Маяк. Москва 01.10.2013 - О воспитании будущих офицеров
Персоны
История кадетских корпусов России началась в 1731 году. Сейчас современная кадетская школа - начальное военно-учебное заведение с программой среднего учебного заведения с полным пансионом для подготовки молодых людей к военной карьере. Есть кадетские школы для мальчиков, девочек и смешанного типа.
О воспитании будущих офицеров расскзывают: офицер-воспитатель московского казачьего кадетского корпуса им.М.А.Шолохова Николай Александрович Федотов и заведующая музеями кадетского корпуса Виктория Валентиновна Беспалова. Ведущий - Екатерина Высоковская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - представители Московского казачьего кадетского корпуса имени Шолохова, офицер-воспитатель Николай Александрович Федотов, и заведующая музеями Виктория Валентиновна Беспалова. Первый вопрос, легко ли к вам попасть? Как стать кадетом вашего корпуса?
ФЕДОТОВ: Стать кадетом легко, но предварительно необходимо закончить начальную школу. К нам поступают дети в пятый класс. При этом проходят тестирование по двум предметам - русский и литература, математика. Затем спортивное тестирование. Бег - 60 метров, подтягивание, бег - 1000 метров. Затем по результатам входных экзаменов, так скажем, они поступают в кадетский корпус. К нам поступить - легко сказать, но конкурс к нам достигает 40 человек на место.
ВЕДУЩИЙ: Уже перед пятым классом?
ФЕДОТОВ: Да, уже перед поступлением в пятый класс.
ВЕДУЩИЙ: А кто в основном к вам идет? Это дети из семьи военных или это дети, которые увлечены казачеством, вот как вы оцениваете?
ФЕДОТОВ: Я бы сказал так. К нам поступают различные категории, как из социальных семей, есть неполные семьи, это прежде всего. Мы считаем, что они, дети должны учиться у нас в корпусе. А кроме этого, дети, которые прошли все испытательные процессы, процессы поступления к нам в корпус, сдали успешно экзамены и спортивные мероприятия и так далее, тогда и зачисляются.
ВЕДУЩИЙ: У меня к вам вопрос на засыпку. Вы девочек принимаете?
ФЕДОТОВ: Нет. В нашем Юго-Восточном округе есть 9-й кадетский корпус, воспитанниц московских. Вот туда поступают девочки. Там одни девочки учатся, у нас нет, у нас - одни мальчики.
ВЕДУЩИЙ: А у суворовцев уже - девочки.
ФЕДОТОВ: Да, у них уже появились девочки, но у нас пока нет.
ВЕДУЩИЙ: Но вы собираетесь?
ФЕДОТОВ: Нет, в ближайшее время такого не будет.
ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Скажите, пожалуйста, а чем отличается программы обучения, какие есть дополнительные элементы, что отличает кадетское обучение от обычного общеобразовательного?
ФЕДОТОВ: У нас есть в учебной программе несколько предметов, которые отличаются от общеобразовательной школы. Это, прежде всего - основы культуры. Один час в неделю для 5-9-х классов. Далее у нас есть по казачьей составляющей история казачества. Она также один час в неделю, но она продолжается у нас с 5 по 9 класс. Далее у нас есть еще предмет ОБЖ. Он длится с 5 по 9 класс, но он впоследствии, в 7-м классе интегрируется в ОВС - основы воинской службы. Вот в принципе этими различиями наша общеобразовательная школа отличается от кадетского корпуса.
ВЕДУЩИЙ: Но еще есть очень важная, мне кажется, составляющая - духовная. Она связана с вековыми традициями и казачества, и православной культуры. И насколько я знаю, в расписании дня у ваших воспитанников - утренняя молитва и вечерняя молитва? И также есть, наверное, небесный покровитель?
ФЕДОТОВ: Да. У нас существует такая деталь, как подъем. После подъема у нас - утренняя молитва. Вечером перед отбоем - также вечерняя молитва. У нас при корпусе существует часовня, где у нас молитвы проводит отец Марк. Это настоятель Храма святого равноапостольного князя Владимира. 14 числа 10-го месяца, в октябре, у нас будет - Пресвятая Богородица.
ВЕДУЩИЙ: А как этот праздник связан с кадетским движением?
ФЕДОТОВ: С кадетским движением он связан таким образом, что 14 числа мы, как правило, верстаем в казаки молодых наших ребят, которые потом будут в дальнейшем продолжателями казачества.
ВЕДУЩИЙ: Именно в этот праздник?
ФЕДОТОВ: Именно каждый год у нас проходит верстание в нашей часовне.
ВЕДУЩИЙ: Я знаю, что каждую четверть кадеты посещают храм для участия в таинствах исповеди и причастия?
ФЕДОТОВ: Да. Это все происходит в нашей часовне.
ВЕДУЩИЙ: В вашей?
ФЕДОТОВ: В нашей часовне все происходит.
ВЕДУЩИЙ: А в каких сферах деятельности потом находят себя выпускники?
ФЕДОТОВ: Наши выпускники находят в будущем после выпуска свою деятельность везде буквально. У нас в прошлом году у нас не было выпуска 11-го класса. Я хочу сказать по позапрошлому году. В позапрошлом году у нас порядка 40% выпускников поступили в военные училища и училища силовых структур. Это говорит о том, что наш корпус в плане патриотического воспитания…
ВЕДУЩИЙ: Но они поступают на общих основаниях или рекомендации кадетского корпуса дают преимущества?
ФЕДОТОВ: Здесь никакого преимущества нет. Они поступают на общих основаниях. Единственное что, наши дети являются более подготовленными в плане патриотического воспитания и в плане физической подготовки, и в плане строевой подготовки, более подготовлены к воинской службе, так скажем.
ВЕДУЩИЙ: У меня такой вопрос. Они ЕГЭ сдают?
ФЕДОТОВ: Конечно, как и все.
ВЕДУЩИЙ: Но их подготовка и их выносливость позволяет, наверное, сдать хорошо ЕГЭ?
ФЕДОТОВ: Ну, бывают разные ситуации.
ВЕДУЩИЙ: Но традиции казачества - это все-таки как бы завезенная в Москву традиция, с Дона, да?
ФЕДОТОВ: Нет. Я бы не сказал. У нас всегда существовало московское казачество. Просто о нем нет такой исторической большой справки. У нас всегда существовало московское казачество. Оно есть. И очень большие традиции у этого казачества московского. Конечно же, мы не можем сравнить эти традиции с Доном и с Кубанью, но в то же время всегда присутствовало казачество в Москве, оно было, есть, и свои традиции также существуют.
ВЕДУЩИЙ: Вот я Виктории Валентиновне хотела бы адресовать вопрос. Поскольку есть у вас Музей казачества, хотелось бы, чтобы вы рассказали, как давно он создан, и что составляет его экспозицию?
БЕСПАЛОВА: На территории нашего корпуса действуют два музея. Это Музей Михаила Александровича Шолохова и Музей истории казачества. Музей истории казачества был основан у нас в 2005 году. И сейчас он насчитывает более 700 экспонатов. Надо сказать, что хотя музей имеет статус школьного, мы принимаем участие в выставках всероссийского значения, таких как «Армия и общество», «Православная Русь» к Дню единства, в различных фестивалях казачьей тематики, в таких, как ежегодный фестиваль «Казачья станица Москва». И надо сказать, что ребята охотно приходят в музей. Пятиклассники, вот как уже говорил Николай Александрович, после принятия торжественной клятвы обязательно приходят в музей для того, чтобы проникнуться духом казачества. И в музейном пространстве у нас проводятся еще и уроки литературы, уроки истории, уроки истории казачества, потому что таким образом…
ВЕДУЩИЙ: Погружение в атмосферу особую?
БЕСПАЛОВА: Да. Вот в форме экскурсии-дискуссии, в форме викторин. И таким образом ребятам легче и интересней усваивать новые знания по этим предметам.
ВЕДУЩИЙ: Виктория Валентиновна, но прийти к вам, если вы не обучаетесь в кадетском корпусе, нельзя, да?
БЕСПАЛОВА: Можно. К нам приходят экскурсии, и экскурсии учащихся, и экскурсии взрослых. Надо только написать заявку на имя директора нашего корпуса и можно к нам прийти, пожалуйста.
ВЕДУЩИЙ: А что в основе экспозиции все-таки?
БЕСПАЛОВА: Вы знаете, экспозиция очень разнообразна. У нас и форма одежды, как новоделы, так и подлинные экземпляры. И вооружение, муляжи. И различные фотографии, картины, - вот все, что иллюстрирует самые интересные события в истории всех казачьих войск страны. Я хочу подчеркнуть именно это, потому что вы, наверное, знаете, что существует удивительный музей Донского казачества в Новочеркасске, который более чем 100-летнюю историю имеет. Но там именно история Донского казачества представлена. А у нас - самые интересные эпизоды, события из истории всех казачьих войск страны. Вот чем отличается наш музей.
ВЕДУЩИЙ: Объединительный. А Музей Шолохова, там есть его личные вещи?
БЕСПАЛОВА: Безусловно. Музей Шолохова, он хотя небольшой по площади, но очень интересный по содержанию. У нас действительно представлены и личные вещи Михаила Александровича, переданные нам его дочерью Марией Михайловной, и, например, первая публикация рассказа «Судьба человека» в газете «Правда». У нас представлен один очень интересный и ценный экспонат - это бюст Михаила Александровича Шолохова работы Вучетича, известного советского скульптора, который он создал с натуры в 1948 году. И мы очень гордимся тем, что мы обладаем таким редким экспонатом.
ВЕДУЩИЙ: А он предназначался?
БЕСПАЛОВА: Дело в том, что Вучетич очень хотел создать портрет писателя, это было его желание с 1933 года, когда он впервые встретил Шолохова на строительстве Ростовского драмтеатра. Но так получалось, что они никак не могли встретиться, и только после войны это удалось. И Шолохов в то время встречался с избирателями своими в Ростове, а Вучетич специально приехал из Москвы для того, чтобы создать бюст писателя. И позволил даже ему жить в своем номере в гостинице «Московская», где вечерами и даже ночами, поскольку днем Шолохов был занят, вот он создавал этот портрет.
ВЕДУЩИЙ: Конечно, у вас есть наверняка книги Шолохова и фильмы, которые сняты по его произведениям?
БЕСПАЛОВА: Безусловно. В Музее Михаила Александровича Шолохова не только проводятся экскурсии, проводятся Дни открытых дверей. Каждый год ко дню рождения писателя в мае мы проводим такие Дни открытых дверей, на которые могут прийти учащиеся школ Москвы и другие заинтересованные лица, посетители. Надо сказать. что к этому дню мы готовим презентацию произведений Шолохова. У нас есть возможность показывать отрывки из его фильмов, кадеты читают отрывки из произведений. Таким образом, по интересному сценарию проводятся.
ВЕДУЩИЙ: Такой есть шолоховский адрес, потому что многие знают памятник, который ему установлен на Гоголевском бульваре, и знают там недалеко место, где он жил, его квартира. А вот есть такой адрес, это вот Московский казачий кадетский корпус.
БЕСПАЛОВА: Вот надо сказать, что действительно имя Шолохова, несмотря на то, что корпус с 2002 года существует, было присвоено к 100-летию со дня рождения писателя, в 2005 году.
ВЕДУЩИЙ: Вы немножечко сказали уже о форме. А я хочу спросить у вас, как одеты ваши воспитанники, есть ли у них своя форма, чем они отличается и какие виды формы?
ФЕДОТОВ: У нас в корпусе существует три вида формы: парадная, повседневная и полевая, камуфляжная форма одежды. Кадеты ходят во всех формах в зависимости от того, когда это необходимо. С 5-го класса мы их одеваем в форму. Ну, парадная форма существует для того, чтобы присутствовать на праздниках, торжественных мероприятиях. А вообще дети ходят в повседневной форме одежды, а после обеда переодеваются уже в полевую форму и, естественно, выходят на занятия, на спортивные мероприятия и так далее.
ВЕДУЩИЙ: Ну, парадная форма - это с казачьей фуражкой?
ФЕДОТОВ: С казачьей фуражкой, с присутствием обязательно казачьих лампас красного цвета.
ВЕДУЩИЙ: А вот я хотела бы про оружие все-таки спросить. Приобщаются ли дети к овладению оружием, традиционным видом как шашка, нагайка?
ФЕДОТОВ: У нас есть кружки, которые занимаются джигитовкой, обучением детей джигитовке с оружием, в частности шашкой. Присутствует казачий элемент как конно-спортивная подготовка при парке Кузьминки, куда также дети выходят и занимаются конным спортом. И в сумме в совокупности получается, что и шашка, и конь - составляющая казачья амуниция.
ВЕДУЩИЙ: Но все-таки они понимают, что это такое, потому что одно дело - увидеть в музее, а другое дело - почувствовать, вот хотя бы в учебном классе?
ФЕДОТОВ: Да, почувствовать себя на коне, очень немаловажно, так скажем.
ВЕДУЩИЙ: Да. Кстати, оружие еще все-таки, когда ребенок его видит, приобщает к тому, что очень ответственно нужно им пользоваться?
ФЕДОТОВ: Да, конечно.
ВЕДУЩИЙ: Чтобы не было вот такого бездумного бряцания, как у нас иногда теперь происходит на улицах, чуть что и достается оружие, и начинают стрелять из-за каких-то пустяшных поводов, типа не пропустили на дороге водители друг друга. Поэтому вот такое, скажем так, ответственное отношение к оружию - это очень важно. Мне кажется, с детского возраста?
ФЕДОТОВ: Я бы сказал следующее, что у нас в корпусе есть макеты автоматов. Дети приобщаются к этому оружию буквально с 5-го класса, занимаются разборкой и сборкой автоматов. Поэтому у них отношение к оружию уже зарождается с 5-го класса и продолжается до 11-го класса.
ВЕДУЩИЙ: Очень важно и ответственно.
ФЕДОТОВ: Очень важный и ответственный момент. И есть у нас ребята, которые достойно выступают на любых видах соревнований по данному военно-прикладному искусству.
ВЕДУЩИЙ: А вот оснащение, насколько оно современное? Сейчас же школа не стоит на месте, все продвигаются вперед, IT-технологии, компьютеры. Вот казачьи традиции и новые технологии - это сочетается?
ФЕДОТОВ: Безусловно. У нас все кабинеты оборудованы по последнему слову техники. Очень прекрасно у нас оборудованы два кабинета, это кабинет физики и кабинет химии. К нам, кстати, часто приходят и делегации, обязательно показываем эти два класса суперсовременные, где насыщенны полностью технологическим оборудованием в соответствии с учебной программой.
ВЕДУЩИЙ: А скажите, пожалуйста, вот мы о кадетском движении по России можем говорить. Мы говорили о распространении казачества. Но кадетское обучение сейчас тоже набирает, скажем так, популярность и заинтересованность. Вы участвуете в каких-то кадетских корпусах вот по стране, и есть ли у вас какие-то особые связи с другими регионами российскими?
ФЕДОТОВ: Да. Есть такое мероприятие - Спартакиада кадетских корпусов. Только здесь скажу, казачьих кадетских корпусов, называется «Сполох». Туда выезжают наши ребята, кадеты. В позапрошлом году это проходило на Дону. Мы заняли, наша команда заняла второе место после опять-таки донских казаков. В прошлом году наши ребята на «Сполох» выезжали в Оренбург, где, кстати, заняли опять-таки второе место, опять после местных казаков. В этом году, буквально в эту субботу наши ребята поехали, наша команда поехала в город Анапу Краснодарский край. Я хотел бы пожелать им удачи в выступлении, чтобы было первое место.
ВЕДУЩИЙ: Мы тоже присоединяемся к этому пожеланию и ждем, что они вернутся с победой.
ФЕДОТОВ: А здесь, если рассматривать вопрос спартакиад среди кадетских корпусов города Москвы… Вообще в городе Москве существует около 20 корпусов. Там один корпус переформирован, 20 корпусов. У нас регулярные соревнования проводятся.
ВЕДУЩИЙ: 20, но не казачьих?
ФЕДОТОВ: Нет, кадетские корпуса в Москве.
ВЕДУЩИЙ: Просто кадетских?
ФЕДОТОВ: Просто кадетских школ. Ежегодно Спартакиада проводится по различным видам спорта. У нас корпус всегда занимает лидирующее первое место.
ВЕДУЩИЙ: Но это ведь все новое образование - кадетские корпуса. Вот вам 10 лет скоро, да?
ФЕДОТОВ: Нам 11 лет в этом году исполнилось в октябре месяце.
ВЕДУЩИЙ: А другие моложе вас или…?
ФЕДОТОВ: Нет. Я бы сказал, что недавно, буквально на той неделе, было 20-летие первого кадетского корпуса московского. Вот наши, кстати, кадеты выезжали туда и поздравляли их с этим праздником. У них было торжественное мероприятие.
ВЕДУЩИЙ: Это особое все-таки обучение. Поэтому я спрошу вас, оно платное или нет?
ФЕДОТОВ: Родители за обучение ребенка платят в месяц 150 рублей.
ВЕДУЩИЙ: Это символическая сумма.
ФЕДОТОВ: Это в наше время просто символическая оплата. Вот рассматривается этот вопрос с любой точки зрения.
ВЕДУЩИЙ: 150 рублей и больше никаких нет…?
ФЕДОТОВ: Нет, больше никаких затрат. Причем ребенка одевают с ног до головы в прямом смысле слова. Помимо того, что выдается бесплатно три вида одежды, еще выдается спортивная форма одежды и атрибутика спортивная, пальто, бушлаты. Все это бесплатно выдается.
ВЕДУЩИЙ: Это все бесплатно для учащихся?
ФЕДОТОВ: Да, для учащихся все бесплатно. Поэтому обучение для родителей стоит практически…
ВЕДУЩИЙ: Традиционные дни встречи выпускников у вас проводятся?
ФЕДОТОВ: Я бы не сказал, что они традиционные. Но выпускники нашего корпуса постоянно находятся в корпусе по всем событиям. Будь то у нас 1 сентября построение торжественное, будь то у нас окончание учебного заведения выпускниками 11 класса. Те ребята, которые закончили в предыдущие годы корпус, обязательно присутствуют, с удовольствием смотрят на молодежь, на других ребят, которые в этом году выпускаются. Пожелания, конечно, им выдаются.
ВЕДУЩИЙ: Напутствуют в жизнь?
ФЕДОТОВ: Да, напутствие в жизнь. И все это происходит у нас в очень торжественной обстановке, где очень у нас… Посмотреть есть на что, одним словом.
ВЕДУЩИЙ: Вы находитесь в районе Кузьминки, такой красивый район Москвы. И как-то вы жителей окружных привлекаете к своей деятельности? Устраиваете праздники, может быть, в какие-то дни специальные?
БЕСПАЛОВА: Вы знаете, жители района Кузьминки, ветераны часто приходят к нам в музей, где встречаются с ребятами. Надо сказать, что и ежегодно в декабре мы празднуем День героя отечества. И к нам приходят и Герои Советского Союза, и Герои России, которые с интересом знакомятся и с экспозицией. Надо сказать, что экскурсии у нас проводят сами ребята…
ВЕДУЩИЙ: А вот это очень важно.
БЕСПАЛОВА: …которые занимаются в кружке дополнительного образования «Клуб юных музееведов», который действует при музее. Они разбираются и в фондовой работе, и в экспозиционной. То есть это действительно очень серьезное дополнительное образование музейное. И конечно, они ведут эти экскурсии с интересом, потому что с такими людьми не каждый день встречаешься. И в таком непосредственном общении ребята видят, что это обычные люди, и что они сами, наверное, в будущем могут, защищая отечество, совершить подобные подвиги, как и те гости, которые к ним приходят.
ВЕДУЩИЙ: Как я понимаю, выпускники выбирают разные специальности?
ФЕДОТОВ: Абсолютно разные профессии, разные направления.
ВЕДУЩИЙ: Но вот это вот воспитание, довольно строгое и ответственное, оно пригождается на различных участках, не только в военной службе, как я понимаю?
ФЕДОТОВ: Везде в государственной службе наши дети востребованы всегда, и всегда они пользуются большим авторитетом, и сразу выдвигаются на командные должности.
ВЕДУЩИЙ: Хорошее образование?
ФЕДОТОВ: Да.
ВЕДУЩИЙ: Я благодарю гостей нашей программы.