Маяк. Москва 23.10.2013 - Что делать, если полицейский отказывает в приеме заявления или регистрирует его в неустановленном порядке? Куда обращаться с жалобами?
Персоны
Каждый из нас хотя бы раз в жизни обращался в государственное подразделение с каким-либо заявлением: о прописке, смене паспорта, с просьбой предоставить копий документов. Обращаемся и за защитой нарушенных прав в правоохранительные органы, чтобы привлечь виновных к уголовной либо административной ответственности.
Но что делать, если полицейский отказывает в приеме заявления или регистрирует его в неустановленном порядке? Куда обращаться с жалобами? На вопросы отвечает начальник управления по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры Москвы Сергей Александрович Столяров. Ведущий - Екатерина Высоковская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - начальник управления по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры Москвы Сергей Александрович Столяров. Мы будем говорить о такой специфической проблеме, как отказ гражданам со стороны правоохранительных органов в приеме заявлений о совершенных административных и иных правонарушениях. Итак, прием заявлений о совершении преступления, административном правонарушении или происшествии приравнен по статусу к предоставлению госуслуги. Это что-то означает, что-то меняет?
СТОЛЯРОВ: Екатерина, не совсем, наверное, корректно говорить про госуслугу. Есть ведомственные нормативные акты. В частности, вступил в силу приказ МВД России 12 августа 2012 года «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел по предоставлению государственной услуги по приему, регистрации, разрешению в органах Министерства внутренних дел заявлений, разрешений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях». В соответствии с указанным регламентом каждое обращение гражданина должно быть зарегистрировано и рассмотрено по существу в установленные сроки в зависимости от того, к какой категории оно относится.
ВЕДУЩИЙ: А вот людям, которые решатся идти с этим заявлением, нужно ознакомиться именно с этим приказом МВД, чтобы понять, вот с той проблемой, с которой они столкнулись, нужно идти и подавать заявление или это вообще не по адресу?
СТОЛЯРОВ: Обратившемуся достаточно просто подать заявление. Безусловно, было бы неплохо, если бы правовая подготовка наших граждан была выше, тогда было бы меньше различных казусных ситуаций либо сообщений о ненадлежащих событиях, которые в принципе не подлежат проверке.
ВЕДУЩИЙ: И вообще не дело полиции?
СТОЛЯРОВ: И не дело полиции. Но в любом случае любое обращение у нас рассматривается в установленные сроки. И по нему должны быть даны мотивированные ответы в зависимости от результатов проверки.
ВЕДУЩИЙ: То есть любое зарегистрированное заявление требует ответа, даже если само заявление, скажем так, оказывается не совсем адекватным?
СТОЛЯРОВ: Да. И не только в органах полиции. По закону в любое обратившись министерство либо ведомство, в принципе сроки там практически у всех одинаковые, обратившийся получает уведомление о результатах рассмотрения своего обращения, либо же человеку говорят о том, что ваши доводы не подтвердились и нет основания для проведения проверки, либо же говорят о том, что проведена проверка и приняты определенные меры, либо при пересылке этого обращения в подведомственную организацию об этом также уведомляется заявитель.
ВЕДУЩИЙ: А вот еще интересный вопрос. Сергей Александрович, а каков статус заявителя, это его право или обязанность сообщать о преступлении? И вообще, если с происшествием еще более или менее понятно, то что считать преступлением или административным нарушением? Обывателю, мне кажется, очень трудно в этом разобраться. О чем сообщать? Ведь у нас есть такая странная история, нашей страны опыт такой, когда сообщать, условно говоря, в кавычках "стучать" нужно было по любому поводу. И многие привыкли и в той системе координат тоже ориентироваться. Так вот, скажите, вот это право или обязанность человека сообщать о чем-то и, что называется, выбирать - это тоже ответственность человека за то, о чем он сообщает?
СТОЛЯРОВ: Любое лицо, независимо от того является ли оно гражданином Российской Федерации либо иного государства, имеет право обратиться в различные ведомства, в том числе и в правоохранительные органы, в том числе и в полицию. Подать заявление человек может в любом удобном для себя виде - письменно, устно или по телефону, либо в электронном формате по информационным системам общего пользования, обратившись в дежурную часть или на прием к руководству территориальных подразделений органов внутренних дел. В основном это является правом заявителя сообщить информацию, которую он считает необходимым довести до правоохранительных органов. С точки зрения обязанности следует понимать, что есть, в том числе, уголовная ответственность за сокрытие особо тяжких преступлений. То есть когда человек являлся свидетелем и очевидцем, допустим, совершенного убийства, видел, как оно совершено и знает лицо, которое его совершило, и помогает даже скрыть какие-то следы преступления. При этом сам он убийство не совершал. Вот за это тоже может быть предусмотрена ответственность. Обычно обращаются с заявлением, считая, что нарушены права либо что происходит какое-то нарушение законодательства.
ВЕДУЩИЙ: Но есть же и ответственность за заведомо ложные донесения?
СТОЛЯРОВ: Да. Предусмотрена ответственность за заведомо ложный донос о совершенном преступлении. Она предусмотрена статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации. Имеются примеры, в том числе судебная практика.
ВЕДУЩИЙ: А насколько она распространена, может быть, вы расскажете? Потому что на самом деле это важно очень знать.
СТОЛЯРОВ: Последний пример, который освещался на сайте прокуратуры города Москвы, когда житель иного региона обратился с заявлением о хищении принадлежащего ему автомобиля. В ходе проверки было установлено, что машину он продал за сутки до обращения, хотел получить и страховую компенсацию, и получить денежные средства за продажу автомашины. Ему было назначено наказание в виде исправительных работ, и отбывает он его по месту своего проживания в субъекте Российской Федерации и отрабатывает, скажем, путем подметания улицы рядом с отделом полиции органа внутренних дел. Имеет место и иная квалификация действий, когда заявляются о заведомо ложном акте терроризма. Ответственность предусмотрена статьей 207 Уголовного кодекса Российской Федерации. В этом году были события, когда с рабочих мест были эвакуированы работники как прокуратуры города Москвы, так и работники аппарата генеральной прокуратуры. Лицо было установлено, которое совершило этот заведомо ложный донос об акте терроризма и также привлечено к уголовной ответственности, имеется судебный приговор.
ВЕДУЩИЙ: Если человек собирается сообщить, обратиться в правоохранительные органы, каков порядок, сколько времени должно пройти, прежде чем правоохранительные органы отреагируют, есть какой-то регламент? И для того, чтобы прошла проверка, какая проверка проходит: открывается следствие? Вот человек обратился, подал заявление, а дальше чего он ждет?
СТОЛЯРОВ: Вы сейчас озвучили в основном то, что говорят заявители, когда приходят на прием в органы прокуратуры. Говорят о том, что они обратились с заявлением, тем самым завели уголовное дело и ждут результатов расследования. Надо понимать, что в зависимости от степени сообщенной информации и срочности, необходимости принятия по ней мер, что предусмотрено регламентом, о котором я говорил выше, органы внутренних дел, дежурная часть организовывает работу дежурной службы, организовывает выезд на место происшествия, если сообщается о совершенном преступлении. При необходимости, при наличии оснований регистрируется заявление в журнал сообщения о преступлениях. Заявителю в обязательном порядке должен даваться талон уведомления с номером о том, что его заявление принято и зарегистрировано. Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрены сроки на рассмотрение заявлений и обращений. Они четкие. Срок - до 3 суток. Этот срок проверки может быть продлен до 10-ти. И при наличии оснований, они тоже перечислены в Уголовно-процессуальном кодексе, может быть продлен до 30 суток. По результатам проверки заявления в рамках Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации принимается три вида решений - о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материала и заявления по территориальности либо подследственности. А если же сообщается об административном правонарушении, то здесь уже идет проверка в рамках Кодекса об административных правонарушениях с принятием соответствующих решений, предусмотренных указанных кодексом административных правонарушений.
ВЕДУЩИЙ: Сергей Александрович, скажите, пожалуйста, вот чтобы слушатели понимали, все-таки о чем чаще всего сообщают, о каких заявлениях мы сейчас говорим, какого рода эти обращения в правоохранительные органы?
СТОЛЯРОВ: Как правило, обращаются с заявлением о совершенных преступлениях.
ВЕДУЩИЙ: Какого рода эти преступления, например?
СТОЛЯРОВ: Ошибочно заявители могут предполагать, что совершено преступление, но в рамках проверки оно может подтверждаться либо нет. Наибольшее количество - это преступления против собственности. Это кражи, грабежи, разбои. Преступления против личности - это причинение вреда здоровью различной степени тяжести. Проводятся проверки также по экономическим заявлениям, где говорится о совершении экономического преступления. Так же в правоохранительные органы поступают материалы из иных ведомств, допустим, из Налоговой инспекции, в которых приводятся сведения о совершенном налоговом преступлении. Порядок регистрации и рассмотрения вот этих всех поступающих обращений как раз предусмотрен регламентом, который утвержден в 2012 году.
ВЕДУЩИЙ: Я хотела вас спросить вот о чем. Вы сказали, что за заведомо ложные донесения наступает ответственность для человека, который это сделал. Но если, допустим, это сообщение касалось кого-то другого - другого гражданина и по нему, на основании этой ложной информации, началось следствие, я не знаю, как вы это называете, проверки и так далее, и так далее. То есть, он тоже имеет право тогда как-то отстоять свое честное имя. В какой связи по ложному донесению, скажем так, его проверяют?
СТОЛЯРОВ: Такие факты, к сожалению, тоже имеют место быть. В этом году недавно мы обсуждали ситуацию, когда в порядке частного обвинения в мировой судебный участок обратился житель города Москвы, обвинив своего соседа, оппонента по лестничной площадке в причинении телесных повреждений. По результатам расследования этого частного обвинения мировой судья полностью оправдал человека, в отношении которого было написано заявление, и это решение вступило в законную силу. Соответственно то лицо, на которое было написано заявление, оно обратилось также с заявлением в правоохранительные органы о том, что на него заведомо ложно донесли. И по результатам проверки этого заявления уже органом дознания было возбуждено уголовное дело по статье 36 Уголовного кодекса. Сейчас проходит расследование по этому уголовному делу. То есть такие факты, к сожалению, тоже бывают. И по ним есть факты привлечения к ответственности уголовной лиц, которые заведомо ложно сообщили о совершенном преступлении.
ВЕДУЩИЙ: И они, таким образом, могли увести в сторону, даже использовать эту ситуацию, пока теряли время и проверяли совершенно невиновного человека?
СТОЛЯРОВ: Тот пример, о котором я сказал, он касался бытовых отношений, взаимоотношений жителей, которые проживают в одном подъезде. Между ними имелся определенный конфликт. Но при подаче заявления о совершенном преступлении в дежурную часть органа внутренних дел в обязательном порядке заявитель предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос о совершенном преступлении и ставит свою подпись под тем, что он предупрежден, что есть за это ответственность. То есть человек предупреждается о недопустимости нарушения закона при подаче заявления.
ВЕДУЩИЙ: Еще у меня вопрос, связанный с нашими реалиями, потому что вот сейчас на слуху это слово - коррупция. И если обращаешься в правоохранительные органы, ну вот уже прозвучало определение «30 сребреников». Вот человек приходит подавать заявление, но нет 100-процетной уверенности, что тот повод, по которому он обращается, не подпадает уже под чьи-то 30 сребреников. Вот в этой связи человек, который подает заявление, он все-таки подвергает себя и определенной опасности, каковы тогда меры возможной его защиты, это ведь вопрос, который, наверное, у людей в голове бывает. Раз мы говорим о коррупции, то она же не в воздухе возникает, мы же не знаем конкретно, вот на конкретном участке есть эти элементы коррупции или нет, и тогда возникает определенная опасность для заявителя. Вы согласны?
СТОЛЯРОВ: Я согласен с тем, что вы сейчас задали достаточно сложный вопрос, в котором одновременно присутствуют несколько подпунктов, требующих отдельного обсуждения. По поводу 30 сребреников. Безусловно, это та ситуация с Матвеевским рынком, где должностные лица органов полиции не исполнили свои прямые обязанности, когда их коллегу избивали, прямо это скажем. Они за это уже понесли наказание. Приговор состоялся вчера. Соответственно он в законную силу еще не вступил. И по вступлению в законную силу приговора можно будет говорить о том, как были оценены эти действия судом, и насколько это решение вступило в законную силу. С точки зрения регистрации преступлений и сокрытия их от учета и сокрытия от учета, я бы вам хотел сказать о принципиальнейшей позиции как министра внутренних дел, так и руководства Главного управлении Министерства внутренних дел по городу Москве к своим сотрудникам о недопустимости таких нарушений. В этом году органами прокуратуры фактов нерегистрации заявлений в прокуратуру города Москвы - установлено - в ходе осуществления надзорной деятельности не было.
ВЕДУЩИЙ: То есть в этом году уже все заявления регистрируются в любом случае?
СТОЛЯРОВ: Я, к сожалению, не могу об этом сказать. Я говорю, фактов нерегистрации заявлений установлено не было.
ВЕДУЩИЙ: Выявлено не было?
СТОЛЯРОВ: Выявлено не было. За это несут жесточайшую ответственность, в том числе, руководители подразделений территориальных органов внутренних дел. Заявления регистрируются. Вопрос в том, что они укрываются в дальнейшем, преступления от учета путем несвоевременного возбуждения уголовного дела или невозбуждения уголовного дела, либо перенаправление материала по надуманным основаниям в иные субъекты Российской Федерации.
ВЕДУЩИЙ: То есть заматываются? Вот такой простой есть термин.
СТОЛЯРОВ: Можно сказать, что и так. Вот за шесть месяцев этого года органами прокуратуры города Москвы восстановлено на учет было три тысячи преступлений зарегистрированных, но по которым были приняты либо незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, либо волокитились сроки проверки, либо принимались иные решения, допустим, в порядке Административного кодекса, хотя явно было, что это состав уголовного преступления. За девять месяцев уже таких фактов нарушений 4,5 тысячи. Это достаточно высокий процент. И мы эти факты регулярно выявляем. В то же время в этом году состоялся приговор в отношении оперуполномоченного отделения уголовного розыска УМВД Кунцево города Москвы, который был признан виновным в том, что в 2012 году он оказывал воздействие на заявителя после подачи заявления, говоря о том, что надо изменить показания, чтобы не было оснований возбуждать уголовное дело. Вот этот факт был органами прокуратуры совместно со службой собственной безопасности по ЗАО выявлен, и лицо было привлечено к уголовной ответственности, и состоялся приговор районного суда. Но не зарегистрировать заявление о преступлении - это одно из наиболее тяжких нарушений, которые возможно допустить в органах внутренних дел. Сотрудники полиции стараются так не делать. Они при отсутствии желания принимать меры к возбуждению уголовного дела находят иные способы внешне законные, просто говоря о том, что, изучив данный материал и оценив ситуацию, мы видим здесь гражданско-правовые отношения, хотя там явно признаки мошенничества. Ну, это как пример. И вот, проверяя эти решения уже об отказе в возбуждении уголовного дела, органы прокуратуры выявляют эти нарушения закона, ставят вопрос о возбуждении уголовного дела, и соответственно преступление восстанавливается на учет.
ВЕДУЩИЙ: Тогда это идет уже ведомственное расследование?
СТОЛЯРОВ: Да. Есть ведомственный контроль со стороны вышестоящего руководства и есть прокурорский надзор. Фактор нерегистрации заявлений полицейские стараются избегать, потому что за это не только дисциплинарная ответственность строжайшая, вплоть до руководителей, но и уголовная. Они это прекрасно понимают.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, пожалуйста, а что делать добросовестному заявителю, если он пришел с заявлением и понял, что есть какая-то заминка, вот он почувствовал, что ситуация напоминает то, что вы только что обрисовали, что как-то ему дают понять, что не надо подавать заявление и так далее, и так далее? И, может быть, он даже уже решит и не подавать его. Но вот как вы полагаете, в такой ситуации он должен просто развернуться и уйти или он может прямо обратиться в прокуратуру?
СТОЛЯРОВ: Еще раз повторюсь о том, что при подаче заявления в дежурную часть органов внутренних дел заявителю в обязательном порядке выдается талон уведомления. Если же есть какие-то сомнения в объективности проводимой проверки, в ее сроках либо считает человек, что проверка идет ненадлежащим образом, он может обратиться как к руководителю органов внутренних дел, так по телефону 02 сообщить о данном факте, так и обратившись и в органы прокуратуры с заявлением о том, что нарушаются его права. По каждому такому факту будет проводиться проверка.
ВЕДУЩИЙ: Если мы все-таки употребляем такие определения как преступление, и человек сообщает о преступлении, но он сообщает это открытым способом, подавая заявление, то может ли он просить, чтобы он попал под программу защиты свидетелей?
СТОЛЯРОВ: Программа защиты свидетелей, она в нашей стране, к сожалению, не имеет такого развития, как в Соединенных Штатах Америки, о чем регулярно пишется в газетах, показываются фильмы по телевидению, но она существует, она используется. Факты защиты лиц, обладающих определенными сведениями и знаниями, что позволяет изобличать в свершении серьезных преступлений иногда должностных лиц, иногда просто преступной группировки, она существует. Есть специальное подразделение в системе Министерства внутренних дел, которое занимается защитой свидетелей. Есть специальные условия, при которых это может произойти. Есть факты, когда потерпевший либо свидетель пишет заявление в рамках расследования уголовного дела и в отношении него применяется указанная программа. Этот процесс уже идет, такие факты есть. Но я думаю, что в дальнейшем это будет происходить чаще и будет выглядеть действительно лучше, потому что вы сами понимаете, что сменить фамилию и имя, переехать в другой город, сменить работу, оторваться от круга людей, с которыми общаешься, достаточно тяжело, и немногие люди на это идут.
ВЕДУЩИЙ: Но вот когда мы жили в то время, когда только кто-то и только кое-где, только порой честно жить не хотел, то дальше в этой песне говорилось о том, что наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как-будто не видна. И в этой связи я хотела вас спросить, действительно, о какой категории правонарушений, преступлений могут сообщать граждане, что это за категория преступлений и правонарушений, которую не видят непосредственно правоохранители, не знают о такой проблеме?
СТОЛЯРОВ: О любой категории нарушения закона, которая стала известна человеку, гражданину, он имеет право сообщить в органы внутренних дел, и проверка по данному факту будет проводиться. Желательно, чтобы это обращение не было анонимным, потому что к ним определенные критерии рассмотрения указанных обращений. И то ли гражданин говорит о несанкционированной торговле в подземном переходе, то ли говорит о том, что в определенном месте сбывают наркотические средства, либо организован притон по занятию проституцией, либо по употреблению наркотических веществ, должна проводиться проверка в зависимости от того, какие выводы в своем обращении заявитель приводит. Вы привели слова хорошей старой доброй песни. Ну надо понимать, что в Москве на одного участкового-уполномоченного полиции, допустим, возьмем тот же Южный округ, про который много сейчас говорят, только зарегистрированного количества жителей более пяти тысяч человек. То есть в те времена, когда работал Анискин, их было 200-300, ну тысяча, сейчас - пять тысяч. И мы понимаем, что сколько еще может быть приехавших просто на работу из соседнего субъекта Российской Федерации, либо находящихся без регистрации. Нагрузка на органы внутренних дел в Москве очень высокая, но требовательность к своим подчиненным со стороны начальника главка также высока, и он ориентирует их на принятие законных решений.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам большое.