Мода для народа
Смотрим
О фильме
25 октября 1917 года. 9:40 вечера. Заканчивается последняя минута из двадцати, данных Временному правительству для капитуляции. На палубу крейсера "Аврора" поднимается красивая женщина в кожаной куртке. Согласно революционной легенде, это была Лариса Рейснер – прототип комиссара из "Оптимистической трагедии". Первая законодательница новорожденной революционной моды. Тысячи молоденьких девчонок по всей стране мечтают надеть кожаные куртки, чтобы стать похожей на легендарную Ларису.
Суровая зима. Всеобщая нищета, неработающие ткацкие фабрики. Катастрофически не хватает шерсти, хлопка и льна. Одним из первых декретов молодой Советской власти становится декрет о национализации тканей. По всей стране начинается экспроприация тканей и одежды – из магазинов, швейных мастерских, с фабричных складов. Ткани распределяют, как и хлеб, по карточкам.
Весной 1919 года в московскую Бутырскую тюрьму доставлена Надежда Ламанова – портниха с мировым именем, носящая титул "Поставщик двора Ея Императорского Величества". Обвинение стандартное: "за дворянское происхождение". С первых дней революции друзья уговаривают ее уехать из России. Кому нужна высокая мода в воюющей стране? Она отказывается. И вот теперь Ламанова сидит в одиночной камере. И придумывает фасоны новой одежды, которую смогут надеть не избалованные модницы, а люди из народа.
Мода для народа – парадоксальная и революционная идея, занимавшая умы художников в разрушенной и голодной России 20-х годов. Многое из того, что придумано ими, было воплощено в жизнь лишь годы и годы спустя.
Идут жаркие дискуссии. С одной стороны, мода – это буржуазный пережиток, мы его вытравим, и одеваться мы будем не по моде. А как должна одеваться прогрессивная советская молодежь? Этот вопрос решается на высшем идеологическом уровне.
Из статьи наркома просвещения Луначарского в журнале "Искусство одеваться", 1928 год: "Если пролетарий или пролетарка, комсомолец или комсомолка, вместо того чтобы пропить деньги в пивной или проиграть их в карты, покупают приличную одежду, то это, конечно, положительный факт".
Тем временем мода упорно пробивает себе дорогу. Люди хотят носить красивую одежду. И вот рождается новый госзаказ. Революционной стране нужна своя мода и свои модельеры. Вспомнили про Ламанову – единственного в то время в России дизайнера мирового уровня.
1925 год. Молодое государство во весь голос заявляет о себе на Всемирной выставке в Париже. Модели Ламановой и Веры Мухиной получают высшую награду.
В фильме принимают участие: модельеры Слава Зайцев, Наталья Нафталиева, Елена Супрун, художник Борис Краснов, искусствовед Наталия Козлова.
Автор сценария: Ольга Подкопаева
Режиссеры: Анна Голикова, Андрей Кияница