
Вера Сотникова
Смотрим
В видео
Биография
Вера Сотникова родилась в Сталинграде в обычной семье. Ее отец был шихтовщиком на заводе, а мама трудилась телефонисткой. У нее есть старшая сестра Галина.
Родители девочек, не имеющие никакого отношения к кино и театру, старались привить детям любовь к искусству. С раннего детства их водили по различным выставкам, музеям и фестивалям.
Юные годы будущей актрисы были по-настоящему счастливыми. Она вспоминает: "Меня окружала любовь и мне очень нравилось, когда меня хвалила мама. С теплым чувством вспоминаю семейные праздники, длинный стол, застеленный белой скатертью. К нам всегда приходило много гостей. И мы со старшей сестрой помогали маме готовить - плюшечки, розочки какие-то, салаты. Конечно, все, что человек впитал в детстве, он невольно старается проецировать на свою взрослую жизнь".
По окончании общеобразовательной школы Вера по совету сестры решила поступить в театральное училище. Она отправилась в Саратов, но завалила экзамены. И тогда подала документы на филологический факультет МГУ. Однако вновь потерпела неудачу. На этот раз из-за отсутствия справок - туберкулезного и психоневрологического диспансеров.
Вера рассказывает: "Расстроенная, я поехала на вокзал, заняла очередь за билетом. Стояли тогда по семь часов. Чтобы убить время, я поехала в "Щуку". Там тоже была очередь на прослушивание, я тоже ее заняла. А во дворе училища познакомилась с парнем, бренчавшим на гитаре. Он сказал: "Пока ждем, успеем сбегать в Школу-студию МХАТ". Там будущих актеров прослушивал Андрей Мягков. "Что это Вы так плохо читаете?" - спросил он у меня. "У меня документы в университет не приняли, и очередь за билетом на Казанском вокзале проходит", - честно ответила я. А он говорит: "Никуда Вы не поедете!". Мне сразу дали общежитие, допустили до экзаменов".
В 1982-ом Вера Сотникова успешно окончила Школу-студию при МХАТ, мастерская Олега Ефремова.
Театр
В 1984-1987 годах артистка служила в Театре на Малой Бронной. Потом на несколько лет судьба связала Сотникову с театром "Школа драматического искусства" Анатолия Васильева.
В разные периоды своей карьеры сотрудничала с Театром имени Моссовета, МХАТом, "Театром Луны" и творческой группой Романа Виктюка.
Заметными работами стали такие постановки, как "Раненый зверь", "Собачий вальс", "Доктор Живаго", "Путешествие дилетантов", "Гофман" и другие.
Участвует в антрепризном спектакле "Адам и Ева", в Московском ТЮЗе занята в "Чапаеве и пустоте" режиссера Павла Урсула.
"Антреприза - это своего рода отдых для актера, так как не требует длительной подготовки. Помню, когда собиралась сыграть Машу в "Трех сестрах" Чехова: я за день до спектакля прекращала любые развлечения. Не смеялась вообще. Зачем такие жертвы? Сейчас, с годами, отданными профессии, организм стал, как скрипка, чутко реагировать на поставленную задачу. Им можно управлять, настраивать на нужную волну буквально по щелчку пальцев. Да, я ставлю над собой эксперименты, мне всегда это интересно. Стараюсь не делать повторов, даже играя одну и ту же роль длительное время. Чтобы "звучало" каждый раз по-новому. А партнеры обычно подстраиваются. Это важно - иметь чуткого партнера для общей органичности спектакля", - говорит актриса.
В 2010 году Вера удостоилась спецприза "Золотой журавль" за работу в спектакле "Адам и Ева" на фестивале "Амурская осень".
Театральные работы
Драматический театр на Малой Бронной:
- "А все-таки она вертится", Малахова
- "Детектив каменного века", Ящерица
- "Татуированные души", Ружа
- "Ксантиппа и этот, как его...", Милена
- "Раненый зверь" Тело "В"
- "Вы чье, старичье", Лидия Павловна
Театр "Школа драматического искусства" Анатолия Васильева:
- "Доктор Живаго", Лара
- "Шесть персонажей в поисках автора", Молина
- "Идиот", Настасья Филипповна
- "Чевенгур", Софья
Театр имени Моссовета:
- "Собачий вальс", Елизавета
МХАТ имени Чехова:
- "Гофман", Юлия
- "Три сестры", Маша
- "Дядя Ваня", Елена Андреевна
- "Антигона", Исмена
Театр Луны:
- "Путешествие дилетантов", Госпожа Тучкова
Театр Романа Виктюка:
- "Непостижимая женщина, живущая у нас", Мауриция, Мадагаскар
Антрепризы:
- "Адам и Ева", Евга
- "Чапаев и пустота", Анка
- "Мастер и Маргарита", Маргарита
- "Семейная идиллия", Вика
- "Маленькие аферы большого города", Дафна
- "Сергей и Айседора", Айседора Дункан
- "Пять вечеров", Тамара
Кинематограф
В кино Вера Сотникова дебютировала в 1983 году в роли парикмахера Ольги в социальной драме "Признать виновным". В следующем году сыграла дочь Плюшкина в экранизации "Мертвые души" по одноименной поэме Николая Гоголя.
Актриса снялась в эпизодах фильмов "Марица", "Внимание! Всем постам...", "Самая обаятельная и привлекательная". Получила известность после съемок в картинах "Курьер", "Право на прошлое", "Гу-га", "Хочу в Америку", "Охота на сутенера".
Большой успех Сотниковой принесла российско-греческая картина "Байрон". За роль Августы она была удостоена в 1992 году на кинофестивале в Салониках приза "За лучшую женскую роль второго плана".
Стоит отметить, что лучшими работами актрисы в 90-е годы являются именно исторические роли: Рубина в картине "Битва трех королей", княжна Екатерина Долгорукая в драме "Роман императора", Генриетта Неверская в телесериале "Королева Марго", Бригитта в ленте "Рыцарский роман".
С 2000 года артистку часто приглашают в популярные сериалы. Она появляется в "Пятом угле" и "Даше Васильевой". В 2004 году Вера Сотникова сыграла главную роль в ремейке картины французского режиссера Эли Шураки "Слова и музыка".
В 2013 году снялась в многосерийном фильме Александра Павловского "Людмила". Ей доверили образ певицы Людмилы Зыкиной. Чтобы воплотить на экране легенду русской песни, она набрала 10 килограммов: "От предложения сыграть легендарную Зыкину невозможно отказаться. Я не знаю, кого мне благодарить - судьбу, продюсеров или стечение обстоятельств. Когда мне наносят грим, делают прическу, я сразу вживаюсь в образ Людмилы Георгиевны".
В числе последних киноработ "Жених", "Мой любимый раздолбай", "Управа", "Я больше не боюсь", "Верю не верю".
Фильмография актрисы насчитывает более 40 работ.
Режиссер
В качестве режиссера Вера Сотникова сняла для певца Владимира Кузьмина пять музыкальных клипов на его песни. Она рассказывает: "Я написала сценарий и показала его Володе, пояснив кратко, как надо снимать. Он говорит: "Вот ты и сними сама". Я отговаривалась, но любопытство сыграло свою роль. Да, я столкнулась со многими сложными вещами, совершила ряд ошибок, которых не случилось бы, имей я хоть какой-нибудь опыт. Самая большая из них была та, что я хотела снимать кино, а не трехминутный клип. Режиссер не должен быть жадным на кадры. Нужно выбросить в корзину, может быть, четыре-пять суперкадров и оставить один гениальный. Ведь нужен темп и ритм. Режиссером быть слишком трудно, я не раз говорила, что профессия режиссера это мужская профессия".
Продюсер
Помимо работы в театре и кино, Вера выступила продюсером документального фильма о поэтессе Марине Цветаевой. "Я сняла первую часть в Коктебеле. Для того, чтобы продолжать, нужны деньги, нужны люди, которые могли бы мне помочь. Над этим надо работать, а у меня не хватает времени. Я постоянно занята: поступают различные предложения, я их принимаю, потому что считаю, что от них просто нельзя отказываться", - признается актриса.
Также Сотникова создала сценарий телеспектакля "Собачий вальс", антрепризы "Адам и Ева".
Телеведущая
В последние годы артистка часто появляется как ведущая на различных проектах канала ТНТ. Наиболее известной стала ее деятельность в проекте "Клуб бывших жен" и в российской версии мистического шоу "Битва экстрасенсов".
По ее мнению, участники "Битвы экстрасенсов" действительно обладают магическими способностями: "Мне на этой программе никто никогда ничего заранее не говорит. Я узнаю ту или иную историю, только когда уже гримируюсь. Ничего не придумываю никогда...Наиграть такое невозможно - когда у тебя текут слезы, перехватывает дыхание...У нас на программе иногда происходят чудеса".
Интересные факты
- Вера Михайловна является попечителем фонда "Адели", занимающегося помощью детям-инвалидам с диагнозом "ДЦП".
Интервью
О ролях
"У меня много любимых ролей. И не могу сказать определенно, какая из них "самая-самая". Только представьте: у вас четыре ребенка. Которого из них вы любите больше? Всех одинаково. Так и с ролями. Если говорить о театральных работах, то люблю свою Айседору Дункан из спектакля "Сергей и Айседора" (постановка Романа Виктюка. – Прим.Russia.tv), Машу в "Трех сестрах", Ирину Андреевну в "Дяде Ване".
Недавно, в начале февраля, мы с Женей Сидихиным сыграли премьеру "Пяти вечеров". И думаю, что Тамара - тоже одна из моих любимых ролей. Как она проникновенно написана! Вот что значит классика советской драматургии! Ничего не нужно придумывать - ты выходишь на сцену и живешь в предлагаемых обстоятельствах. А обстоятельства одни: женщина в течение долгих лет ждет возвращения любимого человека с войны. Вечная любовь и такая долгожданная встреча…
А из киноработ, пожалуй, люблю Жанну из фильма "Театральный блюз". Хотя на самом деле я любила и люблю все сыгранные роли. Потому как, работая, никогда не халтурила, и перед ролями мне не стыдно. Они, роли, как дети. Если спросить ребенка: "А хочешь ли ты себе другую маму, которая будет тебя воспитывать, одевать и кормить лучше, чем я?". И не дай бог ребенок ответит "да"! Поэтому надо сыграть так, как будто это ваш собственный ребенок, который в случае актерской неудачи потом вдруг выберет себе другую маму".
Сцена
"Сцена манит к себе так, что летом, в пору отпусков, ждешь - не дождешься начала сезона. Театр - это недостаточно изведанный мир, который никто пока не изучил. Когда я на сцене, я получаю огромное удовольствие. Почему мне это так нравится, не знаю. Когда идет спектакль, образуются некие волны, происхождение которых необъяснимо, но они телесно ощутимы. Интересно, что предугадать их появление невозможно. Иногда я правильно настроена, кажется, что все есть, чтобы получить от спектакля кайф. Но он не наступает. Почему? Непонятно. Может быть, потому, что твой партнер сегодня не настроен. Может, у него что-то случилось. А мы, артисты, перед спектаклем создавая некий вакуум, не можем справиться с его настроением. Общий настрой актеров, как шарик, которому надо быть целым. Стоит одному из нас почувствовать себя, так сказать, не в духе, все, в шарике дырка. Мы его латаем, заряжаем, а все бесцельно, вся энергия улетучивается в эту дыру. Хорошо, что зритель чаще всего ничего не видит. Точнее так: если ты сыграл недостаточно точно, недостаточно ярко передал эмоцию, зритель просто не почувствует того, что мог бы почувствовать. "Кухни" он не видит, не замечает".
Cын
"Мой сын - это очень большая головная боль. Помимо того, что он есть и я его очень люблю независимо от того, как он себя ведет и что делает. Мне хочется, чтобы он вырос человеком, имел прекрасную профессию, которая была бы ему интересна. Учится в университете Натальи Нестеровой на факультете “Режиссура кино, телевидения и рекламы”. Он хотел работать с компьютерами, я же возразила, что, раз с математикой было всегда плохо, надо забыть о технике. У него есть определенные задатки, а их ведь надо развивать, талант требует постоянных тренировок, совершенствования и развития...
Наверное, самая большая боль моей жизни связана именно с тем, что я многого недодала сыну. Мне нужно было зарабатывать деньги, он часто оставался с моей мамой, с подругами. Часто меня спрашивают: "Зачем вы снялись в той или иной картине?". Да просто для того, чтобы заработать денег. Неужели вы этого не понимаете, люди?".
По материалам Википедии и сайтов:kino-teatr.ru, kinopoisk.ru, 24smi.org, star-magazine.ru, sotnikovavera.ru.
Фильмография: Актриса
- Восьмой участок (2022)
- Новая жизнь Маши Соленовой (2021)
- По разным берегам (2019), сериал
- Дурехи (2018), не был завершен
- Верю не верю (2014), сериал
- Я больше не боюсь (2014), сериал
- Людмила (2013), сериал
- Жених (2013)
- Мой любимый раздолбай (2010)
- Москва не сразу строилась. Московские истории (2009)
- Люб.OFF (2009)
- Откройте, милиция! (2008), сериал
- Управа (2008)
- Женщина желает знать... (2008)
- Долгожданная любовь (2008)
- Танго любви (2006)
- Клиника (2006)
- 1-й Скорый (2006)
- Воскресенье в женской бане (2005)
- Слова и музыка (2004)
- Любительница частного сыска Даша Васильева (2003), сериал
- Театральный блюз (2003), сериал
- Александр Пушкин (2002), сериал
- Пятый угол (2001), сериал
- Любовь.Ru (2001), сериал
- Рыцарский роман (2000)
- Королева Марго (1997), сериал
- Хочу в Америку (1993)
- Аляска Кид (1993)
- Роман императора (Дворцовая хроника) (1993)
- Завтрак с видом на Эльбрус (1993)
- Винт (1993)
- Баллада для Байрона (1992)
- История Аляски (1991)
- Охота на сутенера (1990)
- Захочу - полюблю (1990)
- Битва трех королей (1990)
- Десять лет без права переписки (1990)
- Право на прошлое (1989)
- Гу-га (1989)
- Конец вечности (1987)
- Курьер (1986)
- Марица (1985)
- Тевье-молочник (1985)
- Самая обаятельная и привлекательная (1985)
- Внимание! Всем постам (1985)
- Мертвые души (1984)
- Признать виновным (1983)
- Кража (1982)
- Государственная граница (1980-1988), сериал