Лейла Абашидзе
Биография
Лейла Михайловна Абашидзе – актриса, сценарист, режиссер – родилась 1 августа 1929 года.
В кино Лейла Абашидзе дебютировала еще школьницей. В 1951 году она окончила актерский факультет Тбилисского театрального института им. Ш. Руставели и стала работать на киностудии "Грузия-фильм". Славу ей принесли запоминающиеся комедийные образы в фильмах "Стрекоза" и "Заноза". Обратившись к режиссуре, Лейла Абашидзе в 1981 поставила по собственному сценарию (совместно с Л. Челидзе) комедию "Тифлис-Париж и обратно", сыграв в ней главную роль.
Подруга и коллега Лейлы Абашидзе Диана Кесснер так рассказывает о начале карьеры Лейлы Михайловны: "Семья Лейлы была жертвой репрессий 1937 года. Сибирь оставила свой отпечаток в нежной душе девочки. Это была та основа, тот мощный фундамент, на котором впоследствии, неожиданно для всех после яркого комедийного таланта, подаренного актрисой зрителю, в фильмах "Встреча с прошлым", "Ожидание" проявляется и ее глубокое трагическое дарование...
Когда киностудия объявила конкурс на роль Като в фильме "Каджана", павильон в день просмотра наводнила пестрая толпа нарядных детей: пышные шелковые платья, роскошные банты, локоны, лакированные туфли... Лейлу на кинопробы привела мамида, сестра отца. Девочка была в старом, выцветшем, застиранном платье, вместо локонов – самодельная домашняя стрижка, с неровными космами волос, падающими на глаза. На ногах – старые, стоптанные туфли неопределенного рыжего цвета... Носков не было вообще...
Разыгрывалась сцена, когда Като, потрясенная немотой брата, в которой сама же была повинна, бурно рыдает и просит Бога вернуть ему голос. Лейла сыграла этот эпизод с такой жизненной правдой такими бытовыми нюансами, выдала такую жаркую, искреннюю любовь к "брату" (Тенгиз Амиранашвили), что на несколько мгновений в павильоне воцарилась тишина. Когда все несколько успокоились, пришли в себя от этого творческого шока, режиссер Константин Пипинашвили подошел, обнял и приласкал девочку.
- Плачешь ты превосходно, а вот умеешь ли ты смеяться?
Тут он рассказал смешную детскую история, и Лейла залилась безудержным смехом, который невозможно было остановить, так же, как нельзя было остановить плач...
- Ну вот! Перед вами будущая звезда драматического и комического кинематографа! – шутливо сказал режиссер.
Какой пророческой оказалась эта фраза!... Так К. Пипинашвили стал ее крестным отцом в кино. Лейла снялась у него в четырех фильмах: "Каджана", "Золотая тропа", "Колыбель поэта", "На пороге жизни".
По окончании первого курса из-за перепроизводства киноактеров и малого количества выпускаемых студией фильмов актерскую школу закрыли. Директор театрального института А. Хорава пригласил наш курс на собеседование и отобрал несколько человек для института, посадив их на II курс. В числе отобранных были я и Лейла.
Курс вел Додо Алексидзе. Так как нас стало много, на III курсе в помощь ему дали молодого режиссера, фронтовика Мишу Туманишвили и ассистента, студента режиссерского факультета Котэ Сурмава. Лейла попала в группу Миши Туманишвили. Она много играла в курсовых работах – отрывках спектаклей, вдумчиво постигала азы театрального искусства, несколько отличные от кинематографического, но не менее притягательные. Мне довелось играть с ней в спектакле по пьесе Тургенева "Месяц в деревне". Лейла выступила в роли Натальи Петровны. Я была свидетелем ее работы над образом. Наблюдать за этим процессом было чрезвычайно любопытно: каждый жест, фраза, поворот головы, взгляд многократно апробировались и только затем принимались или отвергались... На мой взгляд, школа "крупного плана кино" помогала ей естественней и достоверней доносить до зрителя переживания актера.
Закончив институт на красный диплом, Лейла по распределению попадает в театр Руставели. Еще не успев сыграть ни одной значительной роли, она снова получает приглашение сниматься в кино. Лейла выбирает колыбель своего детства – кинематограф.
Ее "Стрекоза" (режиссер С. Долидзе) оказалась по-настоящему летучей: она облетела весь мир! Актрисе сопутствовал невиданный успех. Не менее популярна была и "Заноза" (режиссер Н. Санишвили). Оба эти фильма роднили общие черты героинь: молодой задор, находчивость, острый юмор, я бы сказала, лихость - в лучшем понимании этого слова. Ее чудесная белозубая улыбка, задорный смех, беспредельное обаяние, которое волнами перекатывалось с экрана в зрительный зал, прямо наэлектризовывали зрителя..."
Фильмография: Актриса
- Каджана (1941)
- Золотая тропа (1945)
- Колыбель поэта (1947)
- Весна в Сакене (1951)
- Кето и Котэ (1953)
- Стрекоза (1954)
- Они спустились с гор (1955)
- Наш двор (1956)
- Заноза (1957)
- Майя из Цхнети (1958)
- Где твоё счастье (1959)
- На пороге жизни (1961)
- Я буду танцевать (1962)
- Закон гор (1965)
- Авария (1965)
- Встреча в горах (1966)
- Встреча с прошлым (1966)
- Десница великого мастера (1969
- Ожидание (1970)
- Настоящие тбилисцы и другие (1976)
- Синема (1978)
- Тифлис-Париж и обратно (1981)
- Не все кометы гаснут (1982)
- Легенда о Сурамской крепости (1984)
- Путешествие молодого композитора (1985)
- Круговорот (1986)