Маяк. Москва 09.10.2013 - О новой выставке "Церемониальная коллекция российских государей"
Персоны
До 22 января в выставочном зале Успенской звонницы, Одностолпной и Мироваренной палатах Патриаршего дворца Музеев Московского Кремля открылась выставка "Венчания на царство и коронации в Московском Кремле". Собрано около четырехсот экспонатов из десяти музеев, архивов, библиотек Москвы и Санкт-Петербурга. Выставка охватывает четыре столетия, затрагивая период отечественной истории, когда российские правители приняли царский, а затем императорский титул.
О новой выставке "Церемониальная коллекция российских государей" рассказывает куратор выставки "Венчания на царство и коронации в московском Кремле", заведующая отделом "Оружейная палата" музеев Московского Кремля Елена Анатольевна Моршакова. Ведущий - Екатерина Высоковская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - заведующая отделом "Оружейная палата" музеев Московского Кремля Елена Анатольевна Моршакова. В течение длительного периода, а именно с конца сентября и по 22 января на трех исторических площадках музеев Московского Кремля - в выставочном зале Успенской звонницы, Одностолпной и Мироваренной палатах Патриаршего дворца проходит масштабная выставка из церемониальной коллекции российских государей: «Венчание на царство и коронация в Московском Кремле». Наша сегодняшняя гостья - куратор этой выставки. И я специально вот так подробно называю и площадки, и названия, потому что очень важно ввести в курс дела наших слушателей и объяснить, что выставка - очень серьезная. И к ней, как мне кажется, нужно готовиться. Это я сужу по собственному опыту посетителя. И вопрос, который у меня сложился в результате просмотра, таков. Вот все-таки все, что связано с этой выставкой, уходит вглубь веков, апеллирует к 16 веку, да? И заканчиваются все события 19 веком. Это была последняя коронация российского императора Николая II. Для нас это история и только история, в отличие от европейских стран, где монархии еще продолжают существовать. И это как бы актуально для сегодняшнего дня. Как родилась идея этой выставки? Долго ли вы готовились, долго ли вы шли к ней?
МОРШАКОВА: Действительно результат очень долгий, и исследовательской работы огромной и реставрационной, потому что многие вещи пришлось заново возрождать, буквально в наших реставрационных мастерских. И очень сложная экспозиционная работа, потому что мы впервые действительно задействовали все возможные площадки для этой выставки масштабной. И вещи настолько разнообразные, от каких-то мелких совершенно билетов пригласительных, которые печатали для тех людей, которые были приглашены на коронацию в 19 веке, допустим, до каких-то огромных плафонов, балдахинов коронационных, которые занимают буквально всю торцевую сторону огромной Мироваренной палаты. Это, конечно, была огромная работа. И сначала было страшно, что такой огромный и сложный материал сложно будет разместить в этих залах. Но нам кажется, что это получилось. И, по крайней мере, вот тот поток посетителей, который уже потек на эту выставку, он вроде доказывает то, что интерес существует, что пресса работала, и что об этой выставке знают и ею интересуются.
ВЕДУЩИЙ: Но мне кажется, вот к этой выставке нужно готовиться. Это не тот вариант, когда ты приходишь и что-то начинаешь узнавать. Потом возникает жалость, что ты что-то увидел, но это не вписывается в контекст. Мне кажется, что эта выставка, она, безусловно, понятна людям, которые связаны с историей либо профессионально, либо по призванию, которые изучают прецельно историю или занимаются конкретно этой тематикой. А общего бэкграунда, скажем так, образованного человека для того, чтобы воспринять во всей сложности эту выставку, маловато. Поэтому нужно готовиться, либо читать что-то, либо экскурсия?
МОРШАКОВА: Может быть, потому что, честно говоря, мы впервые поставили перед собой тоже достаточно сложную задачу. Если раньше, вот постоянные наши посетители знают прекрасно, что выставки посвящались или отдельной эпохе, или отдельному историческому персонажу интересному, или даже мы пытались показать пространство сакральное, допустим, домовой церкви русских царей Благовещенского собора. Иногда выставки посвящались просто отдельному шедевру, и мне всегда кажется, что это самый лучший вариант, вот действительно нужно вещь показать и насладиться ею. А здесь впервые хотели показать церемонию. И, конечно, это сложно. Вот церемонию венчания на царство, которая проходила в Московском Кремле с 1547 до 1682 года. И потом церемонию коронации, которая впервые была проведена тоже в Успенском соборе Московского Кремля в 1724 году, и последняя коронация произошла в 1896 году.
ВЕДУЩИЙ: То есть вы ни одной церемонии не пропустили на выставке?
МОРШАКОВА: Дело в том, что мы не показываем каждую церемонию. Мы показываем церемонию как таковую, церемонию венчания на царство от того момента, когда царь приглашает, царь Иван Грозный приглашает в столовую избу своих ближних бояр и объявляет о предстоящем событии, о том, что он желает венчаться царским венцом, и велит всем прочим княжатым, воеводам и ближним чиновникам быть около столовой избы и будет объявлено им тоже об этом. И очень интересно, что он велит всем быть в парадном золотном платье. То есть это вот изначально задумывалось, как очень пышное торжество, как празднество некое. И в конце, уже в 18-19 столетиях, когда Россия становится империей, на смену венчания на царство приходит обряд коронации, тоже существовал первый такой шаг в этой церемонии - это было объявление о предстоящей коронации. И в это время это производилось путем издания манифеста. На выставке зрители могут увидеть первый манифест о первой коронации, изданной Петром Первым в 1723 году, и последний манифест - манифест Николая Второго о его короновании и миропомазании. Очень интересно, что там еще есть такой документ, который предоставил нам Государственный архив Российской Федерации, который называется «Расписание платьев и туалетов», которое предписано было всем чиновникам и приглашенным на коронацию иметь в разные дни коронования. То есть это тоже продолжение как бы традиций 16 столетия.
ВЕДУЩИЙ: Маленькая книжечка такая под стеклом лежит.
МОРШАКОВА: Да, очень любопытно.
ВЕДУЩИЙ: Но там есть и очень большая книга, приблизительно 16 века, где в ремарке указано, что там есть правка…
МОРШАКОВА: Рукой Ивана Грозного.
ВЕДУЩИЙ: Да. Это, вы знаете, производит какое-то совершенно потрясающее впечатление.
МОРШАКОВА: Это действительно уникальная совершенно вещь. Это последний 10-й том Лицевого летописного свода, который создавался специально для Ивана Грозного в 60-70-хх годах 16 столетия. Писали царские писцы и иллюстрировали. Каждая страница этого свода проиллюстрирована. И таких сводов, огромных толстых томов 10 и более 16 тысяч украшает вот это совершенно уникальное рукописное издание, если можно так сказать. И очень любопытно то, что, это история человечества, как представляли ее в 16-м столетии, сотворение мира, библейская история. И кончается эта история временем Ивана Грозного. И очень любопытно, что в эту историю вплетено то событие, которое было чрезвычайно важно для первого русского царя, его венчание на царство, отдельной повестью это включено туда. И как раз этот том раскрыт на том месте, где мы видим, как митрополит Макарий венчает Ивана Грозного сначала животворящим крестом, а потом венцом - шапкой Мономаха. И этот вот уникальный совершенно экспонат, перед которым без трепета просто находиться невозможно, предоставил нам на выставку Государственный Исторический музей, как и целый ряд других очень интересных вещей.
ВЕДУЩИЙ: Еще, вы знаете, чем могу поделиться. Вот когда смотришь какие-то экспонаты, связанные с повседневной жизнью императоров, то такой общеупотребительный термин и реакция: «Жили же люди!». А вот когда смотришь на экспонаты выставки, которая сейчас развернута в музеях Московского Кремля, то все время вертится «тяжела ты, шапка Мономаха». Мне кажется, церемониальные предметы, они несли какой-то вот такой дух и такой заряд, чтобы показать власть, силу и народу, и иностранным гостям этих церемоний.
МОРШАКОВА: Наверное, безусловно. А с другой стороны, это и такой венец, ведь мученический венец, он тоже венец. И поэтому венчание на царство - это не только обретение, утверждение статуса государя, но это и принятие на себя колоссальной ответственности и царственного долга, царственного пути очень сложного. И как мы знаем, иногда кончавшегося таким жертвенным совершенно, таким подвигом действительно. Поэтому эти вещи наполнены очень могучим содержанием. И за ними стоит очень много не только истории, но и истории искусства, потому что все это произведения удивительные совершенно. Искусство самые лучшие мастера всегда создавали, и регалии государственные. Тот же лицевой летописный свод, и миниатюры, и документы, и даже те программы триумфальных шествий, которые уже происходили в 18 столетии. Тоже самые мудрые философы, богословы своего времени работали над созданием этой сложной программы коронации или раньше венчания на царство.
ВЕДУЩИЙ: Это русские мастера готовили все эти предметы или есть заимствования, есть дары?
МОРШАКОВА: Дары тоже представлены. Потому что, как правило, после каждого торжества, особенно после восшествия на престол и коронования императора, монарха обязательно происходил пир царственный, коронационный, обязательно потом шли поздравительные, как их называли, аудиенции, и подносились дары и от разных слоев русского общества, и от иностранных представительств. На выставке не очень много подобных даров, но, тем не менее, очень интересные. Вот в первой части, которая посвящена венчаниям на царство, две совершенно удивительные грамоты английских королей - Елизаветы Первой, которая прислала поздравление по случаю восшествия на престол Бориса Годунова, и Карла Второго, который прислал грамоту. Они очень красивые еще, эти грамоты. Их просто надо видеть, чтобы удивиться и каллиграфическому искусству и искусству миниатюриста. И вот эта грамота была прислана по случаю восшествия на престол Федора Алексеевича в 1676 году Карлом Вторым, английским королем. И небольшая часть подарков, во второй части нашей выставки, это то, что подносили, как правило, разные слои русского общества, как правило, подносился хлеб-соль на блюдах роскошных, резных по дереву, серебряных, каменных, фарфоровых. Вот это немножко. Причем какие-то вещи впервые показаны, допустим, блюда подносные из Павловского. Есть вещи, которые были поднесены, допустим, Александре Федоровне во время приема во Французском посольстве, который произошел после дня коронования. Это веер, который был поднесен французским послом. Все это можно увидеть, вот эти подлинные вещи, веер тоже предоставлен Павловским музеем.
ВЕДУЩИЙ: И там есть какие-то экспонаты, которые совершенно уникальны. Вот, например, я обратила внимание, что всех интересует шапка Мономаха второго наряда. Это вот что такое?
МОРШАКОВА: Это вещь, которая связана с последней коронацией, последним венчанием на царство в истории России. 1682 год, когда на престол встают два брата, два государя - Иван Алексеевич и Петр Алексеевич, будущий Петр Великий. И старший брат венчается венцом древним, мономаховым, вот этим древним, который выставлен у нас в центре экспозиции. А для младшего, 10-летнего Петра, создается шапка Мономаха второго наряда, как она называется в документах, и своей формой, и декором из драгоценных камней она напоминает древний мономахов венец. Но эта интересна еще вещь тем, что это последний царский венец в истории России.
ВЕДУЩИЙ: Это последняя шапка Мономаха, далее пошла уже коронация?
МОРШАКОВА: Да.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, а вкусы императоров и императриц, потому что с определенного момента уже и супругу тоже венчали, ну не на царство, а короновали, вкусы личные как-то влияли на цвет, узор одеяния, на набор камней, которые украшали, где производилось это одеяние?
МОРШАКОВА: По-разному. Трудно, наверное, ответить так точно на этот вопрос, потому что документов, во-первых, мало сохранилось, особенно что касается 18 века. Но, допустим, при создании корон императорских известно, что допустим к Анне Иоанновне приносили рисунки перед этим корон. И какое-то участие вот в данном случае, несомненно, было, имело место быть. А что касается туалетов, известно, что первое коронационное платье для Екатерины Первой было исполнено, по всей видимости, в Берлине.
ВЕДУЩИЙ: Это красное платье?
МОРШАКОВА: Да. И оно тоже выставлено на выставке, его можно увидеть.
ВЕДУЩИЙ: Расшитое золотом?
МОРШАКОВА: Серебряной нитью золоченой немножко. И рядом первая российская корона, тоже созданная для коронования Екатерины Первой. А рядом с ней удивительный костюм, голубой шелковый костюм, который предоставил нам Эрмитаж на выставку, костюм, в котором Петр Первый находился во время коронования своей супруги во время первой в истории России коронации. И еще рядом в этой же группе, она такая очень выразительная получилась, находится серебряное блюдо чеканное, где представлена эта сцена, происходящая в Успенском соборе, как Петр Великий коронует свою супругу, возлагает первую императорскую корону на ее главу.
ВЕДУЩИЙ: А далее там представлены и другие платья. В частности, там совершенно уникальное, мне кажется, одеяние Марии Федоровны, по-моему, с таким длинным горностаевым шлейфом?
МОРШАКОВА: Несколько костюмов коронационных впервые показывается на этой выставке. И, в частности, вот у Марии Федоровны, супруги Александра Третьего, платье с серебряным шлейфом. Оно было специально отреставрировано для этой выставки. И вот во всей своей красе, вот в этом блистающем таком свете блистания глазета, парчи серебряной, его можно увидеть на выставке в Одностолпной палате. И точно также для этой выставки был отреставрирован костюм коронационный Петра Второго, выполненный тоже из серебряной парчи, из серебряного глазета во Франции, как считается. И вообще вот мы впервые показываем полностью все мужские коронационные костюмы, которые сохранились и которые были отреставрированы для этой выставки, и они впервые показываются полностью, без какого-то исключения.
ВЕДУЩИЙ: А вообще долго ли шла реставрация, и вообще, насколько это сложно работать с такой тканью?
МОРШАКОВА: Это безумно сложная работа. Это многолетняя работа, в которой участвовали все наши реставраторы, особенно тканевики, поскольку вот эта ткань, сочетающая в себе металлизированные нити и шелковые нити, она очень хрупка. И любое какое-то ее заминание приводит к прорывам шелковых нитей, обвисанию вот этих серебряных. И, укрепляя буквально каждую ниточку, реставратор, конечно. Совершает свой настоящий подвиг. И когда это видишь, остается только восхищаться их работой.
ВЕДУЩИЙ: Потому что там не видно на самом деле этой работы?
МОРШАКОВА: Не видно совершенно, да.
ВЕДУЩИЙ: Я вот присматривалась внимательно. И у меня возник вопрос, как здорово это все сохранилось?
МОРШАКОВА: Это вот сплошь, сплошь, сплошь, как правило, каждая ниточка серебряная укреплена тем или иным способом. Разные существуют способы, но вот они укреплены, чтобы они не обвисали.
ВЕДУЩИЙ: То есть и изготовление было очень кропотливая работа, а уж реставрация еще более?
МОРШАКОВА: Да, еще более.
ВЕДУЩИЙ: Но там в табличке указано, что эти наряды изготавливались в определенных салонах, то есть это даже не императорский двор готовил, как это?
МОРШАКОВА: Ну, это уже в более позднее время. Да, были поставщики двора Его Императорского Величества. И, как правило, заказывали в этих мастерских. Их было несколько разных. Ткани, как правило, в 19 веке заказывали на фабрике Сапожниковых. И, конечно, на выставке очень интересна та часть, где представлено облачение духовенства Успенского собора, исполненное к 1896 году, к последней коронации, на фабрике Сапожникова заказывали парчу. И это вот такая золотая сверкающая парча. И все кремлевское духовенство было облачено в золотое такое сверкающее одеяние.
ВЕДУЩИЙ: Я вот теперь к посетителям возвращаюсь. Как вы думаете, сколько времени нужно отвести для того, чтобы воспринять эту выставку, потому что вот по моему опыту нужно сделать некоторые перерывы, слишком насыщенно? Вот вы рассказываете про эти экспонаты, уже как бы мурашки по коже. А когда ты видишь эту выставку, вызывает очень сильное эмоциональное сопряжение. Притом, как я уже сказала, это еще несет и определенную энергетику, вот это понимание того, что это церемониальные предметы властные, скажем так. Вот сколько времени нужно отвести, как вам кажется, на эту выставку?
МОРШАКОВА: Наверное, трудно ответить на этот вопрос. Времени много, безусловно. Самое главное, надо найти все эти части выставки, потому что, к сожалению, многие посетители ограничиваются только первой частью. Они заходят в Успенскую звонницу, там смотрят все внимательно. И потом забывают, что еще большая часть экспозиции расположена в Патриаршем дворце на двух его этажах, на первом и на втором. И, конечно, я думаю, что это не меньше полудня. И возвращаясь к тому вопросу, с чего вы начали, мы постарались как-то помочь посетителям, потому что действительно понять, что выставка рассказывает о церемонии, наверное, сложно, просто войдя на нее и, оказавшись среди этих самых разнообразных вещей. Мы постарались сделать подробные экспликации, впервые издали двухтомный каталог. Пришлось поместить каталог в два тома, потому что иначе не помещалось. Существуют еще в Патриаршем дворце такие слайд-фильмы, которые дополнительный материал дают. Очень много фотографий дополнительных, графических каких-то листов, музыка звучит та, которая звучала во время коронационных торжеств, звуки ура, оружейные выстрелы. Вот все то, что сопровождало это действо. Интересно, что на выставке впервые показано очень много фотографий. Вот эта толпа народу, которая заполняет буквально полностью весь Кремль, это ощущение, что при этом торжестве присутствует вся Россия, оно удивительно совершенно. И в каталоге отдельная статья посвящена фотографиям, работам фотографов на последних двух коронациях. Это тоже такая очень интересная тема.
ВЕДУЩИЙ: И на самом деле там я видела детей. Мне кажется, что для них это наиболее тоже интересное понимание истории, такое сопряженное с визуальными эмоциями?
МОРШАКОВА: Наверное, потому что есть какие-то фотографии, которые рассказывают о том, как перевозили регалии из Зимнего дворца в Петербурге в Москву, сначала в Оружейную палату. Почему, собственно, Оружейная палата и Музеи Кремля делают такую выставку? Это вполне естественно, не только потому, что в Кремле происходило это торжество, не только потому, что там создавались в средние века все эти символы власти и хранились в казенных хранилищах царских.
ВЕДУЩИЙ: Я хотела как раз про хранение у вас спросить. Был такой ритуал, что после церемонии все вещи, участвовавшие в этом, передавались на хранение в музей?
МОРШАКОВА: Да.
ВЕДУЩИЙ: И с какого времени это повелось?
МОРШАКОВА: Ну, что касается времени 16-17 столетий, просто там само собой разумелось, что вещи и выдавались из казны царской, а потом возвращались в нее. А в 18 столетии, тоже после первой коронации, особым Указом высочайшим все коронационные костюмы и предметы церковного убранства коронационного были переданы в Оружейную палату. Тогда она была еще таким хранилищем кремлевским. А в начале 19 столетия, когда она становится уже музеем, публичным музеем, тоже эта традиция сохраняется. И, собственно, благодаря этому, мы и располагаем вот этим уникальным комплексом, который впервые показываем.
ВЕДУЩИЙ: Вы показываете все вместе комплексно, именно касаемо этой церемонии, то есть выделяете то, что хранится в Оружейной палате, вы еще называли экспонаты, которые пришли из других музеев в развитие темы. Но основной костяк - это же то, что Оружейная палата?
МОРШАКОВА: Основное, да, это музеи Кремля и Оружейная палата. И еще интересна вот эта связь с музеями именно Оружейной палаты. С середины 19 столетия особый обряд в ряду коронационных торжеств происходил в стенах и залах Оружейной палаты. Это освящение одной из регалий императорских - коронационного знамени. Он происходил в преддверии коронации в Трофейном зале Оружейной палаты. Потом знамя выносилось во дворец, а потом уже в Успенский собор.
ВЕДУЩИЙ: И, тем не менее, я обратила внимание, что под некоторыми экспонатами надпись, что показываются впервые?
МОРШАКОВА: Конечно.
ВЕДУЩИЙ: Так что там есть премьеры?
МОРШАКОВА: Конечно. Во-первых, что-то отреставрировано. О двух вещах я уже говорила, о двух коронационных костюмах. Впервые были обнаружены некоторые документы, о которых хорошо было известно, но подлинники были найдены впервые. Это Акт о престолонаследии, который во время своей коронации Павел Первый провозгласил в Успенском соборе и потом положил собственноручно на сохранение на века в алтаре Успенского собора. Вот этот документ, он был опубликован и известен был по нескольким спискам, но подлинник был найден для выставки.
ВЕДУЩИЙ: И еще я скажу, что, благодаря нашей бережливости, некоторые экспонаты, которые относятся к дарам, тоже сохранились в мире чуть ли не в единственном экземпляре, и это все тоже там написано. И вы можете посетить эту выставку. Мы подробно о ней рассказали. Спасибо вам за эту беседу.
МОРШАКОВА: Спасибо за внимание.
ВЕДУЩИЙ: Я приглашаю всех еще раз на эту выставку, которая до 22 января проходит в Москве.