Картинка

Маяк. Москва 06.11.2013 - О модернизации московского кинопроката

6 ноября 2013, 16:00

Персоны

Москва продает кинотеатры. На первый аукцион, который назначен на 6 декабря, предлагают 2 лота, по 5 объектов в каждом. В первый войдут кинотеатры "Бирюсинка", "Волга", "Киргизия", "София" и "Электрон".

 

По условиям торгов новые владельцы должны будут модернизировать здания или снести их, построив новые в течение трех лет. С условием: треть общей площади зданий должна сохранить культурно-просветительское назначение. Например, в кинотеатрах могут появиться спортзалы, кружки, секции. О модернизации московского кинопроката рассказывает заместитель руководителя Департамента городского имущества Владимир Игоревич Погребенко. Ведущий - Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - заместитель руководителя Департамента городского имущества Владимир Игоревич Погребенко. Мы будем говорить о модернизации городского проката. Как известно, на аукцион выставлены кинотеатры. Всего их будет 39. И первый аукцион состоится, по-моему, 6 декабря. И будут 5 кинотеатров. Я их перечислю: «Бирюсинка», «Волга», «Киргизия», «София» и «Электрон».

 

ПОГРЕБЕНКО: Не совсем. Соответственно 6 декабря будет опубликовано, точнее, уже опубликовано и состоятся аукционы по двум лотам. Всего десять кинотеатров. Два лота, каждый из которых состоит из пяти кинотеатров.

 

ВЕДУЩИЙ: Те кинотеатры, которые я перечислила, они в эти лотах есть?

 

ПОГРЕБЕНКО: Да, да.

 

ВЕДУЩИЙ: Я хотела уточнить. Вот эти кинотеатры, они все относятся к каким-то организациям, либо ГУП «Московское кино»? Во всяком случае, я точно знаю, что «Бирюсинка» и «Волга» оттуда. И когда у нас в гостях был Анна Пендраковская, она говорила, в частности, об этих кинотеатрах, что и «Бирюсинка», и «Волга» - это как бы для своего округа такой культурный очаг, туда в основном ходят смотреть кино. Если их закроют, что будет? Куда будут зрители ходить?

 

ПОГРЕБЕНКО: Ну, смотрите. Тогда, когда все кинотеатры города Москвы делились на две группы, первая - кинотеатры направляются на продажу, вторая, которые запланировано оставить в собственности у города Москвы. Соответственно есть государственное бюджетное учреждение, которое находится в ведомственной принадлежности Департамента культуры. Все кинотеатры, которые было принято решение сохранить, они были соответственно юридически переведены в данное бюджетное учреждение. Соответственно есть подведомственной отраслевой принадлежности департамент у городского имущества, куда были в свою очередь переведены все кинотеатры, которые подлежат продаже. Таким образом, было сделано как бы четкое разделение по объектам, что на продажу, что остается в собственности города.

 

ВЕДУЩИЙ: Естественно, когда вопрос возник, почему на продажу, был достаточно стандартный ответ: потому что не выполняют свои функции, они старые, либо вообще там кино не крутят. Поэтому их продаем. Я не все смогла отследить кинотеатры, но вот несколько, во всяком случае, вот информация в интернете. В частности, что написано про «Электрон». Это кинотеатр в Зеленограде, оснащен по последнему слову техники, просторный зал, оборудованный комфортабельными креслами, рассчитан на 668 мест, включает большую vip-зону. Интерьер фойе второго этажа соответствует названию кинотеатра, напоминает эпоху 1960-х годов, когда человечество стремилось к звездам и научным открытиям. И про кинотеатр «Киргизия». Он стал известным уже в 1970-е годы, когда начал принимать кинофестивали и проводить Недели фильмов зарубежных стран. Позднее кинотеатр «Киргизия» был закрыт на реконструкцию, которая была закончена в августе 2003 года, и считается одним из лучших кинотеатров Москвы, состоит из семи кинозалов. И, в общем, дальше идет, какой он замечательный. То есть получается, что не только старые кинотеатры, не только там, где кино не показывают, но и хорошие кинотеатры, которые соответствуют современным требованиям, куда ходят зрители, они тоже выставляются на продажу?

 

ПОГРЕБЕНКО: Да. Соответственно вот те два лота, о которых мы говорим и которые были сформированы, они состоят из двух видов объектов. Первые - это так называемые ликвидные, вторые - менее ликвидные. То есть, грубо говоря, можно разделить их на работающие и неработающие, как одна из характеристик. Соответственно было такое разделение сделано для того, чтобы инвестору лот был более привлекателен, чтобы он понимал, что он может взять, например, один кинотеатр, и он закрыт, и он понимает, что он будет его реконструировать, и денег он с него получать в первые несколько лет не сможет, пока будет ремонтировать и реконструировать. Но при этом у него есть в том же лоте другой кинотеатр, который ему не надо закрывать, ему не надо его реконструировать, его не надо перестраивать, не надо увеличивать в два раза объем данного здания, и не то что не надо, это будет запрещено теми документами, которые утверждены правительством города Москвы. Но у него сразу идет определенный финансовый поток, за счет которого он может финансировать свою деятельность.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть получается, вы сделали как бы с неким обременением? То есть вы даете вроде как и курицу, которая несет золотые яйца, и в то же время пустышку?

 

ПОГРЕБЕНКО: Ну, я бы пустышкой ее не назвал, поскольку каждый кинотеатр, он был пройден, и архитектура его смотрела, и градостроительная земельная комиссия его смотрела, и соответственно по каждому кинотеатру и публичные слушания с участием населения соответственно в префектурах проходили по каждому из этих 10 кинотеатров.

 

ВЕДУЩИЙ: Во всяком случае, в Зеленограде народ очень возмущался, что «Электрон» будут закрывать, хороший кинотеатр.

 

ПОГРЕБЕНКО: Ну, коллеги, давайте объективно скажем, где-то люди возмущаются, а где-то они не возмущаются. Поэтому кто-то может возмущаться, а кто-то наоборот будет рад. То есть, если говорить про Зеленоград, и как вы говорите, что отреставрированный новый кинотеатр, никто не планирует его к закрытию, никто не планирует на его месте делать торговый центр, никто не планирует его сносить, таких планов совершенно нет. На каждый кинотеатр был выпущен градостроительный план земельного участка, который предусматривает те объемы, в которых данное здание может существовать, соответственно где-то эти ТЭПы были увеличены, где-то они были сохранены в тех объемах, которые есть сейчас. Естественно, уменьшить нигде практически возможности такой не было, поскольку там отрезать два этажа у здания невозможно. И было выдано соответственно назначение на каждый объект. 30% - это культурно-просветительская функция должна быть, остальная 70 - должна быть иная. В каждом конкретном случае все кинотеатры, в том числе из этих 10 были рассмотрены, принято решение, что такое 70% иная? 70% иная - это совершенно не значит, что там офисы и торговля. В большинстве случаев, если посмотреть конкурсную документацию на эти два лота, 10 кинотеатров, в большинстве случаев на эти кинотеатры 70% - это так называемая спортивно-рекреационная и лечебно-оздоровительная.  Поэтому о торговых центрах в принципе речи никакой не идет.

 

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Но пока я о них даже не заговаривала. Вы сами начали эту тему.

 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Эльвира. Я хотела вот что сказать. Мне кажется, что вообще продавать, тем более в наше время, нельзя. Это просто кощунство. Тем более Никита Михалков в последнее время обращается к правительству с просьбой, чтобы открыть новые и прочее. Я думаю, много денег вы не заработаете, но у людей должен быть какой-то очаг культуры. И кинотеатры вполне могут… Вы лучше потратьте эти деньги, которые в Новую Москву сейчас, почему-то все туда уходит, а вот на нас, москвичей, которые родились и выросли в Москве, внимание вообще не обращается. Мне кажется, что нужно вообще приостановить любую продажу кинотеатров в городе Москве, в Старой Москве. Вот про Новую Москву ничего не буду говорить, не знаю.

 

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Ваше мнение нам очень важно, интересно. Владимир Игоревич, будьте добры, прокомментируйте.

 

ПОГРЕБЕНКО: Во-первых, я бы сказал, что самое название, то что Москва продает кинотеатры, это можно с моей точки зрения сказать в «кавычках», потому что половина из этих объектов - это так называемые бывшие кинотеатры. Если стоит объект недвижимости, который заколочен, закрыт, и в течение последних 15 лет не работает…

 

ВЕДУЩИЙ: Это какие, можно из этого списка назвать?

 

ПОГРЕБЕНКО: Я, честно говоря, по названию сейчас не готов конкретно прокомментировать. Но действительно такие среди тех 39, которые есть, будут проданы, действительно, как минимум, половина таких есть. Я только что разговаривал с вашей коллегой, которая как раз задала вопрос. В том районе, в котором она жила раньше, есть кинотеатр «Тбилиси», который уже несколько лет стоит заколоченный, закрытый и ничего там не происходит. Вот назвать это кинотеатром, наверное, достаточно сложно. Осталось только одно слово - кинотеатр. Поэтому в любом случае, когда мы говорим о продаже такого объекта недвижимости и соответственно в плане его реконструкции, с четко предусмотренным ГПЗУ, о котором я говорил, и конкретными сроками строительства, то речь наоборот идет о том, что мы хотим открыть эти объекты именно для населения города. И сделать их, как мы считаем, некими точками притяжения именно для населения этих районов и округов, чтобы люди в эти объекты ходили либо продолжали ходить. Никто не говорит об их закрытии.

 

ВЕДУЩИЙ: Но, тем не менее, «Электрон» с 20 мая уже не работает. И он, кстати, принадлежал, был сдан в аренду на 25 лет компании «Карофильм менеджмент». Пришлось договор расторгать. Зачем вот такие юридические сложности? Можно было, например, тот же «Тбилиси» взять?

 

ПОГРЕБЕНКО: Ну, честно говоря, я не готов сейчас прокомментировать ситуацию с расторжением договора. Никто никаких расторжений под продажу этого аукциона тоже, надо сказать, не делал. Мы продаем объекты в том виде, как юридических, так и фактических, которые существуют на сегодняшний момент. Инвесторы должны понимать, что если есть арендаторы, которые сидят в данных зданиях на законных основаниях, мы никого не выгоняем, мы ни с кем договора не расторгаем.  А все эти обременения с продажи объекта недвижимости перейдут соответственно к новому владельцу здания.

 

ВЕДУЩИЙ: Владимир Игоревич, я предлагаю вам и нашим радиослушателям послушать небольшой комментарий Даниила Борисовича Дондурея, это российский культуролог и главный редактор журнала «Искусство кино». По нашей просьбе наш корреспондент Ксения Крихели позвонила ему и взяла небольшой комментарий. Давайте послушаем.

 

ДОНДУРЕЙ: Изменились функции кино. Не нужны были залы сегодня по 800-1000 мест, а нужно 10 залов по 100 мест. Эти кинотеатры не приносят, особенно с одним залом, те доходы, которые могли бы принести торговые центры или центры, продающие зарубежные автомашины. Даже парикмахерские по 200 долларов за стрижку более выгодны городу, бизнесу, чем какой-то там культурный центр. Главным является услуга, а не благо. Собственно так же, как Московский фестиваль, хотят где-то рядом с Лужниками построить, сразу же оговорится не о том, какие будут программы, сколько там будет тысяч людей, сразу говорят, нам нужны гостиницы, бизнес-структуры, торговые площади. На Московский фестиваль нам нужно несколько залов величиной, предположим, 7-8 тысяч метров и еще 35-40 тысяч метров пристройки. То же самое будет и здесь. Я в этом абсолютно убежден. Особенно там, где нет центра города. У меня большое сомнение, что жители гигантского мегаполиса, в его окраинах, им будут подарены перестроенные, осовремененные, превращенные в 10-зальные, 15-зальные культурные комплексы. В это глубоко не верю. А если это произойдет, я буду петь осанну, всюду хвалить руководителей нашего города: вот Москва, дает же пример культурной гуманитарной политики.

 

ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста. Так даем пример культурной гуманитарной политики?

 

ПОГРЕБЕНКО: Но, честно говоря, при всем уважении, относительно того, что было сказано. Если коллега подскажет места, где в спальных районах можно открыть парикмахерскую, за шесть тысяч рублей подстричься.

 

ВЕДУЩИЙ: Нет, ну подстричься-то можно намного дешевле, не за шесть тысяч рублей.

 

ПОГРЕБЕНКО: Нет, ну коллега говорит о том, что на этих местах откроют парикмахерские, где люди будут за шесть тысяч рублей стричься, поскольку это приносит больше денег, чем кинотеатр. Если такие места есть, то мы готовы, я от Департамента городского имущества, наверное, выскажусь, мы готовы взять список этих мест и просто открыть там помещения,  расторговать под аренду, поскольку я-то понимаю, что ставка аренды, по которой мы сдаем сейчас, если придут такие арендаторы из центра в спальные районы, то, наверное, город сможет много денег на них заработать. Но как бы таким образом ставить вопрос, что будет перестройка с ныне существующих, например, пяти тысяч на дести многозальные  «Ашаны», как бы это абсурд, потому что, если кому-то интересно, он может взять градостроительные планы земельного участка. И там написано, что нельзя на этом земельном участке построить больше объемов предусмотренных. Если есть по определенному зданию сейчас объем шесть тысяч квадратных метров и в ГПЗУ указано, что больше шести тысяч квадратных метров построить нельзя, значит, нельзя там построить «Ашан». Поэтому говорить о том, что будут открыты… И нельзя построить там не только «Ашан» или там какой-то огромный центр, а нельзя будет построить и офисный центр, административное здание, либо что-то еще. Можно будет построить только то, что предусмотрено градостроительным планом земельного участка. Поэтому он и был выпущен, чтобы город мог контролировать при отчуждении этих объектов, то, что будет строиться на данной территории.

 

ВЕДУЩИЙ: Вот по поводу контролировать - это хорошо. Но мы все знаем случаи, когда, например, было заявлено пятиэтажное здание, какой-либо торговый центр, и вдруг вырастает еще пять этажей, их не сносят, он прекрасно функционирует. Ну, дай бог, чтобы действительно то, что было заявлено, то и было построено.  Идея по поводу вот этих кинотеатров, я считаю, что есть в ней ценное зерно, если, например, какие-то кинотеатры, даже, может быть, было не продавать, а просто сразу их переустроить под какие-то культурные досуговые центры. Можно вспомнить пример с кинотеатром «Ханой», что в Ясенево. Его закрыли. Теперь там театральные кружки, хореографические секции. То есть они сделали досуговый центр для детей. Его не продавали, его не выставляли на аукцион. Возможно, можно было бы как-то поступить и вот с некоторыми кинотеатрами, которые вошли в эти лоты, точно также?

 

ПОГРЕБЕНКО: Именно так с ними и поступят. По тем кинотеатрам, которые заявлены к продаже, еще раз повторюсь, 30% - культурно-просветительская функция. Она предполагает, что на 30% площади данного объекта должен быть кинотеатр либо, в том числе, должна быть какая-то иная культурно-просветительская функция. Под иной культурно-просветительской функцией понимается, в том числе, музей, кружки, детские либо взрослые, какие-либо угодно, выставочные какие-то мероприятия, выставки, я не знаю, фото-, картины и так далее, и тому подобное. Честно говоря, под эту функцию даже подпадают библиотеки.

 

ВЕДУЩИЙ: Но инвестор тогда должен быть культурным человеком. Он должен разбираться в культурной политике. Но мне кажется, этому не всегда может соответствовать инвестор, поставить знак равенства и перечисленные все эти функции?

 

ПОГРЕБЕНКО: Безусловно, не всегда. Но поверьте, с теми инвесторами, которые, например, приходили к нам, то у них нет цели опять же застроить все торговыми площадями. У них есть цель создать, безусловно, финансово-доходный для них проект, но при этом сделать опять же проект интересный, чтобы он приносил, понятное дело, прибыль, но и чтобы это была не просто торговля, а чтобы это были определенные места, куда действительно население, вместо того, чтобы ехать в центр куда-то в кинотеатр, например, или в музей, может в шаговой доступности дойти до этих объектов и провести там всей семьей время.

 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Владимир Игоревич, расскажите, пожалуйста. Сейчас вы продаете в итоге эти кинотеатры, а когда уже можно будет ходить во что-то новое, если там, например, будет какая-то выставка или какой-то музей, может быть? Вы уже знаете, когда можно будет реально прийти и гражданам туда, нам, мне?

 

ПОГРЕБЕНКО: Смотрите, опять же. Про те кинотеатры, которые сейчас функционируют и никто их не планирует переустраивать, то соответственно в них можно будет продолжать ходить, как люди и ходили. Те кинотеатры, которые подлежат реконструкции, и они сейчас не работают, и их планируют ввести в эксплуатацию, мы, помимо того, что сделали ГПЗУ, которое предусматривает, что там можно сделать, мы предусмотрели четкие сроки того, сколько инвестор должен делать. Соответственно в аукционной документации, которая опубликована в тендерном комитете, помимо договора купли-продажи здания, лежит дополнительное соглашение между инвестором и Департаментом городского имущества к договору аренды земли. Соответственно, если в данный момент у ГУПа, который владеет всеми этими зданиями, в договоре аренды прописано, что земля представляется под эксплуатацию, то одновременно с продажей здания инвестор должен будет заключить с департаментом дополнительное соглашение о предоставлении данного земельного участка уже под проектирование и строительство. Соответственно у инвестора по сути дела потечет срок, в течение которого он должен будет отремонтировать, построить и ввести этот объект в эксплуатацию, и у него будет совершенно иная плата браться по этому дополнительному соглашению. Поэтому всем надо понимать, что это сделано было только с одной целью. Мы не хотим продать объекты, чтобы они стояли еще, те, которые не работают, по крайней мере, в том виде, энное количество лет, и люди не могли туда ходить. Мы хотим, чтобы как можно в более короткие сроки инвесторы эти отреконструировали, ввели в эксплуатацию, и люди начали их посещать. Мы не хотим, чтобы эти объекты опять же какой-то инвестор купил, держал 10 лет ради перепродажи, когда он найдет, кому можно втридорога или по какой-то завышенной цене продать этот объект. Поэтому у него сразу начинает течь срок и за изменение назначения земельного участка под проектирование и строительство. Соответственно тогда надо понимать, что инвестора, когда у него уже начинаются расходы, то он должен понимать, каким образом он их будет компенсировать. Соответственно, чем быстрее он введет объект в эксплуатацию, сделает на части площадей под присмотром ГПЗУ выставки, кинотеатры и так далее, на части площади, опять же, если брать вот нынешние кинотеатры, какие-то, спортзал, медицинский центр или еще что-то, и таким образом, начнет отбивать свои доходы, тем быстрее он свои инвестиции вернет.

 

ВЕДУЩИЙ: Владимир Игоревич, но ведь сначала были планы реконструировать кинотеатры за счет городского бюджета, в том числе «Волга» и «Бирюсинка», они даже проходили экспертизу и были проекты, и почему-то все равно их выставляют на лот. То есть город совершенно отказался от финансирования этой затеи?

 

ПОГРЕБЕНКО: Нет, город совершенно не решил отказаться целиком от финансирования этой затеи, но с нашей точки зрения и с точки зрения Департамента культуры, 70 с лишним кинотеатров, которые находятся в собственности города Москвы, это, честно говоря, наверное, многовато. Часть кинотеатров, которая не работает, тут, наверное, обсуждать нечего, все понятно, почему мы их направили на продажу. Остальные кинотеатры действуют, с нашей точки зрения, в так называемом коммерческом рынке, конкурентном рынке. Поэтому оставлять их в собственности города, с нашей точки зрения, никакого смысла нет.  Они как работают на конкурентном рынке, так и продолжат работать на конкурентном рынке с новым инвестором. И присутствие города в них совершенно не необходимо. Часть кинотеатров при этом, тоже я хотел бы обратить внимание, я уже тоже неоднократно на это обращал внимание, что мы продаем далеко не обязательно какие-то самые ликвидные или самые дорогие кинотеатры. Например, есть кинотеатры, которые, принято решение, оставить в собственности города и ремонтировать, и реконструировать. В данном случае можно привести «Художественный», который в данный момент закрыт на реконструкцию. И хотя все понимают, наверное, что это кинотеатр в центре города, что как раз если бы город хотел исключительно заработать на данных всех мероприятиях по продаже исключительно деньги, и все вопросы другие не интересовали, то мы бы как раз, наверное, запустили все эти самые ликвидные проекты в продажу.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, я думаю, что все-таки вы бы, наверное, себе не позволили ни «Художественный», ни «Иллюзион» пустить с торгов. Все-таки это исторические здания, это, в общем-то, в какой-то степени лицо Москвы.

 

ПОГРЕБЕНКО: Абсолютно с вами согласен. Именно поэтому надо понять, что мы не просто приняли решение продать кинотеатры, а мы провели четкий отбор, какие кинотеатры, с нашей точки зрения, опять же можно продать, какие кинотеатры необходимо оставить в собственности города. Несомненно были оставлены, как я сказал, ряд кинотеатров, несколько десятков, почти 40 кинотеатров, которые закреплены за государственными бюджетными учреждениями культуры. Там продолжаются и кружки, которые в данный момент существуют, и показывают и социальное, и детское, и юношеское кино, и никто их совершенно закрывать не собирается, а наоборот планирует развивать, чтобы они работали, и люди туда ходили.

 

ВЕДУЩИЙ: Владимир Игоревич, вот тоже информация прошла, что на 14 ноября назначены торги по продаже 40% уставного капитала ОАО киноцентр «Октябрь»?

 

ПОГРЕБЕНКО: Да.

 

ВЕДУЩИЙ: И что будет в итоге?

 

ПОГРЕБЕНКО: Ну, опять же кинотеатр «Октябрь». Во-первых, надо сказать, что город Москва продает 40%, которые имеет в акционерном обществе киноцентр «Октябрь». Поэтому город своими 40% никоим образом деятельность данного кинотеатра контролировать не может и решающее мнение тоже по всем вопросам принимать не может, поскольку это в рамках акционерного законодательства.

 

ВЕДУЩИЙ: Владимир Игоревич, спасибо, что ответили на вопросы.

Маяк. Москва. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация