Маяк. Москва 01.08.2013- Обновление Москвы
Персоны
На территории автозавода имени Лихачева началась реконструкция: часть территории по проекту «Полуостров ЗИЛ» отдан под застройку. В целом же, застройка Нагатинской поймы - первый крупный проект комплексного развития территории. Речь идет о создании рабочих мест, жилых, социальных, культурных, научных и производственных объектов.
А еще в столице появятся новые парки - Зарядье и Ходынка, новое здание Политехнического музея и новое место для Государственного центра современного искусства. «Новостной» масштаб осмысливает главный архитектор Москвы Сергей Олегович Кузнецов. Ведущий – Ирина Козловская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - главный архитектор города Москвы Сергей Кузнецов. Хочу личное спасибо сказать от себя, потому что, если бы не ваш приход, я бы, наверное, никогда не попала на территорию ЗИЛа, буквально дня 3-4 назад. До сих пор впечатлениями полна. Произвело немного гнетущее впечатление - город прошлого. Но, тем не менее, люди работают, параллельно идет снос уже каких-то цехов. Вот скажите, было четыре проекта от проектных мастерских, которые представили свои концепции планов развития. Такая громадная территория, уже есть какая-то конкретика. Есть ли шанс, например. У наших архитекторов, может быть, даже получить Притцкеровскую премию за преобразование такой громадной территории?
КУЗНЕЦОВ: Такой заход на Притцеровскую премию интересный. Проект хороший очень получается действительно. И проект Меганом, который был выбран на конкурсе как победитель конкурса концепции развития ЗИЛа, который совместно с Институтом генерального плана потом развивал эту территорию. В перспективе при определенном раскладе можно, конечно, претендовать на премию. На эту, может быть, еще на какие-то. Но действительно проект удачный. И то, что там работы планируются и ведутся. Сейчас еще у нас этап работы по утверждению так называемого плана реализации. То есть мы должны понимать, что развитие такой гигантской территории сопряжено с большими инвестициями и не только частными, но и городскими, государственными. А государственные инвестиции - это вложение очень такое долгосрочное для города всегда, большая нагрузка на бюджет. Поэтому сейчас ведется балансировка вот этих вот расходов. И как только это будет сделано, в принципе мы уже близки к результату, начнется проект реализовываться.
ВЕДУЩИЙ: Сергей Олегович, ну, я так понимаю, что все-таки с инвестициями все более-менее понятно. Достаточно интересные крупные компании проявили свой интерес. Но этот проект рассчитан на несколько этапов, буквально говорят, что в течение 20 лет мы все построим до конца. Проект не устареет за это время? Может быть, аналогия не совсем уместная, но пример, когда в свое время разрабатывали вылетные магистрали, дорожную сеть, вроде как смотрели вперед. Но начали строить, время так убыстрилось, и сейчас эти проекты несколько архаичны. Вот не будет такого именно с проектом ЗИЛ, с этим полуостровом ЗИЛ?
КУЗНЕЦОВ: Ну, вы знаете, в полуострове ЗИЛ заложены абсолютно, я считаю, правильные принцы. Больше того. Ведь есть некая наука. Вообще градостроительство - это все счетные аналитические вещи, хотя и часто неоднозначные, потому что бывает мнения расходятся. Но ту идеологию, которую мы сейчас выбираем, она как раз проверена большим опытом других городов, потому что мы проанализировали проекты 20 мировых мегаполисов по тому, как они развиваются. И базовые принципы, которые кладем сейчас в основу развития Москвы, они все проверены уже временем и проверены конкретным развитием больших городов от сложного состояния к значительно более лучшему, таких как Берлин, например, или Токио. То есть те города, которые были в состоянии тяжелом, сейчас находятся в цветущем состоянии. Или китайские мегаполисы, или, например, Мехико, удаленный, но большой мегаполис, который очень многие проблемы преодолел за последние 20 лет. Поэтому те принципы, на которых сформирован проект ЗИЛ, позволяют надеяться и рассчитывать вполне обоснованно, что если их соблюсти в реализации, не потерять в процессе реализации, то с проектом все будет в порядке, он не устареет, и он действительно поможет очень здорово Москве сделать еще один большой шаг вперед в развитии. Сроки реализации могут быть и больше, ничего страшного в этом нет. Это гигантская территория - 460 гектар. Например, Москва-Сити, заметно меньший проект, развивается уже 20 с лишним лет. Но это там и кризис помог в кавычках.
ВЕДУЩИЙ: Ну, Москва-Сити был проект еще до прихода Лужкова.
КУЗНЕЦОВ: В 1991 году, насколько я помню, появились первая концепция этой территории. И на сегодняшний день, это как-то совпало с его приходом, он, конечно, подтолкнул проект сильно.
ВЕДУЩИЙ: Вопрос, может быть, не совсем к вам, но тем не менее. Там вообще сохраняется до сих пор уникальное оборудование. Вот что будет с ним? И второй момент. Есть все-таки хорошие фасады. Они как-то будут вписаны в эту концепцию, либо их тоже под ковш?
КУЗНЕЦОВ: Нет, там вообще ничего не под ковш. Там действительно есть сложная ситуация с тем, что обрушился корпус один, но не целиком, а задние стены. И сейчас идет разбирательство в этой связи, что случилось, потому что проектными решениями ЗИЛа и проектом конкретно по этой площадке, где должен будет ледовый дворец располагаться, и проектом, решением всей этой перепланировки не предполагалось никакого сноса. Как раз проект ЗИЛ уникален еще и тем, что все, что имеет не только ценности, например, связанные с именами братьев Весниных, активно работающих на этой площадке, но и вообще ценности того времени, предполагалась к сохранению. Не только фасады, но и отдельные корпуса. Предполагалась санация, что, кстати говоря, очень дорого. Но, тем не менее, город и инвесторы решили на это пойти. Это касается сохранения оборудования, например. Самые интересные вещи могут приобрести музейную ценность. Это все в этом проекте перепланировки заложено, там большая культурная составляющая. И она тесно переплетена с функцией всего полуострова. Поэтому я могу сказать, что как раз ЗИЛ хорош тем, что мы серьезно поработали с историками. И не то, что там все пойдет под ковш, а там многие вещи, там даже есть интересное здания 1980-х годов постройки, кстати говоря, вообще не связанных с наследием, они в хорошем состоянии и в принципе прилично выглядят. То есть все, что можно сохранить и, так скажем, здраво использовать, будет использовано.
ВЕДУЩИЙ: Сергей Олегович, вы уже несколько раз упомянули слово фасады. А мне вообще интересны ваши отношения с фасадами, потому что когда проводился конкурс на Москва-Сити, на «Империя-Тауэр» в центре, вы тоже отметили: интересное фасадное решение. Насколько это такой приоритет для вас?
КУЗНЕЦОВ: Ну, фасад, безусловно, это не вся архитектура, но важная часть здания, то что люди видят. Поэтому я еще в бытность практикующим архитектором, когда занимался проектированием сам непосредственно, и сейчас считаю, что это одна из важнейших вещей, которой нужно уделять внимание - конструкции и фасадным материалам, которые применяются. Поэтому мы много делаем для того, чтобы улучшить сейчас эти позиции. Работаем с архитекторами, проводим семинары, лекции, следим за контролем качества у себя, в Москомархитектуре. Даже провели закон АГР, который позволяет нам теперь контролировать и в экспертизе, и в строительстве качество фасадного исполнения, чтобы город приобретал, а не терял свое лицо с новым строительством. И это всегда является важнейшей позицией и на конкурсах архивных, которые мы активно проводим, и на рассмотрениях, архитектурном совете, который у нас идет, и регламентных комиссиях. Да, это одна из важных позиций. Тут, в общем, сложно что-то поправить действительно.
ВЕДУЩИЙ: Сергей Олегович, здорово так совпало, что вы пришли. Буквально 20 августа будет год, как вы у нас на посту главного архитектора. В свое время, наверное, каждый подводил какие-то итоги. Можно ли назвать какую-то самую большую удачу за это время и то, что вот пока не получилось?
КУЗНЕЦОВ: Я считаю, что несколько вещей можно назвать удачными. Самую большую я бы, наверное, сейчас не выделил.
ВЕДУЩИЙ: Ну да, которая прямо так, знаете, радостно холодит душу?
КУЗНЕЦОВ: Я считаю, что сам факт и режим работы, и качество работы, и состав архитектурного совета города, который мы возобновили после достаточно длительного перерыва, и то, каких людей удалось там собрать, и то, в каком режиме он работает, очень четко, собираемся регулярно, и проекты и качество принятия решений очень высокое, и влияние на решение очень высокие. Я бы считал, что это такая одна из самых больших, успешных акций, проведенных мною - то, что удалось провести закон по АГР по городу Москве, и то, что удалось наладить конкурсную практику, в общем, почти как регулярную. Но мы, может быть, не то, что может быть, а точно сделаем еще более регулярной. Удалось провести ряд хороших акций публичных. Это и выставка, участие Москвы, например, на МИПИМе в Каннах, это участие градостроительного комплекса на урбанфоруме. То есть много вещей, которые точечно прошли через весь год. Ну, много вещей, которые точечно прошли через весь год. Скажем так, публичная некая политика, то есть мы сделали Москомархитектуры более публичным вообще заведением, то есть прозрачность работает, принципы принятия решений, вообще политика их принятия - как, что, почему делается. Это все можно отнести, наверное, к успехам. Но то, что пока не удалось запустить - качество вообще планирования, к сожалению, на таком неважном уровне в Москве находится, его системно поднять довольно тяжело. Я, честно говоря, не ожидал, что это удастся сделать в первый же год работы. Много мы в этом плане делаем. Но надо сказать, что методологически вещь тяжелая. То же самое касается работы с нормативами. Нормативы сейчас делаются по Москве. Уже тоже практически год мы над ними работаем по проектированию, но работа, мне кажется, могла бы более оптимально вестись. То есть это то, что, я считаю, нужно еще усиливать. Хотя могу сказать в целом, что каких-то провальных вещей, явных, которые решить невозможно и не получается, нет.
ВЕДУЩИЙ: А вы какое-то давление чувствуете на себе, потому что, естественно, та сфера, где вы работаете, не только творчество, но это и большие деньги, это инвестиции, это сталкивание интересов?
КУЗНЕЦОВ: Вы знаете, я его не чувствую. То есть я чувствую нагрузку и ответственность, но я бы ни в коем случае не назвал словом "давление". Я слышал много историй и рассказов, как раньше там давил капитал, давила власть, давили на авторитеты предыдущего главного архитектора, на всю Москомархитектуру. Но я не работал в предыдущей мэрии. У меня нет оценки того, что происходило, я не могу сказать. Но на сегодняшний день я могу точно отметить, что если хорошо готовиться к любому вопросу и не лениться просто, и быть в курсе, на уровне квалификации, ты можешь сегодня, если нужно, оспаривать или корректировать, практически любое решение. И руководство города, инвесторы, которые работают на рынке, все очень вменяемые люди. То есть я еще до сих пор на этой работе не столкнулся с кем-то, кого называют на бизнес-сленге недоговоропригодным. То есть таких людей как-то нет, и со всеми удается договориться, найти какой-то компромисс.
ВЕДУЩИЙ: Дай бог, чтобы они вам и дальше попадались. Сергей Олегович, сейчас каждое в принципе движение, которое касается облика архитектуры, общественного пространства, потому что недавно у нас в гостях был господин Гнездилов, мы с ним тоже интересно поговорили и не успели затронуть полностью, как бы хотелось, разговор о развитии набережных, о Москве-реке. Вообще это такое пространство. Когда в городе есть река, мне кажется, это дает вообще такие возможности шикарные. И вот они у нас в столице, в общем, так себе реализованы.
КУЗНЕЦОВ: Так себе реализованы. Но я хочу сказать, что об этом много говорится. И теперь все это понимают. Я могу сказать, что здесь уже можно поставить галочку - как одна из заслуг, потому что мы тоже об этом много говорим. Вопрос активно поднимаем. Принципиально сейчас согласована позиция с руководством города, что мы будем проводить большой конкурс, который мы назовем на международной арене «Водный фасад Москвы». Он будет касаться не только Москвы-реки, но и Яузы. И посмотрим, что еще можно осуществить из водных поверхностей. Но в основном Москва-река и Яуза.
ВЕДУЩИЙ: Ну, Неглинку-то вы не будете вытаскивать?
КУЗНЕЦОВ: Неглинку мы вытаскивать не будем. Она вообще не является водным фронтом. Вообще действительно проблема в том, что в советском градостроительстве вода никогда не была оценена как плюс для качества жизни человека, потому что в градостроительстве были просто другие приоритеты, откровенно говоря: развитие промышленности, развитие экономики, насколько вода пригодна для логистики, как подъезда транспорта или как коридора, например, для прокладки вдоль нее каких-то сетей, магистралей, дорог, железных дорог. В Сочи вдоль воды проложена железная дорога. Это вопиющий случай. В мировой истории этого нигде больше нет. Это полнейшая глупость с точки зрения развития курорта. С точки зрения развития, например, сообщения просто на случай войны, может быть, это и хорошо.
ВЕДУЩИЙ: Ну, так тоже приятно, едешь, смотришь, море.
КУЗНЕЦОВ: Ну, приятно тем, кто смотрит, а когда приехали, уже неприятно. Поэтому то, что в Москве на территории города действительно много вдоль реки промзон, тот же ЗИЛ, огромная территория, мы там будем развивать очень хорошую качественную набережную вдоль воды. То, что у нас вообще сегодня много проектов нанизано на Москву-реку, то же Зарядье, например. Очень хорошая черта будущего Москвы как городского события. Но мы проведем конкурс. Мы будем делать отдельную городскую программу по развитию московского водного фронта, смотреть, как вывести максимальное количество набережных для людей. Они могут быть разные. Для машин, кстати говоря, тоже не исключается, но и пешеходные набережные, зеленые набережные, такие парковые для пикников и такого отдыха рекреационного. В общем, это большая работа предстоит. Мы ей сейчас активно занимаемся. Я считаю, что это большой-большой нераскрытый потенциал и транспорта, кстати, гражданского, не грузового. Он может, как в Венеции, круглогодично ходить по Москве-реке. Это все будет там отражено.
ВЕДУЩИЙ: По Москве сейчас ходит, по-моему, один или два ледокола, от Киевского вокзала. И очень симпатичные сейчас ходят тоже от Болотной площади маленькие такие как трамвайчики, тоже очень хорошая экскурсия. По поводу Зарядья. Тоже такие все знаковые проекты, которые, естественно, вы курируете, они тоже становятся достоянием общественности. Идет бурное обсуждение, плюсы, минусы. Это хорошо, когда такой как бы живой диалог идет. Но можно ли сказать сейчас, что с этим проектом в Зарядье поставлена точка? Проект вообще уже есть, либо пока только концепция?
КУЗНЕЦОВ: Нет даже концепции. Есть конкурс, международный. Конкурс у нас, по разным оценкам и по оценкам членов жюри, которое было очень высокой квалификации, например, в жюри была Марта Торн, директор Притцкеровской премии, которая отметила, что этот конкурс входит, по ее мнению, в тройку, наряду с конкурсом на купол рейхстага и Граунд Зеро в Нью-Йорке вообще в конкурсной практике как таковой за весь период проведения, там за последние 20-30 лет. Это очень высокая оценка действительно. И мы видим резонанс, который в мире этот конкурс имеет. У нас было 420 заявок - со всего мира компании подали.
ВЕДУЩИЙ: Да, это очень прилично.
КУЗНЕЦОВ: Действительно, огромное количество. И все ведущие архитекторы, связанные с работами в общественном пространстве и ландшафтами, у нас были в отборе. И финальная шестерка - это просто, я считаю, созвездие. Причем там русских очень много, что хорошо. Не везде на первых ролях, но тем не менее. И хороший шанс поучаствовать в работе, и получить бесценный опыт. 27 сентября мы получим работы, концепции. После чего они будут оцениваться сначала экспертной комиссией, потом жюри. И на урбанфоруме в начале декабря мы планируем сделать эту презентацию итогов. Будет сессия, посвященная конкурсной практике как таковой. И я думаю, что в мае мы будем делать еще и выставку отдельную, посвященную, наверное, не только Зарядью, но и вообще, скорее всего, скажем так, итогам работы этого года. Вот новая команда, которую мы составили внутри Москомархитектуры с Андреем Владимировичем Антиповым, с которым мы вместе пришли. Так что будет много интересного. Но Зарядье - один, конечно, из ключевых таких конкурсов, вообще один из ключевых проектов. Я его не упомянул в успехах. Это, конечно, один из важных успехов этого года, конкурс на Зарядье.
ВЕДУЩИЙ: Вы – "за", чтобы парков в Москве было много, либо вы за урезание площади парков в пользу транспортно-дорожной сети?
КУЗНЕЦОВ: Вы знаете, я вообще-то за баланс всего. И хорошо там, где все в меру. Нельзя сказать, что нам не нужна улично-дорожная сеть, давайте лучше парки делать. Неправильный подход. Есть критерии доступности, есть критерии обеспеченности, они все счетные. Парков должно быть не мало и не много, их должно быть достаточно. Дорог, кстати говоря, тоже. Москва, в общем, город достаточно большой, чтобы здесь получилось все, хотя у Москвы высокая плотность. Причем она такая странная. Она по количеству людей высокая, по количеству застроенности, она еще позволяет в себя вместить, потому что у нас очень много людей живет на довольно маленьком количестве метров. У нас обеспеченность метрами низкая по сравнению с большими мегаполисами. То есть тут есть хороший потенциал для развития в этом плане. Поэтому все должно быть в норме. И кроме парков и общественного пространства еще есть многое, чего должно хватать. И социальное, культурное обслуживание, спортивное.
ВЕДУЩИЙ: Это да. На ваш взгляд, каких архитектурных, может быть, черт, которые придали бы Москве необходимую изюминку, какой-то лоск светский, должны быть?
КУЗНЕЦОВ: Но тут много можно придумать чего. Я всегда считаю, что это вопрос некой, в том числе частной или какой-то остроумной государственной инициативы. И тут Зарядье хорошо реализованное, правильно может быть такой изюминкой, например, или должно стать изюминкой.
ВЕДУЩИЙ: А вот пилотный проект по поводу улиц? Вы сказали, что хорошо бы, например, Тверскую либо там Арбат сделать московской тайм-сквер.
КУЗНЕЦОВ: Я хотел бы продолжить. Вот сейчас мы работаем над этой концепцией. Она не обязательно утверждена или принята, это просто вот такая инициативная работа. Мы собрались с группой неравнодушных инвесторов или собственников помещений в Новом Арбате, и хотим предложить такую инициативу городу, сделать такой тайм-сквер московский из Нового Арбата. Была бы изюминка, или тайм-сквер в Нью-Йорке, например.
ВЕДУЩИЙ: А это не калька, она нужна вообще нам?
КУЗНЕЦОВ: Причем здесь калька? Во-первых, можно сказать, что калька есть во многих городах. И пространство, активно подсвеченное и насыщенное, скажем так, событиями, визуальными аттракционами такими, это хорошая вещь. Ну чего тут стесняться слова калька. Все уже придумано в мире. Уже много, много, много времени вообще с начала образования, может быть, такое понятие, как искусство, это все компиляция. Человек сначала подглядывал у природы, потом подглядывал друг у друга. Это нормальная вещь. Не надо этого бояться. Поэтому я противник таких понятий, как ни калька ли и не будет ли от этого плохо. Ничего в этом страшного нет. Москва-река могла бы стать изюминкой, опять же, если развить набережную и сделать транспорт, как изюминкой в Венеции являются эти лодки и водные такси. Тут в зависимости от успеха реализации проектов, каждый из них, сделанный хорошо и правильно, может стать изюминкой. Ходынка, правильно сделанный парк, будет изюминка. Любой объект. Найдем место и реализуем Колесо обозрения большое, будет изюминка. Я верю в такой успех малых дел. Если ты шаг за шагом каждый проект будешь делать хорошо и на качественном уровне. Сделаем хорошую реконструкцию Лужников, будет изюминка, сделаем нехорошую, будет стыдно. Надеюсь, что не будет. На удивление, даже из простых вещей можно вытянуть шедевр. Вы знаете, хороший пример кино «Служебный роман». Когда был сценарий, я смотрел передачу про создание этого фильма, была довольно унылая и скучная вещь, которая никак не трендировала стать шедевром кинематографа. Просто при талантливом подходе с душой это стало изюминкой кинематографа. В общем, примеров-то много. Вопрос, как взяться.
ВЕДУЩИЙ: Ну да, а потом была калька «Служебный роман-2» и, как говорится, почувствуйте разницу.
КУЗНЕЦОВ: Да, почувствуйте разницу. Вот в том-то и дело. Тут вопрос, кто и как занимается всегда этим вопросом.
ВЕДУЩИЙ: А вам приятно, что такое сейчас внимание мирового сообщества архитектурного к конкурсам, которые проводят в Москве? Вы будете это как-то расширять, либо пока вот этот уровень, та планка, которая достигнута - это для Москвы более, чем хорошо.
КУЗНЕЦОВ: Это вообще пока не планка, это первые шаги. Мы планируем, и сейчас есть принципиальное тоже согласие и понимание на всех уровнях, скажем так, нашего правительства Москвы, всех участников процесса, что Москва вообще каждый год должна выделять какие-то площадки под конкурсы архитектурные, самые интересные, знаковые. Потому что на сегодняшний день у нас, если обратить внимание, почти все конкурсы связаны, как правило, еще не с московскими проектами, кроме нашего флагмана Зарядье, которая является нашей московской площадкой, в основном Третьяковка - федеральная площадка, «Царев сад» - площадка частная, Москва-Сити - частная площадка была, Тверская застава тоже была частная площадка. Рублево-Архангельское планируем конкурс сейчас, но это еще некая долгая история. Но тоже она фактически там частный инвестор Сбербанк. А городских… По метрополитену правда мы ведем активную работу. Надеюсь, скоро анонсируем конкурс на станции метро. Но вот будет московская площадка тоже. Но пока еще не объявили. Поэтому как раз наших городских площадок именно по принадлежности пока очень мало. Надеюсь, что это поправится. Ну, здесь сложности с законодательством, потому что конкурс у нас не обозначен законом, нигде не фигурирует. Это пока что наша инициатива. Надеюсь, что мы когда-то ее сделаем тоже законной. Я считаю, что это только начало работы. Ее задача - продемонстрировать, что это хорошо и полезно. Внимание мировое, действительно с большим количеством специалистов по всему миру. И это, я считаю, правильно. Мы будем популяризировать нашу архитектуру в мире, мировую архитектуру - в Москве, потому что Москву надо включить, интегрировать в мировые такие архитектурные иконы, я бы сказал. То, что у нас это не было сделано за последние 15-20 лет, большая трагедия и печаль при большом количестве инвестиций. Но пример того же Берлина, где много мне удалось поработать и побывать, показывает, что 15% в год роста туризма связано только с архитектурой современной. И то, что город преобразился, связано тоже с… Потому что большой потенциал для экономики города и для имиджа города в мире, но и просто для популярности и для комфорта людей, внутренней популярности, патриотизма тех, кто в ней живет, и внешне, то есть те, кто сюда приезжает посмотреть.
ВЕДУЩИЙ: Я здесь с вами полностью согласна. Даже можно вспомнить архитектора Хосе Асебильо, Барселону, вот этот его план реконструкции - просто Барселона превратилась совершенно в другой город. И все просто сняли шляпы перед этим великолепным архитектурным шагом, вообще мыслью. Вот, Сергей Олегович, такой вопрос. Территория Новой Москвы, естественно. Вы как-то взгляд кидаете в ту сторону?
КУЗНЕЦОВ: Мы занимаемся регулярно, конечно. Новая Москва у нас каждый день…
ВЕДУЩИЙ: Я понимаю, да. Но вот сейчас вы в основном говорили о тех - может быть, это просто здесь так совпало - грандиозных проектах, о которых мы знаем, они в Москве в нашем понимании. А вот о проектах, которые там планируются, пока ни слова?
КУЗНЕЦОВ: Ну, я упоминал, во-первых, Рублево-Архангельское, которое на территории Новой Москвы. Проект, который мы сейчас стартуем с разработкой планировочной концепции, это проект Коммунарки, административно-делового центра Новой Москвы, такой альтернативы, то есть один из центров такой вот полицентричной новой московской схемы, которая как идеология у нас положена в основу сейчас развития города. Будет очень хороший проект, я уверен, потому что мы привлекаем компанию, победившую когда-то на конкурсе по агломерации, год назад. Он заканчивался именно с моим приходом. Но так как я уважаю конкурсные процедуры и хочу, чтобы преемственность соблюдалась, мы предложили пригласить компанию, которая победила в конкурсе тогда, на конкурсной агломерации, год назад. Сейчас они приглашены к работе. Американская компания очень хорошая. Будет проект. Еще там есть территория Внуково, там будет активно развиваться вокруг аэропорта. То есть там есть, что отметить. Просто сейчас перечень давать, я думаю, это будет скучно, но такие, как Рублево-Архангельское, Сколково же там находятся. То есть там есть свои звездные проекты.
ВЕДУЩИЙ: Время нашей программы подошло к концу. Сергей Олегович, я благодарю вас за то, что вы пришли к нам на эфир.