Артем Васильев
Смотрим
В видео
Биография
Артем Васильев родился в Казахстане. В 1980 году семья будущего композитора переехала в Москву.
Занятия музыкой Артем начал в возрасте 12 лет под руководством Григория Ивановича Шатковского. В 1995 году с отличием окончил теоретическое отделение музыкального училища им.Гнесиных, где учился композиции у профессора Юрия Воронцова и электроакустической музыке у Алексея Киселева. В этом же году поступил в Московскую Государственную Консерваторию имени П.И.Чайковского на факультет композиции и продолжил занятия в классе профессора Воронцова.
В 1995 году музыкант прошел стажировку по электроакустической музыке в Институте экспериментальной музыки во французском Бурже, а в 1997-м - в электронной студии Венгерского радио в Будапеште. В 1999-м стажировался на отделении электроакустической музыки в Бирмингемском университете.
В 2000 году Артем Васильев с отличием окончил композиторское отделение Московской Консерватории и продолжил обучение в ее аспирантуре. С 1997 по 2000 год преподавал основы электронной музыки и музыкальную информатику в училище им. Гнесиных. С 1998 по 2001 год стал педагогом там же, в Российской академии им. Гнесиных, но на отделении звукорежиссуры. В 2000-м участвовал в создании курса электронной композиции в Московской Консерватории.
В 2001-м музыкант был принят в Союз Композиторов России, а также награжден грантом президента России по рекомендации гильдии композиторов при Союзе Кинематографистов. Тогда же стал стипендиатом Королевской Музыкальной Академии в Лондоне, где с отличием окончил курс MMus Composition, получив звание Master of Music, а также по программе PHD (Doctor of Philosophy in Composition) в классе профессора Брайана Илаеса.
С 2005 года Артем Васильев работает преподавателем музыкальных технологий в Королевской Музыкальной Академии. Среди сочинений композитора есть работы как для традиционных акустических инструментов (камерная и симфоническая музыка), так и электроакустическая музыка. Две пьесы "Пути" и "Жесты" получили призовые места на 23-м и 25-м международных конкурсах электроакустической музыки во французском Бурже.
По возвращении из Лондона в Москву в 2010 году Артем Васильев совмещал творческую деятельность с работой в компании YAMAHA Music Russia до 2016 и на канале Общественное Телевидение России.
Сочинения композитора исполнялись на концертах современной музыки в Московской консерватории, на фестивалях "Московская осень", "Возвращение", "Московский Форум", a также на фестивалях современной музыки в Европе и США, были выпущены на CD компаниями BMG, Black Box Music, Quartz Music, Electroshock Records, Preiser Records.
В мае 2005-го в Peacock Theatre West End в Лондоне состоялась премьера балета "Кентервильское привидение" по заказу The London Children’s Ballet Company, в мае 2007-го и апреле 2013-го в этом же театре с успехом прошел второй балет "Таинственный Сад", написанный для этой компании.
В декабре 2016-го в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета состоялась премьера балета "Снежная королева" в постановке Вячеслава Самодурова.
Совместно со студией Игоря Матвиенко в 2013-2014 годах композитор участвовал в создании музыки к церемониям открытия и закрытия Зимних олимпийских игр в Сочи.
В 2018-м на экраны выходит исторический сериал "Годунов", музыку для которого написал Артем Васильев. Актерский состав картины по-настоящему "звездный": Сергей Безруков, Андрей Мерзликин, Светлана Ходченкова, Анна Михалкова, Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Кирилл Зайцев. Историческую сагу о семье Годуновых, которая охватывает большой период, со времени правления Ивана Грозного до восшествия на престол Михаила Романова снял кинорежиссер Сергей Андрианов.
Сочинения
- Пути для электроники (1996)
- Жесты для кларнета и магнитофонной ленты (1997)
- Трио для виолончели, баяна и ударных (1998)
- Пять пьес для фортепиано соло (1998)
- Пять пьес для скрипки и фортепиано (1998)
- Game Over для гобоя, скрипки и фортепиано (1998)
- MODES для электровиолончели и живой электроники (1998)
- Story 1 для скрипки и электроники (2000)
- Vivere memento для оркестра (2000)
- В золотой клетке для альта и фортепиано (2001)
- Konzertique для гобоя, струнного оркестра и фонограммы (2001)
- Cadenza для струнного оркестра (2001)
- Из песни для хора a capella (2002)
- Z-Time для камерного ансамбля (2002)
- Poles apart для электроакустики (2002)
- Иллюзии и проекции для камерного ансамбля (2003)
- Spiral Dive для камерного ансамбля (2003)
- Stanza для органа и валторн (2005)
- Концертный дуэт для альта и виолончели (2005)
- Кентервильское привидение, балет, по ОУайльду, пост Дейвида Филдинга (2005)
- Три этюда для фортепиано (2006)
- Лезгинка для контрабаса соло (2006)
- Perpetual lamentations для фортепианного квинтета (2006)
- Диптих для блок-флейты соло (2006)
- Valere Iubere для блок-флейты и струнного оркестра (2006)
- Con rimpianto для виолончели, камерного ансамбля и электроники (2007)
- Neatham Mill Rhapsody для струнного трио (2007)
- Таинственный Сад, балет в 2-х актах, либретто Lucille Briance, хореография Christine Sundt (2007)
- 10 простых ответов для 10 тромбонов (2008)
- А кто здесь кукла Who’s the puppet для аккордеона (2008)
- Прелюдия и постлюдия для струнного квартета (2009)
- Чарли и Мария, балет в 2-х актах, либретто Арт Уиллер (2010)
- Вологодские кружева для симфонического оркестра и фонограммы (2011)
- Подражание Joby Talbot для гобоя, скрипки и фортепиано (2014)
- Снежная королева, балет, по Г.Х.Андерсену, либретто и пост Вячеслав Самодуров (2016)
Призы и награды
- Премия "Золотой орел" за лучшую музыку к фильму - фильм "Экипаж" - 2017
- Номинация на премию "Золотой орел" Национальной Академии Кинематографических Искусств и Наук России за музыку к фильму "Воин" - 2015
- Номинация на премию "Золотой орел" Национальной Академии Кинематографических Искусств и Наук России за музыку к фильму "Weekend" - 2014
- Международный фестиваль исторического кино "Угра" - Приз за лучшую музыку в фильме - "Тайна темной комнаты" - 2014
- Международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня" - Приз за лучшую музыку в фильме российской конкурсной программы - "Тайна темной комнаты" - 2014
- Приз Фонда Артура Блисса - 2006
- Приз Мортимер 2006 - Объединение "Друзья Лондонской Королевской Академии Музыки" - 2006
- Приз Мортимер 2005 - Объединение "Друзья Лондонской Королевской Академии Музыки" - 2005
- Приз Пуллен - Лондонская Королевская Академия Музыки - 2002
- Приз Моско Карнер - Лондонская Королевская Академия Музыки - 2001
- Приз фонда ансамбля Синфониетта Кёльн и концертного агентства Беккер - 2000
- Первая премия в номинации in Residence, 25 Конкурс Электроакустической Музыки г. Бурж, Франция - 1998
- Почетная премия в номинации in Residence, 24 Конкурс Электроакустической Музыки г. Бурж, Франция - 1997
- Первая премия в номинации in Residence, 23 Конкурс Электроакустической Музыки г. Бурж, Франция - 1996
Вступление в профессиональные организации
- Правление гильдии композиторов в Союзе Кинематографистов России - 2015
- Союз Кинематографистов России - 2014
- Российское Авторское Общество - 2012
- Mechanical Copyright Protection Society MCPS - 2005
- Performance Rights Society PRS - 2002
- Society For Promoting New Music SPNM - 2002
- British Academy of Composers and Songwriters - 2002
- Союз Композиторов России, Союз Композиторов Москвы - 2001
- Российская Ассоциация Электроакустической Музыки, Международная Ассоциация Электроакустической Музыки ICEM, UNESCO - 1995
Педагогическая деятельность и работа в смежных областях
- Музыкальный продюсер - Телеканал "Общественное Телевидение России" c 2013 по настоящее время
- Руководитель проектов, отдел профессионального оборудования - YAMAHA Music LLC Russia с 2011 по 2016
- Старший преподаватель по классу креативных технологий - Королевская Академия Музыки Лондон 2008-2010
- Аранжировщик, специалист по оркестровому программированию - издательство Schott Music, компания Artemis Music Лондон 2007-2010
- Преподаватель инструментоведения, оркестровки и компьютерной нотации - Королевская Академия Музыки Лондон 2006-2010
- Оркестровщик музыки к кинофильмам - компании Manners McDade, Air-Edel, Revolution Films Лондон 2006-2010
- Музыкальный редактор, специалист по компьютерному нотному набору - издательства Schott Music и Chester Music Ltd Лондон 2005-2010
- Преподаватель по классу креативных технологий - Королевская Академия Музыки Лондон 2006-2008
- Ассистент-преподаватель по классу музыкальных технологий - Королевская Академия Музыки Лондон 2005-2006
- Научный ассистент в лаборатории креативных технологий - Королевская Академия Музыки Лондон 2003-2006
- Ассистент-преподаватель по классу инструментоведения, оркестровки и компьютерной нотации - Королевская Академия Музыки Лондон 2002-2006
- Частная преподавательская деятельность по предметам композиция, музыкальные технологии, теория музыки, импровизация, оркестровка, сольфеджио Лондон 2001-2006
- Приглашенный лектор по классу композиции - Langley Park School for Boys Beckenham, Kent, Великобритания 2003
- Разработчик курса электронной композиции - Московская Государственная Консерватория им. Чайковского 2001
- Преподаватель курса "Музыкальные программы" - отделение звукорежиссуры Российской Академии Музыки им. Гнесиных Москва 1998-2001
- Преподаватель курса "Аранжировка" - Московская школа диджеев при Российской Академии Музыки им. Гнесиных Москва 1999-2000
- Ассистент-преподаватель композиции - отделение педагогической практики, Московская Государственная Консерватория им. Чайковского 1998-2000
- Преподаватель музыкальной информатики и компьютерной музыки - Государственное Музыкальное Училище им. Гнесиных Москва 1997-2000
- Частная преподавательская деятельность по предметам композиция, музыкальные технологии, теория музыки, импровизация, оркестровка, сольфеджио Москва 1993-2001
- Ассистент-преподаватель экспериментального курса импровизации и творческого развития - отделение педагогической практики, Российская Академия Музыки им. Гнесиных Москва 1993-1996
- Ассистент-преподаватель курса истории музыки - отделение педагогической практики, Государственное Музыкальное Училище им. Гнесиных Москва 1993-1995
- Ассистент-преподаватель курса сольфеджио - отделение педагогической практики, Государственное Музыкальное Училище им. Гнесиных Москва 1993-1994
- Ассистент-преподаватель курса фортепиано - отделение педагогической практики, Государственное Музыкальное Училище им. Гнесиных Москва 1992-1994
Интервью
Что такое саунд-трек
"Саундтрек - это некая совокупность оригинально написанной музыки и песен. Например, к фильму "Воин" музыкальный продюсер подобрал 11 песен. Там звучала очень разная музыка известных групп, например Дельфина, “Мумий Тролля", "Сплина". И были эпизоды, для которых я писал оригинальную музыку. Станислав Сергеевич Говорухин, с которым мне довелось работать, говорит, что для него вся мелодическая яркость должна быть сконцентрирована в песнях. В этом смысле его картина "Вертикаль" 1967 года с песнями Владимира Высоцкого и музыкой Софьи Губайдулиной была взглядом в будущее. Этот принцип работы Говорухина оказался пророческим, сейчас распространен именно такой подход. Вся яркость, выразительность - песням, а тонкая эмоциональность - специально написанной музыке."
Что такое саунд-дизайн
"Мы получили колоссальные средства, которые расширили выразительные возможности. Музыка, которую мы можем делать сегодня посредством синтезаторов, звуковых компьютеров, шумовые эффекты, стала сливаться с искусством саунд-дизайна, а это совершенно отдельная область. Саунд-дизайн - это взрывы, шумы, которые составляют свою самостоятельную партитуру. Кстати, это особенно заметно в фильме "Экипаж", потому что сцены катастроф очень насыщены разными взрывами, тресками. Тем более, новая технология Dolby Atmos, использованная в картине, позволяет сделать это на 100 каналов. С другой стороны, киномузыка в целом поддается влиянию звуковых эффектов. В исторической драме "Викинг", над которой мы работали с композитором и продюсером Игорем Матвиенко, у автора фильма была идея создавать музыку из шумов: звонов подков, скрипа седла и т.д."
О настоящем
"Мы с коллегами из Гильдии композиторов Союза кинематографистов сейчас объединились и хотим вернуть звучание живого оркестра в кино. Потому что нельзя заменить звучанием электронного робота живой инструмент. Ведь общее впечатление складывается из энергетики каждого живого исполнителя. Иногда продюсеры в рамках небольшого бюджета довольствуются компьютерными фонограммами, которые имитируют оркестр. И фильмы, конечно, многое теряют. Если ограничен бюджет, то я тогда работаю средствами электронной музыки как таковой."
По материалам kino-teatr.ru, wikipedia.org, artemvassiliev.com.
Фильмография. Композитор
- На Париж (2018)
- Короткие волны (2018)
- Годунов (2018), сериал
- Со дна вершины (2017)
- Сальса (2017), сериал
- София (2016), сериал
- Опасные каникулы (2016)
- Экипаж (2016)
- Конец прекрасной эпохи (2015)
- Воин (2015)
- Вакантна жизнь шеф-повара (2015)
- 72 часа (2015)
- Уик-энд (2013)