Маяк. Москва 23.12.2013 - О сюрпризах светового оформления столицы
Персоны
"Белый город" - так называется новое зимнее оформление Москвы. Проекции и инсталляции на стенах домов, разнообразные подсветки - словом, феерия фантазии. О сюрпризах светового оформления столицы рассказывает первый заместитель Департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы Михаил Иванович Балабанов. Ведущий - Екатерина Высоковская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - первый заместитель руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы Михаил Иванович Балабанов. Мы будем говорить о новой концепции светового оформления Москвы. И нужно сказать, что этой зимой в столице засветились мириады светодиодов, по большей части в центре, на бульварах и скверах, и еще на вылетных магистралях. Что это за идея такая?
БАЛАБАНОВ: Скажите, а вам нравится все, что вы видите в Москве?
ВЕДУЩИЙ: То есть вы решили сразу спрашивать и меня?
БАЛАБАНОВ: Да.
ВЕДУЩИЙ: Сразу собирать общественное мнение. Нет уж, вы скажите про идею, а у меня есть свои соображения.
БАЛАБАНОВ: Вы знаете, здесь надо немножко как бы оттолкнуться от исторических каких-то аналогий. Дело все в том, что еще, наверное, три года назад, даже побольше, наверное, еще, когда пришел в город Сергей Семенович Собянин, мэр Москвы, у него прозвучала идея о том, что Москве не хватает света, потому что вот все-таки в период осень-зима немножко настроение у человека понижается.
ВЕДУЩИЙ: Ну да, солнечного света нам не хватает.
БАЛАБАНОВ: Да, солнечного света нет, темно, хочется, чтобы все-таки вот такое депрессивное состояние у человека снималось окружающей средой. Эта идея, она несколько лет витала в воздухе, и вот в этом году мы более подошли к ее реализации целенаправленно. По поручению мэра фактически была разработана вот эта концепция осенне-зимнего оформления города. Она была рассмотрена на правительстве, принята на правительстве, утверждена. И фактически, начиная с 4 ноября, город начал оформляться именно в новом качестве, в новом виде.
ВЕДУЩИЙ: В общем, ваша задача - сделать нашу жизнь более красочной?
БАЛАБАНОВ: Я думаю, да. И хотелось бы, конечно, услышать ответ от вас как от жителя Москвы, получилось у нас хоть немножко или нет?
ВЕДУЩИЙ: Немножко бы получилось.
БАЛАБАНОВ: Немножко получилось. В общем, уже хорошо.
ВЕДУЩИЙ: Да. Я вот сказала, немножко бы, на самом деле, потому что вы говорили, что разрабатывалась концепция. Вот очень интересно узнать, это были художники, разные художники, разные концепции, победила какая-то одна, и она осуществляется по всему городу, или разным группам дали возможность на разных пятачках свою концепцию реализовывать?
БАЛАБАНОВ: Вы знаете, я хочу сказать, что вообще свет - это особая область знаний. Это кажется, что очень просто, вот лампочку ввернули, и она засветилась. А на самом деле свет, он бывает разным, бывает теплым белым, бывает холодным белым, бывает желтым, ярко-синим, неярко-синим, бывает фиолетовым, то есть вот разные цветовые оттенки, разные цветовые тона, они формируют в целом этот образ. Конечно, мы привлекали к этой работе специалистов, которые обладают этими знаниями, это светохудожники. Таких людей, к сожалению, немного. Это штучные специалисты. Мы привлекли ряд разных компаний, которые имеют в своем штате таких профессиональных людей, и они делали различные эскизы, различные предложения, различные подходы к формированию. Мы учитывали иностранный опыт, потому что в принципе в России такого опыта большого нет. Он есть в основном у французов, есть у немцев.
ВЕДУЩИЙ: Он разный у французов и у немцев?
БАЛАБАНОВ: Вы знаете, разный, потому что все-таки культура, среда проживания, исторические какие-то наследственные моменты, они влияют. Если мы видим в Париже одно, то в Германии немножко по-другому.
ВЕДУЩИЙ: Более сдержанная?
БАЛАБАНОВ: Да, более сдержанная.
ВЕДУЩИЙ: А мы выбрали какую все-таки, к чему мы тяготеем?
БАЛАБАНОВ: Мы выбрали свой стиль, потому что мы считаем, что Москва - это историческая как бы родина нашей страны. И она формировалась издревле как белый светлый город, почему в основном в Москве сегодня, вы видите, и в оформлении присутствует больше белого света, теплого, холодного, но белого. Поэтому мы, как бы вот исходя из этого белого города, который когда-то был на нашей земле, на нашей территории Москвы, и попытались сделать концепцию именно из этой исторической нашей наследственности.
ВЕДУЩИЙ: А мы сейчас говорим о комплексе, то есть подсветка зданий и подсветка бульваров, или вот то, о чем вы рассказываете, касается только сезонной подсветки деревьев?
БАЛАБАНОВ: У нас есть несколько моментов, когда мы оформляем город. Мы оформляем город, как правило, по большим праздникам. Одним из таких является Новый год. И как бы концепция новогоднего оформления и концепция оформления города осень-зима, они скорреспондированы между собой. Но они живут каждый своей жизнью. Вот если концепция оформления города осень-зима, то мы фактически как бы в соответствии с постановлением правительства будем начинать и реализовывать всегда с 1 октября до где-то 15 марта. Все, что мы сейчас сделали, и все, что вы сейчас видите, это деревья, это конструкции, которые расположены, это кронштейны, которые украшают опоры, перетяжки, они будут светиться вот до этого периода времени - до 15 марта. А все, что касается новогоднего, тематического оформления города, мы оформляем это где-то с 15 декабря и где-то до 15 января. Ну, как бы вот этот месяц новогодних праздников, включая Рождество, город оформляется именно в этой традиции.
ВЕДУЩИЙ: А в этом году на Новый год будет что-то принципиально новое по сравнению с предыдущими годами, какие-то проекты?
БАЛАБАНОВ: Вы знаете, каждый год мы стараемся что-то разнообразить и привносить какие-то новые элементы в украшение города. В этом году будут очень интересные ёлки, в этом году появятся новые световые фигуры. И вы даже сейчас можете увидеть, вот где площадь Юрия Долгорукова, где памятник Юрию Долгорукову стоит на Тверской, за ним мы украсили деревья. И эти деревья сегодня, на них навешаны такие фигурки птичек светящихся. Очень интересная получилась комбинация. И вот таких элементов новизны, интерактивных каких-то фигурок, новых, значит, перетяжек.
ВЕДУЩИЙ: Новые конструкции, шары белые?
БАЛАБАНОВ: Да, новых конструкций, новые пирамидки какие-то появляются, новые арки появляются. То есть это будет все время как бы трансформироваться, добавляться, и не будет глаз прибиваться к одному чему-то, каждый раз будет что-то новое.
ВЕДУЩИЙ: Если вы говорите о традициях, то всегда Новый год в прежние времена у нас еще связывался с тем, какая еще будет картинка выложена на Центральном телеграфе. Вот сейчас вы не собираетесь восстанавливать вот такое знаковое место по оформлению?
БАЛАБАНОВ: Вы знаете, все, что касается зданий, это отдельная программа.
ВЕДУЩИЙ: К Новому году?
БАЛАБАНОВ: Да, к Новому году. Тоже увязана между собой архитектурно-художественная подсветка. Да, у нас есть интерактивный экран на Центральном телеграфе. И там будут меняться картинки, действительно. Помимо этого мы сделали еще, если вы видели, книжки на Арбате. Вот из четырех книжек три сегодня тоже сделали как световые панно, на них тоже меняются рисунки, если вы заметили, тоже тематические, к каждому празднику. А к Новому году совершенно новый концепт. На этих книжках будут опять Снегурки, Деды Морозы, ёлки, то есть это будет…
ВЕДУЩИЙ: Но там есть и какое-то освещение, которое уже будет присуще Новому Арбату, по верху этих зданий, такой какой-то фиолетово-малиновый цвет?
БАЛАБАНОВ: А вот здесь опять работают светохудожники. У нас сегодня разработаны 33 сценария, которые вот на этом Новом Арбате можно демонстрировать на этих книжках. И эти все рисунки, они все разные. Вот если вы видели, мы на День города запустили «Я люблю Москву», шло такое бьющееся сердце красивое на белом фоне. Сейчас светится картинка разными цветами, меняется, называется «Зима». Картинка, где-то вот с 20 числа «Новый год». И вот мы можем эти картинки менять. И в зависимости от времени года и в зависимости от праздничных дней и тех мероприятий, которые проходят.
ВЕДУЩИЙ: Ну все, теперь не надо лампочками и гирляндами, как было на старом телеграфе, все, теперь это только в кино. Теперь вот то, что вы говорите, проекция и все?
БАЛАБАНОВ: Это у нас на ГУМе. Если у кого-то есть ностальгия, можно прийти на Красную площадь и посмотреть на ГУМ.
ВЕДУЩИЙ: Это совсем не то. Вы помните, какие были панно, как мозаики из лампочек?
БАЛАБАНОВ: Да, да. Но дело в том, что эти панно, это как бы все-таки уже не настолько эффективно, как бы хотелось, потому что уже есть более совершенные приемы передачи каких-то решений световых, а это все-таки немножко уже…
ВЕДУЩИЙ: Вот об этом я вас и спрашиваю. Я вижу, что многие дома, фасады домов сейчас подсвечиваются, на них устанавливаются специальные лампочки. И я хочу спросить, это будет постоянно, или этот образ дома будет еще уточняться, потому что вы сами сказали, что это искусство, и от подсветки даже привычное нам строение выглядит совершенно иначе, если поменять рисунок. Некоторые даже, может быть, как ни странно, становятся более такими довлеющими, вот старой архитектуры. Это все, естественно, очень трудно, наверное, прогнозировать, как это будет все вместе смотреться. Но вы корректируете по ходу, или вот принята концепция, и она осуществляется?
БАЛАБАНОВ: Мы корректируем. Я вам могу сказать, что мы практически полностью завершили оборудование архитектурно-художественной подсветки зданий на улице Тверской, Арбат, проспект Мира, сделали Садовое кольцо. И каждая улица оформлена в своем стиле и со своими примененными техническими решениями световыми. Причем на улице Тверской у нас есть возможность менять режим работы оборудования и задавать те или иные цвета. И есть сегодня несколько режимов: повседневный, праздничный, которые мы включаем опять-таки в зависимости от времени года или от тех дат, которые наступают. Это просто надо заметить. Вот беда наша в том, что мы все время куда-то торопимся. А когда мы делали подсветку, больше всего, конечно, это видели наши гости столицы, те, кто к нам приезжают из других регионов, иностранцы. Я лично наблюдал, как французы стояли и смотрели на дома, Тверская, 4, 6, 7, и они просто глаз не могли оторвать, когда видели, как меняется в динамике освещенность этих зданий. То есть достаточно постоять хотя бы 10-15 минут. Но у нас этих 10-15 минут, у самих москвичей, иной раз просто не хватает. Бежим, голова вниз, быстрее в метро, туда…
ВЕДУЩИЙ: То есть переключающийся режим подсветки работает?
БАЛАБАНОВ: Они меняются. Есть динамика, специально сделана, и то же здание выглядит по-разному в разных цветах. Это просто надо немножко постоять и посмотреть.
ВЕДУЩИЙ: На самом деле многие москвичи любят свой город и тратят время на то, чтобы разглядывать достопримечательности, тем более, когда за ними такой тщательный уход. И такая работа, она очень ценится, естественно. Вы у меня спрашивали про мое мнение. Если говорить о деревьях, но раз вы спрашиваете, я скажу.
БАЛАБАНОВ: Конечно, да.
ВЕДУЩИЙ: Мне это немножко напоминает, как вот дети, когда получают любимую игрушку, вот они с ней целый день играются, второй день играются, третий день играются, а потом она им надоедает. А что касается деревьев, мне кажется, что сказка и какое-то таинство возникает, когда этой подсветки чуть-чуть меньше. Вот мне кажется, что чувство меры тут должно быть доминирующим, потому что чрезмерность и чрезмерный повтор, ну, часто однообразных решений, что касается деревьев, он тоже немножечко утомляет глаз, то есть это уже может вызывать обратную реакцию. Я это говорю, потому что мне кажется, что когда вы работаете, вам нужно все-таки вот это тоже учитывать, чтобы совершенно замечательная работа, которой вы занимаетесь по улучшению нашего настроения, не была, не скажу дискредитирована, ну, немножко, скажем так…
БАЛАБАНОВ: Не слишком навязчива?
ВЕДУЩИЙ: Да, да, да.
БАЛАБАНОВ: Вы знаете, есть такие моменты, мы пытаемся их отследить. Когда начинаешь оформлять тот или иной сквер, вот как у нас, допустим, получилось с Новопушкинским сквером, там достаточно высокие деревья, 30 метров в высоту, и оформить полностью всю крону этого дерева очень проблемно. Во-первых, очень большой расход материалов, во-вторых, надо заказывать высотное оборудование для того, чтобы туда дотянуться, и для самого дерева это не очень хорошо, потому что, может быть, где-то мы нанесли ему повреждения, а мы этого избегаем. Поэтому мы смотрим, каким образом сделать так, чтобы вот не было диссонанса в свете и в темных пятнах. Иногда где-то действительно, может быть, света немножко много. Мы тоже это смотрим и стараемся убрать.
ВЕДУЩИЙ: Вот это очень важно, что вы корректируете по ходу.
БАЛАБАНОВ: Да, мы корректируем по ходу. И сами деревья, они создают как бы световой каркас, фон. А, будем говорить так, сами технические решения и световые решения, они в основном зависят от модульных конструкций, которые мы расставляем. Вот мы сперва, когда сделали Тверской бульвар, вот одни деревья были, он смотрелся как бы… Когда мы добавили туда арки светящиеся, совершенно все по-другому. Когда мы добавили туда еще пирамидки и деревья, инсталляция, совершенно по-третьему стал бульвар светиться. Когда еще добавили падающих капель, сосулек, вообще четвертая картина получилась. И с каждой картиной люди это все замечают.
ВЕДУЩИЙ: Да, это все понятно. Но когда ты с одного бульвара заворачиваешь на другой сквер, а там примерно то же самое, а потом приходишь домой, и у тебя под окнами то же самое, это уже, согласитесь, тут есть определенная навязчивость. Просветите нас финансово. Вот энергопотребление от этого украшения сопоставимо с чем?
БАЛАБАНОВ: Давайте я сперва на ваше замечанию отвечу насчет навязчивости. Вот найдите время и призываю всех москвичей, радиослушателей и тех, кто к нам приезжает, пройдите по бульварам, начиная от Гоголевского и до Яузского, и вы увидите, что все бульвары оформлены по-разному, каждому бульвару присуща своя концепция. А тем более вы, если увидите и сравните, допустим, как сделаны Патриаршие пруды и как сделаны Чистые пруды, вы увидите, что они вообще друг на друга не похожи, а сделаны настолько своеобразно и именно сообразно этой местности, что просто глаз не оторвать. Я вас убедительно прошу, посмотрите, пожалуйста, Патриаршие пруды и Чистые, и вы увидите, насколько все очень разное, но в то же время очень красивое. Что касается финансов. Основную нагрузку на себя взяли предприятия Москвы. Мы никого как бы особо сильно не просили, но сказали, что вот есть возможность предприятиям показать свое отношение к городу. И вы знаете, очень многие предприятия откликнулись. Они посчитали возможным за счет прибыли, которая у них есть, оформить город вот в том концептуальном решении, которое как бы нужно Москве. И мы очень благодарны предприятиям, которые это делают. Это в основном и энергетические предприятия, и предприятия коммунальные, и не только. Очень много оформлением на своих территориях занимается префектура административных округов, которые так же привлекают к этой работе предприятия, находящиеся на их территории, частный бизнес. И сам бюджет, конечно, тратит на это деньги, но не такие большие. В сравнении с тем, что мы в целом оформляем город. Я бы сказал так, что где-то третья часть от всего, что сегодня затрачено на оформление города, это бюджет, а все остальное - это сами предприятия, которые хотели бы, чтобы город выглядел лучше.
ВЕДУЩИЙ: Вот наша беседа ровно этому и посвящена. Вы у меня спрашиваете, то есть вам интересно мнение жителей?
БАЛАБАНОВ: Конечно.
ВЕДУЩИЙ: А я у вас спрашиваю, потому что мы тоже с этим, жители Москвы, только начинаем сталкиваться. Вот, например, это безопасно, если деревья в гирляндах, если обрыв происходит, если ребенок подошел и что-то там дернул, вот это как с точки зрения безопасности?
БАЛАБАНОВ: Мы предусмотрели эти вопросы. И все, что касается формирования этих работ, они выполнены на напряжении 12-24 вольта, безопасно практически для человека. Но это не говорит о том, что надо прикасаться, что-то делать.
ВЕДУЩИЙ: Бывают всякие случайности.
БАЛАБАНОВ: Но случайности бывают, поэтому мы понимали, что такие случаи могут быть, где-то ребенок может подойти, где-то собака может подойти, поэтому это сделано вот на таком низком напряжении 12-24 вольта, которое является безопасным фактически для человека. Во-вторых, все эти устройства защищены автоматикой, и в случае повреждения они автоматически отключаются. То есть нанести ущерб кому-то они в принципе по определению не могут. Но при этом хотел бы, конечно, отметить, что при всем при том, что эта красота как бы создана для всех, есть отдельные личности, которые эту красоту не очень ценят. К сожалению, в парке Героев Плевны у нас уже участились случаи, когда рвут, такие случаи отмечались на Страстном бульваре вандализма. И мне бы хотелось бы, конечно, попросить москвичей, что если кто-то увидит, что такие вещи происходят, чтобы все-таки сообщали в полицию и вызывали сотрудников для того, чтобы люди не портили то, что принадлежит всем.
ВЕДУЩИЙ: Ну и, кстати, тоже подсвечивает культуру города, культуру горожан.
БАЛАБАНОВ: Конечно, нашу среду. Как всегда, бывают люди такие.
ВЕДУЩИЙ: Культуру поведения в общественном пространстве. Если облагораживается это общественное пространство…
БАЛАБАНОВ: Оно принадлежит всем.
ВЕДУЩИЙ: Да. То здесь уже и вырабатываются новые какие-то более строгие правила поседения.
БАЛАБАНОВ: К сожалению, такие случаи есть. И мы, конечно, следим за этим, мы каждый вечер проверяем.
ВЕДУЩИЙ: Вот я хотела у вас спросить, кто инспектирует эти объекты?
БАЛАБАНОВ: Значит, у нас служба есть такая в городе, она «Свет» называется. Они как бы за всем освещением в городе следят. И мы им сейчас вменили в обязанность, в том числе контролировать работу и вот этой вот подсветки, которая сделана в осенне-зимней концепции. Мы каждый вечер несколько раз проезжаем, смотрим. Если есть какие-то недостатки, мы их, конечно, сразу же устраняем.
ВЕДУЩИЙ: То есть энтузиазм очень большой связан с этой работой. И, скажем так, большое внимание этому уделяете. А вот закончится этот сезон, останется подсветка, но она просто не будет включаться, или на следующий сезон новую придется делать?
БАЛАБАНОВ: Я вам могу сказать, что вот мне самому очень нравится, чем я занимаюсь. Я испытываю удовлетворение от этой работы лично. Мне приятно то, что мы делаем это для горожан, для гостей нашей столицы, что наш город совершенно в другом ракурсе всем показываем. И я вам могу сказать, что очень много положительных откликов и особенно приятно, когда идешь, проверяешь, смотришь, и стоят люди фотографируются, специально приезжают, чтобы сфотографировать, детей привозят, чтобы сфотографировать, специально гуляют по этим бульварам, по этим площадям. Вот это доставляет удовольствие. Что касается дальнейшей судьбы, как я уже сказал, что эта подсветка, она будет постоянной, она будет меняться, трансформироваться с учетом того, что появляются новые какие-то элементы, технологии освещенности.
ВЕДУЩИЙ: То есть эти гирлянды останутся на деревьях, только летом они не будут включаться?
БАЛАБАНОВ: Да. Эти гирлянды у нас останутся, только летом мы их не будем включать. Возможно, что мы их можем включить на 9 мая, на какие-то государственные праздники, когда люди массово гуляют, для того, чтобы создать праздничную атмосферу.
ВЕДУЩИЙ: То есть надо ценить это зимнее время? У нас есть возможность жить в городе-сказке?
БАЛАБАНОВ: Да.
ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Ну, тогда вы пообещайте нам, что вы будете тоже следить за тем, как соблюдаются, скажем так, каноны искусства. Поскольку мы говорим о том, что очень мало специалистов, чтобы все-таки возможность украсить не была скомпрометирована чрезмерностью пользования этой возможностью.
БАЛАБАНОВ: Будем стараться, обязательно. Я вам обещаю, что мы будем делать все для того, чтобы город становился лучше и лучше.
ВЕДУЩИЙ: А у нас, оказывается, есть теперь возможность удивляться и каждому празднику, и даже в течение 10 минут, которые мы наблюдаем за определенным зданием, потому что, как вы сказали, подсветка трансформируется. Это наверняка еще народ не запомнил.
БАЛАБАНОВ: Это именно праздничные режимы. То есть, если наступает, допустим, праздник, праздничный режим включен с 20 числа декабря, а обычный, допустим, если это майские праздники, то мы включаем оформление, начиная с 1 мая и потом до 10-го. То есть надо смотреть меняющиеся облики зданий именно в праздничные дни, когда включается праздничная подсветка.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам большое.