Картинка

Маяк. Москва 07.08.2013 - Как предотвратить "компьютерный зрительный синдром"

7 августа 2013, 16:00

Персоны

Невозможно представить жизнь современного человека без компьютера. Однако с развитием новых информационных технологий в офтальмологии появилась серьезная проблема. У людей, работающих за компьютером, стало резко ухудшаться зрение. Появился даже термин - "компьютерный зрительный синдром". Он может привести к возникновению близорукости, головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса. Как его предотвратить или снизить риск появления заболевания, рассказывает заместитель главного врача офтальмологической клинической больницы Департамента здравоохранения Москвы Ирина Валентиновна Цветкова. Ведущая - Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - заместитель главного врача по развитию и стационарзамещающим технологиям офтальмологической клинической больницы Департамента здравоохранения Москвы Ирина Цветкова. Мы будем говорить о том, как сохранить зрение не только офисным работникам, которые часто работают за компьютером, потому что за компьютером работают сейчас и авиадиспетчеры, и проектировщики, и дети тоже за компьютером сидят. И есть даже в науке уже такое понятие - синдром «сухого глаза». Про синдром мы все уже, наверное, наслышаны, потому что много об этом говорят. Но хотелось бы начать с другого. Вот сейчас такая непонятная погода стоит: то пасмурно, то ясно. И когда пасмурно, конечно, так и хочется включить лампы дневного света. Надо это делать или не надо?

ЦВЕТКОВА: На самом деле если человек выполняет какую-то работу зрительную, то, безусловно, освещение должно быть. И если в помещении темно, то, естественно, не нужно пытаться разглядеть что-то в сумерках, пытаться прочитать или что-то сделать. Пусть это будет лампа дневного света, пусть это будет настольная, но главное, чтобы текст или тот же компьютер, монитор был хорошо освещен. Причем не стоит включать ни компьютер, ни телевизор в затемненном помещении, опять-таки из-за того, что слишком яркий источник света получает глаз от светящегося экрана телевизора или монитора, а при этом сам человек находится в затемненном помещении. Это не есть хорошо, потому что глаз, если он переводит взгляд, например, от светящегося экрана куда-то в сторону, на своего собеседника или еще на что-то, то соответственно глазу нужно адаптироваться, от яркого света перейти в сумеречный. И на самом деле это для него не есть хорошо, это утомляет его.

ВЕДУЩИЙ: То есть даже телевизор вы рекомендуете смотреть в слегка освещенной комнате? А то некоторые любят всё выключить и сидеть впотьмах.

ЦВЕТКОВА: Нет, это вредно. Нужно, чтобы свет был. Пусть это будет настольная лампа или, пожалуйста, яркий источник света, пусть горит люстра. Это уже по желанию, по удобству человека.

ВЕДУЩИЙ: Ирина Валентиновна, вы сказали про рабочее место, про настольную лампу. Легко себе представить большую комнату, где много людей, у каждого свой стол, и кому-то дует, а мне здесь, наоборот, жарко - включите кондиционер, выключите кондиционер, откройте окно, выключите свет. Какие должны быть в идеале условия работы, чтобы каждый мог создать как бы свое личное пространство и не портил свое зрение, здоровье?

ЦВЕТКОВА: В принципе текст, который мы читаем, или бумага, на которой мы пишем, ручка, которую мы держим, не должна давать тень на бумагу. То есть текст, который пишет человек, он должен, что называется, ложиться при ровном освещении. И лампа должна как раз стоять с левой стороны от человека, не справа, а слева, потому что справа как раз будут падать тени, и соответственно освещенность листа будет неравномерная. И так же книга, которую мы читаем, она должна быть равномерно освещена, чтобы один угол не находился в более затемненном, так скажем, месте, а другой ярко освещен. Поэтому свет должен быть равномерным. Опять-таки, если это рабочее наше место, то по возможности иметь настольную лампу, если это позволяется. Если это домашние условия, тут как бы мы в более комфортных условиях находимся, это легче нам сделать.

ВЕДУЩИЙ: Что делать, если, вот я уже вначале упомянула, авиадиспетчеры, они просто вынуждены пристально следить за этой точкой, которая перемещается по монитору? Можно много привести примеров, когда компьютер - это работа, люди, конечно, встают, отходят куда-то чаю попить, поесть. Но это вынужденное сиденье, и голова болит, и глаза слезятся. Что можно порекомендовать им?

ЦВЕТКОВА: На самом деле есть комплекс упражнений достаточно легких. Если у них есть возможность встать со своего рабочего места и отвлечься от экрана…

ВЕДУЩИЙ: Я надеюсь, что есть, а иначе работодатель просто какой-то узурпатор.

ЦВЕТКОВА: То есть именно в тот период, когда им предоставляется отдых, можно выполнить несколько простых упражнений, которые не требуют чего-то сверхъестественного и доступны что ребенку, что взрослому человеку.

ВЕДУЩИЙ: Их озвучить можно?

ЦВЕТКОВА: Да, пожалуйста. Самое простое упражнение - это упражнение на расслабление. Наверное, многие даже знают радиослушатели и вообще люди. Называется это упражнение пальминг. Делается оно сидя, пожалуйста, в кресле, на стуле, как вам угодно, но за столом. Согнутые руки в локтях ставятся на стол, закрываются глаза. Шея и позвоночник - прямая линия. То есть не вытянуты как струна, но и не ссутулены. Закрываются глаза, ладони рук повернуты к лицу, и ладонями закрываются глаза в том числе. Как бы вот такая двойная завеса: собственные веки и ладони рук, чтобы свет не проникал. И локти должны стоять чуть на возвышении, чтобы опять-таки спина не гнулась при этом. И расслабленное состояние организма желательно иметь при этом, не думать о каких-то там негативных мыслях и так далее.

ВЕДУЩИЙ: Отключиться от работы, скажем так.

ЦВЕТКОВА: Да, отключиться от работы. И вот 10-15 секунд нужно таким образом просидеть. И назад постепенно, сначала открываем ладони, то есть опять-таки к свету мы возвращаем глаз не сразу, не резко. И потом уже открываем сами веки, открываем глаза. Это вот самое простое, на расслабление. Вообще из-за того, что наш глаз постоянно испытывает нагрузку в связи с тем, что все мы в основном выполняем работу на близком расстоянии, опять-таки пишем, читаем и так далее, для глаза это достаточно сложная работа, в которой задействуются многие структуры, мышцы глаза экстраокулярные, то есть глаз всегда в напряжении. Работа вблизи - это для глаза напряжение. И вот для того, чтобы снять, нужно расслаблять, снимать это напряжение. Вот это один способ. Второй способ, наверное, уже известен вообще всем людям очень давно.

ВЕДУЩИЙ: Может быть, и известен, но мало кто делает.

ЦВЕТКОВА: Если я сейчас скажу, наверное, каждый вспомнит, что, когда приходил к окулисту, может быть, ему давали такой совет. Значит, метка на стекле рисуется. И тренировка зрения вблизь, то есть сначала на эту метку, и потом вдаль. Но поскольку вблизи мы и так тренируем всегда свой глаз, я считаю, что основное в этом упражнении - это зрение вдаль. То есть можно не рисовать эту метку, подойти к окну, к примеру, закрыть один глаз ладонью, просто прикрыть, не давить, естественно, и посмотреть открытым вторым глазом вдаль, но опять-таки, не пытаясь рассмотреть какие-то мелкие детали вдали. Например, на противоположную крышу дома или на дерево, неважно, не пытаясь все эти листочки и какие-то мелкие детали рассмотреть, а просто опять-таки в состоянии расслабленности. Вот еще есть такое выражение: человек задумался. Он как бы смотрит в одну точку, вроде он тебя видит, а не видит.

ВЕДУЩИЙ: В это время он тренирует зрение.

ЦВЕТКОВА: Да. А в это время определенная мышца, которая нагружена у нас постоянно, она испытывает расслабление, то есть она теряет свой тонус и находится в состоянии покоя, что нам и нужно.

ВЕДУЩИЙ: Ирина Валентиновна, сейчас, в век современных технологий, предлагают испробовать один метод, второй. Вот есть компьютерные очки. Их очень рекламируют. Насколько они действительно удобны, и где их лучше приобретать: покупать в каких-то салонах либо заказывать? Либо это очередная уловка, скажем так, чтобы продать товар?

ЦВЕТКОВА: Вы знаете, по большому счету я склонна ко второй вашей позиции. Я не думаю, что компьютерные очки принесут нам большую защиту. Важен по большому счету режим работы за компьютером. То есть, если у нас есть возможность прерываться и отдыхать, это самое основное.

ВЕДУЩИЙ: Сколько не надо просиживать за компьютером? Вот я знаю, что мне нужно срочно сделать какую-то работу. Мне работать два часа, три часа, а потом обязательно сделать перерыв? Какую грань нельзя переходить?

ЦВЕТКОВА: Если вы уже испытываете какие-то неприятные ощущения, если вам хочется закрыть глаза, если у вас появляется слезотечение, вы, может быть, даже стали хуже видеть в какой-то момент, то это уже говорит о том, что ваш глаз устал и нужно дать ему перерыв. Бывает даже, пяти минут достаточно, чтобы эти симптомы прошли. Иногда в определенных случаях можно добавить, что называется, лекарственные препараты, которые дополнительно увлажняют наше глазное яблоко, наш глаз.

ВЕДУЩИЙ: Но, по-моему, их нельзя применять больше нескольких месяцев, иначе то ли привыкание, то ли какой-то побочный эффект может появиться?

ЦВЕТКОВА: На самом деле я не согласна с вами, потому что, во-первых, у нас очень много производителей, очень много всевозможных форм этих препаратов. Они имеют разный состав. Безусловно, хорошо, когда препарат подбирается врачом, потому что, помимо жалоб, оценивается состояние глаза, век, слизистой оболочки и так далее. Но не всегда получается и не всегда бывает возможно сразу обратиться к врачу. Поэтому на самом деле побочных эффектов у них практически нет. Это бывает иногда индивидуальная какая-то непереносимость, как на всё, как на пищевые продукты, лекарства и так далее. На самом деле увлажнение при работе с компьютером и зрительных нагрузках, оно показано, то есть оно желательно. И вот когда человек - если, я уже говорила, у него вся эта симптоматика налицо, - он закрыл глаза, например, отвлекся, постарался расслабиться, но знает, что ему дальше нужно все равно, кровь из носа, закончить эту работу, а сил никаких уже нет со стороны глаза, то в данной ситуации увлажнение, увлажняющие капли, они только помогут и облегчат состояние.

ВЕДУЩИЙ: Ирина Валентиновна, вы говорили про освещение. Мы работаем с монитором, он достаточно яркий. Есть регулятор яркости. Какое выбрать оптимальное световое разрешение или какую яркость света, чтобы глаз чувствовал себя комфортно? Это возможно, либо это тоже индивидуальные параметры?

ЦВЕТКОВА: Мне кажется, это индивидуальные параметры, потому что у кого-то более восприимчивые к яркому источнику света глаза, можно сделать чуть-чуть потусклее. Но главное, чтобы всё хорошо и комфортно читалось, чтобы не было излишнего напряжения, для того чтобы что-то там рассмотреть, не было раздражения опять-таки от того, что слишком ярко. Поэтому тут чисто индивидуально.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Но мы знаем, что есть достаточно много людей, у которых, например, один глаз остался, была либо какая-то авария, либо травма, но они все равно вынуждены, естественно, тоже работать за компьютером. Что можно посоветовать им?

ЦВЕТКОВА: Что я хочу сказать. Конечно, потеря глаза - это очень и очень печально для человека, с кем это произошло. Но жизнь продолжается. И наш организм так устроен, что у нас очень много резервов. И даже если человек смотрит одним глазом, он к этому состоянию приспосабливается, и глаз его тоже приспосабливается. Да, у него нет бинокулярного зрения, у него монокулярное зрение. Это в чем-то осложняет дело. Но наш мозг, который уже, так скажем, привык получать импульсы только от одного глаза, он тоже приходит в состояние такого как бы равновесия, что ли. И это не является проблемой ни для глаза, ни для головного мозга. Нагружать единственный глаз в принципе можно так же, как и оба глаза. Поэтому здесь каких-то ограничений дополнительных, каких-то охранительных мероприятий нет. Всё то же самое: давать отдых, давать разгрузку, только так.

ВЕДУЩИЙ: Как сохранить зрение детям? Вот головная боль родителей и учителей, потому что нагрузки возрастают, приходят современные технологии. Кто хватается современными продвинутыми мониторами, кто интерактивной доской. Вот, мне кажется, здесь вам, офтальмологам, просто, извините, пахать и пахать, работы непочатый край.

ЦВЕТКОВА: Я с вами согласна, потому что дети очень рано у нас стали развиваться. И если раньше в четыре года ребеночек еще, что называется, только мячик гонял, то теперь он уже знает у нас и язык, и все игры, какие только могут быть, возможные и невозможные. Это и телефонные игры, и компьютерные, и плюс все эти мультики, и кино, и всё прочее. На самом деле этот процесс для глаза, он, естественно, безболезненно не проходит. Недаром сейчас большой рост детишек с близорукостью, потому что близорукость в какой-то степени, помимо наследственных всевозможных, генетических моментов, она обусловлена еще именно образом зрительной жизни ребенка. И чем раньше мы ребенку всё это прививаем и развиваем это, тем больше страдает орган зрения. И сейчас детишки, идущие в школу, уже имеют у нас близорукость в достаточном проценте по сравнению с тем, что было пятнадцать лет назад или десять. И, конечно, люди, которые столкнулись уже с проблемой аномалии рефракции глаз у своих детей, они, безусловно, знают советы офтальмолога, когда им говорят: давайте детям как можно меньше этих всех игрушек. Понятно, что в школе не обойтись, но, по крайней мере, ограничить до школы…

ВЕДУЩИЙ: Хотя бы до школы более-менее здоровыми довести, да?

ЦВЕТКОВА: Да. И нельзя, безусловно… Вот некоторые, смотришь, в транспорте с этими телефонами, с играми, я имею в виду. В транспорте взрослому-то читать вредно, не говоря уже про ребенка. У него глаз еще формируется, у него всё еще в таком, что называется, подвешенном состоянии. И именно условия, при которых глаз выполняет зрительную нагрузку, чтение в первую очередь, они должны соблюдаться. Нельзя ребенка нагружать компьютерными играми ни в коей мере. Его нужно ограждать от них. Чем позже он приобщится к этому, тем лучше.

ВЕДУЩИЙ: Ведется ли какая-то просветительская работа именно в этом направлении? Потому что вроде да, мы слышим что-то где-то, родители обсуждают, но, мне кажется, все-таки такой массированной атаки на сознание родителей нет.

ЦВЕТКОВА: Нету, конечно, я с вами согласна, нету. С одной стороны, это, наверное, упущение где-то со стороны врачей, может быть, каких-то просветительских изданий и так далее. Но в поликлиниках, я вас уверяю, когда мамочки приходят с детишками или папы, офтальмологи все время говорят, что меньше, пожалуйста, меньше. Это ведь пока еще им ничего сложного предпринимать не нужно, просто пусть ребенок это время будет занят чем-то другим, не нужно его ограничивать в каких-то физических движениях - пусть он занимается спортом, пусть он плавает, пусть он занимается теннисом, не важно, но он должен быть, конечно, занят, чтобы опять-таки у него не было много свободного времени, чтобы он знал, чем себя занять.

ВЕДУЩИЙ: Да, это сценарий всем известный, в общем-то.

ЦВЕТКОВА: Потому что, когда ребенку делать нечего, конечно, очень просто - включил ему компьютер, и он сидит, и вроде тишина и покой в доме.

ВЕДУЩИЙ: Ирина Валентиновна, возвращаемся к более взрослым вашим пациентам. Как вы рекомендуете, с какого возраста надо регулярно ходить к офтальмологу, проверять зрение, глазное дно?

ЦВЕТКОВА: Ну, вообще рекомендации, они как бы стандартные. Раз в год взрослый человек должен посещать офтальмолога.

ВЕДУЩИЙ: Ну, лет с 30 или как?

ЦВЕТКОВА: Ну, понимаете, если человек не страдает какими-то глазными заболеваниями, то, наверное, да, где-то годам к 30 уже нужно, так скажем, регулярнее включать офтальмолога в свои посещения. Если же у него есть близорукость или еще что-то, о чем он уже знает, то, естественно, раз, а то и два раза в год для контроля, особенно если это юношеский возраст или молодой возраст, в пределах 20 лет, два раза в год желательно, опять-таки для того, чтобы смотреть, есть ли прогрессирование этого заболевания. И если есть, то принимать какие-то меры для того, чтобы оно не развивалось дальше. А так люди старше 30 лет - раз в год, да, нужно полноценное обследование. Но сейчас у нас как бы вообще в медицине тенденция к диспансеризации. Если вы помните, что было раньше, давным-давно, потом это всё как-то ушло немножечко на задний план. Сейчас это возрождается. В государственных учреждениях это обязательно. Раз в год мы проходим диспансеризацию, всех специалистов в том числе.

ВЕДУЩИЙ: Да, если в поликлинику случайно забрел, тебя сразу хватают: ага, вы пришли, ну-ка быстренько обойдите тех-то и тех-то специалистов.

ЦВЕТКОВА: Да, да. Я считаю, это очень правильно. И это во многом позволяет выявить заболевания, а ведь не все же дают о себе знать до поры, до времени. Это касается и офтальмологии, и не офтальмологии. И вообще, следить за здоровьем нации, я считаю, что это нужно и необходимо.

ВЕДУЩИЙ: Вопрос по поводу утомляемости глаз. Очень часто врачи, специалисты в своей области, рекомендуют какие-то продукты. На слуху то, что нужно есть, чтобы глазам помогать. Вы могли бы еще раз озвучить, чтобы люди услышали и вспомнили, побежали к холодильнику, посмотрели: ой, у меня нет, пойду-ка я куплю?

ЦВЕТКОВА: Ну, что касаемо продуктов, то для глаза в первую очередь интересны те, которые содержат лютеиновый комплекс. То есть это лютеин и зеаксантин, сами по себе препараты. Это всё есть у нас с вами в помидорах, в перцах в большом количестве, есть в петрушке. В принципе так считается, что всё, что имеет из овощей рыже-красный цвет, всё как бы содержит и эти нутриенты. А из других, так скажем, это экстракт черники. То есть он - мощный антиоксидант, он улучшает кровообращение в сетчатке. Есть препараты. Кстати, вот что касаемо лютеинового комплекса, тоже есть препараты, содержащие лютеин и зеаксантин, это есть биологические добавки, есть лекарственные средства. И то же самое касается черники. Можно есть чернику так, пожалуйста. Но просто кроме того, что экстракт черники полезен для глаз, он влияет еще на кое-какие функции в организме, и поэтому много черники не съешь - там могут быть другие проблемы. Поэтому опять-таки экстракт черники содержится в определенных лекарственных формах, он входит в добавки. Это можно использовать с пользой для глаз, не боясь каких-то побочных эффектов.

ВЕДУЩИЙ: Вот смотрите, если такую небольшую цепочку создать: человек утром проснулся, он просмотрел новости, пошел на работу, сел за компьютер; вернулся домой, включил телевизор, а на ночь еще книгу почитал, если он такой умный… Хотела мысль продолжить, только не успеваю, потому что программа заканчивается. В общем, ему обязательно нужен перерыв между этими действиями. Какой: два часа, три часа?

ЦВЕТКОВА: Между работой и телевизором, так скажем?

ВЕДУЩИЙ: Да.

ЦВЕТКОВА: Времени для этого достаточно полчаса.

ВЕДУЩИЙ: Полчаса. Спасибо, Ирина Валентиновна, я благодарю вас за то, что вы пришли в нашу программу.

Маяк. Москва. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация