Маяк. Москва 07.02.2014 - О безопасности на зимних водоемах
Персоны
Любителей зимней рыбалки меньше не становится. Однако попадаются экстремалы, что выходят на лед толщиной всего 1 сантиметр. Любителям зимней рыбалки инспекторы раздают листовки с напоминаниями о том, как сделать пребывание на льду безопасным, как согреться в морозы и что предпринимать в чрезвычайных ситуациях.
О безопасности на зимних водоемах рассказывает начальник отдела информационно-аналитической работы Государственного казенного учреждения "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах" Герман Геннадиевич Серегин. Ведущий – Ирина Козловская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - начальник информационно-аналитического отдела Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах Герман Геннадьевич Серегин. Как вы поняли уже, сегодня мы будем говорить о безопасности рыбаков на водоемах зимой. Первый вопрос такой. Как вообще вы предупреждаете рыбаков, напоминаете им о безопасности? Потому что понятно, что многие из них уже не первый год ездят, более-менее знают, какую экипировку с собой взять. Но все-таки есть много новичков, но и, в том числе, в аварию попадают даже самые опытные водители. Поэтому давайте напомним.
СЕРЕГИН: Во-первых, надо понимать, что лед представляет не меньшую опасность, чем вода. Почему так происходит? Во-первых, в полынью если попал человек, то умения плавать ему недостаточно. Будь он там трижды мастером спорта, этого умения может не хватить.
ВЕДУЩИЙ: Это из-за холода вы имеете в виду?
СЕРЕГИН: Нет, нет. Потому что ограниченный объем и не выплывешь. И вот в этой связи хочу сказать, что самостоятельно выбраться на лед тоже очень проблематично, даже физически подготовленному человеку. Лед - скользкий, он скользит, вас отбрасывает в полынью. И даже если вы умеете плавать, вам удается держаться наплаву, то минут через 15-20 наступает переохлаждение, то, о чем вы меня спрашивали, и возможна гибель человека. Необходимо отметить, что люди, оказывающие помощь попавшему в полынью, также рискуют провалиться под лед. Вот эти факторы необходимо учитывать. Ну а рыбакам, выезжающим на любимый свой вид отдыха, на рыбалку, во-первых, я рекомендую изучить, исследовать тот водный объект, куда они собираются выезжать.
ВЕДУЩИЙ: Наверняка они едут практически все время на одно и то же место по большей степени.
СЕРЕГИН: Я имел в виду, во-первых, исследовать на наличие, есть ли там поисково-спасательная станция. Если станция на этом объекте имеется, то не ленитесь, подойдите поинтересуйтесь состоянием льда, обеспечивает ли толщина льда безопасное нахождение рыбака.
ВЕДУЩИЙ: Герман Геннадьевич, вы как-то оставили, извините, без развития сюжет, что если человек в полынье и нет рядом спасателей. Вот как возможно выбраться? Все-таки хотелось бы оптимистичный какой-то услышать от вас ответ.
СЕРЕГИН: Во-первых, я как бы выделил здесь такую структуру. Надо знать правила безопасного поведения, это раз. Во-вторых, что делать человеку, если попал в полынью.
ВЕДУЩИЙ: Да, вот что делать?
СЕРЕГИН: Ну, главное правило, наверное, это не паниковать, собрать волю, самообладание, успокоиться, оценить обстановку. Я понимаю, что это, наверное, легко говорить вот здесь, в уютном теплом помещении. А когда человек оказался в полынье… Но, тем не менее, кричите, зовите на помощь. Просите вызвать спасателей. В этой связи хочу отметить, что можно позвонить по сотовому телефону 112 или сейчас доступен телефон 101.
ВЕДУЩИЙ: По поводу сотового я как-то сомневаюсь. Если человек оказался в полынье, то и телефон…
СЕРЕГИН: Нет, зовите, кричите, чтобы те, кто заметил, очевидцы, так сказать, если они есть, конечно, чтобы они звонили и вызывали. Особо хочу сказать, что, помимо телефона 112, также доступен телефон 101. Это до недавнего времени телефон 01, 02, 03, сразу расширяю, обобщаю, теперь 101, 102, 103. Он как с мобильного телефона можно позвонить, так и со стационарного.
ВЕДУЩИЙ: Герман Геннадьевич, наш корреспондент тоже озаботился проблемой безопасности. И я предлагаю вам послушать материал нашего корреспондента Ксении Крихели, и тогда, возможно, какую-то информацию мы, естественно, добавим постфактум.
КРИХЕЛИ: Что может быть вкуснее карасиков или плотвы зажаренных с корочкой на сковородке. Другой вопрос, как это все достается. Ну, допустим, с помощью зимней рыбалки. Таких людей в Москве и Московской области тысячи. Одни готовы покупать дорогущее снаряжение и одежду, другие натягивают валенки и тулупы и выходят в мороз порыбачить. В основном, конечно, в безопасные места. Говорит главный редактор журнала «Охота, рыбалка ХХIвек» Александр Лисицын.
ЛИСИЦЫН: В Москве не так много мест, где вообще можно ловить рыбу. Наверное, один из самых привлекательных водоемов для ужения со льда, это все-таки остается Москва-река. На реке нужно ловить там, где ловят уже другие. То есть скопление людей на льду говорит уже хотя бы о том, что среди них есть один здравомыслящий. И этот один здравомыслящий не будет ходить по тонкому льду.
КРИХЕЛИ: Впрочем, в Москве и Московской области немало и экстремалов, для которых не столько рыба важна, сколько способ ее добычи. Продолжает Александр Лисицын.
ЛИСИЦЫН: По первому льду, это вот то, что ждут все рыболовы, первый лед, а потом последний лед. Так вот эти сумасшедшие выходят на лед, когда его толщина чуть-чуть превышает сантиметр. И вот они идут, а он трещит, он под ними прогибается, а они все равно идут и ловят, потому что клев самый-самый считается. Люди сидят до того времени, лед отходит от берега, образуется так называемые забереги, то есть чистая вода. И я сам видел, как люди доски укладывают одним концом на льдину, а другим концом на берег. Экстрим такой настоящий.
КРИХЕЛИ: В таком случае у экстремальных рыбаков да и рыбаков вообще должны быть с собой специальные инструменты. Говорит главный редактор журнала «Охота, рыбака ХХIвек» Александр Лисицын.
ЛИСИЦЫН: Да в любом случае, даже если ты идешь к тому месту, где сидят 20 человек на льду, у него непременно должны находиться с собой в рыболовном ящике да и в кармане, лучше всего в кармане, средства, которые в случае, если он вдруг провалится под лед, помогут ему на этот лед выбраться. Хотя бы нож который можно вонзить в гладкий лед, создаст точку какую-то опоры, зацепившись за этот нож который в лед воткнут, выбраться на льдину. Отвертка подойдет либо шило подойдет.
КРИХЕЛИ: Если в помощь не идут подручные средства, то всегда можно положиться на спасателей.
ВЕДУЩИЙ: Вот как раз мы на вас и полагаемся, на спасателей. Давайте тогда пока ограничимся территорией Москвы-реки. Сколько постов ваших спасательных там находится, и насколько они разбросаны?
СЕРЕГИН: Безопасность обеспечивается силами 23 поисково-спасательных станций и поисково-спасательного водолазного отряда. Все они находятся в Москве, оснащены необходимым аварийно-спасательным снаряжением, водолазным оборудованием и готовы в любой момент прийти на помощь.
ВЕДУЩИЙ: На ваш взгляд, есть какие-то такие места, где надо было бы поставить такой пост, но пока вот нет возможности, возможно, средств не хватает?
СЕРЕГИН: Конечно, есть. Это необходимо делать в наиболее опасных местах. Я считаю необходимо за основу взять следующие критерии: это количество отдыхающих и количество происшествий, несчастных случаев. То есть, если это достаточно большой водный объект, там отдыхает много людей, если там происходят какие-то несчастные случаи, происшествия, то, конечно, там нужно ставить поисково-спасательную станцию.
ВЕДУЩИЙ: А что за снаряжение у спасателей? То есть, какие-то там лодки надувные, или же совершенно они не нужны, а вот нужны веревки и так далее?
СЕРЕГИН: В зимний период наши спасатели применяют суда на воздушной подушке «Хивус», которые обеспечивают оперативную доставку спасателей от станции к месту несчастного случая. Также используют наши спасатели так называемое УСЛП - устройство спасения из ледяной полыньи, линеметы и другое оборудование.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, а спасатели, они вообще должны делать какие-то проверочные забеги, не знаю, можно ли их так назвать, либо они реагируют только на сигналы SOS? Вот они как бы контролируют, вот они знают, что в выходные, хорошая погода, будет много народу на льду, и они просто курсируют от одного объекта к другому, чтобы контролировать ситуацию?
СЕРЕГИН: Обязательно. В этом, в общем, и предназначение Московской городской поисково-спасательной службы. Сидеть и ждать пока будет звонок от очевидца или от кого-то еще о происшествии, это, наверное, неправильно. Наши спасатели осуществляют постоянное патрулирование водных объектов, как я уже сказал, на «Хивусе», либо пешим порядком. Во время патрулирования проводится необходимый объем профилактической работы, выдаются информационные листки рыбакам о правилах безопасного поведения, что нужно, если попал в полынью, что нужно делать, если не попал, но увидели, стали очевидцем того момента, что кто-то попал, что вам делать.
ВЕДУЩИЙ: Герман Геннадьевич, а есть такая статистика, что люди все-таки умнеют, задумываются о своей безопасности - потому что очень многие сейчас даже и с детьми выезжают на рыбалку - стали передавать свой опыт, что все-таки каких-то ЧП на воде становится меньше, либо статистика более-менее всегда средняя из года в год?
СЕРЕГИН: Нет. Я очень надеюсь на то, что люди изучают документы, получают какую-то информацию и в конечном итоге приобретают опыт. Могу констатировать, что количество происшествий, пусть немножко, но становится меньше и меньше.
ВЕДУЩИЙ: А какую-то информацию, помимо листовок, вы еще распространяете? Может быть, какие-то таблички на льду стоят, не на льду конкретно, а вот на берегу, например, тот же самый телефон напоминают? Потому что иногда бывает, что человек теряется и не может вспомнить телефон, по которому нужно позвонить и вызвать на помощь.
СЕРЕГИН: Да. Мы проводим значительный объем работы, связанный с мониторингом водных объектов. То есть у нас есть специальный отдел, который во время патрулирования совершает обходы и определяет установлены ли знаки безопасности, информационные щиты или нет. По итогам мониторинга мы направляем в префектуры письма, которые уже принимают необходимые решения по устранению вот этих вот недоделок. Конечно, в местах массового отдыха в соответствии с правилами должны быть установлены знаки безопасности с указанием номеров телефонов.
ВЕДУЩИЙ: Я прочитала, что сейчас есть такие любители рыбаки, которые чуть ли не на лед въезжают на машине, чтобы с комфортом можно было где-то погреться и так далее. Вот что с такими рыбаками?
СЕРЕГИН: Запрещено, категорически запрещено.
ВЕДУЩИЙ: Я понимаю, что запрещено, но как людям все-таки вбить эту информацию в голову, что это очень опасно? Что вы делаете с такими людьми, когда их видите?
СЕРЕГИН: Мы проводим профилактическую работу, говорим, что этого делать нельзя, параллельно вызываем сотрудников полиции для принятия административных мер. Сразу скажу, что основания для этого есть, существуют правила жизни людей на воде, где прописаны четыре нельзя, что нельзя делать на водных объектах. Первое - оборудовать и эксплуатировать ледовые переправы. Я думаю, что в Москве достаточно развита транспортная сеть. Необходимости ледовых переправ у нас остро нет. Следующий пункт - выезд автомобилей. Следующее - выход людей на акватории в периоды замерзания водных объектов и вскрытия ледяного покрова водных объектов.
ВЕДУЩИЙ: Ну, то есть так называемый первый и последний снег, что было в материале?
СЕРЕГИН: Да, да. Это прописано в правилах. И так же выход на лед и купание в местах, где выставлены знаки безопасности: "Выход на лед запрещен", например. Поэтому, если есть нарушения, то, конечно, наши спасатели не будут ждать, пока приедут представители полиции и будут оформлять необходимый протокол, а укажут, оперативно прибудут туда и проведут работу.
ВЕДУЩИЙ: Но вообще их указания слушают или же просто манкируют абсолютно и говорят: слушайте, не мешайте, отойдите и так далее?
СЕРЕГИН: Ну, в основном стараются слушаться.
ВЕДУЩИЙ: Ну, хотя бы это внушает оптимизм. А вы не интересовались у рыбаков, насколько часто они предупреждают своих близких о том, что они пошли на рыбалку? Потому что иногда собрался, уехал, не предупредил, в такой азарт вошел? Мне просто любопытно?
СЕРЕГИН: Вы знаете, в тупик поставили этим вопросом.
ВЕДУЩИЙ: Давайте я вас выведу из тупика своим следующим вопросом? Вот сейчас очень часто можно увидеть на льду таких подготовленных рыбаков. Они приезжают даже с палаткой, с газовой горелкой. Вот то, что они как бы себе оборудуют стоянку, это вообще не возбраняется?
СЕРЕГИН: Нет. Это не возбраняется. Главное, понимать, что лед безопасный, что установка палатки и его местонахождение в этой палатке с его необходимым имуществом и оборудованием обеспечит его безопасность. Безопасным считается лед не менее 10 сантиметров. В правилах 7 сантиметров указано, но надо делать поправку, потому что 7 сантиметров - это с учетом того, что лед имеет зеленовато-синий оттенок, имеет твердую структуру. В противном случае лед должен быть толще, чем 7 сантиметров. Вот, в частности, белый лед, он не обеспечивает безопасность.
ВЕДУЩИЙ: Серьезно?
СЕРЕГИН: Да. Потом, когда рыбак выбирает место для рыбалки, нужно остерегаться места стока вод, потому что воды, как правило, теплые, и лед в этих местах тоньше.
ВЕДУЩИЙ: Так же, наверное, как и плотина, и подобного плана сооружения?
СЕРЕГИН: Да, да.
ВЕДУЩИЙ: А вот по поводу платной рыбалки, там какие-то меры безопасности предпринимаются, может быть, теми ребятами, которые там работают охранниками, либо они за то, чтобы вы контролировали безопасность и у них?
СЕРЕГИН: Если зона платной рыбалки находится в зоне ответственности станции, то для нас это не имеет значение, платно люди рыбу ловят или бесплатно, конечно, мы будем оказывать помощь. Если спасателей нет, нашей станции, то безопасность может быть обеспечена ведомственными спасательными постами и муниципальными властями.
ВЕДУЩИЙ: Зимой мы можем видеть не только рыбаков, но и лыжников. Очень приятно кататься по реке замерзшей, все видно, ты - рассекаешь, скорость набираешь. Вам не приходилось сталкиваться со случаями, когда лыжников тоже приходилось спасать?
СЕРЕГИН: Приходилось. Буквально в этом году, в 2014 году. На Шибаевском пруду находится наша поисково-спасательная станция «Кузьминки». Катался лыжник и отклонился от уже накатанной лыжни, просто стало ему интересно, почему там лед другого цвета, подошел и провалился в полынью.
ВЕДУЩИЙ: Какой любознательный.
СЕРЕГИН: Да. Хорошо, что оказался поблизости очевидец, у которого оказался мобильный телефон, о чем он сообщил тут же незамедлительно на поисково-спасательную станцию, ну а дальше, как говорится, дело техники. Задача: спасательная тревога. И в конечном итоге человека спасли. Так что надо быть очень осторожным.
ВЕДУЩИЙ: Вот если ты оказался очевидцем и помощь не приходит, на твоих глазах человек оказывается в такой ситуации, и я думаю, что у большинства, наверное, возникнут мысли: как я могу ему помочь. Если человек хочет оказать помощь, как ему надо? Мы из фильмов, из книг, из инструкций знаем, что надо ползти на животе, протянуть какую-нибудь доску. Вот что можно еще порекомендовать, если человек решил помочь?
СЕРЕГИН: Если вы заметили человека, который провалился под лед, услышали крики о помощи, то первое, что нужно сделать, это позвонить по телефону. Еще раз напоминаю телефон: 112 или 101 с мобильного телефона. Следующий момент. Подходить к тонущему человеку очень опасно, поскольку вы рискуете сами попасть в полынью, провалиться под лед. Где-то за три-четыре метра нужно остановиться. Причем желательно, когда вы остановились за три-четыре метра, не на ногах стоять, а лечь, чтобы увеличить площадь опоры, тем самым вы обеспечиваете мало-мальски свою безопасность. Подавать утонувшему можно все, что угодно, какие-то подручные предметы: палка попалась, шарф, если вы лыжник, лыжную палку.
ВЕДУЩИЙ: И вот пытаться вытаскивать, либо хотя бы чтобы он держался на плаву, потому что если, возможно, он будет как-то пытаться себя вытащить, то и вы можете заскользить по льду? Хотя бы дать ему возможность держаться на плаву, или я неправильно понимаю?
СЕРЕГИН: Нет, держаться на плаву он сможет, держась об лед. А вот переохлаждение, оно более страшное. 15-20 минут, и наступает переохлаждение. Поэтому нужно максимально эффективно использовать вот это время, помочь ему именно попытаться выбраться, но, конечно, чтобы самому не попасть в беду. Поэтому нужно держать дистанцию…
ВЕДУЩИЙ: И пытаться помочь?
СЕРЕГИН: И пытаться помочь, да. И как только вы помогли, нужно, не вставая на ноги, потому что человек с радости может встать и побежать от этого места...
ВЕДУЩИЙ: И снова провалиться?
СЕРЕГИН: И снова провалиться, да. Вот именно так же ползком по тем же следам, откуда вы пришли, потому что там уже лед проверенный обеспечивает достаточную прочность и безопасность.
ВЕДУЩИЙ: Какая первая медицинская помощь должна оказываться тому человеку, которого спасли?
СЕРЕГИН: Во-первых, тому человеку нужно снять мокрую одежду, переодеть в сухое, напоить теплым чаем.
ВЕДУЩИЙ: Хорошо бы его взять где-нибудь, теплый чай. Некоторые с собой берут горячительное. Мы в оба голоса давайте повторим, напомним, что ни в коем случае рыбаку нельзя пить спиртного.
СЕРЕГИН: Ни в коем случае спиртного пить нельзя. Это только может усугубить ситуацию. Многие считают, что немножко выпил, 50-100 граммов, только поможет.
ВЕДУЩИЙ: А растереть, чтобы согрелся человек?
СЕРЕГИН: Нет, запас, пусть он будет. Внутрь принимать не надо, я имею в виду.
ВЕДУЩИЙ: Ну что ж, Герман Геннадьевич, спасибо за то, что вы к нам пришли в гости.