Оксана Фандера
Смотрим
Биография
"Творчество всегда лучше, чем исполнительство, этим мне и нравится моя профессия".
Оксана родилась в солнечной Одессе. Ее отец - наполовину цыган. В 1960-х годах был актером местного русского драматического театра имени А. В. Иванова. Мать - еврейка, искусствовед, долгое время занималась антиквариатом. "Я выросла среди вещей, которые имеют отношение к старине. Поэтому я люблю старинные вещи, мои украшения представляют собой не только ювелирную ценность, но и временную", - отмечает актриса.
Родители развелись. А когда девочке было четырнадцать лет, ее мать повторно вышла замуж, и они переехали в Москву. Но Оксана до сих пор тоскует по родному городу: "Когда я приехала в Москву, мне казалось, что попала на другую планету. Сама же я выглядела странной со своим одесским темпераментом, открытостью и желанием общаться. В Москве пришлось застегнуть душу на все пуговицы и усмирить свой южный пыл. У нас же было свободное, дворово-уличное одесское детство... В хорошем смысле слова. Была огромная компания, мы лазили по виноградникам, ранним утром убегали на море втайне от родителей. Все дружные и веселые. Южные люди отличаются от столичных. Может, потому, что они ближе к морю, к природе. Вообще мне очень не хватает моря в Москве. Очень уютно чувствую себя в Одессе, стараюсь бывать там каждый год, и море там мне кажется самым лучшим".
Конкурс красоты
В 1988 году Оксана Фандера заняла второе место в первом в СССР конкурсе красоты "Московская красавица". Этот успех открыл перед девушкой широкие перспективы.
Учеба
В 1993 году Оксана окончила ГИТИС, мастерскую Анатолия Васильева. О своей учебе она говорила: "У меня была специфическая школа Анатолия Васильева, у которого довольно необычный подход к образованию. Его метод основывается не на том, чтобы будущий актер смог изобразить кого-либо, а на том, чтобы актер был способен развивать себя как личность. Мы много изучали философскую литературу, которая формировала наше сознание, а не актерские навыки".
Театр
Как театральная актриса Оксана Фандера реализовала себя в антрепризах. Она сыграла вместе с Дмитрием Харатьяном в спектакле "О мышах и людях", а затем у Татьяны Догилевой в спектакле "Лунный свет, медовый месяц". Ее игру в "Лунном свете…" критики отметили так: "…пластика, манеры героини - на грани "фола", но свойственная Фандере самоирония позволяет все же не переходить этой грани. Быть не "женщиной-вамп", а клоунессой".
Сама же артистка утверждает, что обрела себя в роли Маши в скандальном спектакле по пьесе Владимира Сорокина "Свадебное путешествие": "В спектакле "Свадебное путешествие" я играю Машу Рубинштейн, еврейскую девушку из профессорской семьи, свободную от всяческих предрассудков и условностей. Эдакую оторву, вышедшую из московской светской среды середины 90-х годов, которая тем не менее способна на поступок, способна полюбить... Однако это лишь часть - хотя и лучшая - моей Маши. Другая ее часть - светско-московская, презрительная к окружающему миру и людям, где-то даже жесткая... Новый тип женщин, мы их знаем в основном по фотографиям в глянцевых журналах. Я хотела, чтобы МЫ их поняли. Хотя бы. Эта роль, можно сказать, списана "с натуры". Я знаю многих из этой среды: тех, для кого светская жизнь - это и есть жизнь. Их цель - даже не "удачно выйти замуж"; главное - соответствовать вот этой глянцевой, яркой жизни".
В 2013 году режиссер, художественный руководитель "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников поставил спектакль "Идиоты" по мотивам одноименного фильма Ларса фон Триера. Фандера сыграла в нем одну из главных ролей: "Мы с Кириллом Серебренниковым выпустили в конце мая спектакль "Идиоты", который идет с удивительным для меня успехом. Я не ожидала такого результата, так как это был чистой воды эксперимент. Кажется, для меня это своего рода послушание, ведь я - достаточно дикий человек… Но сама фигура режиссера и то, что он купил сценарий "Идиотов" Ларса фон Триера и поставил его на сцене, заставило меня передумать. Мне сложно на сцене, потому что это - догма, это невозможно играть. И даже, если возможно, вы не имеете на это право, потому что условия существования в данном спектакле обязывают вас проживать всю ту историю, в которую вы попадаете. Но для меня это непросто из-за того, что я играю Карину (Кэрон - главную героиню у Триера) с не самой счастливой судьбой, которую тяжело провести на сцене".
Кинематограф
Самый первый опыт в кино Оксана получила еще в школьные годы - снялась в популярном советском фильме для детей "Приключения Электроника". Она сыграла девочку, которая называет пионера Чижикова - Рыжиковым.
Благодаря конкурсу "Московская красавица" на девушку обратили внимание. В период с 1988-го по 1990-й на экраны вышли сразу три новых ленты с ее участием – "Зима в раю", "Сталинград", "Дураки умирают по пятницам".
По мнению специалистов, самые яркие роли актриса исполнила в картинах мужа, режиссера Филиппа Янковского. В 2002 году он представил свой первый фильм – "В движении". Главную роль в нем сыграл Константин Хабенский, а его любящую, но истеричную подругу – Оксана Фандера.
В 2005 году Янковский снял экранизацию романа Акунина "Статский советник". Мужские роли в этом детективе исполняли признанные мастера – Олег Табаков, Олег Меньшиков, Никита Михалков. Оксане досталась роль террористки Иглы. Как вспоминает сама актриса, во время съемок фильма на ее лице совершенно не было макияжа. Пришлось пойти на такую жертву ради точного соответствия образу суховатой барышни-подростка.
В 2008 году вышел боевик Филиппа Янковского "Каменная башка". В главной роли снялся профессиональный боксер Николай Валуев. Оксана сыграла девушку Таню, похожую на погибшую жену героя.
Оксана Фандера весьма тщательно отбирает роли, которые ей предлагают. "Я очень избирательна в ролях, мне интересны живые героини с историей, с внутренним развитием. На такие роли у меня срабатывает маяк, и я понимаю, что это мое", - поясняет она.
Актриса запомнилась по картинам: "Красный жемчуг любви" (Мария), "Про любоff" (Лада), "Огни притона" (мама Люба, хозяйка борделя), "Долина роз" (София), "Городские шпионы" (Катя Ракитина), "Новогодний рейс" (Вера).
Одна из последних работ Оксаны – в драме Клима Шипенко "Салют-7". Фильм, основанный на реальных событиях, рассказывает о самой героической странице в истории освоения космического пространства.
Онлайн-чтения
3-4 октября 2014 года актриса приняла участие в международном онлайн-марафоне "Каренина. Живое издание", организованном Музеем-усадьбой Л. Н. Толстого "Ясная Поляна" совместно с компанией "Google". Впервые в мире семьсот человек из разных городов и стран в прямом эфире за тридцать часов прочли знаменитый роман "Анна Каренина".
25 сентября 2015 года участвовала в театрализованных онлайн-чтениях произведений А. П. Чехова "Чехов жив".
Интересные факты
Одной из работ Оксаны была должность секретаря-машинистки в Московском доме моды Вячеслава Зайцева. Затем ей довелось побывать бригадиром детских манекенщиц в Доме моделей на Кузнецком мосту и даже уборщицей в "Театре моды" Лидии Соселии.
Интервью
О мечте стать дрессировщицей:
"Я вообще всю жизнь мечтала быть дрессировщицей. Моей настольной книгой была книга Ирины Бугримовой. Это была первая женщина-дрессировщица, по-моему, она была даже занесена в книгу рекордов Гиннесса как первая женщина-укротительница диких кошек. Я себя видела в этом качестве, при этом я понимала, что всему миру я попытаюсь доказать, что можно и нужно находить контакт с животными и совершенно не обязательно вступать с ними в какой-то конфликт и доказывать, что человек сильнее и круче, чем животное. То есть я даже разрабатывала некую теорию, которую я собиралась проверить на практике – каким образом с тиграми можно дружить. И, в общем, это была достаточно серьезная мечта, потому что вплоть до 14 лет, пока я не переехала в Москву, я уже поработала в зоопарке, я ухаживала за тигрятами… Ну, как-то я двигалась в этом направлении. А потом мама вышла замуж, и я вынуждена была переехать в Москву. В Москве несколько другие цирки и несколько другие люди, и несколько другая атмосфера. И, в общем, мечту о цирке вытеснила другая мечта – вернуться обратно в Одессу".
О секретах женской красоты:
"Уверенность в себе. Это в первую и в последнюю очередь, все остальное сопутствующие товары. Мужчины чувствуют именно уверенность, они не обращают внимания на внешний вид, как некоторые привыкли думать... Мужчины нас по-другому считывают. В кино есть такое понятие "золотое сечение", это когда черты лица идеально расположены по отношению друг к другу. Так вот есть женщины, у которых это "золотое сечение" напрочь отсутствует и фигура у нее не та, о которой многие мечтают, но то, как она себя преподносит, как она себя ощущает, говорит о том, что у нее все в порядке. И мужчины именно к таким тянутся, потому что все мы тянемся к гармоничным людям, которые распространяют положительную энергию вокруг".
О таланте:
"Я верю, что каждый из нас наделен своим талантом – это мое просто железобетонное убеждение. И талант нужно реализовать. Открыть в себе возможность творить, чем бы мы ни занимались: творчество в любом деле возможно. Иначе и денег не будет, и счастливыми мы не станем. Так я это вижу, в это я верю. Ведь если нет денег – то их же нет по какой-то причине? И возможно, это просто испытание, знак того, что пора перестать метаться и биться в закрытую дверь, а вместо этого присесть перед открытым окном и подумать: чего я на самом-то деле хочу? И еще одно: если человек сердится, если ему кажется, что он один такой несчастный, а все вокруг счастливые, то лучше не станет. Так он только притягивает негатив".
Главный посыл в жизни:
"На эту тему мне очень понравилось высказывание Мадонны. В одном из интервью ее спросили, чтобы она со своими знаниями, опытом, философией изменила бы, если бы смогла вернуться в свои двадцать лет. Мадонна ответила, что сказала бы себе единственную фразу, которой придерживалась бы всю жизнь: "Никогда ни к чему не относитесь серьезно".
Награды и номинации:
- 2006 — номинации на премию "MTV Russia Movie Awards" "Лучшая женская роль" и "Лучший поцелуй" (с Константином Хабенским) (фильм "Статский советник")
- 2011 — номинация на премию "Белый слон" Гильдии киноведов и кинокритиков России за "Лучшую главную женскую роль" (фильм "Огни притона")
- 2012 — приз "За лучшее исполнение женской роли" V Чебоксарского международного кинофестиваля (фильм "Огни притона")
- 2012 — номинация "За лучшую женскую роль" национальной кинематографической премии "Ника" (фильм "Огни притона").
По материалам Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, kinopoisk.ru, ok-fandera.narod.ru, uznayvse.ru, peoples.ru, 24smi.org, vokrug.tv, stuki-druki.com, lifeactor.ru, mega-stars.ru, syl.ru, glamour.ru, psychologies.ru.
Фильмография: Актриса
- Салют-7 (2017)
- Неуловимые (2017)
- Свидетели-2 (2017)
- Чудотворец (2014)
- Новогодний рейс (2014)
- Городские шпионы (2013)
- Брут (2013)
- Соловей-разбойник (2012)
- Пока ночь не разлучит (2012)
- Долина роз (2011)
- Огни притона (2011)
- Про любоff (2010)
- Глубина (2010)
- Каменная башка (2008)
- Красный жемчуг любви (2008)
- Казароза (2005), сериал
- Статский советник (2005)
- Ландыш серебристый (2004), сериал
- Третий вариант (2003)
- Одиночество крови (2002)
- В движении (2002)
- Шатун (2001)
- Ведьма (2001)
- Клеопатра (2001)
- Гончарова (2001)
- Черная комната (2000), киноальманах
- Витрина (2000)
- Дрянь хорошая, дрянь плохая (1998)
- На углу, у Патриарших... (1995), сериал
- Дураки умирают по пятницам (1990)
- Сталинград (1989)
- Зима в раю (1989)
- Утреннее шоссе (1988)
- Корабль (1988)
- Приключения Электроника (1979)