Маяк. Москва 31.07.2013 - Контроль деятельности коммерческих перевозчиков

31 июля 2013, 16:00

Персоны

 

Департамент транспорта проверил работу коммерческих грузовых и пассажирских перевозчиков и выявил 11 компаний с высоким уровнем аварийности на дорогах и большим количеством правонарушений. В список, в частности, попали ООО «Арвал», ЗАО «ТД Перекресток», ООО «Кока-Кола Эйч-Би-Си Евразия», ООО «СМУ Ингеоком» и другие. О том, как контролируется деятельность коммерческих перевозчиков и соблюдают ли они правила безопасности движения, рассказывает руководитель государственного казённого учреждения «Организатор перевозок» Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Владислав Игоревич Казанский. Ведущая – Екатерина Высоковская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - руководитель государственного казенного учреждения «Организатор перевозок» Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Владислав Игоревич Казанский. Мы будем говорить о том, как контролируются коммерческие перевозки: строго ли, придирчиво ли и по каким параметрам. Вот с нелегальными перевозчиками как вы оцениваете сейчас ситуацию в Москве: она критическая, она сдвинулась с мертвой точки, куда мы идем?

КАЗАНСКИЙ: Надо заметить, что я бы не назвал ее критической. Она все-таки сдвинулась с мертвой точки. В течение года проделан ряд мероприятий оперативного, профилактического характера, нормотворческая деятельность, правом которой наделен Департамент транспорта, бурлит, можно даже так сказать, по наделению полномочиями сотрудников департамента и подчиненных подразделений именно в плане борьбы с нелегалами.

ВЕДУЩИЙ: А водители маршрутных такси об этом знают? Они как-то уже боятся, или еще продолжают все-таки свой нелегальный труд?

КАЗАНСКИЙ: Да, нелегальный труд, конечно, они продолжают. Эта деятельность, начнем с того, что она все-таки рентабельна, она востребована. То есть при общей населенности города, при таком большом количестве пассажиров, при таком большом количестве людей, прибывающих из областей, из регионов, эти перевозки, они востребованы, они приносят прибыль. А там, где есть спрос, естественно, есть предложение. Там, где есть предложение, есть нарушения.

ВЕДУЩИЙ: Самое интересное, что пассажиры достаточно беспечные. Выходя из метро и желая побыстрее добраться до дому, они готовы садиться к нелегалам, не задумываясь о последствиях. А я вот сейчас, готовясь к нашему разговору, посмотрела несколько сюжетов, где показаны аварии с участием нелегальных перевозчиков. И, честно говоря, я просто вскрикивала вслух, когда я видела эти обгоны, эти перевороты на обочину и так далее. И рядом приводят слова пассажиров, которые говорят, что нам все равно, кто нас везет, нам бы поскорее.

КАЗАНСКИЙ: Да, это так, к сожалению. Однако общая концепция городских властей, в частности департамента, который реализует общую политику по развитию транспортной системы в 2012-2016 гг., что в идеале мы должны прийти к тому, что перевозчики будут работать по схеме «один перевозчик - один маршрут» и ориентироваться не на количество пассажиров, добирать их, то есть всеми правдами-неправдами заполнять салон, а именно на соблюдение интервала движения и на соблюдение километража, за который будет платить, в свою очередь, город. То есть мы должны прийти к тому, и мы будем к этому стремиться, что интервальность движения, скорость, количество подвижного состава будут строго регламентированы. И тем самым мы исключим такие обгоны, про что вы говорите, подрезания, набор пассажиров, скопление там, где это выгодно тому же нелегалу, да даже и легалу, у нас все этим грешат, что уж тут говорить. То есть мы придем к модели транспортной такой, когда водитель не будет как бы заинтересован именно в наполняемости маршрута, он будет заинтересован в проезде, в километраже, в соблюдении интервала. Это совершенно другая концепция, то есть она кардинально противоположная.

ВЕДУЩИЙ: То есть заинтересован в работе по расписанию. А интервалы будут рассчитаны, исходя из загрузки трассы, которая существует, чтобы они были реальны?

КАЗАНСКИЙ: Да, интеллектуальная транспортная система позволяет нам отслеживать именно ситуацию на дорогах, в том числе и пробки, в том числе скопление машин, и координировать деятельность перевозчика. И перевозчик будет заинтересован в километраже, то есть он будет заинтересован в том, сколько он проехал. Не сколько он простоял, не сколько народу он перевез, а сколько он проехал. Потому что платит город и платит определенную фиксированную сумму. Вот сейчас уже пилотный проект запущен с июля, это 22-й маршрут, Мосгортранс заключил генеральное соглашение…

ВЕДУЩИЙ: Где он работает, этот маршрут?

КАЗАНСКИЙ: Этот маршрут работает от станции метро «Динамо», идет от Петровско-Разумовской до НАМИ. Это в сторону Большой Академической. Порядка девяти автобусов там работает сейчас. Пилот этот, я считаю, успешно развивается. И осенью будут поведены итоги, которые будут позволять уже сделать вывод о том, насколько эта система себя оправдывает, насколько та математика, которая представлена, заявлена перевозчиком, она согласована, то есть именно по затратной части, то, что город платит. Либо, наоборот, она превышена, либо она не дотягивает до себестоимости, то есть там такие именно экономические будут выкладки. Качество обслуживания в первую очередь, конечно, будет учитываться, пожелания пассажиров, то есть общественное мнение.

ВЕДУЩИЙ: То есть коммерческая перевозка будет получать прибыль от города?

КАЗАНСКИЙ: Конечно. Я считаю, что это совершенно правильно. Более того, что это в большинстве цивилизованных городов мира, где транспортная ситуация далека не то что от коллапса, а даже далека от критической какой-то своей…

ВЕДУЩИЙ: Но это очень важное концептуальное решение.

КАЗАНСКИЙ: Однозначно. Вы понимаете, ситуация ведь какая. Ведь концептуальное решение, почему оно еще здесь, в этом аспекте важно? Важно доказать пассажиру, потребителю услуги городской, что ему не надо садиться в автомобиль, приезжать сюда, вот как к вашему Дому радио, - я посмотрел, всё заставлено. Ведь человек приезжает, оставляет машину до вечера. Улично-дорожная сеть тем самым загружена, колоссально загружена. Здесь, по этой Большой Татарской, могли бы пройти нормальные низкопольные большие автобусы или средней вместимости автобусы. Между тем здесь еле-еле протискиваются автомобили. То есть концепция такая: доказать людям, что городской транспорт - это возможно, это реально, это эффективно, сократить время приезда на работу от дома. Оно у нас сейчас больше часа. Прийти к какому-то хорошему варианту, когда оно будет составлять порядка 50 минут, средний такой нормативный показатель, то есть уменьшить его достаточно намного. Ведь у нас некоторые районы нормативные показатели превышают где-то в полтора раза.

ВЕДУЩИЙ: Вопрос, который беспокоит в связи с коммерческими перевозками, это состояние самого транспортного средства и - это уже теперь острый вопрос - квалификация водителя. Потому что многие переквалифицируются из сферы торговли, а не пойти ли поводить машину. В принципе где-то в ранней юности за баранкой сидел.

КАЗАНСКИЙ: Да. Вы очень верно это подметили. Я полностью здесь с вами согласен. Дело в том, что я живу в пригороде. Я езжу на городском общественном транспорте. И в общем-то, иногда замечаешь неквалифицированность водителей, откровенное хамство и жажду наживы. Поэтому мы вот с этим боремся.

ВЕДУЩИЙ: Кто за это отвечает? У кого такая, скажем, контролирующая функция?

КАЗАНСКИЙ: Конечно же, контролирующая функция именно по правилам дорожного движения, по соблюдению правил дорожного движения - это у ГИБДД.

ВЕДУЩИЙ: А кто выходит на линию?

КАЗАНСКИЙ: Вот сейчас подписано 22 октября 2012 года соглашение между правительством Москвы, ГУВД Москвы, Госавтодорнадзором, ФМС, и созданы мобильные группы, в состав которых входят сотрудники вышеперечисленных организаций. И мы в плановом режиме отслеживаем именно вот эту ситуацию, каждый в своей части. То есть если, допустим, организатор перевозок наделен полномочиями привлечения к административной ответственности за несоблюдение согласований с департаментом, отклонение от маршрута, там целый ряд по нашему кодексу городскому административных правонарушений, то сотрудники Госавтодорнадзора - это наличие лицензий, сотрудники ГИБДД - это в основном исправность технического средства, сотрудники подразделений исполнения административного законодательства ГУВД Москвы - это нарушение правил использования при несогласовании либо отсутствии лицензий. Здесь много пересечений, и мы взаимно дополняем друг друга. И я считаю, что вот эти группы, мобильные группы, они принесли свои результаты. В частности, мы можем уже с гордостью сказать, что 61 маршрут сейчас нами ликвидирован. То есть мы на постоянной основе уже посмотрели, люди эти уже не ездят, эти нелегалы, по тем маршрутам. Причем это маршруты были Мосгортранса. Они были легальны.

ВЕДУЩИЙ: Но на них выходили нелегальные перевозчики.

КАЗАНСКИЙ: Да. Вот эти наши друзья, которые с жаждой наживы, и, подвергая жизнь пассажира опасности, здесь зарабатывали деньги. Мы с ними успешно боремся. Эвакуируем транспортные средства на штрафстоянки. Сейчас на данный момент 66 транспортных средств у нас находится на штрафстоянках. Пусть это немного, но город закупает эвакуаторы сейчас активно, объявлены конкурсы. Я думаю, что эта цифра будет расти. Так что я бы не согласился здесь со скептиками, говорящими о том, что работа совершенно не ведется.

ВЕДУЩИЙ: Нет, так никто не говорит. Речь идет о том, что одних ловите, и тут же нанимают на работу других водителей той же примерно квалификации. Поэтому здесь, вероятно, по капле это всё накапливается, а потом, когда бочка переполняется, может получиться так, как случилось с такси. Придумали, чтобы это были опознавательные знаки, чтобы это были шашечки наверху светящиеся и обязательно цвет желтый. Вот для маршрутных такси, а я так понимаю, что самые злостные нелегальные перевозчики - это именно маршрутные такси, может тоже такая унификация произойти?

КАЗАНСКИЙ: Унификация произойдет в связи с переходом, как я уже сказал ранее, на использование одного маршрута одним перевозчиком, то есть унификация самой маршрутной городской сети. То есть на одном маршруте мы не увидим 10 разномастных, как вы говорите, транспортных средств, принадлежащих разным перевозчикам. Сейчас вот, например, коммерсантов, работающих в сфере коммерческих перевозок, 66. Сколько их останется после проведения конкурсов, это покажет время. Но общее требование такое, что это должны быть комфортабельные автобусы, не какие-то машущие крыльями, извините за каламбур, маршрутки, а именно современные автобусы. Малой вместимости, средней вместимости, низкопольные - большой вместимости, для социально ограниченных групп, то есть для инвалидов, для мам с детьми, для стариков, детей, то есть это будут комфортабельные вещи. Это будет условием конкурса, однозначно. Мы не увидим больше вот этих маршруток. И тогда она уже отпадет, сама проблема, она будет ликвидирована, она просто будет сведена на нет.

ВЕДУЩИЙ: Срезана под корень.

КАЗАНСКИЙ: Потому что сейчас это приносит прибыль. Мы должны смотреть правде в глаза и понимать, что там, где деньги, а причем деньги очень неплохие, рентабельность достаточно высокая, то идет и дробление юридического лица на составные, отдача своих маршрутных средств в пользование по доверенности физическим лицам. А там штраф 4 тысячи, которые заплатив, он совершенно спокойно выходит опять на маршрут и зарабатывает дальше.

ВЕДУЩИЙ: В общем, это очень сложные процессы, потому и разбираться с этим нужно достаточно осторожно.

КАЗАНСКИЙ: Да, здесь целый комплекс. Мы сейчас подаем законодательную инициативу и по наделению большими полномочиями, и по увеличению штрафов, и по приведению законодательства федерального уровня с региональным законодательством к унификации.

ВЕДУЩИЙ: И такие, например, меры, как: если два раза и более в течение трех лет человек, приехавший в Россию на подработку, нарушает правила дорожного движения, ему могут запретить въезд в страну на три года.

КАЗАНСКИЙ: Я вот, кстати, хотел отметить, что в рамках этого соглашения мы взаимодействуем очень плотно с сотрудниками ФМС. И за период существования, чуть более полугода, вот этих наших мобильных групп 1147 правонарушений в сфере миграции выявлено, по которым 43 гражданина были из страны выдворены, 17-ти запрещен въезд. И наложены достаточно большие штрафные санкции на этих юрлиц, которые были нанимателями и работодателями этих гастарбайтеров.

ВЕДУЩИЙ: Вот вы правильно говорите, что это достаточно прибыльная история. И здесь, конечно, нелегалы тоже могут получить свои дивиденды. Но иногда в погоне за прибылью просто осторожность абсолютно заглушается. А на самом деле, мне кажется, всем полезно вспоминать перед маршрутом, что речь идет о жизни, о собственной жизни и о жизни пассажиров, которых ты везешь.

КАЗАНСКИЙ: Я вам скажу из собственного опыта. Мы достаточно плотную работу проводим с правоохранительными органами, и в составе ГКУ «Организатор перевозок» большое количество людей, которые прошли жизненный путь в полиции, в милиции. И информация, вы знаете, такая достаточно неутешительная в плане отдыха, быта, сна вот этих бедных людей, гастарбайтеров. Два-три часа сна, и то в лучшем случае это где-то на базе по приему металлолома либо в каком-то заброшенном общежитии. А так в основном где-то в парковой зоне кучкуются эти люди на своих этих маршруточках, там спят, коротают время, то есть до начала часа пик. Но вместе с этим, я просто хочу опять же ответить на ваш вопрос, в ноябре 2013 года вступят в силу поправки в закон «О безопасности дорожного движения», и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям будет запрещено допускать к управлению транспортом водителей, у которых нет российских водительских удостоверений. Это очень, я считаю, большой прорыв. И это в разы сократит, я считаю, те негативные моменты, которые сейчас существуют.

ВЕДУЩИЙ: Аварийно-опасные.

КАЗАНСКИЙ: Аварийно-опасные, да.

ВЕДУЩИЙ: И, кстати, как проживают водители, это тоже показатель. На самом деле, когда живешь по заниженным критериям во всех сферах быта, то уже и к работе тоже относишься с такими же заниженными критериями и надеешься на авось.

КАЗАНСКИЙ: Да, я с вами полностью согласен. Но здесь мы, конечно, с сотрудниками ГИБДД, с сотрудниками ФМС профилактируем эти ситуации, в частности, работаем с управами, с префектурами по обращениям граждан. У нас есть «горячая линия», у нас в департаменте, которая позволяет нам отслеживать места скопления, места прибытия и несанкционированных стоянок. И туда мы направляем своих сотрудников, стараемся при, в общем-то, небольшой относительно численности сотрудников ГКУ, в данном направлении работающих, все-таки здесь городу помочь, так как мы сами – жители, и понимаем абсолютно, что это наши семьи ездят, наши мамы, папы, дети. Так что, в общем-то, мы не сторонние наблюдатели, мы - активные участники процесса.

ВЕДУЩИЙ: Вот про активных участников процесса, в данном случае про пассажиров наземного и подземного городского транспорта, поскольку ваша организация, которая называется государственное казенное учреждение «Организатор перевозок», также занимается и контролем, и выявлением безбилетников.

КАЗАНСКИЙ: Да. Я про это тоже хотел бы сказать.

ВЕДУЩИЙ: Изменилась ли на самом деле ситуация, кроме того, что увеличились штрафы, теперь 1000 рублей за безбилетный проезд? Как он оплачивается, как происходит это наказание, вообще, какова должна быть история взаимодействия пассажира, безбилетника даже, с контролером?

КАЗАНСКИЙ: Ну, вот что касается метро, как вы уже сказали, то в связи с распоряжением правительства Москвы в декабре 2012 года в сферу деятельности учреждения вручен контроль правил пользования Московским метрополитеном и Московской монорельсовой транспортной системой. В соответствии с этим 290 наших сотрудников, мы их называем контролеры в метрополитене, на постоянной основе находятся на станциях метро, в вестибюлях.

ВЕДУЩИЙ: На постоянной основе? Это не рейды, это просто постоянно они там находятся?

КАЗАНСКИЙ: 38 станций мы сейчас закрываем полностью, на все входы и выходы, и 26 - в плавающем режиме. То есть мы перемещаемся по мере необходимости, по мере нарастания какой-то кризисной ситуации. То есть мы смотрим и мониторим, сотрудничаем со службой безопасности метро и перемещаем наших людей. Сейчас вот при увеличении штата будем пытаться закрывать всё. Соответственно, когда проходит человек по социальной карте, загорается индикатор на турникете, и контролер может выборочно, это не обязательно повально и каждого, но может выборочно попросить предъявить социальную карту. При предъявлении социальной карты определенное устройство помогает считать ее, то есть кому она принадлежит. И соответственно, если молодой человек едет по социальной карте своей бабушки, а такое очень часто… Я такую маленькую статистику приведу, что где-то в день мы порядка 200 социальных карт в метро изымаем.

ВЕДУЩИЙ: Я тоже очень удивилась, когда услышала такую цифру: одна треть пассажиров метро - безбилетники. Я подумала - как же так? Вот из-за социальных карт?

КАЗАНСКИЙ: Социальные карты - это повальное зло. И мы сейчас с ним активно боремся, и мы, и сотрудники службы безопасности метрополитена. Вот я говорю, в среднем у нас изымается в неделю где-то порядка 1000 социальных карт. Соответственно бабушка остается на два месяца без проезда в общественном транспорте. Не блокируются, конечно, другие приложения, город не пойдет на это никогда. Потому что человека нельзя лекарств лишать, каких-то социальных его привилегий, то есть того, что он заслужил своим трудом, своим возрастом. Но транспортное приложение блокируется, и два месяца бабушка или дедушка…

ВЕДУЩИЙ: Но чаще всего отдают, наверное, те, кто и не пользуется этими видами транспорта, и эта возможность блокируется для внуков и прочих родственников. А вот сами эти безбилетники, которые по социальной карте идут, они штраф должны платить?

КАЗАНСКИЙ: Штрафуются, да, конечно, 2,5 тысячи рублей сейчас введен штраф. Достаточно хороший удар по кошельку. Значит, выписываются определенные документы, то есть выписывается протокол постановления о правонарушении, в соответствии с которым он может либо обжаловать в суде, либо добровольно оплатить.

ВЕДУЩИЙ: А как это всё делается? А если у человека нет с собой паспорта, документов и так далее? Ну, если социальная карта - хоть какая-то зацепка, а если просто в городском транспорте едет человек без билета?

КАЗАНСКИЙ: Конечно. Если это городской наземный транспорт, то мы стараемся объяснить правонарушителю, что здесь он нарушил злостно права, и постараться, никакого силового давления нет, постараться уговорить его, не уговорить, а даже его склонить к тому, чтобы он уплатил штраф на месте, назвал свои данные.

ВЕДУЩИЙ: Но 1000 рублей тоже может не у каждого быть с собой.

КАЗАНСКИЙ: Согласен. Но при выписке протокола постановления у него есть определенное время на погашение этого штрафа.

ВЕДУЩИЙ: А есть какая-то возможность просто заплатить за проезд или нет?

КАЗАНСКИЙ: Он может заплатить за проезд и проследовать дальше, но штраф за безбилетный проезд есть.

ВЕДУЩИЙ: Все равно надо заплатить.

КАЗАНСКИЙ: Ну, человек ехал, да. Он пользовался услугами транспорта. Вы извините, конечно, я чуть от темы уклонюсь, но мне просто очень хочется поздравить наших коллег из Мосгортранса, им сегодня 55 лет. А это - колоссальная организация, которая перевозит порядка 38% пассажиропотока в день, это Мосгортранс наш славный. Поэтому, пользуясь эфиром, я сегодня хотел бы их поздравить.

ВЕДУЩИЙ: Мы тоже присоединяемся, потому что мы тоже пользователи общественного городского транспорта, так что поздравляем и желаем им совершенствовать свою работу. В юбилей всегда трудовых свершений желают. Так вот все-таки о штрафах. Есть такая норма, что можно высадить человека, чтобы он не продолжал свою поездку?

КАЗАНСКИЙ: Мы высаживаем. Если человек активно сопротивляется, не называет свое имя, то есть не хочет вообще сотрудничать в плане составления документа об административном правонарушении, мы... Только мы не ссаживаем, мы не можем применять силу. Сотрудники полиции, которые с нами присутствуют зачастую, их не так много, но они очень здорово нам здесь помогают, доставляют человека в отделение, устанавливают его личность, и мы продолжаем с ним уже дальше работать по взиманию с него штрафа, положенного городу.

ВЕДУЩИЙ: А как вы считаете, если турникеты снимут, число безбилетников увеличится или останется на том же уровне?

КАЗАНСКИЙ: Я сейчас не готов ответить на этот вопрос, потому что я не владею данной информацией как эксперт. Мне не хотелось бы просто здесь голословно… Кто-то за то, чтобы снять турникеты, потому что быстрее проход, соответственно интервал сокращается, кто-то за то, что пассажир не всегда добросовестен, и все-таки оплата, она важнее. То есть здесь палка о двух концах, в общем-то, на это можно посмотреть с двух сторон. Но в перспективе правительство и департамент идут на то, чтобы турникеты все-таки убрать.

ВЕДУЩИЙ: Мне кажется, еще очень действенная история, связанная с мобилизацией и с попыткой сделать пассажиров более дисциплинированными, - это разные формы и возможности оплаты своего проезда, вот эти транспортные карты многоразового использования, карта «Тройка», которая действует пять лет. То есть это упрощает возможность оплаты. И, может быть, вам легче работать будет.

КАЗАНСКИЙ: Да, упрощает. И департамент идет на то, чтобы сейчас поставить валидаторы у коммерческих перевозчиков, мы активно с ними работаем и стараемся все-таки, чтобы все билетные решения были завершены.

Маяк. Москва. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация