Валентина Панина
Смотрим
Биография
Валентина Панина родилась в послевоенные годы в Сибири, там же прошли ее детство и юность. Об этом времени актриса вспоминает: "Я родилась в Омске в 1946-м. Мы жили там сложно. Сначала ютились в бараке в одной комнате вместе с папиным братом, который после войны тоже с детьми к нам приехал. Жили в бывшей конюшне.
Родители мои были людьми очень светлыми. У них было настоящее предназначение — помогать людям. Мама и папа всю жизнь сохраняли между собой очень теплые отношения. Они не были людьми творческих профессий в привычном понимании. Папа — врач, мама — сначала фельдшер, потом учитель русского языка и литературы, но у них были творческие отношения, и они не переставали быть друг для друга интересными".
Валя оказалась очень музыкальным ребенком, к тому же обладательницей прекрасного голоса. Родители отдали ее в музыкальную школу, которую она успешно окончила.
Однако поначалу ни музыкантом, ни актрисой Панина не собиралась становиться. Позже в одном из интервью она рассказывала: "Пошла по маминым стопам - в пединститут. И вот там я попала в студенческий театр. Я погрузилась в новый для себя мир, влюбилась в театральную атмосферу".
Так пришла идея поехать в Москву и попробовать поступить в театральный. Удача улыбнулась талантливой сибирячке – она стала студенткой Московского театрального училища имени М. С. Щепкина (курс Виктора Ивановича Коршунова).
"Мама была в шоке: "куда, зачем?" - признается артистка. - Она после моего поступления в Москву приехала, была всерьез обеспокоена тем, что я погружусь в столичную богему. Родители боялись, что все это актерство мне голову снесет. Они не знали, что я окажусь крепким орешком".
Театр
В 1968 году Валентина Панина окончила "Щепку", но от предложения остаться в столичном Малом театре отказалась. Оказывается, она всегда мечтала жить и работать в Ленинграде. Переехав в северную столицу, актриса устроилась на работу в любимую Александринку (Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина). На протяжении 23 лет Панина вместе с Бруно Фрейндлихом выходили на знаменитую петербургскую сцену в спектакле "Элегия". Это история о взаимоотношениях русской актрисы Марии Савиной и Ивана Тургенева.
Через шестнадцать лет артистка была принята в труппу Ленинградского театра имени Ленинского Комсомола (ныне "Балтийский Дом"). А с 1988 года стала ведущей актрисой Театра имени Комиссаржевской. Здесь она занята как в классическом репертуаре, так и в спектаклях по пьесам современных драматургов.
О своей театральной карьере актриса рассказывает: "Я любила и люблю театр Пушкина, в котором прошла моя молодость. Там я играла роли, от которых во многом зависел спектакль. Потом был театр Ленком, куда я пришла с надеждой, любовью и верой в то, что я нужна и многое могу. Но не сложилось. А в театр им. В.Ф. Комиссаржевской меня позвал Рубен Сергеевич Агамирзян, и я ему буду благодарна всю жизнь. Здесь у меня возникло чувство свободы, независимости, при том что все мы, артисты, безумно жадные до работы. Еще поняла, что можно быть свободной, тут никто тебя не заставляет думать иначе, чем сама думаешь. Существует свобода и радость совместного творчества при разных результатах – и при удаче, и при неудаче".
Талантливую и обаятельную артистку, обладательницу незаурядной внешности, музыкальности, красивым голосом, можно увидеть и на сценах ряда других театров, а также в антрепризе. Панина много и плодотворно работает в жанре мелодекламации, в музыкальных моноспектаклях. Одна из последних ее работ в этом направлении - спектакль по песням Клавдии Шульженко "Я возвращаю ваш портрет".
Театральные работы
Ленинградский театр драмы им. Пушкина:
- "Много шума из ничего" У. Шекспира — Беатриче
- "Горячее сердце" А. Островского — Параша
- "Зеленая птичка" К. Гоцци (реж. Н. Шейко) - Помпея
- "Артем" - Фроська-солдатка
- "Элегия" П. Павловского — Мария Савина
- "Моя любовь Электра" Л. Дюрко — Электра
Ленинградский государственный театр эстрады:
- "Ужасные родители" Ж. Кокто (постановка Г. Егорова) - Мадлен
- "Не говори, прощай" Г. Мамлина (постановка Г. Егорова) - Вера Петровна
- Ленинградский государственный театр им. Ленинского комсомола:
- "Процесс" Э. Манн, по сценарию фильма "Нюрнбергский процесс" (постановка Г. Егорова, режиссер В. Ветрогонов) - фрау Бертхольд
- "Тамада" А. Галина (постановка Г. Егорова, режиссеры И. Стручкова, В. Тыкке) - Ирина Минелли
- "Овод", рок-мюзикл А. Колкера и А. Яковлева (постановка Г. Егорова, режиссер В. Тыкке) - Джемма
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской:
- "Библиотекарь" А. Галин - Инна Сергеевна
- "Максим в конце тысячелетия" Л. Зорин - Александра
- "Лакейские игры" Э. Брагинский - Крутилина
- "Робеспьер" Р. Роллан - Ж. Фуше
- "Притворщики" Э. Брагинский, Э. Рязанов - Балакина
- "Полоумный Журден" М. Булгаков - Доримена
- "Французские штучки" Ж.Ж. Брикер, М. Ласег - Матильда Ласбри
- "Убийство Гонзаго" Н. Йорданов - Елизавета
- "Обитель теней" Б. Стейвис - Жозефина
- "Сны Изабеллы Кей" И. Лейтнер - Память
- "Кин IV" Г. Горин - Эми
- "Рике с хохолком" К. Ласкари - Карменсита
- "Антигона в Нью-Йорке" Я. Гловацкий - Антигона
- "Приглашение в замок" Ж. Ануй - Мать
- "Игрок" Ф. Достоевский - Бабушка
- "Чествование" Б. Слэйд - Глэдис
- "Козий остров" Уго Бетти - Агата
- "Юмор висельника" Дж. Ричардсон - Люси, Марта
- "Вор в раю" Э. Де Филиппо - Кармелла
- "Шут Балакирев" Г. Горин - Анисья Кирилловна
- "Тезка Швейцера" В. Шендерович - Агуня
- "Крейцерова соната" Л.Н. Толстой - Дама, жена Пожилого господина
- "Страсти по дивану" М. Тульчинская - 3-я женщина
- "Невольницы" А. Островский - Марфа
- "Дни Турбиных" М. Булгакова — Елена Тальберг
- "С тобой и без тебя" А. Менчелл (реж. В. Гришко)
- "Тартюф" Мольера — Эльмира
Петербургский театр "Русская антреприза" имени Андрея Миронова:
- "Фантазии Фарятьева" А. Соколовой (реж. Ю. Цуркану) — Мать
- "Наследник Лаптев" А. Хмелика (реж. В. Каминский) — Скрипицына
Театр "Приют комедианта":
- "Тетка Чарлея из Бразилии" Б. Томаса (реж. В. Минков)
Мариинский театр:
- "Моя прекрасная леди" Б. Шоу (мюзикл, реж. Р. Карсен)
Кинематограф
Кинокарьера актрисы началась в 1970 году с роли Елизаветы Петровны в исторической ленте Юрия Швырева "Баллада о Беринге и его друзьях". Затем ей довелось сыграть императрицу Александру Федоровну – жену Николая I – в романтической ленте Владимира Мотыля "Звезда пленительного счастья" с Ириной Купченко и Алексеем Баталовым.
В 80-е годы артистка много играла в фильмах-спектаклях, параллельно снимаясь в полнометражных лентах. Среди ее ролей: Рита Лаврова (мама Сережи) в драме Николая Лебедева и Эрнеста Ясана "В моей смерти прошу винить Клаву К.", Леди Хаксли в знаменитых "Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона" Игоря Масленникова, ведущий инженер Ирина Анатольевна Румянцева в картине Владимира Шределя "Личная жизнь директора", Добрая волшебница в экранизации Надеждой Кошеверовой сказок Шарля Перро "Ослиная шкура", заведующая выставкой коллекции Глюкина в мелодраме Ростислава Горяева "Будни и праздники Серафимы Глюкиной" и другие.
В новом тысячелетии поклонники творчества актрисы могли увидеть ее в многочисленных сериалах: "Линии судьбы" Дмитрия Месхиева, "Одна тень на двоих" Алексея Козлова, "Улицы разбитых фонарей-7" Владимира Нахабцева, "Татьянин день" Михаила Мокеева, "Чужое гнездо" Дениса Карро.
В последние годы Валентина Панина появляется преимущественно в возрастных ролях. Ее героини – мамы, бабушки, врачи, соседки и т.д. Актриса продолжает активно сниматься в разножанровых проектах, но основу ее кинематографического творчества составляют мелодрамы. Так, в фильме Владимира Шевелькова "Любовь под надзором" она сыграла Демидову, в картине "Дом спящих красавиц" Сергея Комарова – бабушку главного героя Павла.
"Челночницы"
В популярной социальной мелодраме Юлии Красновой "Челночницы" актрисе довелось сыграть Ларису Сергеевну – мать Михаила Родионова. Ее экранным сыном стал Константин Юшкевич.
Согласно сюжету, Ольга Родионова (Мария Порошина) и Светлана Лютая (Елена Панова) – жены офицеров и лучшие подруги. У них прекрасные мужья и дети. Они живут в небольшом военном городке и вполне счастливы.
Но пришли 90-е: взлет цен, задержки зарплат, повальные сокращения. Ольге срочно понадобились деньги на лекарство для дочери, а Светлане пришлось выплачивать кредит, чтобы спасти мать от потери дома. Подруги, скрепя сердце, решили пойти торговать на рынок.
Но, не зная ни местных порядков, ни людей, которые там заправляют, неопытные женщины только ухудшили свое положение: нажили врагов и новые неподъемные долги.
Хозяйка челночного бизнеса, Зоя Викторовна (Ирина Розанова), предлагает Ольге и Свете работать на нее. Всего за несколько поездок в Турцию или Польшу челночницы смогли бы не только расплатиться по счетам, но и быстро заработать деньги, каких не получали еще никогда. Героини вынуждены согласиться.
Вместе с новыми знакомыми – медсестрой Алисой (Зоряна Марченко) и племянницей Зои – бывшей балериной Эллой (Светлана Иванова), Ольга и Светлана начинают новую жизнь, полную опасностей, риска и азарта. Им приходится постоянно сталкиваться с криминальным бизнесом и платить за любую ошибку слишком дорогой ценой. Каждая из них не раз пожалела, что стала челночницей. Но сдаваться они не собираются.
В 2018 году вышло продолжение интригующей истории о том, как выжить в непростое время, не потерять любовь и найти счастье. Над новыми сериями "Челночниц" Юлия Краснова работала в содружестве с Сергеем Красновым.
"Челночный период" в жизни героинь завершен, и на рынок они возвращаются уже в ином статусе. Но не надо забывать, что это по-прежнему 90-е. В ходу бандитские разборки и драки, то нагрянет наркоконтроль, то милиция. Почивать на лаврах девчонкам не дадут, и им по-прежнему предстоит тащить все на себе", – рассказал о сюжете режиссер Серей Краснов.
Всего в фильмографии актрисы более семи десятков разнохарактерных ролей.
Озвучивание: Радио
В 70-е годы Валентина Панина работала на радио. "На радио я доиграла то, что упустила в кинематографе и на сцене", - признается она. На протяжении десяти лет артистка принимала участие в записи передачи "Страницы истории".
В 1977 году Панину пригласили на озвучивание Зиночки – героини Эвы Шикульски – в мелодраме Ильи Авербаха "Объяснение в любви". Позже голос актрисы можно было услышать в документальных лентах "Настанет свой черед" и "Запоздавшая премьера". Также на ее счету озвучка российско-американской биографической ленты "Молодая Екатерина" с Джулией Ормонд, Франко Неро, Максимилианом Шеллом, Николаем Лавровым и Юлианом Макаровым.
Интервью
О профессии
"Эта профессия позволила мне увидеть мир, увидеть страну, в которой я живу, увидеть людей, многое понять, познать, ощутить себя в разных временах и разных пространствах".
"Когда на сцене знаешь, что делаешь, когда это рождено вместе путем репетиций, поисков, то в театре идет высвобождение после очень трудной работы – такие моменты были в моей жизни, эти счастливые моменты, когда возникало ощущение раздвоенности твоей работы: ты одновременно что-то делаешь, и наблюдаешь, что делаешь.
А в кино как с обрыва – там такого времени, как в театре, не дается. Очень часто возникает зажим неосознанный – не понимаешь, что надо, не совпадает твое ощущение роли с тем, чего хочет режиссер. А когда совпадает и идет – ух, как прыжок с 10-метровой вышки, и получается творческое плавание и "в воде", и "под водой" – наслаждение!"
"Актеров много, а хороших ролей мало. Это зрителю подмостки видятся огромными. На самом деле, сцена не может быть больше актерского сердца. Актерское сердце - раскаленная сцена. Сердце работает без суфлеров. Сильно преувеличена связь критики с актерским миром. За пределами актерской души не ищите теории театра. Теория театра пишется актерской кровью".
"Я к профессии отношусь с трепетом, нежностью и огромной любовью. И я закрывала дверь к себе, к своему сердцу в ту же секунду, как заканчивались съемки или репетиции".
"В моей актерской судьбе не было многих великих писателей и драматургов. Классика, о которой я мечтала, как-то прошла мимо меня. Но я рада, что мне посчастливилось выступать на одной сцене с Меркурьевым, Толубеевым, Екатерининским, Адашевским…"
О ролях
"Я люблю их все, даже те, которые были неудачные, потому что в каждой из них я делала все, что могла. Но есть спектакли, которые сформировали меня не только как актрису, но и как человека. Это, конечно, "Элегия" в Александринском театре в постановке Ильи Сауловича Ольшвангера. Встречи с ним и Бруно Артуровичем Фрейндлихом для меня были каким-то счастьем невероятным, которое запомнилось на всю жизнь".
О театре
"Во-первых, театр - это школа взаимоотношений с людьми. Со всеми, кто здесь работает. Мы вместе делаем одно дело, каждый. Если это делать с любовью, с приятием, но с достоинством, это хорошо, до слез хорошо. А еще театр – это школа жизни. Я считаю, все школьники для себя откроют тогда, что такое семья, как надо дружить. Будете актерами, нет – не важно. Вы сможете свою жизнь сделать творчеством, искусством, познанием себя и другого. Себя прощайте, других прощайте, идите навстречу".
"Если я раньше думала, что вся жизнь - это театр, а театр - это жизнь, то сейчас понимаю, что любая работа - это часть жизни".
"Для меня театр — как поэзия, это такое подкатывающее к горлу чувство, когда человек от красоты может заплакать".
Призы и награды
- 1979 - Лауреат Диплома Фестиваля драматического искусства СССР
- 1980 – Заслуженная артистка РСФСР
- 1983 - Лауреат Диплома Фестиваля драматического искусства СССР
- 2007 - Лауреат Приза зрительских симпатий Общества театралов
По материалам Википедии и сайтов: kinopoisk.ru, rusactors.ru, proartinfo.ru, teatrvfk.ru, alexandrinsky.ru, topspb.tv.
Фильмография: Актриса
- Дорога к счастью (2023), сериал
- Последняя неделя (2019), сериал
- Челночницы. Продолжение (2018), сериал
- Неопалимый Феникс (2018), мини-сериал
- Что и требовалось доказать (2016), сериал
- Челночницы (2016), сериал
- Маруська (2016), короткометражный
- Последний ход королевы (2015), мини-сериал
- Чужое гнездо (2015), сериал
- Запрет (2014)
- Условия контракта-2 (2013), сериал
- Легенда для оперши (2013)
- Дом спящих красавиц (2013)
- Двое с пистолетами (2013)
- Наружное наблюдение (2012)
- Мужчина во мне (2011), сериал
- Миллион до неба (2010)
- Прянички (2009)
- Жить сначала (2009), сериал
- Татьянин день (2007), сериал
- Любовь под надзором (2007)
- Защита против (2007), сериал
- Любовь как любовь (2006)
- Мой папа - сказочник (2006), короткометражный
- Улицы разбитых фонарей-7 (2005), сериал
- Одна тень на двоих (2005), сериал
- Алька (2005), мини-сериал
- Пираты Эдельвейса (2004)
- Новые приключения Ниро Вульфа и Арчи Гудвина (2004)
- Мангуст-2 (2004), сериал
- Мангуст (2003), сериал
- Линии судьбы (2003), сериал
- Воспоминания о Шерлоке Холмсе (2000)
- Чествование (1999), фильм-спектакль
- Синема, синема, или Неотвратимая весна (1999)
- Поживем – увидим (1997), сериал
- Музыка любви. Неоконченная любовь (1996)
- Все будет хорошо (1995)
- Только не уходи (1992)
- ЧП районного масштаба (1988)
- Убить дракона (1988)
- Будни и праздники Серафимы Глюкиной (1988)
- Мужские портреты (1987)
- Революцией призванный (1986), фильм-спектакль
- Полевая гвардия Мозжухина (1985)
- Счастливая, Женька! (1984)
- Без семьи (1984)
- Летаргия (1983)
- Следы остаются (1982), фильм-спектакль
- Ослиная шкура (1982)
- Фамильная реликвия (1981), фильм-спектакль
- Приглашение к жизни (1981), фильм-спектакль
- Личная жизнь директора (1981)
- 20 декабря (1981), мини-сериал
- Я - актриса (1980)
- Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона (1980), мини-сериал
- Крик гагары (1980)
- День на размышление (1980)
- Главный конструктор (1980)
- Под липой (1979)
- В моей смерти прошу винить Клаву К. (1979)
- Бал (1979), фильм-спектакль
- Открытая книга (1977-1979)
- Если я полюблю... (1976)
- Одиннадцать надежд (1975)
- Звезда пленительного счастья (1975)
- Метель (1972), фильм-спектакль
- Баллада о Беринге и его друзьях (1970)