите дорогу от своей машины, вы проедете этот отрезок пути на общественном транспорте.
МИХАЙЛОВ: К сожалению, выбирают, что если я пересяду, то другой поедет, почему он не пересядет. Тут часто автомобилисты спорят.
ВЕДУЩИЙ: Но вы же сказали, что число людей, которые платят за себя в общественном транспорте растет? Значит, мы можем предположить, что это бывшие водители, которые поняли, что им выгоднее и удобнее добираться…
МИХАЙЛОВ: В какой-то части, да. В какой-то части это люди, которые перестали заходить в метро, потому что им теперь финансово можно использовать за те же самые деньги наземный транспорт. И, конечно, это и те автомобилисты, которые для своих текущих поездок в течение рабочего дня, стали пользоваться общественным транспортом.
ВЕДУЩИЙ: Эх, мало платных парковок, только внутри бульварного кольца, надо бы внутри Садового.
МИХАЙЛОВ: Вы знаете, это есть проект определенный, называется «Платная парковка», сейчас он находится в пределах бульварного кольца. Он идет своей жизнью, то есть он фактически работает. Пока преждевременно говорить о развитии данного проекта дальше, но в пределах бульварного кольца мы видим, что впервые за много лет люди увидели, как выглядит их город незаставленный машинами. Можно приехать фактически на любую улицу, спокойно припарковаться, заплатить небольшую сумму, 50 рублей. При этом тарификация посекундная. Если вы простояли 20 минут, вам разница вернется обратно на счет.
ВЕДУЩИЙ: Учтите, посекундная тарификация - это вообще недорого.
МИХАЙЛОВ: Поэтому вы оплачиваете при помощи парковочного приложения, которое на мобильном телефоне. Это очень удобно делать. И совершенно легко поставить машину на парковку. Никаких проблем ни с SMS-ками, ни с банкоматами, ни с наличием, отсутствием карточек, купюр и так далее. Очень удобный способ. Поэтому можно делать.
ВЕДУЩИЙ: У нас еще есть о чем поговорить, это и парковки, это и такси, которое модернизируется. Я думаю, что у нас просто складывается еще несколько тем на отдельную встречу.
МИХАЙЛОВ: С удовольствием.
ВЕДУЩИЙ: К сожалению, время этой встречи подходит к концу.