Картинка

Маяк. Москва 24.07.2013 - Каждый пассажир общественного транспорта автоматически страхуется на время поездки

24 июля 2013, 16:00

Персоны

Пассажирам общественного транспорта должны платить за полученные травмы. Порядок получения страховых выплат регламентируется вступившим в силу 1 января этого года законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика". Каждый пассажир метро, автобуса, троллейбуса, трамвая и маршрутки автоматически страхуется на время поездки. Есть ли разница между страхованием пассажиров автобуса и маршрутки, и на какие выплаты они могут рассчитывать? Об особенностях страхования в общественном транспорте и о том, куда обращаться, если вы получили травму, рассказывает адвокат, юрист Общества защиты прав потребителей Алишер Юрьевич Захидов. Ведущий – Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - юрист Общества защиты прав потребителей  Алишер Захидов. Мы будем  говорить сегодня о том, как получить компенсацию за травмы, полученные на общественном транспорте. Тема, конечно, очень актуальная после трагических событий, особенно если вспомнить, какие ЧП были еще и на метро. Мы напомним, что у нас сейчас вступил в силу федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика. И как раз сегодня пришла такая информация. В Департаменте транспорта составили список коммерческих перевозчиков с высоким уровнем аварийности, его уже опубликовали городские власти. Его составили после масштабной ревизии юридических лиц, которые как раз занимались этими перевозками, выявили перечень предприятий с высоким уровнем аварийности. Скоро подключится прокуратура, начнутся плановые проверки. Я только несколько назову. Это - «Арвал», «Перекресток», «Энгиаком», «Попутчик». И если действительно такие будут серьезные нарушения, то у этих пассажирских перевозчиков будут отбирать лицензии. Давно вообще об этом нужно было  подумать, а не после всяких событий.

 

ЗАХИДОВ: Действительно, к сожалению, это все надо было делать лет 5-7, может быть, назад, когда огромное количество смертей, огромное количество травм, полученных в результате вот таких дорожно-транспортных происшествий. Тысячи покалеченных людей, непонятные шоферы, непонятные машины, которые ездят без тормозов, которые не проходят техосмотр, без всякой лицензии, что называется, на свой страх и риск перевозят людей. Это даже не примеры, это просто фон некий, который был до последнего времени. С одной стороны, конечно, хорошо, что власти, наконец, решили навести цивилизованный порядок в этом деле, вот лицензирование у нас появилось, закон с апреля действует.

 

ВЕДУЩИЙ: Но ведь были же в принципе какие-то компенсации, если был причинен ущерб здоровью?

 

ЗАХИДОВ: Вы знаете, не было. Если что было, то это решалось просто в судебном порядке, компенсации за моральный вред, за физические и нравственные страдания, там по ОСАГО что-то выплачивалось, а потом это выяснялось, что колоссальное количество маршруток вообще по левым ОСАГО ездили, липовый ксерокс, красивая желтая печать и так далее. Но вот сейчас с апреля что они придумали. Максимальный размер выплат у нас теперь будет до двух миллионов рублей.

 

ВЕДУЩИЙ: Это, если, извините, инвалидность или смерть?

 

ЗАХИДОВ: Это, если смерить или тяжкий вред, страховые компании. То есть, не дай бог, если что случилось на дороге, у вас должен быть билет, у вас должны быть два свидетеля, у вас должен быть паспорт. Соответственно вы можете обратиться либо в ГАИ, составить справку о ДТП, либо вы можете непосредственно обратиться к перевозчику. Информация о полисе, оформленном для перевозки и лицензии теперь по обязательному праву должно висеть на видном публичном месте в салоне автомобиля, чтобы любой пассажир мог видеть действительно, что вот он - полис, куда обращаться, вся наглядная информация должна быть. Отсутствие такой информации действительно является прямым нарушением и уже подпадает под административный кодекс, под разные штрафы и нарушения. Таким образом, вот такие документы вы собираете, если, не дай бог, что случилось, и обращаетесь к перевозчику либо непосредственно в страховую компанию, с которой заключен договор о страховании. То есть она тоже должна висеть в салоне на публичном месте. Маленькое исключение, такси не вошли в этот список, это просто общественный транспорт в самом прямом смысле слова. Не могу, конечно, не сказать о сумасшедшей аварии, которая под Подольском произошла, которая унесла жизни 18 людей. Большое общественное значение, резонанс, там всколыхнула еще отдельный пласт, теперь уже по грузовому транспорту. То есть не знаешь, чего бояться: тех, кто тебя перевозит, или тех, кто едет рядом, потому что 18 смертей - это только по Москве. Но вот и в Якутске, и в Томске, и в Вологде, и в других городах, там тоже грузовики сталкивались с автобусами, просто менее значимо. Тут менее - более, конечно, слово плохое, потому что уже один человек погибший - это плохо. Вот там дополнительно правительство, учитывая резонанс, они решили еще выплатить от 500 до 1 миллиона рублей, дополнительно из целевого фонда города, из бюджета города, помимо страховых денег, которые должны выплатить страховая компания.

 

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. А если, например, компания не будет страховать своих пассажиров? Сейчас это возможно? Это делается как, добровольно или все-таки?..

 

ЗАХИДОВ: Нет, это сейчас обязательно. То есть маршрутка не может выехать на линию, если не будет оформлен полис, и если не будет иметь соответствующего разрешения, лицензии по линии правительства, по линии Департамента транспорта, если этот перевозчик официально не внесен в список компаний, которые контролирует Департамент транспорта как надзорная организация. Под это дело сейчас выявляют и фактически ликвидируют всех левых перевозчиков, которые возят по Москве.

 

ВЕДУЩИЙ: Но этот процесс давно идет, в том-то и дело. Даже знают, например, что у Павелецкого вокзала или Белорусского собираются левые автобусы, которые возят людей на дальние расстояния.

 

ЗАХИДОВ: Считается, что у них обязательно должны быть полисы.

 

ВЕДУЩИЙ: Это считается.

 

ЗАХИДОВ: Да. Обязательно должна быть лицензия, обязательно должен быть техосмотр. Не уверен, что везде, особенно на дальние расстояния. Потому что, если человек попадается на таких штрафах, эта компания несет штрафы 50-70 тысяч рублей, по-моему, на юрлиц, водитель штрафуется на 5-10-15 тысяч, то есть, там мало не покажется. И в принципе полиция сейчас проводит такие планомерные рейды.

 

ВЕДУЩИЙ: Вы знаете, по поводу "мало не покажется", если учесть, что такие левые доходы у них, то водителю заплатить 5 тысяч рублей, может быть, для него это совершенно нормально и не деньги.

 

ЗАХИДОВ: Но дешевле все-таки оформить этот полис страхования ответственности, сделать все необходимые допуски и разрешения, тем более здесь особых бюрократических барьеров я не вижу, потому что, если  там компания или перевозчик, физлицо занимается давно на этом рынке, пожалуйста, пусть он следит за тормозами своей чудо-техники, пусть у них есть полис. Потому что, если, не дай бог, произойдет какое-то ЧП, и эти люди думают тоже на шаг вперед, и выяснится, что у него документы не в порядке, это будет однозначно считаться отягчающим обстоятельством, нарушением правил дорожного движения - 264 статья Уголовного кодекса. Это до семи лет лишения свободы по 3, по 4 части этой статьи.

 

ВЕДУЩИЙ: Алишер Юрьевич, вы перечислили, что нужен билет, что должны быть двое свидетелей?

 

ЗАХИДОВ: Да.

 

ВЕДУЩИЙ: А если рассмотреть такую ситуацию, что маршрутка едет,  резко затормозила или врезалась куда-то. Человек получил какую-то травму, но водитель продолжил движение, и не удалось вызвать наряд инспекторов ГИБДД. Такая же тоже может быть?

 

ЗАХИДОВ: В любом случае, даже если у него не окажется билета, я уверен, что без труда можно доказать, что я ехал в этой маршрутке и действительно в этот момент произошло ДТП. То есть я сам как свидетель, как потерпевший заявляю в ту страховую компанию, которая назначена, прикреплена к этому страховщику, и я думаю, что здесь не должно быть каких-то проблем. Я говорю лишь о формальной стороне, что нужно. Но я в любом случае могу обратиться к перевозчику, ООО какой-то там, организация такая написана. Ну и все, я к нему обращаюсь. Процесс-то работает уже. Действительно работает. То есть с апреля выплачивают по России немаленькие суммы. Выплачивают, когда, например, троллейбус по неосмотрительности водителя поехал и зажал голову человеку в дверях, было выплачено 60 тысяч рублей, когда в результате резкого торможения другой налетел на металлический поручень в автобусе. Там были выплачены деньги приличные. Кто-то сломал ногу, когда упал, поскользнулся на ступеньках. То есть все, что касается травм, травматизма, все действительно подлежит, и этот механизм стал работать. В принципе это хорошо. Почему? Потому что, чем больше цивилизованного порядка, тем меньше вот этой вакханалии и меньше возможности для, скажем так, злоупотреблений. Вот ко мне пришла женщина, москвичка, она в районе Люблинского рынка столкнулась с маршруткой. Выходит мужик с наглой физиономией и говорит: ты с меня ничего не получишь, у меня нет ни московской регистрации, у меня нет документов, и вообще делай чего хочешь. Женщина, естественно, растерялась. Я говорю: вы хоть запомнили, как его зовут? Нет, говорит, я даже не знаю, как его зовут. У него нет надлежащих прав, то, о чем сейчас, наконец, начали говорить, что только они хотят с осени обязательно привести права, но не привести, а все, кто из других регионов ездит здесь, они должны иметь российские нормальные права, соответственно должен быть полис, должен быть документ, вид на жительство или разрешение на работу, все, что угодно. Вот в таком маленьком ракурсе, призме, мы видим массу правовых ситуаций, которые вообще не урегулированы. Ну, что я могу сказать этой женщине? Что я могу ей как адвокат посоветовать? Иди в милицию, пиши заявление. Вот она пришла в милицию. Первый вопрос, на кого?

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, эта ситуация понятна. Алишер Юрьевич, а такой вопрос. Вы перечислили, что должны быть документы, лицензии, права. Но мы все прекрасно знаем, что очень многие документы у нас легко купить, взяточничество у нас тоже есть, факт всем известный. И вот не может ли быть так, что да, у него все будут документы в порядке, но они купленные. На самом деле он будет ездить на своей тарантайке, опять будет левачить и так далее?

 

ЗАХИДОВ: Вы знаете, там сейчас штрафы на юрлиц за такие художества доходят до полумиллиона рублей. И эти штрафы реально применяются. То есть действительно законодательно посчитал адекватные суммы. То есть не откупаться, как вот сейчас, фуры, которые почему-то на МКАДе ездят в светлое время суток, штраф там пять, по-моему, тысяч рублей. Ну и что для него пять тысяч рублей? Вот я вчера ехал и смотрю, вся внутренняя сторона была забита. Все-таки сумма адекватная, полмиллиона, то есть это фактически под закрытие организации. Приставы будут работать, потому что будет принято какое-то процессуальное судебное решение именем Российской Федерации, им придется шевелиться, как-то делать. То есть порядок в принципе медленно, но верно наводится. Вот сейчас слабое звено уже даже не маршрутки, потому что руководство города внятно сказало, что они скоро исчезнут с разного рода маршрутов, будет крупный ходить транспорт, а это такси. То есть вот эти непонятные бомбилы, гастарбайтеры из ближнего зарубежья, которые вот катаются.

 

ВЕДУЩИЙ: Да, с ними пока не могут справиться.

 

ЗАХИДОВ: Как-то вот они живут. И тут до меня доходит правдивая, достоверная информация, что полиция и здесь их вылавливает, оприходует, обилечивает, еще что-то делает, я уж не знаю. Но реально какая-то, слава богу, работа ведется. Потому что пока мы тут с вами сидим разговариваем, каждый день в Москве тяжкий вред, каждый день сумасшедший травматизм. Это разбитые семьи, это покалеченные судьбы, потому что любое ДТП происходит мгновенно, это доля секунды. Вот как под  Подольском. Ехал автобус, ба-бах, его разорвало, и люди не сообразили, все. А потом вот этот начинается клубок и выясняется, что… Ну, подольская авария вообще уникальная, потому что действительно она вскрыла весь этот грузовой транспорт, который катается непонятно как и незнамо что, и кто там отвечает.

 

ВЕДУЩИЙ: Да все это было. Ладно. Мы сейчас уже, конечно, о другом. Я вот что хотела спросить. Сроки обращения вот за этими денежными выплатами, они законом как-то ограничены, либо временной отрезок достаточно большой?

 

ЗАХИДОВ: Да, там огромный, да. По гражданскому закону у нас по страхованию сроки два года, срок исковой давности. Но обычно все это сразу происходит. Естественно, люди приходят, начинают требовать. Даже если нет никаких документов, говорю всем: пусть это вас не смущает. И даже если билета у вас не окажется, то и это не должно смущать. Как говорит 18 статья закона о защите прав потребителей, хотя здесь общая аналогия все-таки уместна, отсутствие чека не лишает потребителя права заявлять свои законные требования. То есть, если что-то случилось, обращайтесь либо к перевозчику, либо в страховую компанию. Но, как показывает практика,  наряду со страховой ситуацией, со страховыми правоотношениями, обязательно здесь уголовно наказуемое деяние, потому что, если тяжкий вред здоровью, это уголовная статья, это обязательно будет  нарушение правил дорожного движения. Если вдруг есть уголовно-правовая составляющая, тогда вам, помимо страховой составляющей, необходимо еще требовать уже на следствии признания себя потерпевшим. А если это будет уголовная статья, тогда у нас уголовный процесс позволяет ввести такую конструкцию, как заявлять гражданский иск в уголовном процессе. И помимо вот страховой выплаты, вы еще вправе вести линию по возмещению уже в уголовном процессе. Это, конечно, не дай бог, вообще все это. Никому такие деньги не нужны, потому что они радости никому не доставляют. Но тем не менее. Есть такая законом установленная возможность, уголовным законом, и надо ей пользоваться.

 

ВЕДУЩИЙ: Вопрос по поводу метро. У метро своя система страхования. И они немножко особняком стоят. Вот в случае, если, например, произошло какое-то ЧП конкретно в подземке, что делать, как обращаться?

 

ЗАХИДОВ: Вот какое, например? Какое у вас перед глазами?

 

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Вот недавнее, было замыкание. Люди отравились угарным газом. Я не говорю о каких-то более страшных, там теракт или что-то еще такое. Но вот там контактная сеть опять не контачила, что-то еще?

 

ЗАХИДОВ: Слава богу, никто не сгорел, не пострадал, моральный вред.

 

ВЕДУЩИЙ: Или эскалатор, например, остановился внезапно, и человек упал, пожалуйста, может быть перелом ноги там или руки?

 

ЗАХИДОВ: Да, или, например, у женщины каблук, шпилька попала в эскалаторную линию, буквально чуть-чуть, вывих, какая-то тоже небольшая травма. Да, тоже можно требовать компенсацию вреда обязательно. Нужно составить какой-то документ, обратиться к  руководству метрополитена. Вся информация на сайте есть, где они принимают претензии. С ними, кстати, очень много людей судится, это и по билетам, и по обслуживанию, и по воровству в метро.

 

ВЕДУЩИЙ: Разорят так нашу подземку.

 

ЗАХИДОВ: Ну, они такие ребята, очень твердые. Поэтому со старых времен они еще привыкли к этому. По воровству в метро - это тоже отдельная тема, то есть мелкое хулиганство, мелкие кражи и так далее. Поэтому тоже обращайтесь к руководству метрополитена, как я сказал, на сайте вся информация. Фиксируйте ту ситуацию, какая произошла. Если обратились в травмпункт, обязательно документы из травмпункта выдадут по запросу. Требуйте компенсацию. Если, не дай бог, были какие-то расходы на лечение, значит, чеки, ярлыки, вы все сохранили. Не дай бог, была какая-то госпитализация. Но вот те люди, которые пострадали от угарного газа, однозначно здесь есть правовая перспектива, например, требовать компенсации морального вреда, потому что мне это страшно. Все мы знаем, что метро, например, освещается. Представьте, вдруг погас свет в метро. И что?

 

ВЕДУЩИЙ: Страшно.

 

ЗАХИДОВ: Мне будет страшно, потому что будет не только паника, это коллапс. Я не знаю, там от давки могут… И когда начинаешь  об этих мыслях думать, что мы все ходим под дамокловым мечом, то начинаешь думать, нет, лучше я как-нибудь спокойно проеду. Лучше об этом не думать. Благо сейчас руководство нашего города хочет открывать легкие наземные виды транспорта, наземные метро или как там они хотят его обозвать. Так что будем надеяться, что небо нам станет ближе.

 

ВЕДУЩИЙ: Да. Хорошо. А в каком случае могут отказать в выплате компенсации?

 

ЗАХИДОВ: Если найдут какое-то злоупотребление, недобросовестность, должны, точнее, отказать, какую-то надуманность, искусственную ситуацию или, как говорят юристы, "злоупотребление правом" по смыслу 10-й статьи гражданского закона. Человек идет не защищать свои права, а видит какую-то ситуацию, которой можно воспользоваться: ага, а дай-ка я тут заработаю денежек. И соответственно вот… В потребительской теме, кстати, очень часто бывает, когда любую ситуацию некоторые такие потребительские экстремисты пытаются… У нас теперь будут транспортные экстремисты, назовем их так.

 

ВЕДУЩИЙ: Вообще я слышала, что даже «черный список» таких существует людей, фамилии, которые так вот хорошо, виртуозно владеют и знанием Гражданского кодекса, и владеют ситуацией, где можно как-то денег срубить.

 

ЗАХИДОВ: Я считаю, что таким людям надо почаще обращаться за консультацией к психологам и психотерапевтам, потому что это, конечно, не нормально, когда человек живет этим и пытается заработать деньги, разоряет целый бизнес, и магазины. Судебная система ничего сделать не может, потому что у нас есть право на защиту, как не крути. Любое заявление должно быть рассмотрено, пусть даже и отказано. Но вот находят они, тем не менее… С другой стороны, государство сейчас пытается навести… Вот сейчас, пока мы разговариваем, Путин подписал поправки к Административному кодексу за обман потребителей. То есть там штрафы возросли в десятки раз. То есть там штрафы возросли в десятки раз. Если это было там тысяча-две, то сейчас это 20-30-40 тысяч рублей за недобросовестную конкуренцию, за схожие бренды, тоже там большие штрафы. То есть государство решило эти деньги как бы забрать со своей стороны с производителей, нежели вот такие недобросовестные потребители будут пытаться забрать их снизу. Наверное, это правильно.

 

ВЕДУЩИЙ: Кстати, когда мы говорили о таких в кавычках потребителях, то вот я даже читала, что страховщики опасаются, что в связи с этим законом федеральным, обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика, люди будут намеренно падать в салон, чтобы получить травму. Насколько это имеет вообще под собой основание?

 

ЗАХИДОВ: Ну, я слышал такую сказку. Я, честно говоря, себе слабо представляю. Вот вы сейчас сказали, у меня какая картина перед глазами. Вот женщина стоит как-то вот так театрально, рукой куда-то, мне плохо, ах, я там упала. Ну, жизнь подсказывает, что сам транспорт является источником повышенной опасности по закону. Раз ты пользуешься источником повышенной опасности, ты должен понимать, что уже само по себе твое присутствие здесь - это риск. А создавать какие-то фривольные, необдуманные ситуации еще вот здесь, это, по меньшей мере, нелепо. То есть можно так создать и упасть, что ты будешь падать, а он там должен будет экстренно затормозить, не дай бог, и ты нарвешься на грабли, о которых ты и не думал. И вот тогда тебе действительно придется доказывать свою добросовестность. Стоять на подножке, пока ты там какую-то искусственную ситуацию создашь. Он же не будет ждать: сударь, вы сделали? Надо будет экстренное торможение, чтобы спасти всех. И ты можешь очень здорово налететь. Поэтому, я думаю, что вот те, кого мы называем такими экстремистами, они все-таки думают о последствиях, потому что это все-таки немножко другое, чем потребительская тема, где ты купил тухлую колбасу либо просроченную упаковку. Ну, вот как пришел один ко мне со свининой, он купил свинину, а в ней оказался шип металлический. Когда вот свинью чистят, там вот металлические иглы. И вот такая иголка оказалась в этой желированной свинине. Он начал есть, не заметил, думал о чем-то высоком, и ему прямо этот шип в нёбо. Но не об этом. Вот он пришел ко мне и первая фраза была буквально следующая: Алишер, а сколько мы бобла можем на этом заработать? То есть не о том, как я вот могу защитить свои права. Я сказал, что в таком русле я не разговариваю, то есть мы ходим в суды защищать свои права, а не зарабатывать деньги. Поэтому, парень, ты немножко дверью ошибся. Поэтому, до свидания. То есть вот это классический портрет потребительского экстремизма. Даже если ты и пострадал, но ты должен думать не о том, сколько ты денег на этом заработаешь, а о том, как ты защитишь свои права по разумной компенсации, по недопущению вреда производителю. Потому что были другие ситуации. Вот у меня один клиент купил баллончик с кислородом, он у него в руке взорвался. Там нёбо, зубы пострадали. Ну и что? Мы приехали на переговоры к одному из поставщиков на фармрынок Москвы, вполне вменяемый дядька был, выслушал, говорит: сколько вы хотите? Ну, вот ему надо зубы залечить, условно говоря, себе, потом чего-то, в машине у него взорвалось, обивка еще у него пострадала. Там договорились на разумную сумму - 60-80 тысяч, что для фармацевтической компании в общем-то нормально. То есть он остался при своих и этот остался… А вот, которые идут… Поэтому, предвосхищая вот этих страховщиков, страховые компании… времени мало прошло еще. Чего там - с апреля. Май, июнь, только начали выплаты, то есть практика еще не наработана. Но в любом случае, поскольку это идет инициатива со стороны государства, то страховым компаниям, в общем-то деваться будет некуда, потому что это своего рода обязательный вид страхования и надо будет выплачивать. 

 

ВЕДУЩИЙ: Это понятно. А скажите, вот если человек едет из Москвы в другой город, даже из Москвы в область он едет. Там же как-то меняется вообще страхование, где ты находишься, или все равно…

 

ЗАХИДОВ: Нет. Это федеральная лицензия как ОСАГО, на всей территории России действует, здесь ли ты, в Петропавловске-Камчатском ли, где всегда полночь, это неважно. Тут всегда, что-то случилось, будешь обращаться в головную организация страховщика, страховую компанию. Там тебе должны выплатить страховое возмещение.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, вот этот закон, он вообще достаточно в большом объеме вобрал все юридические нюансы?

 

ЗАХИДОВ: В целом, да, потому что уже пошли выплаты, потому что он уже работает. Вот хотелось бы, чтобы еще и такси как-то было охвачено этим, потому что там тоже бывают аварии.

 

ВЕДУЩИЙ: Естественно.

 

ЗАХИДОВ: Действительно, очень много аварий бывает, там и кражи. Но, к сожалению, по такси, там люди остаются один на один со своими проблемами и вынуждены решать вопрос просто в обычном порядке. Почему? Потому что со страховой компанией всегда проще. То есть вот он, ответственное, назначенное законом лицо, которое мне должно помочь, оно страхует все эти риски. Естественно, я как экономически слабая сторона, как потребитель, как гражданин, что мне ходить в суды. Я пришел к тебе, посчитай  возмещение, сколько? 100 рублей. Дай мне. А с кого ты будешь эти 100 рублей потом просить, это твое.

 

ВЕДУЩИЙ: Спасибо.

Маяк. Москва. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация