Картинка

Маяк. Москва 06.08.2013 - О возможностях успешной карьеры выпускников cредне-специальных учебных заведений

6 августа 2013, 16:00

Персоны

Московские предприятия остро нуждаются в квалифицированных специалистах рабочих профессий. В последнее время изменяется отношение общества к средне-специальным учебным заведениям. Всё больше примеров, когда школьники и их родители выбирают среднее образование с получением профессии. Оно даёт возможность молодёжи раньше определиться в жизни, получить достойную работу и в дальнейшем совершенствовать своё мастерство по выбранной специальности.

 

О возможностях успешной карьеры выпускников cредне-специальных учебных заведений рассказывет заместитель руководителя Департамента образования Москвы Маргарита Николаевна Русецкая. Ведущий - Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - заместитель руководителя Департамента образования Москвы Маргарита Русецкая. Мы будем говорить о том, насколько выпускники колледжей востребованы сегодня у работодателя. Маргарита Николаевна, если составить рейтинг тех профессий, которые вот именно востребованы у выпускников колледжей и потом у работодателей, наверное, можно сразу навскидку сказать, это секретари, может быть, какие-то услуги, связанные с безопасностью, но конкретно рабочие руки, как-то у нас не очень популярны? Хотя я знаю, что в Москве есть приборостроительный завод. Он работает хорошо, у него есть мощности, есть заказы. Там всего шесть токарей. И у них зарплата очень приличная, порядка 200 тысяч. Но им уже, извините, далеко за 60, а смены нет.

 

РУСЕЦКАЯ: Верно. Вы действительно ставите справедливо проблему, задаете этот вопрос. Нужно констатировать, что сегодня, по данным Департамента труда, рынок Москвы испытывает существенный недостаток в кадрах квалифицированных, и 80% вот этого недостатка приходится на рабочие профессии. В Москве действительно не хватает людей, высококвалифицированных специалистов, которые могут что-то делать руками. Мы много говорим, и действительно Москва - это город уникальный, место, которое позволяет сделать карьеру человеку своими интеллектуальными, креативными, физическими возможностями. Но вот в последние годы складывается ситуация, когда все чаще и чаще слышим примеры и говорим о том, что в Москве можно сделать карьеру и умными руками. То есть, действительно, для людей, которые хотят связать свою профессиональную деятельность с деланием, с работой руками, в хорошем смысле слова, то что забытое слово - ремесло, их становится все меньше и меньше. И действительно, это одна из задач, которую мы ставим сегодня перед системой профессионального образования, безусловно, вместе с другими департаментами Москвы.

 

ВЕДУЩИЙ: Задачу вы поставили, а вот как она решается. Если, например, взять рекламу. Сейчас очень много рекламы появилось, долго об этом говорили, о том, чтобы водители вели себя аккуратней на дорогах, пешеходные переходы. Как можно обыграть, мне кажется, можно замечательно обыграть эту тему, если перед глазами визуально вы видите, что престиж профессии, какие-то там симпатичные ребята, и плюс высвечивается еще там таким красным огоньком цифра, какая там зарплата, какие-то командировки, стажировка где-то еще. Это же все будет работать. Мне кажется, вот этого не хватает?

 

РУСЕЦКАЯ: Возможно. Хотя вот уже третий год Департамент образования взял такой курс на активное рассказывание,  на открытость системы профобразования, потому что во многом еще довлеют мифы, скажем, советского периода о том, что колледжи, техникумы - это, скажем так, учреждения не для самых успешных.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, туда идут те, которые не поступили в институт?

 

РУСЕЦКАЯ: Да, совершенно верно. На самом деле многое изменилось за последние 10 лет в московских колледжах. Колоссальные ресурсы туда направлены для модернизации, для оснащения современной техникой, мебелью, учебным оборудованием. Более 7 миллиардов рублей вложены в наши 100 московских колледжей. И сегодня это действительно современные образовательные комплексы, оснащенные и информационной техникой, и мебелью, и учебным оборудованием, производственными цехами. Поэтому сегодня действительно мы много рассказываем, проводим пресс-конференции. И, как мне думается, результаты есть. Например, статистика, которую независимые агентства информационные приводят. По опросам родителей выпускников этого года, более 20% родителей заявили о том, что их дети пойдут учиться в колледжи города Москвы. Это существенно больше, чем, скажем, еще 5 лет назад, когда только 10-12% говорили о том, что колледж выбирают.

 

ВЕДУЩИЙ: А по каким профессиям?

 

РУСЕЦКАЯ: Профессии самые разные. Конечно, востребованными, популярными являются профессии, связанные со сферой услуг, профессии, связанные с вычислительной техникой, с транспортом и автоделом, железнодорожный транспорт. И, говоря о популярности  профессий, вы справедливо сказали о рекламе, все это работает, все это имеет эффект. Но сегодня молодежь настолько прагматична. Они же ведь смотрят, действительно, средняя зарплата по окончании учебного заведения, сколько нужно учиться, сколько нужно потратить  личного времени на получение профессии, какие будут условия работы и какие возможности дальнейшего обучения или карьеры. Так вот, сегодня если говорить о тех самых умных руках столицы, наши колледжи на базе 11 классов предлагают за 10 месяцев выпускнику реальную профессию. 10 месяцев отучившись  и получив профессию, выпускник может, не может, а трудоустраивается, и его зарплата - средняя по экономике города, то есть в районе 50 тысяч. Хорошие выпускники, которые себя зарекомендовали на практике положительно у работодателей, они получают гарантированные рабочие места, гарантированную зарплату, гарантированный социальный пакет, и возможность на этом рабочем месте в дальнейшем повышать квалификацию, получать дополнительные профессиональные навыки, то есть как бы…

 

ВЕДУЩИЙ: Ну да, звучит неплохо.

 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Маргарита Николаевна, у меня следующий вопрос. Я хочу поинтересоваться, как вы относитесь к вопросу обучения учащихся не тех, кто закончил школу или там после 9 классов, а тех, кто являются непосредственно кадрами предприятий и организаций. Вот я знаю, что по опыту некоторых регионов есть субсидирование предприятий, где из бюджета региона выделяются деньги на обучение, только идут они через предприятие. Расскажите, пожалуйста, есть ли опыт в Москве субсидирования предприятий, и есть ли уже какие-то примеры, где можно вот такой опыт изучить?

 

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Вопрос, если б не знала, подумала, что специально подготовленный. Действительно, весной этого года Сергей Семенович Собянин дал поручение Департаменту образования и экономическому блоку правительства Москвы проработать механизмы, механизмы частно-государственного партнерства в подготовке кадров высококвалифицированных. И сегодня подготовлен проект постановления правительства, который, я надеюсь, в ближайшие дни будет вынесен и принят. Он согласован сегодня с департаментами города Москвы, он прошел экспертную оценку у работодателей. И вот этот проект предполагает как раз-таки субсидирование предприятий города на возмещение затрат, связанных с подготовкой кадров, то есть та самая схема, о которой вы рассказываете. Предприятия города своих сотрудников направляют на обучение, причем на обучение они их могут направить по договору либо с колледжем, техникумом города Москвы, либо с другой образовательной организацией, имеющей лицензию на реализацию программ профессионального образования. И далее, если обучение прошло, и мы получили подтверждение того, что обучились люди, получили документ об образовании не ниже начального профессионального образования, то 90 тысяч рублей за каждого обученного предприятие получает в порядке компенсации, как бы возмещения этих затрат. Этот проект уже обсуждался, прошел предварительное одобрение. Вот ждем сейчас заседание правительства.

 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Маргарита Николаевна, у меня к вам есть вопрос. Людмила меня зовут. У меня дети-подростки. И проблема с самоопределением молодежи меня, конечно, тоже волнует. И вот я так понимаю, что сейчас обсуждается вопрос, насколько востребованы выпускники колледжей, как я поняла. Скажите, а изучается ли вопрос, насколько привлекательны и востребованы работодатели среди выпускников колледжей? Вот что делать, чтобы рабочие места были более привлекательными для молодежи, и они стремились занять эти места? Спасибо.

 

РУСЕЦКАЯ: Если я правильно поняла, то речь идет о том, как мы привлекаем работодателей к тому, чтобы обучающихся в колледжах ориентировать все-таки на приход, на занятие конкретных рабочих мест? Действительно, большинство, да не большинство, все наши колледжи московские имеют договоры о сотрудничестве с различными предприятиями: с крупными и не очень, с очень известными, с большими. И работодатели все включены в процесс подготовки кадров, то есть это, во-первых, практика, которая проходится буквально с первого курса, практика, которую проходят на базе этих организаций, предприятий. По факту мы имеем данные о том, что многие наши выпускники устраиваются именно на те места, где они проходят практику. Поэтому работодатели, конечно, в этом заинтересованы. Они показывают реальные условия. Они развенчивают мифы там, где они еще бытуют. Они показывают, что современное производство - это все-таки не 10 - не 15 лет назад, это современное оборудование. Оно все компьютеризировано, информатизировано, что действительно достойные условия и в плане соцпакета. Поэтому, безусловно, работодатели сегодня у нас - полноценные, полноправные участники образовательного процесса.

