Маяк. Москва 25.11.2013 - О современном искусстве и о творческом пути
Персоны
В музее народов Востока проходит персональная выставка члена творческого Союза художников России Константина Путинцева "Красот ожившие мгновения…". В залах более 100 работ художника-акварелиста, чьи картины и графика неоднократно демонстрировались на персональных и коллективных выставках во Франции, США, России.
О современном искусстве и о творческом пути рассказывает сам художник Константин Эдуардович Путинцев. Ведущий - Ирина Козловская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - художник Константин Путинцев. Москва всегда была богата выставками, всегда что-то открывается. И вот в Музее народов Востока открылась персональная выставка члена творческого союза художников России Константина Эдуардовича Путинцева. Представлено более 100 работ. И мы решили пригласить сегодня в студию Константина Эдуардовича, чтобы поговорить о живописи, о проблемах, которые, может быть, есть сейчас, как и всех современных художников, и поэтому он как раз напротив меня. Константин Эдуардович, когда я смотрела ваши работы - природа, природа, природа. Вот вас города не вдохновляют? Вот почему именно такое выбрали направление?
ПУТИНЦЕВ: Ну, почему же, сударыня, там есть и города, есть и монастыри, есть и улочки старинных городов, и европейских, и наших. А что касается природы, понимаете, все мы из природы вышли, все мы в природу уйдем, это понятно. И не всегда человек задумывается о том, что его окружает, не кто, а что. Вот природа - это то, что окружает человека ежедневно, постоянно. Дышим мы воздухом. Если мы любим купаться, идем к океану, к реке, к озеру. Если нам что-то захотелось пойти посмотреть, мы идем в поле, идем в лес. Вот это все природа, созданная богом.
ВЕДУЩИЙ: Но есть еще и урбанисты.
ПУТИНЦЕВ: Есть и урбанисты, конечно. Есть урбанизм. Но, между прочим, любой урбанизм, любой талант приходит опять же от кого? Ну, как говорят, с божьей искрой. Правильно? Если то, что мы хотим оставить людям, должно нести положительные эмоции и оставаться все-таки у них в душе как что-то хорошее.
ВЕДУЩИЙ: Когда я читала про технику акварели, нашла забавную такую перепалку, я бы так, может быть, даже назвала, между художниками. Очень многие шутят, что очень легко овладеть техникой акварели. Главное - с водой тут разобраться: побольше, поменьше. И вот Константи Кузема, он сказал, что каждая акварель - неповторима. Залогом тому - соавторство воды. Вот вы как? У вас вода, я так понимаю, что ваш самый главный друг?
ПУТИНЦЕВ: Наверное, да.
ВЕДУЩИЙ: А вы по знаку гороскопа какой вообще знак - земля, огонь, вода?
ПУТИНЦЕВ: Я - стрелец.
ВЕДУЩИЙ: Это знак огня. Огонь с водой как взаимодействуют?
ПУТИНЦЕВ: Ну, вы знаете, все в природе и в диалектике относительно. Вы же знаете, качество переходит в количество и наоборот. Единство - борьба противоположностей. Вот это все как раз соответствует. Может быть, как раз вода и иногда мой порыв не совсем правильный или в нужную сторону направленный, отрезвляет. Так же в принципе творчество, я считаю, в жизни любого художника, не только художника, любого человека - это то, чему он отдает душу. Когда человек чему-то отдает, старается отдать душу, то именно это и его расслабляет и делает более вдохновенным.
ВЕДУЩИЙ: Вас называют продолжателем традиции неоромантизма. Вы с этим согласны, либо вы не хотите принадлежать никакому течению, чтобы никакие "измы" к вам не прикреплялись?
ПУТИНЦЕВ: Ну, вы знаете, у нас часто очень то или другое направление берут и под него пытаются подогнать то или иное творчество. Я в принципе не против, потому что, наверное, как говорят другие, опять же не я, говорят другие, это, наверное, можно отнести к направлению романтизма. Ну, а так как мы нынешние люди, романтизм - все-таки это конец 18-го, 19-й век. То здесь можно назвать неоромантизм. Я не хочу спорить о понятиях. Может быть, людям виднее и зрителям.
ВЕДУЩИЙ: У вас сейчас проходит персональная выставка. До этого тоже были персональные выставки и, в том числе, за рубежом, и в коллективных вы участвовали. Вот что сложнее, отбирать несколько работ и думать, какая же лучше, какую бы я хотел выставить, когда многие художники выставляют, вот как раньше говорили, в салонах, либо готовить персональную выставку?
ПУТИНЦЕВ: Ну, вы знаете, скорее всего, на мой взгляд, мне кажется, персональную выставку делать сложнее. Почему? В коллективном, так сказать, восприятии, если мы говорим о коллективных выставках, уже задана определенная тема. И под нее уже довольно просто подобрать 10-15-20 работ, может быть, три работы, то есть в соответствии с тем, какой философский или понятийный смысл внесен в данную экспозицию. Персонально сложнее. Почему? Потому что, во-первых, это, скажем так, отчет о довольно большом времени твоего творчества, как минимум пять лет. В принципе персональные выставки раньше, чем раз в пять - в четыре года делать, я думаю, это не совсем правильно, на мой взгляд, опять же.
ВЕДУЩИЙ: Почему?
ПУТИНЦЕВ: Потому что человек и творчество любого художника, творца проходит определенный этап. Вот интересно всегда, как это творчество отражается на мировоззрении художника и как оно воздействует на зрителя. Персональную выставку надо умудриться сделать так, чтобы показать последние, допустим, 5-10 лет своего творчества, опять же попробовав донести ту философию, которую ты, скажем так, приобрел за это время, то, что касается в мировоззренческом своем понимании. Поэтому здесь всегда очень сложно. Выбор, например, этой выставки составлял около двух месяцев. Пришлось выбирать работы, думать так или не так. Также это зависит и от того, где это проводится. Не только тип помещения, говорю уже как архитектор, а то, в каком культурном окружении все это будет. Допустим, Музей Востока, здесь было отдано предпочтение, скажем так, восточной линии искусства. То есть это поездки в Непал, Бутан, Юго-Восточную Азию, Китай, Египет, Алжир. Вот здесь этому посвящена где-то треть этой выставки.
ВЕДУЩИЙ: То есть вы любитель, даже не любитель, а вы просто профессионал-путешественник. Можно так, наверное, сказать?
ПУТИНЦЕВ: Ну, можно, наверное, так сказать. Наверное, так можно сказать.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, вот многие художники, наверное, преобладающее большинство, они действительно путешествуют, чтобы напитаться какими-то новыми впечатлениями, новыми эмоциями, новыми знакомствами. А есть же художники, которые практически никуда не выезжают. И, тем не менее, у них рождаются идеи, прекрасная техника, воплощение. Вот в чем вот здесь, это чисто индивидуальное качество либо все-таки вот путешествия, они необходимы как дополнительная подпитка для творчества?
ПУТИНЦЕВ: Ну, в моем случае, наверное, да. Во-первых, я с детства, ну, не знаю, так получилось, я всегда очень мечтал быть или летчиком, или космонавтом.
ВЕДУЩИЙ: Вы здесь не одиноки, многие мальчишки мечтали об этом.
ПУТИНЦЕВ: И очень хотелось посмотреть мир. Говорю откровенно, потому что я очень любил путешествовать и люблю опять же. Второе. Занимался альпинизмом, благодаря тому, что где-то с 9 лет привил это мой батюшка. Он сам мастер спорта по альпинизму.
ВЕДУЩИЙ: Ну, еще надо упомянуть, что он еще и художник.
ПУТИНЦЕВ: Это мы чуть дальше уже, вот. И поэтому, конечно, это все вылилось в такое стремление. Тем более появилась возможность.
ВЕДУЩИЙ: Альпинизм. Могут руки пострадать. Для художника это же важно?
ПУТИНЦЕВ: Вы знаете, об этом не думаешь. Когда есть цель, не думаешь то, что может пострадать. Согласитесь? Есть мечта, есть цель. Ее как-то надо попытаться воплотить. Ну, а везде бывает. Как говорят: деревья рубят - щепки летят. Все может быть.
ВЕДУЩИЙ: Скажите к акварельной технике сразу пришли либо пытались экспериментировать в каких-то других направлениях?
ПУТИНЦЕВ: Начнем с того, что с детства я начинал рисовать еще с двух лет практически, цветными карандашами. По крайней мере, первая моя работа относится к этому творчеству, 2-3 года.
ВЕДУЩИЙ: Она ни на каких выставках не выставлялась?
ПУТИНЦЕВ: Нет. Хотя в альбоме, надо отдать должное моим дорогим родителям, они все это сохранили, подшивали, и все это можно увидеть при желании. Все это у нас дома лежит. Это первое. Второе, конечно. Вы правильно упомянули, что главным учителем у меня был Эдуард Петрович Путинцев, мама, которая тоже архитектор, кандидат архитектуры. Отец - доктор архитектуры, заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской академии наук и так далее, и тому подобное, человек - очень уважаемый в кругу архитекторов, художников, вообще творческих людей. Сейчас он работает как раз над программой по освоению Арктики с точки зрения развития нашего продвижения и правильного продвижения туда. Мы и так слишком много потеряли. Вот перескачу немножко и скажу, что есть большая серия работ, она так и называется «Из цикла «Русская Аляска». Вот я был поражен теми красотами, которые мне удалось за месяц увидеть, путешествуя по Аляске. Мне, конечно, обидно, что все это было наше, практически все, назовем так, Юго-Западное побережье Аляски, не все, и то, что мы, к сожалению, потеряли, по тем или иным причинам, понятно. Ну, эта боль, может быть, она и дала такое открытие чего-то нового и, может быть, так это было выражено в красках, в акварели, и в графике - может быть, такая щемящая боль за то, что мы потеряли.
ВЕДУЩИЙ: А по поводу вашего батюшки хотелось бы чуть поподробнее. Многие художники, да и вообще очень многие люди говорят: знаете, для меня, вот я уже вырос, вот я тоже уже обрел какие-то жизненные взгляды, философию, вот я не люблю каких-то авторитетов, кто у вас любимый герой, примеры. Очень многие от этого открещиваются. А для некоторых нужен человек, которого можно поставить на пъедестал, у которого прекрасный набор человеческих качеств, моральных устоев. По тем или иным причинам они становятся вот именно для них авторитетами. Для мальчика, мне кажется, обязательно нужен, особенно в таком подростковом возрасте, такой авторитет. Хорошо, когда это отец. Вот этот авторитет отца как наставника, как художника, как путешественника, как спортсмена, он для вас всегда был значим и сохранился до сих пор, либо все-таки в силу возраста, в силу своих каких-то уже жизненных установок вы уже немножко от этого отошли, но по-прежнему его очень почитаете, уважаете?
ПУТИНЦЕВ: Я хочу сказать, что всегда с детства это был для меня определенный маяк во всех отношениях. Прежде всего, в воспитании личности, то есть в своей личности меня, маленького человека, то есть он был идеалом практически. С годами это почти не изменилось. Говорю почти, понимаете, с годами у нас меняются, скажем так, некоторые взгляды на жизнь.
ВЕДУЩИЙ: Естественно.
ПУТИНЦЕВ: С опытом мы приобретаем какие-то новые знания, где-то сами доходим, где-то нам кто-то подсказывает, но суммарно это ничего не изменило. Другое дело, у нас есть некоторые разные взгляды на некоторые мелкие вопросы, может быть, житейские, может быть, даже в творчестве. Но опять же говорю, это нюансы, скажем так, наших взаимоотношений. А так, я еще раз хочу подчеркнуть, что практически все творчество мое связано с его школой, то, что он воспитал во мне. И не могу не сказать о том, что, во-первых, я очень благодарен Краснопресненской художественной школе. У меня самые лучшие воспоминания вообще об этом времени, периоде своей жизни школьном. Ну и, конечно, надо отметить то, что сейчас, может быть, не так модно, но меня воспитали и книги. В наше время, когда мы были маленькими и молодыми, путешествовать мы могли только по нашей стране практически. И этого хватало. А уж когда ты имеешь возможность выехать и походить по залам крупнейших хранилищ и в Лувре, и в Италии, и в Венеции, посмотреть… Конечно, я считаю, что самые лучшие учителя - это вот те великие художники, те титаны, я даже перечислять, чтобы эфир не сужать нам, не буду. Для меня они всегда были примером. Особенно Микеланджело, Веронезе, Караваджо и так далее. Среди наших художников, конечно, Верещагин, Поленов, Левитан, Шишкин, Жуковский и другие. Из последних, из поколения советской школы я преклоняюсь перед Павлом Кориновым. Тут мне сложно что-либо возразить. Это такая величина, что мне описать ее сложно.
ВЕДУЩИЙ: Константин Эдуардович, насколько я понимаю, вам, наверное, вряд ли близки провокации в искусстве, которые, если вспомнить, Марсель Дюшан, взяв, извините, писсуар, дал ему новое название – "фонтан". И с тех пор, это было где-то начало 20 века, и эти провокации, они, в общем-то, укоренились в нашей жизни. Вот можно вспомнить очень многие провокативные выставки со стороны а-ля художников. Как вы к этому относитесь?
ПУТИНЦЕВ: Понимаете, я могу что-то сказать, но потом полетят разного рода,.. стреляя в мой адрес, что ах ты такой-сякой.
ВЕДУЩИЙ: Нет, это точка зрения. Вправе человек любить - не любить.
ПУТИНЦЕВ: Я это не понимаю, и я это не отношу к искусству. Это что-то другое. Можно как угодно назвать - там перформанс. Про это есть хороший анекдот, но это уже вне эфира. Я всегда считаю, что искусство должно побуждать созидать. А вот когда искусство побуждает разрушать, то вот тут, как в одной песне, помните, там были слова сказаны: дьяволу служитель или пророку, каждый выбирает по себе.
ВЕДУЩИЙ: Когда вы начали выставляться? По-моему, лет в 20 у вас уже была выставка, или я ошибаюсь?
ПУТИНЦЕВ: Первая - в Архитектурном институте, вы совершенно правы. Наверное, 19 лет мне было.
ВЕДУЩИЙ: И что это были за работы, вы помните их, сохранились они?
ПУТИНЦЕВ: Это были работы после нашей, как это называлось у нас, первой практики в Старом Львове. Представляете, мы, москвичи, попали в Старый Львов?
ВЕДУЩИЙ: Представляю.
ПУТИНЦЕВ: А тогда там было и пиво разливное великолепное. И сам город, в общем-то, он немножко развращал, развращал в хорошем смысле молодежь. То есть там мы чувствовали себя очень раскованно. Ну, и как всегда, все работы вместо месяца мы завершили, по-моему, за последние две недели. Первые две недели мы волынили, ничего не делали, гуляли, смотрели, потому что красота этого города, вот до сих пор у меня самые лучшие воспоминания. А потом ночами работали, и на улице, и там, где мы жили, в общежитии.
ВЕДУЩИЙ: Ну, как полагается всем студентам, правильно, да.
ПУТИНЦЕВ: Как всегда, да. И вот по итогам этой поездки у нас была выставка в Архитектурном. Вот выбрали каждый там, ну не все, но кто захотел участвовать, вот соответственно и деканат наш выбирал работы, и кафедра, понятно, то есть, как они считали, на их взгляд, лучшее. Вот там было пять или шесть работ, которые потом ушли в архив института. Там хранятся.
ВЕДУЩИЙ: Вы до этого как раз упомянули, что вы еще и архитектор. То есть, что у вас были самые настоящие проекты, по которым построены самые настоящие здания, или же архитектор просто вот осталось после окончания диплома?
ПУТИНЦЕВ: Нет, были. И после окончания института я работал в ГипроНИИ Академии наук. Там у нас были проекты и построены здания. Потом это частично выливалось и в отдельные дома, коттеджи, как принято сейчас говорить.
ВЕДУЩИЙ: То есть живописью вы просто занимались параллельно, не прекращая?
ПУТИНЦЕВ: Да, да. То есть нельзя живопись назвать хобби. Это как бы уже перешло, скажем так, ну, во второе мое я. Я не могу себя представить без карандаша, бумаги. Вот многие мои знакомые хорошие говорят: ну, ты везде. Буквально есть 2-3 минуты, я обязательно делаю зарисовку того мгновения, то, что мне понравилось. И как мне кажется, из чего, может быть, вырастет что-то большое. Я имею в виду с точки зрения произведения искусства.
ВЕДУЩИЙ: Я так понимаю, что, скорее всего, вы, когда пишите, вы настраиваетесь на какой-то цикл? Вот вы упомянули про Аляску. Я видела волжские ваши этюды, монастыри. А есть просто отдельные работы, которые, ну, такое настроение, либо все-таки у вас как-то так строится?
ПУТИНЦЕВ: Да нет, совершенно спонтанно, если честно. Это просто потом складывается какой-то цикл по мотивам работ, по восприятию на зрителей и, в том числе то, что я вкладываю, какую энергетику в данную работу, потому что, честно говоря, мы изначально говорили по поводу акварели. А вы знаете, акварель все-таки обладает определенной энергетикой воздействия на зрителей. Это не я говорю. Я просто смотрю то, что мне рассказывают люди, не обязательно моей выставки, вот ходят смотрят. Некоторые работы, они как живые, просто энергетика чувствуется.
ВЕДУЩИЙ: Ну, это же хорошо.
ПУТИНЦЕВ: Мне хочется плакать или там смеяться, или улыбаться. Ну, так это здорово. И вообще я заметил одну очень интересную особенность, в свое время, опять же опыт, видимо, часто работы тебя как-то, из тебя вытягивают определенную энергию. То есть, видимо, любой человек, художник, музыкант, то, что он изображает или передает в качестве звука на своем инструменте, видимо, энергетика переходит туда.
ВЕДУЩИЙ: Абсолютно с вами согласна. А вот по поводу энергетики цвета. Если вспомнить Кандинского, который был вообще с техническим образованием, если я не ошибаюсь, эмоция цвета - у него была теория, где он раскладывал цвета и, в том числе, цвета, даже они соответствовали звуку какого-то инструмента: скрипка, фортепиано и так далее. Вот насколько вам вот эта теория эмоций цвета, она близка? И вот эта же энергетика цвета - это тоже очень важно. Либо вы как-то изнутри вот это все передаете, свои ощущения?
ПУТИНЦЕВ: Нет, это действительно очень важный момент, потому что даже такое понятие как колорит и цветоделение, та же радуга, ведь это создано все природой. Просто сейчас мы стали подходить к этому с точки зрения физики, химии, строения молекул, атомов и вообще, что такое свет, как он делится, проходя луч света через призму, получается, мы видим основные цвета. Ведь это все есть. Это есть на видимом уровне, на нашем, то, что мы воспринимаем глазом. А на невидимом это в десятки раз больше, градации и цвета, и звуковых вещей. Поэтому да, здесь согласен с вами, правильно, то есть любой цвет, он несет определенное воздействие на человека, на его энергетику, на восприятие, на все. Это естественно, да.
ВЕДУЩИЙ: Константин Эдуардович, ваша выставка уже идет несколько дней. Вы там не приходили в роли инкогнито, чтобы посмотреть, что за зрители, как они реагируют, вообще какая атмосфера царит в залах?
ПУТИНЦЕВ: Ну, атмосфера совершенно хорошая, приятная. Я был вчера там, просто забежал так, интересно было. И знаете что, меня поразил рассказ смотрителя. Она сказала, они долго ходили, потом сидели и плакали.
ВЕДУЩИЙ: Очищение искусством?
ПУТИНЦЕВ: То есть что-то так растрогало, что прямо не хотим уходить из зала. Мне было, конечно приятно.
ВЕДУЩИЙ: Очень приятно, я понимаю.
ПУТИНЦЕВ: Я не буду хвалиться, но внутренне… Значит, что-то картины пробуждают в людях, и самое главное, что-то несут, что-то они там видят?
ВЕДУЩИЙ: А когда у вас были выставки за рубежом, туда ведь наверняка не только наши соотечественники приходили, вот у вас во Франции, но и непосредственно парижане, у них такие же эмоции вызывало, либо они там наоборот чуть более восторженно или наоборот прохладнее реагировали?
ПУТИНЦЕВ: Вы знаете, я вот более 80 стран мира объехал, я сделал такое небольшое для себя открытие. Люди-то везде одинаковые, несмотря на цвет кожи, национальность, где они живут - в тропиках, в тундре или где-то, люди везде одинаковые. В принципе по природе человек очень доброжелателен. И поэтому нам свойственно как детям все-таки реагировать на то, что нам нравится, вот на игрушки, на что-то, то есть с восхищением. А возвращаясь к Франции, к Лувру, у нас там два раза у меня была выставка. Вы знаете, очень интересное было такое наблюдение не только с моей стороны, но и со стороны наших и партнеров, и друзей. Они говорят, приходили французы и вот у них глаза, помните, был фильм «Широко открытыми глазами».
ВЕДУЩИЙ: Ну, да, название, конечно, подходит, но немножко содержание…
ПУТИНЦЕВ: Содержание разное. Я просто говорю о том, что они останавливались по 30 минут, по 40. Потом в отзывах было написано, почему вы это не показываете нам? Мы ничего не знаем о России. Мы привыкли, у нас есть определенные стереотипы. Это возвращаясь к тому, что мы недавно с вами обсуждали по поводу провокаций в искусстве. Почему вы вывозите именно такие вещи, показываете нам именно провокационные? А где настоящее искусство, почему его не видно? Вот вам и весь ответ.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, вы - преподаете, потому что я прочитала, что у вас будет еще мастер-класс в Музее Востока? Это будет просто, вам предложили, вы согласились, либо вы ведете какие-то,.. У вас есть школа, занятия, ученики?
ПУТИНЦЕВ: Нет, скажу честно, это эксперимент.
ВЕДУЩИЙ: Эксперимент?
ПУТИНЦЕВ: Да, меня попросили, попробуйте. Никогда не преподавал, честно говорю. И даже не знаю, что из этого получится. Общаться с молодежью общался, причем на разные темы и даже со студентами. Но вот именно мастер-класс - это в первый раз.
ВЕДУЩИЙ: И что, есть даже некоторый мандраж, я так смотрю на вас, вы как-то сразу думаете: как я там буду делать?
ПУТИНЦЕВ: Нет, понимаете, мне самому это непонятно, как это я буду. Наверное, по ситуации уже сориентируюсь, но вот так вот как-то настроить себя не могу.
ВЕДУЩИЙ: Ну, что ж, я вам желаю не только удачного мастер-класса, но и дальнейших хороших выставок, чтобы люди действительно приходили, и у них происходил катарсис при виде ваших картин. Еще раз спасибо.
ПУТИНЦЕВ: Спасибо.