Картинка

Маяк. Москва 14.11.2013 - Что представляет собой инфраструктура обслуживания УЭК

14 ноября 2013, 16:00

Персоны

Многие москвичи уже привыкли использовать универсальную электронную карту как полис медицинского страхования или транспортную карту. Однако реализация проекта "Универсальная электронная карта" по-прежнему остается востребованной. Ведь готовится закон об электронном паспорте нового поколения, который, как уже известно, будет приниматься в инфраструктуре обслуживания УЭК. Что представляет собой эта инфраструктура, и как будет совмещаться с ней паспорт? На вопросы отвечает вице-президент ОАО "УЭК" Дмитрий Валентинович Тер-Степанов. Ведущий - Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - вице-президент ОАО "УЭК" Дмитрий Валентинович Тер-Степанов. Сегодня мы будем говорить об электронном паспорте, о новых возможностях для пользователей универсальной электронной картой. По поводу универсальных электронных карт есть различные мнения. Многие считают, что этот проект 100% себя не оправдал и в чем-то даже провалился. Несмотря на это, электронный паспорт, но тут уже никуда не денешься, и господин Медведев сказал, что к 2015 году у россиян должны быть электронные паспорта. Вот давайте внесем ясность, все-таки когда они у нас появятся, и какие возможности электронной карты перейдут к нему?

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: На данный момент планируется, что электронный паспорт появится на территории Российской Федерации в 2015 году. Но граждане всей страны смогут получать электронный паспорт только с 2016 года, потому что в 2015 году, видимо, будет паспорт выдаваться только в пилотных регионах. На данный момент идет по этому поводу дискуссия и определяются конкретные сроки введения паспорта, и какие конкретно регионы станут пилотными.

 

ВЕДУЩИЙ: Электронный паспорт, он заменит наш привычный?

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Да, безусловно. Не будет такой ситуации, при которой человек будет иметь два документа. Старый документ, бумажный, к которому мы привыкли, он уйдет в прошлое. Соответственно человек может получить электронный паспорт, на котором будет размещен микрочип, носитель информации, и который позволит не так, как раньше нам, обычно предъявляя паспорт, получать государственные услуги, но также получать их в электронной среде.

 

ВЕДУЩИЙ: Информация. Мы привыкли, у нас есть графа «семейное положение», «прописка», что получен новый загранпаспорт, воинская обязанность. Какая информация перейдет на этот электронный документ?

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Электронный документ, паспорт, будущая идентификационная карта будет содержать все необходимые идентификаторы для общения со всеми государственными базами. Информация, необходимая в общении, часть информации будет записана на сам паспорт для общения с государственными органами соответственно, часть информации будет размещаться в государственных базах соответствующих, ключ к которым будет в форме электронного паспорта. То есть вы приходите с паспортом в государственный орган, предъявляете его, и с помощью специальных сервисов информационных государственный орган по мере необходимости получает о вас информацию, ему необходимую, и права на получение которой он имеет. В этом случае ваша информация даже существенно более защищена, чем при общении с обычным паспортом, когда каждый может посмотреть все строки,  заполненные в паспорте.

 

ВЕДУЩИЙ: По поводу защищенности информации можно, конечно, и поспорить, потому что знаем, постоянно базы выбрасываются в интернет, и можно себя найти там, где совершенно не ожидаешь. Поэтому, ну, защищенный, хорошо, поверим на слово, а потом, как говорится, проверим. Когда человек хочет внести какие-то изменения в свой паспорт, например, паспортистка не вписала в графу, что человек был женат или у него дети, он приходит и говорит, ну, допишите мне, пожалуйста, штампик поставьте, здесь возможно будет какую-то информацию довнести, либо это такой жесткий достаточно документ? Вот все, у него информация есть, печать есть, вперед, и никаких мы больше изменений допускать не будем?

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Вы знаете, я вообще не хотел бы сейчас забегать вперед и говорить о том, какие конкретно решения будут приняты по поводу того, в рамках каких процессов и процедур будет использоваться паспорт.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть это пока все в проекте, в разработке?

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: В настоящее время как раз это разрабатывается. И очень большая роль в этом проекте и выработке тех механизмов, как будет использоваться паспорт, отведена Федеральной миграционной службе. Поэтому мы с ними здесь находимся во взаимопонимании, как-то пытаемся помогать коллегам, может быть, больше советом. А конкретно то, как это будет выглядеть, будет зависеть в первую очередь, конечно, от Федеральной миграционной службы. Значит, наша цель главная, которую мы перед собой ставим, передать все то лучшее, что наработано в рамках проекта внедрения универсальных электронных карт. Ведь сейчас уже универсальная электронная карта, она является таким определенным прообразом будущего электронного паспорта. Уже с ней сейчас можно получать большинство государственных услуг в электронном виде. Она уже содержит на себе электронную цифровую подпись, которая позволяет подавать, не просто зайти на сайт, но еще и подать юридически значимые заявления, на которые государственные органы просто будут обязаны реагировать. Соответственно она позволяет сразу же оплатить услуги. То есть любая операция, она не разваливается на две у вас разных операции, когда вы приходите в государственный орган отдельно, пишите заявление, отдельно идете в какой-нибудь коммерческий банк, там, например, в Сбербанк, как мы привыкли, с квитанцией оплачивать. А это все может происходить в одну операцию. Вы сидите перед персональным компьютером, вставили универсальную электронную карту в картридер, и сразу же и подписываете заявление на услугу, получаете эту услугу и сразу же ее оплачиваете.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть такой становишься мини-Цицерон современный?

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Да, может быть.

 

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Дмитрий Валентинович, вот все-таки мне не до конца понятно. Вы сказали, что электронная карта будет в какой-то степени как платежный документ что ли, если можно воспользоваться какими-то услугами?

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Она уже сейчас является платежным документом, уже сейчас можно во всей инфраструктуре банков-участников нашего проекта соответственно расплачиваться картой, можно получать деньги, снимать в банкоматах. Она полностью тот же функционал имеет, что и любая другая банковская карта. И что важно, эта карточка, она заменяет собой не просто банковскую карточку, потому что достаточно много существует аналогичных проектов по записи электронной цифровой подписи на банковские карты. Она еще является и полисом обязательного медицинского страхования, и одновременно свидетельством пенсионного страхования. То есть она позволяет не только совершать услуги как банковская карта, не только получать госуслуги при доступе на портал государственных услуг, например, но еще и в поликлинике. То есть вы можете прийти с ней, записаться к врачу, получить медпомощь. Когда вы устраиваетесь на работу, вы должны предъявить зелененькое свидетельство, к которому вы привыкли, на котором указан…

 

ВЕДУЩИЙ: Пенсионное.

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Да, пенсионное, совершенно верно. Все эти документы заменяет одна карточка. То есть вы приходите с ней, устраиваетесь на работу. На нее же можете получать заработную плату. С ней же ходите в поликлиники. Она построена таким образом, чтобы заменить весь тот ворох документов, который у нас носился раньше человеком. И что важно, когда произойдет объединение документов, бумажного паспорта и превращение его в электронный носитель информации, вот этот весь функционал, он будет доступен при обращении с электронным паспортом. И тогда вам даже и паспорт с собой носить больше не нужно будет. У вас будет единый документ, который вам позволит во всей государственной структуре получать услуги неограниченно. 

 

ВЕДУЩИЙ: Все это красиво, конечно, расписано, но юридически вот этот пластик, он как-то закреплен. Например, меня останавливает автоинспектор. И я просто ему показываю как удостоверение личности вот эту универсальную электронную карту. Он посмотрит на меня и скажет: девушка, извините, давайте-ка мне права, я вообще не знаю, что это за бумажка? И все, и не примет ее. Это является каким-то документом юридически законным?

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Безусловно, является юридическим документом для тех услуг, которые я назвал, это полис ОМС и свидетельство пенсионного страхования.

 

ВЕДУЩИЙ: А сфера расширяться не будет?

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: На данный момент сейчас нет в этом необходимости, потому что уже сейчас принято решение о переходе к электронному паспорту. То есть вот как раз расширение функционала, оно связано с приданием документу статуса удостоверения личности. У нас единственным документом, удостоверяющим личность, является все-таки паспорт. И мы на это ориентируемся, и на это ориентируется соответственно правительство при принятии решений. Поэтому вот сейчас расширить функционал - это значит попытаться какие-то функции забрать у паспорта. Это неправильный подход, с нашей точки зрения. Гораздо более важный подход - это когда мы наш текущий, переведя его в формат электронной карты, его дооснастим дополнительным функционалом.

 

ВЕДУЩИЙ: Все это, тем не менее, требует таких хороших вложений. И вот Минэкономразвития оценивало сумму затрат на запуск универсальных электронных карт на уровне 135-170 миллиардов рублей. И вот проходит время, через 3-5 лет на смену им приходит электронный паспорт. То есть это дополнительные вложения либо можно будет использовать какие-то технологии, которые уже апробированы на этой карте, и тем самым все-таки сэкономить, или же все равно придется достаточно значительную сумму вкладывать в этот проект?

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Безусловно. Сейчас проект электронного паспорта таким образом планируется построить, чтобы использовать все те наработки, которые уже осуществлены. Сам по себе проект универсальной электронной карты, он был построен по принципу частно-государственного партнерства. Финансирование проекта этого было во многом возложено на банки. И наша компания, в том числе, являясь федеральной уполномоченной организацией, она финансируется вовсе не государством, а финансируется консорциумом банков. Что ведь важно. Сейчас универсальную электронную карту можно обслуживать фактически, то есть можно получить по ней услуги фактически во всей банковской структуре, потому что основные банки, которые являются держателями инфраструктуры эквайринга… То есть вот вы приходите в магазин, вам же важно, чтобы вашу карточку приняли в магазине, чтобы не оказалось так, что вы пришли, и у вас обязательно требуют наличные деньги. Поэтому, мы когда планировали проект универсальной электронной карты, его строили таким образом, чтобы максимальное количество банков к этом проекту подключились. У нас сейчас в структуре уже 15 банков. И не все еще из них совершили техническое присоединение. Но мы уже сейчас можем для себя понимать, что уже половины где-то точек продаж, ресторанов, магазинов, уже сейчас могут принимать универсальную электронную карту. И везде, когда вы заходите в магазин или в ресторан, или в любую другую торговую точку и видите логотип "Просто", этот же логотип нанесен на вашей карте, вы можете посмотреть, сверить, если вы его видите, то соответственно вы можете расплатиться карточкой. И данная транзакция, как и любая другая банковская транзакция по карточке, она не будет вам ничего стоить. То есть вам не надо будет что-то платить сверху.

 

ВЕДУЩИЙ: Это приятно. А вот такой момент. Вот мы знаем, это в принципе тоже данность, что очень многие верующие по всей России негативно относятся ко всяким электронным таким документам. И в принципе даже в некоторых странах, где тоже хотят перейти на такие документы, пошли им навстречу. Вот я читала, что в  Молдавии выпустили паспорта старых образцов, чтобы религиозные чувства успокоить. Вот не было бы такой проблемы у вас? Не сталкивались ли вы с такими пожеланиями? И как вы на них реагировали?

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Мы, безусловно, сталкиваемся с такими пожеланиями. И специально для целей того, чтобы не насаждать информатизацию насильно людям, для того, чтобы путаться объяснять им, чтобы сделать эту услугу добровольной, в законе 210 предусмотрено право гражданина отказаться от универсальной электронной карты. Предусмотрено право, даже если он ее получил, но в какой-то момент передумал и решил, что она ему больше не нужна, его религиозные либо другие взгляды поменялись, он в любой момент может отказаться от использования карты. Это не будет связано ни с чем, ни со снижением доступности государственных услуг. То есть он сможет их также получать, как и раньше получал, спокойно приходя в учреждение, подавая необходимый комплект документов. Универсальная электронная карта - это не какой-то инструмент, который мы навязываем людям и который является единственно возможным способом получения государственных услуг.

 

ВЕДУЩИЙ: А разве с будущего года, извините, это не будет… Вот сейчас выдается по заявлению универсальная карта. А со следующего года в обязательном порядке. Это как вот, противоречие получается?

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Да. По этому поводу уже приняты решения необходимые правительством Российской Федерации. Соответствующая правительственная комиссия 19 сентября прошла под председательством Дмитрия Анатольевича Медведева. То требование, которое должно было ввестись по выдаче универсальных электронных карт всем гражданам без исключения, оно переносится минимум на год. Это связано как раз вот с тем вопросом, который вы затрагивали, важным - финансированием проекта. Потому что, если мы уже сейчас понимаем, что электронный паспорт будет вбирать все то лучшее, что есть уже в универсальной электронной карте и будет выдаваться, начиная с 2015 либо во всей стране с 2016 года, то поддерживать сразу два одинаковых носителя более-менее нет никакого экономического смысла. Это понимаем мы. Поэтому сейчас для того, чтобы продолжать развивать инфраструктуру и не останавливаться на достигнутом, мы будем продолжать выдавать универсальные электронные карты по заявлению тем гражданам, которым она нужна. Соответственно те граждане, которые не захотят, не изъявят желания сейчас, мы рассчитываем, что они смогут сразу получить электронный паспорт. А те граждане, которые уже получили универсальную карту, тем не менее, с учетом того, что электронный паспорт планируется выдавать достаточно продолжительный промежуток времени, там сейчас оценки приводятся разные, где-то до 2025 или до 2030 года, они будут обращаться до момента истечения срока их действия. Сейчас срок карты - пять лет. У нас человек сможет пять лет пользоваться картой. Через пять лет взять и пойти и получить сразу электронный паспорт.

 

ВЕДУЩИЙ: И тогда он уже будет владеть какими-то навыками владения картой, ему будет легче с электронным паспортом?

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Безусловно.

 

ВЕДУЩИЙ: Те, которые не имели таких навыков, то есть им придется чему-то научиться. Кто будет учить или же придется быть самоучкой в этом вопросе?

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Мы очень много внимания и времени уделяем проведению информационной кампании. Ведь информационные технологии - это такой процесс, который остановить нельзя. То есть он вторгается в нашу жизнь. Сначала мы пользовались вот  дисковыми телефонами, потом кнопочными научились пользоваться. Сейчас у каждого практически есть мобильный телефон. Даже старушкам у нас, престарелым людям выдают телефоны мобильные, там со специальной кнопочкой "SOS". То есть информационные технологии, они все время вторгаются в нашу жизнь, и они немножко меняют нашу жизнь. И мы вынуждены подстраиваться под это. Хотим мы этого, может быть, не хотим. Поэтому мы своей целью ставим объяснить людям, что информационные технологии - это не то, чего надо бояться.

 

ВЕДУЩИЙ: Не бяка, бука, не страшилка на ночь?

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Да.  Информационные технологии делают жизнь людей легче, легче, проще, но точно не сложнее. И точно совершенно, если у какого-то человека есть привычный ход вещей, вот он привык каждое утро вставать, вот он и должен продолжать вставать. Не должны информационные технологии мешать ему жить так, как он привык.

 

ВЕДУЩИЙ: Параллель, конечно, интересная. Так, вернемся к паспорту. Сейчас менять паспорт надо в 20, в 45 лет. Что будет с электронным паспортом. Есть ясность в этом вопросе? Конечно, приятно в 14 лет получить фотографию и на всю жизнь. Понятно, что это абсурд.

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Я бы не стал сейчас забегать и рассказывать вам о том, какие решения будут приняты. Могу вам сейчас сказать то, что находится в стадии обсуждения. Сейчас планируется, что электронный паспорт будет выдаваться практически с рождения. При этом замена, как вы правильно сказали, будет осуществляться в те сроки, которые вы называете, по аналогии с текущим паспортом. Есть определенные технологические сложности, которые необходимо решить при переходе на электронный документ. Ведь не секрет, что уже сейчас, человек, получая бумажный паспорт, может попасть под дождь, и паспорт придет в негодность. Он может просто упасть. И он такой, он подвержен износу.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, даже страницы могут затереться.

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Да, затереться страницы. Такие же проблемы будут и у электронного носителя. То есть мы понимаем, что электронный носитель. Каточка пластиковая, она существенно более защищена. Но и в этом случае должны быть обеспечены при проектировании и разработке паспорта, должны быть обеспечены такие технологии, которые позволяют пользоваться им без проблем весь срок его действия. И вот, мне кажется, что если мы эти технологии найдем, то мы сможем сохранить те же периоды и ту же периодичность в замене паспорта, которая есть сейчас.

 

ВЕДУЩИЙ: Дмитрий Валентинович, давайте еще объясним, вот вы несколько раз говорили электронная подпись. Вот что это такое, как ее применять, использовать? Поподробнее.

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Вот электронная подпись - это ужасно удобный инструмент.

 

ВЕДУЩИЙ: Ужасно… У меня сразу была другая ассоциация, хорошо, что вы продолжили, ужасно удобно.

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Почему? Многие люди, они привыкли к тому, что электронная подпись для них - это вот какой-то такой инструмент, который непонятен, который сложен. Он ничуть не сложней, чем обычная подпись. Ведь разница лишь в том, что вы ставите подпись собственноручную под бумажным документом, а электронная подпись ставится под документом электронным. И таким образом, вы этот документ для того, чтобы кому-то отправить, вам уже не надо его дополнительно сканировать. И даже, когда на той стороне государственный орган получил этот документ либо другой человек получил документ, подписанный вами электронной подписью, он не должен сверять с вашей подписью. Существует специальная информационная система, которая позволяет ему проверять, вы ли реально подписали этот документ или нет. Таким образом, любые сделки, заключаемые с использованием электронной подписи, они значительно более защищенные, чем сделки, заключаемые собственноручной подписью. И что важно. Сейчас уже электронная подпись размещена на универсальной электронной карте. И в отличие от достаточно большого количества других инструментов в получении электронной подписи, в данном случае, в случае, когда вы получаете электронную подпись вместе с универсальной электронной картой, вы 55 получаете абсолютно бесплатно. Вы бесплатно получаете УЭК. И подпись, которая записана на УЭКе, тоже для вас бесплатна. Причем закон не обязывает граждан получать электронную подпись вместе с УЭК. Если вы считаете, по каким-то опять соображениям, что для вас удобнее пользоваться наручной подписью, вы можете продолжать ею пользоваться. Но если вы все-таки хотите воспользоваться вот тем всем спектром государственных информационных систем, который сейчас строится, и получать услуги, которые можно получать дистанционно, то мы и вам, и нашим радиослушателям, безусловно, рекомендуем получить электронную подпись. Например, мой УЭК, он содержит электронную подпись, и я ею пользуюсь.

 

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. По поводу работы за рубежом? Что предназначено электронному паспорту и, в том числе, универсальной электронной карте? Есть смысл брать ее, нет смысла брать ее?

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Смотрите, ведь загранпаспорт - это такой документ, который подпадает под юрисдикцию большого количества стран. Ведь вы когда едете куда-нибудь, в Европу, например, вы же понимаете, что вам ставят соответствующую визу на соответствующем листе паспорта. Если загранпаспорт будет в виде электронной карточки, то не совсем понятно, куда эти визы ставить. Поэтому есть общепризнанный в мире формат загранпаспортов, который удобен для работы всей системе. И тут, к сожалению, мы, наверное, может быть, к сожалению, может быть, так и должно было быть, до того момента, пока во всем мире не будет построена инфраструктура электронных виз, переходить от паспорта заграничного многостраничного к паспорту в виде электронной карты, мне кажется, это будет существенно затруднено. Ну, не получится, наверное. Поэтому сейчас, нам кажется, что, наверное, не стоит замахиваться на такие вот великие прорывные вещи. Для нас первоочередным являются граждане Российской Федерации. И главное, чтобы им было удобно общаться с государственным,.. чтобы им получать услуги легко, чтобы общение с банками, с магазинами для них превращалось в такое приятное времяпрепровождение, а не в такую бюрократическую процедуру по сбору большого количества разнообразных бумажек.

 

ВЕДУЩИЙ: Я считаю, что вы сейчас дополнили список приятного времяпрепровождения  пользованием электронной универсальной картой. Это, конечно, очень интересно. Я бы хотела спросить. Вы сказали, что в принципе уже есть ограничения возможности для универсальной карты, ну понятно, чтобы все-таки и время не тратить, и мысли, и деньги. Но все-таки какие-то планы, перспективы развития, либо здесь они уже сворачиваются, потому что надо заниматься следующим проектом - электронным паспортом?

 

ТЕР-СТЕПАНОВ: Безусловно, перспективы есть. И эти перспективы во многом связаны с региональным применением универсальных электронных карт. Ведь уже сейчас во многих регионах можно воспользоваться универсальной электронной картой для проезда на транспорте. То есть уже сейчас можно прийти в кассу метрополитена и воспользоваться соответственно универсальной электронной картой как носителем билета метрополитена. Таким образом, вы не с обычной бумажкой, к которой соответственно все привыкли, проходите через турникет, а проходите со своей универсальной электронной картой. Пришли в кассу, соответственно вам туда записали поездок, и соответственно ходите уже с картой. И вы носите один документ. Вам не надо опять же носить массу документов. И таких примеров удачных по стране достаточно много. Это не только Москва. Вот есть применение региональное, связанное с использованием карты на региональных порталах государственных услуг. Там тоже встречаются очень интересные услуги, которые можно получить. Они от региона к региону различаются. Очень хороший опять же московский портал государственных услуг. Я знаю, что универсальные электронные карты сейчас имеют практически ту же функциональность, например, что социальная карта москвича. То есть она чуть более широкая за счет того, что туда включены ряд федеральных приложений, таких как я сказал, полис ОМС, пенсионного фонда страхования. Но те услуги дополнительные, которые может получать социальная карта москвича, также можно получать и с УЭК.

 

ВЕДУЩИЙ: Дмитрий Валентинович, спасибо, что разъяснили, спасибо, что пришли.

Маяк. Москва. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация