Картинка

Маяк. Москва 14.08.2013 - О модернизации системы образования в Подмосковье

14 августа 2013, 16:00

Персоны

С 1 сентября этого года вводится в действие новый Закон "Об образовании в Российской Федерации", который принесет немало серьезных нововведений. Плюс - опять-таки осенью вводятся стандарты образования и в детском саду. Непонятных моментов предостаточно, так же, как и вопросов: в частности, останется ли образование бесплатным?

 

О модернизации системы образования в Подмосковье рассказывает министр образования Московской области Марианна Юрьевна Кокунова. Ведущий - Екатерина Высоковская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - министр образования Московской области Марианна Кокунова. Мы будем говорить о том, как в Подмосковье идет модернизация образования, что вообще подразумевается под этим словосочетанием, какие именно процессы задействованы, и как их помогает направлять и координировать новый закон Московской области об образовании. Знаете, модернизация - это процесс, в идеале берущий все лучшее от действующей системы и заменяющей в ней то, что устарело в силу того, что человечество беспрерывно развивается. Мы же не стоим на месте. Естественно, мы не можем остаться в стороне от этого процесса и, тем более, в такой важной сфере, как образование. Но мне бы хотелось начать с того, что из того лучшего, что у нас есть в действующей системе, остается - вот такой здоровый консерватизм, потому что многие перемен опасаются?

 

КОКУНОВА: Совершенно верно вы говорите. Но самое главное, я хочу сказать, что самое базовое и основное, что было в системе образования, оно и остается. Как вы знаете, государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. И вот эта норма, она четко прописана в законе. Более того, документ об образовании, новый закон говорит о том, что платные образовательные услуги не могут заменять то обучение, которое финансируется из бюджета. И сами же новые стандарты обеспечивают каждому школьнику и на начальной ступени обучения, и на средней, и на старшей ступени обучения возможность получения очень широкого спектра образовательных услуг. Если мы возьмем старшую школу, 10-11-й классы, если раньше было 37 часов в учебном плане, в недельном учебном плане, то сейчас 37 часов и остается. И ученику предоставляется возможность еще выбора, выбора по профилям для того, чтобы подготовиться более успешно к отпускному экзамену. Он проходит в виде Единого государственного экзамена.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть вся господдержка остается – то, что касается учебников, питания, компенсации за проезд и так далее? Все эти меры господдержки остаются?

 

КОКУНОВА: Все меры господдержки, те, что были, они и остаются в законе. И это я хочу подчеркнуть. Поэтому очень важно отметить - вот хорошо, что вы с этого начали -  что все базовое, лучшее, что было в прежнем законе, оно осталось.

 

ВЕДУЩИЙ: Хорошо.  Появляются некоторые новые сегменты. Вот, например, такой термин, как внеурочная деятельность. И вот это, наверное, стоит того, чтобы прокомментировать, рассказать подробнее?

 

КОКУНОВА: Конечно. Вы знаете, вообще в рамках новых стандартов образования появилось такое понятие «внеурочная деятельность». И что это значит на практике? Это значит, что каждый ученик школы получает возможность в начальном звене получать 10 дополнительных часов в неделю. 10 дополнительных часов - это 2 часа в день. А в среднем звене - пять часов. В стандарты федеральные вводится сейчас, вот в Московской области - с 2010 года, то есть у нас по ним занимаются классы первые, вторые. В этом году начнут третьи классы заниматься. И в виде эксперимента 180 школ, тоже Московской области вводят федеральные стандарты в пятых классах.

 

ВЕДУЩИЙ: Это пилотный проект?

 

КОКУНОВА: Это пилотный проект. Совершенно верно. Вы знаете, внеурочная деятельность показала безграничные возможности наших учителей, и учителей не только школы, но и педагогов дополнительного образования, которые ведут эту деятельность. Конечно, родители сначала воспринимают не всегда это с удовольствием, потому что считается, что ребенок будет перегружен. Привыкли к тому, что четыре урока, в первом полугодии - по 35 минут, и дети свободны. Но здесь предоставляется возможность заниматься в спортивных секциях, заниматься музыкой, рисованием, петь в хоре, изучать правила дорожного движения, изучить предметы духовно-нравственной культуры, то есть родитель, вместе с ребенком, конечно, имеет возможность выбора. И они выбирают. Тем более, что можно первое полугодие посещать одни курсы по внеурочной деятельности, а второе полугодие - другие. То есть очень возрастает багаж ребенка. И мы видим, что к выходу, то есть к концу первого класса наши дети выходят гораздо более обогащенные, чем ранее, то есть уровень знаний гораздо выше.

 

ВЕДУЩИЙ: Это то, что раньше называлось продленный день, продленка?

 

КОКУНОВА: Сейчас тоже есть продленка, потому что наши родители работают - до 6, до 7, до 8 часов вечера. И, как правило, не все забирают, даже после внеурочки детей, они остаются в школе, и продленка продолжается.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, домашние задания-то остались?

 

КОКУНОВА: Ну, в первом классе учителя не должны задавать домашнее задание. А так - во втором классе, в третьем, естественно, домашние задания остались.

 

ВЕДУЩИЙ: А как это будет сочетаться с внеурочной деятельностью, чтобы действительно ребенок мог органично развиваться, не были вот излишне забиты, скажем так, его время и его мозг?

 

КОКУНОВА: Во-первых, внеурочка, она сейчас заменила некоторые занятия в спортивных секциях или кружках, когда родители должны были куда-то водить ребенка. А сейчас он находится в школе, либо в сопровождении воспитателя или учителя идет в учреждение дополнительного образования, если оно находится недалеко, и занимается на тех же курсах или кружках. То есть, в принципе осталось то же самое, но этим охвачены, подчеркиваю, бесплатно все дети. И очень важно, что качество предоставляемых услуг выше, потому что работают преподаватели с педагогическим образованием.

 

ВЕДУЩИЙ: Вот вы сказали, дополнительное образование и внеурочная деятельность. Это одно и то же, или здесь есть мостик между этими двумя видами?

 

КОКУНОВА: Вы знаете, можно сказать, что, наверное, мостик, потому что дополнительным образованием у нас охвачены были не все дети. Дополнительное образование предоставляют учреждения дополнительного образования, которые есть в системе вообще общего образования.

 

ВЕДУЩИЙ: И это может платная услуга?

 

КОКУНОВА: Это может быть платная услуга и может быть бесплатная услуга. Вот внеурочная деятельность, она вся идет бесплатная, это я хочу отметить, в Московской области. Ну, а в пятых классах дети получают уже пять часов, не 10, конечно, а пять часов. Но это тоже правильно, потому что в это время многие из них начинают серьезно чем-либо заниматься, и нагружать их уже до 10 часов в неделю мы не можем. Поэтому это, я считаю, очень правильный подход.

 

ВЕДУЩИЙ: А вот вы говорите про старшие классы, и дети начинают уже чем-то серьезно заниматься. У меня в связи с этим к вам вопрос, касающийся профориентации. Сейчас большая работа для того, чтобы навести порядок на рынке труда. Вот с мигрантами решается, систематизируется эта работа. И, в общем, речь, наверное, идет о том, чтобы Московская область своими трудовыми ресурсами могла справляться с теми задачами, которые есть. И, может быть, у нас все-таки общий регион, Московская область и Москва. Вот ориентация на такие, скажем так, практические профессии: слесарь, рабочий. Вот возможно ли, чтобы область взяла на себя такую нишу?

 

КОКУНОВА: Если говорить о системе профобразования, то она, согласно новому закону, претерпевает очень большие изменения. Учреждений начального профессионального образования отдельных с 1 сентября уже не будет, то есть они вливаются в систему среднего профессионального образования и будут их начальной ступенью. Сейчас правительство Российской Федерации работает над тем, чтобы во всех регионах были созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций. Но это центры переподготовки, когда наши ребята или взрослые, получив одну специальность, в связи с тем, что очень быстро меняется время, быстро вообще меняются условия работы.

 

ВЕДУЩИЙ: Конъюнктура рынка?

 

КОКУНОВА: Конъюнктура на рынке, совершенно верно. Им надо переучиваться. И вот эти многофункциональные центры будут как раз созданы и создаются для того, чтобы наша молодежь ими воспользовалась и смогла получить новую профессию. Сейчас такой центр создается в Красногорске и будет создаваться в Щелково. Но, кроме этого, в области создано уже несколько ресурсных центров на базе учреждений начального профессионального образования, которые будут являться как бы конгломератом, то есть в них будет совокупность очень многих профессий, причем профессий по приоритетам развития. Например, в одном училище - это сельское хозяйство, в другом - машиностроение, в третьем - нанотехнологии, в Красногорске - нанотехнологии, одно из лучших училищ у нас, в четвертом - еще профессии, например, социального направления, для того, чтобы там сосредоточить всю материально-техническую базу по данному  направлению. Потому что понятно, что это очень дорого сейчас в каждое училище, например, закупить оборудование. На сегодняшний день учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в области около 160. Мы сейчас их реорганизуем. Как я уже сказала, учреждения НПО, начальной ступени учреждения, идут в СПО, и их будет где-то около 90. Но, тем не менее, понятно, какие средства нужны для того, чтобы во все 90 учреждений поставить современную технику. Поэтому было принято решение на уровне правительства Российской Федерации создать ресурсные центры, которые бы объединили в себе каждый свое  направление, но и, естественно, сильную материально-техническую базу.

 

ВЕДУЩИЙ: Конечно, дети со школьных лет могли бы знакомиться и примериваться уже к будущим профессиям, таким, как вы сказали, прикладным, по специальности?

 

КОКУНОВА: Совершенно верно. Такой опыт у нас был, когда с 5-го, 6, 7 класса занимались серьезно профориентацией детей, водили их на предприятия, проводили экскурсии. Приходили родители, специалисты из музеев, которые существуют на многих предприятиях, причем музеи очень сильные, очень хорошие. И эта работа в некоторых муниципальных образованиях продолжается. Она продолжается там, где есть предприятия. А вот там, где нет, конечно, необходимо как-то привлекать детей, привлекать тем, что сейчас создано или создается, для того, чтобы они имели возможность представлять: а что же со мной будет после школы, после окончания 9 класса или 11 класса. Но отрадно сказать, что много сейчас ребят идет и получает среднее образование. Конечно, потом они стремятся многие получить и высшее образование, но все равно профессия остается. Рынок труда востребован. И вот сейчас, в связи с тем, что, например, в Московской области с 1 декабря решением исполняющего обязанности губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева зарплата у дошкольников повысилась, причем повысилась значительно.

 

ВЕДУЩИЙ: Зарплата у учителей?

 

КОКУНОВА: У педагогов, которые работают в детских садах, у педагогов и воспитателей (мы их называем – дошкольников) она повысилась, причем значительно: базовая ставка на 40% и стимулирующая - на 10, всего - на 50%. И те воспитатели, которые поехали два года или три года назад работать в детские сады на окраины Москвы, они постепенно тоже возвращаются в область. И это важно. Конечно, хочется, чтобы и в Москве были преподаватели, но и в Московской области тоже.

 

ВЕДУЩИЙ: Получается, что с 1 сентября уже вводятся стандарты образования в дошкольных учреждениях, то есть детство у нас сокращается?

 

КОКУНОВА: Совершенно верно. Как я уже сказала, в 2010 году были введены стандарты в начальной школе, но тогда мы еще не говорили о стандартах дошкольного образования. А теперь мы говорим о том, что каждый ребенок, дошкольник, должен получить вот это дошкольное образование.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть, детский сад - это уже не досуговый центр, это уже образовательный центр?

 

КОКУНОВА: Вы знаете, как раз задача, которая ставится новыми стандартами, - это развитие. То есть не обязательно научить его читать, писать, тем более считать, а развитие ребенка. Это самое главное. И вот стандарты как раз, они разрабатывались под развитие детей. Я хочу сказать, что и в основе стандартов образовательных в школе  - системная деятельность на подход. Что это значит? Это, значит, мы учимся в деятельности, учимся в работе. То есть, мы говорим о том, что не должен ребенок, как раньше, сидеть и просто получать знания от учителя. А он должен вместе с ним исследовать, создавать проект. Он должен достигать и постигать новое вместе с учителем.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть более интерактивный процесс?

 

КОКУНОВА: Конечно. Вот тогда и результат его деятельности будет лучше. То есть, ребенок поймет, как происходит процесс, как ему идти к новому. И процесс усвоения знаний, он будет гораздо выше и эффективнее.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть учится ребенок получать новые знания, получать информацию, потому что уже действительно так быстро меняется время, так быстро меняются технологии, что освоить просто эти и знать их специфику, мало, нужно уметь перестраиваться?

 

КОКУНОВА: Да. Раньше были знание, умение и навыки. А сейчас приоритет - это системно-деятельностный подход, то есть учимся в развитии. И надо сказать, что вот в Московской области, когда мы начали организовывать комплексный проект модернизации образования, то приняли решение для того, чтобы ребенку и учителю было легче понимать вот новые материалы и заниматься по новым стандартам, закупить новационное - новое оборудование. И у нас во всех школах, практически во всех, вот в этом году мы будем дозакупать. Осталось 200 школ, а в области 1480 всего школ. В первых и вторых классах есть новационное оборудование, которое помогает детям усваивать новое.

 

ВЕДУЩИЙ: Марианна Юрьевна, расскажите нам, что это такое, потому что вы непосредственно связаны со школой, вы все изменения видите и ко многому уже привыкаете? А ведь есть те молодые родители, которые еще только готовятся отвести своих детей в школу, а есть те, кто сейчас в таком перерыве, готовятся быть бабушками и дедушками первоклассников. Расскажите, какая сейчас школа?

 

КОКУНОВА: Совершенно верно. Вы знаете, я же совсем недавно еще работала в  школе, всего несколько лет назад. И когда приходили наши выпускники, либо на вечера встреч, либо приводя своих детей в дошкольные центры, они вообще выражали не просто удивление, восхищение, они были поражены теми переменами, которые произошли в системе образования за последние 7-8 лет. Они заходили в классы, где интерактивные доски, где проекторы, рабочее место учителя - это компьютер, принтер, естественно, проектор и интерактивная доска, все самое необходимое.

 

ВЕДУЩИЙ: И что, вместо чернильниц там уже планшеты?

 

КОКУНОВА: У нас вообще давно нет чернильниц, а планшеты, они пока, естественно, не у всех детей, планшеты мы не закупали. Мы закупали нетбуки, чтобы на парте был нетбук. Мы закупали интерактивные доски, проекторы. И самое главное, обучали учителей, потому что не просто нужно было поставить эту технику в школу, а самое главное - научить учителя, потому что, кто его научит, если не специальные курсы или те люди, которые предназначены для этого. Поэтому все учителя, которые у нас работали в начальной школе по федеральным государственным образовательным стандартам, прошли курсы повышения квалификации и курсы, которые обучили работать на данном оборудовании, потому что и интерактивную доску, и компьютер на уроке нужно применять с умом. Это не 45 минут, это 10 или 20 минут урока. Самое эффективное время, когда объясняется новый материал или закрепляется, или работает система, когда мы сразу видим отдачу детей. То есть они одновременно нажимая на пульты, выдают правильные либо неправильные ответы, и учитель смотрит, например, из 25 человек 20 ответило правильно, 5 не усвоило. Но это хороший вариант. А когда, например, 8 ответили правильно, а 13 или 15 неправильно, здесь уже тревожный звоночек, значит, что-то не так. Нужно учителю перестроиться, нужно дообъяснить. Видите, все это решается в считанные минуты. И это очень важно.

 

ВЕДУЩИЙ: Да, быстрота реакции. Конечно, восхищение у детей вызывает электронный микроскоп, когда они могут свой волос, лапку у мухи или, чтобы они хотели, любую мелочь рассмотреть. И учитель умеет показать, а что же вообще происходит в действительности. Конечно, раньше были обычные микроскопы и то не в каждом учебном заведении, а сейчас практически в каждом классе у нас в начальной школе есть электронный микроскоп. Разве это не здорово? Разве это не вызывает удивление?

 

КОКУНОВА: А набор предметов остается прежним?

 

ВЕДУЩИЙ: Конечно, набор предметов остается прежним. Но это основа, это основа основ. Поэтому здесь ничего менять нельзя, это - базовые предмет и, естественно, предметы развития. Дошкольное образование, возвращаясь к нему, мы сказали, что это теперь уже тоже часть жизни, имеющая свои стандарты обучения, и что задача в принципе не дать знания, а тоже подготовить. Означает ли это, что дети, которые не пройдут дошкольное образование, не пройдут вот этот этап, им будет труднее адаптироваться в первом классе?

 

КОКУНОВА: Естественно, труднее адаптироваться, потому что понятно, что работа педагога дошкольного образования будет направлена на подготовку ребенка к школе. Но есть такие родители, которые не отдают детей в детские сады. Они считают, что дома сами, либо приводя их на занятия в какие-то кружки, ребенок получит это образование. Поэтому разные есть ситуации. Но мы обязаны обеспечить. Поэтому опять же в области стоит очень серьезная задача, выполнение Указа Президента Российской Федерации, согласно которому к 1 января 2016 года мы должны ликвидировать очередность в детские сады для детей от трех до семи лет.

 

ВЕДУЩИЙ: А сейчас какова ситуация?

 

КОКУНОВА: По Московской области у нас самая большая очередь в дошкольные учреждения по России. Всего детей от 0 до 7 лет записано 212 тысяч. Из них в очереди детей от трех до семи лет на сегодняшний день 48 тысяч 500 человек.

 

ВЕДУЩИЙ: Не успеют уложиться, наверное, в этот возраст?

 

КОКУНОВА: Вы знаете, проблема решается, решается очень интенсивно. Андрей Юрьевич сейчас сказал о том, что каждый год будет строиться 85 садов по программе губернатора. Сейчас, в данный момент, в стадии проектирования и строительства находится 174 дошкольных образовательных учреждения.

 

ВЕДУЩИЙ: Это много?

 

КОКУНОВА: Конечно. Это и за областные средства, и за муниципальные средства, и за счет средств, конечно, инвесторов. Но вот по программе губернатора в этом году должно быть сдано 85 садов. Конечно, непростая задача. Мы сейчас следим, и Министерство образования, и Министерство строительного комплекса, чтобы работа продолжалась. И здесь, конечно, большая нагрузка лежит на главах муниципальных образований. Но главы в каждом муниципальном образовании знают изнутри свои проблемы. И они стараются решить. Опять же хочу сказать, что очень большое внимание сейчас уделяется тому, чтобы те люди, которые занимаются застройкой в Московской области, строили не только дома, но и объекты инфраструктуры. Это поликлиники, больницы, это детские сады и школы. Поэтому сейчас уже ни один застройщик не выйдет на строительную площадку, если он не скажет, что рядом с домом, который будет построен через какое-то время, тут же будет возведен детский сад. А лучшие наши застройщики сначала возводят детские сады, а потом уже строят дома для того, чтобы и район был привлекательным, потому что, когда кто-то переезжает или покупает квартиру или видит, что здесь уже детский сад и поликлиника, и школа, они с удовольствием покупают жилье. Конечно, район очень привлекательный. У нас каждый год в области увеличивается детей на 30 тысяч.  Представляете, какая эта цифра? Здесь разная ситуация: и приезжие дети, и те, кто покупает у нас квартиры.

 

ВЕДУЩИЙ: И рождаемость повышается?

 

КОКУНОВА: И, естественно, что повышается рождаемость. Но 30 тысяч - это очень большая цифра. Мигрантов, если говорить на область, то их не так много. Вот в школах учится 11 тысяч, а в дошкольные образовательные учреждения ходит тысяча. Но все они имеют регистрацию, они зарегистрированы на какой-либо из территорий  Московской области, потому что без этого они просто не будут обучаться и ходить в детский сад.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, что ж, можно пожелать школьникам Московской области, чтобы будущий учебный год сложился у них вполне удачно, потому что очень много чего подготовлено. И вот эта система модернизации, которую мы сегодня обсуждали, она только вот начинает, развивается, продвигается, на наших глазах распускается, скажем так.

 

КОКУНОВА: Она распускается, да. Вы знаете, с 2006 года - колоссальные изменения прошли. И вот мы смотрим, что каждый год появляется что-то новое. Если два года назад электронный дневник и журнал - это была редкость, то сейчас уже в 90% школ введены и электронные дневники, и электронные журналы. И если наши учителя, наши опытные учителя были раньше против них, сейчас другая ситуация. Они подходят и говорят: освободите нас от бумажных журналов, потому что привыкли, удобно, сразу выставляется оценка. Родители, ну что греха таить, на работе очень часто заглядывают на сайт школы, смотрят, как успевает ученик, и уже имеют информацию сиюминутную, что получил их ребенок на том или ином уроке. Так что идем вперед и идем немалыми шагами. Надеемся, что год будет успешным не только для школьников Московской области, так как нас слушают все радиослушатели, то для всех жителей Российской Федерации.

Маяк. Москва. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация