Картинка

Маяк. Москва 03.10.2013 - Что должен знать каждый житель, чтобы чувствовать себя в безопасности?

3 октября 2013, 16:00

Персоны

От чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, экстремальных ситуаций в быту никто не застрахован. Что должен знать каждый житель, чтобы чувствовать себя в безопасности? Как оказать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим? На вопросы отвечает заместитель начальника управления гражданской защиты ГУ МЧС по Москве, полковник Сергей Викторович Чудопал. Ведущий - Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - заместитель начальника управления гражданской защиты Главного управления МЧС по Москве, полковник Сергей Викторович Чудопал. Я вас поздравляю. Вы так хорошо успели прийти перед своим юбилеем. Ведь завтра День гражданской обороны страны. Я вас поздравляю, всех ваших сотрудников. И, наверное, вы тоже хотите сказать несколько слов, в том числе и об истории этой организации?

 

ЧУДОПАЛ: Большое спасибо за поздравление. Это действительно так. Отмечается 81 годовщина со дня образования системы гражданской обороны в нашей стране. История начинается от МПО страны. В то время, когда только начиналась опасность авиации, возможность сброса авиабомб на города, поэтому стала создаваться местная противовоздушная оборона. Эта система развивалась во времена Великой Отечественной войны и с созданием ядерного оружия переросла в систему гражданской обороны. Основные вопросы того времени, времен «холодной войны» - это была защита населения именно от факторов поражения ядерным оружием.

 

ВЕДУЩИЙ: Но защита населения как цель, все равно она осталась в вашей организации и до сего дня?

 

ЧУДОПАЛ: Конечно. Это самая главная цель.

 

ВЕДУЩИЙ: У нас сегодня такая тема: как правильно вести себя в городе при возникновении чрезвычайной ситуации. Вот буквально сейчас в новостях слышали: шквалистый ветер, пожалуйста, не выходите из своих домов. Вот эту ситуацию можно отнести к чрезвычайной?

 

ЧУДОПАЛ: Конечно. Это для нашего города Москвы характерной является подобная чрезвычайная ситуация природного характера, связанная с усилением ветра. Передаются штормовые предупреждения. Поэтому нужно внимательно слушать информацию такого рода и обезопасить себя действительно простыми вещами: не останавливаться под деревьями, большими плакатами, какими-то конструкциями, которые могут под порывом ветра упасть. Вот простые такие правила защиты и поведения.

 

ВЕДУЩИЙ: Сергей Викторович, а как вы вообще оповещаете население? Я понимаю, что, например, кто слушает вот радио «Маяк», радио «Вести FM», как бы весь наш холдинг, они в курсе. А те, кто не слушает радио, а некоторые даже принципиально не смотрят телевидение?

 

ЧУДОПАЛ: В принципе для оповещения населения в Москве создана и функционирует централизованная автоматическая система оповещения населения города Москвы, которая включает в себя несколько аспектов и различные технические средства оповещения. Как вы уже сказали, это радио и телевидение. Но, прежде всего, они необходимы для передачи какой-то информации. Для привлечения внимания населения подается сигнал тревоги «Внимание всем». Это сигнал, который мы можем помнить с времен еще Великой Отечественной войны, он не изменился. Это тревога. Завывание долгое сирены. Этот сигнал призван именно привлечь внимание, называется «Внимание всем». То есть пугаться его не нужно. Это подается специально для того, чтобы привлечь внимание. Потом мы ждем передачи информации. Передается она по телевидению, по нескольким центральным каналам, по радио и плюс для оповещения мы используем современные средства, это есть экраны светодиодные, которые есть в местах массового скопления, система «Аксион» так называемая. Для этих целей, если люди находятся на транспорте, например, в метрополитене, у нас есть прямая связь с диспетчерским центром метро. И они делают необходимые оповещения голосовые уже на весь метрополитен. Этим служба метрополитена занимается. Потом используются также у нас подвижные машины, экипажи дорожно-постовые службы, патрульной постовой службы наших коллег из МВД. То есть это машины, которые оборудованы громкой связью. Также есть такие же автомобили и соответственно у нас, в составе МЧС и в других службах некоторых. Вот их можно привлекать для этих целей.

 

ВЕДУЩИЙ: Наверное, чрезвычайные ситуации можно разделить как бы на более узкие, как бытовые, что это может случиться в доме, пожар какой-то. Вот, например, сегодня на Ленинградке была большая автомобильная пробка из-за того, что загорелось здание рядом с гостиницей «Советская». И уже как бы бедствие в масштабах города. Вот наш корреспондент Ксения Крихели, она подготовила небольшой материал о том, что все ли москвичи и во всех ли чрезвычайных ситуациях могут получить помощь. Давайте послушаем.

 

КРИХЕЛИ: Пожар, потоп, что в Москве вряд ли реально, поскольку система шлюзов хорошо защищает столицу. Землетрясение, наконец, было же оно в 1972 году. Правда, тогда только люстры в домах потряслись. На всё - спасатели. Служба МЧС работает как часы, слаженно. Только вот теперь сложные двери не открывают. Услуга эта - коммерческая, и фирмы специальные есть, ответил мне официальный представитель МЧС по телефону.

 

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МЧС: Двери МЧС вскрывает только в том случае, если есть угроза жизни. Остальные все случаи - это платная служба сейчас занимается вскрытием дверей. Только если есть угроза жизни.

 

КРИХЕЛИ: Официальный представитель отправил меня в специальную Службу доверия. Телефон: (495) 637-22-22. Туда может обратиться каждый, кому нужна помощь, в том числе и с входной дверью. Говорит сотрудница.

 

СЛУЖБА ДОВЕРИЯ: Психологи приезжают. Происходит оповещение посредством средств массовой информации - радио, телевидение, громкая связь, щиты, оперативный отдел, оперативная линия. Это многоканальный телефон. Он, в том числе, является телефоном по пожарной безопасности. Звонки по пожарной безопасности отрабатывает другой диспетчер, отдельный, который занимается высылкой отряда и приемом звонков по угрозе жизни.

 

КРИХЕЛИ: Мой ребенок не на балконе 8 этажа, а на бордюре дома сталинского 8 этажа?

 

СЛУЖБАДОВЕРИЯ: То есть угроза падения?

 

КРИХЕЛИ: Соответственно заявочка тут же принимается, отряд выезжает. Помимо отряда выезжает пожарная автолестница, поскольку на высоте ребенок, чтобы его снять, выезжают психологи, скорая - на поддежурство в случае оказания медицинской помощи, сотрудники полиции.

 

КРИХЕЛИ: Я попросила барышню назвать самые частые вызовы, точнее, их причину. Сотрудница МЧС затруднилась. Но и к гадалке ходить не надо, это пожары и пресловутые двери. А если у вас на плите что-то готовится, а в это время дверь закрыта, и вы не можете попасть в квартиру, можете смело звонить 01 или по мобильному 112.

 

ВЕДУЩИЙ: Все правильно. То есть все-таки тоже для себя, для своих сотрудников делите вот эти чрезвычайные ситуации на бытовые и на уже на какие-то, более грозящие не только квартире, а району или, не дай бог городу?

 

ЧУДОПАЛ: Конечно. Существуют регламенты, по которым выезжают наши специалисты. Во-первых, в случае угрозы жизни или возгорания какого-то, тут, конечно же, высылаются специальные службы через центр единый 01. Поэтому в принципе достаточно запомнить этот телефон и звонить по нему по каким-то различным проблемам. Там всегда переключат на нужного специалиста и можно всегда будет получить консультацию. Поэтому не нужно ничего бояться, стесняться, можно смело набирать. И вот телефон, который прозвучал в начале передачи, в сюжете, это телефон «горячей линии» МЧС. Поэтому также по нему можно получить необходимую информацию.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, Москва, она спокойный город с этой точки зрения? Я так пыталась вспомнить что-то такое глобальное, что происходило. Вспомнила, года три назад на юго-западе взорвался газ. Там такой факел был. Вот эти шквалистые ветры, которые усиливаются. Сейчас тоже о них стали много говорить. Но в принципе, наверное, как-то мне вот ничего на ум не пришло.

 

ЧУДОПАЛ: Вы говорите о таких масштабных значимых чрезвычайных ситуациях, о которых, естественно, было и информационное какое-то поле в средствах массовой информации. Я могу сказать о том, что ежедневно достаточно много происходит вещей, которые, естественно, не освещаются.

 

ВЕДУЩИЙ: Мы сейчас никакую скрытую информацию не будем разглашать?

 

ЧУДОПАЛ: Нет, абсолютно. Есть статистика. Всю эту статистику можно посмотреть на сайте официальном Главного управления МЧС по городу Москве. Там в принципе достаточно много информации подобной. Но я могу сказать, что за сутки там о тысячи звонков обрабатывается.

 

ВЕДУЩИЙ: И какого они рода?

 

ЧУДОПАЛ: Различного. Вот помогите в такой ситуации, помогите в такой-то. Что делать? Я просто сам одно время находился на дежурстве в нашем ЦУКСе. Звонки подобного рода о том, что, помогите, у меня за дверью осталась или бабушка, или еще кто-то, или не открывает дверь, дверь не открывается, захлопнул ребенок случайно, естественно, они не остаются без внимания, и спасатели всегда выезжали в таких ситуациях и открывали эти двери. Но если гражданин говорит о том, что я забыл ключи и вызывает спасателей, то это работа не спасателей, а сантехника. Нужно понятно.

 

ВЕДУЩИЙ: А скажите, вот такой момент. Как людей вообще приучить, научить обыкновенным нехитрым правилам, как вести себя при возникновении какой-то ситуации. Мы в принципе сами знаем, что паника - самое страшное дело. Я помню, в детстве нас учили, там вспышка справа, вспышка слева, мы бегали все в противогазах. То есть какая-то такая была начальная военная подготовка. Были бомбоубежища, куда тоже в случае тревоги учебной спускались. Сейчас, мне кажется, все-таки времена изменились, как-то надо все это было осовременить, и что-то уже ушло в прошлое. Вот сейчас вот эта система, что она из себя представляет?

 

ЧУДОПАЛ: Вот вы как раз затронули именно систему гражданской обороны, с чего мы начали наш разговор. Конечно же, эта система осталась и в наше время. И вопросы защиты, прежде всего, в военное время, как мы понимаем, применение ядерного оружия подразумевает, это уже не мирная жизнь, как мы понимаем, и вспышки слева, вспышки справа, они могут возникнуть только  лишь, когда государство находится в стадии…

 

ВЕДУЩИЙ: Нет, пусть лучше они вообще не возникнут.

 

ЧУДОПАЛ: Да. Поэтому, конечно, в наших современных условиях мы понимаем о том, что именно в мирной жизни у нас много рисков и опасностей, которые сейчас грозят. Именно развиваются в настоящее время вопросы защиты именно в чрезвычайных ситуациях. Это как бы время такое сейчас. Но, естественно, не забыты эти уроки, и сама система гражданской обороны, она действует. И то, что вы говорите об этих защитных сооружениях, я уже останавливался выше, что это система оповещения, которая осталась с той поры, все это действует, и все это готово в принципе. Проводятся определенные мероприятия и средства вкладываются для поддержания готовности и защитных сооружений, и системы оповещения населения на особый период.

 

ВЕДУЩИЙ: Вот по поводу бомбоубежищ, потому что я знаю, что многие из них давно уже свою функциональность утратили?

 

ЧУДОПАЛ: Ну, в жилом секторе, да, наблюдается такая тенденция. В принципе вся информация по укрытию населения, можно ее тоже получить или в управлении по округу административному, или в органах исполнительной власти по месту жительства. Но то, что касается, например, объектов, мы понимаем, что у нас некоторые объекты не могут просто так взять и закрыться, они должны обеспечивать обороноспособность нашей страны. Поэтому на таких объектах, они просто обязаны поддерживаться в постоянной готовности к приему укрываемых. Поэтому все это работает.

 

ВЕДУЩИЙ: А когда вы говорили по поводу системы централизованного оповещения и некоторой осовремененной модели, я знаю, что МЧС России выпустило приложение для смартфонов и планшетов, тоже как оповещение о чрезвычайных каких-то ситуациях. А вот какие еще есть такие современные новинки, о которых можно рассказать?

 

ЧУДОПАЛ: Сейчас в рамках создания службы 112 единой ведется работа с операторами сотовой связи, основными ведущими нашими, мы их все знаем, для того, чтобы была возможность оповещать население, которое находится в определенной зоне. То есть взять какой-то участок или какой-то район, управу районную, ну вот там Москворецкую…

 

ВЕДУЩИЙ: Сразу, конечно, где мы находимся, сразу берем ближайший объект?

 

ЧУДОПАЛ: Ну, я образно говорю. То есть мы понимаем, что здесь у людей находятся телефоны, которые используются различными операторами, нельзя говорить про одного. И вот как только будет достигнута договоренность, мы должны понимать, что все, каждый человек, который имеет мобильный телефон в данном районе, он получит сообщение через мобильного оператора, что существует угроза, например, шквалистого ветра в данном районе или существует угроза заражения в случае какой-то аварии, что необходимо двигаться в сторону улицы такой-то, такой-то. Эвакуация находится перпендикулярно распространению облака заражения. То есть будут даны рекомендации, как действовать в данной ситуации. Или о том, что ближайшее сооружение или ближайшее укрытие находится на станции метро «Новокузнецкая», к примеру. Ну, вот такого характера.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, а вам приходилось брать замеры воздуха, воды, когда происходило какое-то ЧП, либо пока вот этого не было?

 

ЧУДОПАЛ: Нет, почему? Существует специальная служба. У нас есть дежурная служба.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, она это берет как обыденность какая-то, либо происходила какая-то непредвиденная ситуация, и это была вынужденная?

 

ЧУДОПАЛ: Нет. Есть плановая работа по обследованию каких-то участков, которые вызывают подозрение и с ними ведется работа, а также вот по вызовам, по жалобам жильцов, что у нас в таком-то месте мы почувствовали запах неприятный. Выезжает служба, делает заборы воздуха или какие-то другие пробы берут. В случае, если это имеет прямую угрозу именно для проживания населения, вызывается сразу же служба Роспотребнадзора, которая отвечает за проживание у нас людей. Поэтому с ними тесно общаемся. То есть мы не одиноки в этом вопросе.

 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Эльвира. И вот я хотела такой вопрос задать. Я раньше работала в нашем районе, это около метро «Рязанский проспект». И на 1-й Новокузьминской улице, там где-то дом 15-17 было бомбоубежище. И нас вот туда от работы, со всех организаций собирали и проводили занятие. Вот с того момента, это было где-то в 1980-х годах, ни разу ни на одном предприятии такого учения я не видела, не проходила, хотя всю жизнь работала в Москве. И вот хотела бы узнать, сейчас на этом месте, в этом здании есть бомбоубежище? И вообще, куда обращаться, вот если вдруг что-то  - жителям нашего района, нашего дома хотя бы?

 

ЧУДОПАЛ: Как я уже останавливался, что защита именно в бомбоубежище, в защитном сооружении, как мы ее называем, она,  прежде всего, необходима от защиты воздействия каких-то факторов сверху. Например, ракетное нападение, бомбовые удары. То есть вот для этих целей были рассчитаны и построены данные сооружения.

 

ВЕДУЩИЙ: Я так понимаю, что Эльвира говорит, что раньше люди знали хотя бы эту точку, куда бежать?

 

ЧУДОПАЛ: Я вас понимаю. Не могу сейчас сказать конкретно, находится ли оно и в каком состоянии по адресу, но люди могут узнать обратившись в управу района, где находится ближайшее защитное сооружение, потому что у них есть соответствующие планы по защите населения и укрытию, или же получить подобную консультацию в управлении по территориальному административному округу.

 

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Давайте такую смоделируем ситуацию, что мы находимся в офисе, достаточно большое здание, многоэтажка, и вдруг приходит оповещение, сигнал тревоги какой-то. И с людьми никто не работал, им не объясняли, что нужно идти туда, хотя это не пожар, потому что есть инструкция, есть ответственный за противопожарную безопасность. И люди, естественно, в панике, они начинают спускаться. Вот кто вообще должен на месте отвечать за то, чтобы люди не паниковали, чтобы спокойствие внести в их души?

 

ЧУДОПАЛ: Значит, в любом центре офисном крупном или в любой организации от 50 человек и выше должен быть уполномоченный по решению вопросов в области гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях. То есть это специальный человек, который проходит обучение в учебно-методическом центре и у которого в обязанностях работа с населением, работа с персоналом объекта, с сотрудниками, с работниками для того, чтобы он объяснял, как действовать в той или иной ситуации. Проводятся там плановые занятия, в том числе и практические.

 

ВЕДУЩИЙ: Но вы же понимаете, что достаточно часто это профанация?

 

ЧУДОПАЛ: Но если мы хотим знать, куда бежать в какой-то подобной ситуации… Вот все понимают, например, тренировка. Мы отрабатываем тренировку при пожаре, эвакуация. Но пожара же нет. И почему-то я должен бросаться куда-то, бежать, бросить работу, кого-то слушать и так далее. Но это, так скажем, наш менталитет российский. Мы бежим только тогда, когда у нас или что-то дымится под креслом, или видим, что что-то с соседом случилось, тогда мы можем воспринять. Как это должно быть. Поэтому, я считаю, если на местах работать нормальным образом, тем более в таких крупных центрах и зданиях каких-то, то есть внимательно, приходя на работу, изучать все-таки поэтажные планы помещений. Потому что на каждых этажах должны быть планы эвакуации, красной стрелочкой, зеленые таблички с выходом подсвечивающиеся. Это нужно знать. То есть для того, чтобы человек смог потом спастись, он же должен знать элементарные вещи?

 

ВЕДУЩИЙ: Естественно, конечно.

 

ЧУДОПАЛ: Поэтому вот в обязанностях уполномоченных, которых я сказал, конечно, входит доведение такой информации и соответствующие учения. Если относиться к этому нормально, но можно избежать трагедий, я считаю.

 

ВЕДУЩИЙ: А с детьми как вы работаете, в школе, например, потому что они вообще очень такие незаконопослушные, они говорят, что эта информация им не нужна, мы сами знаем, мы быстрые, резвые, ловкие?

 

ЧУДОПАЛ: Нет. Как раз-таки в школах сейчас этому уделяется пристальное внимание. У нас работают со школой прежде всего сотрудники органов пожарной безопасности, наше управление надзорной деятельности. И, естественно, большая работа проводится самим Департаментом образования.

 

ВЕДУЩИЙ: А вот насколько они творчески подходят, потому что я не помню, к сожалению, в каком городе, но я видела, как местные власти, местное МЧС, они сами придумали и попросили профессионалов, конечно, нарисовать им фильм. И он получился такой забавный и очень доступный, и они его крутили в школах. Вот это совсем по-другому воспринимается.

 

ЧУДОПАЛ: Это все есть. Во-первых, у нас очень много подобной информации на сайте. И там, когда проходят занятия в учреждениях образования, естественно, вся эта информация выкладывается, и можно будет посмотреть воочию, как вот наши сотрудники-специалисты работают и в детских садах, и в школах, то есть с детьми различного возраста, показывают детям, как нужно действовать, не бояться огня, учат, где находится огнетушитель. Вот обычным простым вещам учат. И сейчас работа о том, чтобы все практически учреждения образования, они должны соответствовать нормам противопожарной безопасности, должны устанавливать специальные системы оповещения, то есть какая-то громкоговорящая связь, автоматические системы сигнализации возгорания, информация приходит на пульт дежурной и соответственно в дежурную часть нашу ближайшую. 

 

ВЕДУЩИЙ: Сергей Викторович, по поводу мер пожарной безопасности. У нас строятся сейчас такие небоскребы и говорили, что у нас нет техники, которая могла бы достать до самых верхних этажей, а лифт в такой ситуации заблокируется, и там, естественно, на них нельзя спускаться?

 

ЧУДОПАЛ: Я в этой области небольшой специалист, но насколько я знаю, изначально в проект постройки подобного здания и сооружения должны входить именно те мероприятия и устанавливаться какие-то технические решения именно для тушения пожаров. То есть стационарные системы, в которые подводится вода по трубам, стоят насосы, повышающие на различных этажах или определенный промежуток этажей, через каждые 10-15 этажей, ну я образно говорю, которые подают воду в случае возникновения пожара на каком-то этаже. Потом существуют различные системы газового тушения, например, в помещениях, в которых, как правило, аппаратура какая-то есть, где нет людей, прежде всего, там какие-то архивы лежат. То есть там, где возможна высокая вероятность пожара, нет людей, но необходимо резко погасить, как правило, тушение происходит там или порошковое, или какое-то газовое тушение. То есть они в принципе есть, существуют нормальные технические решения.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, что ж, Сергей Викторович, я вас благодарю за то, что вы пришли в нашу программу.

 

Маяк. Москва. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация