Маяк. Москва 23.07.2013 - Реформирование службы скорой помощи в столице
Персоны
В столице идет реформирование скорой помощи. Теперь все обращения по номеру «03» фельдшер распределяет в зависимости от тяжести состояния больного. К тем, у кого случился инфаркт или инсульт, приедет бригада скорой. В случае ОРВИ, гриппа или приступа мигрени на вызов приедет неотложка - врачи из ближайшей поликлиники. О новых возможностях службы скорой помощи рассказывает первый заместитель руководителя Департамента здравоохранения Николай Филиппович Плавунов. Ведущий – Ирина Козловская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - первый заместитель руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы Николай Плавунов. Сегодня мы будем говорить о реорганизации службы "Скорой помощи". Прошла сегодня как раз интересная информация, что в Казани появится "Скорая помощь" на мотоциклах. Управлять будут фельдшеры-байкеры. Они сразу согласились, правда, их всего два человека. Но, тем не менее, они говорят, что мы сможем объезжать пробки, сразу подъезжать к месту ДТП и оказывать первую неотложную. Кстати, в Минздраве уже пообещали, что, если опыт использования вот такой двухколесной неотложки окажется удачным, то такие "мотоскорые" появятся в других регионах и даже в Москве. Возможно, это недалекое будущее, а сейчас у нас идет реформирование, у нас будет неотложная помощь и скорая помощь. И мнения такие, что якобы это делается из-за дефицита кадров, а с другой стороны, вполне здравый смысл о том, что надо разделить больных, те, которые нуждаются в госпитализации, и те, которые не нуждаются. Таким образом, будет более эффективная работа. Это был вопрос.
ПЛАВУНОВ: Давайте, во-первых, мы скажем так, что на сегодня мы не говорим ни о каком реформировании "Скорой помощи". Реформировать нечего, потому что "скорая" в городе сформирована, структура ее всем понятна, есть нормативная база, отработанная на уровне федеральном. Поэтому на сегодня мы только все это выполняем, "Скорая помощь" развивается. И как любой механизм, тем более такого уровня, как московская "Скорая помощь", а "скорая" Москвы на сегодня является самым большим в Европе медицинским учреждением, это очень солидная организация. Все-таки 1119 бригад каждый день выходит на линию, 57 подстанций скорой медицинской помощи во всех районах города Москвы, в том числе и в новых районах, на новых территориях города. Все это организовано. Буквально весной этого года Сергей Семенович Собянин, мэр Москвы, открыл новую подстанцию в Зеленограде. Теперь там две подстанции, поскольку вторая была нужна, потому что город разрастается, естественно, требуется более быстрый доезд в другие точки новых микрорайонов Зеленограда. Во-вторых, "Скорая помощь" сама по себе предполагает обязательное ежегодное улучшение оперативных показателей. Конечно, ездить непросто. Да, мегаполис есть мегаполис, но мегаполис есть в каждой стране мира, и везде проблемы эти решаются по-разному. В Москве, например, благодаря правительству Москвы, введены полосы для городского транспорта. Естественно, этими полосами пользуется "Скорая помощь".
ВЕДУЩИЙ: Но, по-моему, водители стали больше уступать.
ПЛАВУНОВ: Во-вторых, да, проводится постоянная работа с водителями, в этом нам помогает и Департамент транспорта, и ГИБДД, в отношении профилактической работы о необходимости предоставления транспортного приоритета нашей "Скорая помощи". Это и совместные рейды. Сейчас мы запускаем программу, уже скоро первая пилотная машина появится. На ней будет находиться видеорегистратор, который будет фиксировать случаи непредоставления приоритетного проезда машинам "Скорой помощи". Если мы такую ситуацию отработаем, то такие появятся аппараты на каждой машине "Скорой помощи", которые будут непосредственно в ГТБДД передавать случаи в виде фиксаций нарушений при предоставлении дороги "Скорой помощи".
ВЕДУЩИЙ: Николай Филиппович, вот когда говорят о "Скорой помощи". Читаешь, кажется, что каждый регион или какой-то мегаполис пытается что-то внести свое. Вот я прочитала про Казань. В Питере тоже решили поэкспериментировать. Они решили, чтобы водитель был фельдшер, то есть обучить его навыкам. И как бы сокращение в то время получается бригады или же это какой-то ирреальный смысл идет?
ПЛАВУНОВ: Понимаете, какая ситуация. "Скорая помощь" - это такой вид медицинской помощи, который не нуждается в каких-то экспериментах. Во-первых, на сегодня - это четко структурированная служба. Алгоритм приема вызова, все отработано, все автоматизировано в Московской скорой помощи, все бригады работают в системе ГЛОНАСС, полная навигация. Начиная от момента звона до момента выполнения вызова, все полностью автоматизировано, все в информационной базе: запись всех переговоров с бригадами, пациентами и так далее. Поменяли колцентр. Теперь новый колцентр у нас в "Скорой помощи". Теперь звонящие не встают в очередь в ожидании диспетчера, они переходят тут же на свободное место. И мы послали на большой экран, который позволяет мониторить ситуацию с приемом вызовов диспетчера. Врачи все выделены на отдельный консультативный пункт. Если вдруг непонятно, диспетчер переводит тут же на врача, на свободного врача. Это все позволяет делать новый колцентр. Вообще была целая программа в рамках модернизации городского здравоохранения, которая была посвящена только скорой медицинской помощи. И этому внимание большое уделяет правительство города Москвы, лично мэр Москвы, который недавно посещал ночью, в ночное время инспектировал работу служб, в том числе и работу "Скорой помощи". Мы ему докладывали, как проводится работа, как принимаются вызовы. И, помимо этого, за эти два с половиной года модернизации заменено 560 автомобилей на новые. Фактически половина парка обновлена. Это огромные финансовые вложения и вообще огромный шаг вперед, потому что машины новые, машины современные, с кондиционерами. Даже поступают машины уже с климат-контролем. Так что этот период мы прошли. Все, что необходимо было заменить оборудование, которое свой ресурс выработало по срокам годности, все заменено абсолютно. И вот то, с чего мы начинали говорить, дефицит медицинских кадров. У нас сегодня на "Скорой помощи" Москвы нет дефицита кадров.
ВЕДУЩИЙ: То есть укомплектованность полная, можно сказать?
ПЛАВУНОВ: Практически да. В городе сохранили подготовку фельдшеров в наших медицинских учреждениях. Три медучилища занимаются подготовкой фельдшеров. Каждый год порядка 300 человек приходит работать на Московскую скорую помощь, средний персонал. Причем это люди неслучайные. Эти люди как бы с первого курса проходят практическую практику и учебную, и производственную на наших же подстанциях "Скорой помощи". Зачастую они приходят, уже зная, куда они пойдут, на какую подстанцию "Скорой помощи" они пойдут. Даже бригады уже практически известны - кто их берет себе, этих молодых специалистов.
ВЕДУЩИЙ: А насколько актуальной остается проблема ненормированности все-таки рабочего дня и зарплаты?
ПЛАВУНОВ: Какое может быть ненормирование? Все жестко регламентировано. Есть графики работы. Есть работа суточная для врачей, есть 12-часовая. В рамках этого рабочего дня "Скорая помощь" и работает. Если вдруг каким-то образом получается, что вот бригаде необходимо задержаться на вызове, разные пациенты, разные сроки доставки, то все, что перерабатывается, все полностью оплачивается.
ВЕДУЩИЙ: А по поводу зарплаты?
ПЛАВУНОВ: Зарплата у нас, я считаю, очень достойная. Средняя зарплата сегодня у врача на "Скорой помощи" свыше 90 тысяч рублей, фельдшера - свыше 70 тысяч рублей.
ВЕДУЩИЙ: Николай Филиппович, прошла информация, что, если у человека просто болит голова, или мигрень, или что-то такое, приедет бригада неотложной помощи, это врачи из ближайшей поликлиники. А если же это будут, ну, колото-резаные раны, что-то такое достаточно опасное для жизни, то приедет непосредственно "Скорая помощь". И вот тех, у кого голова, мигрень или что-то такое, их будут привозить в поликлиники. Так ли я это поняла, и будут специальные приемные отделения?
ПЛАВУНОВ: Давайте начнем с того, что, по сути, та "Скорая помощь", о которой мы с вами говорим, она существует только на сегодня в России, потом что Россия, пожалуй, сегодня единственное место вообще в цивилизованном мире, где врач приезжает к пациенту. Везде, как правило, наоборот. И я считаю, что эта доступность, она просто необходима на сегодня для наших людей. Второй момент. Возьмем, скажем, Нью-Йорк, тоже мегаполис, "скорая" туда на квартиру не выезжает. Это только общественные места, улицы, какие-то массовые происшествия. Если у человека возникает приступ стенокардии, не приведи господи, конечно, он или вызывает к себе своего врача общей практики или берет такси и едет в госпиталь. То есть "скорая" в этой ситуации не поедет, если нет какого-то жизнеугрожающего повода для жизни человека. В этом отношении у нас, конечно, огромное преимущество. И, в-третьих, мы должны понимать, что, конечно, не каждое заболевание требует вызова скорой медицинской помощи. Мы это все проанализировали. Этим начали мы заниматься, когда еще был Леонид Михайлович Печатников в этом Департаменте здравоохранения, теперь он стал вице-мэром по социальным опросам. Пришел Георгий Натанович Голухов, мы с ним эту работу вместе продолжили. И мы фактически заново за два года организовали, вернее возродили, службу неотложной помощи для взрослого населения. Детская неотложка у нас еще работала до начала модернизации, но работала тоже не очень эффективно. Мы ее тоже реструктуризировали, добавили бригады, поменяли некоторые районы между этими отделениями, чтобы они были более сгруппированы, были быстрее доезды и было более равномерное распределении вызовов между бригадами детской неотложки. Это мы сделали. Но взрослых бригад было всего шесть на весь город, на юго-востоке в качестве эксперимента, и дальше ничего не развивалось. Вот с этого года мы эту ситуацию развили. Сегодня у нас работает 84 бригады взрослой неотложки в городе Москве. Это 36 отделений, которые равномерно по всему городу распределены и которые приезжают к нашим пациентам. Если мы, когда начинали эту работу в начале 2011 года, где-то имели к первому полугодию 2011 года соотношение вызовов 80% через "Скорую помощь2 и 20% от населения, то сегодня все наоборот. Уже 8% населения знают все эти телефоны, знают телефоны своих неотложек. Многие знают уже в лицо своих врачей неотложной помощи, естественно, хронические пациенты. Уже на сегодня только 20% вызовов поступает через "Скорую помощь". Мы знали об этом, что будут определенные проблемы в информировании населения, даже не проблемы, а время нужно, чтобы население к этому привыкло, вполне это естественно. Специально для "Скорой помощи" выделены два пульта. Сидят два диспетчера, которые работают только с неотложной помощью. И многие звонящие, зная о том, что можно позвонить напрямую на "скорую" и попросить неотложку, так и делают. Звонят, 03 набирают, мне нужна неотложная помощь. Тут же вызов переключается через колцентр на диспетчера. Все в компьютер вводится, база данных и тут же в электронном виде передается на неотложку, в тот или иной район, по тому адресу, откуда вызывает звонящий. В течение двух часов к вам приезжает бригада неотложной помощи. Естественно, все эти поводы, головная боль, повышение температуры, зубная боль и так далее, ряд хронических состояний, они не требуют скорой помощи. Лучше в это время бригада "Скорой помощи" поедет туда, где действительно реально нужно, там, где человеку угрожает что-то его жизни, его заболевание или, не дай бог, к сожалению, бывают и происшествия, ДТП тяжелые, и пожары. Это мегаполис, это ситуация такая, что, к сожалению, это происходит во всех мегаполисах. И мы должны максимально быстро реагировать на все эти ситуации. Поэтому вполне естественно, что люди к этому привыкли, и уже не возникает негатива. Раньше был негатив, почему приехала неотложка, а не "Скорая помощь"? Зачем к вам поедет "Скорая помощь", если у вас небольшое повышение артериального давления? Спокойно с этим справится врач неотложной помощи. У них хорошие автомобили, хорошее оснащение, укладка медикаментозная, кардиограф есть у этого врача неотложки. И мы еще дальше пошли. Вот сейчас мы занимаемся тем, что мы формируем единую службу диспетчерской неотложной помощи в каждом округе. То есть не нужно будет иметь 6-8 диспетчерских. Будет одна диспетчерская, будет единый номер городской, по которому любой житель округа позвонит, и к нему приедет неотложная помощь. И главное, что сейчас мы переходим, бригады неотложки тоже обеспечиваем навигаторами, тоже с кондиционированием, чтобы было видно, где находится бригада, как она едет, для контроля оперативной ситуации.
ВЕДУЩИЙ: В какой-то степени стереотипы людей о работе "Скорой помощи" удается ломать. А по поводу стереотипа скорости доставки пациентов. Вот сейчас, если объективно сказать, она уменьшилась, увеличилась или осталась на прежнем уровне?
ПЛАВУНОВ: Давайте мы посмотрим на показатели оперативные. Вот на сегодня среднее время прибытия бригады к больному меньше 17 минут, при нормативе до 20 минут, среднее время. Если мы возьмем время прибытия на жизнеугрожающие поводы, там, где вот реально, меньше 15, ДТП - меньше 10 минут. Вот такие у нас сегодня временные параметры прибытия Московской скорой помощи. Конечно, все это достигается, благодаря огромной работе всего коллектива. Это и контроль оперативной ситуации. И очень большое значение в этом сыграла навигация, потом что сегодня, по сути, для диспетчера, который получает вызов, который передает вызов на бригаду, ему не принципиально, бригада какой подстанции находится рядом с этим вызовом. Бригада может ехать и на госпитализацию, может откуда-то еще возвращаться, с эвакуации пациента, она - свободна, она - в этом районе. Тут же передается вызов на навигатор бригаде, и брига едет. То есть, по сути, большая половина вызовов передается не через подстанцию, а напрямую бригаде, которая находится в пути. Даже такие бывают ситуации, например, какая-то массовая авария или что-то случилось срочное. Бригада едет на вызов. Если можно, скажем, на 1-2 минуты вызов отложить, бригада переориентируется на эту ситуацию, и тут же вдогонку к этому человеку едет другая бригада, потому что там ситуация жизнеугрожающая. Явно, что если мы не приедем, человек может просто погибнуть. Еще один вариант улучшения работы. Мы на сегодня уже сделали так, что диспетчер, который принимает вызовы от населения, принимает, не передает бригаде, имеет возможность, если это повод жизнеугрожающий, напрямую, минуя диспетчера направления, тут же отдать вызов на бригаду. Он видит бригаду, перед ним тоже монитор с картографией, он всю эту прекрасно ситуацию отслеживает и может спокойно отдать вызов на бригаду. То есть, мы еще ускоряем временной параметр прибытия к больному. То есть, масса есть вариантов сегодня, которые позволяют постоянно эту услугу совершенствовать. И мы этим занимаемся.
ВЕДУЩИЙ: Хотелось бы спросить по поводу оснащения медикаментами, потому что до сих пор остаются случаи, когда приезжают и какую-то плату за это требуют? Это первый момент. Вы сказали, что кардиографами оборудованы?
ПЛАВУНОВ: Это неотложка.
ВЕДУЩИЙ: Но очень часто они бывают неисправны, то есть невозможно снять кардиограмму. Вот это как-то отслеживается? И вот, например, для этих случаев или для каких-то еще, вот сейчас тоже прошла информация, что на машинах будут телефоны доверия вашего департамента?
ПЛАВУНОВ: Ну, телефоны они и так прекрасно известны департамента.
ВЕДУЩИЙ: Но решили еще на "скорых" написать?
ПЛАВУНОВ: Значит, ежедневно перед тем, как бригада выходит на линию, она проверяется администрацией каждой подстанции на предмет готовности, на предмет зарядки кардиографа, на предмет зарядки того же дефибриллятора и так далее. Это все контролируется. Что касается медикаментов, я не думаю, что на сегодня есть какая-то проблема. Более 100 наименований медикаментов и расходных материалов. Табель оснащения жестко выполняется, постоянно идет пополнение запасов на бригаде. Этим занимается специально выделенная фельдшерская подстанция, называется фельдшерско-аптечное хозяйство, которое ведет всю эту ситуацию. А в ночное время есть специальный запас суточный на каждой подстанции, где бригада может, если, не дай бог, чего-то не хватает, тут же пополнить свои запасы. Это все вопросы отработаны. И за последнее время, даже три года точно, я не помню жалобы, чтобы не было какого-то лекарства. Жалобы, касающиеся какого-то, скажем так, некоего вознаграждения, назовем ситуацию так, они, может быть, поступают одна-две жалобы в год. Все жалобы я лично прочитываю, все на контроле, все разбирается абсолютно. И, по сути, они ни разу не подтверждались, эти жалобы. Я не говорю о том, что этого где-то, может быть, не происходит, потому что все-таки огромный коллектив, и сами понимаете, что за каждым человеком встать невозможно. Но вот та атмосфера, которая сегодня сложилась на "Скорой помощи", она максимально способствует тому, чтобы этих случаев не было. В принципе на сегодня "Скорая помощь" всем обеспечена: хорошие машины, оснащение, пожалуйста, медикаменты. Все условия для работы созданы. Есть классы для обучения персонала, манекены. Люди имеют право и могут повысить свои знания, повышение квалификации. Условия все для работы службы город создал и правительство Москвы. Поэтому каких-либо вот таких даже в мыслях, даже мне не очень удобно говорить.
ВЕДУЩИЙ: Я понимаю, что вам "скорая" дорога. Вы сами возглавляли эту службу. И теперь, когда вы - в департаменте, конечно, вы наверняка встречаетесь и с коллективами, и непосредственно с руководителями. Скажите, когда, например, вы встречаетесь с трудовыми коллективами, есть вопросы, есть проблемы, все-таки чем высказывают озабоченность или недовольство, работающие на "Скорой помощи", вот какие-то такие моменты, которые, вы понимаете, что их нужно решить? Может быть, они достаточно узкие, специализированные, но, тем не менее, они есть?
ПЛАВУНОВ: Ну, понятно, что в каждом коллективе есть свои определенные нюансы в работе. Вот, например, так бывает, но это же не система, скажем, бригада находится на обеде, поступает угрожающий повод. Естественно, бригаду просят обед прервать, выехать на этот вызов, потом вернуться обратно и продолжить свой обед. Но эта работа характерна для любого медицинского работника. Вот я работал в хирургии больше 15 лет. Понятно, что, если ты находишься за операционным столом, и в это время поступает следующий пациент, требующий операции, ты же не бросишь, не уйдешь работать, чтобы потом вернуться. Ситуация вполне нормальная. И 99% людей это прекрасно понимают. А вот 1% почему-то начинает какие-то предъявлять претензии. Они, конечно, справедливые. Я ничего не говорю, человек имеет право на обед и так далее. Но ведь, прежде всего, дело, которому ты служишь, я считаю, приоритет должен быть вот такой. Кого-то не устраивает заработная плата, цифры я вам уже назвал. Вот когда Сергей Семенович и Леонид Михайлович Печатников в ночное время посещали скорую помощь, потом Сергей Семенович уехал, мы там остались поговорить с персоналом, Леонид Михайлович спрашивает: какие проблемы? Один из работников, фельдшер "Скорой помощи" говорит: вот у меня маленькая заработная плата. Он говорит: какая заработная плата? Она говорит: 60 тысяч рублей. Ну, вот как вы оцените такое заявление? А оказалось, что она стала чуть меньше потому, что когда был период, и она работала на неполной бригаде, стала бригада полной, дали второго человека. Понятно, что надбавку сняли. Все понимают, какая надбавка, если работают два фельдшера? Все стали получать заработную плату. Ситуация нормальная, как происходит и везде. Везде всегда в медицине люди совмещали. И у нас на "Скорой помощи", если человек хочет совмещать, может работать не на ставку, на полторы ставки, пожалуйста, закон это позволяет, подрабатывайте, зарабатывайте деньги. И люди, которые работают на полторы ставки, они получают больше. Врачи получают больше 100 тысяч рублей. Ради бога, на здоровье, это же хорошо. Если у человека есть желание, есть возможность, то есть это нормальная ситуация. Конечно, может быть, кого-то график не устраивает, например. Конечно, желательно в идеале, чтобы график у нас совпадал и водителей, и бригад 12-часовой, потому что водитель по закону не имеет права работать больше 12 часов. Это примерно было сделано лет 7-8 назад. До этого просто были все сутки. Ну, вышла такая нормативная база, ничего не поделаешь. Поэтому, естественно, мы как-то тоже стараемся и бригады на этот график перевести. Но не всегда получается. Кому-то нужны сутки, кому-то нужно 12 часов, то есть это проблемы. Они есть в любом коллективе. Это просто внимательная работа администрации, встреча с персоналом и решение этих проблем. Это неотъемлемая часть любого руководителя.
ВЕДУЩИЙ: И все-таки, а вот по поводу телефонов доверия вашего департамента, зачем их нужно размещать на автомобилях "Скорой помощи"?
ПЛАВУНОВ: Честно говоря, для меня это откровенная информация, потому что наши телефоны департамента известны всем. И мы везде, во всех уже СМИ разосланы, есть на сайте департамента. Мало того, есть телефоны доверия в каждой дирекции сегодня в округе. Они тоже доступные для населения. Есть отдельный телефон, который посвящен вопросам лекарственного обеспечения. Он работает у нас с 8 до 8 вечера, люди звонят по этому телефону. Слава богу, звонков все меньше и меньше по поводу лекарственного обеспечения. Но, тем не менее, этот телефон работает, есть сотрудник, все записывает, и тоже в течение дня все разбирается, все вопросы решаются. Поэтому на сегодня, насколько в этом необходимость, может быть, нужно разместить, что в этом плохого?
ВЕДУЩИЙ: Николай Филиппович, мы в начале разговора затронули вопрос по поводу Новой Москвы. У вас же наверняка произошло какое-то объединение с теми машинами и спецслужбой, которая была. Насколько это вообще прошло безболезненно и все-таки, я думаю, что недостаток машин "Скорой помощи" на территории Новой Москвы, он есть?
ПЛАВУНОВ: Значит, мы к этому готовились полгода, вот к этому переходу на Новую Москву. И ровно в ноль часов ноль минут 1 июля 2012 года 32 бригады Московской скорой помощи начали работать на этой территории. При этом мы все те вызовы, которые были переданы на "Скорую помощь" Московской области и не были выполнены, мы всех их тоже взяли на себя. Система была полностью готова, в том числе, и навигация, и позиционирование, все было уже компьютеризировано, все места были подготовлены. До нас на этой территории работала 21 бригада. Это была служба разрозненная, нецентрализованная, это были или отделения "Скорой помощи" при больницах, при Вороновской больнице было отделение "Скорой помощи", или это были отделения "Скорой помощи" при районных больницах - при Нарофоминской, при Видновской, или от Подольской больницы были, то есть не было службы единой. Служба сегодня - едина, 32 бригады работает, бригады специализированные. А до этого работали, как правило, все фельдшерские бригады, редко, когда были бригады врачебные. На сегодня мы эту ситуацию закрываем полностью.
ВЕДУЩИЙ: Ну, я вам желаю все-таки точку поставить и в других моментах, которые вы не решились озвучить, но, естественно, они есть. Я благодарю вас, Николай Филиппович, что вы пришли к нам в гости.