Маяк. Москва 25.07.2013 - Рейтинг школ на соискание гранта мэра Москвы

25 июля 2013, 16:00

Персоны

В рамках государственной программы развития образования Москвы экспертным советом ежегодно отбираются лучшие школы города. За достижение высоких результатов образовательной деятельности и создание развивающей среды этим учебным заведениям дают гранты мэра Москвы. Эти средства идут на развитие, содержание и оснащение школ, в том числе на стимулирующие выплаты педагогам.

 

О рейтинге школ на соискание гранта мэра Москвы беседуем с директором государственного бюджетного образовательного учреждения "Центр педагогического мастерства" департамента образования Москвы Иваном Валерьевичем Ященко. Ведущий - Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - директор Центра педагогического мастерства при  Департаменте образования Москвы Иван Ященко. Мы будем говорить о том, как вывести школу на те высокие позиции, когда она сможет претендовать на соискание гранта мэра Москвы. По каким критериям составляется в этом случае рейтинг школ? Какие показатели учитываются? Вот об этом, несмотря на то, что сейчас каникулы - но все ведь помнят, когда нужно готовить сани - вот об этом мы будем с нашим гостем более подробно говорить. Подведение итогов конкурса на соискание грантов будет ранней осенью, где-то в начале октября?

 

ЯЩЕНКО: Ну, где-то в начале учебного года, может быть. Это сроки, которые объявляет Департамент образования и правительство Москвы. Он летом формируется. И сейчас рейтинг прошел выверку. Я напомню, что этот рейтинг не требует какой-либо специальной заявки. То есть участие в рейтинге не сопровождается какой-либо бюрократией. Участие в рейтинге школы происходит автоматически. Все данные для рейтинга берутся из информационных систем Департамента образования - данные об ЕГЭ, данные об олимпиадах, о других показателях, которые мы можем обсудить. И каждая московская школа получила в конце учебного года распечатку расчета своего рейтингового балла для сверки. И только, если школа с чем-то была не согласна, содержалась какая-то ошибка, связанная, например, с тем, что ребенок перешел из одной школы в другую, а школа сама по своей вине не проинформировала вовремя, в олимпиаде не тот номер школы был указан. Школы такие ошибки исправляют.

 

ВЕДУЩИЙ: А получается все очень механистически?

 

ЯЩЕНКО: Абсолютно.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть, тут даже фактически никакого нет человеческого фактора?

 

ЯЩЕНКО: Абсолютно. То есть этот рейтинг проводится по объективным независимым показателям, которые уже сформированы. Школа не подает заявку, вот как бывает на ряд грантов, и соискание гранта превращается в отдельную процедуру.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть она живет своей жизнью весь учебный год и потом получает грант? А у вас есть какой-то проходной балл?

 

ЯЩЕНКО: Конечно, это все есть. Но я вот хотел еще раз обратить внимание. Вот коллеги из научных институтов часто жалуются, что существенную часть времени заведующий, скажем, лаборатории или директор института, впрочем, это и на Западе, занят оформлением заявок на всевозможные гранты и отчетов по ним. Это просто отдельные пухлые тома.

 

ВЕДУЩИЙ: Но там же пишутся еще программы повышения квалификации сотрудников, их личного карьерного роста?

 

ЯЩЕНКО: Ой, конечно. Участие в гранте для ученого, например, это написание некоторой отдельной заявки. И зачастую оцениваются не результаты твоей работы, а профессионализм написания заявок. Это даже такой отдельный жанр, проводят даже семинар, как правильно писать заявки. То есть здесь совершенно не зависят результаты школы от того, что кто-то умеет грамотно, ну там, пускать пыль в глаза, делать хорошие презентации.

 

ВЕДУЩИЙ: А сколько у нас школ всего?

 

ЯЩЕНКО: В Москве около полутора тысяч.

 

ВЕДУЩИЙ: А у нас грантов в этом году будет 170. Было 85, в два раза увеличили?

 

ЯЩЕНКО: Да.

 

ВЕДУЩИЙ: 170, то есть очень высокая конкуренция.

 

ЯЩЕНКО: Разумеется. Но при этом я бы хотел сказать, что кроме грантов Департамент образования каждый год публикует еще и список школ с самыми высокими достижениями, которые шире  грантов. То есть имеется еще и похвальная, можно сказать, грамота, кроме диплома-гранта, имеется просто похвальное поощрение, попадание в список, который висит на сайте Департамента образования.

 

ВЕДУЩИЙ:  А вот теперь расскажите, это, наверное, очень интересно. Вот этот топ-лист, он сильно отрывается от тех, кто идет далее, то есть, есть ли такая пропасть между лидерами и отстающими? Или все достаточно постепенно?

 

ЯЩЕНКО: Вы знаете, тут, как всегда, нужно разделить две ситуации. Имеется ситуация так называемых школ совсем таких суперлидеров рейтинга, которые традиционны, это лицей 1535, это вторая школа, 57, 179 и так далее, то есть это я говорю по данным прошлого года. Рейтинг этого года еще в процессе формирования.

 

ВЕДУЩИЙ: Сколько таких лидеров?

 

ЯЩЕНКО: Это вот те самые первые гранты, которых было 10, в этом году будет 20. Они действительно идут с достаточным отрывом.

 

ВЕДУЩИЙ: Это традиционно сложилось, годами или это последнее время?

 

ЯЩЕНКО: Их количество тоже увеличивается, таких школ. И остальные к ним подтягиваются. Но, в общем, имеется некоторое количество школ, которые в  отрыве, что называется, по тем показателям, которые мы смотрим. У них больше всего олимпиадников. Но при этом, если мы отойдем чуть-чуть дальше, то там конкуренция очень высокая, потому что все параметры рейтинга подобраны следующим образом, что они, с одной стороны, свидетельствуют о высоких достижениях школы, а с другой стороны, они абсолютно реалистичны, и их можно ожидать от каждой школы.

 

ВЕДУЩИЙ: Давайте что-то конкретное?

 

ЯЩЕНКО: Да, вот давайте приведу пару примеров. Например, если мы говорим об олимпиадах, то мы вообще не учитываем результаты международных олимпиад, потому что в них участвуют единицы детей, например, по какому-то предмету от России участвует 5-6 человек, и ясно, что в результате этого ребенка вклад школы, он, конечно, важен, но он… Но мы, кроме всероссийской, учитываем, например, результаты региональных олимпиад. И в этом году уже 579 школ дали победителей и призеров олимпиад, начиная с регионального уровня. То есть в каждой школе мы можем ожидать подготовки олимпиадника. Если бы мы учитывали только самые топовые олимпиады, то все понимали, зачем нам этим заниматься, все равно какая-нибудь 57 школа, вторая нас обыграет? Нет, это довольно массовая ситуация. Точно так же по ЕГЭ мы не учитываем ни 100-балльников, и мы не учитываем такую опасную вещь, как средний балл, который, как средняя температура по больнице, все уравнивает.

 

ВЕДУЩИЙ: А что же вы учитываете по ЕГЭ?

 

ЯЩЕНКО:  А мы учитываем то, сколько ребят получили реальную возможность, благодаря школе, продолжить свое образование или свою карьеру в одной из областей. Показатель был выбран путем математического моделирования и экспертных опросов…

 

ВЕДУЩИЙ: То есть, сколько человек поступило?

 

ЯЩЕНКО: Хитрее. Сколько человек по каким-либо трем предметам набрали 220 баллов в сумме. С одной стороны, 220 из 300 - это не 300 из 300, и не надо быть гением, и можно ожидать от школы, что если ребенок хочет учиться, то его на этот уровень подготовят. А с другой стороны, по результатам анализа 220 баллов позволяют продолжить свое образование по любой специальности в одном из ведущих ВУЗов. Пускай, может быть, это будет на самый топовый ВУЗ, например, по экономике - ни МГУ, ни Высшая школа экономики, там балл повыше. Но ВУЗ чуть-чуть послабее, не самый плохой, вполне этого хватит.

 

ВЕДУЩИЙ: И вы говорите, что вот таких школ, которые соответствуют таким критериям, достаточно много. Вот среднее звено, оно обширно?

 

ЯЩЕНКО: Конечно, конечно.

 

ВЕДУЩИЙ: Сколько примерно, вот после той 20-ки, которая в лидерах, сколько таких?