 

ВЕДУЩИЙ: Маргарита Николаевна, вот такой у меня вопрос. Наверняка в каждом деле, в каждой области есть показательные колледжи, показательные институты, показательные места работы, куда возят: вот посмотрите, как здорово. А в тени остаются непрезентабельные. Вот насколько большой процент вот этих непрезентабельных все-таки колледжей у нас есть в Москве? Это первый вопрос. А второй вопрос такой. Есть ли, может быть, рассматривается возможность строительства суперсовременного какого-то здания, под которое отдадут очень большую территорию, там, возможно, даже при реконструкции ЗИЛа? Почему я спрашиваю? Не так давно у нас была госпожа Абанкина из Высшей школы экономики, которая тоже курирует этот вопрос, и она мне рассказывала, как они ездили в  Китай, и они увидели, какие там колледжи: громаднейшая территория, буквально цеха. Вот в этом цехе показывают, это колледж, это тоже выпускники, это умные руки, например, как делается, все буквально по этапу, как локомотив какой-то, самолет. Вы знаете, она говорит: я просто потрясена, нам до этого еще жить и жить. Вот, может быть, мы как-то доживем в ближайшее время до этого?

 

РУСЕЦКАЯ: Поэтапно попробую ответить на этот вопрос. Первое. То, что задача выравнивания качества образования во всех образовательных организациях, это задача № 1, об этом много говорим, и это не только касается колледжей. Абсолютно все: детские сады, школы, колледжи, ВУЗы. Московское образовательное учреждение должно быть одинаково хорошим, независимо от того, где оно располагается, в каком районе, и какие кадры оно готовит. Это одна из приоритетных задач. И для того, чтобы обеспечить вот это выравнивание качества, чтобы не было 10-ки или 20-ки хороших, и все остальные - отставшие, плохие или средние. Одной из мер, одним из механизмов этой работы является создание образовательных комплексов, когда по территориальному принципу объединяются учреждения разноуровневые. Это могут быть и школы, и колледжи рядом находящиеся. И тем самым, объединившись в одну образовательную организацию, в одно юридическое лицо приобретают большой материально-технический ресурс в виде площадей, совместных стадионов, актовых залов, учебных лабораторий, которые поступают, естественно, в общее пользование и тем самым расширяют возможности для всех участников образовательного процесса и, конечно, повышают качество образования. Конечно, этот процесс третий год у нас уже идет. И такие комплексы, вы наверняка слышали, создаются на базе детских садов и школ. И последний год такие комплексы мы создаем на базе колледжей, при объединении нескольких колледжей, и вот общеобразовательные учреждения входят в эти комплексы. И вот есть даже прецедент, когда детские сады также пожелали вступить в этот большой общеобразовательный комплекс. Политехнический колледж № 14, один из ярких примеров вот таких мощнейших образовательных комплексов. 7,5 тысяч обучающихся, включая дошкольников, которые в дошкольном структурном подразделении, школьников, которые в школе, и студентов - тех, которые в колледже. Конкурс на некоторые специальности - более 10 человек на место. Работодатели - крупнейшие, известные дома моды, рестораны, отели. Трудоустройство выпускников, за выпускниками практически очередь стоит.

 

ВЕДУЩИЙ: Приятно это слышать.

 

РУСЕЦКАЯ: Москва, конечно, город особый, со своими условиями. Так, чтобы в Москве на эти площади построить заново колоссальный комплекс, возможно, не сегодня и не сейчас. Образование и кадры, рынок труда - дело такое, что не терпит ожидания. Поэтому вот мы идем таким путем и думаем, что за ним в Москве - большое будущее. Процесс этот, я думаю, до конца года закончится. И нам, думается, у нас есть рейтинг колледжей. Каждый год мы оцениваем от лучшего к пока еще не очень успевающим. И с каждым годом видим, что разрыв между хорошим и не очень все сокращается и сокращается. Поэтому очень плотно ложатся образовательные учреждения по качеству образовательной деятельности. И я думаю, что в ближайшие несколько лет у нас каждый московский колледж будет отличным учреждением профессионального образования.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, дай бог. Я тоже в это верю. По поводу как раз рейтинга. В свое время, буквально год или два назад, составлялся рейтинг худших школ. И были даже они закрыты, потому что сказали, что ничего мы с ними не можем сделать, ни с людьми, которые там работают, ни вообще, что они из себя представляют. Вот такая участь может постичь какие-то колледжи, есть такие в списке, либо их все-таки сохранят?

 

РУСЕЦКАЯ: Ну, рейтинг худших образовательных учреждений никто, конечно, не составлял. Есть рейтинги по качеству образовательной деятельности, по результатам образования. Такие рейтинги ведутся. И, конечно, в каждом рейтинге, по-другому быть не может, есть начало рейтинга, есть конец рейтинга. Но мы никогда не оглашали, не рассматривали конец рейтинга как вот… Понятно, что эти данные мы всегда презентовали первые, школы как носители лучшего опыта, и как вот образцы для подражания. Но то, что, конечно, для нас, скажем так, для принятия управленческих решений, они, конечно, не безразличны, потому что это к этому же вопросу, о котором мы говорили. Ведь в рейтинг входили результаты и ЕГЭ, и удовлетворенность населения этим образовательным учреждением, количество желающих записать своих детей в первый класс этого образовательного учреждения. И если по этим показателям школа находится внизу рейтинга, значит, это образовательное учреждение, с которым что-то нужно делать, нужно принимать какие-то меры.  Поэтому я считаю, что как бы рейтинг для принятия управленческих решений, это нормальный абсолютный путь. И в колледжах у нас такой же рейтинг есть свой. Там критерии - самые разные: и по качеству образовательной деятельности, и по качеству, скажем, внебюджетной деятельности, потому что наши колледжи - это еще и производители товаров, работы и услуг. И объем привлеченных внебюджетных средств - это показатель его экономической эффективности и по количеству взрослого населения, которое захотело обучиться в этих колледжах, то есть пришли, уже имея профессию, пришли чему-то научиться дополнительно. Тоже показательно, насколько привлекателен этот колледж. Поэтому еще раз скажу. Конечно, как в каждом рейтинге, есть начало и есть конец, но всегда так будет, иначе это не рейтинг. Но очень плотно ложатся результаты сегодня в наших образовательных учреждениях. Поэтому мы надеемся, что очень скоро между первыми и последними разница будет там в сотые, сотые доли какие-то балла.

 

ВЕДУЩИЙ: Вы сказали, что профессию в принципе можно освоить за десять месяцев. А вот какой объем входит в этот временной промежуток, потому что сейчас очень много объявлений, что профессии научим чуть ли не за 2-3 месяца. Да, например, этот выпускник будет знать два каких-то станка, но современному рабочему нужно знать их 22. Вот за эти 10 месяцев, какой объем знаний вкладывается в этого выпускника, чтобы он мог дальше потом двигаться, развиваться, осваивать какие-то новые технологии?

 

РУСЕЦКАЯ: Действительно, вот те 10 месяцев, о которых мы говорим, это определенный объем, отведенный объем учебных часов, часов производственной практики и учебной практики. И вот то, что входит в функционал профессии, по которой человек учится, вот полностью за этот период времени даются и теоретические, и практические знания и навыки, и компетенции. То есть то, что, обучившись этой профессии, человек должен полностью отвечать требованиям этой профессии, подтверждается результатами сертификаций. Скажем, у нас многие колледжи сегодня с работодателями, с ассоциациями работодателей проводят сертификацию выпускников, независимую сертификацию, то есть это не преподаватели, не администрация колледжа, а работодатели проверяют, насколько выпускник отвечает той профессии, по которой он учился. Другое дело, что сегодня рынок труда и сами профессии так динамично меняются, потому что меняется оборудование чрезвычайно быстро, меняются объекты, которые мы производим на предприятии. И научить на всю жизнь вперед чему-то, абсолютно невозможно. Но, скажем, сегодня на рынке труда есть профессии, о которых там три-четыре года назад никто не знал. Кто знал, что такое борист или что такое карвинг. А сегодня как бы это уже востребованная профессия. Поэтому все-таки сегодня ставка делается на то, чтобы учиться все-таки по недлинным программам, 10 месяцев, ну, год, полтора, два, но все-таки на протяжении всей жизни. То есть человек выходит, работает, видит, что поменялось оборудование, поменялись задачи, он снова доучивается по каким-то коротким программам и снова он адекватен задачам и актуален на рынке.

 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Меня зовут Инна Михайловна. Я хотела бы задать вопрос вот такой. Сейчас вы рассказываете, простите, пожалуйста, я не знаю, как вас зовут, вы рассказываете о колледжах такого эстетического характера. А вот, скажем, металлисты, токари, слесари, механики, в общем, люди рабочих профессий, как у вас вот с этими колледжами, и какой там конкурс, кого вы принимаете, кого вы выпускаете и сколько их?

 

РУСЕЦКАЯ: Безусловно, так получилось, что мы соскользнули в примерах на сферу услуг, действительно. Но то, о чем вы спрашиваете, чрезвычайно для нас важно. И, конечно, есть и такие колледжи, безусловно. Вот буквально сегодня была встреча, обсуждали проекты развития, 8-й наш колледж, который как раз-таки готовит кадры для машиностроения.

 

ВЕДУЩИЙ: Но он хорошо оснащен, про него много говорят.

 

РУСЕЦКАЯ: Да. Это известный колледж, хорошо оснащенный, с крепкими производственными связями. Это колледж, который участвует в выставках международных, и его студенты побеждают в разных конкурсах профессионального мастерства. Поэтому так же, как и всем другим колледжам, с учетом потребностей рынка труда, который нам помогает определить Департамент труда города  Москвы, формируются контрольные цифры приема. И мы также принимаем туда на рабочие профессии на базе 11 классов вот по программам практически годичным, о которых мы говорим, и на базе 9 классов. Также мы понимаем, что есть дети, которые уже в этом возрасте действительно социально в трудовом плане созрели, они уже готовы по социальным разным, бытовым причинам к самостоятельной профессиональной деятельности, они часто выбирают эти профессии.

 

ВЕДУЩИЙ: И вот сколько их выпускается? Вот этот колледж, он какой дает на-гора результат?

 

РУСЕЦКАЯ: К сожалению, не скажу именно по этому колледжу выпуск. Так у нас по системе более 20 тысяч, каждый год 23-25 тысяч выпускников у нас выходит. Из них по программам начального профессионального образования, это вот именно те самые рабочие профессии, о которых мы говорим, это не менее 30%.

 

ВЕДУЩИЙ: Понятно, что рабочую профессию, особенно практику, не освоишь без мастера. Мастер, вообще раньше такое было уважаемое… Вообще слово мастер звучит красиво. Приятно, если тебя назовут мастером. Я знаю, что после того, как вышел закон об образовании, были коррективы внесены конкретно в область профессионального образования, и очень много, естественно, как любой закон, требует подзаконных актов, каких-то нормативов, каких-то документов. И получается так, что мастерам чуть ли не говорят: пока нет под вас, как с вами работать, как вы будете? Поэтому даже чуть ли не пишите заявление. Я слышала, даже такие разговоры были?

 

РУСЕЦКАЯ: Вы знаете, вот общаемся тесно с директорами колледжей, и каждые две недели у нас в Москве проходит вместе с руководителями Департамента образования, мы проводим директорские клубы. Ну, вот пока такая проблема никем не была обозначена. Не знаю, может быть, еще мы ее как бы не услышали. Но как без мастеров производственного обучения можно реализовывать, мне сложно представить? Поэтому, пока такого нет у нас в системе, не знаю.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, будем надеяться, что, может быть, какая-то деза была. Вот я прочла рейтинговое агентство, что колледжи предпочитают по-прежнему подстраиваться под ВУЗы, чтобы молодые люди, они отучились и пошли в ВУЗ, не на производство. Вот с этой практикой что можно делать?

 

РУСЕЦКАЯ: Ну, насчет того, что подстраиваться, я с вами согласна, потому что действительно долго время довлел нашими умами такой миф, что без высшего образования ты в этой жизни не сможешь выстроить карьеру, ты не найдешь себя, ты не устроишься в этой жизни, не получишь хорошей зарплаты и так далее. Но то, что мы сегодня наблюдаем, конечно, этот миф постепенно развеивается. И вот та статистика по родительским опросам, она об этом же и говорит.

 

ВЕДУЩИЙ: Маргарита Николаевна, увы, вынуждена вас прервать. Время нашей программы подходит к концу. Спасибо большое, что вы пришли, очень приятно, что эта тема беспокоит наших слушателей.

Маяк. Москва. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация