Маяк. Москва 29.10.2013 - Какие проблемы решаются силами ТСЖ в столице, и какие изменения произошли в городе с момента их образования

29 октября 2013, 16:00

Персоны

Товарищества собственников жилья по-прежнему вызывают противоречивые споры: как лучше жить собственнику квартиры - с ТСЖ или без? Какие проблемы решаются силами ТСЖ в столице, и какие изменения произошли в городе с момента их образования, рассказывает председатель правления Союза жилищных организаций Москвы, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Константин Викторович Крохин. Ведущий - Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - председатель  правления Союза жилищных организаций Москвы, член комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Константин  Викторович Крохин. Естественно, мы будем говорить о проблемах ТСЖ. Потому что ТСЖ уже явление не новое на нашем рынке, и понятно, что они созданы все-таки в интересах собственников жилья. Вот эти интересы, мне кажется, до сих пор многие собственники до конца не могут сформулировать ясно и понимать четко: в принципе в чем же их интерес? Выгода в чем, если в доме будет многоквартирном ТСЖ?

 

КРОХИН: Вы знаете, очень точно подмечено, что у нас проблема до сих пор существует, несмотря на то, что приватизация началась более 20 лет назад, что собственники часто не подозревают о своих правах и в большей степени даже не подозревают о своих обязанностях. У нас вот такой диалог все время. Люди требуют чего-то, от власти требуют, от предпринимателей требуют.

 

ВЕДУЩИЙ: Это свойство человеческой натуры.

 

КРОХИН: Да. И в жилищной сфере это ярко выражено. Очень часто люди требуют что-то, но при этом совершенно забывают об обязанностях. Поэтому, на мой взгляд, на сегодняшний день в понимании ТСЖ есть некий пробел у граждан, что это некая такая структура, отделенная от них, которая может нарушать их права. Вот была такая кампания, если помните, в свое время. И когда создавались «липовые» ТСЖ - это тоже было нарушение прав, нарушение выбора способа управления. На самом деле ТСЖ - это объединение, как вот старые советские кооперативы. Они всегда были малочисленны по отношению к жилому фонду, всегда объединялись в эти жилищные структуры люди активные, с высоким уровнем образования. А в настоящее время это, как правило, дома-новостройки, где люди покупают квартиры за собственные деньги. И ТСЖ - это такая форма самоорганизации для активных пользователей, скажем языком интернета.

 

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Но активные пользователи не всегда живут в новых домах. Они живут и в старых. Но какой смысл организовывать ТСЖ в старом доме, где проблемы с коммуникациями, с проводкой? Насколько реально людям обратиться в управу, чтобы провели сначала ремонт капитальный, а потом уже организовывать ТСЖ? Либо наши городские чиновники скажут: нет, мы не хотим тратиться на ваш дом, давайте сами?

 

КРОХИН: Вот я приведу конкретный пример по Москве. Вы правильно сказали, что в домах старого жилого фонда или требующего капитального ремонта, или уже подходящего по возрасту к капитальному ремонту, активность по созданию ТСЖ мала, особенно в крупных домах. Если говорить о Центральном округе. Он у нас очень особенный. Там, с одной стороны, много малоквартирных домов, когда в доме 20, 30, 50 квартир, и в то же время они достаточно старые, эти дома, они 1950-х годов, есть начала века. И вот такая дилемма. С одной стороны, уже пора делать капитальный ремонт, уже пора менять коммуникации, а с другой стороны, не брать в свои руки вот эти вопросы, вопросы управления, то под лежачий камень вода не течет, и ремонт не делается. Практика показывает, что эффективно, быстрее, качественней делался капитальный ремонт в центре города в тех домах, где созданы ТСЖ, хотя это некий парадокс для других районов. Потому что если дом требует капитального ремонта, желающих им управлять меньше. С точки зрения логики собственника, никто лучше собственника не будет заботиться о своем имуществе. Поэтому надеяться, что хороший ДЭЗ, хороший глава управы, вот они позаботятся о вашем конкретном доме и подумают, когда делать капремонт, найдут деньги, придут и сделают, и еще вас будут упрашивать, вы, пожалуйста, проголосуйте за это, наивно. Вот это действительно наивность. Сегодня все активные мероприятия по капитальном ремонту проводятся либо активной старшей по дому, совет дома, либо председатель ЖСК. Вот я недавно, только в прошлом году делали ремонт, дом большой 14-этажка. Вот она за три месяца собрала все документы и сумела заскочить в конец 2012 года, ее включили в план, и в 2013-м им сделают капремонт. Но вот роль личности в истории, как говорится, во всей этой. То есть все равно там, где делают капремонт, это везде есть какой-то человек или группа людей, которые, вот она активно этим занималась несколько месяцев.

 

ВЕДУЩИЙ: Вы знаете, может быть, активность есть, но человек боится, что он чего-то не знает, каких-то юридических моментов. Есть вообще курсы для потенциальных глав ТСЖ?

 

КРОХИН: Да, вы знаете, вот Москва на эту тему очень много работы провела. Есть очень много брошюр. В каждой управе есть брошюра, в каждой префектуре. Все окружные и районные газеты об этом много пишут.

 

ВЕДУЩИЙ: Вы же понимаете, что можно написать кондовым языком, и вот эти брошюры, они могут быть написаны неинтересно, их читать непонятно. А вот человек живой, который бы в ходе какой-то беседы, он бы объяснил все то, о чем…

 

КРОХИН: Я не договорил.

 

ВЕДУЩИЙ: Да? Пардон.

 

КРОХИН: Проводятся курсы практически ежемесячно, на проспекте Мира в префектуре Северо-Восточного округа проводятся бесплатные семинары для активных членов ТСЖ, инициативных групп и так далее, ежемесячно. И они бесплатные. Вы знаете, я сам на этих семинарах читал лекции. И вот за последние 10 лет, как я в этом движении, я уже повидал очень много активных людей, которые за 10 лет стали менее активны, кто-то преобразовался в ТСЖ, кто-то нет. Я вам хочу сказать такую вещь. Все-таки управление домом - это профессиональная деятельность, это управление. И сколько бы мы не учили, сколько бы людей не прошло через бесплатные курсы, я иной раз на них смотрю, разговариваю с ними, они вот из активного состояния перешли уже в какое-то пассивное. Вы знаете, вот человек отучился, но не удалось убедить соседей создать ТСЖ. А это ведь неудача, это очень неприятно. И у людей опускаются руки. И он уже пассивный становится. И я пришел к такому выводу, что не надо их учить управлять домом, не надо простых граждан, которые приходят домой после работы отдохнуть, выспаться, пообщаться с семьей, не надо им еще дополнительно устраивать работу на дому. Надо нанимать профессионалов. Для этого существуют эксплуатирующие организации, для этого инженерный состав, техники, которые этому учатся, они работают. Задача ТСЖ и задача актива дома, если он образовался, нанимать профессионально и контролировать качество исполнения услуг. Не надо ему дома устраивать вторую специальность. И тогда у вас все ложится, как говорится, на свои места, и все становится правильно и понятно.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, в общем, да, логично. Хорошо нанимать профессионала, самому в этом не копаться, получить дивиденды в виде чистого подъезда, убранной территории.

 

КРОХИН: Качество.

 

ВЕДУЩИЙ: Да, качество. Но такой момент тоже. Где же найти такого качественного управленца? Мне кажется, что есть некая  тенденция сейчас в Москве, что меньше становится маленьких фирм, которые предоставляли хорошие качественные услуги, разрастаются такие монопольные щупальца, которые постепенно хороших управленцев либо переманивают, либо их поглощают и так далее?

 

КРОХИН: Вы очень верно заметили эту тенденцию. Мы тоже ею обеспокоены. Потому что если вы вспомните, в начале реформы ЖКХ говорилось о том, что необходимо бороться с монополизмом, надо проводить децентрализацию, надо малый и средний бизнес вовлекать в управление и эксплуатацию жилым фондом. И это правильно, потому что растет конкуренция, растет качество, и у граждан появляется выбор. Сегодня идет обратная тенденция. Сегодня маленькие, средние компании выдавливаются с рынка, а навязываются, и не в последнюю очередь благодаря административному ресурсу местных властей, навязываются крупные компании, с большими объемами. Но это снижает качество, их проконтролировать очень сложно. А последнее время, все проблемы с мигрантами, если вы посмотрите, то выясняется, что нанимают-то как раз мигрантов и часто незаконно находящихся в России именно такие крупные компании. И человек, житель, он не может до нее дозвониться. Например, возьмите самую крупную компанию ДЭЗ. ДЭЗ - это крупнейшая управляющая компания в любом районе. И если посмотреть часы приема, в ДЭЗе в среднем от 300 до 400 домов. Вот то есть даже обойти все эти дома, один день по дому, чтобы посмотреть, как состояние, проблематично, наверное. И вот как попасть к  руководителю ДЭЗа на прием? Это же как глава какой-то администрации российского города. Это очень непросто. Обратная связь не работает, когда на рынке работают только крупные компании. И это беда, это не вина их. Они делают не со зла, что вот они плохо работают и нет обратной связи, это просто невозможно сделать.

 

ВЕДУЩИЙ: Но тенденцию-то можно как-то переломить?

 

КРОХИН: Только благодаря, скажем, активной позиции жителей вот мы сегодня с вами обсуждаем. Я вам еще один пример приведу, очень сложный. Вот у нас в Центральном округе есть ТСЖ на Поварской улице, и там председатель уже семь лет, как председатель, но он каждый день сталкивается с таким набором сложностей. Одна проблема, помните, была подвалы. Отнимали подвалы. Все, отняли подвалы. Теперь у них появились коммерсанты, распродали подвалы, распродали первые этажи коммерсантам. Теперь коммерсанты проводят кабель по стене дома.

 

ВЕДУЩИЙ: Продали или сдали в аренду?

 

КРОХИН: Продали. Это же все либо городское государственное имущество, федеральное, либо московское местное. Но все эти помещения, особенно в центре, продаются частникам. И рано или поздно приходит некий частник, который      хочет открыть ресторан, магазин, он вложил деньги. И что получается. Дома старые, капремонт не проводился, сети электрические старые. Как только он включает  свой какой-нибудь мощный принтер, все гаснет. И вот в этих условиях коммерсант проводит по стене дома, рядом с газом, кабель. И после этого вламываются работники энергосбыта и подключают его без собрания, без согласования документации. И когда председатель ТСЖ, а женщина-пенсионер, пожилая, она пишет очередное заявление в милицию или в прокуратуру, это безобразие, и ей не отвечают, и милиция не приезжает, вот мы теряем управленцев, которые хотели бы работать, но при этом не могут, потому что количество сложностей и количество задач, возникающих, оно просто непомерно.

 

ВЕДУЩИЙ: Константин Викторович, вы забыли про самоуправление, про то, что это хорошая такая форма сосуществования. И мы любим часто приводить примеры  Европы, где кондоминиумы очень популярны. И там действительно собрание жильцов решает такие вопросы. Если все проголосовали, то тебя могут выселить из дома, если, например, по твоей вине, как считают люди, ремонтируя квартиру, мне просто рассказывали в Ницце, наш соотечественник въехал, купил квартиру, ремонтировал, а потом лифт сломался. И вот собрался кондоминиум, его известили, он просто не пришел на собрание, как-то не привык, проигнорировал себе на беду. А  там постановили: мы считаем, что лифт сломался, и вы должны из своего кармана оплатить ремонт лифта. Вот это вообще как бы идеал того, как должен работать либо кондоминиум, либо ТСЖ, либо вы считаете, что здесь есть тоже некий перегиб?

 

КРОХИН: Вы знаете, я вот хотел отметить, его все-таки не выселили, ему предъявили материальные претензии.

 

ВЕДУЩИЙ: Но если бы он не заплатил, его бы выселили, сказали бы, что вы тогда нам не подходите?

 

КРОХИН: Немножко по-другому. Вот в чем отличие нашего закона Жилищного кодекса и законодательства европейских стран. Вот там действительно есть такое понятие «кондоминиум». У нас его нет. У нас его исключили, и это беда. У нас получается, что каждый собственник, он волен покупать квартиру. То есть кондоминиум подразумевает, что владельцы общей собственности дома могут принимать решение продавать вам, это как кооператив, как доля, продавать вам эту долю или нет. И они могут запретить, сказать: нет, давайте возьмем вот нашего соседа Петрова, ему нужнее. Там этот механизм работает. То есть вы не можете свободно, потому что вы часть общего вот этого здания, и вы должны учитывать интересы всех. У нас же нет. У нас свободно можно покупать, свободно продавать. А на сегодняшний день, вы, наверное, не в курсе, управляющие компании даже не имеют отношения к переустройству. Мы не имеем права контролировать процесс переустройства. Эти функции переданы только Жилищной инспекции. То есть на сегодняшний день мы не в приемке переустройства, ни в контроле проведения работ, ни в чем не участвуем. И получается такая вольница. И вот в этом смысле недостаток. С точки зрения того случая, о котором вы рассказали, во всех европейских странах, у них действует так называемое римское право, и история кондоминиума, она оттуда. То есть если человек нанес ущерб общему имуществу, он материально за это отвечает. То есть тут может быть иск судебный, и ему придется оплатить. Если он не оплатит, могут наложить арест на его квартиру, и из этой стоимости, продав ее на торгах, то есть у него никто не отнимет, просто ее продадут, а остаток ему вернут. Но согласитесь, перспектива не очень хорошая. В данном случае это единственное в условиях, когда провозглашена частная собственность, а она у нас в конституции, когда каждый должен в меру своей обязанности отвечать за свои поступки, материальная ответственность - это данность. Но только в европейских странах она работает. То есть, если человек нарушил, рано или поздно, через год - через два, но будет судебное решение, и есть механизмы его исполнения, его заставят его исполнить, то в нашей стране есть примеры, когда люди пробивают этажи между нежилыми первыми и вторыми жилыми, и по десять лет Жилищная инспекция не хочет или не может туда попасть, а граждане тоже не могут. У нас утепляют балконы, выносят приборы отопления. Туда не может попасть ни управляющая организация, ни ТСЖ, никто. И это длится годами, от этого страдают по стояку соседи. Но это никого не интересует. Я считаю, что в нашем случае имеется некий такой правовой нигилизм, в каком-то смысле введенный из-за вот этого законодательства половинчатого. Оно вроде бы и не кондоминиум, но уже и не советское. Такой вот промежуточный период. Прав у меня много, я что хочу, то и ворочу в квартире, а отвечать за это я не должен, или дети мои, которые прожгли все кнопочки в лифте, или разбили стекло, это вот тоже вандализм бытовой, это не какие-то чужие люди приходят, это наши же соседи, наши  дети это делают. А сейчас в  Москве и более страшные вещи, мусор выбрасывают на лестницу, просто бросаются пакеты. Кто-то из соседей должен подобрать. А наказания нет. Как за это, как его поймать, как наказать, как оштрафовать? Вот сейчас подземные паркинги, люди часто выставляют резину. Вот есть в современных новых домах это дело. А это запрещено. Люди все равно ставят. Но ни один милиционер не придет и не оштрафует, потому что вроде есть нарушение, но не наказывают.

 

ВЕДУЩИЙ: И есть куда более громкие нарушения, тяжелые, которые нужно раскрывать, заниматься.

 

КРОХИН: Да.

 

ВЕДУЩИЙ: А вот такой момент. ТСЖ было заявлено как коммерческое объединение и никаких коммерческих интересов оно вообще по сути своей не должно было иметь. Но, тем не менее, говорят, что у собственников, пожалуйста, вы распоряжайтесь чердаками, подвалами, сдавайте, получается несоответствие?

 

КРОХИН: Нет. Вы знаете, что такое коммерческий. По Гражданскому кодексу есть четкое определение коммерческой деятельности. Это экономическая деятельность, имеющая главной целью получение прибыли и распределение прибыли между участниками, в кавычках акционерами. Чем отличается некоммерческая деятельность? Вы можете заниматься экономической деятельностью, вы можете получать даже прибыль, доход вы можете получать, но он у вас не становится прибылью, потому что у вас нет цели зарабатывания прибыли и распределения между участниками.

 

ВЕДУЩИЙ: Но есть цель получить прибыль и направить ее на развитие дома.

 

КРОХИН: Да. Когда это не является коммерческой деятельностью, тут нет противоречий. Что касается чердаков, подвалов и так далее. Вы знаете, Жилищный кодекс предписал, но это такая синекура, потому что реально, вот в домах до 1991 года, советского жилого фонда, все подвалы проданы, чердаки по сути не обслуживаются. Это настоящие чердаки, курятники, там ничего нет. Чтобы что-то сделать с чердаком, нужна реконструкция. Чтобы получить право реконструировать инвестору или жителю, необходимо согласие всех 100% собственников дома. Но получить их невозможно. В реальной практике такого нет, если дом не из двух человек, владельцев состоит. Что касается подвалов, как я сказал, их нет. И получается, что сдавать-то нечего. А в новых домах в подвалах коммуникации. Куда вы их сдадите? У вас там коммуникации или паркинг подземный, который также продан и имеет хозяев. То есть на самом деле объектов общего имущества, которые бы приносили доход, их практически нет. Дома так строятся и продаются, чтобы не оставалось ничего для общего имущества, кроме явно технического.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, ТСЖ - вообще это по сравнению с тем временем, когда они только начинались, мы говорили о «липовых» ТСЖ, это как ярлык такой, на самом деле не «липовые», создавались, но, тем не менее, в народ вошло. Есть какой-то прогресс либо регресс вот в их развитии за это время?

 

КРОХИН: Да. Вы хороший вопрос задали. Действительно был период, 10 лет пропагандировали активно создание ТСЖ, и где-то даже чиновники переусердствовали, это негатив вызвало. В целом, вот когда поддерживали, когда проводили агитационную работу, даже помогали проводить собрания, органы власти раньше помогали проводить собрания, давали помещения, там присутствовали, был прогресс по созданию, по количеству. Потом, вы знаете, что была кампания и из 40 тысяч строений в Москве порядка в 10 тысячах создали. И выяснилось, что в большинстве случаев это были так называемые «липовые», люди не проявляли воли к созданию, это была чиновничья разнарядка. Чиновники стали бороться, их ликвидировать, так как воли не было у граждан, их надо было ликвидировать. И произошел регресс количественный. На сегодняшний день я так скажу, остались существовать и жить только те ТСЖ, где была воля граждан, и оно им было нужно. Они существуют, они работают. Многие председатели стали достаточно опытными хозяйственными руководителями. И там, где ТСЖ до сих пор существует, это значит, оно устраивает жителей, им нравится порядок. Потому что это ведь единственный орган собственников, который может позаботиться о состоянии дома, о подготовке к зиме, о состоянии лифта, вообще порядок на территории, озеленение территории. Это единственный орган, который сегодня работает в вашем доме и может ваши интересы защитить, вообще заботиться об этом. Там же, где этого не было, или было искусственно, ТСЖ не развиваются, и они просто не живут, их ликвидируют вот эти вот «липовые». Что касается сегодняшней ситуации по новым ТСЖ создаваемым, здесь нет никакого прогресса.  В 2011 году в Жилищный кодекс были внесены изменения, которые очень затруднили создание товарищества. Например, запрещено делать объединение ТСЖ нескольких домов. Например, чтобы зарегистрировать товарищество, нужно принести протокол, в котором каждый собственник поставит подпись. Для управляющей компании нет, достаточно подписи председателя, секретарь собрания, чтобы выбор способа управления был подтвержден. А вот для ТСЖ надо условно 300-400 подписей. Вы себе представляете реальность этого, чтобы 400 человек подписали протокол о создании ТСЖ?

 

ВЕДУЩИЙ: Наверное, когда эти поправки вносились, была какая-то аргументация?

 

КРОХИН: Аргументация была простая. На сегодняшний день вот это законодательство вносилось по инициативе Фонда реформирования ЖКХ. Люди, которые возглавляют этот фонд, я просто их лично знаю, я знаю те дома, где они живут, как они себя ведут, они за квартиру не платят. Это люди из руководства фонда. Они просто генетически не любят как-то вот эти ТСЖ, и они провозгласили цель. Это было сказано на совещаниях, это говорилось в СМИ, что они против ТСЖ, они - за управляющие компании. Почему? Потому что управляющая компания - это бизнес. Бизнесом можно управлять. Самоуправлением трудно управлять. И они пролоббировали законодательные изменения, которые реально затруднили создание новых ТСЖ. Что касается, почему они за управляющие компании? Потому что, если вы посмотрите, вот были господа из Думы, господин Плескачевский. Он, когда был депутатом и председателем комитета, он активно защищал закон о СРО. И они потом все заняли должности в этих СРО. А в СРО можно включить только управляющую компанию. Управляющая компания должна платить миллионы в это СРО. Это такой бизнес на управлении, который им понятен. С ТСЖ как действовать, непонятно. В СРО они не входят, деньги, взятки они не дают, не несут, председатели скандалят, все время защищают права граждан. С ними просто сложно. И вот здесь интересы управляющих компаний, которые хотят сохранить за собой рынок, и интересы государственных структур, типа этого фонда, они совпали, и был принят этот закон. Потому что если вы внимательно его почитаете и сравните с аналогами других стран, где кондоминиум существует, и вы найдете, что это полный абсурд то, что они сделали. Но они не скрывали, надо отдать им должное, они говорили, что они борются с ТСЖ, что они неправильны. А борются они, по моему мнению, это мое личное мнение, на личном опыте основано, потому что они люди необязательные. С одной стороны, они столкнулись в своей жизни с такими проблемами с ТСЖ, когда они не платили квартплату и на них подавали в суд. Есть судебное решение, я читал, данные есть. А второе, что они хотят управлять этим рынком. А управлять иначе, чем через СРО и управляющие компании, невозможно. ТСЖ в этом смысле не подпадают в эту управляемую систему и не дают взяток. Понимаете, вот удивительно?

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, саморегулируемая организация - это вообще вопрос отдельный.

 

КРОХИН: В ЖКХ их нет, их пытаются сделать обязательными, в отличие, скажем, от страхования, архитектуры, строительства, там-то приняты законы. А в ЖКХ нет. И до сих пор идет борьба за создание обязательного членства в СРО. Договорились до того, что хотят включить обязательное членство и ТСЖ, хотя это противоречит концепции СРО. Там это объединение предпринимателей и профессионалов, и компаний, то есть некоммерческие организации не могут входить в СРО. А они даже хотят сделать для России вот такой эксклюзив, чтобы даже некоммерческие. Скоро благотворительные фонды будут входить в СРО.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, посмотрим, дойдет ли до того или не дойдет.  По поводу судебных издержек. Часто ли бывает так, что ТСЖ подают в суд из-за неоказания каких-то услуг? Инцидент для иска ТСЖ в чем заключается, как правило?

 

КРОХИН: Как правило, две причины. Редкая причина, вы правильно сказали, когда исполнитель что-то плохо исполнил. Как любой орган, защищающий интересы заказчика, а в данном случае жители ТСЖ обращаются в суд, чтобы обязать компанию выполнить работу. Это может быть компания, в том числе такой поставщик тепла МОЭК, Мосэнерго, Мосводоканал, когда некачественная вода, или подрядчик, который выполнял работы на фасаде, на кровле. Но это реже, потому что, как правило, это все долгосрочные отношения, компании эти известны. Хоть они и монополисты, но они работают, и они под каким-то государственным контролем все-таки находятся. Но более распространенные иски, на мой взгляд, это, конечно, иски с должниками. Дело в том, что,  будь то с ТСЖ или будь то дом без ТСЖ, с управляющей компанией, в среднем 10% граждан оплачивают с задержкой свою квартплату. И это не потому, что они не платят, нет, они платят через год, через два. Там может накопиться 50 тысяч, 100 тысяч, и ничего с ними не поделаешь. У нас очень либеральное законодательство. Гражданин может сдавать квартиру, жить, пользоваться, но не платить. Не пустить его нельзя, ограничить его права нельзя. Конституция защищает в полном объеме жилище, и в том числе таких граждан. Даже милиция не может попасть к ним в квартиру, вы знаете, да? И получается, что кроме суда нет никаких средств. И вот ТСЖ вынуждено судиться, это длится годами. При том, что вы понимаете, вот он заплатил через два года, а проценты-то не начислены. То есть это такая проблема. Но в основном с  должниками, в основном только с теми, которые злостные, очень долго и очень много не платят.

 

ВЕДУЩИЙ: А вот по поводу, что ТСЖ хотят объединиться, например, с одним домом, и сейчас на этом поставлен крест окончательно?

 

КРОХИН: Да. Есть только один способ.

 

ВЕДУЩИЙ: А те, кто были до этого объединены, они продолжают так работать?

 

КРОХИН: Продолжают работать. И есть один способ сегодня объединения, это не объединение органов управления, когда три дома и одно правление. Знаете, такой местечковый патриотизм, а вот нас захватил соседний дом. Может быть, это и не нужно. Но люди, и сегодня действует такая схема, люди объединяются через эксплуатацию. Вот посмотрели соседи, в этом доме хорошая компания по городским тарифам.

 

ВЕДУЩИЙ: Нареканий нет.

 

КРОХИН: Они приглашают к себе. Идет горизонтальное вот такое объединение на экономической основе. И, может быть, это правильно.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, что ж, время  нашей передачи подошло к концу. Константин Викторович, спасибо за то, что были нашим сегодняшним гостем.

Маяк. Москва. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация