Картинка

Маяк. Москва 27.09.2013 - О том, что даст москвичам открытие медицинских кабинетов шаговой доступности.

27 сентября 2013, 16:00

Персоны

В столице стартовал проект "Доктор рядом", который предусматривает открытие частных медкабинетов шаговой доступности. В первую очередь, это коснется новых районов, где пока мало поликлиник. Медкабинеты будут работать без выходных, а прием педиатра и терапевта будет бесплатным. Однако практика медкабинетов уже была, но не прижалась. Где гарантия, что проект будет удачным на этот раз?

 

О том, что даст москвичам открытие медицинских кабинетов шаговой доступности, рассказывает заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы Алексей Иванович Хрипун. Ведущий - Екатерина Высоковская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы  Алексей Иванович Хрипун. Мы будем говорить о медицине шаговой доступности. Именно в такой непосредственной близости от каждого жителя Москвы предполагается открыть врачебные кабинеты. Что это будут за новые медицинские учреждения? Каков будет их статус, и как расширятся наши возможности получения своевременной и грамотной врачебной помощи? Но начнем мы вот с чего. Алексей Иванович, сразу скажите, пожалуйста, речь идет о платной медицине, об обязательной страховой или добровольной страховой? Вот как разобраться с этим меркантильным вопросом изначально?

 

ХРИПУН: Речь идет об инвестиционном проекте, который по сути своей является социальным проектом, по поводу которого вышло соответствующее постановление правительства Москвы, и сутью которого является следующее. Москва предоставляет на конкурсной основе в нежилых помещениях площади от 100 до 200 метров для осуществления медицинской деятельности инвестору, обязательным условием которого является деятельность врача общей практики или терапевта, или педиатра, которая будет бесплатной для населения и которая будет инвестору оплачиваться из средств ОМС. То есть на площади от 100 до 200 метров инвестор может оказывать любые платные медицинские услуги за исключением некоторых, например, за исключением стоматологической помощи, или косметологической, или пластической хирургии, или наркологии, и еще там несколько видов, любые другие виды платной медицинской помощи. А вот врач общей практики будет вести бесплатный прием. При этом он будет интегрирован в систему московского здравоохранения, я имею в виду оказание первичной медицинской помощи.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть может быть это тот же самый районный врач, который будет приходить в эти кабинеты?

 

ХРИПУН: Смысл этого проекта в том, чтобы, несмотря на наличие поликлиник, которые иногда находятся вдалеке от каких-то жилых массивов, иногда мощность поликлиники не позволяет  полностью охватить все население медицинской помощью или, может быть, кадровый дефицит какой- то. Вот смысл в том, чтобы в буквальном смысле приблизить, сделать в шаговой доступности кабинет нашего участкового терапевта, к которому мы привыкли, или же участкового педиатра, вот в этом самом медицинском офисе «Доктор рядом».

 

ВЕДУЩИЙ: То есть это может быть постоянный врач, который там принимает и к которому можно обращаться. Но дальше идут другие кабинеты. Вот про другие расскажите, они все-таки будут уже на платной основе свои услуги оказывать?

 

ХРИПУН: Да, другие кабинеты предполагают возможность оказания платных услуг, что, собственно, и является привлекательным в этом случае для инвестора, потому что если инвестор выполняет главное условие и обеспечивает бесплатную работу врача общей практики или терапевта, или педиатра для населения, если он выполняет это условие правильно, то тогда московское правительство переходит на льготную ставку арендной платы для этого инвестора. И это ни большие, ни меньше, как один рубль на квадратный метр в год. Когда Департамент здравоохранения говорит, что инвестор готов или участник реализации этого проекта готов выполнять главные социальные функции этого проекта, и врач общей практики начинает работу, тогда определенная комиссия делает свое заключение, и правительство Москвы переходит вот на такой льготный режим оплаты.

 

ВЕДУЩИЙ: А вот для пациентов очень важно. Вот я пришла, допустим, в этот кабинет, я, естественно, иду к терапевту, прием у меня бесплатный. А дальше, может быть, мне нужно идти к специалисту, а его в этом кабинете может и не быть. Тогда мне нужно идти в другой кабинет, где к терапевту бесплатно прилагается тот специалист, который мне нужен?

 

ХРИПУН: В первую очередь мне бы хотелось разъяснить и рассказать о тех возможностях бесплатной медицинской помощи, которую предполагает этот проект, а заключается она в следующем. Если пациент приходит в соседний подъезд, вот в этот самый офис…

 

ВЕДУЩИЙ: Можно уточню. Все-таки речь идет о том, что нежилые помещения могут быть в жилых домах, то есть первые этажи или какие-то подвалы?

 

ХРИПУН: Да, могут быть. Главное условие, чтобы была достаточная площадь, чтобы, если даже это не первый этаж, чтобы был отдельный вход, чтобы была возможность организовать так называемый шлюз, поскольку этот офис должен принимать и ребятишек в том числе.

 

ВЕДУЩИЙ: Обязательно ребятишек?

 

ХРИПУН: Врач общей практики должен уметь многое, в том числе и общение с детьми, в том числе и общение с беременными женщинами, то есть выполнять некоторые функции  женской консультации и так далее. Это может быть жилое здание первый этаж, это может быть нежилое здание, но обязательно оно должно отвечать санитарно-эпидемиологическим нормам определенным, оно должно обязательно иметь приспособления для того, чтобы маломобильные группы граждан имели возможность туда попадать и так далее.

 

ВЕДУЩИЙ: Вы говорите о том, что бесплатно предоставляется пациентам. Приходит человек буквально в соседний подъезд и…

 

ХРИПУН: Может быть, имеет смысл сначала определить тот круг услуг, которые должен осуществлять врач общей практики?

 

ВЕДУЩИЙ: Да.

 

ХРИПУН: Это обычный прием терапевта, это электрокардиография, скрининговое ультразвуковое исследование, это, может быть, какие-то манипуляции, связанные с внутривенными инъекциями, внутримышечными.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть УЗИ тоже входит?

 

ХРИПУН: Да, скрининговое УЗИ, потому что ультразвуковое исследование экспертного, например, класса, это сложное исследование, которое требует специальной подготовки, а вот скрининговое, ориентировочное, примерное, приблизительное исследование, оно в обязательном порядке должно в этом офисе выполняться. Это простейшие какие-то вещи, которые может делать и должен делать офтальмолог, лор-специалист, уролог и так далее.

 

ВЕДУЩИЙ: Анализы?

 

ХРИПУН: Анализы. Точно так же, как и другие клинико-инструментальные исследования бесплатные для любого москвича, выполняются в поликлинике по месту жительства. То есть человек приходит на прием или для выполнения каких-то простейших манипуляций, если этого недостаточно и возникает необходимость в более углубленном исследовании или, например, в выписке льготного рецепта, тогда в ходе приема, я подчеркиваю, в ходе приема врач общей практики связывается с соответствующей поликлиникой, к которой этот пациент прикреплен, и в его присутствии решает вопрос о консультации врача-специалиста или же о приеме каких-то анализов, или же о выполнении того или иного метода исследований.

 

ВЕДУЩИЙ: Алексей Иванович, я понимаю, что связь с районной поликлиникой будет тесная?

 

ХРИПУН: Тесная. Мало того, вы, наверное, слышали и знаете, что в Москве создана и успешно функционирует, и прогрессирует с каждым днем, и развивается единая медицинская информационная система. Поэтому включение офисов «Доктор рядом» - это реальная вещь, на определенных условиях. Пока автоматизированного рабочего места у доктора рядом нет, но оно, я думаю, что появится. Пока его нет, по телефону или по интернету человек и сам может решить в системе ЕМИАС - единой медицинской информационной системы. Но врач общей практики обязан в ходе приема решать те или иные вопросы.

 

ВЕДУЩИЙ: А вы рассчитываете все-таки, кто будет ходить на этот прием: люди среднего возраста, люди пожилые, которым трудно добраться до участкового, или это будет молодежь, которая - бывают мнительные молодые люди - что-то заболело, бежит?

 

ХРИПУН: Дело не в мнительности. Нам кажется, что этот проект будет жизненным, потому что и те люди пожилого и старшего возраста, которым, может быть, сесть на троллейбус или трамвай и доехать до поликлиники сложнее, чем зайти в соседний подъезд, и люди, которые торопятся на работу, но у них есть потребность взять какую-то справку или измерить артериальное давление, или выполнить инъекцию, или еще что-то и молодые люди, которые занимаются спортом, например, или физкультурой, зайти и проконтролировать какие-то свои параметры, что тоже входит в функцию врача общей практики.

 

ВЕДУЩИЙ: Мы с бесплатным сектором закончили, перейдем к платному, к тем платным услугам, которые на той же территории будут оказываться. Будут ли они немножко дешевле, чем просто в частных клиниках?

 

ХРИПУН: Тарифы этих платных услуг - это дело инвестора. Нужно понимать, что при наличии возможности получить ту или иную специализированную медицинскую помощь амбулаторную, если человеку это удобно и он, не выходя из этого офиса, согласен оплатить те или иные услуги, и они его удовлетворяют, то почему бы нет. Что же касается того, сколько это стоит, это решает инвестор, исходя из маркетинга, рынка и так далее.

 

ВЕДУЩИЙ: Но тут, может быть, пока немного таких клиник, пока конкуренция не очень жесткая, тут многое может быть и недоступно, потому что это вот та сфера, где, в прямом смысле этого слова, каждый чих упирается в деньги?

 

ХРИПУН: Да. Задача Департамента здравоохранения и правительства Москвы подумать в первую очередь о том, что должно выполняться бесплатно. Тем более, что любые виды обследования и медицинской помощи на амбулаторном этапе или стационарном этапе в Москве сейчас это вообще не проблема. Мы расширяем возможности этой помощи, приближая ее к населению и идя навстречу инвесторам, рассчитывая, что это им будет интересно. Поэтому, если это удобно человеку, получить какую-то платную услугу в этом офисе, то это возможно.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть все-таки платные услуги будут ближе к населению. Но так вот рынок обычно подсказывает, что в результате конкуренции цены все равно немножечко снижаются. Мы все новшества там встречаем, сначала это цены, доступные немногим, а потом все-таки становится понятно, что нужно привлекать как можно больше народу. Все-таки этот вопрос тоже очень важен?

 

ХРИПУН: Вы знаете, рынок медицинских услуг, платных услуг, он очень разный. Вот около пяти тысяч юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в Москве занимаются платной медициной. Это разная медицина. Это может быть стоматологический кабинет или небольшая офтальмологическая клиника, это может быть мощное многопрофильное учреждение. Я не буду сейчас называть эти компании.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, многие знают, безусловно, эти многопрофильные учреждения.

 

ХРИПУН: Но, тем не менее, нам кажется, что ассортимент даже высокотехнологичной медицинской помощи, любой помощи в Москве, он гораздо шире в государственных медицинских организациях, чем в частных. Поэтому у нас больше голова болит о том, чтобы все было в порядке в государственном секторе. Хотя правительство Москвы ориентировано на то, чтобы активно вовлекать в диагностический и лечебный процесс и федеральные лечебно-профилактические учреждения, и ведомственные, и частные, лишь бы москвичам было хорошо.

 

ВЕДУЩИЙ: Но вы все-таки так не отделяйте. Мы же говорим о частно-государственном по сути партнерстве. Ведь этот кабинет шаговой доступности - это пример как раз такой координации и такого сотрудничества. И внутри очень трудно будет отделить. Представьте себе, ты пришел к терапевту, а он говорит, что в соседнем кабинете ровно то, что вам надо. А вы говорите: нет, я туда не пойду. Ну тоже так не будет, правда же?

 

ХРИПУН: Вы знаете, смысл государственно-частного партнерства в первую очередь не в каком-то симбиозе или интеграции бесплатных услуг и платных услуг, а в том, что Москва получает внебюджетный источник финансирования тех или иных медицинских проектов или тех или иных медицинских услуг, а инвестор получает льготные какие-то условия осуществления своей деятельности. Вот в этом обоюдном интересе заключается ГЧП.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, а вы видите какие-то слабые стороны в этом проекте, которые пока что, на современном этапе обойти нельзя?

 

ХРИПУН: Ну, самая, наверное, уязвимая такая как бы тема - это то, как москвичи, население будут воспринимать вот это новшество.

 

ВЕДУЩИЙ: Да.

 

ХРИПУН: Чтобы никто не путал бесплатные услуги с платными услугами. Вот в этом основная проблема. Поэтому мы очень благодарны, кстати говоря, редакции вашей программы за то, что у нас есть возможность еще раз объяснить, что собой представляет этот инвестиционный проект. Вот в этом вся сложность.

 

ВЕДУЩИЙ: Очень важный момент, который я поняла из нашего разговора, что будет осуществляться прямая связь с районной поликлиникой. Почему это важно? Потому что многие пациенты по опыту знают, если ты приходишь в первый раз к врачу одному, и даже он тебе что-то советует, и ты принимаешь какие-то лекарства, потом ты приходишь к другому, допустим, и тебе говорят: ну, где ж вам это все понасоветовали, ну, кто ж это вас тут лечил. То есть вот этот момент передачи от одного врача к другому, если это будет осуществляться вот именно как вы сказали, как специалист специалисту будет рекомендовать, это очень важно.

 

ХРИПУН: Вы знаете, если вот этот элемент преемственности будет отсутствовать в работе офиса «Доктор рядом», то это невозможная вещь. Невозможно себе представить работу этих кабинетов вне интеграции, вне теснейшего сотрудничества с поликлиниками, с больницами и так далее.

 

ВЕДУЩИЙ: Давайте сейчас скажем все-таки, о каких количествах этих кабинетов идет речь. Какой сейчас, кстати, этап? Эксперимент, пилотный проект, вот что сейчас?

 

ХРИПУН: Вышло постановление правительства, вышли соответствующие нормативные документы и приказы Департамента здравоохранения и Департамента городского имущества, прошли торги. Сейчас несколько компаний уже признаны победителем и развивают этот проект: выполняют ремонт, проектируют, что-то изменяют, что-то реконструируют.

 

ВЕДУЩИЙ: В каких районах Москвы?

 

ХРИПУН: Это и Западное Дегунино, и Некрасовка, и района Донской, много. Мы как бы стараемся подбирать таким образом объекты и выводить их на конкурс, чтобы наиболее отдаленные от наших поликлиник районы были охвачены вот этим проектом. До конца года мы очень бы хотели, чтобы примерно 100 таких объектов прошли через конкурс, и очень надеемся, что это будет только начало.

 

ВЕДУЩИЙ: 100 объектов, то есть может появиться 100 кабинетов шаговой доступности? А вообще вы планируете на какой уровень выйти?

 

ХРИПУН: Вы знаете, как пойдет. Но наши коллеги за рубежом и в Европе вот такие медицинские кабинеты, для них это является обычной практикой, это весьма распространенная вещь.

 

ВЕДУЩИЙ: Кстати там, насколько я знаю, просто сидит такой семейный врач, который тебя принимает, а потом уже говорит, куда тебе идти. То есть, если что-то заболело, то сначала вот в этот кабинет. Но он абсолютно государственный.

 

ХРИПУН: Почти примерно об этом и идет речь. Тем более, что эти услуги для москвичей, повторяю, являются бесплатными.

 

ВЕДУЩИЙ: Вот такое вот обращение к врачу-терапевту - это бесплатно. А дальше уже то, что нужно, тут нужно выбирать: либо идти в районную поликлинику и получать по ОМС, либо здесь на месте, но уже за плату, которую будут устанавливать инвесторы, и департамент пока не будет никак регулировать эти цены?

 

ХРИПУН: Совершенно верно.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, пожалуйста, если мы возвращаемся теперь уже к поликлиникам, то ведь частные инвесторы - это все-таки медицина, да? Это не просто инвесторы, это все-таки какие-то уже клиники, которые имеют опыт работы в частном секторе медицинском?

 

ХРИПУН: Совершенно верно. Для того, чтобы осуществлять медицинскую деятельность, а именно такая деятельность должна осуществляться в офисе «Доктор рядом», нужно лицензия на осуществление такой деятельности.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, а может быть, лицензия вчера получена, а сегодня уже открываем кабинет, или нужно сколько-то лет проработать уже в частной медицине?

 

ХРИПУН: Было бы правильно, конечно, чтобы инвесторы или участники реализации этого проекта имели определенный опыт. Нам кажется, что такой вот подходящий срок - это три года, например. Но посмотрим. Пока что это является нашим требованием. Если мы увидим, что приходят подготовленные, образованные, в профессиональном отношении состоятельные люди, то мы можем изменить условия в сторону сокращения…

 

ВЕДУЩИЙ: Но вы понимаете, почему вас спрашиваю? Потому что московская недвижимость за рубль квадратный метр, понимаете, что она может привлекать сама по себе даже больше, чем оказание этих услуг. Кстати, кто контролировать будет деятельность этих кабинетов и по каким параметрам?

 

ХРИПУН: Правильность соблюдения условий лицензирования осуществляет Управление лицензирования Московского департамента здравоохранения. Периодически та же комиссия, которая дает добро на переход на льготный порядок арендоставки, эта же комиссия будет контролировать, как выполняются условия договора. Будут изучаться жалобы населения. Если мы видим, что объем оказываемых услуг менее 8 тысяч посещений в год, как это зафиксировано сейчас, в условиях этого проекта, то тоже будем ставить вопрос о том, чтобы отзывать льготные условия.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть, если не будут ходить к терапевту, а будут только льготные услуги получать, да?

 

ХРИПУН: Обязательным условием этого проекта является то, что должен быть кабинет врача общей практики и должны быть определенные объемы оказания этой медицинской помощи.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть этот врач должен быть востребован?

 

ХРИПУН: Безусловно. В этом же заинтересован и инвестор – где, какие будут висеть таблички, чтобы населению было понятно, куда можно прийти.

 

ВЕДУЩИЙ: Но я все-таки со стороны населения, поэтому у меня вопросы прикладные, и я все время хотела бы, чтобы платные услуги были подешевле. Поэтому я хотела вот о чем спросить. Ну, вот платные клиники, есть уже, которые у нас имеют репутацию хорошую. Как вы предполагаете, вот эта розница платная будет по типу торговых сетей, когда все-таки вот такие отдельные кабинеты объединены общей сетью? Вот, допустим, она так и будет называться «Доктор рядом», или это все-таки будут разные клиники, разные инвесторы? Как вы полагаете, речь будет идти о том, что это все-таки будет от одной сети разные кабинеты или абсолютно разные?

 

ХРИПУН: По большому счету нет разницы, будет ли инвестор один, которому будет интересен этот рынок и этот проект, или их будет несколько. Но всегда конкуренция - это оздоравливающий такой принцип. И рынок, кстати говоря, регулирует сам себя. Если человеку не интересно то, что ему предлагают в офисе «Доктор рядом» в качестве платной услуги, он не станет платить за это, он пойдет в другую клинику. Кроме того, вот такое дробление медицинских услуг, оно тоже может быть до определенного предела. Почему частной медицине трудно конкурировать с государственными крупными клиниками? Потому что такой ресурс для осуществления той или иной помощи очень сложен. Но простейшие какие-то виды платных медицинских услуг, они возможны.

 

ВЕДУЩИЙ: Еще надо, конечно, сказать о персонале, потому что в районных поликлиниках, сколько бы мы там не жаловались, но все равно это люди, которые уже в силу, как я говорю, насмотренности, в силу того, что огромный поток пациентов, у них очень большая практика, и уже опыт подсказывает и многие вещи помогает решать. Вот смогут ли конкурировать по мастерству люди, которые будут принимать вот в этих кабинетах «Доктор рядом», с теми, кто работает в крупных медицинских учреждениях?

 

ХРИПУН: Но опять-таки, жизнь покажет. Есть определенные требования к сертификату этого специалиста и так далее. Но если люди не будут идти в этот офис и к этому врачу, то не будет и денег ОМС для инвестора, и не будет выполнения условий. И мы тогда будем договариваться  совершенно о другом. Кстати, по поводу врачей и того, что происходит в кадровой сфере. Странно, что вы меня об этом не спрашиваете? Есть ли дефицит, например, участковых врачей, и не связан ли этот проект с этим? Я бы не назвал этот процесс дефицитом, это потребность существующая. Так вот потребность существующая для Москвы - это порядка 500 участковых терапевтов, подчеркиваю, потому что в целом врачей достаточно в Москве и даже чуть больше, чем достаточно, но распределены они по месту своей работы не совсем равномерно. Поэтому с помощью вот этого проекта и некоторых других вещей, которые укладываются в новую, созданную нами кадровую концепцию развития московского здравоохранения, включены вот  эти вещи.

 

ВЕДУЩИЙ: 500 терапевтов требуются вообще для Москвы?

 

ХРИПУН: Участковых терапевтов.

 

ВЕДУЩИЙ: Да.

 

ХРИПУН: Поэтому часть терапевтов, просто терапевтов переходит работать сейчас в участковую сеть, часть врачей, которые трудились до сих пор в стационаре и считали это более престижным интересным и выгодным, переходят в амбулаторное звено. Там сейчас работать не менее интересно, при той насыщенности технологий и техники, которую мы создали. И в материальном отношении тоже интересно работать в поликлинике.  Поэтому и вот таким путем, и путем различных проектов, как «Доктор рядом», мы планируем этот баланс кадровый привести в равновесие.

 

ВЕДУЩИЙ: Вы знаете, на самом деле я очень много вопросов вам не задала, просто потому, что время нашей передачи подошло к концу. И мне кажется, что все, что сейчас интересного происходит в сфере московского здравоохранения, мы за такое короткое время не сможем обсудить. Я вас благодарю за участие.

Маяк. Москва. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация