Лекции по русской литературе. Совместный проект Дома творчестве "Переделкино" и Союза композиторов России
Выпуски
О программе
Летом 2021 года Дом творчества Переделкино и Союз композиторов России провели конкурс на создание музыкальных пьес "Лекции по русской литературе". Название – отсылка к известным лекциям Владимира Набокова. Участникам конкурса было предложено поразмышлять над литературой, написанной в Переделкине, и рассказать о своих впечатлениях на языке современной музыки.
Победители – Венедикт Пеунов, Алина Мухаметрахимова, Ольга Раева и Варвара Чуракова – провели неделю в резиденции Дома творчества. Здесь они реализовывали идеи, обменивались опытом и провели ряд открытых репетиций с музыкальным коллективом Contemporary Music Company. А "Мелодия" собрала все 4 пьесы в один цифровой альбом "Лекции по русской литературе".
Венедикт Пеунов
Дирижер, доцент Нижегородской консерватории имени М.И. Глинки Венедикт Пеунов написал пьесу Wash & Go для флейты и четырех раковин. Произведение по детской сказке Корнея Чуковского "Мойдодыр" сочетает в себе черты инструментального театра и минимализма.
Алина Мухаметрахимова
Пианистка и композитор Алина Мухаметрахимова написала пьесу "Шесть слов" для кларнета, бас-флейты, аккордеона и сопрано, основанную на творчестве Вениамина Каверина. В своей пьесе она размышляет о потребности человека в творческом высказывании. За основу взята цитата из романа "Два капитана" – слова "кура, седло, ящик, вьюга, пьют, Абрам", которым доктор Иван Иванович научил главного героя романа немого мальчика Саню Григорьева.
Ольга Раева
Для композитора Ольги Раевой Валентин Катаев – один из любимых писателей. Ее знакомство с катаевской прозой началось с поздних произведений, написанных в Переделкине: "Трава забвения", "Алмазный мой венец", "Уже написан Вертер". Один из главных образов писателя – море – нашел отображение в небольшой пьесе Le voilier для скрипки, виолончели и фортепиано. Здесь шум волн и одинокого парусника написаны как звуковая картина, или, если хотите, сон в нотах.
Варвара Чуракова
Писатель Борис Пильняк во многом сформировал композиторский язык Варвары Чураковой. Краткий и намеренно скромный творческий манифест "Расплеснутое время" стал основой ее пьесы. О Пильняке Варвара пишет в жанре чаконы, ее непрерывный тип движения как нельзя лучше подходит для создания метафоры шагов художника, уходящего в вечность.