Маяк. Москва 05.11.2013 - Проект "Университетские субботы" продлится до декабря

5 ноября 2013, 16:00

Персоны

Проект "Университетские субботы" продлится до декабря. 30 ведущих столичных вузов приглашают будущих студентов на лекции и научные экскурсии, мастер-классы и деловые игры. Впрочем, интересно будет для всей семьи. Об "Университетских субботах" рассказывает заместитель руководителя Департамента образования Москвы Маргарита Николаевна Русецкая. Ведущий - Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - заместитель руководителя Департамента образования Москвы Маргарита Николаевна Русецкая. Мы будем говорить о новом интеллектуальном досуге для всей семьи. Называются они «Университетские субботы». Название очень такое, я бы даже сказала, притягивающее как магнит, потому что сразу университет, что-то - как высший свет какой-то. Почему именно «Университетские субботы», раз? И почему это все-таки такой интеллектуальный досуг для всей семьи?

 

РУСЕЦКАЯ: Во-первых, почему «Университетские субботы»? Потому что это новый формат дополнительного образования, новый формат интеллектуального досуга для обучающихся, педагогов, для детей с семьями, который реализуется на базе крупнейших ведущих московских университетов. Эта идея возникла, родилась, была поддержана и вот сейчас оформлена Департаментом образования совместно с Советом ректоров ВУЗов Москвы и Московской области. И сегодня в этом проекте более 30 крупнейших ВУЗов столицы. Наша задача сегодня не только в этом проекте, но и по многим другим проектам, максимально расширить возможности для наших школьников. И, конечно, мы понимаем, что уникальность Москвы сегодня, уникальность московских образовательных учреждений, она не столько в том, что внутри школы, потому что все наши школы сегодня выравниваются по оборудованию учебному, по качеству преподавания. Сегодня школа московская мало отличается от школы Ярославля, Хабаровска или другого города. А вот то, что вокруг школы, та среда, городская среда, которая окружает школу, она, конечно, в Москве уникальна. И уникальность этой среды, конечно, в том, что большое количество научных центров, ВУЗов, музеев, театров. И мы сегодня реализуем целый ряд проектов, когда школьники могут получать новые формы дополнительного образования, новые формы досуга, вот в данном случае на базе университетов.

 

ВЕДУЩИЙ: Вот новый формат. Нельзя сказать, чтобы ВУЗы были не расположены к школьникам. Есть прекрасные курсы подготовки в этот непосредственно институт, те же самые лекции. Но они просто, конечно, узконаправленные, есть Дни открытых дверей. Почему вы думаете, что на эти «Университетские субботы» будут ходить всей семьей? Вы как-то отслеживали интересы? Все-таки у подростков границы нельзя поставить точно, что их интересует?

 

РУСЕЦКАЯ: Совершенно верно. В этом-то и уникальность этого проекта. На сайте Департамента образования мы создали единый ресурс информационный, в котором собрали все предложения ВУЗов. Сегодня их около 400. То есть представьте, 400 мероприятий. Каждую субботу их по-разному… - в какую-то субботу их 10, в какую-то 20. И каждое мероприятие, оно уникально в своем роде. В зависимости от профиля университета, то есть в зависимости от того, кто в чем специализируется, кто в чем силен, ВУЗы предлагают самые разные мероприятия. Конечно, они другого формата. Это не просто, скажем, подготовительные курсы для поступления в ВУЗ или углубленное изучение дисциплин. Хотя такие тоже есть мероприятия, есть отдельные. Но мы выбирали и ориентировали ВУЗы на то, чтобы это были более познавательные такие мероприятия интерактивные, чтобы они формировали интерес к науке, к научным достижениям, к культуре проведения научного исследования. Поэтому они очень-очень разные. Например, где-то детей учат изучать историю рода, составлять генеалогическое дерево, где-то рассказывают школьникам, как при помощи спутников можно мониторить состояние в городе, отслеживать, например, несанкционированные мусорки, свалки, и как об этом сообщать городским властям. То есть это всегда такие мероприятия на стыке научного открытия, научного какого-то факта и практического применения. И, конечно, каждый может выбрать себе по душе, что ему больше нравится - от культурологических каких-то тематик до научных. И действительно, как вы уже сказали, действительно, анализируя сейчас посещаемость, состав участников, мы можем сказать, что этот формат оказался интересен не только школьникам, не только студентам, но и родителям. Очень многие дети приходят вместе с папами, с мамами, с бабушками и дедушками.

 

ВЕДУЩИЙ: Очень хорошо, что вы сказали, как бы на стыке  научных интересов, потому что когда я читала описание нескольких таких мастер-классов, я поняла, что, например, правильно, что Строгановка предложила мастер-класс по художественной обработке дерева. Когда я прочла, что финансовый юридический университет предлагает лепку из глины, я, честно говоря, не поверила своим глазам. Думаю, так, это ж такое, моторику пальцев они развивают, чтобы потом деньги считать или что?

 

РУСЕЦКАЯ: Ну, есть, конечно, уникальные примеры. Вы знаете, что ВУЗы также реализуют программу дополнительного образования для студентов. И в некоторых ВУЗах исторически сложились сильные программы. Пусть они не совсем являются профильными для основной учебной образовательной деятельности, но там вот есть педагоги, есть что-то интересное. Ведь на самом деле ВУЗы сегодня понимают, что форматы профориентации сегодня должны быть изменены коренным образом. Сегодня просто рассказывать о том, какой ВУЗ замечательный и какие программы, этого мало, потому что всю эту информацию школьники и родители могут получить на сайте. Для этого не нужно приходить в ВУЗ. Вся информация доступна про каждый абсолютно университет. А вот, придя в ВУЗ и увидя саму среду, пообщавшись с профессором, просто побывав в аудитории…

 

ВЕДУЩИЙ: Конечно, всегда интересно узнать, как студенты, что за жизнь такая взрослая?

 

РУСЕЦКАЯ: Конечно. Мы думаем, что во многом выбор профессии определяется вот с этих личных встреч с преподавателями, с профессорами ВУЗов. Поэтому каждый ВУЗ выбирает тех людей, кого он считает как бы визитной карточкой своего ВУЗа.

 

ВЕДУЩИЙ: Не будем как-нибудь конкретизировать ВУЗы, но, к примеру, когда вы обратились к какому-нибудь солидному заведению, с хорошей историей, они сказали: вы знаете, у нас и так отбоя нет, желающих там 100 человек на место и на бюджетный, и там, где платят, зачем нам это надо?

 

РУСЕЦКАЯ: Во-первых, проект открытый. То есть информация была через Совет ректоров, через общее собранее доведена до всех. И возможность включиться в этот проект была у всех. Мы никого целевым образом не заманивали в этот проект. Просто предложили всем равные возможности включиться в этот проект. И вот те - более 30 ВУЗов, которые включились на первом этапе, ясно, что это самые активные, с такой позицией очень открытой к общению, открытой к разным новым проектам. Но, хочу сказать, что, помимо государственных ВУЗов, уже сейчас есть четыре негосударственные ВУЗа, которые тоже понимают значимость этого формата и для профориентации, и для набора мотивированных абитуриентов. Более того, проект только стартовал с сентября, всего два месяца он идет. Поэтому мы уверены, что, скажем, уже в следующем году этих ВУЗов будет не 33, а в два раза больше. То есть уже сейчас поступают новые заявки. И мы понимаем, что дело новое для ВУЗов. И чтобы в этот проект включиться нужно выстроить особую систему менеджмента, потому что нужно по-новому абсолютно сформировать эти мероприятия, найти формат, найти лекторов, найти тематику, в конце концов, этих мероприятий. И самое главное, найти того педагога, того профессора, который мог бы говорить интересно, увлекательно и с учетом тех возрастных особенностей аудитории, которые предполагает этот проект.

 

ВЕДУЩИЙ: Маргарита Николаевна, а как школы реагировали, потому что наверняка вы же информировали их, что вот такие-то будут «Университетские субботы», будем выбирать лучших, это новый формат для школы, расширить тоже рамки восприятия? Была все-таки некая насаждаемость школам, что все-таки придите и посмотрите, а потом, может быть, они сами будут приходить школьники?

 

РУСЕЦКАЯ: Нет, вовсе нет. Наверное, если вы уже следите за нашими мероприятиями, за нашими подходами новыми, то, конечно, заметили, что последние годы мы ушли абсолютно вот от этого насаждения, от директив, от рекомендаций. Наша задача - информировать и создавать возможности. Каждое образовательное учреждение, каждый москвич должен сам выбирать, что ему ближе. Поэтому, да, информацию мы, безусловно, доводили до каждого директора, до окружных управлений образования и широко, спасибо, через средства массовой информации об этом проекте рассказываем, но никаких, конечно, директив жестких не было. Более того, скажу, что, скажем, с Университетом нефти и газа Губкина наши московские школы по такому проекту сотрудничают уже несколько последних лет. И честно говоря, как в известном произведении, не знал, что так называется, что это «Университетские субботы». А так ряд школ ходили к ним, правда не только в субботу, но и в другие дни, на лекции известных ведущих профессоров с мировыми именами. И мы видели, что этот формат интересен школьникам и интересен ВУЗу, потому что есть возможность увидеть, отобрать мотивированных детей. Идут с удовольствием. Причем совершенно разные форматы. Есть варианты, когда педагоги включают эти мероприятия как бы в преподавание, в изучение предметов, то есть выбирают какое-то тематически близкое к изучаемому предмету и вместе с классом, всем коллективом идут на это мероприятие. Много примеров, когда просто дети, либо, если это уже взрослые, старшие классы, самостоятельно с друзьями, либо, если это средняя школа, с родителями, выбирают, что им интересно, и вот как форма досуга. Ну, например, мероприятие, которое было проведено по шахматам - что значат шахматы в жизни молодого человека. Анатолий Карпов его провел, рассказал, надо ли сегодня играть в шахматы, об электронном формате шахмат, то есть очень интересный большой такой был, такой хороший резонанс положительный.

 

ВЕДУЩИЙ: Мне кажется, что Москва, она сейчас очень вариативна в том, чтобы предложить досуг. Очень много музеи сами разрабатывают свои какие-то интересные схемы, предлагают, чтобы было и родителям интересно, и маленьким детям, и непосредственно театры, и культурные досуговые учреждения, то есть масса, масса всего. Есть абонементы, есть просто лектории бесплатные в том же «Гараже» в Парке Горького. А почему вы думали, когда затевали вот этот проект, что вот эти «Университетские субботы», они не затеряются во всем этом многообразии?

 

РУСЕЦКАЯ: Ну, мы с этого с вами начали говорить, вы же правильно подметили, что, конечно, в основе этого проекта, поскольку это в университетах, это задача наша была включить ВУЗовский университетский потенциал в повышение качества образования.

 

ВЕДУЩИЙ: А вот качество образования повысить. Что, все в школах так не очень хорошо? Вот все-таки почему несколько раз была, педалировалась эта фраза, что именно повысить качество образования?

 

РУСЕЦКАЯ: Нет, конечно, дело не в том, что наши школы сами не справляются. Но вы понимаете, что ВУЗовский взгляд на предмет - это всегда иной взгляд. И более того, когда мы говорим о ВУЗах, мы понимаем, что всегда нужно думать еще о профориентации. То есть мы понимали, что вот такой формат - это, в том числе, новые возможности для выбора профессий и для выбора учебного заведения. И успех этого проекта еще и в этом, что родители с детьми приходят и имеют возможность, представьте, в выходной день попасть в аудитории ВУЗа, походить, познакомиться с профессорами, преподавателями этого ВУЗа. Поэтому она такая, знаете, задача двуединая. С одной стороны, показать, открыть учебные заведения города, показать, как в них происходит обучение, кого готовят в этих учреждениях, кто преподает в этих учреждениях, но, с другой стороны, предложить действительно новые формы дополнительного образования и досуга. Ну, то есть обречен на успех был этот проект.

 

ВЕДУЩИЙ: Нет. Вы изначально правильно заметили, что надо было еще найти преподавателя, который бы мог увлечь, который мог говорить, потому что я знаю на собственной практике, когда училась, к первокурсникам приходили уже люди, студенты, которые защищали дипломы, но они приходили на лекции преподавателей. Мы не могли, говорят, мы готовы сюда приходить 100 раз, потому что это невозможно пропустить. И это, конечно, здорово, что вот школьникам, потому что в школе все равно это некий такой сухой язык, он существует. В университете другая жизнь, другой подход, другая вообще методика общения со школьниками. А вот маленькие дети, 7-8 лет, они тоже приходят, или все-таки в основном это подростки?

 

РУСЕЦКАЯ: Такие малыши начальной школы, это скорее сейчас пока исключение из правил.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, так берут, чтобы на всякий случай были под присмотром.

 

РУСЕЦКАЯ: Да. Когда младшие дети со старшими за компанию, это тоже хорошо, это тоже здорово. Но для таких детей, для начальной школы, мне думается, что сейчас все-таки более интересен второй проект, который «Профессиональные среды». Когда на базе наших колледжей также по субботам реализуются мастер-классы по азам, скажем так, каких-то профессиональных умений и бытовых умений. Ну, для девочек домашнее хозяйство, сервис, дизайн. Для мальчиков - ремонт, строительство, ремонт каких-то бытовых приборов.

 

ВЕДУЩИЙ: Как раньше сколачивали табуретку на уроках труда?

 

РУСЕЦКАЯ: Вот, вот, вот. Но сейчас у нас, наши колледжи, все имеют хорошие мастерские, лаборатории, везде есть мастера производственного обучения, которые, собственно, реализуют этот формат. Там совсем по-другому. То есть там мастер производственного обучения рассказывает, как прикрутить ножку к той же табуретке или как правильно сервировать стол, как правильно разложить приборы, как правильно салфетки свернуть. То есть вот это для таких детей сейчас ну, более интересно что ли, с учетом их возрастной ведущей деятельности. И тут элементы игры, элементы соревнования.

 

ВЕДУЩИЙ: А сколько длятся вот эти занятия по субботам, полдня, два часа либо целый день надо планировать?

 

РУСЕЦКАЯ: Очень по-разному. Есть мероприятия, которые предполагают сначала некоторый экскурс теоретический, а потом, скажем, экскурсию куда-то, там в Планетарий, например, уже практическое наблюдение за светилами небесными. Такие мероприятия могут длиться до трех часов. Есть мероприятия традиционно на один урок длительностью, есть на полтора часа, то есть очень по-разному. Есть, скажем, кинолекторий, когда идет сначала полноценный просмотр художественного фильма из коллекции мирового кино, а потом вместе с профессионалами, с экспертами проводится беседа, разбор каких-то, в зависимости от тематики. Такие мероприятия, ну понятно, длительность  фильма около двух часов, плюс еще разбор час и более. То есть все очень по-разному.

 

ВЕДУЩИЙ: А как же вы  будете подводить итоги? Кто будет называть, кто победил? Это же очень сложно, такое разнообразие и многообразие.

 

РУСЕЦКАЯ: Во-первых, по каждому мероприятию мы составили календарь, когда будут эти конкурсные мероприятия проводиться. Сейчас у нас заявлено 9 суббот, которые претендуют стать «Лучшей субботой» этого проекта. Конечно, будет несколько критериев. Безусловно, для нас наиболее, наверное, важный - это будет мнение и оценка тех, кто посетил это мероприятие, то есть школьники, их родители. Кстати, студентов достаточное количество на этих мероприятиях. Причем студентов не ВУЗа, где проходит мероприятие, а студентов других учебных заведений. И зная о том, что где-то вот эта тема рассматривается, вот бегает у нас молодежь, да, по аудиториям в субботу, в свое свободное время для того, чтобы, как вот вы говорили, послушать либо какого-то профессора, на личность на какую-то идут, либо на какую-то тему. Поэтому, безусловно, это мнение тех, кто посмотрел это мероприятие. Это оценка наша экспертная, у нас в департаменте есть наша комиссия, которая, скажем так, определяет формат сотрудничества департамента с ВУЗами по всем проектам. Директора школ войдут в эту комиссию, они у нас обязательно представлены. Ну, и кроме того, вы знаете, что условием конкурса является еще и представление некоторого видеоматериала для архива этого проекта. Мы начали формировать архив, чтобы лучшие мероприятия остались, и была возможность посмотреть их не только тем, кто пришел, но и спустя какое-то время. Ну, вот основные три критерия: посетители, дети, наши школьники, эксперты и качество представленных материалов как бы тоже будут оценивать эксперты.

 

ВЕДУЩИЙ: Вы сказали 9 суббот. Ну, может быть, еще какие-то присоединяться. Вы можете несколько слов сказать о нескольких, чтобы иметь представление, вот за что они претендуют быть названными лучшими?

 

РУСЕЦКАЯ: Пока я могу назвать ВУЗы, которые заявились, но уже все, уже прием заявок на конкурс закончен.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, понятно.

 

РУСЕЦКАЯ: Да, сейчас до конца этого календарного года 9 наших ВУЗов ведущих крупнейших будут сражаться, соревноваться за это право. Не хочу открывать. Если можно, давайте дождемся.

 

ВЕДУЩИЙ: Жалко. Ну, хорошо, давайте дождемся, тогда уже будем итоги подводить. Как вы думаете, потом примкнут какие-то еще ВУЗы, насколько это распространится? Потому что я читала отзывы, многие неживущие в Москве, этому опыту завидуют: да, это здорово. Но в Москве просто такой потенциал. Где деревня, где село, естественно, там такого не проведешь. Но им тоже интересно, потому что хоть какая-то информация, обмен через интернет, она присутствует?

 

РУСЕЦКАЯ: Да. Вот чем хорош этот проект, что у него широкие перспективы развития. И то, о чем вы говорите, мы об этом уже сейчас думаем. Конечно, нужно сделать не просто архив. Да, архив - это хорошо, лучших видеолекций. Но, наверное, можно говорить с ВУЗами, обсуждать технические условия, чтобы эти мероприятия транслировались сразу в интернет. И чтобы в любой точке нашей страны и не только нашей страны была возможность стать участником, путь дистанционным, но, тем не менее, участником этой университетской среды. Мне кажется, что это просто правильно, здорово. Хотя, действительно, вы говорите, такого количества ВУЗов, как в Москве, наверное, другого города такого нет у нас в стране. Но, тем не менее, можно же также распределять, сетевым способом, скажем, охватывать. Во всех регионах есть сегодня крупные ВУЗы, ведущие ВУЗы, они должны стать просто застрельщиком этой идеи, потянутся дальше. Потому что вот даже сейчас 33 ВУЗа у нас есть и каждую  неделю поступают какие-то предложения с просьбой включить, дополнить этот перечень.

 

ВЕДУЩИЙ: А аутсайдеры есть у вас в этом списке, которые не оправдали, либо программа их неинтересная, либо педагоги относятся: ой, скорей  бы я провел и пошел бы домой отдыхать, студенты потенциальные мне надоели?

 

РУСЕЦКАЯ: Вы знаете, с одной стороны, здесь как в олимпиаде. Здесь победа - сложно сказать, в чем она, победа, и где щелкнет, где, когда, какой ребенок найдет своего педагога и сделает свой выбор ВУЗа и профессии. Да, можно сказать, мы, конечно, анализируем ситуацию. И можно признаться, что некоторый формат пока оказывается не очень адекватен аудитории. Мы работаем с этими ВУЗами, говорим им о том, что недоработана тематика.

 

ВЕДУЩИЙ: В чем-то просчет?

 

РУСЕЦКАЯ: Да. То есть мы им рассказываем, что где-то это просто ошибки менеджмента. Скажем, не очень удачная аудитория, техническое оснащение. То есть сама тема - замечательная, а технические возможности не позволят либо подключить какие-то приборы, либо демонстрировать визуализацию этой лекции. Бывают ситуации, когда и лектор не очень подобран, все-таки такой очень академический сухой стиль изложения. Все-таки детям хотелось бы несколько другой вариант. Все это мы анализируем, но проект только начался. Поэтому, естественно, мы учимся, по ходу и ВУЗам подсказываем, вместе находим какие-то решения. Я думаю, это нормальный процесс такого обучения, развития.

 

ВЕДУЩИЙ: А насколько реально отследить, повысится ли число поступающих в этот ВУЗ после того, как они побывали на этих субботах?

 

РУСЕЦКАЯ: Есть у нас такая задача. Это интересная на самом деле будет история, если это отследить. Технически такая возможность есть. Потому что дети наши как бы регистрируются на эти субботы через портал, они записываются. Ну, это нужно для обеспечения безопасности прохода в Высшие учебные заведения. То есть на охране у нас всегда есть списки тех, кто придет, для того, чтобы охранник понимал, кто приходит, зачем, куда, чтобы встретили, проводили и так далее. Но мы думаем о том, чтобы активное участие в этих «Университетских субботах» включать и в портфолио, в электронное портфолио учеников. Есть такой проект. Он сейчас разрабатывается. И у каждого школьника, скажем так, свой электронный кабинет, где за годы обучения в школе накапливаются все его достижения, все его достижения и образовательные, и в социокультурной деятельности. Поэтому можно это решить технически. И мы об этом думаем. Хорошо было бы, чтобы активное участие в «Университетских субботах» прописывалось в этом портфолио, и тогда даже можно будет отследить. Потому что база позволяет. Мы отслеживаем движение всего контингента, то есть движение каждого обучающегося, куда он после школы поступил, в какой колледж, в какой ВУЗ, это мы уже сегодня в Москве - Департамент информационных технологий такую возможность нам предоставляет. Поэтому технически это несложно. Ну, дождемся первых результатов поступления. 

 

ВЕДУЩИЙ: Да. Потому что, конечно, любопытно, чтобы все это втуне не пропадало. И хорошо ходить за знаниями, расширять кругозор, но хотелось бы, чтобы это воплотилось в какое-то конкретное…

 

РУСЕЦКАЯ: Но другое дело, что мы понимаем, что результаты все-таки будут достаточно отсроченные.

 

ВЕДУЩИЙ: Конечно.

 

РУСЕЦКАЯ: Ясно мы понимаем, что 11-й класс - это все-таки уже тот возраст, когда выбрали, куда они будут поступать.  Идет уже активная подготовка. Ну, как правило. А выбор профессии - это все-таки, ну, где-то, наверное, 8-9 классы. Поэтому вот дождаться, когда 8-9-классники поступят, нам надо еще несколько лет с вами этот мониторинг вести.

 

ВЕДУЩИЙ: Но все равно, как бы задел хороший и будет дальше продолжаться. А вот такой момент. Это сейчас, я так понимаю, бесплатно? И бесплатность эта сохранится?

 

РУСЕЦКАЯ: Конечно.

 

ВЕДУЩИЙ: Потому что в принципе посыл-то здесь тоже главное?

 

РУСЕЦКАЯ: Да, это основное. Вот мы делаем ставку на то, что для москвичей это абсолютно бесплатно, открыто, доступно, пожалуйста, для всех.

 

ВЕДУЩИЙ: А если кто-то приехать хочет из Подмосковья ближайшего?

 

РУСЕЦКАЯ: Пожалуйста, регистрация через портал Департамента образования, но, конечно, пожалуйста.

 

ВЕДУЩИЙ: Все это возможно?

 

РУСЕЦКАЯ: Да.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, а вот по поводу какого-то содружества. Например, Москва и Питер всегда ревностно относятся к каким-то таким новым веяниям. Вот оттуда никаких еще вестей не приходило?

 

РУСЕЦКАЯ: Нет пока. Предложений никаких нет. Вообще никакого резонанса пока из Санкт-Петербурга нет. Ну, может быть, не знаю, наблюдают, чем закончится, как будет развиваться.

 

ВЕДУЩИЙ: Я думаю, что развиваться-то будет. А вот эти «Университетские субботы» - это как бы звено такой цепочки по поводу профориентации. У вас есть что-то в планах, чтобы еще больше школьников приблизить к ВУЗу, чтобы они более конкретно знали, что они хотят? Но об этом мы уже будем говорить в следующей программе, когда будем, наверное, уже подводить итоги, потому что время программы подошло к концу. Маргарита Николаевна, я благодарю вас за участие.

Маяк. Москва. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация