Маяк. Москва 27.08.2013 - Об открытости информации в сфере ЖКХ столицы
Персоны
По данным Мосжилинспекции, каждый десятый договор на уборку территории заключен с нарушениями. Компании, нанятые, чтобы содержать в порядке дворы и подъезды, следить, чтобы вовремя вывозился мусор, начинают диктовать жильцам свои условия. Ситуацию призвано исправить постановление об открытости информации в сфере ЖКХ, которое подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Документ призван повысить качество управления многоквартирными домами и предоставляемых коммунальных услуг. Об открытости информации в сфере ЖКХ столицы рассказывает заместитель начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы Николай Александрович Ревин. Ведущая - Ирина Козловская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - заместитель начальника Мосжилинспекции Николай Ревин. Мы сегодня будем говорить об открытости информации в сфере ЖКХ - я надеюсь, что этот эпитет действительно не насмешка - и о том, где москвичи смогут проконтролировать расход средств управляющими компаниями. Итак, где можно проконтролировать? Всем очень интересно, как тратятся деньги, тем более их собственные, на что они идут, особенно если есть претензии к вывозу мусора, к уборке и так далее.
РЕВИН: Что я хотел бы сказать. До 2010 года не было обязательно определено, где раскрывается информация управляющими организациями. В 2010 году законодатель выпустил 731-е постановление Российской Федерации, которое закрепило обязанность за управляющими организациями раскрывать информацию по управлению многоквартирными домами. Основные места, где мы можем посмотреть, на какие цели расходуются финансовые средства управляющей организацией, это, первое, информационный стенд в управляющей организации, второе, сайт, определенный на федеральном уровне, субъектом Федерации. В городе Москве это сайт «Реформа ЖКХ» (reformagkh.ru). И есть еще второй сайт для обязательного размещения, это у нас идет по выбору управляющей организации. В городе Москве организована такая электронная площадка, сайт «Дома Москвы» (dom.mos.ru). Размещение на этом сайте является обязательным для управляющих организаций, которые получают субсидию города на содержание жилищного фонда.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, пожалуйста, сдача внаем, в аренду чердаков, подвалов - это решение принимает товарищество собственников жилья. Управляющие компании не имеют к этому никакого отношения. Но они имеют отношение, например, к ремонту. Они нанимают бригады, которые ремонтируют подъезды. У нас все время осенью, видимо, чтобы как-то освоить деньги в конце года, начинаются ремонты. Я могу привести пример, мне рассказывали про ремонт на Мичуринском проспекте, когда пришли ремонтировать вьетнамцы. Они ни слова не знали по-русски, красили они так, что просто вырастали сталактиты, естественно, за собой потом не убрали, а бригадиром был у них человек, который как бы говорил по-русски, но невнятно. Вот что делать в таких случаях?
РЕВИН: Управляющие организации выполняют ремонтные работы, которые являются системными, то есть это подготовка к весенне-летней эксплуатации, подготовка к зимней эксплуатации. И качество завершенных работ по зимней эксплуатации оформляется паспортом готовности. Мосжилинспекция в том числе является членом комиссии. Мы проверяем качество выполненных работ.
ВЕДУЩИЙ: Но вы же не ездите по всем домам, по всем дворам.
РЕВИН: Да, безусловно. Соответственно при подготовке к зиме каждый дом имеет подписанный паспорт готовности. И мы проверяем качество выполненных управляющей организацией работ по подготовке многоквартирных домов. Тот вид ремонтных работ, про который вы сказали, это, я так предполагаю, ремонт подъездов?
ВЕДУЩИЙ: Да.
РЕВИН: Соответственно есть отдельные программы. На сегодняшний момент наиболее распространенные - это управляющие организации в счет средств, которые выделяются на текущую эксплуатацию дома, производят ремонт подъездов.
ВЕДУЩИЙ: А сколько вообще выделяется, например, на стандартный многоквартирный 17-этажный дом?
РЕВИН: В Москве есть ставки правительства Москвы, 24 рубля с копейками и 13 рублей. Вот эти деньги, которые собственник платит на текущую эксплуатацию. Эти деньги уже у нас, получается, на квадратный метр распределяются, и итог зависит от этажности, зависит от площади лестничных клеток. То есть здесь сумма вычисляется расчетным путем.
ВЕДУЩИЙ: И я думаю, что нередки случаи, когда управляющие компании, исходя из этих расчетов, заявляют одни материалы, закупают другие, дешевле, а итог выставляют как нормальный. Были такие у вас жалобы, претензии? Разбирали ли вы такие подобные дела?
РЕВИН: Ремонт подъездов, сейчас выполняемый по программе, он с обязательной сдачей должен быть. То есть после выполнения ремонтных работ осуществляется приемка. Значит, каким образом осуществляет контроль инспекция? Инспекция участвует в открытии объекта, где подтверждаем объем, который необходимо выполнить, и на стадии, когда уже работы выполнены, мы проверяем, что эти работы в полном объеме и с должным качеством выполнены. Соответственно, если все перечисленные работы, которые были заявлены, выполнены, подписывается акт приемки выполненных работ. Соответственно жители данного дома, данного подъезда привлекаются к составлению этой дефектной ведомости, то есть с учетом их мнения это делается. И также при выполнении работ от общественности тоже всегда участвуют представители.
ВЕДУЩИЙ: Это несколько идеальная все-таки схема.
РЕВИН: Нет, это она так на сегодняшний момент в городе Москве работает.
ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Николай Александрович, итак, по поводу открытости информации в сфере ЖКХ. Любой человек может, вот житель дома, обратиться в управляющую компанию и потребовать, например, информацию, сколько платится за вывоз мусора, за уборку территории? Потому что, я думаю, иногда не висит информация ни на стенде управляющей компании, да и сами участники товарищества собственников жилья не знают, какая управляющая компания вообще всё это вывозит. Ну, вывозят мусор и вывозят. В общем, наверное, дальше их интерес не распространяется.
РЕВИН: Управляющая компания в рамках выполнения 731-го постановления размещает договоры, которые она заключила со сторонними организациями. Соответственно мы будем знать, сколько в целом стоит эта работа и какие средства на эти цели затрачивает управляющая организация. Соответственно там же размещается информация о стоимости коммунальных услуг, то есть сколько стоит горячая вода, сколько стоит водоотведение, цена отопления. И все специализированные организации, которые управляющая компания привлекает для нужд и для выполнения работ в многоквартирном доме, она тоже об этом информацию раскрывает. В том числе она обязана раскрыть информацию, какие договоры ранее были расторгнуты, причины, по которым это было. Она указывает, какие штрафные санкции были выставлены контролирующими организациями. И собственник, помимо того, что он может посмотреть, каким образом используются финансовые средства, которые он платит управляющей организации, он также, исследовав данную информацию, может принять решение - надлежащим образом или ненадлежащим образом с точки зрения контролирующих органов, с точки зрения ранее заключенных договорных отношений управляющая организация осуществляет свою деятельность.
ВЕДУЩИЙ: Мосжилинспекция - это контролирующий орган?
РЕВИН: Да, безусловно.
ВЕДУЩИЙ: Сколько управляющих компаний вы проверили, и каков утешительный или, наоборот, со знаком «минус» итог? И какие санкции вы можете к ним применить, потому что они частники?
РЕВИН: Если мы берем контроль технического содержания многоквартирных домов, то здесь у нас есть две статьи Административного кодекса: 9.1 - это у нас Кодекс города Москвы, 7.22 - Кодекс Российской Федерации. Если мы будем смотреть с точки зрения финансовых средств, максимальные штрафные санкции по статье 7.22 - 50 тысяч рублей, по статье 9.1 - 100 тысяч рублей. И на что хотел бы я обратить внимание, что буквально до недавнего времени, где-то полгода - год назад, штрафные санкции по статье 9.1 были в размере 50 тысяч рублей. Мосжилинспекция вышла с инициативой увеличения штрафных санкций. Исходя из аналитики, которую мы провели по предприятиям, которые мы подвергали штрафным санкциям, - даже были такие в городе Москве, что за год 72 раза привлекались к административной ответственности, было четыре организации, которые более 50 раз привлекались, - соответственно те штрафные санкции в размере 50 тысяч рублей не были достаточно серьезными для управляющих организаций, которые допускали эти нарушения.
ВЕДУЩИЙ: Пятьдесят раз привлечь к ответственности - эта цифра говорит сама за себя. И все равно с рынка эта организация не уходит, нет таких полномочий, чтобы ее оттуда вывести.
РЕВИН: Есть полномочия у собственника. Жилищный кодекс дает такую возможность собственнику определиться с выбором управляющей организации. На общем собрании они принимают решение, если они видят, что управляющая организация ненадлежащим образом работает, проводят общее собрание, составляется протокол, в котором указывается, что с данной управляющей организацией расстаются, а новую управляющую организацию выбирают. Я почему и говорю, что 731-е постановление очень полезно даже не только с точки зрения того, каким образом проконтролировать расходование финансовых средств, но и с точки зрения того, что мы видим некий, наверное, рейтинг. Если наша управляющая организация плохо работает, я вот вышел из дома, вижу, что лампочки не горят, стекла битые, мусор не вывозится, то есть я чувствую, что она не работает, но деньги я плачу. Я являюсь добросовестным собственником, который платит, но есть недобросовестные управляющие организации. И если мы приняли решение, дружно встретились, провели общее собрание, приняли решение расстаться, встает вопрос, а какую управляющую компанию привлечь в наш многоквартирный дом. И здесь есть такой раздел, который тоже подлежит обязательному раскрытию, как я говорил ранее: сумма штрафных санкций за год, выставленных управляющей организации; какие договора были ранее расторгнуты. Соответственно мы видим и стоимость услуги ее. И мы смотрим, что организация не привлекалась. Стоимость услуг, предоставляемых по управлению, нас устраивает. Договора только новые появляются на управление, не расторгаются. Есть дома, в которых собственники хотят эту управляющую организацию. Безусловно, мы будем стремиться к тому, чтобы эта управляющая организация к нам, в наш дом пришла.
ВЕДУЩИЙ: Хорошо. А как все-таки узнать, что позитивный рейтинг у этой компании? Ладно, мы общаемся, например, с жителями из других домов. А управляющая компания, я так понимаю, в одном районе действует, либо она может брать сразу несколько, там восток и запад, либо управляющая компания работает только в определенном округе?
РЕВИН: Управляющая компания - это обычное юридическое лицо, цель и задача которой - получение прибыли.
ВЕДУЩИЙ: То есть у нее может быть разветвленная сеть?
РЕВИН: Да, безусловно. То есть это обычное юридическое лицо, предприятие, которое оказывает услуги по управлению.
ВЕДУЩИЙ: А где рейтинг управляющих компаний можно посмотреть?
РЕВИН: Рейтинги, которые на основании наших данных, у нас на нашем интернет-сайте тоже есть. Даже не обязательно рейтинг, но в целом…
ВЕДУЩИЙ: Оценка качества работы, скажем так.
РЕВИН: Да. Она из чего складывается? Стоимость, по которой услуги предоставляются; количество штрафных санкций, которые выставлены управляющей организации; и количество договоров, расторгнутых ей. Это все есть, должна управляющая организация размещать в рамках исполнения 731-го постановления.
ВЕДУЩИЙ: Николай Александрович, в таком ракурсе хотелось бы повести дальше разговор. Иногда управляющие компании мне представляются агентами под прикрытием. Вот они работают, но некую информацию, которую житель хочет узнать, они не раскрывают. И вы сказали, что есть постановление, которое дает жильцам такое право.
РЕВИН: Есть постановление, которое обязывает разместить в необходимом объеме информацию.
ВЕДУЩИЙ: Да, но насколько она вся, от «А» до «Я»?
РЕВИН: Вся информация, которая больше… Предположим, собственник хочет детализировать информацию, хочет знать, сколько получает конкретный дворник. 731-е постановление не предусматривает обязательного раскрытия этой информации. Соответственно те штрафные санкции, которые предусмотрены за нераскрытие этого постановления, они в этом случае применяться не будут.
ВЕДУЩИЙ: А какую еще информацию вправе утаить управляющая компания от собственника?
РЕВИН: Мобильный телефон руководителя личный.
ВЕДУЩИЙ: Ну, это ладно. На это мы не претендуем.
РЕВИН: То есть немножко вот с таким юмором я вам говорю, потому что всё, что обязывает 731-е постановление, должны. Всё, что сверху, здесь уже вступают в силу договорные отношения. Они могут даже регламентироваться договором управления. Если собственники приняли решение, что мы хотим знать зарплату дворника, и впишут в договор управления как обязательное условие, то, безусловно, данное требование собственника будет обоснованным, и будет данная информация предоставляться.
ВЕДУЩИЙ: Вот как раз по поводу договора. Не все у нас юридически подкованные граждане, не все разбираются в нюансах. И наверняка часто договоры составляются с нарушениями, в пользу, например, управляющих компаний, как правило, я так думаю. Это первый момент. Имеет ли право товарищество собственников жилья нанять сторонних юристов, которые проверили бы «рыбу», потому что «рыба» договора, естественно, есть, какие-то пункты, чтобы потом не оказалось, что вы это подписали и, извините, какие могут быть претензии?
РЕВИН: Что хотелось бы сказать. До сих пор существует такое мнение, что управляющая организация является указующим и ведущим в вопросе управления многоквартирным домом и принятия решений по нему. На самом деле надо понимать, что управляющая организация - это наймит. Собственник либо ТСЖ (объединение собственников) является хозяином, и он нанимает управляющую организацию для того, чтобы обеспечить безопасные и комфортные условия проживания. И соответственно не управляющая компания навязывает договор управления, а договор управления должен исходить от собственника.
ВЕДУЩИЙ: То есть управляющая компания должна приходить с юристом и просматривать договор?
РЕВИН: Безусловно. Либо она берется управлять на данных условиях многоквартирным домом, либо нет. Но, еще раз говорю, здесь, и нужно к этому привыкнуть, собственник - хозяин дома, а не управляющая организация. И вот как только люди, живущие в домах, поймут это и будут относиться к управляющей организации не как к хозяину в доме, а как к наймиту, и в управляющих организациях к этому привыкнут, поверьте мне, ситуация в корне изменится.
ВЕДУЩИЙ: По поводу открытости информации в сфере ЖКХ. Не прошло месяца с момента подписания Мосжилинспекцией и Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства соглашения об информационном взаимодействии именно с целью повысить уровень прозрачности. Насколько это важный документ, и есть ли какие-то первые результаты, ну вдруг?
РЕВИН: Что хотелось бы сказать. На сайте «Дома Москвы» все управляющие организации, которые получают субсидии, раскрылись. Это подавляющее большинство управляющих организаций, в управлении которых практически 90% многоквартирных домов в городе Москве. Соответственно была проделана большая совместная работа управляющими организациями по размещению информации на данном портале, и соответственно мы эту работу контролировали. И, чтобы облегчить работу управляющих организаций с точки зрения размещения информации на сайте «Реформа ЖКХ», было принято решение, что та информация, которая уже размещена на портале «Дома Москвы», в автоматическом режиме будет перенесена на сайт «Реформа ЖКХ». И соответственно это позволит минимизировать финансовые потери на штрафные санкции добросовестных управляющих организаций, которые в полной мере раскрыли свою информацию и не подвергались штрафным санкциям с нашей стороны за неисполнение данного постановления. А штрафные санкции достаточно серьезные, для юридического лица это от 250 тысяч до 300 тысяч рублей. И на должностное лицо - до 50 тысяч рублей. Соответственно, если неоднократно должностное лицо допускало нарушение этого постановления, то дисквалификация до трех лет по решению суда возможна. Такие случаи в городе Москве уже есть. Их, если я не ошибаюсь, четыре, по-моему, случая, когда дисквалифицировали руководителей на год. Это у нас было три руководителя ГУП и один - частной управляющей организации. И штрафных санкций, вот хотелось бы на это обратить внимание, что более 70 миллионов рублей было выставлено.
ВЕДУЩИЙ: Как же они, интересно, вообще ничего не делали, что ли, раз такие санкции?
РЕВИН: Не в полной мере данная информация размещалась. На сегодняшний момент можно говорить не о том, размещена или не размещена информация, а насколько качественно она размещена. Поэтому работа достаточно большая была проделана. И свои плоды это тоже стало приносить. То есть меньше у нас стало появляться обращений, что собственник не знает, куда уходят финансовые средства. Количество обращений уменьшилось. Есть в свободном доступе данная информация, и собственник может, посмотрев там, какие-то ответы на свои вопросы получить.
ВЕДУЩИЙ: Николай Александрович, а сколько в Москве у нас управляющих компаний?
РЕВИН: Порядка 500 управляющих компаний и около 3 тысяч товариществ собственников жилья, находящихся на самоуправлении.
ВЕДУЩИЙ: Вот по поводу управляющих компаний. Естественно, что нет монополии на этом рынке, их много, есть выбор. Но может случиться так, что, например, будет происходить какое-то либо слияние, либо поглощение управляющих компаний, чтобы большую часть Москвы держать у себя под прицелом, как говорится?
РЕВИН: Здесь ничего не мешает управляющей организации путем демонстрации своей качественной и по разумным ценам работы привлекать к заключению договоров другие многоквартирные дома. Но на что я хочу обратить внимание, что договор управления, его нельзя подарить, его нельзя переписать, его можно только в исключительных случаях утвердить - через общее собрание либо, если жители не определились в течение года, через конкурс, который проводит управа района, открытый конкурс по выбору управляющей организации. А вот с точки зрения таких махинаций, что закрыли одно предприятие, другое открыли, название такое же, а по сути у нас получается, что по ЕГРЮЛ там у нас другие данные идут, то это является противозаконным. Соответственно данный договор не будет действовать.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, какого рода жалобы к вам чаще всего поступают на работу управляющих компаний?
РЕВИН: Подавляющее большинство - это у нас по текущей эксплуатации многоквартирных домов. Если взять в процентах, я думаю, порядка 20% от всего количества обращений - как раз неправильное начисление, тариф, не утвержденный каким-нибудь постановлением, то есть такие у нас есть. И есть, конечно, обращения к нам жителей, собственников о том, что, на их взгляд, неправомерно заключен договор управления. Соответственно мы данную информацию тоже проверяем, то есть порядок заключения договора управления. Если выявляем нарушения, то мы предписываем органу местного самоуправления города Москвы, это глава управы, проведение информационного обеспечения и поддержки собственников, направленных на то, чтобы собрать их, объяснить их права, и они могли бы волеизъявление свое сделать: выбрать управляющую организации, определиться со способом управления. Соответственно такая работа уже в принципе была сделана. То есть у нас по Жилищному кодексу мы должны были ее провести.
Мы проверили все договора управления в городе Москве. И мы выявили, что 13 860 договоров, то есть один договор - это один многоквартирный дом, были заключены с нарушениями. Соответственно мы провели большую работу на сегодняшний момент. Мы смогли добиться приведения в соответствие порядка 5 тысяч договоров управления, и оставшиеся договора управления, которые не приведены в соответствие, мы держим на контроле и в любом случае добьемся и наведем порядок в этом вопросе.
ВЕДУЩИЙ: А что мешает, почему не удается достаточно быстро решить этот вопрос?
РЕВИН: Я уже говорил, что такое договор управления. Договор управления - это общее собрание собственников.
ВЕДУЩИЙ: То есть вам необходимо провести собрание, собрать людей, чтобы…
РЕВИН: Нет. Это им помогает орган местного самоуправления.
ВЕДУЩИЙ: И они просто никак не соберутся и не могут вопрос этот решить?
РЕВИН: Да.
ВЕДУЩИЙ: И это тормозит вашу работу, так получается?
РЕВИН: Это не наша работа. Мы занимаемся тем, что мы приводим в соответствие. А вот проведение собраний, массовое доведение до сведения собственников многоквартирного дома - это орган местного самоуправления. Соответственно он способствует собственникам в их волеизъявлении. Но если ничего не изменится в течение года, то будут проведены конкурсы. То есть собственник недостаточно активно принимал участие либо не может определиться, тогда по управлению данным домом будут принимать решение на открытом конкурсе управляющих организаций. И на эту площадку приходят управляющие организации, предлагают стоимость услуги, качество, тариф.
ВЕДУЩИЙ: Ну что ж, Николай Александрович, спасибо, что вы приняли участие в нашей программе.