Маяк. Москва 17.09.2013 - О подготовке ко Дню без автомобиля

17 сентября 2013, 16:00

Персоны

22 сентября в парке "Москворецкий" пройдут велокарнавал и "не авто-шоу", приуроченные к Всемирному Дню без автомобиля. Можно приехать на праздник на велосипеде, роликах, сегвее, самокате или взять напрокат велосипед непосредственно перед стартом. Кстати, карнавальный костюм можно будет сделать на месте.

 

О подготовке ко Дню без автомобиля рассказывает и.о. руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Олегович Кульбачевский. Ведущий - Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Олегович Кульбачевский. Мы будем говорить о подготовке к Дню без автомобилей, который пройдет 22 сентября, И попутно, конечно, мы поговорим об экологии, об улучшении воздуха и так далее. Но начнем, конечно, с заявленной темы. У вас написано как велокарнавал. При слове карнавал мне сразу вспоминаются либо венецианские маски, либо какие-то клоуны. Что у вас входит в понятие велокарнавал?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Велокарнавал - это когда собираются велосипедисты на различных велосипедах, не только на традиционных, которые продаются.

 

ВЕДУЩИЙ: Я надеюсь, вы не будете выставку ВВЦ, где сейчас как раз проходит «Автомобиль от А до Я» - оттуда экспонаты брать?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Нет. Есть просто любители, которые делают велосипеды сами, оригинальной конструкции, они будут украшены очень красиво. Естественно, непосредственные участники вот этого велокарнавала, они тоже будут одеты в карнавальные костюмы. Причем мы предоставляем всем желающим, даже если у человека нет велосипеда, а он хочет принять участие в нашем велошоу, в велокарнавале, он может приехать как раз непосредственно в парк Москворецкий - это в районе Строгино, улица Высоковского, дом 33 - и там он может в принципе сам себе изготовить костюм, взять напрокат велосипед и принять участие в карнавале. Мы надеемся на то, что люди, не только велосипедисты, которые постоянно перемещаются по городу на велосипедах либо увлекаются велосипедом как видом спорта, мы надеемся привлечь большее количество москвичей, которые, даже не имея дома велосипеда, могут попробовать себя в этой роли.

 

ВЕДУЩИЙ: А для детей там что-то предусмотрено?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Для детей будет обширная программа. Во-первых, дети у нас традиционно со своими родителями принимают участие. В прошлом году у нас тоже была такая акция, в субботу только - в этом году она в воскресенье проходит, 22 сентября - очень неплохо прошло, погода была хорошая. Количество участников было более 2000. Если погода будет хорошая, мы планируем, что будет около 5000. Если подробно рассказать о Дне без автомобиля, то это - Всемирный день, это всемирная акция. В Евросоюзе она проводится с 2000 года, проходит неделю, с 16 по 22 сентября. У нас Москва присоединилась к этой акции в 2008 году, то есть мы в шестой раз сейчас будем проводить эту акцию.

 

ВЕДУЩИЙ: У нас только один день?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: У нас только один день - 22 сентября. Последние два года они на выходные приходятся, поэтому количество участников и эффект какой-то отследить и получить мы не можем по сравнению с рабочими днями. Сколько человек отказались от автомобиля, такой статистики у нас, к сожалению, нет. Но количество участников растет, поэтому мы руки ни в коем случае не опускаем. Эта акция, она, прежде всего, призвана для популяризации экологических средств передвижения и для пропаганды здорового образа жизни. То есть даже тот человек, который любит прогуливаться пешком, это, скажем так, наш клиент. Поэтому мы всех просим. Даже есть люди, которые не пользуются общественным транспортом. Если надо пройти километр - полтора, они с удовольствием это делают.

 

ВЕДУЩИЙ: Те счастливчики, которые живут недалеко от работы, скажем так.

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Не только. Может быть, магазин, может быть, школа. У нас же в последнее время вошло в привычку, мы даже 100 метров не можем пройти, в автомобиле едем.

 

ВЕДУЩИЙ: Но если судить по числу роста тех велосипедистов, которые появляются в Москве, тем более у них такие сейчас преференции, можно велосипед в метро, есть хостел для велосипедов, прокат велосипедов. Мне кажется, что как раз аудитория за счет этого растет?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Сейчас, конечно, Москва становится велосипедной. Я надеюсь, что москвичи нас поддержат. Условия будут созданы в ближайшие годы для того, чтобы комфортно можно было перемещаться по Москве на велосипедах. Вот как раз 22 сентября - это такая символическая акция для того, чтобы каждый москвич, даже если ты очень любишь автомобиль, мы не просим тебя отказываться постоянно от него. Понятно, что очень многие люди от автомобиля вряд ли откажутся, и мы не рассчитываем, что завтра все пересядут на общественный транспорт либо на экологически чистый транспорт. Но хотя бы просто допустить такую мысль и просто задуматься об этом, мне кажется, даже если в этот день кто-то об этом задумается, мы получим эффект, какой-то резонанс.

 

ВЕДУЩИЙ: Я с вами соглашусь. Но вот по поводу экологического транспорта. Я думаю, что, конечно, альтернатива - это электромобили, как раз мы с вами разговаривали на эту тему, и вроде как бы это популярная идея, но, тем не менее, проблема-то остается? Например, на морозе зарядка падает в два раза.

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Да, проблем, конечно, сейчас еще больше.

 

ВЕДУЩИЙ: А утилизация батарей? Я так понимаю, что это тоже не решено еще?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: До утилизации батарей мы еще не дошли, хотя все производители, которые на российском рынке представляют свои электромобили, сейчас спектр расширяется, скоро BMWпоявится, «Рено», пока вот «Мицубиси», наверное, такой лидер в России, этот маленький электромобильчик. Так еще просто не пришел срок, продано не так много, около 200 за все годы электромобилей. Поэтому еще просто не дошли они до своего гарантийного срока, хотя все производители в принципе эти батареи принимают назад, то есть с утилизацией батарей проблем нет. У них есть обязательства, обязанность по утилизации этих батарей. Потом у батареи еще может быть вторая жизнь. Ее можно переработать, перезарядить, и она может служить аккумулятором в каких-то других системах, только не автомобилях. То есть такая тема тоже есть.

 

ВЕДУЩИЙ: Но город делает ставку на них, либо это пока еще достаточно проблематично?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Город делается ставку на все. Но в связи с тем, что нет инфраструктуры, нет зарядной сети - нет, как уже, допустим, в  Америке или в Англии, есть такие заправки. Да и модель опять же, не каждая модель. Электромобиль, где ты приезжаешь, тебе батарею меняют и все. То есть тебе не надо около розетки стоять, это определенная услуга, ты свою батарею оставил, причем делается в течение 8-10 секунд. Занимает меньше времени, чем когда ты заправляешься на обычной АЗС. На обычной АЗС от 5 до 10 минут, как правило, проходит по статистике, а здесь 8 секунд. Ты заехал, батарея эта как бы от днища отвалилась, новую тебе поставили, и ты поехал дальше, 300-400 километров едешь. Но такую сеть надо создавать. Это, мне кажется, такое далеко будущее, для России я имею в виду. А так, конечно, придется около розетки периодически заряжать батарею. Поэтому, наверное, не каждый может такие условия себе пока еще создать и позволить.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну да. Но когда мы говорим о выхлопах, которые автомобили производят, слава богу, что 80-й бензин вообще уже исчез из поля зрения, это замечательно. Но, тем не менее, когда проходили проверки АЗС, все равно претензии к качеству топлива были и сказали, что внеплановые проверки останутся. Вы их проводите совместно с какой-то  организацией, либо это тоже ваше поле деятельности, и когда вы их проводите?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Внеплановая проверка в основном проводится по обращениям жителей. Когда автолюбители заправляются некачественным бензином, они могут обратиться к нам на «горячую линию», либо к нам в департамент, либо в прокуратуру, тогда проводится внеплановая проверка. Конечно, внеплановые проверки по 294 федеральному закону мы проводим только с разрешения прокуратуры и, как правило, с ее участием. Тогда нам намного проще с законодательной точки зрения это делать. Нас никто не обвиняет в беспределе, или потому, что мы кошмарим бизнес. Поэтому с прокуратурой мы это делаем. Есть плановые проверки. У нас около 800 заправочных станций в старой Москве, мы где-то в год одну четверть проверяем, 200, в плановом и внеплановом режиме. Сказать, что много нарушений, нельзя, но нарушения есть.

 

ВЕДУЩИЙ: Они касаются какого аспекта?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: В основном это качество топлива, продается просто топливо качества ниже евро-4, допустим, евро-3 или евро-2. В Москве уже с 1 января нам разрешено продавать только топливо не ниже класса евро-4, евро-5. Евро-5, пожалуйста, открыто. Если евро-6, оно еще, по-моему, не изобретено. Поэтому мы опередили уже в принципе всю Российскую Федерацию на два-три года, еще евро-2 у нас действует по всей стране качество топлива. В Москве это очень важно, потому что уже много автомобилей, двигатели которых соответствуют классу евро-5 и евро-4. Конечно, заливать в них бензин низшего экологического класса - это просто может нанести вред автомобилю. Поэтому мы, во-первых, обязаны этот сегмент рынка обеспечить качественным топливом. Это наша обязанность как правительства Москвы, как правительства субъекта. Я думаю, что даже если «Жигули» будут заправляться более качественным топливом, в этом ничего плохого не будет. ВЕДУЩИЙ: А как идет вообще дальнейшее внедрение в жизнь соглашения с Газпромом, которое подписали, о переводе на природный газ?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Природный газ, это уже тема избитая, не новая. Еще в советские времена газ был популярен как вид топлива. Сейчас с Газпромом мы на самом деле подписали соглашение. Во-первых, сеть газовых станций будет расширяться, такая услуга будет предоставляться, скажем так, автолюбителям, у которых есть еще, помимо традиционного топлива, газовый баллон. И какая-то часть городского транспорта, автопарка Мосгортранса будет переводиться как раз на газ компримированный газ, что в принципе дает экологический эффект очень неплохой и экономический.

 

ВЕДУЩИЙ: У вас в перспективе, вот чтобы улучшить как-то экологию Москвы, касаемо транспорта какие есть планы? Потому что в принципе вот вроде бы автотранспорт меняется, новый подвижной состав, на газ переходит, закрыли въезд грузовиков на МКАД - это тоже как бы способствует экологии?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Вы сейчас про ограничительные меры или вообще про…?

ВЕДУЩИЙ: Нет, вообще планы. Что вот вы думаете, чтобы в ближайшее время внедрить, и это тоже намного улучшит экологическую ситуацию в Москве?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Во-первых, есть транспортная политика, транспортная стратегия. Она уже с 2011 года в городе реализуется. Опять сейчас, наверное, хлеб транспортников кушать на одну минуту, только тезисно обозначу, что делается в Москве. Прежде всего, это реконструкция улично-дорожной сети. Она расширяется, потому что у нас не соответствуют нормативам площади, улично-дорожной сети не хватает. Но зато у нас зеленых насаждений намного больше, чем в других городах мира. Тоже здесь вот палка о двух концах. Потом второе, это создание системы перехватывающих паркингов, транспортно-пересадочных узлов для того, чтобы люди могли все-таки не тащиться в центр, в часовых пробках стоять, а где-то свою машину оставить на периферии города, доехать до центра на комфортном опять же общественном транспорте, который тоже становится более комфортным. Как вы совершенно правильно сказали, постепенно меняется подвижной состав, строятся новые ветки метрополитена, скоростные трамваи. То есть развитие экологически чистых видов общественного транспорта, оно тоже предусмотрено транспортной стратегией. Замен автопарка, переход на более экологические виды топлива, а потом уже непопулярные меры, так называемые ограничительные, которые, конечно, в нашей столице проходят довольно-таки тяжело. Поэтому их вводить надо очень-очень аккуратно и осторожно для того, чтобы не ущемлять интересы тех или иных групп граждан, потому что все-таки 25% москвичей перемещается на автомобилях, 75% - на общественном транспорте. Поэтому ограничительные меры, вы совершенно правы, их надо вводить, но надо вводить очень разумно, правильно и постепенно, что в принципе в городе и делается. Опять же в виде эксперимента.

 

ВЕДУЩИЙ: Антон Олегович, хлеб транспортников вы действительно поели, давайте вернемся к вашему караваю, непосредственно к районам, которые признаны самыми грязными в Москве. Естественно, это Капотня, это Московский нефтеперерабатывающий завод. Была его реконструкция, но, тем не менее, жалобы не прекратились. Они идут, потому что люди привыкли жаловаться или потому, что они не знают о реконструкции, либо эта реконструкция не дала тех результатов, на которые рассчитывали?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Во-первых, Московский нефтеперерабатывающий завод находится практически вблизи МКАДа, там всегда загруженный участок, там всегда много машин стоит, в том числе и грузовиков. Вот если сравнить, допустим, взаимодействие на атмосферный воздух МКАДа и завода, то я вам скажу, что МКАД намного больше дает вредных веществ в копилку загрязнения, чем Московский нефтеперерабатывающий завод. Они на самом деле начали грандиозную реконструкцию. Понятно, что закончат они ее к году 2016-2017, но уже первые шаги они сделали, и количество жалоб у нас уменьшилось. То есть раньше оно росло, сейчас оно уменьшилось и стабилизировалось. Понятно, что не все проблемы еще решены, если есть озабоченные жители. Но зачастую жители путают запахи уже от Курьяновских очистных сооружений с запахами от Московского НПЗ. Район Печатники, Люблино, Капотня, Братеево там рядышком, Орехово-Борисово, они все подвержены непосредственно, в зависимости от ветра. Запах может появиться, допустим, со стороны Курьяновских очистных сооружений, есть много промзон еще, то есть еще в этом районе, к сожалению, помимо НПЗ, еще другие объекты, которые влияют на качество воздуха. Поэтому зачастую жители путают. Я думаю, жалобы никогда на Московский НПЗ не прекратятся, даже если он будет суперэкологически чистым производством, потому что люди все равно будут опасаться и думать, что что-то там выбрасывается. Но это уже наша задача, непосредственно с руководством завода для того, чтобы быть более открытыми, наверное, и объяснять жителям, что делается, что в принципе оно будет после реконструкции очень современное производство, оно наносит минимальный вред атмосферному воздуху или окружающей среде.

 

ВЕДУЩИЙ: Понятно, что есть некоторые промышленные предприятия, которые можно вывести, а есть, которые останутся в черте города обязательно, в том числе Курьяновские очистные сооружения. И в принципе много денег тратится на новую модернизацию, но, тем не менее, когда что-то устанавливают, приходят проверки, оказывается, что что-то не доделали, что-то по актам написали, а установили не то. Вот насколько все-таки силен контроль за подобными предприятиями?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Во-первых, у каждого такого предприятия… Вы совершенно правы, не все их можно вывести за черту города, но те предприятия, которые остаются, они обязательно должны пройти модернизацию, реконструкцию, в том числе экологическое перевооружение, то есть уже применять современные технологии. К этому мы их стимулируем. У нас есть датчики на трубах, которые сброс осуществляют в водные объекты, то есть мы контролируем полностью. Если брать Мосводоканал,  Мосэнерго, МОЭСК, МОЭК, практически все эти предприятия нами контролируются.

 

ВЕДУЩИЙ: А как вы их стимулируете?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: А стимулируем очень просто, они получают прибыли и в принципе немаленькие прибыли, и мы ежегодно контролируем, чтобы какая-то часть этой прибыли шла непосредственно на очистные, на внедрение новых технологий. И надо отдать должное, что это уже имиджевые вещи для Москвы, что если предприятие осталось на территории, особенно старой Москвы, конечно, оно должно соответствовать всем современным экологическим требованиям. И многие учредители, во-первых, потом руководство всех этих предприятий, они, конечно, с нами находятся в постоянном диалоге. И сказать, что кто-то нас не слышит и кто-то полностью игнорирует наши требования, нет, такого не бывает.  Есть, наверное, такие одиозные предприятия, но они потихонечку закрываются. Не будут приводить примеры, чтобы опять никого не пугать и не выгораживать.

 

ВЕДУЩИЙ: Да. Об этом тоже пишут, говорят. А вот есть такая мера, достаточно не такая затратная, как вывод либо как модернизация, но предлагают ее независимые эксперты. Например, около тех же Курьяновских либо какого-то цементного завода, подобного предприятия просто посадить очень много деревьев, кустарников, газонов, потому что это, естественно, поглощает, выбрасывает то, что нам надо. Но я так понимаю, что в Москве такая работа особо не ведется?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Ну почему? Это уже сделано было еще в те времена, когда эти предприятия только размещались, были санитарные зоны. В принципе в них строительство запрещено, поэтому, как правило, это были озелененные территории. Просто надо понимать, что вредные вещества, они рассеиваются не только по поверхности. Понятно, что зеленые насаждения, они, конечно, фильтруют воздух и буферная зона, так называемая, все-таки выдерживается - буферная, санитарно-защитная, как ее не назови. Но рассеивание все-таки происходит, намного выше поднимаются вот эти вредные выбросы. И уже все зависит от розы ветров, куда дует ветер, они в любом случае перемещаются на большие расстояния. Опять же, может быть, они уже не вредные настолько, но запахи в любом случае остаются, запахи, они не нормируются и раздражают жителей. Зачастую, почувствовав в воздухе запах сероводорода, он может появиться как от Московского НПЗ, так и от Курьяновских очистных сооружений, он, наверное, больше всего раздражает жителей Юго-Восточного округа, Южного округа, вот близлежащих районов, что ветер дует с Московского НПЗ, пахнет сероводородом, с Курьяновских, в другую сторону, все равно пахнет сероводородом. Поэтому, конечно, есть проблема, ее надо решать, необходимо решать. Вся задача на самом деле, и Мосводоканал тоже, до 2018 года у него есть программа, Курьяновские тоже будут реконструированы. Просто технически и очень затратно по деньгам, их надо накрыть, все вот эти пруды-отстойники, если кто-то представляет себе такие большого радиуса круглые пруды, их надо накрыть определенными колпаками для того, чтобы улавливать все, что там испаряется. За год это просто не сделать, это колоссальные затраты будут. Постепенно, к 2018 году, я думаю, что и Люберецкие, и  Курьяновские очистные сооружения, они уже сейчас находятся на этапе реконструкции, уже что-то закрывается, уже какой-то эффект мы видим, то есть снижение вот этих выбросов, неприятных запахов. Но это постепенный процесс, его нельзя решить в течение года или двух.

 

ВЕДУЩИЙ: В Москве есть, по-моему, две станции Мосэкомониторинга, которые контролируют качество воздуха?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Сколько станций?

 

ВЕДУЩИЙ: Две. Больше?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Намного больше.

 

ВЕДУЩИЙ: Извините, если я ошиблась. Передвижные, насколько я прочитала, что вот они ездят по разным районам Москвы?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Сейчас у нас их уже восемь.

 

ВЕДУЩИЙ: Восемь. И измеряют содержание в воздухе всяких таких плохих веществ. Есть какая-то динамика по улучшению, либо, вот я прочитала тоже, был рейтинг и сказали, что в Москве вода стала чище, а воздух - грязнее. Возможно, они, конечно, учитывали Курьяновский воздух и так далее, но, тем не менее, вот такое тоже есть?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Я не знаю рейтинги такие. У нас качество воздуха, оно стабилизировалось, уже последние четыре года оно не ухудшается. Улучшается опять же в различных районах. Вот если Московский НПЗ, допустим, провел сейчас какие-то локальные мероприятия, значит, воздух локально опять же в близлежащих районах улучшился. Курьяновские тоже делают какие-то вещи, что-то закрывается. Автопарк в любом случае обновляется, как бы мы не старались, потому что понятно, что ничто не стоит на месте. Москвичи покупают новые автомобили. Уже новый автомобиль, он в любом случае не соответствует классу евро-1, это евро-4 либо евро-5, то есть уже автопарк сам по себе обновляется. Даже, несмотря на то, что он растет - на 200-300 автомобилей в год, у нас количество выбросов в атмосферу, оно стабилизировалось. И мы сейчас надеемся, что уже в этом году, с введением как раз повышенных требований к качеству автомобильных топлив, мы все-таки уже отметим к концу 2013 года тенденцию к снижению выбросов, вот этот рубеж - миллион тонн. Я думаю, что где-то будет 900, мои прогнозы - 800 с чем-то. Это уже будет хороший показатель, то есть уже те меры, которые мы сделали, они в комплексе дадут уже понижение. Но то, что у нас ухудшается атмосферный воздух, это не так.

 

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Тогда тоже информация по поводу того, что была статья госпожи Латыниной с экспертом по растениям. Он делал сады и в Европе, и у нас в России. И вот он говорит, что в Европе никто не позволит себе такой расточительности, как сажать однолетние растения. В Москве же это, увы, происходит. И поэтому очень много денег просто идет на выброс. Вот этим кто занимается, Госзеленхоз либо, в том числе, и ваш департамент, либо какая-то еще структура?

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Вообще мы цветы не сажаем.

 

ВЕДУЩИЙ: Кустарники, не знаю, там…

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Мы цветы не сажаем, это больше, конечно, к Департаменту ЖКХ. У нас все разделено. Мы в основном занимаемся озеленением, мы создаем новые озелененные территории более одного гектара. Это вот наша основная задача. Конечно, в рамках проекта благоустройства где-то мы разбиваем и клумбы. Но мы их потом все равно передаем на баланс балансодержателям различным, либо ГУИС, либо Госзеленхоз, либо префектура, либо управа, либо просто школа какая-то или детский сад, либо медицинское какое-то учреждение. То есть мы заходим практически на все территории, создаем, восстанавливаем природу, то есть создаем объект. После этого мы его передаем. Так что на нашем балансе находятся только особо охраняемые территории. То что, на мой взгляд, к этому вопросу был такой нездоровый ажиотаж поднят, это политический больше вопрос. Потому что опять же выборы были, надо было что-то найти.

 

ВЕДУЩИЙ: Нет, это было от выборов достаточно далеко.

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: Почему? Это было буквально, с Латыниной, по крайней мере, я общался в конце августа.

 

ВЕДУЩИЙ: Но статью я читала чуть раньше.

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ: И вот эта вот волна, она началась как раз, когда началась предвыборная кампания. Я с этим это связываю, потому что до этого никто особо и не возмущался. И, на мой взгляд, по крайней мере, как я этот вопрос изучил, а я уже после разговора с Латыниной тоже начал, уже глубоко довольно-таки нырнул, хотя еще раз говорю, не совсем моя была тема, я не вижу там ничего страшного и какого-то… Просто есть два подхода, есть десять подходов - у каждого человека свой подход. У нас в Москве с 2006 года существуют все решения непосредственно по цветочному оформлению. Они не меняются. Если их нужно поменять, вместо того, чтобы критиковать, давайте сядем, обсудим и поменяем, если это на самом деле целесообразно и все считают, что что-то происходит не так. Мы наоборот открыты. Но просто критиковать можно всех и вся, но ничего не делать при этом. Я все-таки человек дела, и я любой аргумент приму. Но только после принятия нужно действие, а когда действия нет, а идет  одна говорильня… А город все-таки у нас красивый, цветы у нас растут, и на него приятно посмотреть.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну что ж, Антон Олегович, спасибо, что вы были у нас в гостях.

Маяк. Москва. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация