Картинка

Маяк. Москва 31.10.2013 - Как будет рассчитываться ущерб при ДТП?

31 октября 2013, 16:00

Персоны

На днях состоялись парламентские слушания поправок к законопроекту об изменениях в ОСАГО. Документ в декабре прошлого года правительство внесло в Госдуму, и он уже прошел первое чтение. Одно из грядущих изменений: за выплатой по ОСАГО, если пострадали только два автомобиля и нет раненых, водители должны будут обращаться только в свою страховую компанию.

 

К чему еще готовиться автомобилистам, как будет рассчитываться ущерб при ДТП? На вопросы отвечают руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Сергеевич Ханжин и президент Российского союза автостраховщиков Павел Борисович Бунин. Ведущий - Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гости программы - руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Сергеевич Ханжин и президент Российского союза автостраховщиков Павел Борисович Бунин. Мы будем говорить о грядущих изменениях в ОСАГО. К чему готовиться автомобилистам, как будет оцениваться ущерб при ДТП? Но сейчас, конечно, вы понимаете, много нареканий к страховщикам. По статистике каждый пятый водитель обращается в суд, чтобы судиться со страховой компанией. В декабре прошлого года был законопроект об изменениях, прошел первое чтение, и были парламентские слушания буквально на днях. Вот много было об этом тоже написано. Но все-таки, на ваш взгляд, какие моменты вызвали более непримиримые споры, а какие позиции вызвали согласие? Кто начнет? Максим Сергеевич.

 

ХАНЖИН: На наш взгляд, ни для кого не стало открытием то, что отсутствие единой методики ущерба ОСАГО - это ключевой вопрос в настоящий момент. И все согласились с тем, что именно поэтому у нас такое количество дел в судах. И опять же все согласились с тем, что необходимо срочно разработать эту единую методику. Единственное, не определились, кто должен за это отвечать, потому что в настоящий момент за это отвечает Минтранс, который уже 10 лет такую методику не разработал.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, хорошо, вы, например, нашли, кто должен отвечать. А лекало, по которому их будут изготавливать, как оно будет браться, ведь тоже есть различные варианты?

 

ХАНЖИН: Различные варианты есть. Вот в РСА предлагают, например, разработать некий справочник, за который будут отвечать ОСА.

 

БУНИН: Надо создавать единое лекало. Коль мы сейчас имеем 20%, как вы сказали, в судах. Но это не потому, что страховщики плохо работают, это потому что сейчас нашлось ряд лазеек юристами, которые стараются сами заработать на этом. Но, к сожалению, за счет страховых компаний не дать заработать застрахованному. Тут получился целый бизнес. Действительно, основная проблема, которая есть, это  отсутствие методики. Мы готовы создавать это лекало, по которому работать, единое. У нас большой опыт, у нас 2,5 миллиона случаев, которые урегулируются в год по ОСАГО. Вот мы буквально сегодня проводили очередное совещание. Мы как РСА готовы создать справочники единые на всю Россию, где будет информация об актуальных ценах на запчасти, расходные материалы и стоимость нормо-часов в различных регионах. Мы не будем изобретать велосипед, но, конечно, будем основываться на федеральном разделении на экономические зоны, на исследованиях по ценам, на исследованиях по нормо-часам. Будем советоваться с ассоциациями, которые объединяют авторемонтные мастерские, с тем, чтобы создать справедливые цены. Но, когда мы создадим единые справедливые цены, дальше по той методике, которую мы готовы разработать, любая компания, которая занимается оценкой ущерба автоматического, то есть та компания, которая считает стоимость восстановительного ремонта…

 

ВЕДУЩИЙ: И как раз у меня сразу возник такой вопрос. Автомастерские. Очень многие водители, владельцы, покупая новые машины, жалуются, что так неудобно, я привязан к определенному сервису, куда меня направляют. А я бы хотел какое-то более широкое поле деятельности. Вот тоже, я так понимаю, что были дебаты по поводу того, что страховая компания определит ряд мастерских, где будут их ремонтировать, то есть все равно какие-то дают рамки ограничения. Это правильно или неправильно?

 

БУНИН: А жизнь все время - это ограничения, жизнь - это рамки.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, в чем-то да, а в чем-то наоборот хочется, чтобы было более широкое поле деятельности.

 

БУНИН: Вы ходите по правилам дорожного движения, вы одеваетесь в соответствии с дресс-кодом. Поэтому рамки все равно есть. Рамки нужны разумные. Невозможно по одностороннему выбору что-нибудь определить. Мы всегда за то, чтобы был договор и разговор между застрахованным и страховой компанией. Если стороны хотят договориться, они, как правило, договорятся. Если между ними какие-то непримиримые позиции… Вот можно спросить у Максима Сергеевич, бывают ли непримиримые позиции?

 

ХАНЖИН: Я, прежде всего, позволю себе не согласиться, что у нас основная проблема - это юристы, которые занимаются переуступкой права требования. Я думаю, что здесь все-таки стоит отметить, что есть спрос, и юристы, которые предлагают моментальное решение, выкупая права страховой компании, они со страховой компании не получают больше, а получают лишь то, что положено по закону, а это всего лишь разновидность услуг, которые предлагают юридические компании. Что же касается непримиримости, на мой взгляд, в настоящий момент в этом предложении, по поводу натуральных форм возмещения, то есть то, что предлагал Минфин в своих поправках, нас больше всего настораживает и пугает то, что они предлагают снять ответственность со страховщика и переложить ее на автосервис. К чему же это приведет? Автосервисы выбирают в свой пул те ремонтные мастерские, которые, как мы с вами прекрасно понимаем, предлагают лучшую цену.

 

ВЕДУЩИЙ: Но и качество тоже не будем забывать все-таки?

 

ХАНЖИН: Да. И качество соответствует цене, как правило. И понимаем, что в погоне за прибылью многие сервисы просто не потянут эти работы с этими сервисами и обанкротятся. Если страховая компания, даже если она обанкротилась, мы понимаем, что человек, который попал в такую ситуацию, общается в компенсационный фонд РСА и получает деньги. Это очень удобный инструмент для автолюбителей. А если обанкротится сервис, то зачастую уставной фонд составляет только 10 тысяч рублей. И здесь мы получим огромное количество людей, которые не смогут возместить свои ущербы. Вот в чем большая опасность. И будем надеяться, что эти поправки не будут приняты.

 

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Борис меня зовут. А вот скажите, вот такой вопрос. Почему, если, допустим, водитель грамотный, ничего не нарушает, у него, к примеру нет КАСКО, полиса, допустим, для него это дорого, в него кто-то врезается, кто-то совершает ДТП. Данный водитель в этом ДТП не виноват. Он хочет, пусть даже не взыскать, допустим, ущерб, ему нужна целая машина. И для того, чтобы ее отремонтировать, он должен бегать собирать справки ГАИ. Этот невиновный водитель должен обращаться в страховую компанию виновника ДТП, собирать все бумаги, потом долго-долго бегать в автосервис и договариваться, когда ему починят. Почему такая практика сейчас?

 

ХАНЖИН: А он не обязан обращаться в страховую компанию. Он может напрямую к ответчику обратиться.

 

СЛУШАТЕЛЬ: Вот сколько у нас случаев было, допустим, что на работе, что знакомые мне рассказывали. Говорят, ребята, мне въезжают, прошу прощения, в зад. Водитель говорит, раньше была практика: давай на месте разберемся. Сейчас такого нет. Оба цивилизованных человека. Он говорит: у меня есть полис ОСАГО, у меня все нормально. Пожалуйста, обращайтесь в мою страховую компанию и решайте свои вопросы, проблемы. Почему невиновный человек должен страдать?

 

ХАНЖИН: Ну, невиновный человек может обратиться в свою страховую компанию по прямому урегулированию. И там есть возможность, может быть, ему лучше урегулируют, потому что это их клиент, в конце концов. Либо еще раз повторюсь, он может сразу обратиться в суд к виновнику. Но просто зачастую со страховой компании проще взыскать по суду. Я имею в виду то, что, выиграв суд, вы гарантированно получите свои деньги по исполнительному листу. Если же речь идет о физическом лице, то здесь часто возникают сложности, связанные с взысканием, и не всегда получается взыскать эти деньги. Поэтому проще всегда обращаться в страховую компанию. Но мне кажется, это фактор жизни.

 

БУНИН: Это уже те обстоятельства, в которых мы находимся. Можно тогда просто не ездить за рулем. Напоминаю еще раз, что есть система прямого возмещения убытков, когда можно обратиться в свою страховую компанию.

 

ВЕДУЩИЙ: Как в Европе в принципе. Там же тоже прямое возмещение убытков сразу практически везде?

 

БУНИН: Ну, не практически везде, во многих местах. И по этой системе твоя страховая компания, с которой ты взаимодействуешь, которой ты отдавал деньги, она постарается урегулировать убыток. Ну, для тебя как для страхователя хорошо. Мы видим это на том, что количество жалоб по системе прямого возмещения убытков в два раза меньше, чем среднее количество жалоб по ОСАГО.

 

ВЕДУЩИЙ: Опять-таки тарифы. Предложили повысить лимит выплат.

 

БУНИН: Ответственность.

 

ВЕДУЩИЙ: Да, ответственность. Это уже как бы точно либо это тоже пока…

 

БУНИН: Это - законопроект. Мы с вами обсуждаем законопроект, который прошел общественные слушания в открытом правительстве, который был подготовлен Минфином, который внесен в Государственную Думу нашим правительством. Первое чтение было прошедшей зимой. Недавно были парламентские слушания. Это я всю историю рассказал.

 

ВЕДУЩИЙ: Да, практически с начала повторили.

 

БУНИН: Там лимиты увеличены по имуществу до 400 тысяч рублей, по жизни и здоровью до 500 тысяч рублей. Соответственно это те средства, в пределах которых застрахованный будет получать возмещение от страховой компании. Деньги откуда-то надо взять. Поэтому соответственно, конечно, тарифы увеличатся.

 

ВЕДУЩИЙ: Когда я читала вот эти обсуждения,  там было два таких момента: борьба с пробками при помощи ГЛОНАСС и европротокол. Ну, по поводу европротокола, он же у нас уже в России действует с 2009 года. Но опять-таки много жалоб, потому что водители боятся неправильного…

 

БУНИН: Это все части одного. Это все части борьбы с пробками. Мы всем миром боремся с пробками, потому что, извините, дорожная сеть в наших городах спроектирована давно, и возможность к решению очень небольшая. Зачем мы это делаем? Нам нужно как можно быстрее освободить проезжую часть. Чтобы освободить проезжую часть, нужно как можно быстрее оформить ДТП. Большинство ДТП - простые. 80% - это простые ДТП, когда две машины столкнулись, повреждения небольшие, оформить несложно. К сожалению, ОСАГО у нас введено всего лишь 10 лет назад. Если бы оно было введено 50-60 лет назад, как в Европе, то мы бы уже этих проблем не имели. Мы догоняем весь мир, но как можем, так стараемся и догоняем. Нам нужно быстро оформить ДТП. Быстро оформить ДТП могут водители. 80% ДТП попадает под европротокол, под простые ДТП. Но, к сожалению, наши люди еще не привыкли к этому. Поэтому мы стараемся разъяснить, и с вашей помощью тоже, что ДТП можно оформлять без полиции. Столкнулись. Вы взяли документы, которые прилагаются каждой страховой компанией, и с этими документами обращаетесь в страховую компанию.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть все мирно, полюбовно. Как-то мне вот не верится в такое…

 

ХАНЖИН: На практике просто по-другому. Наше мнение немножко другое. Вот предлагается увеличить лимиты по европротоколу. На наш взгляд, это абсолютно бессмысленно, потому что в настоящий момент у нас ничтожно малое количество людей, попадающих в ДТП, оформляют их самостоятельно. На это есть определенные причины. Потому что это достаточно сложно, потому что страховые компании имеют массу причин для того, чтобы отказать. А если человек не оформил аварию, предположим, не вызвал ГАИ, если страховая компания отказала, он уже не может предъявить свои претензии к виновной стороне. Таким образом, если он не оформил…

 

ВЕДУЩИЙ: А он не может сослаться на европротокол, что вот, пожалуйста, господин Бунин все как раз объясняет, что можно обратиться и получить свои деньги?

 

ХАНЖИН: Нет. К сожалению, это на практике не всегда возможно. Поэтому увеличение суммы, если сейчас это не работает, давайте представим, что сильно разбили машину, вряд ли вы рискнете оформлять с увеличением лимита. Поэтому я не думаю, что нагрузка на страховые компании с увеличением лимитов будет какая-то значительная.

 

ВЕДУЩИЙ:  Ну, да. Кстати, по поводу, чтобы быстрее оформлять ДТП, в ГИБДД хотели и посадить инспектора на мотоцикл, чтобы быстрее доезжал.

 

ХАНЖИН: Что и делается.

 

ВЕДУЩИЙ: Но очень мало я видела при оформлении ДТП инспектора на мотоцикле. Больше все-таки стоят машины.

 

ХАНЖИН: На самом деле у нас парк мотоциклов расширяется значительно. И все-таки у нас, по-моему, работа инспекторов стала лучше. Но что касается европротокола, мне кажется, было бы логичнее немножечко изменить процедуру оформления. Например, предложить ГАИ сделать так, что при наличии свидетелей, при наличии видеорегистраторов позволять людям отъезжать от места, не создавая затор, и вызывать уже ГАИ, чего сейчас автолюбители не могут сделать. Это бы решило массу проблем, в том числе и с пробками.

 

ВЕДУЩИЙ:  Ну, да, наличие видеорегистратора - это, конечно, очень важная вещь, особенно если авария, не дай бог нанесла какой-то урон здоровью, и там можно восстановить, и никто не признает себя виновным. Как говорится, кто виноват?

 

ХАНЖИН: В европротоколе это не работает.

 

БУНИН: Мы сейчас с вами разговариваем об основной массе ДТП. 80% - это простые ДТП. И их же можно регистрировать. Сейчас 21 век, их можно регистрировать и при помощи технических средств, как то средства фото-, видеофиксации, так и различные мониторинговые системы. А именно это ГЛОНАСС, который устанавливается различными коммерческими структурами для отслеживания движения своего автотранспорта, так и тахографы, которыми сейчас должны быть оборудованы транспортные средства, перевозящие пассажиров и опасные грузы. Тахограф - это такой прибор, который в основном направлен на регистрацию работы водителя. То есть, как водитель соблюдает закон, чтобы не перетруждался. Но попутно регистрируется и весь путь транспортного средства, и позиция.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, это понятно. Цель понятна.

 

БУНИН: Мы опасаемся крайне увеличения мошенничества, если будет безлимитный европротокол 400 тысяч рублей. За 400 тысяч рублей можно отремонтировать любые «Жигули», сделать из них почти новые. Так как мы опасаемся мошенничества, поэтому мы убеждаем всех, что давайте оборудуем техническими средствами автомобили. Тогда посредник в лице инспектора ГАИ не нужен будет. В качестве посредника будет выступать спутник или тахограф. Если машины там проезжали, и это зафиксировал или спутник, или тахограф, тогда однозначно закрыты двери для мошенников.

 

ВЕДУЩИЙ: Согласна. Как раз по поводу вот этой лазейки, я бы хотела привести слова Николая Тюрникова, это глава Ассоциации защиты страхователей. Его мнение, что страховщики намерены усложнить процедуру оформления по европротоколу, не могут противостоять европротоколу, лимит будет увеличиваться. И теперь будут требования к фото-, видеофиксации, чтобы они могли устанавливаться уполномоченным государственным органом, то есть как бы некое лоббирование. Вот здесь есть почва, под этими словами, как вы считаете?

 

БУНИН: Я считаю, что я в предыдущих своих словах сказал, что надо идти к техническим средствам.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть не будет зависеть, какой марки, что стоит, главное, есть фотофиксация, есть факт?

 

ХАНЖИН: Нет, сейчас на самом деле говорится про ГЛОНАСС. Хотя я тоже соглашусь, что многие автомобили новые, они уже изначально априори оснащены какими-то спутниковыми устройствами, сигнализациями, которые также могут  показать движение машины, где она была, с какой скоростью даже двигалась. Мне непонятно, почему это должен быть именно ГЛОНАСС. А с видеорегистраторами, действительно, пока случаются какие-то проблемы, когда файлы пропадают. Ну, ничего не поделаешь, мы учимся. У нас когда камеры начали вешать, тоже какие-то были проблемы. Кто-то резко тормозил, врезаясь. Но сейчас мы в общем видим, то что у нас снижается аварийность из-за того, что город накрыт камерами. Это, безусловно, позитивно. Люди меньше нарушают, меньше происходит ДТП, меньше наезжают на пешеходов. Естественно, что сначала какие-то вопросы нужно будет обсуждать и решать.

 

БУНИН: Надо продвигать средства 21 века, иначе будем ходить с фотоаппаратом-мыльницей.

 

ВЕДУЩИЙ: Вы знаете, есть некоторое возвращение. Все-таки народ ностальгирует по мыльницам.

 

БУНИН: Это в музей.

 

ВЕДУЩИЙ: В музей, наверное. Вы озвучили сумму 400 тысяч рублей. Сергей Канаев, глава Федерации автовладельцев России с этим тарифом не согласен. Их организация предлагает сумму 160 тысяч рублей, что этого достаточно.

 

БУНИН: Я не готов комментировать Сергея Канаева. Я комментирую законопроект, внесенный правительством России. Законопроект, внесенный правительством России, предполагает лимиты по жизни 500 тысяч рублей, лимиты по имуществу - 400 тысяч рублей. Я хочу напомнить, что лимиты по жизни пассажиров - 2 миллиона рублей, что мы вообще должны идти, что лимиты должны быть одинаковыми, иначе получается, что пассажир, находящийся в легковой машине, застрахован на 500 тысяч рублей, а пассажир автобуса - на два миллиона рублей. Это нечестно.

 

ВЕДУЩИЙ: Да, нечестно.

 

ХАНЖИН: Но вписывается в общую тенденцию, пересаживаем автолюбителей на общественный транспорт.

 

ВЕДУЩИЙ: Но это общая политика, да, Москвы, как-то она пока пробуксовывает.  По поводу вот этих изменений в ОСАГО. Автовладельцы боятся, что придется больше платить. Все равно будут проблемы какие-то с выплатами страховыми. Вот вы прогнозируете, если эти изменения примут, их немного, но мы их все-таки озвучили, вот какой процент будет все-таки позитивного разрешения споров? Действительно ли количество ДТП будет уменьшаться от того, что водители могут сами, например, все-таки урегулировать споры? То есть позитивное будет какое-то, в чем-то хотя бы продвижение?

 

ХАНЖИН: На самом деле позитив есть и сейчас. Его не стоит игнорировать. Вот, допустим, у нас появилась система КБМ РСА, то есть неаккуратный водитель получает другой коэффициент. Мы переходим на европейскую модель.

 

БУНИН: На надбавку за неаккуратную езду.

 

ХАНЖИН: Да. То есть люди мотивируются к тому, чтобы не нарушать.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну как, безубыточное вождение, скажем так.

 

ХАНЖИН: Да. Если к этому добавить интеграцию с базами ГАИ. Есть опасная езда, предположим, человек нарушает на 60 километров скорость, соответственно у него меняется тариф страхования. И если к этому еще добавят, допустим, кредитную историю, у него меняется ипотека. Ну, он же опасно ездит. Для банка это дополнительный риск. Такая интеграция приведет к тому, что у нас еще аварийность снизится, потому что люди будут еще более аккуратными. Что же касается вот единой методики, я позволю себе вернуться, действительно все это правильно – то, что Павел Борисович говорит. Только единственное, что мы не совсем согласны с тем, что это должны разрабатывать РСА, потому что РСА - это все-таки у нас профессиональное объединение страховщиков и, на наш взгляд, это не совсем корректно, чтобы страховщики сами для себя и для автострахователей разрабатывали такую методику. На наш взгляд, было бы логичнее создать некую рабочую группу, в которую входит РСА, входит Минфин, Минюст, входят общественные организации, и вот эта рабочая группа контролирует разработку данной методики, при Минтрансе или, может быть, другой какой-нибудь организации. На наш взгляд, это было бы честно.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, да, я соглашусь.

 

БУНИН: К сожалению, Минтранс, который разрабатывал и разрабатывает до сих пор эту методику, до сих пор ее не разработал, хотя там была создана не одна рабочая группа. Ни в одной рабочей группе я участвовал, мы регулярно даем свои предложения. Но это большая сложная работа. Большая сложная работа, не то, что она непосильна Минтрансу. Минтрансу посильны такие вещи, которые нам и не снились.

 

ХАНЖИН: Поэтому сил не хватает на методику.

 

БУНИН: Возможно, да. А у него нет необходимости вот такой насущной. А насущная необходимость… Ну, вы знаете, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Поэтому вот мы как страховое сообщество…

 

ХАНЖИН: Открытый конкурс, мне кажется, может здесь помочь. Я думаю, что найдутся организации, которые выйдут с предложениями, и открытый конкурс выявит победителя.

 

БУНИН: Мы будем проводить какие-то конкурсы на создание этой методики. Конечно, мы ее не будем делать закрытой. И проведем все возможные консультации по этой методике. Как мы с вами обсуждали, что у нас цель нашей методики - не то, чтобы вот узко-узко-узко загнать в нее. Цель нашей методики, чтобы по этой методике можно было создать программное обеспечение и подрегулировать действующее программное обеспечение под то, чтобы считалось довольно однозначно. Мы понимаем, что программный продукт один посчитает 100 рублей, но программный продукт два должен посчитать не больше, чем 110 рублей.

 

ВЕДУЩИЙ: В общем, понятна ваша позиция, Павел Борисович, и, Максим Сергеевич, ваша. Я соглашусь, что, конечно, должна какая-то группа экспертов мнение всех собрать и какую-то истину вывести.

 

БУНИН: Так основные эксперты у нас в страховых компаниях.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, это вам так кажется, понимаете? А я думаю, что можно, как говорится, с полена по грибу собрать и получится корзинка разнообразная.

 

БУНИН: Главное, чтобы она была без поганок.

 

ВЕДУЩИЙ: Да, без поганок, без мухоморов, это все понятно. Как вы считаете, вот эти изменения, они в какой-то степени все-таки снизят процент случаев, когда занижаются выплаты либо задерживаются?

 

БУНИН: Если выплаты задерживаются несправедливо, они попадают под защиту закона о защите прав потребителей.

 

ВЕДУЩИЙ: К сожалению, время программы заканчивается. Надо, наверное, все-таки прийти, когда уже будет больше ясности. Я вас еще приглашаю, господин Ханжин, господин Бунин. Всего доброго.

Маяк. Москва. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация