Маяк. Москва 16.09.2013 - Что делают власти, чтобы улучшить ситуацию с мигрантами?

16 сентября 2013, 16:00

Персоны

Москва начинает пилотный проект по привлечению на работу в эксплуатационные службы жителей города, Подмосковья, а также близлежащих областей. Они должны будут заменить гастарбайтеров, работающих уборщиками, слесарями, сантехниками, малярами. Проект уже реализуется в ряде столичных районов.

 

Что еще делают власти, чтобы улучшить ситуацию с мигрантами? На вопросы отвечает председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Московской городской думы Михаил Иванович Антонцев. Ведущий - Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - председателькомиссии по социальной политике и трудовым отношениям Московской городской думы Михаил Иванович Антонцев. Мы будем говорить о миграционных проблемах. Тема, конечно, очень важная, последнее время говорят о ней все и, конечно, в связи с инцидентом, который, как вы помните, в конце июля произошел на Матвеевском рынке. Были уже и всякие спецоперации в метро. И вот как РИА «Новости» пишет, что до сих пор проблема, связанная с мигрантами, занимает третье место в рейтинге среди проблем, которые волнуют москвичей, это после пробок и роста цен. Скажите, насколько вообще у нас в столице законодательно регламентируется эта проблема?

 

АНТОНЦЕВ: Вы знаете, у меня, по некоторым сведениям, по некоторым опросам, вообще проблема миграции вышла даже на первый план.

 

ВЕДУЩИЙ: Все затмила.

 

АНТОНЦЕВ: Опережая даже пробки, к которым москвичи, к сожалению, уже привыкли. Поэтому в данной ситуации та проблема, которую мы обсуждаем, мне бы очень хотелось, чтобы она, с одной стороны, довольно откровенно шла, звонки к нам поступали, но с другой стороны, мне хотелось бы, что если какие-то есть предложения действительно по изменению законодательства миграционного, чтобы они прозвучали тоже в нашей сегодняшней передаче.

 

ВЕДУЩИЙ: Предложения… Кстати, можно вспомнить господина Собянина, который сказал, что нужно мигрантов вообще выдворять из Москвы. Я так понимаю, пока законодательного поля для этого нет, и это очень сложно сделать?

 

АНТОНЦЕВ: Это не совсем так. Говоря о законодательстве, сразу хочу сказать, что миграционного законодательства Москвы не существует, потому что это сфера действия федеральных властей, единая система по отношению к мигрантам, она по всей территории Российской Федерации установлена соответствующими законами. Тем не менее, московские власти на протяжении уже многих лет целенаправленно ведут позицию такую, что дайте возможность, федералы, нам дополнительно устанавливать к федеральному законодательству определенные нормы. И если вы помните, Москва всегда выступала за то, чтобы миграция была регулируемая, чтобы были определенные квоты и жестко отслеживались все нелегалы. К сожалению, это далеко не так. Но последние, по крайней мере, и выступления и президента Российской Федерации да и ведомства миграционного федерального, они говорят, что вот необходимость ужесточения вопросов миграции, ужесточение регулирования, оно на сегодняшний день доминирует в нашей власти федерального значения.

 

ВЕДУЩИЙ: По поводу квот. Они же у нас есть. По-моему, на столицу 200 тысяч?

 

АНТОНЦЕВ: Вот смотрите, ваша формулировка, по-моему, дали 200 тысяч, уже даже в этом вопросе как опытный журналист, как опытный ведущий, но, тем не менее, звучит какая вещь. Вы констатируете факт, что Москве кто-то устанавливает сверху какие-то нормы. На самом деле вот эти квоты, они устанавливаются действительно правительством Российской Федерации, но они полностью совпадают с теми предложениями, которые исходят из Москвы. Два года назад это было 300 тысяч, сейчас 200, а по факту, вот с начала года, порядка 160 тысяч получили разрешение на работу иностранных граждан. Даже эти - 200, они до конца года, в прошлом году не были выбраны и в этом году, думаю, что тоже нет. Но вот Владимир Владимирович четко совершенно в своем выступлении сказал, что ужесточение миграционной политики приведет к росту нелегальной миграции, если не будут приняты соответствующие законные жесткие нормы. И вот теперь вы говорите о том, что Сергей Семенович к выдворению, выселению призывал и так далее. На самом деле это не он призывал, он озвучивал то, что уже заложено в федеральном законодательстве. За последние два года у нас появился такой термин, как «выдворение из страны». И вот по Москве только за прошедший год выдворено из страны довольно приличное количество мигрантов.

 

ВЕДУЩИЙ: Вот я хотела бы вернуться к квотированию. Давайте мы разобьем вот этих людей, мигрантов, на сезонных рабочих, которые приезжают на сезон, они хотят легально устроиться, получать зарплату, но они не знают о том, кем они смогут работать, потому что у нас пока в России нет общей данной информации - мест, на которые они могут претендовать. Вот они приезжают, они мыкаются и часто попадают, сами того не желая, в какой-то полуподпольный бизнес или вообще даже криминальный. А есть люди, которые приезжают в объезд всех законов, уже с какой-то конкретной целью, нигде не регистрируются, но имеют свои какие-то причины. Вот есть ли возможность как-то разграничивать, и вот для первой категории лиц, которые приезжают на сезонные заработки, потому что тоже по опросам, не все гастарбайтеры хотят оставаться в России надолго, пускать здесь корни, они хотят возвращаться на родину. Но, тем не менее, почему нельзя составить вот эту базу с открытым перечнем организаций, которые предлагают свои места? Мне кажется, это достаточно просто сделать.

 

АНТОНЦЕВ: Первое. Уже на протяжении более года существует открытая база по вакансиям, которые есть не только в Москве, но и по всей Российской Федерации. И ее свободный доступ в мировом сообществе имеется. То есть вот то, что вы говорите, не дурно было бы сделать, оно уже есть. Второе. Вы говорите, они сюда приезжают, иногда и криминальный бизнес, и так далее. А вы знаете, абсолютное большинство, которые приезжают сюда, особенно из стран Киргизии, Азербайджана и так далее, они не сами по себе приезжают. Вы вообще можете представить, что иностранец - я сейчас говорю про иностранную трудовую миграцию - вы можете себе представить, что какой-то человек, плохо или вообще не говорящий на русском языке, не имеющий никакой квалифицированной профессии, покинет свою страну и самостоятельно приедет в незнакомую Россию для того, чтобы временно здесь подработать деньги? Нет. Все, кто едут сюда, они едут организованно. В большинстве случаев это организованная поставка рабочей силы.

 

ВЕДУЩИЙ: Кем организованная?

 

АНТОНЦЕВ: Иногда чисто криминальными структурами, иногда их знакомыми, друзьями, близкими, может быть, селянами из какой-то деревни. Не случайно все из них, они знают, куда едут. Они не выходят на Казанском вокзале и думают: куда мне пойти, где бы мне подработать? Ничего подобного. Они знают, по какому адресу обращаться, знают, что им помогут, но далеко не всегда знают, с чем столкнутся. Ведь в большинстве случаев они попадают в рабство. И вот те самые криминальные структуры ведь подчас и изымают у них какие никакие, а документы, которые у них есть, и превращают в рабов. А дальше криминальные структуры с рядом предприятий российских заключают уже договора на поставку вот этой силы рабочей. Но есть и другой путь, он тоже существует. На сегодняшний день все больше и больше влияния на систему миграции осуществляет Федеральная миграционная служба. У нас появились представительства по подбору работников уже на месте, в этих странах. У нас у ряда предприятий тоже есть контакты с определенными властными структурами в этих странах, и осуществляется подбор уже не криминальными структурами и не самородками, которые с таджикского перейти на русский язык перейти без подготовки могут совершенно запросто, нет.  Появился реальный инструмент, выстраивается постепенно, когда мы действительно начинаем подбирать за рубежом кадры, в которых нуждаются и российские предприятия.

 

ВЕДУЩИЙ: По поводу одиночки. Вы знаете, я настолько дала себе правило не зарекаться в жизни. Наверняка одиночный сценарий вот такого человека, который не знает, но который хочет приехать и устроиться, есть, но в общей массе, конечно, вы правы.

 

АНТОНЦЕВ: Есть, конечно. Исключения только правила подтверждает.

 

ВЕДУЩИЙ: По поводу русского языка. Была тоже неплохая инициатива обучать русскому языку, курсы, чтобы сдавали экзамены. Но на самом деле это как-то заглохло, потому что упирается опять в деньги, то есть сдать экзамен - упирается  в определенную хорошую сумму. Не сдал, пересдавай снова, снова плати. Вот мне кажется, тема образования - та тема, которая может немножко сгладить эти углы. Но образование - это, конечно, больше к департаменту образования. Вот вы хорошо определили вот эту цепочку первую, криминальную. Если в принципе все это так наплаву, так явственно, депутаты какими законодательными мерами могут это пресечь либо хотя бы как-то нивелировать?

 

АНТОНЦЕВ: Ну, вот первое, что прозвучало, русский язык. А в курсе ли вы, что в федеральном законодательстве уже есть обязательное требование к иностранному гражданину получить официальное разрешение на работу - это знание русского языка.

 

ВЕДУЩИЙ: Но мы же с вами прекрасно знаем, как обходятся эти законы?

 

АНТОНЦЕВ: Вот это разные вещи. Раньше этого не было в норме законодательной, раньше это не требовалось. На сегодняшний день - это уже норма. А то, что у нас, к сожалению, многие просто нарушают законодательство, не отслеживают как, да и здесь тоже коррупционеров у нас хватает. Мне называли цифры о том, что желаете официально получить разрешение трудоустроить себя, работника, заплатите 40 тысяч, и у вас это разрешение будет в кармане. Это разные вещи. Это, кстати, тоже борьба с тем, на чем греют руки и наши не совсем порядочные, хорошо "дружащие" с законом сограждане. Еще раз, первое - однозначно есть. Второе. На сегодняшний  день открыты курсы по обучению иностранному языку в странах, наибольшее количество откуда, подчеркиваю, официально идут эмигранты. Третье, здесь уже, на территории, в том числе и Москвы, открыты новые, в том числе и силами сообществ иностранных представителей, по обучению курсы. Но вы правы, что, к сожалению, очень многие покупают просто-напросто эту справку, причем опять же не сами. Ему не на что купить, приезжему сюда, бедному иностранцу, ему помогают здесь достать эту справочку. А потом, правда, он ее из заработанных денег отчисляет - очень немаленькие средства. Но еще раз, мы говорим, что законодательство создано, нарушения фиксируются, и людей за вот эти нарушения, поверьте, на сегодняшний день есть кому и насколько посадить или оштрафовать.

 

ВЕДУЩИЙ: А  насколько плотно депутаты работают, либо это все-таки не ваша обязанность, с представителями общин?

 

АНТОНЦЕВ: Если честно, то у законодателей нет функции работать с общинами, потому что законодатели работают либо над законами, либо представляют интересы своих избирателей. В числе избирателей депутатов ни Государственной думы, ни соответствующей Московской городской думы нет иностранных, есть только граждане Российской Федерации. Но мы довольно регулярно участвуем в слушаниях, «круглых столах», на которые приглашаем и представителей диаспор, руководителей, и силовые структуры, которые есть у нас в городе или в стране, и обсуждаем те проблемы, которые есть. То есть непрерывный процесс диалога в целях совершенствования норм законодательства. Кстати, у нас в прошлую среду первое заседание Московской городской думы. Вы знаете, первый закон, который мы рассмотрели?

 

ВЕДУЩИЙ: Какой?

 

АНТОНЦЕВ: Первым законом явилась инициатива по изменению в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления административной ответственности иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся  на территории Российской Федерации. Это инициатива, проект закона, который Московская городская дума направит старшим товариществам на изучение и надеемся, что на принятие. Смысл его очень простой. Для вас, наверное, не секрет, что в Троицком округе города Москвы этим летом произошло ужасное дорожно-транспортное происшествие, в результате которого 18 человек погибли, 43 получили травмы. Это когда автобус протаранил с гравием грузовик.  Так вот, на сегодняшний день уже принят федеральный закон, который запрещает работать на транспортном средстве при отсутствии российских прав иностранным гражданам. Правда, вступит эта норма в ноябре месяце. Но в дополнение к этой норме мы говорим, что нужно ужесточить требования и к тем, кто доверяет управлять такому человеку, и соответствующие административные наказания соответственно к водителю должны быть.

 

ВЕДУЩИЙ: Но, по-моему, в Москве и в Питере принят закон, который ужесточает требования и штраф к таким работодателям?

 

АНТОНЦЕВ: Вот смотрите, опять вы в полной уверенности говорите, что по миграционному законодательству региональные органы власти могут принимать свои законы. Не так это до сих пор. Полностью законодательство миграционное находится в компетенции федеральных органов власти. Поэтому мы инициируем изменение федерального законодательства.

 

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Но ужесточены?

 

АНТОНЦЕВ: Пока нет, пока мы вышли с инициативой таковой.

 

ВЕДУЩИЙ: Понятно. А вот такой вопрос тогда. Вы сказали, что с общинами проходят какие-то встречи. А вот как с организациями, которые защищают права мигрантов?

 

АНТОНЦЕВ: Мы не делим на то, защищают или не защищают эти организации общественные мигрантов, потому что любые из них по сути своей, не в защиту кого-то, а в наведение порядка в соответствии с действующим законодательством выступают. Иначе им просто здесь, на нашей земле не будет возможности ни дышать, ни развиваться. Ни для кого не секрет, что у нас огромное количество иностранных граждан, которые используются на самых черновых работах, но проживают в жутких условиях. И разве это их защищает, когда эти факты становятся достоянием всего сообщества?

 

ВЕДУЩИЙ: Но в этой ситуации очень много вопросов и к нашим правоохранительным органам?

 

АНТОНЦЕВ: Конечно.

 

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Вот вы сказали, что вы можете выступить с инициативой. Выступили. А с инициативой об ужесточении именно в отношении правоохранительных органов, той же самой полиции, когда они не выполняют тех требований, которые они должны делать, вот хотя бы по поводу рабства?

 

АНТОНЦЕВ: Вот тоже довольно интересная ситуация. А что, разве на сегодняшний день у нас законодательство позволяет это рабство…

 

ВЕДУЩИЙ: Естественно, не позволяет. Я имею в виду, в отношении тех руководителей?

 

АНТОНЦЕВ: Дело не в ужесточении в отношении руководителей. Кстати, там тоже достаточно, вплоть до уголовного наказания уже прописано. Речь идет на сегодняшний день не в создании новой нормы закона, а речь идет, как сделать, чтобы уже действующие нормы работали.

 

ВЕДУЩИЙ: И как?

 

АНТОНЦЕВ: Ни для кого не секрет, что воровать - это преступление. И сколько бы ты не ужесточал, все равно определенные категории этим занимаются. Другое дело, что это преступники, и с ними борьба объявлена. А вот как? Вот смотрите, на предмет не ужесточения, а ужесточением контроля за соблюдением действующего законодательства. Вы слышали что-нибудь о том, что в городе Москве появился, будем говорить, отряд или часть нашей миграционной дружины?

 

ВЕДУЩИЙ: Нет.

 

АНТОНЦЕВ: Так вот, у нас наряду с государственными структурами правоохранительными, поверьте, довольно значительную часть занимают объединения горожан. И вот именно в дружине создан определенный миграционный контроль.

 

ВЕДУЩИЙ: Я только про казаков знаю, что они тоже хотели этим заниматься?

 

АНТОНЦЕВ: И казаки этим занимались. И, кстати, не только хотели, но и занимались. Ведь ни для кого не секрет, что у нас в городе есть определенные места, на которых просто сосредоточение негатива этого миграционного, в частности, рынки. 30 рынков закрыли, на которых практически действовали вот эти, созданные иностранцами сообщества криминального характера.

 

ВЕДУЩИЙ: Но если бы они закрыли и поставили такой забор. Наверняка все расползлось и переместилось в другие места?

 

АНТОНЦЕВ: То есть вы предлагаете не закрывать?

 

ВЕДУЩИЙ: Нет, закрывать, но делать не только там "А", а весь алфавит пройти конкретно.

 

АНТОНЦЕВ: Конечно, у нас гораздо больше несделанного, чем сделанного, это я согласен с вами, но букву "А" уже поставили. Раньше боялись и эту букву даже "А" ставить. Считали, что миграцию надо регулировать, у нас огромные проблемы с демографией в стране, поэтому все, кто приезжает, милости просим. Слава богу, что это ушло, сейчас совершенно другая позиция. Вот вы говорите, что нужно контролировать. Вот чего бы мы не хотели, но контролировать можно и с помощью населения. Мне безумно приятно, когда я вот на одной из последних встреч со своими избирателями услышал такую вещь: «Михаил Иванович, а куда, подскажите, нам обратиться с конкретными проблемами, связанными с проживанием в нашем доме иностранцев?»

 

ВЕДУЩИЙ: Ну как? Управа, префектура.

 

АНТОНЦЕВ: Вот, вот. Первое - это полиция. И первый, кто должен об этом знать и принимать меры - это участковый.

 

ВЕДУЩИЙ: Но его днем с огнем не сыщешь?

 

АНТОНЦЕВ: Извините. На сегодняшний день укомплектовано на 70% всеми участковыми. Поэтому, если он занимается чем-то другим, дайте тогда информацию, что он не принимает мер. Второе, с чем ко мне обратились. Люди вдруг стали видеть, что иностранцы-то живут не только в подвалах, чердаках или еще каких-то бойлерных. Абсолютное большинство-то их живет в квартирах московских, да и не по одному, не по два.

 

ВЕДУЩИЙ: Находить «резиновые» квартиры, вы хотите сказать?

 

АНТОНЦЕВ: Нет. Про резиновые квартиры чуть дальше. Я про  другое, что люди начали смотреть и, если хотите, заниматься наведением у себя в подъезде, в том числе, выяснением: а почему в этой квартире такое количество входит и выходит иностранных граждан, которые не зарегистрированы?

 

ВЕДУЩИЙ: Это, конечно, хорошо. Но вы же понимаете, что это в целом, даже вся такая активная позиция москвичей, она не решит проблемы, решать ее надо на другом все-таки аспекте.

 

АНТОНЦЕВ: Вы знаете, в большинстве случаев она была полностью пассивной еще полгода или год назад. Все между собой разговаривали, но на сегодняшний день это появилось. 21 тысяча за последние полгода обращений в правительство Москвы по этому вопросу. Это уже совершенно конкретные адреса, это уже совершенно конкретный контроль за тем, как работают правоохранительные органы.

 

ВЕДУЩИЙ: Михаил Иванович, а как вы относитесь к инициативе, чтобы постепенно гастарбайтеров, которые работают дворниками, сантехниками, постепенно замещали москвичи или проживающие в  Подмосковье, а гастарбайтеров постепенно…

 

АНТОНЦЕВ: А разве депутат к этому может Московской городской думы отрицательно относиться?

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, я не знаю.

 

АНТОНЦЕВ: Двумя руками – "за". И тем более, что с вами-то мы уже давно знакомы. Эти вопросы не ко мне. Я хочу сказать, что это непросто. Вы знаете, с чем я столкнулся. В ряде случаев подметающий таджик числится в управляющей компании под российской фамилией да пожилой женщиной или с инвалидностью мужчина. Зачем это происходит?

 

ВЕДУЩИЙ: Не зачем, а почему?

 

АНТОНЦЕВ: Потому что ужесточили требование к набору иностранных граждан. И вот таким образом начали уводить их в тень. Но на сегодняшний день службы занятости города Москвы, службы коммунального хозяйства очень активно ведут поиск рабочей силы за пределами города. И во многих регионах близлежащих проходят ярмарки вакансий на набор вот таких вот работников, и уже у нас появились в городе те же самые вахтенным методом работающие и на должности дворника, но из числа россиян. Это плюс.

 

ВЕДУЩИЙ: Михаил Иванович, спасибо большое, что вы к нам пришли. Приходите, когда ваши коллеги старшие откликнутся на ваше предложение.

Маяк. Москва. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация