Картинка

Микеланджело Антониони

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 29.9.1912
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Ferrara, Emilia-Romagna, Италия

Биография

Кинорежиссер и сценарист, классик неореализма Микеланджело Антониони... Его называли "патриархом итальянской режиссуры", "академиком киноживописи", "поэтом с камерой в руках". За свои фильмы он получал призы Каннского, Венецианского, Берлинского и других кинофестивалей. "Я не думаю, что фильмы нужно снимать ради зрителей, денег или популярности. Фильмы, по-моему, нужно снимать ради красоты, и это, как мне кажется, лучший способ быть искренним в своей работе", - говорил Микеланджело Антониони.

Микеланджело Антониони родился в итальянском городе Феррара 29 сентября 1912 года. Окончив школу, он поступил в Болонский университет, где некоторое время занимался филологией, но затем заинтересовался экономикой и получил диплом экономиста. Во время учебы в университете он писал рецензии на фильмы для местной газеты. Увлечение кино привело к тому, что к 1939 году Антониони решил посвятить свою жизнь кинематографу. Он переехал в Рим, где начал изучать режиссуру. В 1942 году Антониони принял участие в написании сценария фильма Роберто Росселлини. В 1943 году работал ассистентом режиссера. Тогда же Антониони снял свой первый фильм. Это была короткометражная документальная лента "Люди с реки По", в которой рассказывается о жизни североитальянских рыбаков. Антониони говорил о своей дебютной картине: "Раньше не снимали документальные фильмы о простых людях, это было запрещено при фашизме. Интерес к рыбакам По – к людям, которые живут в устье реки, в деревнях, которые всегда затапливает, когда вода поднимается, – был немыслим при фашизме. То, что я взялся за это, было важно само по себе, и, наверное, предвосхитило то, что потом назвали итальянским неореализмом. Но я хочу сказать, было очевидно, что камера должна заглянуть в этот мир, запечатлеть эти социальные проблемы. Я ничего не открыл, я просто показал то, что было вокруг".

В 1950 году Микеланджело Антониони снял свой первый полнометражный фильм "Хроника одной любви". В 1955 году появились ленту "Подруги", картина, которая в том же году на Венецианском кинофестивале получила "Серебряного льва". Актриса Валентина Кортэзэ считает этот фильм одной из самых удачных работ мастера. В документальном фильме "Взгляд, который изменил кинематограф" она говорит: "Мы все старались сыграть как можно лучше, вложить в этот фильм все, на что способны".

В конце 1950-х - 1960-е годы в фильмах Антониони снималась актриса Моника Витти, с которой режиссера связывали близкие отношения. Антониони взял Монику Витти на главную роль в "Приключении". Фильм получил приз жюри на Каннском кинофестивале и принес режиссеру мировую известность. Затем вышли "Ночь", "Затмение" и "Красная пустыня", где также играла Моника Витти.

Вспоминая о работе над картиной "Ночь" режиссер говорил: "Над "Ночью" я работал год. Мой фильм – о вечеринке. Среди гостей – женатая пара, вокруг которой и крутится история. Ночью атмосфера портится. А потом, когда встает солнце, снова наступает мир. Но между этой парой произошло что-то серьезное. Они увидели себя и друг друга иными глазами и поняли, что очень легко все разрушить и сдаться. В общем, речь о том, что следует охранять свои чувства очень бережно, потому что чувства между мужчиной и женщиной - это то, что может спасти современный мир".

"Красная пустыня" - первый цветной фильм Антониони. Вдова режиссера Энрика Фико вспоминает, что перед началом работы над "Красной пустыней" Антониони играл с цветом на бумаге, чтобы посмотреть, как выглядит зеленый рядом с сиреневым, красный – с синим.

В 1966 году в Лондоне режиссер поставил картину "Фотоувеличение". Она принесла большой коммерческий успех Антониони и была удостоена "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля. В 1970 году Микеланджело Антониони снял "Забриски Пойнт", в 1975 - фильм "Профессия - репортер", где главную роль сыграл Джек Николсон.
На главную роль в телевизионном фильме "Тайна Обервальда" Антониони вновь пригласил Монику Витти. В то время мастер также экспериментировал в области рекламы и видеоклипов.

В 1985 году Антониони перенес инсульт, который привел к параличу половины тела и потере речи. А в 1986 году режиссер женился на Энрике Фико.
Энрика исполнила роль второго плана в его фильме 1982 года "Идентификация женщины", истории о сорокалетнем режиссере, который пытается найти идеальную женщину. Антониони говорил: "Мои годы говорят о том, что я уже зрелый человек. В "Идентификации женщины" нет героев в состоянии кризиса. Здесь герои обнаруживают кризис общества, в котором они живут. Это выражено в профессии человека, в том, как две девочки создают свою индивидуальность, и в попытке режиссера передать характеры в фильме, который он представляет себе довольно расплывчато. Все фильмы рождаются из хаоса ума режиссера, если это его история, или возникают из потребности отразить истории, написанные другими".

В течение десятилетия после инсульта Антониони не ставил полнометражных картин. Только в 1995 году при помощи немецкого режиссера Вима Вендерса был снят новый фильм Антониони - "За облаками" по мотивам его книги 70-х годов. Потом было еще несколько картин. В 2004 году при помощи Стивена Содерберга и Вонга Кар-Вая Микеланджело Антониони снял новеллу "Опасная связь вещей" для фильма "Эрос", которая стала его последней работой в кино.

Умер 30 июля 2007 года.
 

Фильмография: Режиссер

  • Эрос (2004) /Eros/
  • Взгляд Микеланджело (2004) /Sguardo di Michelangelo, Lo/
  • Сицилия (1997) /Sicilia/
  • За облаками (1995) /Al di la delle nuvole/
  • Вулканы и карнавал (1993) /Noto, Mandorli, Vulcano, Stromboli, Carnevale/
  • 12 режиссеров о 12-ти городах (1989) /12 registi per 12 citta/
  • Кумбха Мела (1989) /Kumbha Mela/
  • Ritorno a Lisca Bianca (1983)
  • Идентификация женщины (1982) /Identificazione di una donna/
  • Тайна Обервальда (1981) /Mistero di Oberwald, Il/
  • Профессия: репортер (1975) /Professione: reporter/
  • Китай (1972) /Chung Kuo - Cina/
  • Забриски пойнт (1970) /Zabriskie Point/
  • Фотоувеличение (1966) /Blowup/
  • Tre volti, I (1965)
  • Красная пустыня (1964) /Deserto rosso, Il/
  • Затмение (1962) /Eclisse, L'/
  • Ночь (1961) /Notte, La/
  • Приключение (1960) /Avventura, L'/
  • Под знаком Рима (1959) /Nel segno di Roma/
  • Крик (1957) /Grido, Il/
  • Подруги (1955) /Amiche, Le/
  • Любовь в городе (1953) /Amore in citta, L' /
  • Побежденные (1953) /Vinti, I/
  • Дама без камелий (1953) /Signora senza camelie, La/
  • Хроника одной любви (1950) /Cronaca di un amore/
  • Канатная дорога в Фалории (1950) /Funivia del faloria, La/
  • Вилла монстров (1950) /Villa dei mostri, La/
  • Любовное притворство (1949) /Amorosa menzogna, L' /Lies of Love/
  • Bomarzo (1949)
  • Ragazze in bianco (1949)
  • Семь канн, один костюм (1949) /Sette canne, un vestito/ Seven Reeds, One Suit/
  • Суеверие (1949) /Superstizione/
  • N.U. (1948)
  • Oltre l'oblio (1948)
  • Рим - Монтевидео (1948) /Roma-Montevideo/
  • Люди с реки По (1943) /Gente del Po/ People of the Po Valley/

Фильмография: Продюсер

  • Liv (1998)
  • Sicilia (1997)
  • Uomini in piu (1950)

Фильмография: Сценарист

  • Эрос (2004) /Eros/
  • Взгляд Микеланджело (2004) /Sguardo di Michelangelo, Lo/
  • За облаками (1995) /Al di la delle nuvole/
  • Ritorno a Lisca Bianca (1983)
  • Идентификация женщины (1982) /Identificazione di una donna/
  • Тайна Обервальда (1981) /Mistero di Oberwald, Il/
  • Профессия: репортер (1975) /Professione: reporter/
  • Китай (1972) /Chung Kuo - Cina/
  • Забриски пойнт (1970) /Zabriskie Point/
  • Фотоувеличение (1966) /Blowup/
  • Красная пустыня (1964) /Deserto rosso, Il/
  • Затмение (1962) /Eclisse, L'/
  • Ночь (1961) /Notte, La/
  • Приключение (1960) /Avventura, L'/
  • Крик (1957) /Grido, Il/
  • Подруги (1955) /Amiche, Le/
  • Любовь в городе (1953) /Amore in citta, L' /
  • Побежденные (1953) /Vinti, I/
  • Дама без камелий (1953) /Signora senza camelie, La/
  • Sceicco bianco, Lo (1952)
  • Хроника одной любви (1950) /Cronaca di un amore/
  • Канатная дорога в Фалории (1950) /Funivia del faloria, La/
  • Вилла монстров (1950) /Villa dei mostri, La/
  • Любовное притворство (1949) /Amorosa menzogna, L' /Lies of Love/
  • Семь канн, один костюм (1949) /Sette canne, un vestito/ Seven Reeds, One Suit/
  • Суеверие (1949) /Superstizione/
  • Caccia tragica (1947)
  • Люди с реки По (1943) /Gente del Po/ People of the Po Valley/
  • Due Foscari, I (1942)
  • Pilota ritorna, Un (1942)

Премии и награды

ОСКАР (1967)

Номинирован в категориях:

Лучший режиссер - за фильм "Фотоувеличение" (1966) /Blowup/

БАФТА (1968)

Номинирован в категориях:

Лучший фильм "Фотоувеличение" (1966) /Blowup/

БЕРЛИНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ (1961)

Победитель в категориии:

Главный приз "Золотой медведь" (лучший фильм) - "Ночь" (1961) /Notte, La/

КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Победитель в категориях:

1960 - приз жюри за фильм "Приключение" (1960) /Avventura, L'/

1962 - специальный приз жюри за фильм "Затмение" (1962) /Eclisse, L'/

1967 - "Золотая пальмовая ветвь" за фильм "Фотоувеличение" (1966) /Blowup/

1982 - специприз 35th Anniversary Prize за фильм "Идентификация женщины" (1982) /Identificazione di una donna/

Кадры

Авто-геолокация