Маяк. Москва 17.02.2014 - Продолжаем разговор о развитии ЦАО
Персоны
Сегодня в программе продолжение разговора о развитии Центрального административного округастолицы. В гостях у Ирины Козловской - префект ЦАО Виктор Семёнович Фуер.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - префект Центрального административного округа Виктор Семенович Фуер. Мы с Виктором Семеновичем продолжаем наш диалог, не прерывая. Хотелось бы вернуться к эксперименту, который связан с ГБУ «Жилищник». Что вообще хорошего? Естественно, что привлечь москвичей на эти вакансии очень проблематично, потому что многие говорят, что маленькая зарплата, кто-то не верит, что можно прийти и спокойно устроиться, потому что якобы места уже давно заняты, и все поделено в этой сфере. Сейчас какие-то подвижки в этой сфере есть?
ФУЕР: Я хочу сказать, что вопрос создания государственных учреждений возник вследствие того, что качество услуг, которые мы сегодня поставляем жителям, то есть обеспечиваем по месту их проживания, оно достигло сегодня того уровня, что той структурой, которая у нас на сегодняшний день существует, теми частыми предприятиями, уже повышать нельзя и добиться большего уже в принципе стало невозможно, вследствие ряда причин. Поэтому для того, чтобы решить все эти проблемы, которые негативно влияют сегодня на проживание населения со стороны эксплуатирующих организаций, создается государственное учреждение бюджетное. Конечно же, в первую очередь, как я уже сказал, это повысить и улучшить услуги населению. Второе, конечно, навести порядок внутри этих самых учреждений. И третье, сделать это обязательно прозрачным все. И, в-четвертых, решить вопросы, которые сегодня беспокоят всех москвичей, и в первую очередь, конечно, это со стороны жилищно-коммунального хозяйства, это вопросы миграции. Я имею в виду тех, кто работает сегодня на обслуживании нашего населения. Вот это, наверное, если коротко сказать, цели, которые были поставлены перед нами при создании этой формы организации работы. Что на сегодня мы имеем? Да, действительно, государственное бюджетное учреждение позволяет принимать к себе на работу людей, выплачивать зарплату по-белому, как сегодня есть такой термин, то есть люди получают зарплату, не только те деньги чистые на руки, но и весь социальный пакет, который этому должен сопутствовать. То есть это выплаты и в пенсионный, и в страховой, и в медицинский фонды, что, естественно, впоследствии обеспечивает нормальное пенсионное обеспечение и сегодняшнее медицинское обеспечение для работающих. Да, мы, конечно, занимаемся вопросом, кто у нас там будет работать. И если для эксплуатации самих жилых домов там вопросов в принципе по большому счету не возникает, там в основном работают люди из нашей страны, это и москвичи, и из Подмосковья, и те, которые приезжают сюда из других областей. Но вопрос решения уборки, дворников… - есть свои проблемы. Действительно, за последнее время это в основном работают только люди, которые приехали к нам из-за границы. ГБУ создается не только в системе эксплуатации жилого фонда, но и в системе содержания и уборки дорог. Такое ГБУ у нас создано в каждом округе, в том числе и в Центральном. Вот мы там попробовали. В прошлом году на январь месяц мы имели 200 человек там работающих и соответственно половину из них составляли мигранты. На сегодняшний день мы имеем там 750 работающих и ни одного мигранта. То есть работают люди, как я сказал, это Москва и Московская область, и регионы, которые прилегают к Москве. Мы посмотрели, значит, можно решать эту задачу. И идет зарплата достойная, на которую приходят у нас работать и москвичи. Она составляет у водителей где-то до 50 тысяч, если вырабатываешь свою норму. И для рабочих уличной уборки тоже зарплата достойная, это где-то порядка 15-20 тысяч за работу. Идут люди. Конечно, наша задача - создать им условия для того, чтобы они могли работать, это проживание. Здесь мы решаем вопрос с общежитиями, мы решаем вопрос с гостиницами. Много направлений, то есть создаем людям так, чтобы это было так, как иногда у нас бывало, подвалы и все остальное, что сопутствует этому. Что касается у нас «Жилищника» те, которые работают в районах, на сегодняшний день у нас проработаны вопросы. Мы сегодня рекламируем эти предприятия не только в Москве и Московской области, а в целом и по стране. И я хочу сказать, что сегодня есть люди, приезжают, нанимаются на работу у нас не только с Москвы и Московской области, это, конечно, и области, которые рядом находятся. И даже у нас есть такие заявки, у нас первая партия - должны люди приехать даже с Новосибирска.
ВЕДУЩИЙ: Интересная география.
ФУЕР: Я хочу сказать, что тот уровень зарплаты и то, что мы обещаем, какие у нас условия труда, они, в общем-то, выглядят достойными, раз люди откликаются на это. Поэтому, я думаю, что нужно просто определенное время для того, чтобы нам перестроиться и наладить работу. Люди же как? Рабочий, ведь он требует внимания. Если он чувствует, что к нему отношение уважительное и в зарплате, и в условиях, то и ответ соответственный.
ВЕДУЩИЙ: Так каждый человек требует внимания, не только рабочий.
ФУЕР: Ну, у нас последнее время как-то было принято так, что в частных… Почему частные и почему государственно-бюджетные? В государственно-бюджетном учреждении у нас нет позиции прибыли. Там не ставится задача вырабатывать прибыль. Там ставится задача выдать качество труда. И оплата производится вне зависимости от того, прибыльно - не прибыльно. Оно находится на бюджетном обеспечении. И самая главная задача - это, как я сказал, обеспечить достойную услугу нашему населению. А частное предприятие, у них же самое основное - это, конечно, прибыль. Это нормальное явление.
ВЕДУЩИЙ: Как и у любого бизнесмена, естественно.
ФУЕР: Каждый же прибыль создает по-разному.
ВЕДУЩИЙ: Сейчас углубимся. Я боюсь, что мы пойдем в юридические какие-то аспекты.
ФУЕР: Я просто для сравнения - наших государственно-бюджетных и частных. Частные создают прибыль из-за того, что меньше людей, больше экономии. Это нормальное явление для предприятия. Но только не в жилищно-коммунальном хозяйстве. Здесь не могут работать предприятия, которые должны зарабатывать прибыль. Здесь должны работать предприятия, которые должны обеспечивать услуги населению.
ВЕДУЩИЙ: Ну, пусть нас жилищники услышат. Виктор Семенович, по поводу безопасности, потому что, конечно, центр города, он нуждается, вот здесь обязательно именно фокус такой усиленный. Есть видеокамеры. В свое время был тоже скандал с тем, что мы потратили деньги, установили видеокамеры, а они не везде работали либо картинка была такая, что ничего понять было невозможно. Об этом все протрубили, проконтролировали, заменили. Но сейчас все равно программа установки видеокамер, она, по-моему, продолжается. У вас весь округ уже охвачен?
ФУЕР: У нас охвачен весь округ. У нас установлены камеры не только, как ранее было, в подъездах жилых домов, у нас они расположены на домах и на больших площадях, где у нас проходит много общественных всяких мероприятий. На сегодняшний день эти видеокамеры нам обеспечивают, я не трогаю сейчас ситуацию по нашим вопросам, которые мы контролируем через это видеонаблюдение, как содержатся территории, какие есть вопросы, претензии. Если смотреть на вопрос со стороны полиции, то очень много преступлений, который расследуются и находят решение в поиске разбойников, это с учетом видеонаблюдения. Но на сегодняшний день все равно и этого не достаточно. Мы уже дали заявки и с Департаментом информационных технологий договорились, что будет установлено еще более тысячи видеокамер дополнительно. Мы хотим сегодня через видеокамеры видеть вообще всю территорию. Мы хотим видеть детские площадки, спортивные площадки. Мы хотим видеть прогулочные зоны. Мы хотим видеть все тропинки, по которым ходят у нас люди в вечернее и в утреннее время. Мы хотим видеть, что у нас происходит на остановках на автобусных. Мы хотим видеть, что у нас происходит на перекрестках наших не только в отношении автомобилей и их движения, аварийности, безаварийности, а самое главное - в отношении пешеходов. Какие возникают трудности в разное время суток у людей на отдельных перекрестках, на улицах, для того, чтобы все это систематизировать и, естественно, вносить те изменения, которые требуются для того, чтобы нашим пешеходам, гостям и населению было легче и лучше передвигаться, а во дворах чтобы это было безопаснее. Опыт показывает: там, где мы сумели установить и видим весь двор, но мы же знаем, что в вечернее время эти места могут иногда превращаться в небезопасные. Поэтому это вовремя видеть и чтобы это вовремя видела полиция, чтобы вовремя там побывал наряд, я думаю, это более, чем важно, на сегодняшний день. А самое главное, что люди понимают, знают и видят, что все-таки они не один на один остаются с теми неприятностями, которые могут случиться тут же рядом с домом. Вот эта задача, она, наверное, на сегодня самая главная. Кстати, на правительстве и у мэра города Сергея Семеновича Собянина это находится на контроле. Я думаю, что в этом году мы должны решить эту задачу. Если вчера надо было, я просто из своей даже работы, если надо что-то увидеть, надо было либо кого-то послать, чтобы посмотрели. И опять же это субъективно все. Тебе привозят оценку, любой руководитель должен принять какое-то решение по тому или иному вопросу. И когда даже информация, поступившая от кого-то, даже пускай он высокопрофессиональный сотрудник, все равно она субъективна. Человеческий фактор есть человеческий фактор. Руководителю наездиться и все увидеть, естественно, невозможно. И вот сегодняшняя система, которая создана и получила развитие в городе, позволяет любому руководители, не выходя далее, чем за кабинет, где установлена вся эта информация, увидеть, что происходит на самом деле, и тут же оперативно принять те или другие решения и довести дело до логического завершения.
ВЕДУЩИЙ: Когда мы говорим о создании комфортной городской среды, естественно и в центре, то проблема, мне кажется, остается по поводу магазинов шаговой доступности. Когда мы с вами говорили, что, возможно, какие-то дома, из которых жители выселяются, и они будут заново приведены в порядок и будут отданы под нужны города, вот магазины шаговой доступности есть возможность там размещать?
ФУЕР: Очень тяжелый вопрос для центра - это магазины шаговой доступности. Вот мы как раз с руководителем департамента Немрюком Алексеем Алексеевичем встречались в районе Таганский и, наверное, каждое второе выступление было вызвано, конечно, вопросом о том, где купить продукты первой необходимости, потому что вследствие того, что это центр, дорогая аренда (я уж не буду повторяться, это общеизвестные факты) не дают возможность таким объектам получать свое развитие. Я имею в виду торговлю продовольственными товарами, мелкие какие-то хозяйственные услуги. На сегодняшний день рассматривается вопрос, мы хотим все-таки эту мелкую розницу, вот эти палатки, которые у нас многочисленные (у нас было их в округе порядка 3,5 тысяч, сегодня осталось чуть более полутора тысяч, работа ведется и дальше), конечно, мы будем все это убирать, потому что очень много вызывает вопросов у людей и по качеству обслуживания, и по качеству продукции. Посмотрим устанавливать какие-то модульные помещения, которые бы не были задействованы на нежилые помещения, потому что расположить в домах все можно, и такие объекты. Но у нас вызывает вопрос сразу у жителей: да, нужен такой магазин, но только не в нашем доме на первом этаже, пускай это в другом месте, но в шаговой доступности чтобы это было. И это, конечно же, накладывает свой отпечаток на решение этой задачи. И еще одно из решений на сегодняшний день - это когда Департаментом имущества будут проводиться конкурсы на сдачу в аренду помещений с учетом уже профиля этого помещения, чтобы четко было записано, какая должна быть торговля: продуктами, решение каких-то хозяйственных вопросов, то, что населению необходимо каждый день. Вопрос очень сложный, тяжелый. Вот сейчас должна начаться разработка новой дислокации в округе и в целом по городу Москве, и там обязательно это будет учтено. Кстати, я хочу сказать, вот Алексей Алексеевич вчера уже принял решение, что обязательно в каждом районе будем встречаться с населением, по крайней мере, с депутатами районных собраний точно, и без их согласования, без их видения решения этого вопроса, конечно, приниматься решения у нас не будут. Только,когда они дадут свое заключение.
ВЕДУЩИЙ: Понятно. Скажите, вы любите гулять по нашему так называемому «золотому острову»? Когда есть свободное время? Я понимаю, что вы - человек занятой, но, тем не менее, или бывать там?
ФУЕР: Ну, у нас в центре вообще везде сейчас хорошо гулять.
ВЕДУЩИЙ: Нет, почему я спросила? Потому что очень многие москвичи полюбили это место. Но, тем не менее, идут разные разговоры о его судьбе: либо будут сносить и там что-то строить, либо оставлять. И вот нет ясности в этом вопросе. Вот как раз хотела из первых уст это услышать.
ФУЕР: Ну, я ничего нового вам не скажу на сегодняшний день, пока не будет окончательно принято решение, что там будет, пока ничего не отвечу вам. Мнений много и разных, и всяких, и так далее, и совместить то, что мы хотим, с экономикой вообще всего этого хозяйства, это же тоже надо увязать. Поэтому как только у нас появятся первые результаты нашей работы, мы обязательно доведем до нашего населения информацию.
ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Информация по поводу промышленных предприятий в центре? Они все-таки есть. Есть программа реорганизации промышленных зон. Но я понимаю, что это вопрос сложный, потому что там есть собственники, нужно решать какие-то юридические моменты. Но мне кажется, все равно постепенно она продвигается, эта программа?
ФУЕР: Программа продвигается. Я только не знаю, о каких промышленных предприятиях мы говорим в центре города Москвы?
ВЕДУЩИЙ: Они все уже закрыты?
ФУЕР: Их практически нет. Во-первых, самое главное, что у нас нет ни одного вредного производства, их давно все вывели из центра Москвы. А те территории, которые остались у предприятий, они сегодня уже не используются по тому назначению, для чего они были построены и освоены. Сегодня это, как правило, если они получили развитие дальнейшее, там реконструкция или застройка этих территорий, то они используются, как правило, под офисы или под места, где отдыхают наши москвичи. Поэтому говорить о предприятиях, как у нас тут… Не надо пугать население центра.
ВЕДУЩИЙ: Хорошо.
ФУЕР: Не надо пугать население центра, что у нас тут целые предприятия, заводы дымят и так далее.
ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Тогда вернемся к детским садам. Сейчас в какой-то степени социальная программа свернута, потому что основная часть средств брошена на строительство дорог, развязок, метро. Что вот с этими соцобъектами в центре?
ФУЕР: В смысле - в центре? У нас эти вопросы решены.
ВЕДУЩИЙ: То есть нет никаких очередей?
ФУЕР: У нас очередей никаких нет, и школы у нас доступны для обучения.
ВЕДУЩИЙ: И детские сады?
ФУЕР: Да и детские сады. Вопрос тут только в одном заключается, что состояние некоторых объектов, конечно, требует внимания. Это ремонт, там может где-то реконструкция и так далее. Так, чтобы сказать, что сегодня у нас стоят очереди или идет очень много жалоб… По крайней мере, мы в префектуре за прошлый год не получили ни одного обращения от жителей Центрального округа о том, что не решался вопрос, связанный с детским садом или со школой.
ВЕДУЩИЙ: Ну, это приятно. А что можно еще отметить, если сравнивать с другими округами, что вот в этой проблеме, то есть она себя исчерпала, исчезла, растворилась и так далее?
ФУЕР: Она не может исчезнуть и не может исчерпаться.
ВЕДУЩИЙ: Во всяком случае, если нет очереди, то в какой-то степени она исчерпана?
ФУЕР: Ну, как она исчерпана? Сегодня этой проблемы нет. Завтра у нас получило развитие и стало больше детей.
ВЕДУЩИЙ: Ну, хотя бы короткий отрезок времени порадоваться.
ФУЕР: И потом не забывайте, центр, он же отличается еще и тем, что здесь, особенно школы, они все-таки, ну, наверное, такое слово элитные, может быть, очень сильно применить, но они имеют свою специфику и пользуются очень большим авторитетом не только жителей Центрального округа. И у нас очень много детей привозят из других округов, которые учатся и получают различное образование. Поэтому говорить о том, что в центре решен этот вопрос… Все зависит в принципе от качества услуги. Если в данной школе учительский состав дает очень высокое образование, которое позволяет потом поступать в высшие учебные заведения нашей страны, то, конечно, мы, как всякий родитель, будем стараться туда привести и устроить своего ребенка. И поэтому говорить о том, что проблема решена… Она зависит сегодня от качества услуги, и люди сегодня выбирают. Это ведь не как раньше было. Вот живешь, у тебя в 20 метрах стоит школа, только туда иди, больше никуда. Мы же так в своем время ходили в школу учиться, да? Или так. Школ не хватало, там было по 50-60 человек, и в три смены мы учились. И такое же было у нас в старые времена.
ВЕДУЩИЙ: И учились, да и выживали в таких условиях.
ФУЕР: Да. А сегодня выбор предоставлен людям. Пожалуйста, если вы считаете, в этой школе качество услуги выше и считаете, что ваш ребенок получит лучше образование, никто же не сопротивляется этому и не запрещает. И поэтому, конечно, школы Центрального округа будут испытывать всегда определенный дефицит. Конечно, сюда будут вести своих детей и других детей и, конечно, это тоже есть некоторая проблема для нас.
ВЕДУЩИЙ: Я понимаю, что, конечно, центр у нас стоит на таком несколько привилегированном месте. Но вот по поводу школ хочу сказать, что очень много интересных лицеев есть и на юго-западе Москвы, и на севере. Там очень талантливые педагоги работают.
ФУЕР: Ради бога, я же не хочу никого обидеть.
ВЕДУЩИЙ: Я просто говорю, ну, так сказать, реверанс, что есть у нас и в других округах хорошие школы.
ФУЕР: Я работал в Юго-Западном округе, я понимаю и помню, что там.
ВЕДУЩИЙ: Конечно. По поводу качества услуг. Качество медицинских услуг в округе - тоже должна быть такая концентрация. Потому что основные больницы, клиники, они тоже расположены в центре. Есть, конечно, подвижки и от Департамента здравоохранения, идет реформа и, в том числе, я так понимаю, что префектура тоже вкладывает свою немалую лепту. Но, тем не менее, основная часть, мне кажется, находится в таком среднем состоянии?
ФУЕР: Ну, мне трудно вот о среднем состоянии. Здоровье, оно всегда должно быть хорошим.
ВЕДУЩИЙ: Это да, априори.
ФУЕР: Поэтому, что я хочу сказать. Сегодня такое количество оборудования, которое получили наши поликлиники, оборудование, которое исследует людей. Ну, перечень очень большой. Мне кажется, что если на сегодняшний день будет закончена работа по его окончательной установке и возможности использования для нашего населения, вообще вопросов не будет. И вот на встречах с населением, ведь мы же не в одном районе встречались, и отдельно по этим вопросам, по медицине, по обслуживанию. У людей сейчас больше вызывает вопросов изменение маршрута движения в поликлинику. У нас же сейчас есть филиалы, есть головная поликлиника, есть филиалы, есть больницы. И люди как-то привыкли по-старому, вот в эту поликлинику я приходил к любому специалисту, сам решал, к кому я записывался, приходил, он мне рассказывал. Ну, если совсем уже плохо и не может врач определить диагноз, он направлял в больницу. Причем в больницу мы же знаем как, и даже врачи, руководители поликлиник, если какого-то пациента отправят на исследование в больницу, это надо было еще договориться, надо было дозвониться, надо было записать и так далее. И тогда никто не исчислял время. Оно могло растягиваться и на месяц, и на два, и на три. Сегодня изменили эту структуру и сказали: вот, пожалуйста, мы обеспечиваем всем необходимым медицинским оборудованием поликлиники на местах, пожалуйста, туда человек придет, получит полное обследование и получит свой диагноз, по которому надо лечиться либо здесь, либо действительно надо идти в больницу, уже ложиться на дообследование. Но сегодня мы получаем больше вопросов потому, что людям приходится ходить не в больницу, их направляют из своей поликлиники, допустим, в головную, туда, где установлено какое-то оборудование, которого нет в этом филиале. И у людей это вызывает вопросы. Почему я туда должен идти? Почему это далеко, это в другом месте? Да, транспортная проблема, она в этом деле, конечно, от нее никуда не уйдешь, ее надо решать. Между прочим, двумя путями: или доставить оборудование необходимое в каждую поликлинику, чтобы люди не обращались и их не посылали в главную поликлинику, либо обеспечить транспорт. И у людей вот это вызывает… И в то же время мы все забываем, что когда у нас поликлиники не могли обслужить по тому или иному вопросу, отсылали в ту же больницу, и мы не могли в эту больницу по полугоду попасть, в очередь записывались, вроде как люди нам хотят сказать, что это было лучше.
ВЕДУЩИЙ: Ну, понятно, это уже вопрос какой-то памяти, ностальгии, естественно, кажется, что тогда было лучше, сейчас хуже.
ФУЕР: Ну, мы же понимаем, в основном это пожилые люди, как правило. Мы провели анализ, у нас там четвертый филиал четвертой поликлиники - в Таганском районе. Когда у нас люди ездят в поликлинику по улице Казакова, такая ситуация сложилась, мост в ремонте находится, городской транспорт по нему не ходит, с другой стороны заезжает городской автобус, но не доезжает до поликлиники метров 300-400, конечно, не удобно, тем более для пожилых, для больных. Мы стали выяснять, а сколько таких людей? Оказывается 12 людей. А у нас три поликлиники еще таких. Ну, хорошо, в каждой поликлинике по 12 человек, которые ежедневно направляются в главную поликлинику. Я говорю, давайте решать вопрос, давайте мы вам отдельно пустим маленькие автобусы, которые будут забирать уже именно от этих поликлиник и возить людей уже до той поликлиники, либо вы проанализируйте. Потому что часть людей из них ездит, понятно, есть и родственники, везут на машинах и так далее. Разговор всегда ведется. Вот проблема возникла. И ее так распространили, и вроде кажется, что у нас идут прямо очередями люди из одной поликлиники в другую. А когда начинаешь разбираться, это единичные случаи. И опять же они имеют перспективу решения. Надо нам позаниматься, исполнительной власти вместе с Департаментом медицины. Кстати, период вот этой реорганизации, вот в четвертой поликлинике будет пристройка огромная на 450 человек построена со всем оборудованием, вошла сейчас в планы 2014-2015 годов. У нас будет построена в Замоскворечье поликлиника, которую добивались уже последние пять-шесть лет. Люди ездят в Южный округ, очень далеко, чтобы получить эту услугу. Тоже вошли в план инвестиционный, тоже до 2016 года у нас должна быть поликлиника построена. Вопросы, они все находятся в решении. Другой вопрос, что у нас, к сожалению, так иногда получается, что один частный какой-то или два частных вопроса, и вдруг мы начинаем их воплощать в какую-то огромную большую проблему. Хотя нельзя снять тот вопрос, который есть на сегодняшний день у Департамента медицины. Это надо сегодня все-таки закончить программу и все поликлиники, вне зависимости головная она или филиал обеспечить полным составом оборудования для обследования и, естественно, специалистами. Но они этим занимаются.
ВЕДУЩИЙ: Виктор Семенович, я вас благодарю за участие в нашей программе. Время, увы, подошло к концу.