Маяк. Москва 10.10.2013 - Об эффективных преобразованиях на промышленных предприятиях столицы
Персоны
Промышленность столицы жива, развивается и нуждается в квалифицированных рабочих руках. Правительство Москвы намерено предоставлять субсидии на подготовку кадров для производственных предприятий города. Отбор получателей субсидий будет проводиться два раза в год. В 2013 году отбор пройдёт с 1 октября по 15 ноября. А у школьников появилась возможность познакомиться вживую с инженерными и рабочими профессиями, побывав на производствах столицы в рамках проекта "Заводы детям".
Помогут ли акции "Заводы детям" и "День без турникетов" пробудить интерес молодежи к производственным специальностям? Об эффективных преобразованиях на промышленных предприятиях столицы рассказывает первый заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Михаил Андреевич Ан. Ведущий - Екатерина Высоковская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - первый заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Михаил Андреевич Ан. Мы будем говорить об увлекательной программе профориентации для школьников «Заводы - детям». А поскольку детям - все лучшее, то, безусловно, выясним, какие преобразования происходят в промышленном секторе Москвы. Вот я посмотрела список предприятий, которые участвуют в акции. Там очень разнообразные есть предприятия, и по формам собственности, и по видам продукции. У нас вообще в Москве насколько развит промышленный сектор?
АН: Да, мы постарались отобрать самого разного типа предприятия, чтобы спектр был максимально широким. На самом деле часто жители города, ездя по улицам, не замечают промышленности, потому что она находится обычно на промышленных территориях и скрыта с основных магистралей, с дворов города. При этом Москва в советское время была гораздо более промышленным, чем многие другие мегаполисы мира. Порядка 40% всей промышленности страны было сконцентрировано в столице. Сейчас этот процент меньше, сейчас около 17-20% по разным показателям, что сопоставимо с крупными другими мегаполисами. На самом деле даже больше по некоторым показателям, чем в других странах, в других городах.
ВЕДУЩИЙ: Мы долгие годы говорим о выводе промышленных предприятий из Москвы. И так много про это было сказано слов, что создается впечатление, что в Москве уже ничего не осталось, кроме сферы потребления?
АН: Ну, предприятия какие-то действительно выводятся, но выводятся зачастую не полностью. Переходят в другие регионы сложные грязные производства. Дело в том, что когда формировался промышленный пояс Москвы в середине прошлого века, тогда местонахождение предприятий было на окраинах города. Город вырос, и предприятия оказались в середине города, в черте города. Поэтому сейчас идет либо перенос за пределы существующей территории Москвы ряда сложных промышленных предприятий. При этом уже на данном этапе осталось очень много промышленности уже более высокотехнологичной, более эффективной, которая пользуется преимуществами нахождения в городе, такими как высококвалифицированные кадры, потому что Москва с большим отрывом от остальной России лидирует по качеству образования, по качеству кадров и по количеству научных институтов. У нас в городе сосредоточено около 800 крупных научно-исследовательских институтов. Форма собственности от промышленности до институтов - и федеральная, и во многом уже частная.
ВЕДУЩИЙ: А как вы выбирали предприятия, куда водить детей, школьников?
АН: Само собой мы стараемся показывать предприятия успешные, предприятия - эффективные, чтобы привлечь детей, молодежь в данную сферу.
ВЕДУЩИЙ: Чтобы заинтриговать?
АН: Нам очень важно показать значимость и интерес работы в сфере реального сектора экономики. У нас просто так получилось, что с распадом Советского Союза стали очень популярны профессии такие, как финансисты, экономисты, юристы и другие подобные специальности. Пользуется сейчас спросом также и образование в сфере информационных технологий, коммуникаций. Но это все сфера услуг, потому что, конечно, спрос на эти отрасли, он высок во всем мире. Что касается реального сектора экономики, мы на какой-то период, к сожалению, подзабыли. Лет 20 промышленность стагнировала.
ВЕДУЩИЙ: Вы знаете, что вот эта акция возвращает нас к времени нашего школьного пребывания. И даже, могу вам сказать, что в списке школ я обнаружила свою с гордостью. Мы ходили действительно на предприятия, которые располагались на Красной Пресне, на сахарорафинадный завод. И у нас была тоже вот такая профориентация. Но у меня сразу возникает вопрос. Родители, бабушки и дедушки нынешних школьников помнят, что были профтехучилища, и после 8 класса можно было идти и уже осваивать рабочую специальность. А что сейчас, есть ли такие колледжи, и если дети заинтересуются прикладными специальностями и увидят, что эта работа тоже интересная, она уже соответствует современным требованиям, что это уже не просто грязная работа, скажем так, и это работа, требующая определенных интеллектуальных ресурсов, где они смогут этому обучиться?
АН: Мы начали программу «Заводы - детям» с прошлого года, в плотном режиме ее оттестировали. И сейчас масштабируем, расширяем количество школ, посещающих предприятия, расширяем количество предприятий с тем, чтобы заинтересовать детей. Как минимум, чтобы они знали, что в городе это есть, чтобы знали, где они живут, что рядом с ними вот такие интересные вещи происходят, что-то реальное производится.
ВЕДУЩИЙ: А начиная с какого класса они будут ходить?
АН: Ну, на самом деле мы так жестко не ограничиваем. У нас и средние классы тоже. Но, конечно, основной акцент делается на старшеклассников. Иногда проводим посещения и для младших классов, третьего класса и так далее. Но основной, конечно, состав - это 7-11 классы, уже некий момент, когда дети начинают задумываться о своей будущей карьере. Мы на самом деле проводим Дни открытых дверей и для взрослых, чтобы жители города знали тоже о том, что у них происходит. И тем самым родители тоже могут посмотреть, что происходит на предприятиях, куда могут, в том числе, пойти работать и их дети. У нас в городе достаточно диверсифицированная промышленность. Хорошо развиты такие отрасли, как товары народного потреблении, как пищевая промышленность, потому что существует большой спрос. Традиционно сильны отрасли технологичные в сфере оборонки, ВПК, в сфере авиастроения. Немножко хуже дела обстоят с машиностроением, не очень хорошо со станкостроением. Но это в силу, конечно, того, что спрос во многом упал. И много импортного. Мы сейчас как раз работаем над программами стимулирования восстановления совместно с федеральным правительством.
ВЕДУЩИЙ: Вот у меня шуршат здесь странички. Это я взяла список предприятий, чтобы перечислить некоторые. Это действительно очень разные заводы, скажем так. Вот Туполев - это конструкторское бюро, фабрика «Большевичка» - это швейное производство, есть приборостроение - НИИ «Микрон», есть хлебозавод - пищевая продукция.
АН: У нас много хлебозаводов, у нас много молокозаводов, мясоперерабатывающих производств. У нас производят автомобили «Автофрамос» - это автомобили «Рено». Причем за последние три года почти в три раза выросло производство - с 60 тысяч до 200, даже более, чем в три раза, до 230 тысяч, почти в четыре раза автомобилей в год. У нас такие компании работают в городе, в Зеленограде, как «Микрон», «Ангстрем». У нас в прошлом году пришел новый крупный инвестор, 150 миллионов долларов вложив. Размещается на технополисе «Москва», это бывший завод АЗЛК, который прекратил свое существование. Сейчас правительство Москвы конвертировало его использование и размещает там разные инновационные проекты частные в промышленной сфере, в сфере микроэлектроники, биотехнологий, в сфере новых композитных материалов.
ВЕДУЩИЙ: То есть это промышленный кластер?
АН: Да, формируется промышленный кластер. И такой опыт мы собираемся тиражировать в различных частях города. И это вполне закономерно и нормально. Мы здесь создаем рабочие места высокотехнологичные - роботизированные, автоматизированные, где небольшое количество работников, но очень высококлассных специалистов, работающих на дорогом качественном оборудовании, автоматизированном оборудовании, в абсолютно чистых условиях. И нам важно рассказать детям, их родителям о том, что, смотрите, это другая экономика, мы живем в 21 веке, и современное производство, оно абсолютно другое. Это не то производство масштабное, массивное, грязное в том числе, которое было десятки лет назад.
ВЕДУЩИЙ: То есть правильно я понимаю, что в промышленной политике вы ведете логику развития ровно так, как происходит, допустим, в музейном деле, когда возникает некий культурный кластер, где очень разные могут быть галереи и музеи. Так и здесь, в промышленном кластере, может быть просто создана площадка для того, чтобы разного рода предприятия там размещались, да?
АН: Очень правильно, что вы отметили про кластер. Это вообще отдельная программа. У нас есть такая программа совместно с Минэкономразвития и внутри города мы создаем такие кластеры. И по территориальному принципу есть программа с Минэкономразвития, в частности, кластер Зеленоград и кластер Троицк. Кластер Зеленоград концентрируется на электронике, радиоэлектронике, телекоммуникациях, а в Троицке в дополнение к этому еще активно развивается направление лазерных технологий и обсуждается ряд других. Мы сейчас обсуждаем с рядом ведущих исследовательских центров формирование на их базе, на их основе, у них очень много ученых, специалистов, тоже кластеров, чтобы коммерциализировать их фундаментальные разработки, наработки через механизм технопарков.
ВЕДУЩИЙ: Это очень важно, чтобы то, что происходит в науке, находило практическую реализацию, потому что ученые ведь жалуются, что наши патенты реализуются совершенно в других странах.
АН: Это один из наших ключевых приоритетов - выстроить цепочку между наукой, бизнесом, промышленностью. Чтобы те гениальные разработки, которых у нас до сих пор немало и дальше появляются, чтобы они действительно не выкупались за бесценок вместе с людьми или просто уходили на Запад или Восток. Чтобы они оставались в России, и чтобы формировались компании, которые бы зарабатывали деньги и выходили на международные рынки с подобными проектами, с подобными историями. Вы немного раньше задали еще один вопрос, я не совсем на него ответил, про выстраивание цепочки между колледжами и предприятиями. Это очень важная составляющая. Я должен с неким сожалением один факт констатировать. Мы проводили в прошлом году в России российский этап международного конкурса «Мировые навыки». Это известный чемпионат, во многих странах мира проводится, рабочих профессий, инженерных профессий, и отобрали лучших студентов из Москвы и ряда других регионов России. И Россия участвовала в этом году в международных соревнованиях, где самые лучшие со всех стран ребята собирались. К нашему прискорбному сожалению, Россия заняла последнее место, 54 из 54 стран-участниц.
ВЕДУЩИЙ: Будем считать, что это временный неуспех. И мы поняли, что мы опустились достаточно сильно.
АН: Да. Сейчас и федералы об этом сильно задумались. И у нас уже есть ответ, решение. Мы серьезно сейчас меняем систему технического профессионального образования, как оно работало до настоящего времени и как оно будет работать сейчас. До настоящего времени порядка 140 колледжей финансируется правительством, в том числе Москвы, напрямую. Дальше эти колледжи формируют график занятий, исходя из запросов предприятий. Но зачастую это происходит очень формально, по формальному признаку. Какие-то документы отправили, запрос отправили, формально предприятия ответили.
ВЕДУЩИЙ: Обезличенно, скажем так, это происходит.
АН: Обезличенно и реально даже заочно, по сути дела, сами рисуют себе программы. Произошел разрыв между предприятиями и между образовательной системой.
ВЕДУЩИЙ: Между образованием и реальным сектором?
АН: Да. И когда студент приходит на предприятие, предприятию зачастую нужно еще года два-три, чтобы переучить.
ВЕДУЩИЙ: Отлично. Вы отвечаете на вопрос, который у меня напрашивался. Сейчас настолько разные технологии, что возможно ли вообще в прикладных профессиях универсальное образование? Мне казалось, что действительно можно получить какую-то базу, а потом, ведь совершенно разные системы. Уж я не говорю даже по отраслям, даже просто внутри одной отрасли совершенно разная экипировка, скажем так.
АН: Вы задали настолько хитрый вопрос на самом деле. Сейчас мир развивается так быстро, что за те два-три-четыре года, пока студент учится, технологии меняются, меняется решение. И зачастую образование просто физически, это по всему миру так происходит, не успевает за изменением промышленности, за изменением производства, за новыми актуальными трендами в экономике. Поэтому, конечно, программы должны быть более гибкими.
ВЕДУЩИЙ: Вы знаете, наше отставание, может быть, даже не так плохо, если мы зафиксировали, сказали себе, что да, мы отстали, потому что теперь мы можем сразу вскочить уже на другую ступень.
АН: И примеров в мире этому много. Не так страшно, где сейчас ты находишься. Главное, что у нас очень талантливые люди, у нас их много, и у нас потенциал очень высокий. А все-таки та база, которая формировалась за предыдущий век, она очень сильная. Поэтому есть примеры многих стран, которые поднялись абсолютно с рыбацких деревушек. Возьмите пример Сингапура, рыбацкая деревушка, необразованное население. За 40 лет они стали одним из ведущих образцовых государств, на которое все страны другие и города ориентируются. И таких примеров масса. Возьмите пример, это было немножко раньше, индустриализация Японии, ряд других стран, Финляндия та же, маленькое государство, пять миллионов человек, население, равное Петербургу. При этом они создали очень инновационную систему и очень много инновационных компаний в Финляндии формируется. И у нас, в нашей стране все для этого есть. У нас мощная промышленная база, у нас сильные научные институты, у нас хорошее высшее образование, у нас хорошее школьное образование, несмотря на все сложности. И вот что мы делаем сейчас по колледжам, мы реформируем систему. Сейчас будет происходить иначе. Мы пока в этом году пилотируем, а дальше будем масштабировать и полностью менять эту систему. Сейчас посмотрим, как будет это работать, работать будет в следующем формате. Предприятия будут заключать договоры с колледжами и со студентами, приходящими в колледж. Предприятия будут делать заказ колледжам на конкретные программы, на обучение студентов, сопровождать их, в том числе с практикой на предприятии, и платить за студента. А мы будем компенсировать расходы, вот сейчас постановление принято, до 90 тысяч рублей. Таким образом, они сами делают заказ колледжам. И постепенно мы полностью поменяем систему. Мы не будем финансировать колледжи, мы будем компенсировать затраты предприятиям, которые будут формировать заказ колледжам. Колледжи должны конкурировать и формировать программы для крупных предприятий. А возможны связи колледж - предприятие, где конкретный колледж готовит под конкретное большое предприятие кадры. В других случаях для менее крупных производств могут быть колледжи, которые на ряд предприятий работают.
ВЕДУЩИЙ: Это называется целевой набор?
АН: Собственно говоря, переизобретаем то, что было в советское время, работало, но адаптируем его к текущим рыночным условиям.
ВЕДУЩИЙ: Да. Вот, кстати, это очень важно, кто будет проводить эти экскурсии, и кто будет водить школьников по заводам. Вы, например, так динамично это все рассказываете, что вы зажигаете своей энергией. И вот ровно так нужно водить и показывать.
АН: Вы знаете, Москва очень богатый в этом смысле город. У нас очень много динамичных креативных людей, в том числе, такие люди работают на предприятиях. Мы стараемся все-таки посещать предприятия, делаем это системно и видим, что действительно есть талантливые очень люди, и они живут этим. Неправы те, кто говорит, что нет промышленности, что она не нужна, что тут ничего не осталось. Очень многое осталось. Промышленность за 1990-е годы и начала 2000-х сохранилась в Москве, благодаря духу многих людей. Было много случаев рейдерства, когда, вы знаете, это системная проблема, когда просто выкупаются по разным схемам предприятия, губятся, и дальше там строится жилье и так далее. Но именно благодаря духу вот тех промышленников, которые живут этим, которые любят свое дело, они отстояли производство.
ВЕДУЩИЙ: Возвращаясь к акции «Заводы - детям», мы отметили, что это очень разные производства. И в связи с этим у меня вопрос. А сколько производств может посетить школьник. То есть в рамках этой акции насколько велик выбор, и как часто посещают, сколько заводов они могут посетить?
АН: В прошлом году это тестировали, сейчас мы начинаем масштабировать, то есть все больше и больше количество заводов. И важно не только количество предприятий, важно, чтобы больше школьников посещало. Вот у нас сейчас посещают порядка 800 школьников, гораздо больше нам нужно масштабировать. И мы сейчас планируем постепенно увеличивать количество школьных учреждений, посещающих предприятия. И есть хороший пример. Мы недавно были еще с Андреем Владимировичем Шароновым и с Алексеем Геннадьевичем Комисаровым в августе месяце на предприятии в Очаково, Очаковский завод напитков. Вы знаете, они каждый день проводят и даже без нас, и с нами, как бы сейчас расширили этот масштаб, каждый день на предприятие приезжают школьники. Но вот пример Очаково, он скорее исключение. Я знаю, что вот программы у «Пепси-колы» есть, например.
ВЕДУЩИЙ: А что там такого, что вот школьников может привлечь? Я к тому, что до сих пор помню посещение этого сахарорафинадного завода, эти головы, которые нам говорили, что они исторические.
АН: Напитки получают, подарки получают.
ВЕДУЩИЙ: Мы видели сахарные головы, и нам говорили, что вот купцы раньше такие приносили, такие вот делали. И на самом деле это, да, фактура - это очень важно.
АН: Вы знаете, на предприятиях зачастую бывают музеи, они показывают историю. Многие предприятия существуют 100 лет, некоторые больше. И им есть, чем гордиться, им есть, что показать. В том числе, они показывают, как это было раньше, как это развивалось в разных отраслях. А вот важно, что мы делаем «Заводы - детям», потому что есть некоторые предприятия, которые открыты, но их очень мало, а мы показываем всю линейку, разные типы отраслей промышленности, разные предприятия, в том числе и даже оборонные, и даже авиация. Но ведь уникально прийти на Туполев и покататься на авиасимуляторе. То есть не только можно с любого гаджета играть или на компьютере в компютерные игрушки, ты садишься за симулятор реального самолета или вертолета, то есть ты в принципе практически управляешь, взлетаешь.
ВЕДУЩИЙ: Кстати, не худо напомнить школьникам, что гаджеты тоже не растут на деревьях, и их тоже кто-то создает и именно на промышленных предприятиях.
АН: Именно. Я вам могу даже сказать, что и в Москве, и в России есть - в Москве особенно - предприятия, элементная база которых, разные чипы и части гаджетов в телефонах, они используются глобально, практически во всех телефонах, айпадах и так далее. Есть определенный, по-моему, у «Ангстрема», если не ошибаюсь, есть какой-то микрочипчик, который в 70% всех телефонов используется. Они не всегда видны, мы не производим конечный продукт в виде конкретного телефона, такие вещи мы тоже обсуждали с рядом производителей.
ВЕДУЩИЙ: Должна вам сказать, что не все взрослые могут попасть на Туполев.
АН: Конечно. Мы делаем сейчас программу, как я уже говорил, и для взрослых, «День открытых дверей». Вот «День города» проводили. И дальше будем проводить, чтобы и жители города могли видеть. Для детей это, конечно, уникальная возможность. Мы делаем это более системно.
ВЕДУЩИЙ: Да. Расскажут родителям, кстати. Москвичам это тоже очень важно узнать, что у них в городе производится. Опять у меня шелестят листочки. Это я смотрю то, что заявлено у вас на сайте по поводу акции «Заводы - детям». И там вот такая совершенно замечательная есть фраза, что экскурсия, помимо информационно-познавательной части, еще имеет и практическую, когда дети могут своими руками смоделировать или создать только что увиденное. Вот это я бы хотела, чтобы вы рассказали.
АН: На том же Туполеве модельки собирают. Да, действительно, в некоторых случаях, на некоторых предприятиях это возможно, чтобы дети смоделировали или поучаствовали руками в части процесса. Не во всех случаях, потому что есть определенный технологический процесс, есть техника безопасности. И, конечно, предприятия в некоторых сложных технологических процессах не могут позволить детям заниматься сложными вещами на сложном оборудовании. Но вот этот игровой элемент, он присутствует. Это хорошая практика. Я надеюсь, эта программа будет постоянной, и мы будем новые интересные фишки, если позволите, совместно с предприятиями внедрять в рамках посещения программы, делать более интересными для детей.
ВЕДУЩИЙ: А вот, скажите, пожалуйста, востребованность в промышленном секторе современной рабочей силы какова, сколько нужно сейчас таких классных специалистов, чтобы вдохнуть новую жизнь, скажем так?
АН: Позволите, я немножко шире отвечу на этот вопрос. Владимир Владимирович Путин некоторое время назад сказал про 25 миллионов новых рабочих мест. На самом деле очень сложная цифра, если взять 140-миллионное население, вычесть неработающих, например, 70-80 миллионов у нас работающего населения. 25 миллионов высококвалифицированных специалистов - это, конечно, такая сложно реализуемая задача, надо там уже дальше смотреть, что подразумевается под высокой квалификацией. Но что касается в целом, у нас не только промышленность, очень сильно страдает и госсектор, у нас очень неэффективная производительность труда. В свое время Минэкономразвития публиковало данные, что в среднем по исследованиям международным Россия в четыре раза менее производительна, чем те же Соединенные Штаты Америки или Европа. Если, скажем, у нас 200-300 тысяч рабочих мест в промышленности существующей, то сейчас мы не ставим перед собой задачи растить количество, потому что у нас уровень безработицы 0,4%, это слишком мало для экономики, и министр Улюкаев об этом тоже говорит. Нормальный уровень безработицы должен быть повыше, чтобы конкуренция все-таки была на рынке, для разных стран 2-3-4%, даже 5%, это бывает нормальный уровень безработицы, который позволяет конкурировать на рынке, и предприятиям тоже подбирать качественные кадры. У нас он очень низкий. Поэтому наша задача качественно поменять те рабочие места, которые есть сейчас. У нас предприятия, я вот когда пришел сюда два года назад, в 2011 году, не буду называть предприятие, чтобы никого не обижать, но был на одном станкостроительном предприятии. И они с гордостью показывали свою славу и историю, но мы ходили по целому ряду цехов, где в свое время работало около тысячи, а на тот момент, когда я работал, чуть менее 200 человек, цеха - старые, фонды изношены более чем на 90%. И они замасленные, старое оборудование 40-летней давности, а производят две детали. С гордостью показывали и рассказывали свою историю, потом показали мне один цех, где шведы инвестировали, 1000 квадратных метров - один станок, домна - миллион евро, два по 300 тысяч евро, работает там 10-15 человек, и производят целая комната стендами забита, разной продукцией.
ВЕДУЩИЙ: Это очень важно то, про что вы говорите, потому что когда укоряют, что у нас низкая производительность труда, то многие работающие люди, несведущие в экономических терминах, обижаются, потому что они работают с отдачей. Так вот низкая производительность труда не от того, что мы производим недостаточно, три гвоздя, а не опять, а от того, что не надо производить эти гвозди, просто они уже сегодня невостребованы. Поэтому необходима модернизация промышленности, на что и направлена…
АН: Да, зачастую уже по накатанной какой-то еще эти поставки происходят и производится устаревшая зачастую продукция, плюс, конечно, зачастую старое оборудование, устаревшие технологические процессы, неэффективные с точки зрения эффективности, логистические цепочки. За счет этого очень страдает квалификация кадров, которые работают на старом оборудовании. И наша задача: мы структурно меняем экономику, помогаем предприятиям модернизировать свой бизнес, быть и более рентабельными, и создавать квалифицированные, другого качества места. Не по 15 тысяч рублей зарплата, а по 40-50-100-150-200 тысяч рублей.
ВЕДУЩИЙ: Кстати, папы и мамы этих школьников, которые сейчас ходят на промышленные производства, тоже могут не отчаиваться, потому что люди трудолюбивые и любопытствующие могут найти себя после некоторой переквалификации и в новом модернизированном промышленном процессе.
АН: Да. Это тоже важная задача при модернизации - переподготовка кадров. И те предприятия, которые успешно модернизируются, они такие программы осуществляют, мы им помогаем.
ВЕДУЩИЙ: Мы, может быть, еще поговорим об этом в одной из наших программ. А сегодня я вас благодарю за участие в нашей передаче.
АН: Спасибо вам большое.