 

ЯЩЕНКО: Вот имеются гранты. И грантов в этом году будет 170. И что существенно, несмотря на то, что количество грантов увеличивается, порог, проходной балл, мы уже можем уверенно сказать, что он просто даже вырастет. То есть результаты школ, они очень серьезные. Даже вот предварительные данные расчетов уже говорят о том, что вот за три года рейтинга наблюдается рост этих самых абсолютных показателей.

 

ВЕДУЩИЙ: А вот интересно, как этого можно добиться, потому что очевидно, что это не рывок такой, это не какая-то сиюминутная работа, раз вы говорите, что здесь нельзя, что называется, подогнать под результат. Это должна быть такая методичная ежедневная, кропотливая работа, причем такая, которая из года в год обрастает традициями и передается?

 

ЯЩЕНКО: С одной стороны так, с другой стороны, ежеминутная - я имел в виду не в смысле того, что можно сейчас взять и за неделю что-то.

 

ВЕДУЩИЙ: Вот я как раз тоже про это говорю.

 

ЯЩЕНКО: А за учебный год можно вполне достичь  результата. Тут очень заметна ситуация, которая связана, в том числе, и с тем, существенным образом, с моей точки зрения, связана с тем, что резко изменилось за последние три года, а рейтинг первый был сделан три года назад, когда новый мэр вышел с такой инициативой. Сергей Семенович когда это предложил, это стало очень важным ориентиром для школ. И вот когда Исаак Иосифович Калина разрабатывал, вот мы помогали. Принципы этого рейтинга - это действительно реальные ориентиры работы школы на то, чего ожидает образование города и чего ожидает население, и сам город от этого.

 

ВЕДУЩИЙ: Вот и родители могут это ожидать?

 

ЯЩЕНКО: И для этого появились ресурсы. Понимаете, сейчас школа является мощнейшим игроком на рынке труда в городе. Школа предлагает конкурентную зарплату. Если у школы раньше могли быть какие-то проблемы, скажем, при подготовке в ВУЗ, и школа должна была там упрашивать, то сейчас школа может нанять любого доцента любого ВУЗа, чтобы провести профильный курс. Зарплата в школе позволяет это сделать.

 

ВЕДУЩИЙ: Мы про деньги заговорили. Во-первых, что за объем этого гранта? И на что они могут тратиться, эти деньги?

 

ЯЩЕНКО: Объемы грантов - значительные, это несколько миллионов рублей. И деньги тратятся по усмотрению школы, то есть, нет никаких ограничений.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, например? Не то, чтобы ограничения, но рекомендации?

 

ЯЩЕНКО: Ни ограничений, ни рекомендаций нет, потому что принципиальная позиция города - это существенная свобода в использовании, кстати, и средств, которые и основные, вот подушевого финансирования. Директор сейчас имеет огромную свободу, а тем более средств гранта. Это может пойти и на поощрение учителей, и на какие-то еще вещи. Конечно, существенная часть школ используют их на премирование просто коллектива.

 

ВЕДУЩИЙ: Коллектива учителей?

 

ЯЩЕНКО: Школы, да.

 

ВЕДУЩИЙ: А сами школьники, кстати, они не получают премий?

 

ЯЩЕНКО: Нет.

 

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Коллектив учителей - это очень важно на самом деле, потому что, если это очень добросовестная работа, она требует большой эмоциональной и всяческой отдачи, безусловно.

 

ЯЩЕНКО: Кстати, я хотел добавить. Вот мы упомянули олимпиады и ЕГЭ, которые были в первый же год. Еще имеются важные дополнительные критерии, кроме олимпиад и ЕГЭ. Это в первую очередь диагностики, которые независимые проходят в городе. Это тоже сигнал школе, что если ты хочешь получать хорошие результаты, участвуй в независимой диагностике.

 

ВЕДУЩИЙ: А что это такое?

 

ЯЩЕНКО: Каждая школа может добровольно участвовать в системе независимой диагностики, когда школу просто добровольно проверяют, школа сама заявляет, что вот проверьте меня по русскому, по математике. Мы это учитываем.

 

ВЕДУЩИЙ: И кто это делает? Кто делает проверку?

 

ЯЩЕНКО: Проверку делает Центр качества образования. Плюс у нас учитывается с этого года…

 

ВЕДУЩИЙ: Вот немножко подробнее, как это делается? Вы берете работы, допустим, изучаете школьников?

 

ЯЩЕНКО: Нет. Приходят независимые наблюдатели в школу, дают детям задание, потом они проверяются независимо, и школе сообщается результат. И школа сама решает, этот результат кому-то показывать или нет.

 

ВЕДУЩИЙ: Это только по тестам как бы, да?

 

ЯЩЕНКО: Да, это по тестам. Точно так же с этого года учитывается еще и наличие в школе дошкольной ступени. Это тоже очень важная тенденция - связь школьного и дошкольного образования. Соответственно это дает дополнительные преимущества школам, которые полные, содержат все ступени, потому что ясно, что на одних и тех же площадях, если учитывать только ЕГЭ и олимпиады, ну ГИА еще в 9-м классе, то лицей, в котором есть старшие классы, имеет больше шансов.

 

ВЕДУЩИЙ: Дошкольники с какого возраста?

 

ЯЩЕНКО: С любого. То есть каждый школьник, который в школе проходит программу дошкольного обучения, не важно, это в школе, это детский сад включен в состав крупного комплекса, приносит школе дополнительные баллы.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть даже если детский сад?

 

ЯЩЕНКО: Да.

 

ВЕДУЩИЙ: А если это не детский сад, то это курсы?

 

ЯЩЕНКО: Учитываются любые официальные государственные программы, которые проходят в школе. То есть, если это кружок, просто какое-то дополнительное занятие, это не входит, но имеются так называемые требования к государственным программам дошкольного образования. Если все это официально, легально, соответствует, то, конечно…

 

ВЕДУЩИЙ: Насколько я понимаю, сейчас участвовать в этом конкурсе на соискание гранта могут и школы присоединенных к Москве новых территорий?

 

ЯЩЕНКО: Они ничем не отличаются. И нам было очень приятно, что в прошлом году две школы получили грант.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть уровень подтягивается к тем московским школам, которые уже имеют позиции?

 

ЯЩЕНКО: Конечно, да. И в олимпиадах мы это видим. Естественно, какой-то определенный разрыв есть, там проблемы имеются, но динамика очень хорошая. И даже в абсолютных результатах вот уже даже в прошлом году эти школы получали гранты.

 

ВЕДУЩИЙ: Вот смотрите, новость сегодняшнего дня, например. Выяснилось, что в Москве не все школы смогли набрать первые классы. 30 школ своих учеников самых младших не увидят. И вопрос с этими школами будет в очередной раз каким-то образом решаться. Какие здесь возможны варианты решения?

 

ЯЩЕНКО: Это еще один показатель информационной открытости образования. Вы знаете, запись школы - вся электронная и абсолютно прозрачная.

 

ВЕДУЩИЙ: 85 тысяч в этом году было зарегистрировано.

 

ЯЩЕНКО: То есть родителям сейчас не надо занимать очередь, стоять ночами, еще как-то пытаться неформальными методами попадать в школу. Имеется портал государственных услуг города Москвы, на котором ты можешь записаться в школу. Причем можешь записаться как в школу, по месту жительства выбрать одну из предложенных тебе, прикрепленных к твоему адресу школ, а также можешь еще дополнительно выбрать школу со всего города, хоть на другом конце Москвы.

 

ВЕДУЩИЙ: И теперь люди, прикрепленные по адресу, они не имеют преимущественного права вот учиться в той школе, которая находится неподалеку от твоего дома?

 

ЯЩЕНКО: Преимущество заключается в том, что по новым правилам тебя не могут не взять в школу, которая к тебе прикреплена, тебя взять обязаны. Это гарантировано каждому ребенку - право на образование, причем с возможностью выбора. Естественно, если ты записываешься в школу на другом конце Москвы, тебя будут брать уже, во-первых, на свободные места, но проводя еще определенную разъяснительную работу. Потому что, конечно, имеется очень серьезная проблема, и на нее постоянно обращают внимание, что родители, стремясь к иногда ложно понимаемому достижению большего качества образования, наносят прямой вред своему ребенку. Все-таки мы с вами прекрасно понимаем, мы перемещаемся по городу, что если маленький ребенок тратит час времени на дорогу туда и час времени на дорогу обратно, ему за это время наносится такой колоссальный ущерб здоровью, который несоизмерим ни с каким возможным, подчеркну, возможным образовательным эффектом.

 

ВЕДУЩИЙ: Насколько я понимаю, вот эти рейтинги школ, а также гранты, это стремление к тому, чтобы все школы Москвы вышли на определенный средний уровень, который был бы…

 

ЯЩЕНКО: Не средний, а высокий.

 

ВЕДУЩИЙ: Я подчеркиваю, средний уровень, который был бы конкурентоспособен и был достаточно высоким, вот именно этот средний уровень и был бы высоким?

 

ЯЩЕНКО: Конечно. В идеале мы бы хотели, чтобы каждая школа Москвы получала грант мэра за высокие образовательные достижения. И я уверен, что за несколько лет эта ситуация произойдет.

 

ВЕДУЩИЙ: А вот как родители, ну, они, видите, узнают, в какие школы не надо, потому что явно, что это такой сигнал для  30 школ, которые не смогли собрать первоклашек. Но как родителям понять, вот школа конкурентоспособна? Вы, эксперты, да, проводите свои исследования, но еще до того, как вы подключились к этому, как понять, что неблагополучно что-то в школе?

 

ЯЩЕНКО: Вы знаете, во-первых, вся наша деятельность открыта и по рейтингам, и по грантам. Вот как только олимпиада, мы сразу публикуем рейтинг. Кстати, зимой был опубликован очень интересный и довольно важный рейтинг олимпиадный, где школы оценивались не по количеству победителей и призеров, а по количеству предметов, в которых ребенок победил. Этим мы подчеркивали, что для нас важны школы, которые ребенку расширяют поле его деятельности. Если ВУЗ должен сужать. Вы поступаете в ВУЗ, чтобы уже целенаправленно готовиться.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть школа должна раскрыть весь объем информации?

 

ЯЩЕНКО: Конечно. И поэтому, например, школа 218 - по максимальному числу предметов там были победители и призеры. Была очень интересной эта ситуация. Если в школе 5-6, даже 10 предметов - замечательно, то тогда значит, ребенок может легко изменить свою траекторию. Иначе, поступая в математическую школу в 8-й класс, вы, может быть, к 10-му захотите больше увлекаться историей. Когда в школе есть сильные историки, то это вам позволит… Скажем, в 57-й тоже и гуманитарные, и естественно научные.

 

ВЕДУЩИЙ: Я так понимаю, что эти гранты, если они могут идти на премирование учителей, они ведут к тому, что школы будут привлекать, скажем так, более квалифицированные кадры? У меня тут были гости, кстати, из Департамента образования, и одна и директрис московских школ, она сказала, что в школу пришли мужчины. Я поняла, что для профессионального сообщества это очень важно, что в школу пришли мужчины, что они могут содержать свою семью, работая школьным учителем.

 

ЯЩЕНКО: Причем что существенно, в качестве основной работы на полную ставку. Конечно, школе нужны совместители прочитать разовую лекцию, какой-то предмет. Но все-таки основной костяк школ - должны быть люди, которые не просто душу и сердце отдают школе, но которые и основной свой доход получают в школе, чтобы человек понимал, что школа обеспечивает ему…

 

ВЕДУЩИЙ: Что это нормальная работа?

 

ЯЩЕНКО: Да, да, что школа ему обеспечивает все основные потребности, в том числе и семейного бюджета, если это мужчина, он отвечает за семейный бюджет.

 

ВЕДУЩИЙ: Но все-таки мне интересно, какие еще возможны, вы же знаете - лучше практику, какие еще возможны варианты траты этих грантов: может быть, организация каких-то походов, может, организация каких-то спецкурсов? Может быть, вы что-то расскажете, как уже было это?

 

ЯЩЕНКО: Походы, поездки, какое-то повышение квалификации учителей в форме поездки куда-нибудь, - это огромный спектр. Тут, понимаете, я бы даже от своего имени не хотел называть что-то, потому что кем-нибудь это могло бы быть воспринято как неформальная рекомендация.

 

ВЕДУЩИЙ: Я понимаю.

 

ЯЩЕНКО: Поэтому, все-таки извините, я позволю от этого воздержаться. А отдельно я бы хотел еще раз подчеркнуть, что для нас было очень важно, когда мы это сделали первый раз и вот сейчас делаем, что вот формально посчитанный независимый рейтинг имеет прекрасную, как говорят математики, корреляцию, связь, с неформальным телефонным рейтингом  родителей. То есть когда рейтинг публикуется, ни у кого не вызывает удивление, что какие-то школы где-то наверху.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть, найдены те критерии, которые отражают реальное положение дел?

 

ЯЩЕНКО: Да. Естественно, мы работаем над совершенствованием рейтинга. И в этом участвуют тоже очень широкие круги учителей, директоров. Мы планируем его расширять, потому что нужно учитывать больше показателей. Но, к сожалению, если мы хотим, чтобы все показатели были объективные и независимые для того, чтобы что-то померить, нужно выработать систему измерений. Это только формируется. Для того, чтобы что-то померить, нужно отработать механизм. А у нас с этим очень тяжело в стране.

 

ВЕДУЩИЙ: Кстати, вот вы меряете рейтинги школы, а вот столько еще споров по поводу того, как меряются знания учеников. Вот как вы полагаете, вот ваши эти изыскания в измерении рейтинга школы приведут к усовершенствованию измерения знаний учеников, чтобы оно было более, скажем так, тактичным?

 

ЯЩЕНКО: Мы с этим работаем. И в этом смысле как раз достаточно важно, что наш же коллектив участвует в серьезном статистическом анализе (по заказу Рособрнадзора)  Единого государственного экзамена и разработке предложений по его усовершенствованию, потому что действительно модели близки. И меряя школы, мы видим проблемы в измерителях и наоборот. Это действительно очень связанные вещи.

 

ВЕДУЩИЙ: Согласитесь, что все-таки выпускные экзамены должны проходить без каких-то волнений вот таких вот, связанных, другого слова не назовешь, со скандальными историями?

 

ЯЩЕНКО: Конечно. И механизмы этого понятны. Они сейчас широко обсуждаются. И мы уверены, что ряд предложений…

 

ВЕДУЩИЙ: Я, кстати, вспомнила, что когда мы сдавали, а это было довольно давно, когда мы сдавали экзамены выпускные, то билеты, как ни странно, выдавались заранее, и мы целую четверть решали задачи, которые потом попадали на экзамен и списывать особенно не было нужды, потому что мы отрабатывали эти задачи.

 

ЯЩЕНКО: Конечно. По математике, как вы знаете, уже есть открытый банк, все задания в интернете были известны с осени. Конечно, абсолютно недопустимы и скандальны, что конкретные варианты с указанием, куда чего пойдет, утекли в интернет, но сами тексты заданий, они более-менее известны заранее, официально совершенно, открыто. Кстати, я хочу сказать, что когда мы анализировали это с точки зрения, в том числе, и рейтинга, то статистически Единый государственный экзамен дает довольно приличные результаты с вполне допустимой статистической погрешностью.

 

ВЕДУЩИЙ: Я слышала от многих экспертов, потому я и задаю вопрос именно о тонкой настройке, скажем так. Тут уже вопрос, мне кажется, скорее этического плана об организации этого экзамена.

 

ЯЩЕНКО: Конечно. Потому что это подрывает доверие просто общественности.

 

ВЕДУЩИЙ: Чтобы не было такого давления и такого недоверия, скажем, к ученикам, когда им нужно буквально с паспортом приходить в собственную школу. Ну, кто же не заметит подмены собственного ученика, правда же? Так что вот тут тонкая настройка, об этом идет речь. У меня последний вопрос. Когда школы стали участвовать вот в этих рейтингах, у учеников возник такой дух состязательности?

 

ЯЩЕНКО: Вы знаете, мы старались сделать так, чтобы рейтинг был максимально комфортным психологически, что школа должна жить своей обычной жизнью. Рейтинг - это просто дополнительный стимул, дополнительный показатель.

 

ВЕДУЩИЙ: Но все-таки какие-то амбиции должны появиться у учеников?

 

ЯЩЕНКО: Я считаю, что у ребенка и учителя должна быть амбиция, чтобы хорошо учиться в своей хорошей школе.

 

ВЕДУЩИЙ: Спасибо.

Маяк. Москва. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация