ХVII Международный музыкальный фестиваль "Московский форум"

программа
2021

Выпуски

О программе

Тема этого года – "Призрак будущего". Это серьезное исследование через музыку того мира, в котором мы живем, что будет с нами дальше, и как это все отразится в музыке.

"Человек всегда стремился предугадать образ будущего. Во всех культурах древнего мира предсказатели занимали особое место в обществе, а классические религии институционализировали роли пророков и духовных учителей. Из астрологии, эзотерики, стремившихся иррационально предсказать будущее, постепенно отпочковывалась наука, пытавшаяся давать объективные прогнозы развития наблюдаемых процессов, а философия всегда видела одну из своих задач в прогнозировании целостной картины мира будущего. Наконец, художественное воображение возникло из потребности заполнять лакуны еще не познанного и на основе переработки элементов жизненного опыта в свободные фантазии создавать новую прогностическую реальность далекого будущего.

Парадоксальным является тот факт, что великие пророчества философов прошлого от "Государства" Платона до "Утопии" Томаса Мора, от "Града Божьего" Августина до "Манифеста коммунистической партии" Маркса и Энгельса, не говоря уже о манифестах футуристов начала ХХ века проникнуты торжеством идей слаженного миропорядка и гармонии, в то время как футурологические прогнозы наших дней полны тревог и сомнений. Искусственный интеллект и экологический кризис, истощение ресурсов и демографические проблемы, постколониальный мир, молодежная субкультура, "новая этика" все это не находит какого-либо положительного разрешения в сегодняшней science fiction, разве что какой-нибудь поп-герой очередных "Звездных войн" или черепашки-ниндзя бросятся спасать человечество от его ужасного будущего. Более того, в литературе Новейшего времени сформировался особый жанр антиутопия, в котором гротескно изображается изнаночная сторона бесконечного неконтролируемого "прогресса", в конце концов, уничтожающего само понятие "человечность". При этом и альтернативные прогрессу модели "государства вечной стабильности", блокирующие любые другие возможности развития, выглядят не менее устрашающе ("1984" Дж. Оруэла, "Мы" Е. Замятина, "О дивный новый мир" О. Хаксли и др.)

Если футурологические прогнозы прошлого были интересны, в первую очередь, представлениями о новых чудесах техники и инновациях, то сегодняшние размышления о будущем представляют едва ли не больший интерес с точки зрения изучения тех страхов, которые обуревают нас в настоящее время. По существу, пытаясь заглянуть в наше завтра, мы критически анализируем наше сегодня, а проекции будущего все чаще становятся археологией настоящего. В этом контексте наш фестиваль не претендует на предсказания будущего, а фокусируется на задаче его созидания. Здесь и Сейчас.

Пять вечеров "Московского форума" это попытка творческого осмысления музыкантами и философами некоторых вызовов нашего времени. Это одновременно и "археологическое", и "футурологическое" исследование сложных, противоречивых процессов, получающих отражение в сегодняшнем музыкальном искусстве. Это априори присущее "Московскому форуму" стремление заглянуть в будущее, в еще не вербализованные аспекты и потенциалы музыки и одновременно попытка формировать это будущее, сконструировать его возможные черты".

Владимир Тарнопольский

Смотрим также

Авто-геолокация